Основные черты характера ивана флягина с цитатами

Обновлено: 07.11.2024

Здесь даны основные сведения о повести Н. С. Лескова «Очарованный странник», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этой повести.

Главы 10–12

Стал он зарабатывать себе на жизнь тем, что на ярмарках советовал людям выбирать хороших лошадей. Затем 3 года служил у одного барина конэсером.

В это время иногда Иван уходил из дома и начинал пить вино. Перед такими выходами он все казённые деньги отдавал барину. Но однажды барин был в отъезде, и Флягин взял деньги с собой. В трактире он пил с человеком, который назвал себя «магнетизёром» и взялся его от пьянства освободить, но перед этим напоил, производя над каждой рюмкой какие-то действия руками.

Краткие сведения о произведении

Повесть Николая Семёновича Лескова «Очарованный странник» написана в 1872–1873 годах . В центре этого произведения — жизненный путь Ивана Флягина, человека, внешне схожего с богатырём Ильёй Муромцем. Жизнеописание героя даётся им самим. Рассказывает он о своей жизни в манере народного сказа. Первая из двадцати глав — это экспозиция и пролог, последующие главы — описание странствий героя, его жизненных испытаний.

Главный герой повести

  • Иван Северьяныч Флягин — послушник в монастыре, внешностью напоминающий русского богатыря, проживший до ухода в монастырь бурную жизнь, испытавший много приключений и бедствий. Любит Родину, хочет её защищать от врагов.

Глава 20

Однажды ночью он зарубил монастырскую корову, приняв её за беса. За это игумен распорядился посадить его в погреб на всё лето до заморозков. Там Флягин впал в раздумье о себе, жалел, что у него «самоничтожный дух», читал житие преподобного Тихона Задонского, которое дал ему инок Геронтий. В житие он вычитал о знамении о внезапном «всегубительстве», которое наступит после того, как «все рекут мир». Когда Флягин прочитал в газетах, которые кидал ему в погреб этот инок, что «везде утверждается повсеместный мир», то понял, что приближается это предсказание. Стал молиться Иван Северьяныч о Родине и русском народе. Просил он монахов, приходивших к погребу, молиться о том, чтобы царь покорил врагов.

Игумен велел перевести Флягина в пустую избу на огород и поставить там образ «Благое молчание» для того, чтобы в Иване умолк «просвещающий дух». Молясь на этот образ, просидел Флягин взаперти в избе до весны. Но если видел человека, снова начинал предсказывать войну.

Лекарь, которого прислал к нему игумен, посоветовал отпустить его «куда-нибудь подальше пробегаться», чтобы перестал предсказывать. И сейчас Иван Северьяныч плыл в Соловки на богомолье. Там он хочет перед смертью поклониться Зосиме и Савватию. Пассажиры спросили, почему «перед смертью»? Флягин ответил, что скоро придётся воевать, и ему «за народ очень помереть хочется». На вопрос, как же он будет воевать в рясе и клобуке, Иван ответил, что клобук снимет, а «амуничку» наденет.

Глава 13

Пьяного Флагина «магнетизёр» привёл в дом к цыганам, где было много богатых людей, и пела перед ними молодая цыганка. После каждой песни она угощала гостей шампанским, и они метали ей на поднос золото и деньги. Иван был поражён красотой цыганки и одаривал её лебедями (сторублёвыми ассигнациями), а когда она стала плясать, бросил ей под ноги все деньги.

Другие персонажи

  • Барин, у которого Флягин нянчил дочку — картёжник, от которого ушла жена.
  • Жена барина — ушла от него к офицеру, страдала без дочки.
  • Князь — нанял Флягина служить конэсером. Купил у цыганского табора молодую цыганку Грушу. Когда охладел к ней, женился на богатой невесте.
  • Груша — молодая красавица-цыганка, чудесно певшая и танцевавшая. Очень любила князя, а Флягин любил её как сестру.

Главы 17–18

К нему прибежала Груша. Сказала она, что её держали в лесной пчельне, и сюда она вырвалась умирать. Стала она уговаривать Флягина ударить её ножом в сердце, говорила, что за это он потом отмолит и свою душу, и её. Иван сбросил её в реку, и она утонула.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Матери своей Флягин не знал, так как она умерла при родах из-за того, что мальчик родился с большой головой. Поэтому и прозвали его Голованом. Отец его был крепостной человек, кучер графа К., поэтому детство Иван провёл среди лошадей. С одиннадцати лет он стал служить форейтором (ездил на лошади впереди упряжки лошадей, которыми правил отец).

Однажды он стал нечаянным виновником смерти монаха. Тот спал на возу, мальчик из озорства ударил его кнутом. Монашек упал с воза, запутался в вожжах, и лошади его потащили по земле. Однажды этот монах приснился Ивану и сказал, что он не только «моленый» (то есть мать молилась, чтобы Бог дал ребёнка), но и «обещанный» (мать обещала, что сын будет служить Богу). Монах сказал, что много раз Флягин будет погибать, а когда станет угрожать настоящая погибель, пойдёт в монахи. С тех пор в жизни Ивана начались приключения и испытания:

  • Он украл по наущению цыгана двух коней и убежал из дома.
  • Запорол в честном поединке татарина и, спасаясь от ареста, скрылся в степи. Жил он там в плену у азиатов 10 лет, было у него несколько жён, много детей, но он всё время мечтал о Родине. Когда ему удалось вылечить свои ноги, которые ему искалечили в плену, он убежал в Россию.
  • Дома граф велел его выпороть за побег и отпустил на оброк.
  • Служил 3 года у одного барина конэсером (то есть выбирал и объезжал коней).
  • Был очарован цыганкой Грушей и бросил ей за её песни и танцы все барские деньги. Князь простил его за это, так как сам увлёкся Грушей, заложил имение и купил её у цыганского табора.
  • Флягин убил Грушу, несмотря на то, что полюбил её как сестру. Груша не хотела жить после того, как барин женился на другой, и попросила Ивана ударить её ножом в сердце. Он пожалел её и столкнул с обрыва в реку.
  • Служил в действующей армии на Кавказе 15 лет. Совершил подвиг, под пулями переплыв реку, получил орден и звание офицера.
  • Служил в актёрской труппе, представляя демона.
  • Ушёл в монастырь, был там кучером. Зарубил ночью корову, приняв её за беса. За это был посажен в погреб на несколько месяцев. Там начал пророчествовать, что будет война. По совету лекаря игумен отпустил Флягина «пробегаться», и он поехал на богомолье в Соловки.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Заключение к краткому пересказу

В повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» раскрыты темы:

  • поиск своего предназначения;
  • самопознание;
  • странничество;
  • праведничество;
  • история духовного роста;
  • патриотизм, тоска по Родине;
  • любовь.

Основная мысль (идея) повести «Очарованный странник»: праведником можно стать, если искренне раскаяться в грехах и искупить их ценой самоотречения.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Глава 15

Очень любил Грушу князь, но скоро она ему наскучила, и он уже жалел, что обеднел из-за цыганки. Стали князь и Флягин лошадьми торговать, но удачи в торговле не было. Бросив это дело, князь стал строить мельницу, завёл шорную мастерскую, но только сильнее увязал в долгах. Дома он бывал редко. Груша была уже беременна. Она заподозрила, что он любит другую, и попросила Ивана Северьяныча съездить в город и разузнать к кому князь ездит. Флягин приехал в город к барыне, у которой была дочка от князя.

Следующая цитата

"Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке."

". по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого."

". снял с головы свой монастырский колпачок и, перекрестясь, молвил. "

По происхождению Иван Флягин - крепостной крестьянин. Он родился в селе Г. в Орловской губернии:

"Я родился в крепостном звании и происхожу из дворовых людей графа К. из Орловской губернии."

"В селе Г., где сам граф изволил жить. "

Отец Флягина был кучером:

"Мой родитель был кучер Северьян. "

"Родитель мой, Северьян Иваныч. "

Мать Флягина умерла сразу после тяжелых родов:

"От родительницы своей я в самом юном сиротстве остался и ее не помню. "

". сейчас же, меня породивши, и умерла, оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою. "

Флягин родился с очень большой головой, и за это ему дали прозвище Голован:

". я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован."

"Смотри, Голован, осторожнее. "

Флягин с детства много времени проводит на конюшне и проникается любовью к лошадям:

"Живучи при отце на кучерском дворе, всю жизнь свою я проводил на конюшне, и тут я постиг тайну познания в животном и, можно сказать, возлюбил коня, потому что маленьким еще на четвереньках я у лошадей промеж ног полозил, и они меня не увечили, а подрос, так и совсем с ними спознался."

Иван Флягин - знаток в лошадях. Он обладает "особым дарованием" во всем, что касается лошадей:

". я к этому от природы своей особенное дарование получил."

". к коню я, как вам докладывал, имею дарование. "

". моя слава по ярмаркам прогремела, что я насквозь коня вижу. "

"Я же был, как докладывал вам, природный конэсер и этот долг природы исполнял совестно. "

Иван Северьянович Флягин - добрый, простодушный человек:

". простодушный, добрый русский богатырь. "

"Но, при всем этом добром простодушии. "

". ты добрый мужик."

". он, по доброте своей, всеконечно от этого не отказался. "

". он исповедал со всею откровенностью своей простой души. "

Иван Флягин держится смело, самоуверенно, но не развязно:

"Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности. "

Флягин говорит приятным басом, произнося слова лениво и мягко:

". и заговорил приятным басом с повадкою.

Иван Флягин - откровенный человек:

"Иван Северьяныч удовлетворил это любопытство с полною откровенностью, изменять которой он, очевидно, был вовсе не способен."

Флягин - глубоко верующий человек:

". до монастыря, к которому он, по глубокой вере его, был от рождения предназначен. "

Иван Флягин никогда не продавал себя за деньги:

". только я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам. "

Иван Флягин - честный, верный и ответственный человек:

". я человек должностной и верный: взялся хранить дитя и берегу его.

". ни за что я того, кому служу, обмануть не мог. И мой князь это чувствовал и высоко меня уважал. "

Иван Флягин - "золотой мужик":

Иван Северьянович Флягин - храбрый человек:

Иван Флягин - истинный патриот. Он готов умереть за свой народ. В плену Иван страшно тоскует по России:

"Непременно с: мне за народ очень помереть хочется."

Иван Флягин - очень интересный человек:

". оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком. "

Сам себя Флягин считает большим грешником за то, что "погубил много невинных душ". Так, по его вине погибают монах, татарин на ярмарке. При его участии погибает цыганка Груша:

"Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет. "

Иван Флягин много повидал на своем веку, был в плену, на войне и т.д.:

"Помилуй бог, сколько ты один перенес. "

Иван Флягин всю жизнь погибает, но никак не может погибнуть:

"Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть."

Так, Флягин проводит 10 лет свой жизни в плену у татар (он попадает в плен в возрасте 23 лет):

"Так вы и в десять лет не привыкли к степям?"

Спустя время Флягин поступает в армию и служит на Кавказе в течение 15 лет. Здесь он совершает подвиг, за который его производят в офицеры и дают награду (Георгиевский крест). В результате Флягин становится дворянином:

". как ты хочешь, а тебя надо в офицеры произвесть."

В конце концов в возрасте около 50 лет Флягин уходит в монастырь (на одном из островов в Ладожском озере). В монастыре Флягин получает церковное имя - отец Измаил. Став монахом, Флягин и в монастыре служит кучером:

Но и в монастыре Флягин не обретает покой: его одолевают бесы, у него открывается дар пророчества. Монахи всячески пытаются изгнать из него "нечистую силу", но все безрезультатно:

Наконец Флягина отпускают из монастыря, и он отправляется странствовать по святым местам:

"Вот меня и отпустили, и я теперь на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию благословился и пробираюсь. Везде был, а их не видал и хочу им перед смертью поклониться."

Это был цитатный образ и характеристика Ивана Северьяновича Флягина в повести "Очарованный странник" Лескова: описание внешности и характера персонажа, портрет в цитатах.

Глава 16

Там Иван Северьяныч узнал, что князь хочет, чтобы эта барыня заложила за 20 000 дом, который князь подарил дочке, для того, чтобы он на эти деньги купил суконную фабрику. Барыня согласилась. Князь послал Ивана из города, чтобы он набрал на ткани заказов. Когда Флягин приехал обратно, то узнал, что князь хочет жениться на дочери богача, а Грушу куда-то увёз.

В день свадьбы Иван ушёл в лес, сел на крутом берегу и смотрел на дом князя, который был на другом берегу.

Глава 14

С той поры Флягин перестал пить вино, он считал, что этот «магнетизёр» отвадил от него пьяного беса. А князь не наказал Ивана за то, что он казенные деньги цыганке бросил, так как сам приехал без денег. Он за эту цыганку Грушу отдал в табор 50 000 рублей, заложив имение. Груша в доме князя сначала грустила, плакала. Князь так тосковал от этого, что она его пожалела и полюбила.

Следующая цитата

В повести «Очарованный странник» Николая Семёновича Лескова раскрываются особенности характера русского человека. Образ Ивана Флягина, главного героя повести, при внешней простоте отличается сложностью, неоднозначностью. Характеристика Ивана Флягина раскрывает не только сложный жизненный путь этого героя, но и причины вступления его на путь покаяния.

Глава 1

Когда один из пассажиров судна, идущего по Ладожскому озеру к Валааму, упомянул в разговоре, что о самоубийцах никто не может молиться, другой пассажир в послушничьем подряснике, похожий на русского богатыря, рассказал историю о попе, который за них молится. В разговоре с пассажирами он сказал, что всю жизнь «погибал и никак не мог погибнуть». Его попросили рассказать о своей жизни, и он согласился.

Портрет: описание внешности, характеристика речи и манер

Когда читатель знакомится с главным героем повести, тому идёт 53-й год. Иван Северьяныч Флягин напоминает простодушного и доброго русского богатыря, «дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого». Он огромного роста, лицо его смуглое, с густыми седыми усами, закрученными по-гусарски вверх. Волосы волнистые, густые, с проседью, которая придаёт им свинцовый цвет. Одет он в послушничий подрясник и высокий чёрный колпачок.

Держится Флягин с другими людьми смело, самоуверенно, но без развязности, говорит приятным басом, неторопливо, мягко. Речь его простая, плавная, говорит он интересно и доходчиво, на возражения слушателей не обижается, а объясняет свою точку зрения.

Жизненный путь

Ивана Флягина прозвали «Голованом», потому что родился он с очень большой головой. Он был «молитвенный сын» — мать вымолила его у Бога и умерла при родах. Отец его, Северьян Иваныч, был кучером, крепостным графа К., поэтому мальчик с детства любил и понимал лошадей. В 11 лет он стал форейтором (ездил на лошади впереди лошадей, запряжённых в коляску). В дороге он нечаянно он стал виновником гибели монаха. Во сне Иван увидел этого монаха, и тот предсказал, что много будет ему испытаний, а когда будет совсем погибать, то пойдёт в монахи, так как он «обещанный сын» (мать обещала, что он будет служить Богу). Затем в жизни Флягина начались странствия и испытания:

  • По наущению цыгана он украл у барина пару коней и убежал из дома.
  • В честном поединке, который устроили татары, запорол противника до смерти и бежал от ареста в степь. Там 10 лет провёл в плену у этих татар. Когда он вылечил свои искалеченные ноги, ему удалось убежать на Родину. Там граф распорядился за побег его выпороть, затем отпустил на оброк.
  • Когда Флягин служил конэсером (объездчиком коней) у князя, он в цыганском таборе бросил цыганке Груше все деньги, так как был очарован её красотой, пением и танцами. Князь простил ему, что он все казенные деньги бросил Груше, так как сам влюбился в неё и купил её у цыган за 50 тысяч рублей, заложив имение.
  • Флягин убил Грушу — она попросила ударить её в сердце ножом, так как не хотела жить из-за женитьбы князя на богатой невесте. Флягин толкнул её с обрыва, и Груша утонула.
  • Далее он служил 15 лет на Кавказе. Однажды, чтобы навести мост, переплыл под пулями реку, за что был награждён орденом и получил звание офицера.
  • Служил актёром, на представлениях играя роль демона.
  • Ушёл в монастырь, стал там кучером. Однажды ночью принял корову за беса и зарубил её. За это игумен велел посадить его на несколько месяцев в погреб. Там Флягин стал пророчествовать о скорой войне. Лекарь, которого пригласил игумен, чтобы узнать, в своём ли уме Флягин, посоветовал куда-нибудь послать его «подальше пробегаться». Флягин решил идти в Соловки на богомолье.

Главный герой повести «Очарованный странник», совершив на своём жизненном пути немало ошибок, осмыслил содеянные поступки и вступил на путь покаяния. Он чувствует себя «странником», исполняющим волю Бога. Герой очарован жизнью, а под конец её оказался очарован идеей самопожертвования во имя спасения России от угрожающих ей бед.

Работа и занятия

Флягин был конэсером, то есть специалистом по отбору и отъездке коней. Иван умел усмирять необъезженных лошадей, так как был большим их знатоком. Кроме основного занятия пришлось ему освоить и другие:

  • с 11 лет был форейтором (ездил на лошади впереди упряжки лошадей, везущих коляску с господами);
  • был нянькой, хорошо ухаживал за своей маленькой воспитанницей;
  • лечил людей и скотину, когда был в плену в степи;
  • служил солдатом на Кавказе;
  • работал в адресном столе;
  • был артистом в балагане;
  • сейчас служит кучером в монастыре, является послушником и зовут его теперь отцом Измаилом.

Черты характера

Образ Ивана Флягина вобрал в себя многие черты характера русского народа. В повести «Очарованный странник» показана «история роста души» главного героя. В начале своей жизни он порой проявлял жестокость, совершал необдуманные поступки, но постепенно пришёл на путь покаяния. При, казалось бы, простоте и незатейливости образ Ивана Флягина сложен и неоднозначен. Например, у него душевная глухота по отношению к своим некрещёным детям, которые родились, когда был в плену, но он полюбил свою маленькую воспитанницу, когда служил в няньках.

Ивану Флягину присущи следующие черты характера:

  • Любовь к коням, голубям, понимание природы, знание лекарственных растений.
  • Умение приспособиться к любым жизненным ситуациям и условиям, выдержка, находчивость, смекалка (провёл в плену у азиатов 10 лет, но всё же перехитрил их и убежал).
  • Сострадание, доброта (пожалел жену барина, у которого служил в няньках, и отдал ей её дочку; сочувствовал Груше, страдавшей, что её разлюбил князь; пожалел миссионеров, принявших мученическую смерть в степи).
  • Неподкупность (не согласился отдать жене барина её дочку за 1000 рублей, а отдал только когда пожалел эту несчастную женщину).
  • Совестливость (стыдился, что грубил офицеру, к которому ушла жена барина, и дрался с ним; ему совестно, что так обошёлся с защитником Отечества).
  • Наивность, простодушие, доверчивость (история с «магнетизёром», приведшим его в цыганский табор).
  • Терпение, покорность (возвратившись из плена, покорно принимает наказание за то, что сбежал от своего барина, украв у него двух коней).
  • Заботливость, ответственность по отношению к ребёнку, которого нянчил.
  • Смелость, мужество, выдержка (укрощал самых сильных коней, спас своих господ, когда тормоз в упряжке лопнул, и лошади понесли экипаж к пропасти; выдержал боль при состязании с азиатом; переплыл реку под пулями кавказцев).
  • Понимание красоты, умение любить, верность (был очарован красотой цыганки Груши, её песнями и танцами; когда она полюбила князя, а тот её разлюбил, Иван жалел её, любил её как брат).
  • Духовная сила Флягина проявилась в том, что он осознал свою греховность (признался полковнику, что большой грешник, так как убил Грушу, стал виновником смерти монаха, живёт под чужим именем).
  • Патриотизм. Любит Родину, тосковал по ней в плену, чувствует ответственность за судьбу России и русский народ. «Мне за народ очень помереть хочется», — говорит Флягин, считая, что Родине грозит нашествие врагов.
  • Глубокая, истинная вера в Бога. В плену именно эта вера поддерживала его дух.

Глава 2

Иван Флягин родился в Орловской губернии в семье крепостных дворовых людей графа К.. Отец его был кучер Северьян Иваныч, а мать его умерла при родах, так как Иван родился с очень большой головой. Мальчика за это прозвали Голованом. Он был у матери «молитвенный сын». Она долго не имела детей и всё выпрашивала у Бога ребёнка.

Иван в детстве всё время проводил в конюшне, поэтому понимал коней. У графа был конный завод, оттуда на конюшню поступали кони, и «конюшенные люди» обучали их. С одиннадцати лет Иван стал форейтором, то есть ездил на форейторской лошади впереди лошадей, которыми правил отец. Однажды мальчик из озорства ударил кнутом спавшего на возу старого монашка. Тот спросонья упал с воза, его ноги запутались в вожжах. Лошади понеслись, и монашек погиб. Этот монах явился во сне к мальчику и сказал ему, что он не только «моленный», но и «обещанный сын», то есть мать обещала, что он будет служить Богу. Монах предрёк, что Иван будет много раз погибать и не погибнет. Когда же придёт настоящая погибель, он вспомнит обещание матери и пойдёт в монахи. С тех пор Ивану пришлось вытерпеть много испытаний, совершить много грехов.

Заключение

В повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» образ Ивана Флягина при внешней простоте сложен. Автор показывает, что нетерпеливый правдолюбец, который совершает ошибки, осмыслив свои поступки, приходит к покаянию и вере. Поэтому Флягина можно назвать не только праведником, но и грешником, который понял, какие грехи совершил и раскаялся в них. Этот образ вобрал в себя многие типичные черты характера русского человека. Пройдя тяжёлый жизненный путь, Иван Флягин очарован любовью к Родине, охвачен желанием защитить её от врагов. Раскрывается скрытый смысл странствий Флягина тогда, когда он оказывается очарован идеей самопожертвования во имя защиты России. Пройдя жизненные испытания, Иван Северьяныч понял, ради чего действительно стоит жить и страдать.

Характеристика образа Ивана Флягина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Глава 19

Флягин убежал и шёл по дороге весь день. Пригласили его на свою телегу старичок со старушкой и пожаловались, что их сына берут в солдаты. Иван пошёл в солдаты за их сына, назвавшись Петром Сердюковым, и попросился на Кавказ, чтобы умереть за веру. Прослужил он там 15 лет. Однажды Флягин под пулями проплыл с канатом холодную реку, чтобы протянуть его и навести мост. За этот подвиг ему дали звание офицера, орден Георгия и отпустили в отставку.

В Петербурге он стал служить в адресном столе, но эта служба ему не понравилась. В кучера его никто не брал, так как он стал офицером и его нельзя ни обругать, ни ударить. Нанялся Флягин тогда в артисты, но из труппы его прогнал хозяин за то, что он побил одного артиста, домогавшегося молоденькой артистки. Тогда Иван Северьяныч пошёл в монастырь послушником и стал там кучером. В монастыре его называли отцом Измаилом.

Главы 6–9

Затем он попал в плен к азиатам и жил в степи 10 лет, с 23 до 33 лет. Чтобы он не убежал, татары его подщетинили, то есть в пятки напихали щетину. Иван после этого смог ходить только «раскорячком на косточках». Азиаты дали ему двух жён, а когда другой хан его украл, то и там дали двух жён. Детей у Ивана было много, но он их «за своих детей не почитал», так как они были некрещёные.

Все 10 лет Иван тосковал о России. Когда ему удалось вернуться домой, граф велел его высечь и отпустил на оброк.

Главы 3–5

Иван убежал из дома, украв по наущению цыгана пару коней из барской конюшни. В городе Николаеве его нанял барин нянчить маленькую дочку. Иван помог его сбежавшей жене выкрасть эту малютку.

Следующая цитата

«Не судите и не судимы будете», - почему-то разговор об образе Ивана Флягина из «Очарованного странника» Лескова хочется начать именно с этой фразы. Возможно, причина кроется в неоднозначности личности монаха. Однако разбор образа Флягина мы начнём с внешности мужчины.

«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был иди постриженный монах — этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор»», - Лесков

Проанализировав приведённую цитату, можно составить примерно следующий портрет главного героя повести: старик-богатырь, одетый в послушничий подрясник. Такие особенности внешнего вида стали последствиями:

a) крестьянского происхождения: «Я родился в крепостном звании и происхожу из дворовых людей графа К. из Орловской губернии»

b) жизненного пути Флягина, но об этом позже

Сейчас же нужно отметить одну из важнейших деталей – особенностей «Очарованного странника»: дар, связанный с лошадьми, поскольку позже он не только повлияет на историю, но и определит профессию Флягина – конэсэр: «Я конэсер-с, конэсер, или, как простонароднее выразить, я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования».

Таково введение в образ Ивана Флягина.

Глава 1 – «Начало»

«Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть», -
«Очарованный странник», Лесков

Иван Флягин рассказывает свою историю с самого рождения. Он был «молитвенным сыном», другими словами мать просила Бога дать ей ребёнка. Однако произошла трагедия: Голован (прозвище Флягина) появился на свет, но его мать умерла в родах. Также позже выясниться, что под «молитвенным сыном» можно понимать и то, что Флягин был обещан Богу:

«А знаешь ли, — говорит, — ты еще и то, что ты сын обещанный?»
«Как это так?»
«А так, — говорит, — что ты богу обещан».
«Кто же меня ему обещал?»
«Мать твоя»

Тем не менее, эту фразу можно трактовать по-разному. Например, что Флягин был рождён для того, чтобы служить Богу. Это подтверждается предзнаменованием, которое и определило всю жизнь Голована:

«А вот, — говорит, — тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы».

Здесь же и возникает параллель с фразой, которой сам Флягин описал свою судьбу. Она приведена в эпиграфе.

Глава 2 – «Путь» (черты характера)

«Очарованный странник», - прочитав только название, можно подумать, что повесть будет построена вокруг набожного и святого человека. Однако первое, что бросается в глаза в истории Флягина – это жестокость мужчины, которая проявляется в нескольких моментах. Мы же выделим самый первый:

«Я ее сейчас из силка вынул, воткнул ее мордою и передними лапами в голенище, в сапог, чтобы она не царапалась, а задние лапки вместе с хвостом забрал в левую руку, в рукавицу, а в правую кнут со стены снял, да и пошел ее на своей кровати учить. Кнутов, я думаю, сотни полторы я ей закатил и то изо всей силы, до того, что она даже и биться перестала. Тогда я ее из сапога вынул и думаю: издохла или не издохла? Сем, думаю, испробовать, жива она или нет? и положил я ее на порог да топориком хвост ей и отсек»

В двадцать первом веке очень трудно понять и принять такое поведение героя. Время всё-таки другое. Но всё же жестокость как черта характера выделяет образ Флягина на фоне других монахов, святых или просто верующих из литературы, и даже в целом среди героев русской классики. Ведь если, например, Раскольников убивает старуху-процентщицу, руководствуясь разумом (хоть это и спорно), а Арина Петровна Головлёва, сурово обращаясь с собственными детьми, сухим расчётом, то Голован – другой случай. Складывается впечатление, словно жесткость для него – обыденность: отрезать кошке хвост как для нас сходить в магазин за молоком. И такая простота зверства пугает.

Из положительных же черт Флягина (их всё-таки больше, чем негативных) следует выделить:

1. Свободолюбие, но его проявление связано, как правило, с гордостью:

«А вот последнее осуждение, чтобы стоять на коленях да камешки бить. это уже домучило меня до того, что я думал-думал, как себе помочь, и решился с своею жизнью покончить»
«Я закручинился: страсть как мне не хотелось воровать»

3. Чувство справедливости:

«— Ну что же, мол, делать: если ты, презрев закон и религию, свой обряд изменила, то должна и пострадать».

4. Добросовестность в исполнении обязанностей/обещаний

«— Совсем, мол, я не каменный, а такой же как все, костяной да жильный, а я человек должностной и верный: взялся хранить дитя, и берегу его».

5. Религиозность (с точки зрения христианства). Другими словами, наличие какой-никакой морали:

«— Нет-с, домой хочется. тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи. в одну сторону и в другую — все одинаково. Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».

6. Духовная развитость (чувствует/понимает искусство):

«Я видал, как пляшут актерки в театрах, да что все это, тьфу, все равно что офицерский конь без фантазии на параде для одного близиру манежится, невесть чего ерихонится, а огня-жизни нет».
«Я бы за вас так, без платы, пошел, да у меня бумаг нет».
«Никакой пользы нет, а сиди на службе; ну, я и вижу, что дело плохо, и стал опять наниматься, по старому обыкновению, в кучера, но никто не берет; говорят: ты благородный офицер, и военный орден имеешь, тебя ни обругать, ни ударить непристойно. Просто хоть повеситься, но я благодаря бога и с отчаянности до этого себя не допустил, а чтобы с голоду не пропасть, взял да в артисты пошел»
«А скоро же вы примете старший постриг?
— Я его не приму-с.
— Это почему?
— Так. достойным себя не почитаю.
— Это все за старые грехи или заблуждения?
— Д-д-а-с. Да и вообще зачем? я своим послушанием очень доволен и живу в спокойствии».

К негативным чертам (не только характера, а образа в целом) помимо жестокости можно также отнести:

«Да-с; выйду и запью; — Пью, — говорю, — и временем даже очень усердно пью».
«— Да не болтай ты, — говорю, — черт, со мною по-французски: я не понимаю, что то за пти-ком-пё!»

3. Мистицизм/мистификация (христианство не одобряет веру в призраков и другую нечисть)

«А я видел, когда плыл, что надо мною Груша летела, и была она как отроковица примерно в шестнадцать лет, и у нее крылья уже огромные, светлые, через всю реку, и она ими меня огораживала. »

Таким образом, Флягин предстаёт перед читателем как обычный человек, которого тоже смущают страсти. Лесков показывает Голована то как отъявленного грешника, то как в целом праведную личность. Он чтит закон человеческий и Божий. В то же время если смотреть со стороны двадцать первого века, нельзя не сказать о том, что кажется будто Флягину в детстве или не заложили некоторые моральные установки или исказили их. Однако не стоит забывать, что «молитвенный сын» рос в простой крестьянской семье, не имел образования, а потому единственным источником духовного развития для него стала религия. Тем более, что его отцу, скорее всего, было не до заложения моральных основ (которые, впрочем, явно отличались от современных), ведь и за лошадьми барскими нужно было следить, и семью как-то кормить.

Глава 3 – «Конец» (о духовности Флягина)

Иван Флягин несмотря ни на что так и остался «Очарованным странником» и «молитвенным сыном». Он грешил, но был верен Богу. А в конечном итоге пришёл к своему искуплению. Через всё произведение автор ведёт нить духовности и религии:

«Я эти деньги, что от них взял, двадцать пять рублей, сейчас положил в бедный монастырь — вклад за Грушину душу, а сам стал начальство просить, чтобы на Кавказ меня определить, где я могу скорее за веру умереть», -
«— Полюбили вы монастырскую жизнь?
— Очень-с; очень полюбил, — здесь покойно, все равно как в полку, много сходственного, все тебе готовое: и одет, и обут, и накормлен, и начальство смотрит и повиновения спрашивает»

Более того, именно в конце повести религиозность Флягина обретает форму. Вот что он говорит о своей жизни до и после монастыря:

«Ведь это, надо полагать, скука и мучение в погребе, не хуже, чем в степи?
— Ну нет-с: как же можно сравнить? здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали. Придут, сверху над ямой станут, и поговорим, а отец казначей жернов мне на веревке велели спустить, чтобы я соль для поварни молол. Какое же сравнение со степью или с другим местом».

И если посмотреть на путь, пройденный Голованом, то невольно можно задастся вопросом: за что он так страдал? Зачем он нужен был Богу? Возможно, чтобы своей жизнью показать другим людям, как сохранить веру во Всевышнего несмотря на невзгоды. Возможно, чтобы искупить чьи-то грехи.

Мне кажется, что жизнь Флягина чем-то напоминает искупление Иисуса Христа: и тот, и другой был дан Богом и для Бога. Каждый из них страдал в определённый период своего существования. И оба сохранили веру и преданность Всевышнему.

Закончить же хочется фразой одного из героев «Очарованного странника», описывающей Ивана Флягина:

«Я, — говорит, — его не могу разобрать, что он такое: так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель. Это, — говорит, — по вашей части, а я в этом не сведущ, мнение же мое такое: прогоните, — говорит, — его куда-нибудь подальше пробегаться, может быть он засиделся на месте».

А что вы думаете об этом герое?

Нашли в статье ошибку? Буду очень признателен, если напишите о ней в комментариях

*Примечание: статья является скорее сумбурными размышлениями о герое, чем серьёзным анализом.

Читайте также: