Отношение базарова к родителям цитаты из текста
Обновлено: 06.11.2024
Отец Евгения Базарова управляет имением, принадлежащим его жене:
". В нашей же губернии, верст восемьдесят отсюда. У него там небольшое именьице. "
". и моего отца усадьбишка оттуда недалеко. "
". небольшая деревушка, где жили родители Базарова. Рядом с нею, в молодой березовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. "
Старик Базаров является простым человеком:
". простого штаб-лекаря. "
Он - редкий человек, по мнению его сына Евгения:
". Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать. "
Отец Базарова - хороший человек:
". Они у меня люди хорошие, особенно отец: презабавный. Я же у них один. "
Он является не строгим отцом:
". Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. "
Старик Базаров - сентиментальный мужчина:
Отец и мать Евгения Базарова живут небогато и просто:
". у меня здесь все по простоте, на военную ногу. "
". Весь его домик состоял из шести крошечных комнат <. > кожаный, кое где продавленный и разорванный, диван. "
". мы живем здесь, так сказать, на бивуаках*. " (бивуак - стоянка войск для ночлега)
". мы с тобой не Крезы и <. > у тебя не дворец. "
Василий Иванович - добрый человек:
". Вот тебе на! Презабавный старикашка и добрейший. "
". добродушнее хохотал. <. > его осчастливленный отец. "
Он является болтливым человеком:
". Такой же чудак, как твой, только в другом роде. Много уж очень болтает. "
". Василий Иванович <. > собирался было поболтать с ним, но Базаров тотчас его отослал. "
Отец Базарова старается не отстать от века:
". я стараюсь, по возможности, не зарасти, как говорится, мохом, не отстать от века. "
Старик Базаров является прогрессивным хозяином. Он перевел крестьян с барщины на оброк:
". я, например, не без чувствительных для себя пожертвований, посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу. Я считал это своим долгом, самое благоразумие в этом случае повелевает. "
Василий Иванович сам занимается своим огородом:
". А ты посмотри, садик у меня теперь какой! Сам каждое деревцо сажал. И фрукты есть, и ягоды, и всякие медицинские травы. "
". Василий Иванович. В бухарском шлафроке, подпоясанный носовым платком, старик усердно рылся в огороде. "
Василий Иванович Базаров любит природу:
". Василий Иванович повел всех в сад, для того чтобы полюбоваться красотою вечера. "
Старик Базаров любит философствовать:
". На сем месте я люблю философствовать, глядя на захождение солнца. "
". Ну, коли христианство не помогает, будь философом, стоиком, что ли! Ведь ты хвастался, что ты философ. "
Василий Иванович является скромным человеком:
". затерли бы меня, маленького человека. "
Старик Базаров много видел в жизни:
". мою военную, бивуачную жизнь, перевязочные пункты <. > Много, много испытал я на своем веку. Вот, например, если позволите, я вам расскажу любопытный эпизод чумы в Бессарабии. "
Старик Базаров любит и гордится своим сыном Евгением:
". не только боготворю его, я горжусь им. "
". Они тебя так любят. " (родители любят Базарова)
Василий Иванович не жалеет ничего для своего сына:
". рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания. "
". каждое утро, чуть свет, стоя о босу ногу в туфлях, он совещался с Тимофеичем и, доставая дрожащими пальцами одну изорванную ассигнацию за другою, поручал ему разные закупки. "
Отец и мать Базарова хорошо относятся друг к другу:
". Василий Иванович принял от лица руки и обнял свою жену, свою подругу, так крепко, как и в молодости ее не обнимал: она утешила его в его печали. "
Это был цитатный образ и характеристика отца Базарова в романе "Отцы и дети" Тургенева - одного из ярких второстепенных персонажей этого произведения.
Следующая цитата
Василий Иванович Базаров — персонаж романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Бывший полковой лекарь. Отец Евгения Базарова, главного героя произведения. Небогат. Управляет имением жены, столбовой дворянки. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей, но убежден, что «для человека мыслящего нет захолустья». Находясь в отставке, продолжает лечить людей, бесплатно помогая больным крестьянам. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.
Наиболее подробно Василий Иванович описывается в главах 20 — 21 произведения.
Цитатная характеристика:
Возраст
Василию Ивановичу — 61 год, то есть он родился в 1797–1798 году:
«…старик, шестьдесят второй год живу»— Глава XXI
Происхождение
Отец Базарова выходец из простого народа. В отличии от свей жены, Арины Власьевны, он не является потомственным дворянином:
«Впрочем, мне не в диво: я ведь плебей, homo novus [лат.: „новый человек"] — не из столбовых, не то, что моя благоверная»— Глава XXI. Василий Базаров о дворянском происхождении своей жены «Мой дед землю пахал, — с надменною гордостию отвечал Базаров. — Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника.»
— Глава X. Евгений Базаров, в споре с Павлом Петровичем
Василий Иванович является скромным человеком:
«Я хоть теперь и сдан в архив, а тоже потерся в свете — узнаю птицу по полету. Я тоже психолог по-своему и физиогномист. Не имей я этого, смею сказать, дара — давно бы я пропал; затерли бы меня, маленького человека.»— Глава XXI
Профессия
В прошлом Василий Иванович служил военным лекарем, и судя по всему служил в дивизии генерала Кирсанова — дедушки Аркадия Кирсанова:
— А отец его где живет? — В нашей же губернии, верст восемьдесят отсюда. У него там небольшое именьице. Он был прежде полковым доктором.— Тэ-тэ-тэ-тэ… То-то я все себя спрашивал: где слышал я эту фамилию: Базаров. Николай, помнится, в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?
— Кажется, был.
— Точно, точно. Так этот лекарь его отец. Гм! — Павел Петрович повел усами.
— Глава XXI. Из разговора Кирсановых «…а вас, господа, — прибавил он с какою-то старомодною игривостью, — позвольте попросить в кабинет к отставному ветерану»
— Глава V
За время службы он много где побывал и многое видел:
«Отставной штаб-лекарь, волату [вот и все (от фр. voilà tout)] ; теперь вот в агрономы попал. Я у вашего дедушки в бригаде служил, — обратился он опять к Аркадию, — да-с, да-с; много я на своем веку видал видов. И в каких только обществах не бывал, с кем не важивался! Я, тот самый я, которого вы изволите видеть теперь перед собою, я у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал! Тех-то, в южной-то армии, по четырнадцатому, вы понимаете (и тут Василий Иванович значительно сжал губы), всех знал наперечет. Ну, да ведь мое дело — сторона; знай свой ланцет [хирургический инструмент, аналог скальпеля] , и баста [довольно, достаточно] ! А дедушка ваш очень почтенный был человек, настоящий военный.»— Глава XX
Василий Иванович получил орден Святого Владимира за помощь в борьбе с чумой, вероятно во время вспышек заболеваний 1829 или 1837 года в Одессе:
«Много, много испытал я на своем веку. Вот, например, если позволите, я вам расскажу любопытный эпизод чумы в Бессарабии.— За который ты получил Владимира? — подхватил Базаров. — Знаем, знаем… Кстати, отчего ты его не носишь?
— Ведь я тебе говорил, что я не имею предрассудков, — пробормотал Василий Иванович (он только накануне велел спороть красную ленточку с сюртука) и принялся рассказывать эпизод чумы.»
— Глава XXI
Находясь в отставке Василий Иванович управляет имением жены, занимается садом и бесплатно лечит бедных крестьян:
«А ты посмотри, садик у меня теперь какой! Сам каждое деревцо сажал. И фрукты есть, и ягоды, и всякие медицинские травы. Уж как вы там ни хитрите, господа молодые, а все-таки старик Парацельсий святую правду изрек: in herbis, verbis et lapidibus [лат.: в травах, словах и камнях] … Ведь я, ты знаешь, от практики отказался, а раза два в неделю приходится стариной тряхнуть. Идут за советом — нельзя же гнать в шею. Случается, бедные прибегают к помощи. Да и докторов здесь совсем нет. Один здешний сосед, представь, отставной майор, тоже лечит. Я спрашиваю о нем: учился ли он медицине. Говорят мне: нет, он не учился, он больше из филантропии… Ха-ха, из филантропии! а? каково! Ха-ха! ха-ха!»— Глава XX «Одной бабе, которая жаловалась на гнетку — это по-ихнему, а по-нашему — дизентерию, я… как бы выразиться лучше… я вливал опиум; а другой я зуб вырвал. Этой я предложил эфиризацию… только она не согласилась. Все это я делаю gratis — анаматёр [даром (лат.), по-любительски (от франц. en amateur)] .»
— Глава XX
Бедняки благодарят его за помощь и расплачиваются чем могут, но, по-видимому, плата эта крайне несущественна:
«А баба, которая приходила жаловаться, что ее „на колотики подняло“ (значения этих слов она, впрочем, сама растолковать не умела), только кланялась и лезла за пазуху, где у ней лежали четыре яйца, завернутые в конец полотенца.»— Глава XXVII
Но возраст дает о себе знать, и Василию Ивановичу уже сложно справляться с лекарской работой:
Финансовое положение
Родители Евгения Базарова живут небогато и просто, но это скорее не от бедности, а от армейского аскетизма:
«Душевно рад знакомству, — проговорил Василий Иванович, — только уж вы не взыщите: у меня здесь все по простоте, на военную ногу.»— Глава XX
Они живут в небольшом доме из шести крошечных комнат. Недавно Василий Иванович также построил летний «флигелек» возле бани. При этом у Базаровых есть приказчик (помощник) Тимофеич и слуга Федька.
«Весь его домик состоял из шести крошечных комнат. Одна из них, та, куда он привел наших приятелей, называлась кабинетом. Толстоногий стол, заваленный почерневшими от старинной пыли, словно прокопченными бумагами, занимал весь промежуток между двумя окнами; по стенам висели турецкие ружья, нагайки, сабля, две ландкарты, какие-то анатомические рисунки, портрет Гуфеланда, вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом; кожаный, кое-где продавленный и разорванный, диван помещался между двумя громадными шкафами из карельской березы; на полках в беспорядке теснились книги, коробочки, птичьи чучелы, банки, пузырьки; в одном углу стояла сломанная электрическая машина.— Я вас предупредил, любезный мой посетитель, — начал Василий Иваныч, — что мы живем здесь, так сказать, на бивуаках [бивуак — стоянка войск для ночлега] …
— Да перестань, что ты извиняешься? — перебил Базаров. — Кирсанов очень хорошо знает, что мы с тобой не Крезы и что у тебя не дворец. Куда мы его поместим, вот вопрос?
— Помилуй, Евгений; там у меня во флигельке отличная комната: им там очень хорошо будет.
— Так у тебя и флигелек завелся?
— Как же-с; где баня-с, — вмешался Тимофеич.
— То есть рядом с баней, — поспешно присовокупил Василий Иванович. — Теперь же лето… Я сейчас сбегаю туда, распоряжусь; а ты бы, Тимофеич, пока их вещи внес.»
— Глава XX
Он уважает труд и считает, что во всем нужно полагаться на себя. Себя Базаров-старший сравнивает с древнеримским полководцем Квинкцием Цинциннатом, отошедшим от службы и обеспечивающим себя за счет огорода:
«…А я здесь, как видите, как некий Цинциннат, грядку под позднюю репу отбиваю. Теперь настало такое время, — да и слава богу! — что каждый должен собственными руками пропитание себе доставать, на других нечего надеяться: надо трудиться самому…»— Глава XXI
Он является прогрессивным хозяином. Так, еще до отмены крепостного права, он перевел крестьян с барщины на оброк — то есть, с принудительных работ, на выплату налога:
«…я, например, не без чувствительных для себя пожертвований, посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу. Я считал это своим долгом, самое благоразумие в этом случае повелевает, хотя другие владельцы даже не помышляют об этом: я говорю о науках, об образовании.»— Глава XX
Характеристика
Василий Иванович — набожный человек:
«…Василий Иванович не смел сознаться, что он сам пожелал молебна… Набожен он был не менее своей жены…»— Глава XXI «Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность, очень, по правде сказать, неприятная. Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу.»
— Глава XXVII
Он любит свою супругу, с которой прожил всю свою жизнь:
«Василий Иванович принял от лица руки и обнял свою жену, свою подругу, так крепко, как и в молодости ее не обнимал: она утешила его в его печали.»— Глава XXI
Старик Базаров любит философствовать из знаком с античными философами:
«На сем месте я люблю философствовать, глядя на захождение солнца: оно приличествует пустыннику. А там, подальше, я посадил несколько деревьев, любимых Горацием. "— Глава XXI «А ты, Василий Иваныч, тоже, кажется, нюнишь? Ну, коли христианство не помогает, будь философом, стоиком, что ли? Ведь ты хвастался, что ты философ?
— Какой я философ! — завопил Василий Иванович, и слезы так и закапали по его щекам.»
— Глава XXVII
Он считает, что «для человека мыслящего нет захолустья» и старается не отстать от века:
«Ты, Евгений, не думай, что я хочу, так сказать, разжалобить гостя: вот, мол, мы в каком захолустье живем. Я, напротив, того мнения, что для человека мыслящего нет захолустья. По крайней мере, я стараюсь, по возможности, не зарасти, как говорится, мохом, не отстать от века.»— Глава XX
О молодости Василия Ивановича почти ничего неизвестно, но в разговоре он обмолвился, что имел страсть к картам, и поплатился за это:
«Что было, то прошло. Ну да, я готов вот перед ними признаться, имел я эту страсть в молодости — точно; да и поплатился же я за нее!»— Глава XXI
Отношения с сыном
Василий Базаров любит и гордится своим сыном Евгением, и ничего не жалел для его воспитания:
«А я, Аркадий Николаич, не только боготворю его, я горжусь им, и все мое честолюбие состоит в том, чтобы со временем в его биографии стояли следующие слова: „Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания…“ — Голос старика перервался.»— Глава XXI
Базаров также говорит, что любит родителей:
— Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий.— Ты их любишь, Евгений?
— Люблю, Аркадий!
— Они тебя так любят!
— Глава XXI
Но так как Евгений не любит проявления чувств, отец старается сдерживать свои эмоции:
«Вы меня совершенно осчастливили, — промолвил он, не переставая улыбаться, — я должен вам сказать, что я… боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно — мать! но я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия; но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли?»— Глава XXI
Василий Иванович ничего не жалеет для своего сына:
«Василий Иванович уже не упомянул о том, что каждое утро, чуть свет, стоя о босу ногу в туфлях, он совещался с Тимофеичем и, доставая дрожащими пальцами одну изорванную ассигнацию за другою, поручал ему разные закупки, особенно налегая на съестные припасы и на красное вино, которое сколько можно было заметить, очень понравилось молодым людям»— Глава XXI
Он дает сыну полную свободу:
«Главное — свобода; это мое правило… не надо стеснять… не…»— Глава XXI
К колкостям сына Василий Иванович относится снисходительно:
«Придерживая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке и покуривая трубочку, он с наслаждением слушал Базарова, и чем больше злости было в его выходках, тем добродушнее хохотал, выказывая все свои черные зубы до единого, его осчастливленный отец.»— Глава XXVII
Евегений уважает родителей, и считает их хорошими людьми, особенно отца:
«Нет, надо к отцу проехать. Ты знаешь, он от *** в тридцати верстах. Я его давно не видал, и мать тоже; надо стариков потешить. Они у меня люди хорошие, особенно отец: презабавный. Я же у них один.»— Глава XI
Внешность
Василий Иванович Базаров был человеком высокого роста и худощавым:
«Аркадий вытянул голову из-за спины своего товарища и увидал на крылечке господского домика высокого, худощавого человека, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старый военный сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца.»— Глава XX
Внешне Василий Иванович Базаров сильно походил на своего сына Евгения, лицо которого было «длинное, худое, с высоким лбом»:
«Василий Иванович засмеялся и сел. Он очень походил лицом на своего сына, только лоб у него был ниже и уже, и рот немного шире, и он беспрестанно двигался, поводил плечами, точно платье ему под мышками резало, моргал, покашливал и шевелил пальцами, между тем как сын его отличался какою-то небрежною неподвижностию. "— Глава XX
По прибытию в родительский дом, Евгений отмечает, что за три года которые он провел в Петербурге, его отец сильно поседел:
«По непринужденности обращения, — заметил Аркадию Базаров, — и по игривости оборотов речи ты можешь судить, что мужики у моего отца не слишком притеснены. Да вот и он сам выходит на крыльцо своего жилища. Услыхал, знать, колокольчик. Он, он — узнаю его фигуру. Эге, ге! как он, однако, поседел, бедняга!»— Глава XIX
Из-за того что Василий Иванович курит трубку, его зубы потемнели и стали черными:
Следующая цитата
Евгений Васильевич Базаров — главный герой романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Молодой (около 30-ти лет) лекарь-студент, «разночинец» (интелегенты «разного чина и звания»), нигилист, отрицающий авторитеты и традиционные порядки.
Роль в сюжете
Евгений базаров является центральным персонажем романа «Отцы и дети»: он присутствует в большинстве сцен произведения, и именно его смертью заканчивается основное повествование.
В начале романа Базаров прибывает в поместье Кирсановых вместе со своим другом Аркадием Кирсановым. Здесь он знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем, и между ними сразу возникает неприязнь: Базаров относится к нигилистам не признающим авторитетов, и отрицающим традиции и устои, а Павел Петрович — представитель традиционного дворянства. Оба мужчины уверенны в себе и готовы отстаивать свое мнение. Между ними регулярно возникают яростные споры. Именно в этих спорах наиболее ярко выражено различия во взглядах на жизнь двух поколений — «отцов» и «детей».
Также в романе присутствует любовная линия Базарва и Одинцовой: нигилист, высмеивающий всяческое проявление чувств, влюбляется в молодую вдову Анну Одинцову, с которой познакомился на балу. Любовь к ней коренным образом меняет выраженность нигилизма у Евгения — он «уверовал» в любовь. Чем больше герой влюбляется в Анну Сергеевну, тем больше романтизма он в себе обнаруживает и тем сильнее злится на свою слабость. Девушка также симпатизирует ему, но их отношение не складываются, так как спокойствие для нее дороже любви.
Аркадий восхищающийся своим другом-нигилистом также влюбляется в Одинцову, и на фоне ревности к Базарову, выходит из-под его влияния. В итоге бывшие друзья расстаются на всегда.
Базаров возвращается в родительский дом. Здесь он работает лекарем, и однажды, при вскрытие трупа, заражается тифом. Он смертельно заболевает и вскоре умирает. Перед этим он посылает за Анной и прощается с нею.
Цитатная характеристика Базарова:
Происхождение
Евгений Базаров родился в российской глубинки в семье полкового лекаря Василия Ивановича Базарова и потомственной (столбовой) дворянки Арины Власьевны:
«Впрочем, мне не в диво: я ведь плебей, homo novus [лат.: «новый человек»] — не из столбовых, не то, что моя благоверная…»— Глава XXI. Василий Базаров о дворянском происхождении своей жены
Сам Евгений не является дворянином, так как дворянство только по отцовской линии. Есть вероятность, что он мог получить дворянство благодаря службе отца, но в романе подчеркивается, что он «разночинец», то есть интеллигент не принадлежащий к дворянству, и сам себя не относит к простым людям:
«Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно — нам других подавай!»— Глава XXVI. Базаров, Аркадию
При этом Базаров гордится своим простым происхождением:
«Мой дед землю пахал, — с надменною гордостию отвечал Базаров. — Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника.»— Глава X. Базаров, в споре с Павлом Петровичем
Дворянских черт нет и в его поведении:
«…чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает.»— Глава XXIII. Ощущения Фенечки
Он уверен, что может на равных общаться с простыми мужиками, хотя, на самом деле, мужики воспринимали его барином, «чем-то вроде шута горохового»:
«Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового. »— Глава XXVII
А вот слуги помещиков воспринимали его своим:
«Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин.»— Глава X
Образование
Базаров пошёл по стопам отца и 3 года учился в Петербурге, изучал естественные науки и хотел в будущем году держать экзамен на доктора:
— Главный предмет его — естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора.— А! он по медицинскому факультету, — заметил Николай Петрович и помолчал
— Глава III
Примечательно, что в отличии от своего друга Аркадия он не мог учиться в престижном Санкт-Петербургском университете, так как на тот момент в нем не было медицинского факультета. Вероятно Базаров обучался в Медико-хирургичесой академии, для разночинного люда. Отсюда и возникает пренебрежительное отношение Павла Петровича к «этому лекаришке».
Он смеется над современной медициной, хотя и учится на врача:
— Скажу тебе в утешение, — промолвил Базаров, — что мы теперь вообще над медициной смеемся и ни перед кем не преклоняемся.— Как же это так? Ведь ты доктором хочешь быть?
— Хочу, да одно другому не мешает.
— Глава XX
Отец Базарова, опытный лекарь, признает профессионализм сына:
«Ты хоть и смеешься над медициной, а я уверен, можешь подать мне дельный совет…»— Глава XXV
Судя по всему, Базаров подготовлен не только теоретически, но и практически. После дуэли с Павлом Петровичем он искусно бинтует ногу раненного противника:
«Час спустя Павел Петрович уже лежал в постели с искусно забинтованною ногой.»— Глава XXIV
Он постоянно упражняет. Даже находясь в гостях у Кирсановых, Базаров продолжал работать: экспериментировал с лягушками, инфузориями, возился с химическими составами.
«Это он их резать станет, — заметил Павел Петрович, — в принсипы не верит, а в лягушек верит.»— Глава XXV
Внешность
Евгений Базаров относительно молод — ему около 30 лет. Известно, что он был высокого роста:
«Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал»— Глава II
Походка «твердая и стремительно смелая»:
«Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась.»— Глава XXVII
Лицо его, длинное, худое, с высоким лбом, омрачала некоторая резкость и холодность больших зеленоватых глаз. Когда Базаров оживлялся, его лицо часто преображалось улыбкой. В спокойном состоянии оно выражало самоуверенность и ум.
«Евгений Васильев, — отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.»— Глава II
Волосы — длинные и густые:
«Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.»— Глава II
Особенно обращали на себя внимание его висячие бакенбарды песочного цвета:
Один старик Прокофьич не любил его, с угрюмым видом подавал ему за столом кушанья, называл его «живодером» и «прощелыгой» и уверял, что он с своими бакенбардами — настоящая свинья в кусте.— глава X
К своей одежде относился с некоторым пренебрежением, но носил её гордо, с достоинством. Запоминающейся деталью его одежды был длинный балахон с кистями, а основной гардероб состоял из простых, но опрятных вещей.
Характер
Базаров умен, самолюбив, высокомерен, и эгоистичен. Не отличается вежливостью, очень часто ведёт себя слишком вызывающе, не уважает старших. Даже с родителями, которые безмерно любят его, общается холодно, и мало думает об их чувствах: 22 июня он вспоминает, что сегодня обещал навестить родителей, но, хотя три года не видел их, отправляется «поразвлечься» в город. Лишь после того как его навещает приказчик (помощник, поверенный) отца, Евгений ненадолго едет в родительский дом.
«Поздравь меня, — воскликнул вдруг Базаров, — сегодня двадцать второе июня, день моего ангела. Посмотрим, как-то он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, — прибавил он, понизив голос… — Ну, подождут, что за важность!»— Глава XV
Он со всеми ведет себя по-простому и не любит церемоний:
«Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит…»— Глава V. Аркадий рассказывает дяде о своем друге
Проявление чувств также несвойственно Базарову:
«… но я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия; но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли?»— Глава XXI. Отец Базарова, о сыне
Евгений называет себя бедным, но гордым человеком:
«Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал…»— Глава XXVI
Он ко всему относится критически и старается обо всем иметь свое мнение:
«Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои»— Глава XIII «Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста!»
— Глава XXI
У него очень высокое мнение о самом себе:
«А я так многих. Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть. Ты робеешь, мало на себя надеешься.— А ты, — перебил Аркадий, — на себя надеешься? Ты высокого мнения о самом себе?
Базаров помолчал.
— Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, — проговорил он с расстановкой, — тогда я изменю свое мнение о самом себе.»
— Глава XXI
Самолюбие Базарова отмечают и братья Кирсановы, но Павел Петрович считает его «шарлатаном», а более мягкий Николай Петрович все же признает его ум:
«. Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан; я уверен, что со всеми своими лягушками он и в физике недалеко ушел.— Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ.
— И самолюбие какое противное, — перебил опять Павел Петрович.
— Да, — заметил Николай Петрович, — он самолюбив. Но без этого, видно, нельзя. »
— Глава XXI
Самомнение и высокомерность Базарова, в сочетании с резкостью суждений и честностью, иногда пугают даже Аркадия искренне восхищающегося им:
— Ты, брат, глуп еще, я вижу. Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать.«Эге, ге. — подумал про себя Аркадий, и тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. — Мы, стало быть, с тобой боги? то есть — ты бог, а олух уж не я ли?»
— Да, — повторил угрюмо Базаров, — ты еще глуп.
— Глава XIX
Даже находясь при смерти, и признавая свою безмерное самомнение, он не теряет гордости:
«Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану.»— Глава XXVII. Слова умирающего Базарова
Прямолинейность Базарова — одно из качеств, которые привлекли Одинцову:
«Базаров ей понравился — отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нем что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была любопытна.»— Глава XVI
При этом он совсем не вспыльчив, и даже хладнокровен:
«Узнав об отъезде Базарова, Павел Петрович пожелал его видеть и пожал ему руку. Но Базаров и тут остался холоден как лед»— Глава XXIV
Главный антагонист Базарова, Павел Петрович Кирсанов, считал его «гордецом, нахалом, циником, плебеем»:
«Зато Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его — его, Павла Кирсанова!»— Глава XXI
Убеждения
По своим убеждениям Базаров относится к нигилистам (Нигили́зм — философия, которая ставит под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры или фундаментальные понятия, такие как знание, существование и смысл жизни), отрицавшим взгляды «отцов»:
— Он нигилист, — повторил Аркадий.— Нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который… который ничего не признает?
— Скажи: который ничего не уважает, — подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.
— Который ко всему относится с критической точки зрения, — заметил Аркадий.
— А это не все равно? — спросил Павел Петрович.
— Нет, не все равно. Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.
— И что ж, это хорошо? — перебил Павел Петрович.
— Смотря как кому, дядюшка. Иному от этого хорошо, а иному очень дурно.
— Глава VI
Он решительно отрицает общественное устройство, пустословие, народолюбие, а также искусство, литературу и любовь. Базаров не признает духовного начала ни в природе, ни в человеке. Большую роль в этом сыграли естественные науки. Он думает, что если больного человека можно вылечить лекарствами, то таким же образом можно излечить и больное общество.
Базаров гордится тем, что сам себя воспитывает, и считает что так должен поступать каждый:
«Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например…»— Глава VII
Он не воспринимает серьёзные чувства, ценность любви для него заключается только в физическом её проявлении:
«Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни»— Глава XVII «Нравится тебе женщина — старайся добиться толку. Не получилось, ну, отойди — не свет клином сошелся».
— Глава XVII «И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомия глаза, откуда тут взяться загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше лягушек смотреть».
— Глава VII «Да притом любовь… ведь это чувство напускное.»
— Глава XXV
Не верит Базаров и в брак, считая его пережитком прошлого:
«Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал.»— Глава IX. Базаров, Аркадию
При этом он неуважительно, пренебрежительно называет женщин «бабами», в частности так он называет Одинцову:
«Базаров также обратил внимание на Одинцову. — Это что за фигура? — проговорил он. — На остальных баб не похожа.»— Глава XIV «Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает.»
— Глава XXI. О неразделенной любви к Одинцовой «Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. «Вот тебе раз! бабы испугался!» — подумал он, и, развалясь в кресле не хуже Ситникова»
— Глава XV
Он считает, что красивые женщины не должны быть умными:
«Аркадия покоробило от цинизма Базарова, но — как это часто случается — он упрекнул своего приятеля не за то именно, что ему в нем не понравилось…— Отчего ты не хочешь допустить свободы мысли в женщинах? — проговорил он вполголоса.
— Оттого, братец, что, по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды.»
— Глава XXV
Базаров не признает искусство, считая, что химик приносит в 20 раз больше пользы, чем поэт:
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, — перебил Базаров…»— Глава VI
Он не признает всего возвышенного. Так, услышав как его друг произносит высокопарные слова, Базаров высказывает мнение о том, что говорить красиво — неприлично:
— О друг мой, Аркадий Николаич! — воскликнул Базаров, — об одном прошу тебя: не говори красиво.— Я говорю, как умею… Да и наконец это деспотизм. Мне пришла мысль в голову; отчего ее не высказать?
— Так; но почему же и мне не высказать своей мысли? Я нахожу, что говорить красиво — неприлично.»
— Глава XXI
При этом Базаров не признает и науку, в классическом ее понимании:
«Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе.»— Глава VI
Также он считает, что все люди похожи друг на друга словно «деревья в лесу», и следовательно, нет смысла изучать каждого человека в отдельности:
«…доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.»— Глава XVI
По мнению Базарова, нравственные болезни человека происходят от «безобразного состояния общества»:
«Легкие у чахоточного не в том положении, как у нас с вами, хоть устроены одинаково. Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет.»— Глава XVI
Прототип
Персонаж Базарова не имеет определенного прототипа. Скорее, его можно считать собирательным образом из многих представителей людей новых взглядов. Так, в «Формулярном списке действующих лиц новой повести», под рубрикой «Евгений Базаров» сам Тургенев отмечал:
«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного — работящ. — (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского). Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. — Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает».— «Формулярный список действующих лиц новой повести».
Также в образе Базарова прослеживаются черты многих других молодых критиков и публицистов середины XIX века. К примеру, фраза «На бой, на бой, за честь России», приписанная Базаровым Пушкину, была позаимствованна у писателя-разночинца Николая Успенского:
«На днях здесь проехал человеконенавидец Успенский (Николай) и обедал у меня. И он счел долгом бранить Пушкина, уверяя, что Пушкин во всех своих стихотворениях только и делал, что кричал: «На бой, на бой за святую Русь»».— Из письма Тургенева к П. В. Анненкову. 7 (19) января 1861. Париж
Тем не менее, по словам Тургенева, основным же прототипом главного героя стал провинциальный молодой врач, в котором писатель заметил зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время:
Следующая цитата
Мать Базарова является одним из второстепенных персонажей романа "Отцы и дети" Тургенева.
Ниже представлен цитатный образ и характеристика матери Базарова в романе "Отцы и дети": описание внешности и характера Арины Власьевны Базаровой.
Смотрите:
- Краткое содержание романа
- Все материалы по роману "Отцы и дети"
Образ и характеристика матери Базарова в романе "Отцы и дети" (Арина Власьевна Базарова)
Мать Евгения Базарова зовут Арина Власьевна Базарова. Это пожилая дворянка, владелица небольшого имения. Вместе с мужем Василием Ивановичем Базаровым старушка живет в своем имении в глубинке России:
". Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена."
О внешности матери Базарова известно следующее:
". Арина Власьевна приблизилась к нему и, прислонив свою седую голову к его седой голове. "
". она тихонько положила свою мягкую ручку на его жесткую и широкую ладонь. "
". повел в дом ослабевшую старушку. "
". Арина Власьевна успела принарядиться; надела высокий чепец с шелковыми лентами и голубую шаль с разводами. "
". свое мокрое от слез, смятое и умиленное лицо, посмотрела на него какими-то блаженными и смешными глазами и опять к нему припала. "
". на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке. <. > Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи. "
В молодости мать Базарова была очень милой девушкой, играла на клавикордах и говорила по-французски, но с возрастом расплылась и забыла музыку и французский язык:
"В молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с своим мужем, за которого она вышла против воли, расплылась и позабыла музыку и французский язык."
Арина Власьевна - умная и добрая женщина. Она ведет себя ласково и кротко с подчиненными и всегда дает подачки нищим:
". Ты матери своей не знаешь, Евгений. Она не только отличная женщина, она очень умна, право. Сегодня утром она со мной с полчаса беседовала, и так дельно, интересно. "
Мать Базарова является набожной и чувствительной старушкой. Она верит в разные заговоры, нечистую силу, приметы и т.д.:
". в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу. "
". Арина Власьевна сперва помолилась всласть, потом долго долго беседовала с Анфисушкой, которая, став как вкопанная перед барыней. "
"Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света; верила, что если в светлое воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится, и что гриб больше не растет, если его человеческий глаз увидит; верила, что черт любит быть там, где вода, и что у каждого ж*да на груди кровавое пятнышко; боялась мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и черных кошек и почитала сверчков и собак нечистыми животными; не ела ни телятины, ни голубей, ни раков, ни сыру, ни спаржи, ни земляных груш, ни зайца, ни арбузов, потому что взрезанный арбуз напоминает голову Иоанна Предтечи; а об устрицах говорила не иначе, как с содроганием. "
Мать Базарова является мнительной женщиной. Она все воемя ждет какого-то большого несчастья:
Она любит покушать, но при этом строго постится, когда это положено:
Старушка Базарова любит поспать, но при этом она не ложится спать, если муж плохо себя чувствует:
За свою жизнь она прочла только одну книгу:
Арина Власьевна Базарова - прекрасная женщина, по мнению Аркадия:
". подперши кулачком свое круглое лицо, которому одутловатые, вишневого цвета губки и родинки на щеках и над бровями придавали выражение очень добродушное, она не сводила глаз с сына и все вздыхала. "
Старушка очень любит своего единственного сына Евгения:
". но глаза Арины Власьевны, неотступно обращенные на Базарова, выражали не одну преданность и нежность: в них виднелась и грусть, смешанная с любопытством и страхом, виднелся какой-то смиренный укор. "
Старушка боится ласкать сына Евгения, так как тот не одобряет проявления ласки:
". Она по прежнему сидела возле сына (в карты она не играла), по прежнему подпирая щеку кулачком, и вставала только затем, чтобы велеть подать какое-нибудь новое яство. Она боялась ласкать Базарова, и он не ободрял ее, не вызывал ее на ласки. "
Мать Базарова знает толк в хозяйстве, хотя своими руками ничего не делает и не любит двигаться с места:
". а в хозяйстве, сушенье и варенье знала толк, хотя своими руками ни до чего не прикасалась и вообще неохотно двигалась с места."
Она все время занята какими-то делами по хозяйству:
". и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами да охами, что ей и опомниться некогда; а я. "
Мать Базарова умеет устраивать вкусные обеды для семьи и гостей:
"Обед нам, посмотри, какой задаст. "
Старушка Базарова (а точнее ее кухарка) готовит удивительный борщ, который очень нравится Евгению:
". Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом. "
В конце романа родители Евгения Базарова переживают страшное горе: их сын скоропостижно умирает от болезни. Похоронив сына, несчастные старики часто ходят на его могилу:
Это была характеристика матери Базарова в романе "Отцы и дети" Тургенева: описание внешности и характера героини.
Читайте также: