Отношение автора к ленскому цитаты 2 глава

Обновлено: 06.11.2024

Качества Ленского - возвышенность, искренность, открытость, эмоциональность, мечтательность. Эти черты роднят романтизм с предромантизмом и сентиментализмом.

Ленский схож с Онегиным в своем либеральном отношении к крестьянам. Этой черты обоих героев для Пушкина, возможно, уже достаточно, чтобы сделать их героями своего романа. Их гуманизм по отношению к народу - пожалуй, объективно лучшая черта обоих героев.

"Кудри черные до плеч" были в ту пору у самого Пушкина. Но несмотря на то, что в Ленском больше, чем в Онегине, черт самого автора (глубокая образованность, пылкость души, мечтательность, поэтичность натуры), его образ показан даже более иронично, чем образ Онегина.

Ведь соединение в одной фразе "духа пылкого" с "кудрями до плеч" – явно знак иронического тона:

Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Вообще, в этих чертах нет ничего плохого. Почему же автор ироничен по отношению к герою? Он показан Пушкиным хотя и без критики, но с явной шутливой отстраненностью.

Ложный романтизм героя

В отличие от Онегина, Ленский не знал «хладного разврата света». Но его образ показан автором настолько отстраненно, что явно лишь пародирует романтиков:

Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал.

Пушкин в 24 года, когда пишет 2 главу - уже реалист, и потому как бы ни был циничен Онегин, его выбор жить приземленно в реальном мире кажется рассказчику предпочтительнее, чем наивный восторг «милого невежды» (то есть не знающего жизнь) Ленского.

Важно, что в якобы романтических предсмертных стихах Ленского автор не видит на самом деле "романтизма".

Также, не случайно Ленский полюбил именно Ольгу. В Ольге нет ничего от романтической героини, так же как и в нем самом нет сложных романтических идей. Мысль его так же проста и ясна сама по себе, как проста его избранница Ольга:

И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна (…)

Заметим, что образ Ольги также будет сравниваться с луной "на этом глупом небосклоне".

Выбор Ленским невесты указывает на то, насколько душа его была еще слепа, наивна, а весь его романтизм был несколько наносной. Об этом говорит и следующая ирония автора:

Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.

Ленский готов все свои чувства «разболтать»(глагол самого автора о разговорах Ленского), он чересчур простодушно обнажал свою душу перед Онегиным. Подобная болтливость говорит об отсутствии глубины самого чувства, как бы о недостатке естественного трепета перед ним. Сравним с молчаливостью Татьяны, которая бережет свое чувство от чужих глаз и ушей. Это свойство любого настоящего чувства.

В 4 главе Ленский продолжает болтливо распространяться о своей любви к Ольге. При этом автор иронически показывает, что для героя важна именно внешность героини, и лишь затем ее "душа". Сопоставление плеч, груди и души в одной фразе героя - очень ироничный прием автора. Также не совсем понятно, зачем Ленский хвалит тело девушки перед своим другом:

Ах, милый, как похорошели
У Ольги плечи, что за грудь!
Что за душа.

Может ли такое поведение Ленского вызвать уважительное отношение Онегина к его любви? Конечно, нет. Именно такое чрезмерно открытое поведение Ленского могло спровоцировать Онегина повести себя в дальнейшем несерьезно с его невестой.

В отличие от настоящего романтика, который более интуитивен и устремлен во внутреннее содержание, Ленский, за плечами и грудью, совсем не видит истинной души девушки. Эта "душа", по своей глупости, предаст поэта при первой же возможности, а после торжественной гибели поэта за ее честь забудет его очень скоро.

Следующая цитата

Дружба Евгения Онегина и Владимира Ленского – одна из главных тем, пронизывающих весь сюжет «Евгения Онегина», роман в стихах А.С. Пушкина. Поэт создал два ярчайших образа молодых людей полностью противоположных друг другу, отчего сам факт их взаимоотношений является интересной темой для изучения и анализа.

Уже во время знакомства читателей с героями, Александр Сергеевич описывает Ленского как полную противоположность Онегина:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой

Онегин – расчетливый и холодный, разочаровавшийся в любви, в людях в целом, уставший от поисков своего места в современном мире. Ленский – восторженный, пылкий и мечтательный, не знающий реальной жизни, увлеченный волшебным миром поэзии. Помимо общих для всего поколения этого сословия возраста, хорошего образования и общей потерянности их объединяло лишь одно – скука, которую они испытывали во время пребывания в деревне. Молодые люди были единственными сверстниками в своем окружении, что в итоге и способствовало их знакомству и сближению. Были ли другие причины дружбы Онегина и Ленского? Они оба увлекались литературой, умели вести дискуссии на различные темы, а также нуждались в обществе человека, способного утолить их жажду общения с равным себе хотя бы отчасти. Это делало героев хорошими приятелями, но можно ли назвать Онегина и Ленского друзьями?

В первую очередь стоит рассмотреть ответ, который во второй главе дает сам Александр Сергеевич:

Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья

Стоит начать с отношения Евгения к юному поэту. Онегину рассуждения и взгляды Ленского кажутся наивными и оторванными от реальности, но он не спешит рушить его прекрасный мир, рожденный из книг. Он оставляет это самой жизни со всеми ее трудностями и невзгодами. То, с какой легкостью он решается отомстить Владимиру, а также его выбор способа мести еще раз доказывает, что герой не воспринимает поэта как друга, да и в саму дружбу верить не способен. Сам Ленский относится к Онегину как у своему другу, поэтому поступок Евгения им воспринимается так остро и эмоционально. Ведь настоящий друг, который, по мнению поэта, способен даже испытать страдания за него, никогда бы не пошел на такое.

Окончательную точку на «дружбе» Онегина и Ленского ставит злополучная дуэль. Онегин, будучи настоящим другом Ленского, никогда бы не согласился принять вызов, а, скорее всего, поспешил бы лично разобраться в происходящем и объясниться с поэтом. Для Онегина важнее оказалось мнение того самого света, который он так отчаянно презирал.

Следующая цитата

Владимир Ленский – юный поэт, помещик, приехавший из Германии, герой романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

Без сомнений, Ленский был дорог автору. В нем Александр Сергеевич воплотил идеалы своей юности, рисуя его образ с особым вниманием. Так, например, Ленский, влюбившись, активно пишет стихи, которые прекрасно выходят из-под его пера в этот момент. Сам же Пушкин, по его словам, в порыве любви писать не мог:

Блажен, кто с нею сочетал
Горячку рифм: он тем удвоил
Поэзии священный бред,
Петрарке шествуя вослед,
А муки сердца успокоил,
Поймал и славу между тем;
Но я, любя, был глуп и нем.

Впервые автор представляет Ленского читателю во 2 главе произведения. Пушкин не показывает Владимира Ленского в бытовом плане, это романтический герой, мало связанный с реальной жизнью. О его прошлом известно мало, известно лишь то, что прибыл он из Германии и высоко ценит поэзию Фридриха Шиллера и философию Иммануила Канта.

Александр Сергеевич так описывает характер героя: «Дух пылкий и довольно странный», а речь его всегда «восторженная». Ленский – поэт, обладающий неиссякаемым запасом душевных сил, любви к жизни и восхищением каждым прожитым днем. В своей лирике Владимир хочет отразить свои мечты и нравственные идеалы. О его поэтических порывах и наклонностях автор пишет:

Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальние страны,
Где долго в лоне тишины
Лились его живые слезы.

Автор упоминает и о том, что Владимир Ленский высоко ценит дружбу и считает ее настоящим духовным родством:

Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья.

Влюбившись в Ольгу Ларину, Ленский тотчас начинает слагать ей стихотворения, выражая в них свое восхищение. Проводя героя через любовную линию, А.С.Пушкин показывает его страстную натуру, юное горячее сердце, которое целиком отдано вспыхнувшему чувству. Даже перед дуэлью он снова берется за перо, говоря в стихах Ольге, чтобы она пришла к нему на могилу. Когда Ленский погибает от руки Онегина на дуэли, автор сравнивает его смерть с опустевшим домом:

Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо и темно,
замолкло навсегда оно.

Выбор Ольги - характеристика Ленского

Образ Ольги, как это ни странно, является увеличительным зеркалом некоторых недостатков Ленского.

В ее образе ключевое слово - "всегда", указывающее на поверхностный и шаблонный характер девушки:

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,

Сравним, о Ленском - " Он в песнях гордо сохранил Всегда возвышенные чувства" (в обоих характеристиках важно это слово "всегда").

Образ Ольги не интересен автору, поскольку лишен загадки. В ней нет по-настоящему глубокой живой души. Она всегда весела, поскольку ничего не видит кроме себя, ни о чем не переживает, ничего не принимает близко к сердцу. Ее поверхностная натура так же слепа к чувствам других людей, как слеп Ленский к миру в целом, к реальности. Ольга так же стандартна в своем поведении, как шаблонен Ленский в своих поэтических излияниях. Ольга – это сниженное изображение недостатков и слабостей Ленского.

Следующая цитата

Дата завершения знаменитого произведения – 1830 год. Пушкин работал над романом почти восемь лет. Авторское отношение к Ленскому, другим героям строилось на основании длительных раздумий. В персонажей Александр Сергеевич вложил свою душу, каждый из них символизировал определенный класс людей – мечтателей, романтиков, прагматиков. Основная тема самого большого романа Пушкина – невзаимная любовь. Автор раскрывает проблемы дружбы, разочарований, верности, преданности.

Произведение относится к жанру стихотворных романов. В его составе восемь частей, содержание книги лирико-эпическое. В начале повествования роман наполнен романтическими мотивами. Ближе к завершению просматривается четкое проявление реализма. Писатель описывает события, произошедшие в девятнадцатом веке. Страной управляет Александр Первый. Персонажи книги – простые люди, дворяне.

Драматичность образа Ленского

"Он сердцем милый был невежда", имел "ко благу чистую любовь",


Порывы девственной мечты
И прелесть важной простоты.

Гибель поэта изображена с большим сочувствием:

Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!

Несмотря на свою наивность и литературность, Ленский был, или по крайней мере мог бы стать в другом окружении, несомненно, одним из лучших представителей своего времени. Не зря он не мог найти общего языка с большинством помещиков, живущих лишь приземленными интересами. То, что именно такой чистый и дружественный герой пал жертвой Онегина, подчеркивает холодный эгоизм его антагониста и весь ужас проступка Евгения.

«Евгений Онегин» – отношение Пушкина

Отношение автора к Онегину и Ленскому принципиально разное. Евгения Пушкин упоминает как своего приятеля. Во время прочтения романа создается впечатление, что поэт лично знаком с Онегиным достаточно долго. Александр Сергеевич дает намек, что познакомился с ним в родном городе главного героя – Петербурге. Мужчина изображен как совершенный красавец, неординарная личность. Пушкин не позиционирует его как свое отражение. Он четко выделяет отличия между Евгением и собой. Лирический герой автора:

  • Энергичный;
  • Деятельный;
  • Жаждущий жить;
  • Активный;
  • Восторженный.
  • Увлеченный женщинами, литературой, театром человек.

Онегину все кажется скучным. В театр он ходит, как на задание, чтобы выглядеть образованным мужчиной в глазах других людей. Популярность среди женского пола его не заботит, он не ценит чувства, души женщин. Герой не задумывается о будущем, пребывая в своеобразной прострации.

Автор восхищается прямотой, искренностью персонажа. Изображает его неподражаемо странным, мечтательным человеком с холодным умом. На первых страницах в адрес героя замета авторская ирония. Когда в отношениях с Татьяной была поставлена точка, Пушкин осудил Евгения за жестокость. После автор жалеет героя, так как его отвергает сама Татьяна.

Отношение автора к Ленскому – цитаты

Отношение Пушкина к Онегину и Ленскому читатель может назвать неоднозначным. Оба героя вызывают у него добрые чувства, он наделяет их хорошими качествами, некоторыми недостатками. Если говорить о том, как автор относится к Ленскому, следует указать, что писатель всегда изображает персонажа ярким, веселым, красивым молодым человеком.

В нем он воплощает свои юношеские идеалы, тщательно прорисовывая внешность, характер, повадки. Один из примеров: автор сравнивает себя с Ленским, который мог, в отличие от него, писать стихотворения, будучи влюбленным.

Отношение автора к Ленскому не полностью положительное. Он выделяет в нем и негативные качества. Пушкин не видит будущее персонажа, считая его статичным, не стремящимся к развитию. Он жил романтическими иллюзиями, в своем мире. Литературный деятель характеризовал Ленского:

«Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч».

После смерти героя на дуэли поэт сожалеет о его безвременной кончине. Гибель персонажа он передает такими словами:

«Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо и темно,
замолкло навсегда оно».

Отношение Пушкина к Ленскому строится на идеалистических принципах, но он понимает, что поддерживать идеал на протяжении всего произведения не получится. После гибели юноши жизнь героев продолжается, о нем быстро забывают.

«Помещик Ленской (…) С душою прямо геттингенской»

Автор подчеркивает чуждость Ленского здешнему миру ("С душою прямо геттингенской"). Сравним – "Татьяна, русская душою". Итак - Ленский словно и не русский (еще он назван "полурусским соседом"). Кстати, тот же "недостаток" имеет и его друг Онегин, явно предпочитающий все английское (вспомним его дендизм и байронизм).

А еще вспомним, как ведет себя Ленский при посещении памятника Дмитрия Ларина, отца Ольги. Вообще посещение кладбищ, порождающее философские мысли, - это традиция сентиментализма, и подобный акт мог быть навеян Ленскому романами того времени. Герой, таким образом, играет красивую роль сам с собой:

И долго сердцу грустно было.
"Poor Yorick! - молвил он уныло (. )

Интересно, что самого себя при посещении кладбища щшлЛенский ассоциирует с Гамлетом, в то время как покойного Ларина – с шутом Гамлета, Йориком. То есть свысока смотрит на сельских дворян, неосознанно ставя себя выше их.

И там же надписью печальной
Отца и матери, в слезах,
Почтил он прах патриархальный.

Но во всем этом чувствуется какая-то поза, надуманность, благодаря использованным шаблонным формулировкам ("почтил . прах патриархальный"). Евгений же пошел в подобной ситуации еще дальше, не выразив вообще никаких чувств при известии о смерти отца и потом дяди.

Итак, оба друга схожи в том, что в принципе потеряли связь с корнями. В этом и одна из причин определенной мелкости их характеров, по сравнению, например, с Татьяной, эту связь с родной землей сохранившей.

Что же значит "геттингенская" душа? Геттинген – немецкий город, очаг либералов, из которых вышли некоторые декабристы, и родина философа Шлегеля (теоретика романтизма). Также Ленский - "поклонник Канта", а в эпоху Пушкина ученики этого философа воспринимались как язычники, предпочитающие Канта Христу.

Читайте также: