Ошо цитаты о еде

Обновлено: 06.11.2024

Все несчастье существует для того, чтобы указать вам, что где-то вы повернули не туда, сбились с дороги. Вернитесь немедленно! Если вы начнете слушать тело, слушать природу, слушать свое внутреннее существо, то будете более и более счастливыми. Станьте хорошими слушателями природы.

Жизнь состоит из того, чтобы смаковать чашку чая, беседовать с другом; совершать утреннюю прогулку, не ведущую никуда в особенности и не преследующую никакой цели, кроме самой прогулки, без точки назначения, без конца, когда в любой момент можно вернуться; жизнь состоит из того, чтобы приготовить еду для кого-то, кого вы любите; приготовить еду для себя, потому что вы любите и свое тело; из того, чтобы выстирать свою одежду, подмести пол, полить сад. эти небольшие вещи, очень небольшие вещи. поздороваться с незнакомцем, — что было совершенно не нужно, потому что у вас нет и не было к этому незнакомцу никакого дела.

Нет ничего более ценного, чем быть в гармонии, в сонастроенности с целым.

Есть два способа жить, быть, знать: один — путь усилия, воли, эго; другой — без усилия, без борьбы, в состоянии позволения, расслабления в существовании.

Потребуется несколько дней, может быть, даже недель, чтобы вы начали чувствовать, что для вас действительно привлекательно. Ешьте, сколько хотите, но только то, что для вас привлекательно. Не заботьтесь о том, что говорят другие. Если для вас привлекательно мороженое, ешьте мороженое. Ешьте досыта, до насыщения, и тогда внезапно вы увидите, что появляется удовлетворенность. И когда вы чувствуете удовлетворенность, желание набивать себя исчезает. Именно неудовлетворенное состояние заставляет вас набивать себя чем попало, и вы набиваете себя больше и больше, и это ничего не приносит. Вы чувствуете наполнение, но все же удовлетворенности нет, и возникает проблема.

Слушайте тело. Тело вам не враг, и, когда тело что-то говорит, поступайте соответственно, потому что тело обладает собственной мудростью. Не идите против нее, не отправляйтесь в путешествие ума. Именно поэтому я не учу соблюдению диет, я учу только соблюдению осознанности. Ешьте с полной осознанностью, ешьте медитативно, и тогда вы никогда не будете есть слишком много или слишком мало. Слишком много — это так же плохо, что и слишком мало; это крайности. Природа хочет, чтобы вы были в равновесии, в своего рода эквилибриуме, точно посредине, ни больше, ни меньше. Избегайте крайностей. Крайности означают невроз.

Всегда помните: энергия нейтральна, и все качество вашего существа зависит от вас. Вы можете быть счастливыми, можете быть несчастными — выбор за вами. Никто другой не ответствен.

Следующая цитата

Первое - это правильное питание, второе - правильная работа, а третье - правильный сон. Человек, не имеющий правильного питания, правильной работы и правильного сна, никогда не сможет стать центрированным. Человек потерял контакт со всеми этими тремя вещами.

Человек - единственное животное, питание которого непредсказуемо. Питание остальных животных определенно. Их основные физические потребности и их природа определяют, что им надо есть, а что не надо, сколько им надо есть, а сколько не надо, когда им надо есть, а когда надо остановиться. Но человек абсолютно непредсказуем: ни его природа не подсказывает, что надо есть, ни его осознанность не подсказывает, сколько надо есть, ни его понимание не решает, когда нужно остановиться. Поскольку ни одно из этих качеств человека непредсказуемо, жизнь человека пошла в каких-то очень неопределенных направлениях. Но если есть даже небольшое понимание, если человек начинает жить даже с небольшой разумностью, даже немного размышляя, даже немного открыв глаза, тогда совсем несложно начать правильно питаться. Это очень просто - нет ничего легче. Чтобы понять правильное питание, мы можем разделить его на две части.

Первое: что человек должен есть, а что он есть не должен? Человеческое тело состоит из химических элементов; все процессы в теле химические. Если в человека попадет алкоголь, его тело будет находиться под воздействием химии: оно станет опьяненным, бессознательным. Каким бы здоровым, каким бы мирным ни был человек, химический состав напитка повлияет на его тело. Каким бы святым ни был человек, он умрет, если дать ему яд.

Сократ умер от яда, Ганди умер от пули. Пуля не видит, святой человек или грешник; яд тоже не видит, Сократ перед ним или простой человек. Также как опасные интоксиканты и яды, еда тоже не видит, кем или чем вы являетесь. Их функция прямая - они попадают в химию тела и начинают работать. Таким образом, любая отравляющая пища начнет причинять вред и создавать беспокойство в сознании человека. Любая пища, которая приводит человека к любому виду бессознательности, к любому виду возбуждения, к любым крайностям, любому беспокойству, приносит вред. И самый глубокий, величайший вред наносится, когда все эти вещи начинают достигать пупка.

Если с пупочным центром плохо обращаться, если применяется неправильная диета, неправильная пища, тогда постепенно центр начнет впадать в спячку, а его энергия станет слабеть. Постепенно этот центр начнет засыпать. В конце концов он почти заснет. Тогда мы даже не осознаем его как центр. Тогда мы осознаем только два центра: один - это ум, в котором постоянно движутся мысли, а другой - это чуть-чуть сердца, в котором движутся эмоции. У нас нет контакта с чем-то более глубоким. Поэтому чем легче пища, чем меньше тяжести она создает в теле, тем более ценной и значимой она станет для начала вашего внутреннего путешествия.

Первое, что следует помнить для правильного питания, - это то, что оно не должно создавать возбуждения, оно не должно быть отравляющим, оно не должно быть тяжелым. После правильной еды вы не должны чувствовать тяжесть и сонливость. Но, вероятно, все мы чувствуем тяжесть и сонливость после еды - тогда мы должны понять, что питаемся неправильно.

Знаменитый доктор Кеннет Уокер в своей автобиографии писал, что, согласно его жизненному опыту, чем бы ни питались люди, половина из этого наполняет их желудки, а половина наполняет желудки их докторов. Если бы они ели только половину того, что они обычно едят, они бы вообще не болели и не были бы нужны никакие доктора.

Одни люди болеют, потому что не получают достаточно пищи, а другие болеют, потому что едят слишком много. Одни умирают от голода, а другие умирают от переедания. И людей, умирающих от переедания, всегда было больше, чем людей, умирающих от голода. Очень немногие умирают от голода. Даже если человек хочет заморить себя голодом, он не сможет умереть как минимум три месяца. Человек может жить без еды три месяца. Но если человек три месяца переедает, тогда у него нет никакой возможности выжить.

Идеи некоторых людей кажутся нам странными. У императора Нерона было два доктора. Вся их работа заключалась в том, чтобы его тошнило после еды, так чтобы он снова мог наслаждаться пищей - как минимум пятнадцать-двадцать раз в день. Он ел, а потом принимал лекарство; его тошнило, и он снова мог наслаждаться едой. Но то, что делаем мы, не сильно отличается.

Нерон мог содержать докторов в своем дворце, потому что был императором. Мы не императоры, но у нас есть доктора по соседству. Нерон делал так, чтобы его тошнило каждый день, мы делаем так каждые несколько месяцев. Мы неправильно питаемся и накапливаем все, что только возможно. Потом доктор дает нам слабительное, и мы снова начинаем есть неправильную пищу. Нерон был мудрым человеком - он принимал слабительное каждый день. Мы делает это только каждые два-три месяца. Если бы мы были императорами, мы делали бы то же самое, но мы беспомощны - у нас нет средств, и мы не можем себе это позволить. Мы смеемся над Нероном, но в какой-то степени мы от него не отличаемся.

Наше неправильное отношение к пище становится для нас опасным. Оно очень дорого нам обходится. Оно довело нас до того, что мы уже едва живы. Наша пища, похоже, не делает нас здоровыми - похоже, она создает болезни. Это удивительная ситуация, когда от нашей пищи мы начинаем болеть. Это как если бы от восхода солнца становилось темно - это было бы точно так же удивительно и странно. Но все врачи мира сходятся во мнении, что большинство болезней человека - от его неправильного питания.

Поэтому первое: каждый должен быть очень осознан и бдителен о своем питании. И я говорю это особенно для медитирующего. Для медитирующего необходимо оставаться осознанным о том, что он ест, сколько он ест и как это действует на его тело. Если вы поэкспериментируете с осознанностью в течение нескольких месяцев, вы непременно выясните, какая пища правильна для вас, какая пища приносит вам спокойствие, мир и здоровье. В этом нет ничего сложного, но поскольку вы не обращаете никакого внимания на то, что вы едите, вы не сможете обнаружить правильную пищу.
Второе - состояние ума во время еды намного важнее того, что вы едите. Еда будет воздействовать на вас по-разному, когда вы едите радостно, счастливо, или когда вы едите, полные печали и беспокойства.

Если вы едите в беспокойном настроении, тогда даже лучшая пища будет иметь отравляющий эффект. А если вы едите с радостью, тогда возможно, что даже яд не сможет полностью оказать на вас свое действие - это очень возможно. Поэтому важно состояние ума, в котором вы находитесь во время еды.

В России был великий психолог Павлов. Он проводил эксперименты с животными и пришел к поразительному заключению. Он экспериментировал с кошками и собаками. Он давал кошке еду и наблюдал с помощью рентгена, что происходит в ее желудке после того, как она поела. Когда еда достигла желудка, желудок тут же начал выделять соки. В это время к окну комнаты, в которой была кошка, привели собаку. Когда собака залаяла, кошка испугалась, и рентген показал, что выделение желудочных соков прекратилось. Желудок закрылся; он сжался. Затем собаку увели, но в течение шести часов желудок кошки оставался в том же состоянии. Процесс переваривания пищи не возобновился, и еда оставалась в желудке непереваренной в течение шести часов. Через шесть часов, когда соки снова начали выделяться, еда была в неперевариваемом состоянии: она стала твердой. Когда ум кошки начал волноваться о присутствии собаки, желудок перестал работать.

Что же тогда говорить о вашей ситуации? - вы живете в беспокойстве двадцать четыре часа в сутки. Это чудо, как ваша еда переваривается, как существование справляется с этим несмотря на вас! Вы не желаете ее переваривать. Это совершенное чудо, как она переваривается. И как вы остаетесь живыми, это тоже чудо! Состояние вашего ума должно быть благодарным и блаженным.

Но в ваших домах обеденный стол находится в самом унылом состоянии. Жена целый день ждет, когда муж придет домой поесть, и вся эмоциональная болезнь, которую она копила последние двадцать четыре часа, выходит как раз когда ее муж ест. Она не знает, что выполняет работу врага. Она не знает, что на тарелке мужа она подает яд.

Муж тоже напуган и взволнован после целого рабочего дня - он кое-как заталкивает еду в желудок и уходит. Он не имеет понятия о том, что это действие, которое он так быстро закончил и от которого сбежал, должно было быть молитвенным. Это не то, что нужно было делать в спешке. Это нужно было делать так же, как входят в храм, как встают на колени, чтобы молиться, как садятся, чтобы играть на вине , или как поют песню возлюбленной. Это действие даже более важно: он дает пищу своему телу. Это нужно делать в состоянии полного блаженства; это должно быть любящим и молитвенным действием.

Чем более счастливым и радостным и более расслабленным и спокойным человек может быть во время еды, тем более его пища начнет становиться правильной пищей.

Насильственное питание не только означает, что человек ест невегетарианскую пищу: когда человек ест в гневе, это тоже насильственное питание. Обе эти вещи насильственны. Питаясь в гневе, страдании, в беспокойстве, человек тоже питается насильственно. Он совершенно не понимает, что так же как он насильственен, когда питается мясом, так же это происходит, когда его собственное мясо пылает внутри от гнева и беспокойства; тогда в этом тоже присутствует насилие. Тогда пища, которую он ест, не может быть ненасильственной.

Другая часть правильного питания заключается в том, что вы должны есть в очень мирном, очень радостном настроении. Если вы не в таком настроении, тогда вам лучше подождать и не есть некоторое время. Когда ум полностью готов, только тогда вам следует есть. Сколько времени потребуется уму, чтобы быть готовым? Если вы достаточно осознанны, чтобы ждать, тогда он сможет оставаться беспокойным максимум один день. Но вы никогда не пытались его слушать; вы превратили питание в абсолютно механический процесс. Вы кладете пищу в тело и покидаете обеденный стол - это больше не психологический процесс, и это опасно.

На уровне тела правильное питание должно быть здоровым, нестимулирующим и ненасильственным; на психологическом уровне ум должен быть в блаженном состоянии, приятном и радостном; а на уровне души должно быть чувство благодарности, признательности. Эти три составляющие делают пищу правильной пищей.

Вы должны чувствовать, что «Я благодарен, потому что сегодня у меня есть еда. Мне дарован еще один день жизни, и я бесконечно благодарен. Этим утром я снова проснулся живым; сегодня солнце снова подарило мне свой свет; сегодня я снова смогу увидеть луну; сегодня я снова живой! Не было необходимости в том, чтобы я был живым, сегодня я мог бы быть в могиле - но мне снова была дарована жизнь. Я не заслужил ее, она была дана мне ни за что». По крайней мере за это чувство благодарности, признательности должно быть в вашем сердце. Вы едите, вы пьете воду, вы дышите - вы должны чувствовать благодарность за все это. Всему в жизни, всему миру; всей вселенной, всему в природе, божественному, должно быть чувство благодарности: «Мне дан еще один день жизни. Я снова получил еду. Еще один день я вижу солнце, вижу цветы. Сегодня я снова живой».

За два дня до того, как смерть пришла к Рабиндранату, он сказал: «Господи, я так благодарен! О Боже, как я могу выразить мою благодарность? Ты дал мне эту жизнь, когда я совершенно не был ее достоин. Ты дал мне дыхание, когда я не имел права дышать. Ты дал мне возможность испытать красоту и блаженство, которых я совсем не заслужил. Я благодарен. Я переполнен твоей благодатью. И если в этой жизни, которую ты дал, я испытывал боль, страдание, тревоги, это была моя вина, потому что жизнь, которую ты дал, так блаженна. Должно быть, это была моя вина. Поэтому я не прошу тебя дать мне освобождение от жизни. Если ты чувствуешь, что я достоин, посылай меня в эту жизнь снова и снова. Эта жизнь так блаженна, и я так благодарен за нее».

Это чувство, это чувство благодарности должно присутствовать во всех аспектах жизни - и особенно это касается вашего питания. Только тогда питание может стать правильным питанием.

Следующая цитата

То, что вы делаете, никогда не важно, важно только то, кем вы являетесь. Важно бытие, делание не важно. Бытие важно, обладание не важно. Сознание важно, характер не важен — потому что не характер определяет сознание, а сознание определяет характер.

Если вы религиозны, если вы духовны, что-то в вас начинает меняться. Вы можете стать вегетарианцем, а можете и не стать. Всякое бывает — все люди разные. Но вегетарианство не является необходимым условием духовности. Бывали духовные люди, которые были вегетарианцами, и бывали духовные люди, которые не были вегетарианцами. И это хорошо, что жизнь так разнообразна; это хорошо, что в жизни существуют разные люди. Иначе жизнь была бы ужасно скучна.

Только представьте себе, что по земле ходили бы одни только Махавиры, нагие вегетарианцы. Не было бы ни Кришны, ни Христа, ни Будды, ни Мухаммеда, ни Мансура. Это был бы очень бедный мир, просто безобразный мир. Один Махавира прекрасен, но слишком много Махавир — это безобразно.

Бог никогда не создает одного и того же человека несколько раз. Причина этого в том, что одного раза достаточно, более чем достаточно. Бог этим совершенно удовлетворен. Он никогда не повторяется, никогда не дублирует. Он ценит только оригинал, Он не делает копий.

Поэтому я не могу сказать, чтобы питание имело какое-то существенное значение для духовного роста. Однако ваш духовный рост может повлиять на ваши пищевые предпочтения. Но это тоже невозможно предсказать; я не хочу ограничивать вашу свободу. Иисус пил вино, но из-за этого он не был менее духовным. Патанджали не мог бы даже вообразить себе, чтобы духовный человек пил, но это только точка зрения Патанджали. Иисус, в свою очередь, не понял бы его: «Почему Патанджали не пьет? Если Патанджали не может пить, тогда, кто может? Если Патанджали не может праздновать и веселиться, тогда, кто может? Он должен танцевать, он должен петь, он должен праздновать — он уже пришел».

Но праздновать тоже можно по-разному. Для кого-то пост — праздник, для кого-то пир — праздник. Все люди разные. Если вы будете помнить об этом, вы никогда не станете фанатиком. Иначе такая опасность всегда существует: величайшая опасность на пути духовного роста — это фанатизм.

Все так называемые религии фанатичны, потому что они принимают только то, что написано в их писаниях, и что говорит их лидер — все остальное отвергается. Это очень и очень ограничивает жизнь. А жизнь безгранична, жизнь — это бесконечность.

Ты спрашиваешь: А как насчёт питания? Я говорю не о питании, я говорю о вас — что-то должно произойти с вами. И когда это произойдет, больше уже не о чем беспокоиться; тогда все, что бы вы ни делали, будет правильным. Скажу еще по-другому: не бывает правильных и неправильных действий, бывают только правильные и неправильные люди. Все, что делает правильный человек, — правильно, а все, что делает неправильный человек, — неправильно. Само по себе действие не обладает такими качествами, как правильно и неправильно — все зависит от того, кто стоит за этим действием.

Случилось, например, такое.

Будда говорил своим ученикам, монахам и монахиням: «Вы должны есть то, что вам подают. Вы не должны ничего просить, вы не должны становиться обузой для общества. Вы должны просто стоять перед домом, и если люди захотят что-то дать вам, они дадут. Но никогда не просите, и не говорите, что вам нужно. Все, что бы вам ни подавали, принимайте с глубоким смирением и благодарностью и ешьте». И однажды произошла такая история: один монах возвращался из города после сбора подаяния, и над ним летела ворона и уронила кусок мяса прямо в его чашу для подаяния. А Будда говорил: «Все, что бы вам ни подавали…» Монах был озадачен. Он не просил этого мяса; оно просто упало в его чашу, он не хотел этого. Как теперь быть? Монах начал думать: «Что делать с этим мясом — съесть или выкинуть? — но Будда говорил: ‘Ничего не выбрасывайте. Многие люди голодают, еды всегда не хватает. Ничего не выбрасывайте; ешьте все, что вам подают ’. Так как же быть — съесть мясо или выкинуть?»

Случай был беспрецедентен, поэтому он решил: «Лучше спросить у Будды». Он принес свою чашу для подаяния на собрание и спросил у Будды:

— Как я должен поступить?

Будда закрыл глаза, минуту он медитировал. Перед ним стоял выбор: если он скажет: «Выкинь это мясо», он подаст пример того, что можно выбрасывать подаяние. Тогда позже — так уж устроен человеческий ум — люди будут думать, что Будда разрешил выбрасывать то, что вам не нравится. И тогда они начнут выбрасывать пищу, которая им не нравится. Это будет расточительством.
И тогда он подумал: «Вороны не каждый день роняют мясо. Это случайность, а случайность не должна становиться правилом — это исключение».

Поэтому он сказал:

— Не беспокойся. Все, что бы тебе ни подали — даже если ворона уронила кусок мяса — ты должен есть.

Этот случай изменил всю историю буддизма. Монахи и монахини начали говорить людям, что они должны принимать все, что им дают, даже мясо. Так из-за простой вороны буддизм стал религией, допускающей употребление мяса.

Так что, видите? Ворона может оказаться важнее, чем все ваши будды. Простая ворона может все изменить. А человек настолько глуп, что он скорее последует за вороной, чем за Буддой.

Я не даю вам никаких определенных рекомендаций, что употреблять в пищу, а что нет. Я учу вас только одному: становитесь все более и более осознанными, становитесь все более и более сознательными, и позвольте решать вашему сознанию.

Жизнь настолько сложна, что если я начну давать вам рекомендации относительно всего — «Это нужно есть, это не нужно есть» — то такое руководство все равно никогда не будут полными; что-то всегда будет упущено. Если вы заглянете в священные писания джайнов, вы найдете там самые подробные предписания, касающиеся всего. Поэтому эти писания не стоит даже и читать. Они вдаются в такие ненужные детали: сколько одежды должен иметь монах, какое количество пищи он должен есть, как он должен есть — стоя или сидя. Как он должен собирать подаяние, и сколько принимать, сколько монахов могут ходить вместе для сбора подаяния, могут ли монахи и монахини подходить друг к другу, или они должны соблюдать определенную дистанцию — подробности бесконечны. Если монахиня больна, может ли монах прикасаться к ее телу? И далее следуют еще более детальные указания: старая монахиня, или молодая — если монахиня старая, то может, если молодая — нет. Может ли монах смотреть, когда монахиня принимает ванну. И так далее, и так далее. Эти писания вовсе не религиозны, в них говорится о всякой ерунде. И все равно они не учитывают всего: может монах ходить в кино, или нет? Раньше кино не было, поэтому в писаниях нет ответа на этот вопрос; вам придется решать самому. Можно ли монаху смотреть фотографии монахинь. Раньше не было фотографий — а в писаниях нельзя ничего менять, их нельзя дополнять. Поэтому вам приходится решать самому.

Зачем создавать такие джунгли из бесчисленных предписаний, если человек все равно должен найти свой собственный путь? Я просто даю вам свет — и этого света вам будет достаточно, он поможет вам найти путь. Я не даю никаких карт, никаких инструкций: «Сначала пройдите сотню миль прямо, затем сверните направо, затем налево». Это путешествие таково, что точных указаний дать невозможно.

Я хотел бы рассказать вам одну притчу.

В одной стране среди молодежи начал возрождаться интерес к питанию. Появилось много различных теорий относительно того, что лучше всего есть, как и когда есть. И вместе с этими теориями появились горячие приверженцы, потому что питание — это очень важный вопрос.

Один молодой человек утверждал: «Только цельные зерновые, а также фрукты и орехи». Его подруга добавляла: «Овощи и фрукты нужно есть раздельно». А ее соседка по комнате уверяла: «Исключить витамин С, но побольше есть Д и Е». Ее кузен советовал: «Поститесь один день каждые десять дней». И еще у нее была подруга, которая работала в магазине здорового питания, которая заверяла: «Самое главное — минеральные вещества». И она каждый день съедала столовую ложку садовой земли, расфасованной в красивые пакетики.

Были открыты чудодейственные целебные свойства некоторых продуктов питания, так что одно время особым спросом стали пользоваться фиги, абрикосовые косточки, телячий жир, опилки и дождевые черви. Но если бы эти продукты можно было модифицировать таким образом, чтобы усилить их естественные целебные свойства, они могли бы быть даже еще полезнее. Так, один молодой человек прочитал, что витамины встроены в клеточные стенки продуктов питания, и он начал готовить себе еду с помощью миксера. Он смешивал хлеб, фрукты и сыр с зародышами пшеницы, морскими водорослями и земляничным йогуртом, и всякий раз он получал порцию питательного серого клея.

Затем диетические увлечения стали даже еще более экзотическими. Один очень серьезный человек услышал, что йоги могут существовать только за счет воздуха; и какое-то время он пытался делать то же самое. А еще у него был один близкий друг, который узнал, что есть такая древняя практика — вызывать рвоту для улучшения пищеварительной секреции. Но он вынужден был прекратить эту практику, потому что соседи начали жаловаться на странные звуки.

Но дело в том, что каждая из этих теорий была отчасти верна, и из-за этого возникала большая путаница. Люди переходили от одной диеты к другой, и постоянно чувствовали себя виноватыми, потому что им по-прежнему хотелось того, что им было нельзя. Однако они твердо придерживались своих диетических взглядов, и как это всегда бывает, каждый был убежден, что его диета является панацеей для всего человечества. Ну и конечно, наиболее жаркие споры разгорались вокруг вопроса вегетарианства-мясоедения. И вот однажды в город прибыл один мудрец. Вокруг него собралась большая толпа, и ему задавали всевозможные вопросы. Люди спрашивали о разуме, о душе, о Боге, о звездах, о любви, о судьбе и о значимости санскрита. Все эти вопросы не вызывали особых разногласий. Но затем один молодой человек спросил:

— Должен ли я есть мясо?

И тут над толпой воцарилось молчание, потому что этот вопрос был важен для всех. Но мудрец ответил вопросом на вопрос:

— А как ты себя чувствуешь, когда ешь мясо?

Молодой человек немного подумал и ответил:

— Ну, не очень хорошо.

И мудрец сказал ему:

— Тогда тебе не нужно есть мясо.

Из толпы со стороны вегетарианцев послышался одобрительный ропот. Но тогда встал другой молодой человек и сказал:

— А я люблю мясо, и хорошо себя чувствую, когда его ем.

И мудрец сказал ему:

— Превосходно, тогда тебе нужно есть мясо.

И опять послышался ропот одобрения, на этот раз со стороны любителей мяса. Но постепенно голоса становились все громче, и разгорелся спор.

И тогда мудрец начал смеяться. Сначала он просто тихонько посмеивался, и это немного смягчило серьезно настроенную толпу — на некоторых лицах появились улыбки. Но смех этого мудрого человека, сидящего на небольшом возвышении, был так заразителен, что постепенно вся толпа начала смеяться вместе с ним. И, как это часто бывает, один человек из толпы смеялся особенно забавно, и это так развеселило мудреца, что он начал просто сотрясаться от хохота, чуть не падая со своего постамента. А это, в свою очередь, так подействовало на толпу, что она разразилась мощным взрывом хохота, который эхом прокатился по всем улицам. Люди, проходящие мимо, начали останавливаться, привлекаемые этим смехом, и, даже не зная его причины, стали присоединяться. Так, в конце концов, собралась огромная толпа смеющихся людей. И, видя эту огромную толпу веселящихся людей, мудрец. ну, в общем, это продолжалось и продолжалось до тех пор, пока никто уже не мог вспомнить, чтобы он когда-то так приятно проводил время. Но самое приятное во всем этом было то, что в тот день ни у кого не было проблем с пищеварением.

Запомните это. То, что вам хорошо подходит, то, что доставляет вам удовольствие, — то для вас и правильно. Не навязывайте себе ненужных структур, ненужных ограничений. Вы и так находитесь в тюрьме, не создавайте еще более строгий тюремный режим для себя. Однако запомните еще одно: прикладывайте все свои усилия к тому, чтобы становиться все более и более осознанным. Забудьте о характере; характер — это забота глупых и посредственных людей. Пусть вашей единственной заботой будет осознанность. А когда вы осознанны, когда вы немного более сознательны, пробуждены, когда внутри вашего существа загорается свет, когда вы начинаете видеть, многое начинает меняться. Но тогда изменения происходят не благодаря какой-то структуре, какой-то идеологии, не благодаря фанатизму — нет, изменения начинают происходить благодаря вашему собственному пониманию.

Мое мнение — запомните, это только мое мнение, это не должно быть правилом для вас — мое мнение таково, что когда человек становится все более пробужденным и осознанным, ему все меньше хочется есть то, что зависит от убийства животных, от разрушения жизней других существ. Но это вовсе не правило, и это не имеет никакого отношения к духовности. Это просто вопрос эстетического чувства.

Для меня это больше вопрос эстетики, чем духовности. С этой точки зрения, можно сказать, Махавира более эстетичен, чем Иисус. Они оба духовны, но Махавира более эстетичен. Есть мясо — это просто безобразно; это не бездуховно, запомните, это не грех — это просто безобразно, грязно. Зависеть от убийства животных — только подумайте — ради удовлетворения ваших маленьких вкусовых сосочков, которые можно удовлетворить многими другими способами, убивать миллионы животных по всей земле — это не эстетично. Это не поэтично, это бесчувственно.

Можно быть духовным. Но человек должен не только быть духовным, но также иметь некоторое эстетическое чувство. Так что вопрос можно поставить таким образом: если вы спросите меня: «Важно ли для духовного роста, чтобы в моей спальне висела картина Пикассо?», я отвечу — не важно. Духовным вы можете стать и без картины Пикассо; в картине нет никакой необходимости. Однако иметь картину в комнате — это эстетично, это создает особую атмосферу, порождает чувство прекрасного в вас. И если вы поймете, почувствуете эту разницу, вы никогда не станете фанатиком,
потому что искусство никогда не порождает фанатизма. В этом смысле искусство гораздо более ненасильственно, чем все ваши так называемые религии — религии порождают фанатизм.

Если вы пишите стихи, если вы занимаетесь живописью или танцуете, это не имеет никакого отношения к духовности. Только благодаря живописи вы не станете духовным. Чтобы стать духовным, не обязательно быть художником; духовность не связана с этим. Однако духовный человек может любить рисовать. Дзенские мастера занимались живописью, и они создали настоящие шедевры. Дзенские мастера писали стихи, и их хайку стали примером глубочайшего проникновения в реальность, в прекрасное.

Никто никогда не достигал такого проникновения, как дзенские поэты, причем с помощью всего лишь нескольких слов. Они создали великую поэзию — другие, в попытках создать поэзию, писали большие книги, целые тома; они писали и писали, и все равно в этом было не много поэзии. Однако к духовности это не имеет никакого отношения. Можно быть духовным, и не быть поэтом, не быть танцором, не быть музыкантом. Но если вы музыкант, поэт, танцор, ваша жизнь будет более наполненной. Духовность будет в центре, а все эти способности — на периферии. Тогда ваша жизнь будет гораздо более богатой. Духовный человек может быть очень бедным — он может оказаться неспособным наслаждаться музыкой.

И это часто происходит в мире. Если вы встретите джайнского монаха и заговорите с ним о классической музыке, он ничего не поймет. И он скажет вам: «Не говорите со мной о мирских вещах, я духовный человек, я не слушаю музыку». Если вы заговорите с ним о поэзии, он не проявит никакого интереса. Его жизнь суха, в ней нет сока. Возможно, он духовный человек, но его жизнь подобна пустыне.

Но если можно быть духовным и при этом подобным зеленому саду, зачем быть как пустыня? Если можно быть духовным и то же время поэтом, почему не выбрать то и другое? Пусть в вашей жизни будет как можно больше измерений, пусть ваша жизнь будет многомерной. Станьте более эстетичным, более отзывчивым. Но я не навязываю вам никаких определенных установок. И всегда помните, что это не самое важное для духовного роста — это не поможет и не помешает вашему просветлению. Однако ваше путешествие может быть либо восхитительным и прекрасным, либо скучным и унылым. Все зависит от вас.

Мой подход состоит в том, чтобы помочь вам сделать ваше путешествие радостным. Важен не только конец пути — духовный человек интересуется только концом. Он спешит, ему не терпится достичь конечной цели; он не интересуется, что происходит на обочине дороги. А там цветут миллионы цветов, там поют птицы, и восходит солнце, и ночью небо полно звезд. И все это тоже прекрасно. Пусть ваше путешествие тоже будет прекрасным.

Если можно пройти через эти зачарованные земли, почему этого не сделать? Однако вашим главным интересом должна оставаться осознанность. И вы должны следовать тому, что раскрывает вам ваша осознанность. Пусть ваша осознанность станет для вас единственным законом. Я не собираюсь давать вам никаких других законов.

Следующая цитата


Бхагван Шри Раджниш или просто Ошо знаменитый неоиндуистский гуру и мистик, основатель движения под названием Раджниша. Ошо при жизни был противоречивой фигурой, так как поддавал критике учения социализма и традиционной религии. Кроме этого, Ошо боролся за свободу сексуальных отношений, за что получил прозвище « секс-гуру » вначале в Индии, а потом в национальной прессе.

Ошо основал систему ашрамов во многих странах. В период нахождения в США организовал международное поселение Раджнишпурам. В бывшем СССР движение Раджниша было запрещено в связи с несоответствием позитивных аспектов индийской культуры и главным целям молодёжного движения в зарубежных странах.

Бесчисленные беседы и высказывания Ошо, зафиксированные на протяжении с 1969 – 1989 года, собраны, систематизированы и изданы его учениками. Это около 600 книг различной тематики. Среди них есть высказывания Ошо о вегетарианстве.

Ошо говорил, что современный ум должен гораздо легче понять принципы вегетарианства, так как мы сейчас знаем, что все живое в жизни взаимосвязано и взаимозависимо. Сегодня человек – не одинокий остров. Он существует в бескрайней паутине огромного количества живых существ. Мы находимся в цепи, мы не отъединены. Ошо был уверен, что съедать других животных возмутительно, не эстетично и бессердечно. Такими действиями мы поглощаем свое собственное начало и основу.

Жизнь бытует, как органическая целостность.

Человек может жить только, как часть этой целостности. Для Ошо сложно представить жизнь человека без животных, птиц и рыб. Эта жизнь будет унылой, однообразной, бедной и тусклой.

Недаром все религии, которые основанные в Индии, основаны на принципах вегетарианства, так как вершины религиозного сознания были ведомы только в Индии, и больше нигде.


Для Ошо вегетарианство это, прежде всего, очищение. Если вы будите есть животных, то станете подчиняться закону необходимости. Вы будите тяжелеть, и вас больше притянет к себе земля. Если вы вегетарианец, то вы легки и подчиняетесь закону изящества и закону силы. Вас будет притягивать небо.

Ошо считал, что ваша пища – это вы.

Вы тот, что вы едите. Если вы употребляете нечто, что в основе строится на убийстве и насилии, то не сможете никогда подняться над законом необходимости. Вы останетесь просто животным.

Для Ошо вегетарианство — это осознанное и намеренное усилие, направленное на избавление от тяжести, которая притягивает вас к земле. Вегетарианство поможет вам летать в небе. Если вы употребляете вегетарианскую пищу, то медитация у вас глубже и легче. И наоборот, чем пища тяжелее, тем труднее проходит медитация.

Ошо сравнивает вегетарианство с человеком, который поднимается на гору с большим количеством камней. Вероятно, даже неся все камни, вы достигните вершины горы, но это для вас ненужные трудности. Вы можете бросить все камни и разгрузить себя, и подъем станет для вас легче и приятнее. Здравомыслящий человек не станет нести камни, подымаясь в гору. И чем выше он станет подниматься, тем легче ему будет. Даже если что-то он и нес, то просто бросит это.

Для Ошо вегетарианство — это большая помощь.


Вегетарианство изменяет вашу химию. Когда убивают животное, оно злится и сильно боится. Все железы его тела источают яд. Человек продолжает существовать, питаясь этим ядовитым мясом. Не удивительно, что вы после такого питания этого станете злым и агрессивным. Ошо был уверен, что если вы существуете за счет убийства животных, то вы не уважаете жизнь.

Ошо писал: «Если вы взираете на животных, и у вас нет мысли о братстве, то вы не знаете и никогда не познаете, что такое молитва. Идея, ради еды и вкусного обеда, уничтожить жизнь, так возмутительна и безобразна. Нестерпимо осознавать, что человек все еще продолжает это делать».


Таблица совместимости продуктов
для системы раздельного питания

Читайте также: