Оружие критики не может конечно заменить критики оружием смысл цитаты
Обновлено: 07.11.2024
Борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся,- вот основа нашего развития. Не отмечая и не выявляя открыто и честно, как это подобает большевикам, недочеты и ошибки в нашей работе, мы закрываем себе дорогу вперед. Ну, а мы хотим двигаться вперед. И именно потому, что мы хотим двигаться вперед, мы должны поставить одной из своих важнейших задач честную и революционную самокритику. Без этого нет движения вперед. Без этого нет развития. Но именно по этой линии у нас все еще хромает дело. Более того, достаточно некоторых успехов, чтобы забыли о недостатках, успокоились и зазнались. Два - три больших успеха,- и уже море по колено. Еще два - три больших успеха,- и уже зазнались: "шапками закидаем"! Но ошибки остаются, недочеты живут, болячки загоняются вовнутрь нашего партийного организма, и партия начинает болеть.
("XV съезд ВКП(б)" т.10 стр.331.)
Одно из двух: либо мы откажемся от чиновничьего благополучия и чиновничьего подхода к делу, не будем бояться критики и дадим себя критиковать беспартийным рабочим и крестьянам, которые ведь испытывают на своей собственной спине результаты наших ошибок; либо мы этого не сделаем, недовольство будет накапливаться, нарастать, и тогда пойдет критика путем восстаний.
("К вопросу о пролетариате и крестьянстве" т.7 стр.31.)
…есть еще одно обстоятельство, толкающее нас к самокритике. Я имею в виду вопрос о массах и вождях. За последнее время у нас стали создаваться некоторые своеобразные отношения между вождями и массами. С одной стороны, у нас выделилась, исторически создалась группа руководителей, авторитет которых поднимается все выше и выше и которая становится почти что недосягаемой для масс. С другой стороны, массы рабочего класса прежде всего, массы трудящихся вообще поднимаются вверх чрезвычайно медленно, они начинают смотреть на вождей снизу вверх, зажмурив глаза, и нередко боятся критиковать своих вождей.
Конечно, тот факт, что у нас создалась группа руководителей, поднявшихся слишком высоко и имеющих большой авторитет,- этот факт является сам по себе большим достижением нашей партии. Ясно, что без наличия такой авторитетной группы руководителей руководить большой страной немыслимо. Но тот факт, что вожди, идя вверх, отдаляются от масс, а массы начинают смотреть на них снизу вверх, не решаясь их критиковать,- этот факт не может не создавать известной опасности отрыва вождей от масс и отдаления масс от вождей.
Опасность эта может привести к тому, что вожди могут зазнаться и признать себя непогрешимыми. А что может быть хорошего в том, что руководящие верхи зазнаются и начнут смотреть на массы сверху вниз? Ясно, что ничего, кроме гибели для партии, не может выйти из этого. Ну, а мы хотим двигаться вперед и улучшать свою работу, а не губить партию. И именно для того, чтобы двигаться вперед и улучшать отношения между массами и вождями, надо держать все время открытым клапан самокритики, надо дать советским людям возможность "крыть" своих вождей, критиковать их за ошибки, чтобы вожди не зазнавались, а массы не отдалялись от вождей.
("О работах Апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК" т.11 стр.31.)
…для того, чтобы двигаться вперед и улучшать отношения между массами и вождями, надо держать все время открытым клапан самокритики, надо дать советским людям возможность "крыть" своих вождей, критиковать их за ошибки, чтобы вожди не зазнавались, а массы не отдалялись от вождей.
("О работах Апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК" т.11 стр.31.)
Большевики не могут не знать, что лозунг самокритики является основой нашего партийного действия, средством укрепления пролетарской диктатуры, душой большевистского метода воспитания кадров. Оппозиция подымает шум, уверяя, что лозунг самокритики выдуман ею, оппозицией, что партия перехватила у нее этот лозунг и капитулировала, таким образом, перед оппозицией. Поступая так, оппозиция хочет добиться, по крайней мере, двух вещей: во-первых,- скрыть от рабочего класса и обмануть его насчет того, что между оппозиционной "самокритикой", имеющей своей целью разрушение партийности, и большевистской самокритикой, ставящей своей целью укрепление партийности, лежит пропасть; во-вторых,- поймать на удочку кое-кого из простаков и заставить их отмежеваться от партийного лозунга о самокритике.
А как реагируют на это некоторые наши товарищи? Вместо того, чтобы сорвать маску с мошенников из оппозиции и отстоять лозунг большевистской самокритики,- они лезут в капкан, отпихиваются от лозунга самокритики, пляшут под дудку оппозиции и… капитулируют перед ней, ошибочно предполагая, что отмежевываются от оппозиции.
("Ленин и вопрос о союзе с середняком" т.11 стр.114.)
Само собой понятно, что речь идет здесь не о "всякой" критике. Критика контрреволюционера является тоже критикой. Но она ставит своей целью развенчание Советской власти, подрыв нашей промышленности, развал нашей партийной работы. Ясно, что речь идет у нас не о такой критике. Я говорю не о такой критике, а о критике, идущей от советских людей, критике, ставящей своей целью улучшение органов Советской власти, улучшение нашей промышленности, улучшение нашей партийной и профсоюзной работы. Критика нужна нам для укрепления Советской власти, а не для ее ослабления. И именно для того, чтобы укрепить и улучшить наше дело, именно для этого партия провозглашает лозунг критики и самокритики. Чего мы ждем, прежде всего, от лозунга самокритики, какие он может дать нам результаты, если он будет проведен правильно и честно? Он должен дать по крайней мере два результата. Он должен, во-первых, поднять бдительность рабочего класса, обострить его внимание к нашим недостаткам, облегчить исправление этих недостатков и сделать невозможными всякого рода "неожиданности" в нашей строительной работе. Он должен, во-вторых, поднять политическую культурность рабочего класса, развить в нем чувство хозяина страны и облегчить обучение рабочего класса делу управления страной.
("О работах Апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК" т.11 стр.34.)
Нам нужна не всякая самокритика. Нам нужна такая самокритика, которая подымает культурность рабочего класса, развивает его боевой дух, укрепляет его веру в победу, умножает его силы и помогает ему стать подлинным хозяином страны.
Одни говорят, что ежели есть самокритика, то не нужна трудовая дисциплина, можно бросить paботу и заняться болтовней обо всем понемножку. Это не самокритика, а издевка над рабочим классом. Самокритика нужна не для разрушения трудовой дисциплины, а для ее укрепления, для того, чтобы трудовая дисциплина стала сознательной, способной устоять против мелкобуржуазной расхлябанности.
Другие говорят, что ежели есть самокритика, то не требуется больше руководства, можно отойти от руля и предоставить все "естественному ходу вещей". Это не самокритика, а позор. Самокритика нужна не для ослабления руководства, а для его усиления, для того, чтобы превратить его из руководства бумажного и малоавторитетного в руководство жизненное и действительно авторитетное.
Но есть и другого рода "самокритика", ведущая к разрушению партийности, к развенчанию Советской власти, к ослаблению нашего строительства, к разложению хозяйственных кадров, к разоружению рабочего класса, к болтовне о перерождении. К такой именно "самокритике" звала нас вчера троцкистская оппозиция. Нечего и говорить, что партия не имеет ничего общего с такой "самокритикой". Нечего и говорить, что партия будет бороться против такой "самокритики" всеми силами, всеми средствами.
Надо строго различать между этой чуждой нам, разрушительной антибольшевистской "самокритикой" и нашей, большевистской самокритикой, имеющей своей целью насаждение партийности, упрочение Советской власти, улучшение нашего строительства, укрепление наших хозяйственных кадров, вооружение рабочего класса.
("Против опошления лозунга самокритики" т.11 стр.132.)
Конечно, критика нужна и обязательна, но при одном условии: если она не бесплодна.
("Письмо тов. Шатуновскому" т.13 стр.17.)
Иногда говорят, что самокритика - вещь хорошая для партии, которая не пришла еще к власти и которой "нечего терять", но самокритика опасна и вредна для партии, которая уже пришла к власти, которая имеет в окружении враждебные силы и против которой могут использовать враги разоблачения ее слабостей.
Это неверно. Это совершенно неверно! Наоборот, именно потому, что большевизм пришел к власти, именно потому, что большевики могут зазнаться благодаря успехам нашего строительства, именно потому, что большевики могут не заметить своих слабостей и тем облегчить дело своих врагов,- именно поэтому нужна самокритика особенно теперь, особенно после взятия власти.
Самокритика имеет своей целью вскрытие и ликвидацию наших ошибок, наших слабостей,- разве не ясно, что самокритика в условиях диктатуры пролетариата может лишь облегчить дело борьбы большевизма с врагами рабочего класса?
Вывод один: без самокритики - нет правильного воспитания партии, класса, масс; без правильного воспитания партии, класса, масс - нет большевизма.
Легкая победа над оппозицией есть величайший плюс для нашей партии. Но она таит в себе свои особые минусы, состоящие в том, что партия может проникнуться чувством самодовольства, чувством самовлюбленности и почить на лаврах. А что значит почить на лаврах? Это значит поставить крест над нашим движением вперед. А для того, чтобы этого не случилось, нам нужна самокритика, не та критика, злобная и по сути дела контрреволюционная, которую проводила оппозиция,- а критика честная, открытая, большевистская самокритика.
("О работах Апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК" т.11 стр.30.)
…боязнь самокритики или критики со стороны беспартийных является теперь самой опасной болезнью. Ибо одно из двух: либо мы сами будем критиковать себя и дадим беспартийным раскритиковать нашу работу,- и тогда, можно будет надеяться, что наша работа в деревне двинется вперед; либо мы такой критики не допустим,- и тогда нас будут критиковать события, вроде восстаний в Кронштадте, в Тамбове, в Грузии. Я думаю, что критика первого рода предпочтительнее критики второго рода. Вот почему не следует нам бояться критики ни со стороны партийных, ни, тем более, со стороны беспартийных.
("О задачах партии в деревне") т.6 стр.319.)
Я знаю, что в рядах партии имеются люди, недолюбливающие критику вообще, самокритику в особенности. Эти люди, которых я мог бы назвать "лакированными" коммунистами, то и дело ворчат, отмахиваясь от самокритики: дескать, опять эта проклятая самокритика, опять. выворачивание наших недостатков,- нельзя ли дать нам пожить спокойно? Ясно, что эти "лакированные" коммунисты не имеют ничего общего с духом нашей партии, с духом большевизма. Так вот, в связи с наличием таких настроений у людей, встречающих самокритику далеко не с энтузиазмом, позволительно спросить: нужна ли нам самокритика, откуда она взялась и какая от нее польза?
Я думаю, товарищи, что самокритика нужна нам, как воздух, как вода. Я думаю, что без нее, без самокритики, наша партия не могла бы двигаться вперед, она не могла бы вскрывать наши язвы, она не могла бы ликвидировать наши недостатки. А недостатков у нас много. Это надо признать открыто и честно.
("О работах Апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК" т.11 стр.28.)
Если мы, представители пролетарской революции, будем закрывать глаза на наши недочеты, будем разрешать вопросы семейным порядком, замалчивая взаимно свои ошибки и загоняя болячки вовнутрь нашего партийного организма,- то кто же будет исправлять эти ошибки, эти недочеты?
Разве не ясно, что мы перестанем быть пролетарскими революционерами, и мы наверняка погибнем, ежели не вытравим из своей среды эту обывательщину, эту семейственность в решении важнейших вопросов нашего строительства?
Разве не ясно, что, отказываясь от честной и прямой самокритики, отказываясь от честного и открытого исправления своих ошибок, мы закрываем себе дорогу для продвижения вперед, для улучшения нашего дела, для новых успехов нашего дела?
("XV съезд ВКП(б)" т.10 стр.330.)
Только партии, уходящие в прошлое и обреченные на гибель, могут бояться света и критики. Мы не боимся ни того, ни другого, не боимся потому, что мы - партия восходящая, идущая к победе. Вот почему самокритика, ведущаяся уже несколько месяцев, является признаком величайшей силы, а не слабости нашей партии, средством ее укрепления, а не разложения.
("К итогам работ XIV конференции РКП(б)" т.7 стр.122.)
Что касается вынесения сора из избы, то это пустяки, товарищи. Мы никогда не боялись и не будем бояться открыто критиковать себя и свои ошибки перед лицом всей партии. Сила большевизма в том, собственно, и состоит, что он не боится критики и в критике своих недостатков черпает энергию для дальнейшего продвижения вперед.
("XV съезд ВКП(б)" т.10 стр.335.)
Странно было бы бояться того, что враги наши, враги внутренние, так же как и враги внешние, используют критику наших недостатков, подняв шум: ага, у них, у большевиков, не все обстоит благополучно. Странно было бы бояться всего этого нам, большевикам. Сила большевизма в том именно и состоит, что он не боится признать свои ошибки. Пусть партия, пусть большевики, пусть все честные рабочие и трудящиеся элементы нашей страны вскрывают недостатки нашей работы, недостатки нашего строительства, пусть намечают пути ликвидации наших недостатков для того, чтобы в нашей работе и в нашем строительстве не было застойности, болота, гниения, для того, чтобы вся наша работа, все наше строительство улучшалось изо дня в день и шло от успехов к успехам. В этом теперь главное. А там пусть враги наши болтают о наших недостатках,- такие пустяки не могут, не должны смущать большевиков.
("О работах Апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК" т.11 стр.30.)
Буржуазная пресса скачет и играет, уверяя всех и вся, что открытая критика наших собственных недочетов является признаком слабости Советской власти, признаком ее разложения и распада. Нечего и говорить, что вся эта шумиха является насквозь фальшивой и лживой.
Самокритика есть признак силы, а не слабости нашей партии. Только сильная партия, имеющая корни в жизни и идущая к победе, может позволить себе ту беспощадную критику своих собственных недостатков, которую она допустила и будет всегда допускать на глазах перед всем народом. Партия, скрывающая правду от народа, партия, боящаяся света и критики, есть не партия, а клика обманщиков, обреченных на гибель.
("К итогам работ XIV конференции РКП(б)" т.7 стр.121.)
Господа буржуа мерят нас на свой аршин. Они боятся света и старательно прячут правду от народа, прикрывая свои недочеты парадной вывеской благополучия. И вот, они думают, что и мы, коммунисты, должны прятать правду от народа. Они боятся света, потому что стоит им допустить сколько-нибудь серьезную самокритику, сколько-нибудь свободную критику своих собственных недочетов, чтобы не осталось камня на камне от буржуазного строя.
("К итогам работ XIV конференции РКП(б)" т.7 стр.122.)
Десятки раз хвалил Вас ЦК, когда надо было хвалить. Десятки раз ограждал Вас ЦК (не без некоторой натяжки!) от нападок отдельных групп и товарищей из нашей партии. Десятки поэтов и писателей одергивал ЦК, когда они допускали отдельные ошибки. Вы все это считали нормальным и понятным. А вот, когда ЦК оказался вынужденным подвергнуть критике Ваши ошибки, Вы вдруг зафыркали и стали кричать о "петле". На каком основании? Может быть, ЦК не имеет права критиковать Ваши ошибки? Может быть, решение ЦК не обязательно для Вас? Может быть, Ваши стихотворения выше всякой критики? Не находите ли, что Вы заразились некоторой неприятной болезнью, называемой "зазнайством"? Побольше скромности, т. Демьян.
("Тов. Демьяну Бедному" т.13 стр.23.)
Следует ли авторам отвечать Критике?
Следует ли авторам отвечать Критике? <Ответ на анкету>Может ли писатель отвечать своему критику? — Признаюсь, что я не вижу в этом вопросе никакой принципиальной остроты. Это — бытовой вопрос, ему не будет места в будущем, как не было места в старину. Он продиктован
О критике и обличениях
О критике и обличениях В заключение я еще раз хотел бы сказать о критике и обличениях всяческих наших непорядков. Это одновременно и легкое и трудное дело. Легкое потому, что непорядков много, искать их не приходится, достаточно оглянуться вокруг себя; а трудное это дело
ЕВРЕИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И КРИТИКЕ
«Кант». О критике чистого разума
«Кант». О критике чистого разума Театр Маяковского, постановка Миндаугаса Карбаускиса, в ролях народный артист России М. Филиппов, народный артист России А. Лобоцкий, Ю. Соломатина, народный артист России И. Костолевский, заслуженный артист России А. Андриенко,
Заметки о литературе и критике
Заметки о литературе и критике О хороших и плохих критикахЛюди, одаренные в своем деле, как бы рожденные для него, всегда были радостным и редкостным явлением: прирожденный садовник, прирожденный врач, прирожденный воспитатель. Еще реже - прирожденный поэт. Его дар может
О современной критике
О современной критике Печальные мысли о состоянии современной литературы приходят в голову очень многим. Едва ли для кого-нибудь составляет секрет то обстоятельство, что мы переживаем кризис. Обольщаться и провозглашать то или иное произведение гениальным приходит в
Следующая цитата
Детей учит то, что их окружает.
Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
Если с ребенком честны — он учится справедливости.
Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика — когда они переходят меру справедливости.
Кто может, тот делает. Кто не может, тот критикует.
Если вы хотите принести в жертву восхищение многих мужчин ради критики одного, то выйдите замуж.
Критик - как евнух в гареме. Он может наблюдать, изучать и анализировать, но не может сделать этого сам.
Да, правду люблю я. Но только такую,
Которая честно меня восхваляет.
А правду, что честно меня критикует,
Я честно и искренне отвергаю.
Критическое отношение к себе — вот что делает человека по-настоящему умным.
Общение между людьми ограничено большей частью сплетнями и критикой чьих–то поступков. Это наблюдение постепенно заставило меня избегать так называемой светской жизни. Мои дни проходят в одиночестве.
Для того, чтобы избежать критики, нужно ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть.
Критики — наши друзья: они указывают нам на наши ошибки.
- Я думаю, что если философ мог стать гробовщиком, то почему бы гробовщику не стать критиком?
Я не жду от вас комплиментов. Мне нужна критика.
Незрелая личность часто знает, но не умеет. Зрелая не только знает, но и умеет. Поэтому незрелая личность критикует, а зрелая делает.
Глупый нуждается в притворной похвале. Умный нуждается в честной критике.
Часто смеяться и много любить; иметь успех среди интеллектуалов; завоевывать внимание к себе со стороны честных критиков; ценить прекрасное; отдавать всего себя чему-то; оставить мир после себя чуть-чуть лучше.
Кто критикует других, тот работает над собственным исправлением.
На протяжении моей жизни я извлекал больше пользы от моих друзей-критиков, чем от поклонников, особенно, если критика выражалась вежливым и дружеским языком.
Не критикуй мою логику, ведь ты — ее живое подтверждение.
Религии жутко обидчивы: любая критика в их адрес воспринимается как оскорбление. Чуть что, они разыгрывают оскорблённые чувства. Если выбор стоит так: быть грубым или молчать в тряпочку, лучше уж быть грубым. Ведь нет вежливого способа сказать: вы осознаёте, что посвятили все ваши усилия прославлению выдуманного существа?
Если вас критикуют, это значит, что вы всё делаете правильно. Потому что люди нападают на всякого, у кого есть мозги.
Молчание иногда означает самую строгую критику.
Лучшая реакция на вражескую критику — улыбнуться и забыть.
Критикуешь чужое — предлагай свое. Предлагая — делай.
Помни, что лягушка строго критикует бредовый полёт ласточки.
Как только ты начинаешь искать «хорошее» и «плохое» в своих близких, в твоём сердце открывается дыра, через которую входит зломыслие. Если ты испытываешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их — это приводит к твоему ослаблению и поражению.
Критикуя, критикуй мнение, а не его автора.
Критик похож на автомобиль: чем он хуже, тем больше от него шума.
Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.
Критика — часть литературы. Филология — косвенный продукт ее. Критик смотрит на литературу изнутри. Филолог — с ближайшей колокольни.
Критики — словно евнухи в гареме: они точно знают, как это нужно делать, они каждую ночь видят, как это делается, но они никогда не делали этого сами.
"Если ты поступаешь неправильно, а тебе никто не делает замечаний, это значит, что на тебя просто махнули рукой".
Этот урок я запомнил на всю жизнь. Когда ты понимаешь, что что-то делаешь плохо, но никто тебе ничего не говорит, это плохой знак. Может быть, тебе и не хочется слышать критику, но чаще всего нас критикуют те, кто нас действительно любит, кому мы небезразличны.
Театральный критик — лицо, разъясняющее изумлённому драматургу смысл его пьесы.
Избавьте себя от 5 составляющих эмоционального рака: критиковать, жаловаться, сравнивать, конкурировать и соперничать.
Долг без любви не радует. Истина без любви делает человека зависимым от критики. Воспитание без любви порождает противоречия. Порядок без любви делает человека мелочным. Предметные знания без любви делают человека всегда правым. Обладание без любви делает человека скупым. Вера без любви делает человека фанатиком. Горе тем, кто скуп на любовь. Зачем жить, если не для того, чтобы любить?
Все мы всё время критикуем кого-то.
Критиканы — это обычно те люди, которые были бы поэтами, историками, биографами, если бы могли, но испробовав свои таланты в этих или иных областях и потерпев неудачу, решили заняться критикой.
От критики нельзя ни спастись, ни оборониться; нужно поступать ей назло, и мало-помалу она с этим свыкнется.
Когда человек выше своих современников, когда он – воплощение прогресса, ему приходится иметь дело не с критикой, а с ненавистью.
Делай то, что тебе хочется. Потому что тебя в любом случае будут критиковать. Тебя будут ругать, если ты сделал это, и будут ругать, если ты этого не сделал.
Если те, кто меня критикует, увидели бы, как я шагаю по волнам Темзы, они сказали бы: это только потому, что она не умеет плавать.
Мера ума человека — это умение сомневаться, склонность к критике; мера его глупости — легковерие.
Нет иной защиты от критики, кроме безвестности.
Возраст женщины, которая всех критикует, называется критическим возрастом.
Без разрушения нет созидания. Разрушение — это критика, это революция. Разрушение требует выяснения истины, а выяснение истины и есть созидание.
Где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть приятна.
Меня совершенно не трогает, что пишут критики. Я-то знаю, что в глубине души они любят мои работы, но боятся признаться.
Обманутый почитатель становится неумолимым критиком.
Дилемма критика: либо обидеть автора, сказав ему правду, либо, солгав, унизить себя самого.
Критика — это яд для слабых и лекарство для сильных.
Если вас никто не критикует, то, вероятно, вы ничего и не добьетесь.
Критика — комплимент, когда вы поступаете правильно.
Писатели — инженеры человеческих душ, а инженеры писательских — критики.
Чтобы узнать, как к тебе относятся люди, расскажи им о своих планах и мечтах. Тот, кто испытывает к тебе скрытую ненависть, будет их критиковать. Тот же, кто желает тебе лучшего, подскажет, как это сделать.
Критика, безусловно, способна загубить любую мысль.
Критики похожи на студентов-медиков: они всегда считают, что писатель страдает той самой болезнью, которую они в данное время изучают.
Художники уж так созданы, что если даже критика устраивает для них настоящее ложе из роз, то их всё-таки заставляет страдать малейшая складочка, образуемая каким-либо лепестком.
Один очень талантливый писатель в ответ на мою жалобу на то, что я не нахожу сочувствия у критики, мудро ответил мне: «У вас есть существенный недостаток, который закроет перед вами все двери: вы и двух минут не можете поговорить с дураком, не дав ему понять, что он дурак».
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА БАЗАР, КРИТИКЕ, САМОКРИТИКЕ И НАСТОЯЩИХ «ДЖЫГИТАХ»
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА БАЗАР, КРИТИКЕ, САМОКРИТИКЕ И НАСТОЯЩИХ «ДЖЫГИТАХ» ОБЩЕНИЕ В ФОРУМАХ 29.02.2004Некоторое количество лет тому назад подключился к Сети. И приступил к общению в ней. По большей части — в различных форумах и конференциях. Дело было новое, неизведанное.
10.1.3. О критике Зиновьевым марксизма
10.1.3. О критике Зиновьевым марксизма У Зиновьева много ценного. Но в критике марксизма он, к сожалению, не оригинален. Его критика не отличается от образцов вульгарного охаивания марксизма, базирующегося на мещанском здравом смысле, который, как известно, не видит дальше
О сетевых дневниках и литературной критике
О сетевых дневниках и литературной критике Писатель-фантаст, сценарист, юморист. Зовут Леонид Каганов. У него вышла новая книга. Называется «Путь Ежика». Подзаголовок – «Сетевой дневник за 2000–2002 год». Это далеко не первый подобный опыт. На западе за такие книги даже
Следующая цитата
В задачу философии, которая хочет действительно служить людям, по мысли Маркса, входит раскрывать реальные формы отчуждения человека. «Критика неба превращается, таким образом, в критику земли, критика религии – в критику права, критика теологии – в критику политики»[192]. И далее Маркс обращается к критике действительной жизни современного немецкого общества и его истории. Он отмечает, что немецкая история стоит ниже всякой критики, указывает на несправедливость существующих в Германии порядков, на реакционную суть официальной политики. «С нашими пастырями во главе мы обычно оказывались в обществе свободы только один раз – в день ее погребения»[193], – иронизирует Маркс. Его возмущает пассивность немецкого филистерского (буржуазного и мелкобуржуазного) мира. Вместо того чтобы действовать и перестраивать жизнь, немцы лишь мысленно переживают свое будущее. «Мы – философские современники нынешнего века, – констатирует Маркс, – не будучи его историческими современниками»[194].
Статья эта представляет собой одно из первых философских произведений Маркса, в котором критика сопровождается положительным решением рассматриваемых вопросов. Его критические оценки социального, политического и идейного состояния немецкого общества имели революционную направленность. Он рассуждал о жизненно важных для Германии вопросах: о перспективах ее развития, о возможности революции, способной поднять немецкое общество до уровня передовых народов и превзойти этот уровень. Его ответы на эти вопросы глубоко оптимистичны и опираются на новые, по сути – материалистические, хотя еще недостаточно четко сформулированные принципы. Глубинные причины (корни) религии, основы политической жизни, правопорядка, философии, всей идеологии Маркс видит в действительной истории, в материальной жизни гражданского общества. «Немецкая философия – продолжение немецкой истории в идее»[195], – заявляет он. Поскольку действительность плоха, идеология тоже плоха, ибо она дает отражение все той же действительности, к тому же извращенное.
Маркс диалектически решает вопрос о соотношении теории и практики. Всякая теория, в том числе философия государства и права, есть порождение реальных общественных порядков, их «абстрактное продолжение». Из этого следует, что философская критика должна включить в свой предмет и реальную действительность, а не только ее отражение в идеях. К тому же в сфере идей возникают вопросы, которые могут быть разрешены лишь практикой. В противовес младогегельянцам Маркс высказывает убеждение, что одна только критика в области идей сама по себе не может привести к коренному изменению материальных основ существования общества. «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой…»[196]
Это материалистическое положение Маркс диалектически дополняет признанием активной роли идей в общественном развитии: «…но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами»[197]. Теория осуществляется в истории народа постольку, поскольку является отражением его потребностей. Потому «недостаточно, чтобы мысль стремилась к воплощению в действительность, сама действительность должна стремиться к мысли»[198]. Это взаимотяготение осуществляется в периоды радикальной революции, в революционной практике. Маркс убежден, что Германии неминуемо предстоит осуществить такую революцию.
Рассматривая проблему вызревания предпосылок революции, Маркс приходит к открытию исторической миссии пролетариата, класса, образующегося из расслоения всех сословий и классов и являющегося средоточием всех бедствий современного общества. Именно этот класс, чтобы освободить себя, должен осуществить общечеловеческую эмансипацию, то есть избавить общество от различных форм угнетения. В революционной практике пролетариата осуществятся принципы новой философии; общечеловеческая эмансипация есть практическое осуществление новых философских принципов.
При этом Маркс четко определяет социально-классовую природу новой философии, которую собирается разрабатывать: «Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие»[199]. Эмансипация человечества от всякого материального и духовного гнета осуществится с помощью «радикальной», «основательной» социальной революции. «Голова этой эмансипации – философия, ее сердце – пролетариат»[200].
Эти положения Маркса представляли собой решающий шаг вперед, свидетельствуя о его переходе на позиции коммунизма и рабочего класса.
Таким образом, Маркс, по сути, порывает с идеалистической концепцией при объяснении явлений общественной жизни: государства, права, религии, философии и идеологии в целом, роли народных масс в историческом процессе. Он дает им диалектико-материалистическое объяснение; материалистические идеи противопоставляются всем формам идеализма. Перешагнув границы критики идей, теорий, он обратился к критике реальной действительности – политической (государства) и материальной жизни людей (гражданского общества). Уяснив революционную сущность пролетариата, Маркс указал реальную силу коренного изменения общества.
Статьи в «Немецко-французском ежегоднике» свидетельствуют об окончательном переходе Маркса на позиции материализма и пролетарского коммунизма. Ленин писал, что «в своих статьях в этом журнале Маркс выступает уже как революционер, провозглашающий „беспощадную критику всего существующего“ и в частности „критику оружия“, апеллирующий к массам и к пролетариату»[201].
<Об искусстве и критике>
<Об искусстве и критике> Чем более стараются подойти к искусству с попытками объяснить его приемы научно, тем загадочнее и необъяснимее кажутся эти приемы. Кажется, вся кампания «студий» всех этих лет («Мужайтесь, о, други, боритесь прилежно») имеет конечной целью
Филолог Довлатов: зачет по критике
Филолог Довлатов: зачет по критике «Корпуса университета находились в старинной части города. Сочетание воды и камня порождает здесь особую, величественную атмосферу. В подобной обстановке трудно быть лентяем, но мне это удавалось.Существуют в мире точные науки. А
Л. Троцкий. О СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КРИТИКЕ
Л. Троцкий. О СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КРИТИКЕ К нашему 4-му юбилею, т.-е. год тому назад, Отто Бауэр посвятил нашему хозяйству брошюру, в которой он говорит о нашей новой экономической политике в корректно-прилизанной форме все то, что с пеной у рта излагают обычно наши более
Читайте также: