Ошо цитаты о страхе
Обновлено: 22.12.2024
Ум будды — это не-ум. Сказать что-либо об уме будды — это значит сказать нечто о не-уме. Мы живем в рамках ума, а будда вышел за его пределы. Он больше не ум, он — только не-ум. Так что ум будды означает не какой-то определенный тип ума, а просто означает трансценденцию, превосхождение ума.
Ум будды — это чистое сознание. Он подобен зеркалу: он не проецирует, а просто отражает. Он не имеет ни идей, ни содержания, ни мыслей, ни желаний, ни воображения, ни памяти. Он пребывает в вечно-настоящем, он живет в настоящем. А когда вы тотально, целиком находитесь в настоящем, ум исчезает, он утрачивает все свои границы. Внутри вас возникает большая пустота. Конечно, эта пустота не является пустой в обычном смысле этого слова, она также представляет собой своего рода полноту — она пуста, если иметь в виду мир, и полна, изобильна, преисполнена, если иметь в виду истину. Пуста, поскольку избавлена от всех несчастий, и переполнена, поскольку в нее снизошло блаженство.
Будду всегда будут понимать неправильно
Понимания трудно добиться даже в обычном общении, в самом обычном разговоре, с обычными людьми. А будда хочет рассказать вам о чем-то, что он обнаружил в состоянии не-ума, что он обнаружил, когда все мысли исчезли, что он обнаружил, когда его уже не было, – когда эго растворилось и наступила абсолютная тишина, абсолютный покой, небо без единого облака.
Как передать это бесконечное переживание в словах? Все слова оказываются неадекватными — отсюда непонимание.
Да, то, что будду всегда будут понимать неправильно, абсолютно неизбежно. Только несколько человек могут понять будду — это его ученики и посвященные.
Ученик — это тот, кто оставил все свои предубеждения, кто оставил все мысли и кто готов просто слушать — слушать не свой ум и его интерпретации, а слова будды; это тот, кто не спорит с буддой, кто не обдумывает внутри то, что говорит будда, кто слушает будду, как слушают классическую музыку, как слушают звуки бегущей воды, как слушают звук ветра в сосновом лесу или далекую песню кукушки… Это состояние ученичества, а если вы поднимитесь немного выше и станете посвященным…
Посвященный — это тот, кто не только отбросил ум, но и отдал все свое сердце; он слушает сердцем, – не через логику, а с любовью. Ученик находится на пути к посвященному. Ученичество — это начало пути посвященного, а посвященный — это реализация ученичества.
Только эти несколько человек могут понять будду. Благодаря этому пониманию они трансформируются, переносятся в другой мир — мир освобождения, нирваны, света, любви, благословения.
- Ошо
- Остановитесь и познайте. Ответы на вопросы искателей
Состояние свидетельствования
Состояние свидетельствования – это не холодность, не горение. Это не счастье, не несчастье. Это не темнота, не свет. Это не жизнь и не смерть. В Упанишадах это называется нети-нети – ни то, ни другое.
Если ты чувствуешь радость, это означает, что ты уже отождествился, свидетельствование ушло. Если ты чувствуешь печаль, ты уже больше не свидетель, ты забыл про свидетельствование, ты вовлекся. Ты находишься под влиянием психологии момента. Радость, печаль – все эти двойственности являются частью твоей психологии. А свидетельствование – это трансценденция. Оно не принадлежит твоей психологии.
Все искусство медитации заключается в свидетельствовании. Что оно дает? Самое большее, что мы можем сказать, оно дает абсолютный покой; оно просто приносит вечную тишину. Его невозможно определить как радость. Как только ты определяешь его как радость, ты снова оказываешься в мире двойственности. Тогда ты становишься частью того, что происходит, тогда ты начинаешь за это цепляться.
Состояние свидетельствования остается без определения. Будда никогда не использовал слово «блаженство», потому что оно может ввести вас в заблуждение, ведь для вашего ума блаженство значит счастье. Именно так вы бы интерпретировали это слово. Будда не использовал слово «блаженство», не использовал слово «бог».
Он использовал слово шуньям – абсолютная пустота. Это состояние, когда не остается ничего, просто абсолютная тишина, абсолютная пустота; но пустота не в английском значении этого слова. У слова шуньям совершенно иная окраска, хотя оно переводится и может быть переведено только как «пустота». У слова «пустота» негативная окраска; пустота подразумевает, что чего-то не хватает; пустота означает одинокость. Пустота – это качество смерти, а не жизни.
У слова шуньям нет негативной окраски, у него нет даже позитивной окраски, как оно может иметь негативную? Шуньям означает, что вы просто одни; это не одинокость, а одиночество. Вы не чувствуете, что вам чего-то не хватает. Вы безграничны, внутри вас огромное пространство, но вы не опустошены от чего-то. Наоборот, это абсолютная наполненность. Вы наполнены пустотой, если можно так выразиться. Вас переполняет пустота, и вы чувствуете удовлетворенность.
Когда шуньям расцветает, вы чувствуете огромный покой, но не радость и не печаль, потому что радость – это позитивный полюс, а печаль – негативный. Покой – точно посередине; это не жар и не холод. Это не нейтральность и не равнодушие. Это состояние не означает, что вы поворачиваетесь к чему-то спиной, что вы теряете интерес. Нет, это совсем не потеря интереса, равнодушие или нейтральность. Вы просто полностью присутствуете, абсолютно присутствуете, со всей своей тотальностью, но как зеркало – просто отражая все, что происходит.
Мимо проходит радость, и зеркало отражает ее, но зеркало не становится самой радостью; оно никогда не отождествляется. Как облако, как темное облако, приходит и проходит мимо печаль, и зеркало отражает ее. У зеркала нет предубеждения против нее. Зеркало не оказывает предпочтения радости и не отвергает печаль. У зеркала нет предпочтений, оно просто отражает то, что есть. Оно не нейтрально, иначе бы оно не отражало; оно не поворачивается к чему-то спиной. Оно не равнодушно, потому что равнодушие означает, что у вас уже есть предубеждение, что вы уже пришли к определенному заключению. Оно не лишено интереса, но нельзя также сказать, что оно заинтересовано. Оно за пределами и того, и другого.
Не отождествляйся с той радостью, которая к тебе приходит, – просто наблюдай ее. Оставайся зеркалом, наблюдателем на холме. Отражай, но не цепляйся к ней. Пролетает птица… и озеро отражает ее.
Дзен-мастера говорят, что это и есть состояние буддовости. У птицы нет намерения отражаться в озере, и у озера нет намерения отражать птицу, но птица пролетает… и озеро отражает ее. Осознайте это: у птицы нет намерения отражаться в озере, и у озера нет намерения отражать птицу, но птица отражается. Просто так случилось, что есть озеро и есть летящая птица… отражение не может не случиться – это в природе вещей! Птица улетела, но озеро не скучает по ней, не вспоминает ее, не стремится к ней, не надеется, что она вернется. Оно не возвращается в прошлое, не уходит ни в воспоминания, ни в воображаемое будущее. Птица пролетела мимо; она не вспоминает об озере, она не стремится снова вернуться к нему. Возможно, однажды она снова пролетит над ним и снова отразится на его поверхности, но связь между ними не возникнет. Что-то спонтанно произойдет, но связь не образуется.
Я называю это отношениями, а не связью. Это что-то текучее. Это и есть свидетельствование.
Следующая цитата
Жизнь требует великой смелости. Трусливые только прозябают, они не живут, потому что вся их жизнь пропитана страхом, а жизнь, в которой так много страха, хуже, чем смерть. Они живут в своего рода паранойе, они всего боятся; и не только реальных вещей, нереального они боятся тоже. Они боятся ада, они боятся приведений, они боятся Бога. Они боятся тысячи и одной вещи, которые они или другие, такие же, как они сами же и придумывают. Страха накапливается так много, что жить становится невозможно.
Люди, полные страха, заставляют бояться других, чтобы сами они могли расслабиться. Они прекрасно знают, что теперь ты их не тронешь, не пересечешь их границ.
Отбросьте страх. Вы приобрели его в детстве, бессознательно. Теперь сознательно отбросьте его и будьте зрелым. И тогда жизнь может стать светом, который продолжает углубляться по мере того, как вы растёте.
Что бы вы ни делали, помните одну вещь: из страха вы не будете расти, вы только постареете и умрёте. Страх служит смерти.
Сам факт трансформации человека, когда он трансцендирует в себе животное, порождает страх в государственной и религиозной иерархии, поскольку такой человек демонстрирует, что это может произойти со всеми людьми. А если это произойдёт с человечеством, все государства и религии станут ненужными и от них откажутся. А никто из тех, кто обладает огромной властью, не хочет терять эту власть. Ни одно государство не хочет, чтобы его ликвидировали, ни одна религия не хочет, чтобы её ликвидировали.
Очень странная ситуация. Вроде бы государство существует, чтобы люди были хорошими, но это не так. Государство существует, чтобы люди оставались такими, как есть, чтобы не дать людям возможность пройти через революцию.
Если люди становятся лучше, им необходимо улучшенное государство, им необходима улучшенная религия. А если люди становятся совершенными, им не нужно государство и не нужна религия. Они сами себе государство и сами себе религия.
Если чувство стыда исчезло, вы не будете бояться. Они тесно связаны: если вы стыдитесь, вы будете бояться; если вы не чувствуете стыда, вы вообще не будете бояться. Страх исчезает вместе со стыдом.
В нас постоянно присутствует тенденция к впадению в рабство, потому что в нас постоянно присутствует страх. Мы никогда не бываем уверены, сможем ли мы выстоять в одиночку или нет; отсюда стремление пристать к кому-нибудь.
Из-за страха ум старается зацепиться за кого-нибудь, будь то гуру или кто-то иной. Поступая подобным образом, мы стремимся защитить себя. Страх является основой всякой зависимости.
Бог уже принимает вас, вот почему вы существуете. Иначе вас не было бы.
Это то главное, чему я учу вас: Бог и так принимает вас. Вам не нужно добиваться его благосклонности, вы уже достойны его. Расслабьтесь, возрадуйтесь образу, в котором Бог сотворил вас. Если он сделал кого-то малодушным, значит, он заложил в это некий смысл. Доверьтесь ему и примите это. Что плохого в том, что вы трус? И что плохого в страхе? Только идиотам неведом страх, только дураки ничего не боятся.
Страх это только тень. Он может быть не очевидным, если ты боишься банкротства, но на самом деле ты боишься, что, оставшись без денег, ты станешь более уязвимым для смерти. Люди держатся за деньги как за защиту, хотя прекрасно знают, что нет способа защитить себя от смерти. Но все же что-то нужно сделать.
Важно понять, что все остальные страхи это только ответвления, потому что, если известны корни, можно что-то сделать. Если смерть является основным и фундаментальным страхом, только одно может сделать тебя бесстрашным, и это внутренний опыт бессмертного сознания.
Вся наша жизнь построена на страхе смерти. Именно он создал общество, нацию, семью и друзей. Он заставляет нас гнаться за деньгами и честолюбиво стремиться к более высокому положению. И удивительнее всего то, что даже наши боги и храмы тоже были возведены из страха смерти. Боясь смерти, люди преклоняют колени и молятся. Боясь смерти, люди молятся Богу, сложив руки и простирая их к небесам.
Пока мы не узнаем ложность смерти, наши жизни будут оставаться ложными. Пока сохраняется страх смерти, не может быть никакой подлинной жизни. Пока мы дрожим от страха перед смертью, мы не можем собраться и прожить свою жизнь. Жить могут лишь те, для кого тени страха смерти исчезли навсегда. Как может жить испуганный и дрожащий ум? И если смерть кажется ближе с каждой секундой, возможно ли жить? Как мы можем жить?
Люди верят в бессмертие души не потому, что знают, но потому, что боятся. Чем трусливее человек, тем вероятнее, что он верит в бессмертие души - не потому, что он религиозен; он просто трус. Верование в бессмертие души не имеет ничего общего с религией.
Страх появляется из-за того, что вы ещё не жили, поэтому и боитесь: "Я ещё не жил, и если придёт смерть, то что же тогда? Не испытав удовлетворения от жизни, совсем не пожив, я уже умру". Страх смерти появляется только у тех, кто недостаточно жив. Если вы живы, вы радушно примете смерть. В этом случае никакого страха нет. Вы познали жизнь; теперь хотели бы познать и смерть. Но мы так боимся жизни, что не познаем её, не входим в неё глубоко. Это и порождает страх смерти.
Когда вы поймёте, что смерть является другом, и начнете жить без страха того, что это только небольшой отрезок времени в семьдесят лет, если вам откроется вид на вечность вашей жизни, тогда всё замедлится, тогда не будет необходимости быть торопливым. Люди спешат просто во всём. Я видел, как люди хватают свой портфель, заталкивают в него вещи, целуют жену, не видя, это жена или кто-то другой, и прощаются с детьми. Так нельзя жить! И куда вы доберётесь с такой скоростью?
Скорость стала важнее, чем пункт назначения, и скорость стала более важной, потому что жизнь такая короткая. Вы должны делать так много вещей, что если вы не будете делать быстро, то вы не справитесь. Вы не можете посидеть в тишине даже несколько минут, это кажется напрасной тратой времени. За эти несколько минут вы заработали бы несколько долларов.
В природе ни одно животное, птица, дерево не боится смерти, только человек создаёт так много беспокойств из-за этого. всю жизнь дрожит, смерть подходит ближе, а из-за этого нельзя позволить себе жить полностью, тотально. Как можете вы жить, если вы так напуганы? Жизнь возможна только без страха. Жизнь возможна только с любовью, не со страхом. А смерть создаёт страх.
Не старайтесь избавиться от чего-либо. Попытайтесь понять, что такое страх. И если в вас есть страх, примите его. Он здесь. Не пытайтесь избавиться от него. Не пытайтесь создать нечто противоположное. Если вы имеете страх, значит вы имеете страх. Примите его как часть вашего бытия. Если вы можете принять его, он уже исчез. Страх исчезает через приятие; если страх отвергают, он возрастает.
Наполненный страхом человек может стать очень смелым человеком. Он может создать вокруг себя броню. Он может стать бесстрашным дьяволом просто для того, чтобы показать, что он не боится, просто показать другим, что он не боится. И если он попадает в опасность, он может обмануть себя, что не боится. Но даже самый смелый человек боится. Вся его храбрость вокруг него, снаружи; глубоко внутри он дрожит.
Следующая цитата
Человек никогда не знает, куда приведёт его новое. Старое известно, знакомо; ты жил с ним так долго, ты с ним знаком. Новое незнакомо. Оно может быть другом, может быть врагом, кто знает? Узнать никак нельзя! Единственный способ узнать это позволить ему случиться; отсюда мрачные предчувствия, страх.
Новое не возникает из тебя, оно приходит из запредельного. Это не часть тебя. Все твоё прошлое поставлено на карту. Новое не продолжает тебя, отсюда страх. Ты жил и думал по определённому образцу, своими верованиями ты сделал жизнь комфортабельной. Теперь в двери стучится нечто новое. Теперь оно нарушит твой прошлый паттерн. Позволив новому войти, ты никогда больше не будешь прежним, новое тебя преобразит.
Новизна приходит из запредельного, это весточка от Бога. Новизна приходит от существования. Ум всегда стар. Скопление прошлого, ум никогда не нов. Новизна приходит из запредельного; это дар Бога.
Когда ты идёшь в неизвестное, это приводит тебя в трепет. Вновь начинает биться сердце; снова ты жив, всецело жив. Жизнь пульсирует в каждом фибре твоего существа, потому что ты принял вызов неведомого.
Неизвестное и непознаваемое, запредельное имеет к тебе доступ. Оно имеет в тебя пропуск, потому что ты никогда не запечатан и не отделён; ты не остров. Может быть, ты забыл запредельное, но запредельное не забыло тебя. Может быть, ребёнок забыл мать, но мать не забыла ребёнка.
Оно по-прежнему связано с тобой. Именно поэтому продолжает приходить новое, хотя ты и не приветствуешь его. Оно приходит каждое утро, оно приходит каждый вечер. Оно приходит тысячей и одним путём. Если у тебя есть глаза, чтобы его увидеть, ты увидишь, что оно постоянно к тебе приходит.
Только новое, принятое глубоко и тотально, может тебя трансформировать. Ты не можешь принести новое в свою жизнь; новое приходит. Ты можешь либо принять его, либо отвергнуть. Отвергая его, ты остаёшься камнем, закрытым и мёртвым. Принимая его, ты становишься цветком, начинаешь раскрываться. и это раскрытие и есть празднование.
Не стоит колебаться, не стоит слишком тревожиться о том, как бы не пойти в неправильном направлении. Это одна из проблем: людей всегда учат никогда не делать ничего неправильного, и они становятся такими колеблющимися, такими испуганными, так боятся сделать что-то неправильно, что вообще застревают.
Делай как можно больше ошибок, только помни одно: не совершай одну и ту же ошибку дважды. И ты будешь расти.
Быть разумным значит быть живым, быть разумным значит быть спонтанным. Быть открытым, уязвимым. Это беспристрастность, это храбрость действовать без предварительных заключений.
Для того, кто сам идёт к запредельному, нет ничего подобного смерти. Тогда запредельное становится приветствием. Если ты приветствуешь запредельное, запредельное приветствует тебя; запредельное всегда отзывается на тебя эхом.
Всегда выбирай жизнь, всегда выбирай действие; никогда не устраняйся, никогда не беги. Наслаждайся каждой возможностью, которая встречается тебе на пути, что-то сделать, быть творческим.
Жить опасно значит жить. Если ты не живёшь опасно, ты вообще не живёшь. Жизнь расцветает только в опасности. Жизнь никогда не цветёт в защищенности; она цветёт только в незащищенности.
Когда я говорю тебе, живи опасно, я имею в виду не только телесный риск, но и психологический, и, в конце концов, духовный риск. Религиозность это духовный риск.
Ты ответствен лишь перед собственным существом. Не иди против него, потому что идти против него значит совершить самоубийство, разрушить себя. Что ты выиграешь?
Даже если люди будут тебя чтить, считать очень трезвым, респектабельным, уважаемым человеком, ничто это не будет питать твоё существо. Ничто это не даст тебе прозрения в жизнь и её безмерную красоту.
Слушая своё сердце, ты начнешь двигаться в правильном направлении, никогда даже не задумываясь о том, правильно оно или нет.
В руках сердца интеллект становится разумным. Это трансформация, тотальная трансформация энергии. Тогда человек становится не интеллектуалом, он просто становится мудрым.
В обществе глубоко укоренено ожидание, что ты будешь вести себя точно как другие. В то мгновение, когда ты ведёшь себя немного по-другому, ты становишься чужаком, а люди очень боятся чужаков.
Ты зависишь от мнений других. Ты зависишь от мнений других настолько, что потерял ощущение внутреннего смысла. Внутренний смысл нужно открыть заново, потому что всё, что красиво, всё, что хорошо, всё, что божественно, можно ощутить лишь внутренним смыслом.
Перестань поддаваться влиянию других. Вместо этого смотри вовнутрь. Позволь своему внутреннему смыслу говорить с тобой. Доверяй ему. Если ты ему доверяешь, он будет расти. Доверяя ему, ты его питаешь, он становится сильнее.
Вписываться в установленный режим значит утратить свою индивидуальность. А это весь твой мир.
В то мгновение, когда ты идёшь на компромисс и теряешь индивидуальность, ты потерял всё. Ты совершил самоубийство. Люди, которые вписываются в мир, это люди, разрушившие себя.
Толпа ничего не может сделать, если ты с ней не сотрудничаешь. Поэтому всё дело в твоём сотрудничестве. Ты можешь отбросить сотрудничество прямо сейчас, просто взять и отбросить.
Что бы ни случилось с тобой, ты за это ответствен. Никто другой не делает этого с тобой. Ты хотел, чтобы это с тобой сделали, поэтому это сделали. Кто-то эксплуатирует тебя, потому что ты хочешь, чтобы тебя эксплуатировали. Кто-то заключает тебя в тюрьму, потому что ты хочешь быть заключенным. В этом должен быть какой-то поиск. Может быть, ты привык называть это защищенностью. Имена могут быть разными, этикетки могут быть разными, но ты жаждешь быть заключённым, потому что тюрьма безопасна.
Никто никому не позволяет просто быть самим собой. И ты впитал эти идеи так глубоко, что кажется, что эти идеи твои. Просто расслабься. Забудь все эти обусловленности, отбрось их, как сухие листья падают с деревьев. Лучше быть голым деревом без всяких листьев, чем иметь пластмассовые листья, пластмассовую крону и пластмассовые цветы; это уродливо.
Следующая цитата
«Ошо, кажется, что моей жизнью управляет страх. Ты можешь мне помочь?
Я помогу, именно поэтому я здесь! Жизнь каждого, в той или иной степени, управляется страхом, потому что есть только два пути прожить жизнь. Либо ею правит любовь, либо ею правит страх. Обычно, пока вы не научитесь любить, ею будет управлять страх.
Без любви страх появляется автоматически. Он – это просто отсутствие любви. В нем нет ничего позитивного; он – это просто отсутствие любви. Но если вы можете любить, страх исчезает. В момент любви, даже смерти нет. Есть только одно в жизни, что может победить страх, и это любовь. Весь страх сосредоточен вокруг смерти, и только любовь может победить смерть.
Поэтому я тебе хочу сказать одну вещь – не обращай слишком много внимания на страх, потому что он становится самогипнозом. Если ты продолжаешь повторять, что живешь в страхе, что твоей жизнью управляет страх, что страх доминирует в тебе, и страх, страх, страх, тогда ты помогаешь ему. Запиши это: то, что моей жизнью управляет страх, закончено! Это просто показывает, что любовь еще не стала настолько сильной, чтобы исчез страх. Страх – это симптом, это не болезнь. Нет от него излечения; и в этом нет необходимости. Итак, это всего лишь симптом, и это очень полезно, потому что это показывает, что тебе не стоит более прожигать свою жизнь. Это просто говорит о том, чтобы ты любил больше.
Поэтому я не буду говорить о страхе. Я помогу тебе любить больше, и, как следствие, страх исчезнет. Если ты начнешь напрямую работать со страхом, ты его усилишь, потому что все твое внимание будет сфокусировано на нем. Это похоже на то, когда кто-то пытается разрушить темноту, и становится сфокусированным, помешанным на том, как разрушить темноту. Вы не можете разрушить темноту, потому что, во-первых, ее нет. Обратите внимание на темноту, и начните работать над тем, как привнести свет.»
Страх – это одна из дверей, ведущая к вашему существу.
«Если вы позволяете страху завладеть вами, ваши волосы встанут дыбом. Тогда, впервые, вы познаете всю красоту такого явления, как страх. В суматохе, в этом циклоне, вы придете к пониманию, что есть все еще где-то внутри вас такое место, которое осталось нетронутым. И если страх не может его коснуться, тогда и смерть не сможет его коснуться. Вокруг есть/i темнота и страх, с всего лишь небольшим центром, который абсолютно трансцендентен к этому. Не то, чтобы вы пытались быть трансцендентными, вы просто позволяете страху полностью завладеть вами, но внезапно вы начинаете осознавать этот контраст.
Поэтому когда есть страх, или злость, или грусть, позвольте это. Закройте двери и побудьте в этом, расслабтесь в этом. Ведите себя, как малыш, которого не научили навешивать ярлыки на все, который просто проживает чувства и не имеет никаких мыслей по этому поводу.
Страх – это одна из дверей, ведущая к вашему существу. Он один из самых подавляемых. Все человечество во всем мире можно поделить на два типа: один – сексуально подавленные, и другой – подавляющие смерть. Общество подавляет либо смерть, либо секс.
Всегда, когда общество выражает секс, начинает не боятся его, не запрещает, относится к нему свободно, оно сразу же начинает подавлять смерть, сразу, потому что смерть – это его противоположность. Поэтому если вы позволяете секс, тогда смерть приходится подавлять. Если подавляете секс, тогда нет страха смерти, вы можете позволить ее.»
Просто станьте осознанными
Попытайся понять, что такое страх.
«Дело не в том, чтобы от чего-то избавиться; дело в понимании. Поймите страх, что это такое, и не пытайтесь от него избавиться, потому что в тот момент, когда ты начинаешь пытаться избавиться от чего-то, ты не готов это понять, потому что ум, который думает избавиться, уже закрыт. Он не открыт для понимания, он не сочувствующий. Он не может тихо созерцать, он уже принял решение. Теперь страх стал дьяволом, грехом, поэтому нужно от него избавиться. Не пытайтесь от чего-то избавиться.
Попытайся понять, что такое страх. И если у вас есть страх, тогда примите его. Он здесь. Не пытайтесь его спрятать. Не пытайтесь создавать его противоположность. Если у вас есть страх, значит, у вас есть страх. Примите его, как часть вашего существа. Если вы сможете его принять, значит, он уже исчез. При принятии страх исчезает; при отрицании страх увеличивается.»
Читайте также: