Отношение автора к герою мцыри цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Анализ «Мцыри» Лермонтова


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Мцыри.

Год написания – 1838–1839 гг.

История создания – Есть предположения о том, что идею «Мцыри» поэт взял из предания монаха, с которым встретился на грузинских просторах. В истории создания были использованы и фольклорные мотивы.

Тема – Главенствующей темой «Мцыри» является свобода физическая и духовная. Тема одиночества: именно одиночество среди чуждых по духу людей вынудило героя совершить побег из ненавистных стен монастыря. На втором плане остаются темы войны и любви: сиротой он стал по вине войны, а встреча с молодой девушкой разбудила в нём незнакомые чувства.

Композиция – Поэма разделена на две части. В первых двух главах дана экспозиция – рассказ о том, как Мцыри попал в монастырь, его жизнь в тех стенах. Затем происходит завязка сюжета – побег из плена. Во второй, большей части поэмы, звучит исповедь беглеца о его свободной жизни, продолжавшейся всего лишь несколько дней.

Жанр – Жанр «Мцыри» – поэма.

Направление – Поведение и жизненная цель юноши, его желание приобрести свободу любой ценой – всё это относит его к романтическому герою, и направление поэмы – романтизм.

История создания

Когда Лермонтов отбывал ссылку на Кавказе, однажды он столкнулся с монахом, который рассказал поэту историю своей жизни. Он поведал поэту, как в детстве был захвачен в плен генералом, как заболел и его оставили у монахов. Его не оставляла мысль о свободе, и пленённый горец делал неоднократные попытки убежать в горы. Есть вероятность того, что этот рассказ и взят за основу сюжета произведения.

В поэме использован и местный фольклор: в одном из эпизодов, где происходит схватка юноши с барсом, основой послужила грузинская песня, героями которой были молодой юноша и тигр.

Год написания поэмы – 1839, она претерпела много редакций, чтобы пройти через цензуру. Поэту пришлось убрать много фрагментов из глав, где особенно сильно воспевалась свобода, а также, где были ярко выраженные антиправославные эпизоды.

Название поэмы сначала было другим, так же, как и эпиграф, в поэтическом сборнике писателя поэма была издана под названием «Мцыри», это слово у грузин имеет два значения. Одно из них – «послушник», а другое – «чужеземец», и это название полностью отобразило суть поэмы. Первая публикация поэмы датируется 1840 годом, она вошла в прижизненный томик произведений поэта.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Анализ произведения «Мцыри» ясно показывает основную мысль поэмы, которая затрагивает проблему личностных отношений. Поэту были близки проблемы угнетения народа, когда власти действуют насильственными методами, стараясь подавить и уничтожить волю мирных жителей.

Тема свободы выражена в двух измерениях, в одном случае, затрагиваются проблемы Грузии, подчинённой империи России, а во втором – воля к свободе отдельного человека, в данной поэме – главного героя. Мцыри, воспитанный в неволе, чувствующий себя одиноким среди чуждых ему монахов, мечтает о свободной и вольной жизни, его тяготят монастырские стены, и он совершает побег. Он является жертвой военных действий, развязанных властью, по их вине мальчик остался сиротой, и оказался в плену у чужих людей. На три дня свободолюбивый и гордый Мцыри стал свободным человеком, вся беда его в том, что он не умеет жить самостоятельно и снова оказывается в плену монастыря.

Мцыри никогда не был любим родными людьми, не чувствовал заботы близких людей. Когда он встретил молодую девушку, то понял, что в жизни всё может быть по-другому, но судьба распорядилась иначе, юноша не в силах найти дорогу, и возврат в монастырь неизбежен.

Общая характеристика этой поэмы – открытый призыв к свободе, к борьбе против угнетателей. Поиски правильного пути, стремление к лучшей жизни – в этом заключается смысл произведения.

Композиция

Строение поэмы «Мцыри» является замкнутой композицией – действие возвращается туда, откуда оно и начиналось – в монастырь.

Действие начинается с описания того, как Мцыри попадает в монастырь к монахам. В первых двух главах описывается его воспитание и жизнь. Завязка поэмы – побег юноши из плена. В остальных главах описана жизнь на воле и кульминация поэмы – схватка героя с барсом. Это главный и пафосный момент, где Мцыри вступает в борьбу и одерживает победу.

Многообразие художественных средств «Мцыри»,: эпитеты, метафоры, сравнения – всё это придает поэме накал страстей, особую эмоциональность и одухотворённость. Но злой рок сильнее юноши, не приспособленного к самостоятельности, герой не может найти дорогу и вновь оказывается в монастыре.

Мцыри находится на грани жизни и смерти, и он открывается старому монаху. Звучит исповедь Мцыри, в которой он описывает свои три дня, проведённые на свободе. Он не сожалеет ни о чем: эти три дня дали герою больше, чем вся его жизнь под неусыпным надзором монахов. Он был свободен, дышал полной грудью воздухом свободы. И действие приходит к развязке: Мцыри уже умирает, но он счастлив и никого не хочет проклинать.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Мцыри».

Критики восторженно приняли поэму Лермонтова, они увидели в Мцыри отражение самого поэта, его горячность и бунтарский пыл.

Следующая цитата


Мцыри – романтическое произведение М. Ю. Лермонтова, навеянное легендами и пейзажами Кавказских гор и впервые опубликованное в 1840 году. Лермонтов долго вынашивал замысел поэмы.

Главный герой поэмы, юноша, плененный в горном (возможно, черкесском) ауле, и увезенный русским генералом. Из-за тяжелой болезни ребенок был оставлен в монастыре, где вырос среди монахов. Авторское отношение к Мцыри легко понять, если прочитать поэму. В ней показан идеал свободного духа. Юноша не желает покоряться судьбе, мечтает вернуться на родину, обнять близких, и потому бежит из монастыря.

Как относится Лермонтов к Мцыри?

Автор поэмы не дает имени своему герою. Мцыри – это грузинское церковное слово, означавшее послушника, готовящегося стать монахом. Да и сам образ юноши романтически обобщенный. О его прошлом говорится вскользь, обобщенно. Первоначально поэт назвал свое произведение “Бэри”, что значило «монах». Но, очевидно, Лермонтов сам понял некорректность этого названия.

Монахи принимали обет монашества добровольно, и побег сразу после принятия обета с точки зрения христианства было бы аморальным действием юноши. А Лермонтов стремился показать высоконравственную свободолюбивую натуру. Юноша сбегает до принятия обета, выражая, таким образом, свое несогласие с чуждой ему верой. Северокавказские горцы – убежденные мусульмане. И мальчик, молясь в христианском храме, никогда не забывал о вере своих отцов. В образе Мцыри Лермонтов воплощает силу человеческого духа, стремление к свободе.

Весь рассказ, за исключением первых двух строф ведется от лица Мцыри. По сути, это предсмертная исповедь.

Лермонтов симпатизирует юноше, стремившемуся любой ценой вырваться из монастырского плена. Юноша никогда не покидал монастыря, не видел людей, не общался с женщинами. Но стремление к свободе жило в нем на генетическом уровне.

Еще критик Белинский писал о Мцыри так:


Лермонтов любил свое произведение, знал его наизусть, и охотно, с воодушевлением читал своим друзьям.

Вот как пишет об этом Н. Муравьев:


В чем близки Лермонтов и Мцыри?

  • И литературный герой и его создатель отличаются смтрастной натурой и стремлением к свободе;
  • И Лермонтов, и Мцыри с ранних лет были оторваны от родных. Лермонтова забрала к себе бабушка сразу после смерти матери, а мцыри был увезен из отчего дома.
  • Сходна и среда, в которой оказались Лермонтов и главный персонаж его поэмы. Монастырем для Лермонтова стала реакционная среда, царившая в России и подавлявшая малейшие признаки свободолюбия и вольности.
  • Лермонтов, как и Мцыри, оказывается одиноким и непонятым обществом.
  • Для обоих Кавказ является обителью вольности и свободомыслия.

Не сумев встретить друга, равного себе в настоящей жизни, Лермонтов создает прекрасный образ, навсегда сохранившийся в литературе и сердцах читателей. Юноша также смотрит на мир сквозь поэтическую призму, как и сам поэт. Его рассказ наполнен образами и сравнениями.

Мцыри – любимый идеал поэта. Создав творческую личность, Лермонтов еще раз ставит Мцыри, на одну ступень рядом с собой. Об отношении Лермонтова к Мцыри свидетельствует и среда, в которую поэт поместил своего героя. Эта среда – Кавказ. Место, которое Лермонтов считал своей духовной родиной, где он мог дышать свободно, укрывшись от всевидящих глаз царской охранки.

Следующая цитата


Хотя романтизм Байрона и оказал влияние на творчество Лермонтова и Пушкина, и поэма «Мцыри» написана в байроновском духе, главный герой поэмы не имеет ничего общего с романическими героями, созданными европейскими авторами.

Назвать Мцыри представителем русского романтизма, как-то не поворачивается язык, хотя Лермонтов – русский поэт. Сам Мцыри далек от русских романтических героев. Он – горец, и обладает чертами характера, присущими горцам.

Да, он одинок, его образ наделен некоторой таинственностью. Он смел и отважен. Но в отличие от байроновского героя он не был избалован вниманием женщин. Он вообще не знал женской ласки. В отличие от романтических баловней судьбы, он понятия не имел о светской жизни. Вкус вина знал лишь в рамках причастия к святым таинствам. Монастырская еда была простая, как впрочем, и дома, в родном ауле, где он жил до 6 лет. Можно предположить, что юноша имел христианское образование, которое он получил на грузинском языке. Обучившие языку монахи научили его читать и писать, чтобы он мог читать христианские книги, вести какие-то записи в пределах монастырских обязанностей.

Мцыри был дитя Кавказских гор. И как истинный горец, ценил в людях отвагу, способность держать слово. И самое главное, он ценил свободу. Вся поэма буквально пропитана идеей свободы. Ради получения свободы он сбежал из монастыря. У него было нежное не зачерствевшее сердце, жаждавшее любви. Он с поэтической трогательностью описывает сцены природы.

Романтическому герои присуща любовь к свободе, жажда свободы. И Мцыри полностью отвечает этому требованию образа романтического героя. Он с ранних лет вынашивал мечту о свободе, бежит из монастыря, чтобы обрести свободу.

Несмотря на небольшое, ограниченное образование, Мцыри глубоко духовная личность. Он умеет любить. Он восторгается красотой природы, гор, водопадов, которые видит вокруг себя. Его восхищает молодая грузинка. В нем живет глубокое чувство любви и преданности к родным, которых, к сожалению, ему не суждено никогда увидеть.


В отличие от героев Байрона он не принадлежит к высшему обществу. Хотя его отец и принадлежал к княжескому роду, в среде горцев не было высшего света в том понимании, в каком он воспринимается в Европе, и какой был создан в России Петром I. Высший свет в большинстве своем циничен и лицемерен. Горцы в большинстве своем искренни и открыты.

В жизни юноши нет темного прошлого, и этим он может смело гордиться.


В отличие от романтических героев Мцыри никогда не ставил себя над жившими рядом с ним монахами. Он смиренно соблюдал все, что требовал монастырский устав. Сбежав однажды, он надеется больше никогда не возвратиться в монастырь.

В отличие от романтических героев классической литературы, Мцыри не пресыщен жизнью и светскими удовольствиями. Он рад был бы испытать эти удовольствия: показать свою удаль и бесстрашие, сразиться с врагами, получить удовольствие от еды или спиртного, насладиться любовью женщин. развлечься за дружеской беседой с ровесниками-приятелями. Но это ему не суждено. И он упрекает монаха, обрекшего его на безрадостную жизнь.


Романтический герой Лермонтова почти идеален. Он не упивается скитальчеством или изгнанием. Он страдает. И это не о нем говорит В. В. Набоков: «не в ладах и с раем, и с адом, и с богами, и с людьми». Тем не менее, Мцыри романтический герой. Он не в ладах лишь с самим собой.

Следующая цитата


Поэма «Мцыри», написанная в 1839 году признана одним из последних образцов романтической поэзии. Мцыри, безусловно, романтический герой, но он не похож ни на одного из литературных героев, созданных ранее. Он также самобытен и оригинален, как оригинальна по сюжету сама поэма.

Образ Мцыри

Главным героем поэмы является Мцыри, молодой человек, с раннего детства оказавшийся в монастыре. Хотя Лермонтов ничего не говорит о его внешности, можно предположить, что это был красивый, физически развитый юноша. Во-первых, кавказские народности отличаются внешней красотой. Они преимущественно темноволосые, и смуглые, за исключением лезгин, среди которых встречаются люди со светлой кожей и голубыми глазами.


Ребенок принадлежал к одному из северокавказских племен, с которыми Россия вела войну, поэтому в образе Мцыри из поэмы Лермонтова видится темноволосый, слегка смуглый юноша с едва пробивающими усиками, не знающими бритвы.

По мере взросления Мцыри не сразу, но все же включился в монастырскую жизнь, вместе с монахами выполнял необходимую работу, и это развило его тело.

Характер Мцыри

Вероятно, ребенок стал свидетелем гибели родителей, и это надломило его психику настолько, что он сильно заболел. К основным чертам характера Мцыри можно причислить его впечатлительность, душевную мягкость. У юноши было доброе сердце. По его признанию, он людям никогда не причинил зла, и потому перед Богом и людьми его совесть чиста.

Делая характеристику главного героя, следует отметить его невероятную силу духа, развившуюся с младенческих лет. Он не разговаривал со своими поработителями, хотя те, скорее всего, и не обижали его. Мальчика угнетало то, что он был вынужден постоянно видеть перед собой убийцу своих родителей. Лермонтов, прекрасно знал, что значит, бороться с самим собой своей болезнью, и понимал этого ребенка.


Оставленный в монастыре мальчик перестал видеть своего врага. Он ничего не забыл, но боль душевная притупилась. Хотя на первых порах


Монахи как могли, заботились о ребенке. Они выходили мальчика, и стали воспитывать согласно своим монашеским правилам и уставам, которые противоречили свободолюбивому духу юноши. Мцыри научился скрывать свои мысли и чувства.

Он принял крещение, но в глубине души остался верен религии своих отцов. Он молился Богу в церкви и в свой келье, но ведь никто не знает, какой Бог жил в сердце юноши. Но мы можем предположить, что молился он о том, чтобы встретиться с родными. Он ничего не знал о судьбе сестер, и возможно, в молитвах он просил Бога об их благополучии.

Он был смелым юношей. Его не пугала ни гроза, ни вой шакала, ни даже барс, набросившийся на него. В этой битве с барсом Мцыри почувствовал себя мужчиной и понял, что среди односельчан он мог оказаться не в числе последних. Когда он покинул стены монастыря, сначала он бежал много часов, что лишний раз свидетельствует о том, что юноша, выросший в монастыре, совсем не был хилым и слабым. Доходяга не то, что бежать, пройти по много часов не способен.

Лермонтов наделил своего героя поэтическим взглядом на природу. Мцыри в своей исповеди с художественным мастерством описывает непроходимый мрачный лес, пышные поля,


У юноши было чувствительное, любящее сердце. Он мечтал любить своих родных, односельчан, готов был влюбиться в девушку-грузинку¸ и остаться с нею. Но мечта увидеть свой родной край, близких, была сильнее, она звала его вперед.

То, что он снова оказался на смертном одре, явилось следствием его глубоких переживаний последних дней, и не только. Мцыри сбежал в грозовую осеннюю ночь. Он выбрал именно такую ночь, потому что был уверен в том, что монахи не станут его искать в грозу, из-за страха перед силами природы. Юношу гроза не пугала.

Лил сильный дождь. Одежда была намокшей, но опьяненный свободой юноша ничего не замечал перед собой. Осенние ночи были прохладными. Юноша, который спал в мокрой одежде, пил ледяную воду из потока, и спал на прохладной земле, мог легко подхватить воспаление легких. Такова, увы, проза жизни. Пока он жил надеждой добраться до родного аула, его дух поддерживал в нем физические силы. Но когда он понял, что вернулся обратно к монастырю, отчаяние надломило его, и болезнь взяла над телом власть. Мцыри потерял сознание, где и нашли его монахи.

Лермонтов полюбил созданный им образ главного героя поэмы. Сохранилось воспоминание А. Н. Муравьева о его знакомстве с поэмой.

Читайте также: