Описание степи в повести тарас бульба цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия призвана продемонстрировать два разных психологических типа, навести читателя на мысли о таких понятиях, как патриотизм, отечество и любовь. Сочинение на данную тему входит в обязательную школьную программу, начиная уже с 7 класса школьники пишут работы по темам, затронутым в произведении.

В статье будут проанализированы черты характера обоих братьев и показано, как убеждения и чувства повлияли на их судьбу. План анализа простой, берётся какой-то жизненный аспект и после поочерёдно рассматриваются оба героя. Для удобства сравнения из приведённых фактов может быть создана таблица.

Повесть «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя, ставшая классикой русской литературы, увидела свет в 1835 г. Благодаря личному жизненному опыту, а также хорошему знанию истории и традиций казаков, Н. В. Гоголь создал в своём произведении живые и яркие образы главных героев. Жизнь литературных персонажей протекает в окружении, которое достаточно полно отражает реалии той эпохи.

Сходства и различия Остапа и Андрия

Несмотря на то, что они были братьями и воспитывались в одной семье, вели себя Остап и Андрий совершенно по-разному, имели только внешние сходства. Отношения в родительском доме трудно было назвать идеальными.

Мать очень любила своих сыновей и слишком сильно пеклась о них, по мнению своего мужа. Тарас же мечтал, чтобы они оба пошли по его стопам и стали настоящими казаками: совершенствовались в военном ремесле, ценили свободу, защищали веру и родину.

Внешность

Портрет Остапа: старший сын Бульбы – крепко сложенный молодой человек. Автор описывает его лицо такими эпитетами, как «суровое» и «сильное». На момент начала повествования возраст Остапа составляется 22 года.

Сын Тараса – полноценный член казачьего боевого братства, всем своим видом выдаёт в себе храброго воина. Носил на голове оселедец.

Младший сын Андрий также обладает хорошим здоровьем, высок и красив. Носил усы и чуб, подобно большинству казаков, цвет волос – чёрный. Ему около 20 лет.

По возвращении из Бурсы был одет в красный кафтан, мешковатые штаны на золочёном поясе и красные сапоги с серебряными подковами.

Внешность обоих персонажей претерпевает некоторые изменения по ходу повести. Если вначале нам рассказывают о двух молодых парнях, у которых ещё только недавно появился пух на щеках, то ближе к концу перед взором читателя предстают суровые казаки, одни из лучших воинов той эпохи.

Обучение в семинарии

Учёба у Остапа началась плохо, чего нельзя сказать о его брате, успеваемость которого была на высоте. Старший сын Бульбы сбегал из семинарии, нарушал порядок в учебном заведении. Наказания за свои выходки принимал стойко, терпел удары и друзей не сдавал. Узнав о его поведении, Тарас отругал его и пригрозил монастырём, после этого Остап стал относиться к учёбе как подобает и успешно завершил обучение.

Андрий проявлял интерес к наукам, учился легко, без напряжения. В компании друзей любил верховодить. Здесь проявились его хитрость и приспосабливаемость. Умело уходил от ответственности за свои шалости.

Отношение к товарищам

На страницах произведения мы видим, как Остап проникся духом казацкого товарищества. Наравне со своим отцом считал, что предательство – самое гнусное деяние, которое только можно совершить. В своём отношении к друзьям и братьям по оружию Остап являет нам пример настоящего казака. Он не стремится руководить и манипулировать другими людьми, в высказываниях прямолинеен и честен.

Андрий был импульсивен, нередко пускался на авантюры вместе с товарищами, но иногда напротив стремился отгородиться от них и побыть один. В его жизни гораздо большее значение стала приобретать чувственная любовь к женщинам. В итоге он предаёт своих товарищей, родину и отца из-за любви к польской аристократке.

Поведение братьев в бою

Разность характеров также ярко проявляется на поле битвы. Остап ведёт себя как опытный воин, он имеет все шансы стать следующим атаманом казаков. Он рассудителен, действует хладнокровно и обдуманно, способен найти выход в критической ситуации.

Совсем другое дело – его брат. Андрий опьянён битвой, скачет напролом через гущу врагов (бывших товарищей), разя их направо и налево. Вперёд его движет страсть к возлюбленной и, возможно, отчаяние от осознания своего положения. Даже перед смертью от рук отца его мысли находятся там, рядом с ней.

Любовь в жизни героев романа «Тарас Бульба»

Остап равнодушен к женщинам, не придаёт им большого значение. Его любовь направлена в первую очередь на народ и родную землю. Именно отчизна занимает в его душе первое место, и выбор между чувствами и долгом для него – дело решённое, подобных дилемм на протяжении повести в его жизни не возникает.

Потребность в женской любви Андрий ощутил в 18 лет. После встречи с панночкой любовь к ней начинает вытеснять из его сердца другие чувства, приводя его в итоге к предательству и смерти.

Кроме этого Андрий всегда отличался большей эмоциональностью, о чём говорят многие его поступки. При внимательном прочтении истории можно заметить, что в нём явственно проявляется способность к состраданию, несвойственная остальным казакам.

Смерть братьев

Остап попал в плен к врагам, которые его пытали и затем публично казнили. Испытывая нестерпимую физическую боль, он не предаёт братьев по оружию и остаётся верен родине.

Перед смертью он зовёт своего отца, чтобы тот своим присутствием укрепил его.

Андрий погибает от рук Тараса, поскольку тот не мог простить сыну предательства и хотел смыть позор с себя и своей семьи.

В отличие от брата, терзания Андрия носят не физический, а моральный характер. Смерть он принимает с достоинством, как и подобает казаку.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия

Довольно чёткое описание характеров братьев дают их имена. Остап означает устойчивый, постоянный, а Андрий – мужественный, храбрый, что соответствует их характерам.

Братья противопоставляются, чтобы продемонстрировать читателю правильное отношение к родине. Любовь к отечеству должна быть выше, чем страсть к женщине, насколько бы сильной она не была.

Отношение автора и отца к Остапу и Андрию

Если говорить кратко, история, написанная Гоголем — это прославление патриотизма и героизма запорожских казаков. Воплощением этих идеалов является образ старшего брата. При этом автор не сводит всё к формуле: Остап – хороший, а Андрий – плохой.

Наоборот, он с уважением описывает трагические судьбы обоих героев, но общий тон повествования при этом однозначно даёт понять, на чьей стороне симпатии Гоголя.

Следующая цитата

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем.. Черт вас возьми, степи, как вы хороши.

Следующая цитата

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем.. . Черт вас возьми, степи, как вы хороши.

Остальные ответы

Ты далеко не первый, кто учил этот отрывок. Так что, учи и выучишь.

Проще сьездить в Донецкую область и посмотреть на степь.

Это же легко! Просто в слух читай и всё;)
Лично я не каких проблем не вижу))
Ну а если у тебя нет памяти, то я тогда не знаю. Пей какие нибудь витамины, ну что-то в этом роде;)

Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темнозеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе.

неправельно

Если есть Литература к примеру 7 класса, возьми почитай там есть, если нету, попроси у кого нибудь может есть книга или что то ещё,где есть этот рассказ и этот отрывок.

Следующая цитата

Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.
Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши.

Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темнозеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих, Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, - все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу.

Остальные ответы

В своей повести "Тарас Бульба" Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. Николай Васильевич Гоголь великолепно живописал природу. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… »

Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев.

Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения и поражает богатством красок. Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир героев. Когда сыновья Тараса, распрощавшись с опечаленной матерью, покидают родной хутор, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад» . Мгновенно раскрывается внутренний мир и состояние души героев. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии.

Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.

При описании осады города Дубно перед встречей Андрия со служанкой прекрасной панночки тоже есть пейзажная зарисовка. «Какая-то духота на сердце» , которую чувствует юноша, сопоставлена Гоголем с картиной июльской ночи. Однако восхищения ее красотами нет, а есть ощущение тревоги. Рядом с описанием звездного неба возникает вид засыпающего лагеря запорожцев, и «что-то величественное и грозное» , оказавшееся «заревом вдали догоравших окрестностей» , как бы предупреждает о надвигающихся страшных событиях.

Пейзаж в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» играет немаловажную роль, скупо, но очень точно обрисовывая место действия и настроения героев.

Николай Васильевич Гоголь зарекомендовал себя как великолепный художник, выражавший красоту в слове. Природа предстаёт перед читателем словно живой организм, удачно вписывающийся в сюжетное повествование. В произведении «Тарас Бульба» рассказывается о храбрых воинах, нелёгком выборе и личной драме трёх козаков. Степь в повести «Тарас Бульба» становится не просто фоном, на котором разворачиваются основные события, а представляет собой нечто большее.

Для начала следует сказать, что творческое сознание Гоголя формировалось под влиянием романтической традиции. Переняв у сентименталистов способы отражения духовных переживаний с помощью пейзажа, писатели-романтики значительно расширили применение этого приёма. Стихия в романтизме понималась как нечто могущественное и великое, то, что обязательно должно вызывать отклик в человеческой душе. Различались пейзаж-настроение, который отражал текучесть жизни и переменчивость эмоций, пейзаж-руины, пробуждающий фантазию, пейзаж-стихия, где показана сокрушительность природных сил, и пейзаж-мираж, который переносит в сферу ирреального, таинственно-возвышенного. В тексте произведения «Тарас Бульба» степь скорее представлена первым подвидом: пейзаж-настроение, но с некоторыми оговорками (нельзя забывать, что в творчестве Н. Гоголя, как и в произведениях других писатели того времени, отражена смена романтической парадигмы на реалистическую).

Впервые описание степи появляется уже во второй главе, когда два молодых человека и старый козак отправляются на Сечь. Каждого из героев одолевают свои мысли. Тарас думал о своём прошлом, об ушедшей молодости, о том, кого встретит на Сечи, живы ли его товарищи. В этой же главе читатель узнаёт о двух сыновьях Тараса. Остап был добрым и прямодушным, он считался лучшим товарищем. Прощание с матерью и её слёзы тронули юношу до глубины души, несколько смутив его. Андрий же «имел чувства несколько живее». По пути на Сечь он думал о красавице-полячке, которую встретил когда-то в Киеве. Увидев красоту степи, герои забывают обо всех тех мыслях, которые не давали им покоя.

Для наглядности стоит поместить здесь отрывок из «Тараса Бульбы» о степи:

«Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!…»

Как тонко и чувственно прописана каждая деталь пейзажа. Складывается впечатление, что не Сечь должна принять новых козаков, а сама степь: «степь давно приняла их в свои зелёные объятия…». Эта фраза употреблена не ради красоты слога. Образ степи оказывается символическим воплощением свободы, силы, могущества, веры в чистоту. Родина в повести ассоциируется, прежде всего, с красотами природы и степью. Вольные степи тождественны свободолюбивому характеру запорожцев. В степи всё дышит свободой и простором. Автор говорит о том, что путешественники останавливались лишь на обед и сон, а всё остальное время скакали навстречу ветру. Неслучайно в тексте повести нет описания каких-либо строений на территории Украины, есть только курени, которые легко убрать и поставить заново. Иначе говоря, нет никаких оков, которые могли бы ограничить или убить природу. В этом ключе нужно сказать и о военных походах запорожцев: известно, что они выжигали города дотла, сравнивали деревни с землёй. Этот факт можно понимать и как своеобразную борьбу с ограничением именно природы, провозглашение свободы и отсутствия условностей. При этом запорожцы не представляются читателю как некие хозяева стихии, наоборот, они органично вписывают

грусно

Изображение в произведении степной запорожской равнины является способом применения писателем художественного приема, заключающегося в представлении природного начала в качестве живого организма, включенного в сюжетную линию повести, а также несущего существенную фоновую смысловую нагрузку.

Описание степного пространства изображается писателем в виде пейзажа-настроения в сочетании с реалистичными оговорками, отличающимся богатыми, яркими красочными зарисовками. Писатель демонстрирует визуализированную текстовую нагрузку, позволяющую вообразить описываемую природные картины, которые чередуются между собой, сменяя акцентную структуру при помощи удивительного звукового мелодичного сопровождения.

Каждая черта изображенного пейзажа описывается автором с мастерской чувственностью и тонкостью, акцентируя красотой словесных выражений, олицетворяя в виде степного образа символа родной свободной земли и вольного простора. При этом автором применяются различные художественные приемы в виде гипербол, метафор, сравнений, эпитетов и живописных олицетворений.

Образ степи используется писателем не только в виде дневного описания природных красот, но и в виде степной равнины на фоне вечернего солнечного заката, передавая внутреннее настроение персонажей произведения, отражая жизненное движение и изменение эмоционального состояния героев. При этом персонажи повести гармонично сливаются с природным пейзажем, принимающим их с любовью и откровенной преданностью, составляя вместе с другими степными обитателями целостное единство. Тем самым писатель подчеркивает истинность народных характеров персонажей, которые искренне любят свою отчизну и способны на ее защиту, даже ценой своей жизни.

Писатель использует в описании степной природы необычайную лиричность, проявляющуюся не только в изображении пейзажа степи, но и сочетающуюся с введением в текст повести образов степных животных, тонко демонстрирующих красочную силу и свободный характер степного пространства.

Легкость и прозрачность мелодичного художественного литературного языка писателя придают природному образу степи невероятную чувственность и неповторимость, раскрывая необъятный простор равнины, рождающей храбрых, сильных запорожцев, обладающих мужественными характерами и огромной жизненной волей.

Читайте также: