Откуда эта цитата природа не храм а мастерская и человек в ней работник

Обновлено: 06.11.2024

Я думаю, что не совсем. Природа – это, несомненно, храм, к которому нужно относиться бережно, охранять и беречь его красоту. Столько на нашей Земле великолепных мест: величественные горы, полноводные реки, глубокие моря, густые леса и многое другое.

Любое создание природы требует к себе трепетного отношения, потому что дано человеку для жизни и для души. Это нашло отражение и в художественной литературе. Произведения М. Пришвина, К. Паустовского, стихотворения С. Есенина, И. Бунина, К. Рыленкова и многих других воспевают красоту окружающего мира, обогащают душу человека.

В повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» говорится о затоплении плодородных земель при строительстве гидроэлектростанции. Веками жили люди на этой земле. Растили хлеб, пользовались дарами лесов и рек, рожали и воспитывали детей. А теперь – сжигают избы, разоряют кладбища. Посёлок, куда переселяют людей из Матёры, мало приспособлен для сельских жителей. Негде держать скотину, нет рядом сенокосных угодий, подтапливаются погреба. Конечно, в электричестве, которое даст гидроэлектростанция, нуждаются и люди, и города, и предприятия. Но не слишком ли дорогой ценой оно достаётся?

Писатель подчеркнул силу природу, создав образ лиственницы, которая росла на острове. И сжечь её пытались рабочие, и спилить. Но крепкое дерево не поддалось людям. Я думаю, что эта лиственница – символ могущества и бессмертия природы. Автор повести заставляет читателя задуматься о своем отношении к окружающему миру и о том, что если уж природа – мастерская, то человек должен быть хорошим мастером, который не разрушает живой мир, а живёт с ним в гармонии.

Именно таким мастером мы можем назвать героя повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егора Полушкина. «Бедоносцем» называет его жена. Добрый, непрактичный, безденежный, вряд ли понравится он современному молодому читателю. Но, несомненно, именно этот герой повести заставит каждого задуматься о своём отношении к красоте окружающего мира, научит любить родную природу.

Егор жил жизнью матери-природы. С болью в сердце смотрел на объятый пламенем муравейник, на липу с начисто ободранной корой. Жалко ему было каждого зверёныша, каждую травинку и веточку. И ещё он мечтал, чтобы Чёрное озеро вновь стало Лебяжьим. На все деньги, данные ему на покупки земляками, в Москве он купил лебедей и привёз их на родину, на лесное озеро. Думал, что ни у кого не поднимется рука на такую красоту. Поднялась! Убиты лебеди, погиб Егор. Но растёт его сын, Колька, в душу которого отец сумел заложить любовь к матери-природе. Закрывая книгу Васильева, задумается о вопросах, поставленных в повести писателем, и о своём отношении к миру читатель.

Да, природа и храм, и мастерская, а человек в ней должен быть рачительным и бережливым мастером.

Следующая цитата

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник
Из романа «Отцы и дети» (1862) И. С. Тургенева (1818—1883).
Слова Базарова (гл. 9). см. также Базаровщина.
Обычно цитируется иронически как фраза-символ узкопотребительского, неразумного (прежде всего с точки зрения интересов самого человека) отношения к природе.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Следующая цитата

2. "Чему помочь нельзя, о том и говорить стыдно".

3. ". родственное чувство. <. > . оно очень упopно держится в людях. От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадет, вор, – это свыше его сил. "

4. "В чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было".

5. "Время (дело известное) летит иногда птицей, иногда ползет червяком; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает – скоро ли, тихо ли оно проходит".

6. "Так люди на пароходе, в море, разговаривают и смеются беззаботно, ни дать ни взять, как на твердой земле; но случись малейшая остановка, появись малейший признак чего-нибудь необычайного, и тотчас же на всех лицах выступит выражение особенной тревоги, свидетельствующее о постоянном сознании постоянной опасности".

7. "Не может женщина не хитрить!"

8. "В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость, да молодой задор".

9. "А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня".

10. "Тебе не для чего горячиться, мне ведь это совершенно все равно. Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись".

11. "Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший".

12. "Удивительное дело, как человек еще верит в слова".

13. "Старая шутка смерть, а каждому внове".

14. "Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе".

Следующая цитата

Из романа «Отцы и дети» (1862) И. С. Тургенева (1818—1883). Слова Базарова (гл. 9) См. также Базаровщина.

Наконец, третий тип отношения можно проиллюстрировать эпизодом из биографии Гегеля. На восторженные восклицания одного из своих знакомых относительно красоты звездного неба философ хладнокровно заметил: «Что звезды? Они лишь сыпь на теле духа» . Гегель был абсолютно безразличен к природе в ее естественном состоянии. Ему нравилась только та природа, которая преобразована мыслью, духом и трудом человека. В философии Гегеля ярко выражена установка на активное отношение человека к природе, на преобразование природы в целях усиления материального могущества человека. К сожалению, именно этот тип отношения к природе будет утверждаться со временем все более основательно.

Торжество идеи воздействия человека на природу четко выражено в словах известного литературного персонажа – тургеневского Базарова, который в ответ на сентенции о красоте природы, решительно заявляет: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник» .

Тем не менее, можно утверждать, что необходимая гармония человека и природы была найдена давно – той цивилизацией, которая явилась истоком современной европейской, в том числе русской, культуры, философии, искусства, науки, - в Древней Греции.

Смотреть что такое "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник" в других словарях:

скобки — Парный знак препинания, который ставится: а) для выделения слов, вставляемых в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также внесения каких либо добавочных замечаний (см. вставные конструкции). Цезарь (так авали льва в … Словарь лингвистических терминов

Читайте также: