Ошо цитаты о детях

Обновлено: 07.11.2024

Я учу вас жить без предвзятых отношений к жизни. Один из основных принципов моего опыта сводится к следующему: если вы действительно хотите знать жизнь, отбросьте всю философию, все "измы". И тогда идите открытые, обнажённые навстречу свету солнца, чтобы познать мир таким, каков он есть.

Такова жизнь. Ты не можешь к ней подготовиться, ты не можешь быть к ней готовым. Именно в этом её красота, в этом её чудо: она всегда застигает тебя врасплох, она всегда приходит нежданно. Если у тебя есть глаза, ты увидишь, что каждое мгновение жизнь неожиданна, и к ней не применим никакой готовый ответ.

Забудь обо всём, что тебе говорили: "Это правильно, это неправильно". Жизнь не такая окостеневшая. Правильное сегодня может быть неправильным завтра, неправильное в это мгновение может быть правильным в следующее. Жизнь нельзя разложить по полочкам; ты не можешь так просто обклеить её этикетками: "Правильно", "Неправильно". Жизнь это не аптека, в которой каждая бутылочка подписана, и ты знаешь, что внутри.

В моём собственном понимании, если даются заповеди, они только осложняют людям жизнь, потому что устаревают уже к тому времени, как даны. Жизнь движется так быстро; она динамична, не статична.


Жизнь здесь не в готовом виде. Вы получаете то, что сами создали, вы получаете от жизни то, что вы вложили. Сначала вы должны наполнить её значением. Вы должны придать ей цвет, музыку и поэзию; вы должны быть творческими, только тогда вы будете живыми.

Я говорю вам: жизнь не тюрьма, она не наказание. Это награда, и она дана только тем, кто заработал её, кто её заслужил. Сейчас у вас есть право радоваться; и грехом будет, если вы не радуетесь. Сделайте жизнь немного более счастливой, немного более красивой, немного более ароматной.

Жизнь сама по себе бессмысленна. Смысл жизни должен создаваться; он не даётся готовым. Вам дана свобода, вам дано творчество, вам дана жизнь. Всё это необходимо наполнить смыслом. Всё необходимое вам для этого дано, но смысл должен создаваться вами. Вы должны стать творцом по вашим собственным правилам.

Человек, живущий в страхе, внутри всегда дрожит. Он постоянно находится на грани сумасшествия, потому что жизнь велика, и если вы постоянно боитесь, то в ней есть все виды страха.

Жизнь требует великой смелости. Трусливые только прозябают, они не живут, потому что вся их жизнь пропитана страхом.

Отбросьте страх. Вы приобрели его в детстве, бессознательно. Теперь сознательно отбросьте его и будьте зрелым.

Человеческая душа состоит из свободы. Я учу вас свободе. Но свобода означает принятие ответственности, полной ответственности за вашу жизнь, не перекладывая это на кого бы то ни было.

Люди продолжают перекладывать ответственность на прошлое, или на судьбу, или на Бога… Даже если люди отбрасывают Бога, общество, карму и так далее, они начинают искать новые пути.


Жизнь бесцельна. Очень трудно принять это. А почему так трудно принять, что жизнь бесцельна? Это трудно, потому что без цели эго не может существовать. Трудно представить, что жизнь не имеет цели, ибо без какой-нибудь цели пропадает весь смысл ума, эго.

Моя точка зрения такова, что жизнь бесцельна. Это точка зрения всех Будд. Всё просто есть, нет причин. Всё просто есть, предельно бессмысленно, абсурдно. Если это понято, тогда куда спешить, для чего? Тогда вы начинаете жить от-момента-к-моменту.

Этот момент вам доступен: пойте песню, живите в нём тотально. И не пытайтесь пожертвовать этим моментом ради тех, что собираются прийти в будущем. Живите им ради него самого.


Я абсолютно против отрицательного отношения к жизни. А негативное отношение к жизни почиталось как нечто божественное. Для того, чтобы сделать его жизнеутверждающим, весёлость, чувство юмора, любовь и уважение к жизни должны объединиться.

Посвятите жизнь прекрасному. Не посвящайте её отвратительному. У вас не так много времени, не так много энергии, чтобы растрачивать её впустую. Такую маленькую жизнь, такой маленький источник энергии просто глупо тратить на гнев, печаль, ненависть, ревность.

Не охотьтесь за другим миром. Живите в этом мире, и живите в нём интенсивно, страстно. Живите в нём тотально, всем своим существом. И благодаря этой полной вере, благодаря этой страстной жизни, любви и радости вы станете способными выйти за пределы этого мира.

Истинный праздник должен исходить из самой вашей жизни, быть в самой вашей жизни. И истинный праздник, не может быть согласован с календарем, как, например, вы будете праздновать 1 ноября. Странно, целый год вы несчастны, и вдруг, танцуя, вы избавляетесь от страдания.

Жизнь должна быть непрерывным празднеством, праздником огней на протяжении всего года. Только тогда вы сможете расти, процветать. Превращайте маленькие события в праздник. Вы должны выражать себя во всём, что делаете, на всём, что вы делаете, должна быть ваша печать. Тогда жизнь становится непрерывным празднованием.

Каждый стремится всем сердцем прожить жизнь полно, но общество не позволяет вам этого, культура препятствует вам, религия контролирует вас, семья подрезает ваши крылья. Вас окружают люди, чьи корыстные интересы состоят в том, чтобы не давать вам жить тотально. Удивительно, почему они так заинтересованы в том, чтобы люди не жили тотально: да потому что весь механизм эксплуатации человека зависит от этого.


На мой взгляд, жизнь хороша во всей своей полноте.

Если человек прожил жизнь, наполняя каждый момент и каждый её период красотой, любовью, радостью, то, естественно, его смерть будет высочайшим пиком устремления его жизни.

Следующая цитата

Osho

The Book of Children,

© ООО Издательство «София», 2007

Качества ребенка

Детский опыт сопровождает мудрых людей всю жизнь. Они жаждут его снова – той же невинности, того же изумления, той же красоты. Сейчас он подобен далекому эху, сладкому сну.

Однако все религии рождаются из неувядающего детского стремления к чуду, правде, красоте, жизни, танцующей повсюду. В пении птиц, в красках радуги, аромате цветов, где-то глубоко внутри себя ребенок вспоминает о потерянном рае.

Не случайно во всех религиях мира есть притча о том, как когда-то человек жил в раю и по какой-то причине был вынужден покинуть его. Это разные истории, разные притчи, но они подчеркивают простую истину: эти истории поэтическим способом рассказывают о том, что человек был рожден в раю, а затем потерял его. Отсталые, глуповатые люди совсем забыли об этом.

Но разумные, чувствительные, творческие люди по-прежнему стремятся ощутить тот рай, который они когда-то знали и о котором у них, к сожалению, остались лишь слабые воспоминания. Они снова начинают искать его.

Поиск рая – это новый поиск детства. Конечно, ваше тело уже никогда не будет детским, однако ваше сознание может быть таким же чистым, как сознание ребенка. В этом весь секрет мистического восхождения: стать опять как ребенок, невинным, незасоренным знанием, ничего не знающим, сознающим все, что происходит вокруг, с огромной любознательностью и чувством таинственного, которое невозможно утратить.

Непоседливость

Никто не позволяет ребенку танцевать, петь, кричать и прыгать. По банальным причинам: что-то может разбиться, намокнет одежда, если он выбежит под дождь, – из-за подобных пустяков уничтожается великое качество души – непоседливость. Послушного ребенка все хвалят – родители, учителя, – а непоседливого все ругают. Его непоседливость может быть абсолютно безвредной, но его ругают из-за потенциальной угрозы непослушания. Если беспрепятственно позволять ребенку так резвиться, то он вырастет в бунтаря. Его будет трудно приструнить, нелегко заставить стрелять в других и уничтожить его самого.

Из ребенка-бунтаря вырастет бунтарь-подросток. Тогда его будет трудно заставить жениться и выбрать какую-то профессию, невозможно будет заставить выполнять невыполнимые желания и устремления родителей. Такой ребенок пойдет своей дорогой. Он будет жить так, как ему подсказывает внутренний голос, а не в соответствии с чужими идеалами. Вот почему с самого детства подавляется непоседливость. Она никогда не могла проявиться в полную силу. Вот вы и начинаете медленно выращивать в себе мертвого ребенка. Этот мертвец убивает в вас чувство юмора – вы не можете от души посмеяться, вы не можете поиграть, вы не можете радоваться мелочам жизни. Вы становитесь таким серьезным, что ваша жизнь, вместо того чтобы расшириться, начинает сужаться.

Каждый миг жизни должен быть наполнен драгоценным творчеством. Не важно, что вы творите – пусть даже это будет дворец из песка на морском берегу, – но, что бы вы ни делали, все должно базироваться на вашей непоседливости и радости.

Разумность

Разум не является чем-то приобретенным, это врожденное качество, оно является неотъемлемой частью самой жизни. Не только дети разумны, животные по-своему разумны, деревья по-своему разумны. Конечно, у них другой разум, потому что у них другие потребности, однако все, что живет, – разумно, и сейчас это установленный факт. Жизнь не может быть оторвана от разума, быть живым и быть разумным – синонимы.

Но человек находится в затруднении по простой причине – он также осознает свою разумность. Это – уникальная черта человека, его привилегия, его прерогатива, его слава, но она может быстро превратиться в агонию. Человек осознает, что он разумный, это осознание приносит свои проблемы. Первая из проблем заключается в том, что создается эго.

Эго существует только у человеческих созданий, и оно начинает расти параллельно развитию ребенка. Родители, школы, колледжи, университеты – все они старательно укрепляют эго по той простой причине, что человек веками вел борьбу за существование, и сильно укоренилась идея, глубокая подсознательная установка о том, что только сильное эго сможет выиграть в борьбе за жизнь. Жизнь просто превратилась в борьбу за существование. Ученые сделали ее еще более убедительной своей теорией о том, что выживают сильнейшие. Мы всячески помогаем ребенку укреплять его эго, и именно отсюда исходит проблема.

По мере укрепления, эго начинает обволакивать разум толстым слоем мрака. Разум – свет, эго – тьма. Разум деликатен, эго – грубо. Разум подобен цветку розы, эго – скале. Если хочешь выжить, как говорят так называемые знатоки, то ты должен быть твердым, как скала, лишенным чувствительности. Ты должен стать крепостью, настоящей цитаделью, чтобы отбивать все атаки снаружи. Тебе нужно стать непробиваемым.

Но тогда вы становитесь закрытыми. И тогда ваш разум начинает умирать, ведь для того, чтобы расти, увеличиваться и скользить, ему нужно открытое небо, ветер, воздух, солнце. Чтобы оставаться живым, ему нужно постоянно двигаться; остановившись, он медленно превращается в мертвую субстанцию.

Мы не разрешаем детям быть разумными. Прежде всего потому, что в таком случае они стали бы чувствительными, деликатными, открытыми. Разумные люди увидели бы всю ложь общества, государства, церкви, образовательной системы. Они начали бы бунтовать. Они бы стали личностями, их было бы трудно запугать. Их можно уничтожить, но нельзя поработить. Их можно растерзать, но нельзя заставить идти на компромисс.

С одной стороны, разум очень нежен, как цветок розы, с другой – у него есть своя сила. Однако эта сила тонкая, не грубая. Эта сила – сила бунта, бескомпромиссного отношения. Душа не продается.

Понаблюдайте за малыми детьми, и тогда вы не будете спрашивать меня – вы сами увидите их разумность. Да, они многого не знают. Если хотите, чтобы они были знающими, они не будут разумными. Если задать им вопрос информационного характера, они будут выглядеть глупыми. Но задайте им вопрос не на знания, требующий немедленного ответа, и вы увидите, что они намного разумнее вас. Разумеется, ваше эго не может позволить вам этого, но если это случится, то вы окажете им неоценимую услугу. Это поможет вам, это поможет вашим детям, потому что, видя их разумность, вы сможете у них многому поучиться.

Если общество попытается все же уничтожить ваш разум, оно не сможет сделать это полностью, оно лишь покроет его многослойной информацией.

И в этом вся функция медитации: забраться поглубже в себя. Это метод погружения в себя до тех пор, пока вы не встретитесь с живой водой разума, пока вы не обнаружите источники своего собственного разума. Только когда вы вновь обнаружите в себе ребенка, только тогда вы поймете, почему я опять и опять подчеркиваю, что дети действительно разумны.

Мать готовит маленького Педро к вечеринке. Закончив расчесывать ему волосы, она поправила воротник и сказала:

– Ну, иди, сынок. Повеселись там… и веди себя хорошо!

– Да ну, мам, – ответил Педро. – Ты сейчас решай, что мне делать!

Вы поняли смысл? Мать говорит:

– Повеселись там… и веди себя хорошо! А ребенок гениально отвечает:

– Ты сейчас решай, что мне делать! Если я буду веселиться, то не смогу хорошо себя вести.

Мальчик очень хорошо видит противоречие, а его мать – нет.

Прохожий спрашивает мальчика:

– Сынок, можешь сказать, сколько времени?

– Конечно, только зачем оно вам? Оно ведь постоянно меняется!

Перед школой повесили новый дорожный знак: «Внимание. Не раздавите школьника». На следующий день под ним кто-то по-детски нацарапал: «Подождите учителя!»

Маленький Пьерино возвращается из школы в приподнятом настроении.

– Малыш, ты выглядишь просто счастливым. Тебе нравится школа?

– Не говори глупостей, мама. Просто не стоит путать поход в школу и возвращение домой!

Медленно идя в школу, мальчик молится:

– Господи, умоляю, помоги мне в школу добраться без опоздания, умоляю тебя, помоги прийти в школу вовремя.

Поскользнувшись на кожуре банана, он летит по асфальту несколько метров. Встав и отряхнувшись, сердито смотрит в небо:

– Хорошо, хорошо, не толкайся!

Маленький мальчик проходит тест у психолога:

– Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

– Художником, врачом или мойщиком окон.

– Но… это же глупо, – удивился психолог.

– Почему? Вовсе нет – я хочу видеть голых женщин.

В гостиной после обеда отец делится воспоминаниями с сыновьями:

– Мой прапрадед принимал участие в войне Роз, мой дядя воевал против кайзера, мой дедушка воевал в Испании против республиканцев, а отец во Второй мировой войне сражался с немцами.

– Черт, – ответил самый младший. – Что происходит с этой семьей? Они ни с кем не могут найти общего языка!

Невинность

Маленькие дети невинны, но они не приобретали невинность, она естественна. Они невежественны, но их невежество лучше, чем так называемое знание, потому что знающий человек просто прикрывает свое невежество словами, теориями, идеологиями, философиями, догмами, кредо. Он пытается спрятать свое невежество, но царапни его чуть-чуть, и вы не обнаружите внутри ничего, кроме мрака, ничего, кроме невежества.

Ребенок находится в намного лучшем положении, чем знающий человек, потому что он может видеть жизнь. Несмотря на то, что он невежествен, он – спонтанный, несмотря на то, что он невежествен, у него есть ценнейшие качества.

Малыша одолела икота, и он заплакал:

– Мама, я кашляю назад!

Маленького мальчика принесла на обследование к психиатру мать, у которой не закрывался рот. Психиатр обследовал его и удивился, что малыш плохо реагировал на вопросы.

Следующая цитата

Но невозможно смотреть чужими глазами, невозможно слышать чужими ушами, невозможно чувствовать чужим сердцем.

До сих пор образование было ориентировано на цель: что вы изучаете — неважно, важен экзамен, который придется сдавать через год или через два. Важным становится будущее — более важным, чем настоящее. Настоящее приносится в жертву будущему. И это становится стилем всей вашей жизни; вы всегда приносите настоящий момент в жертву чему-то еще не наступившему. Это создает в жизни великую пустоту.

Родителям нравятся послушные дети. Но учтите: послушный ребенок — это почти всегда самый глупый ребенок. Непослушный ребенок умен, но он не приветствуется, он никому не нравится. Его не любят учителя, не признает общество; его постоянно осуждают. И тогда ему остается либо пойти на компромисс с обществом, либо жить в своего рода самообвинении. Это естественно — ведь он чувствует, что не оправдал ожиданий своих родителей, что они недовольны им.

Вы можете создать цель для человечества, просто создав цель для самого себя. Вы можете стать стрелой, летящей к цели — к далекой звезде. И может быть, увидев ваш полет, многие люди, которые и не представляли себе, что могут быть стрелой, задумаются об этом.

Если вы узнаете, что такое счастье, и будете осознанны, вы научитесь понимать ребенка, сопереживать ему.

Если вы любите, вы не вмешиваетесь; вы говорите: «Хорошо. Я благословляю тебя. Иди и ищи свою правду. Будь, кем хочешь. Я не буду стоять у тебя на пути. И я не стану сбивать тебя с толку своим жизненным опытом — потому что мой опыт подходит только для меня самого. Ты — не я. Хотя ты и возник через меня, но ты — не я, ты — не моя копия. Ты не должен быть моей копией. Ты не должен мне подражать. Я прожил свою жизнь — ты живи свою. Я не буду обременять тебя тем, что сам не успел пережить. Я не буду обременять тебя желаниями, которые сам не успел исполнить. Я отпущу тебя налегке. И я поддержу тебя — будь кем угодно. Да будут с тобой все мои благословения».

В лучшем обществе образование будет полным, целостным. Все существенное должно быть обязательным для изучения, а все несущественное должно быть факультативным. Факультативные предметы можно будет выбирать; их будет много. А как только существенное изучено, вы сможете учиться тому, что приносит радость: музыке, танцу, живописи — вы должны научиться чему-то такому, что помогает идти вовнутрь, помогает узнавать себя.

Обязательными должны быть всего несколько предметов — например, международный язык должен быть обязательным; какое-то ремесло, позволяющее зарабатывать себе на жизнь, должно быть обязательным; какой-то вид искусства должен быть обязательным. Вы можете перебрать всю палитру творческих ремесел и выбрать себе одно из них — потому что, не умея быть творческим, человек никогда не может быть частью существования, вечно творческого существования. В творчестве человек становится божественным. Творчество — это единственная молитва.

Основой третьего измерения должно стать глубокое уважение к жизни.

Важной составляющей третьего измерения должно быть развитие чувства юмора. Наше так называемое образование делает людей унылыми и серьезными. Если треть своей жизни вы проведете в университете, пребывая в безрадостности и серьезности, это состояние войдет в вас так глубоко, что вы забудете язык смеха. А человек, забывший язык смеха, почти разучился жить.

Следующая цитата

Родители жестоки, потому что у них есть идеалы: они хотят чтобы дети были тем или этим. Они хотят, чтобы дети были богатыми, знаменитыми, уважаемыми. Они хотят, чтобы дети осуществили их несбывшиеся мечты. Дети должны быть их продолжением. Вот откуда идёт жестокость. Отец начинает форсировать своего ребёнка в соответствии со своими желаниями. Он забывает, что ребёнок имеет свою собственную душу, что ребёнок имеет свою собственную индивидуальность, что у него свой собственный внутренний путь к расцвету. Отец навязывает свои идеи. Он начинает разрушать ребёнка.

Любовь никогда не даёт никаких идей, никогда никакой идеологии. Любовь даёт свободу. Вы не будете форсировать, если ребёнок хочет быть музыкантом, вы не будете пытаться отвлечь его… Или ребёнок хочет быть поэтом, и вы знаете, что он останется нищим. Вы знаете это, но вы принимаете это, потому что вы уважаете ребёнка.


И всегда помните: дети не взрослые, вы не должны ожидать взрослых поступков от детей. Они дети! У них совершенно иное видение, другая перспектива.

Позвольте им быть детьми, потому что они никогда не будут ими снова; а когда это потеряно, каждый чувствует ностальгию по детству, каждый чувствует, что те дни были днями рая. Не мешайте им.

У них своё видение, своё понимание, свои привычки. Попытайтесь понять их. Понимающий ум всегда найдёт глубокую гармонию, растущую между ним и ребёнком. Лишь глупые, бессознательные люди продолжают быть закрытыми в своих идеях и никогда не пытаются понять видение другого.

У ребёнка нет мыслей. О чём он может думать? Чтобы думать, нужно прошлое, чтобы думать, нужны проблемы. У него нет прошлого, у него есть только будущее. У него ещё нет проблем. Ребёнок сознателен, но без мыслей. Это естественное лицо ребёнка. Когда-то это было и вашим лицом тоже, хотя вы забыли об этом, оно всё ещё там, внутри вас, ждёт, чтобы кто-нибудь открыл его вновь.

Если вы хотите дать дар ребёнку, вот единственно возможный дар: не вмешивайтесь. Рискните и позвольте ребёнку идти по неизвестному маршруту, не нанесённому на карту. Это сложно. Великий страх охватывает родителей, кто знает, что случится с ребёнком?

Уважайте детей, делайте их бесстрашными. Но если вы сами полны страхов, как вы можете сделать их бесстрашными? Не заставляйте их уважать вас, потому что вы отец, вы их папочка, их мамочка и тому подобное. Измените это отношение, и вы увидите какую трансформацию произведёт уважение с вашими детьми. Они будут слушать вас более внимательно, если вы уважаете их.

Настоящее лицо не теряется при следовании по определённому пути. Оно теряется, если вы форсируете детей, форсируете против их воли.


СЕМИЛЕТНЕЕ КОЛЕСО ЦИКЛОВ

Первые семь лет самые важные, потому что закладывается фундамент человеческой жизни. Вот почему все религии очень озабочены тем, как бы захватить ребёнка как можно раньше.

И нет внутренней необходимости, чтобы сын был согласен с отцом. А может быть это и лучше, когда он не согласен. Именно так происходит развитие.

Вся эволюция это огромное несогласие с прошлым. И чем вы умнее, тем больше вы не согласны. Но родители ценят детей, которые соглашаются, они осуждают тех, которые не послушны.

Если ребёнок к семи годам остался невинным, неиспорченным идеями других, тогда отвлечь его от потенциального роста становится невозможным.

Защитите ребёнка от любых влияний, так он сможет остаться самим собой, и речь идёт всего лишь о семи годах, т.к. тогда завершается первый цикл. К семи годам он будет уже большим, устойчивым, достаточно сильным.

Откройте ребёнку двери в неведомое, чтобы он мог сам всё исследовать. Он и не знает, что у него внутри, никто не знает. Он должен идти на ощупь в темноте. Не пугайте его темнотой, не пугайте его неудачей, не пугайте его неведомым. Поддержите его. Когда он уходит в путешествие в неведомое, отправляйте его со всей вашей поддержкой, со всей вашей любовью, со всем вашим благословением. Не позвольте вашим страхам коснуться его. Вы можете бояться, но держите это при себе. Не выплескивайте их на вашего ребёнка, потому что это будет вмешательством.


С семи лет начинается следующий цикл, с семи до четырнадцати это новое прибавление в жизни: первое детское волнение сексуальной энергии.

Теперь, когда ребёнок начинает проигрывать свои сексуальные репетиции, в это время больше всего вмешиваются родители, потому что когда-то они пережили такое же вмешательство. Все они знают, что делали с ними, и они просто делают то же самое со своими детьми.

Эти семь лет сексуальной репетиции абсолютно необходимы. Девочки и мальчики должны быть вместе в школах, в общежитиях, в бассейнах, в кровати. Они должны проводить репетиции их будущей жизни, они должны быть к ней готовы. И нет опасности в том, чтобы дать ребёнку полную свободу по отношению к его растущей сексуальной энергии. И нельзя осуждать и наказывать, как это делается сейчас.

Вы живёте в очень странном мире. Вы родились от секса, вы будете жить для секса, ваши дети родятся из секса и секс при этом самая осуждаемая вещь, наибольший грех. И все религии изо всех сил стараются вбить вам это в мозги.

Второй семилетний цикл очень важен, так как он подготовит вас к следующим семи годам, но если вы хорошо сделали домашнее задание, если вы уже играли вашей сексуальной энергией ради спортивного интереса, тогда когда это было нужно, тогда у вас будет единственно правильный подход и вы не станете ни извращенцем, ни гомосексуалистом. Все эти странные вещи не придут к вам на ум, потому что вы взаимодействуете естественно с противоположным полом и противоположный пол взаимодействует с вами, в этом нет помехи и вы никому не делаете ничего плохого. Ваше сознание чисто, потому что никто не вкладывал в вашу голову идей о том, что правильно, а что нет, вы просто тот, кто вы есть.


С 7 о 14 приносят вам мимолетные впечатления пролога. Третьи 7 лет приносят вам впечатления переменчивой игры. Вы всё ещё вместе девочки и мальчики, но новый этап начинается в вашем существовании, вы начинаете влюбляться.

Подростки находятся в очень трудном положении. Они меняются: они оставляют детство позади, и они становятся молодёжью. Каждый день новые измерения жизни открываются им. Они находятся в процессе трансформации. Они нуждаются в огромной помощи со стороны родителей. Но именно сейчас ситуация такова, что они совсем перестают встречаться с родителями. Они живут вместе в одном доме, но не разговаривают друг с другом, потому что не могут понять язык друг друга, они не могут понять взгляды друг друга.

Брешь становится всё больше и больше, они становятся настолько чужими, что даже трудно себе представить. Это настоящее бедствие. Нужно поддержать подростка в том, чтобы он говорил родителям всё без всякого страха. Это поможет не только детям, но и родителям тоже. Правда прекрасна сама по себе, честность прекрасна сама по себе.

Дети должны быть способны рассказать обо всём, что происходит в их уме, нет необходимости скрывать что-либо, т.к. всё, что приходит им в голову, совершенно естественно. Они должны спрашивать совета у родителей.

Мы создали обозлённое поколение: мы создали бессмысленную философию. И единственная причина заключается в том, что дети потеряли связь с родителями. И дети могут совершить огромную работу. Возможно, что родители и не готовы проделать её, они гораздо более ограничены. Подростки молоды и свежи; только научи их быть искренними со своими родителями.

Любите своих детей и наслаждайтесь их свободой. Давайте им совершать ошибки, помогайте им увидеть, где они совершили ошибку. Скажите им: "Ошибайся, в этом нет ничего плохого, делай как можно больше ошибок, потому что только так ты чему-нибудь научишься. Но не повторяй одну и ту же ошибку снова и снова, потому что это оглупляет.

Они могут попасть в какую-то ситуацию, которая может причинить им вред, искалечить их. И даже тогда не запрещайте им идти, а объясните им. Не ставьте это на уровень подчинения: дайте им возможность выбора. Объясните им всю ситуацию.

Дети очень восприимчивы, и если вы к ним относитесь с должным уважением, они готовы слушать, готовы понимать: и тогда оставьте их вместе с их пониманием. Это вопрос всего лишь нескольких лет вначале, затем они смогут опереться на свой разум и совершенно перестанут в вас нуждаться. Вскоре они уже смогут двигаться сами.

Дети могут быть счастливы лишь тогда, когда они станут тем, кем должны стать. Семя, которое в них заложено, должно прорасти.

Родители должны научиться говорить "Да!" В 99 случаях, когда обычно говорят "Нет", которое не имеет под собой серьёзного основания, а лишь является демонстрацией власти.

Все не могут стать президентами страны и иметь власть над миллионами людей. Но можно стать мужем и приобрести власть над женой; жена может стать матерью и приобрести власть над ребёнком, а любой ребёнок может иметь куклу-медвежонка и власть над ним. пни его из одного угла в другой, надавай ему хороших оплеух, которые бы он с удовольствием надавал отцу с матерью. А вот бедному медвежонку не над кем властвовать. Таково авторитарное общество.

Читайте также: