Описание богатырей в былинах цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Большинство исследователей склоняется к тому, что первые былины появились во времена становления древнерусского государства (XI—XIII вв.). Они начинали своё существование в качестве песни, которая исполнялась под сопровождение игры на гуслях и передавалась из уст в уста. Напевы её были скучны и монотонны.

Некоторых интересует, можно ли найти в былинах какие-то исторические факты. Несомненно, эпосы отражают события, которые имели место быть, их герои реальные, они жили когда-то на нашей земле. Проще сказать, что предметом повествования было прошлое, поэтому изначально эти песни назывались старинами.

Северные певцы, например, в своих напевах описывали пейзаж Киевской Руси и её географию, отражали борьбу своего государства со степняками-кочевниками и с необычайной точностью передавали некоторые детали военного быта.

Сказатели былин не стремились к хронологической точности произошедших событий, они рассказывали лишь о важных моментах, которые находили место в песне.

Специалисты отмечают то, что сказания смогли донести имена реальных героев, существовавших в древнерусском государстве: Добрыня, Владимир Мономах, Илья Муромец, Алёша Попович, Батый и многие другие.

Народная память и рассказывание былин из уст в уста исказили расстояния между странами, названия городов, вытеснили упоминания о половцах и печенегах.

Традиция записи и собирательства легенд началась в XIX веке и закончилась в XX столетии. Последней сказительницей была Марья Дмитриевна Кривополенова. Ученые нашли ее в Онежском крае. Она рассказала несколько десятков текстов, которые нигде раньше не упоминались. Все они имели великое значение и были занесены в сборник эпосов. На этом собирательство основных циклов былин закончилось.

Авторы эпосов

Для многих ученых до сих пор остаётся загадкой, кто являлся автором былин. Большинство специалистов пришли к единому мнению, что их сочинял народ. Устный рассказ передавался из поколения в поколение, строго сохраняя все произошедшие события.

Бо́льшая часть былин была записана учеными-собирателями со слов жителей определённых местностей. Каждая из них входит в список художественных ценностей в русской литературе.

Человек, который рассказывал эпосы, назывался сказителем. Он должен был обладать специальными качествами. Короткий текст необходимо было запомнить и рассказать его, не искажая сути услышанного.

Сказителем мог быть кто угодно, человек абсолютно любой профессии. Поэтому часто в текстах упоминались сравнения, близкие рассказчику. Например, сказитель-портной мог сравнить отрубленную голову с маленькой пуговицей, отвалившейся от рубахи.

Рассвет былин и их виды

Самый ранний рассвет литературного эпоса происходил в Киеве в XI—XII вв. А после его ослабления они переместились в северные и западные части. Дошедшие до наших времён народные сказания позволяют судить только о содержании народного творчества Киевской Руси, но не о его форме.

Рассказы из уст в уста очень быстро усвоили скоморохи и внесли в них своё влияние. Например, в некоторых сценах говорится, что на пирах у Владимира присутствовали певцы-скоморохи.

Былины XVI—XVII вв. отражают быт казачества и высших кругов Московской Руси. Миру известно около ста сюжетов различных былин, а текстов насчитывается около трёх тысяч. По объективным причинам они не сложились в эпопею. Краткие сюжеты остались разрозненными по месту действию и по героям. Их также разделяют на три типа:

  • богатырские;
  • социально-бытовые;
  • сказочные.

В первых прослеживается героическая борьба ради государственных целей. Они, в свою очередь, разделяются на две группы:

  • рассказывающие о «старших» богатырях (сказание о Миколе Селяниновиче, Святогор);
  • относящиеся ко времени расцвета и процветания Киевской Руси, повествующие о «младших» богатырях (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).

Герои сказаний

Русские былинные герои представляются как могучие и смелые защитники великой земли русской. Киевский князь Владимир Красно Солнышко собрал в своей дружине весь свет воинов (Илья из города Мурома, Добрыня из Рязани, Алёша, родившийся в Ростове, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чирило Пленкович).

Имеются предания и о новгородских героях (Василий Буслаев — силач, купец Садко). Существуют истории, в которых рассказывается о женщинах-богатырках. Так, Добрыня нашёл свою жену в битве и понял это только после того, как она закончилась. Прекрасный воин оказался дочерью Микулы Селяниновича.

С появлением этой героини происходит интересный поворот сюжета. После того как муж ее, Добрыня, уходит в поход на целых 12 лет, к Настасье приходит Алёша Попович и говорит, что видел её мужа убитым. После этих слов он делает предложение руки и сердца молодой женщине и она, не долго думая, соглашается.

Добрыня успевает вовремя вернуться и рушит планы Алёши, после чего учиняет разбор и задаёт ему трёпку. Дальнейшее их примирение устроил Илья Муромец.

Подвиги богатырей

Но главное в народных сказаниях — не любовные передряги, а ратные подвиги, читать про которые очень интересно. Каждый из героев смог чем-то прославиться и отличиться.

В сказании «Святогор» также упоминается Илья. Святогор, являясь старшим богатырем, хранит силу земли. Он ловит Илью Муромца, сажает его к себе в карман и носит два дня. Богатырь понимает, что Святогор сильнее его, и завоёвывает его расположение. Герои меняются крестами, обнимаются и дают друг другу клятву беречь землю русскую от врагов.

После в горах богатыри находят гроб, в который поочередно ложатся. Для Ильи он большой, а Святогору в самый раз. Муромец накрывает крышку по просьбе старшего богатыря, а открыть её обратно уже нет возможности. Тут Святогор понимает, что его пора прошла — он должен уйти, и передает свои богатырские силы Илье.

Следующим по популярности в народных сказаниях является Добрыня Никитич, а его главный враг — Змей Горыныч. В тот самый миг, когда схватка кажется проигранной, богатырь припадает к земле русской, вновь встаёт с прежними силами и побеждает коварного врага. Про Добрыню говорят, что он умный и хитрый. Именно его князь выбирает в сваты, когда едет просить руки королевны Апраски.

Следующий богатырь — Алёша Попович. Он прославился поединком с Тугариным — военачальником татарского ига. Герой убивает врага прямо у стен города Киева, вызвав его на бой из-за княжеского стола. Вражеское войско повержено. Алёша отказывается от награды.

Ученные до сих пор находят в летописях героев, которые упоминаются в былинах. Это подтверждает факт их реального существования. При чтении о подвигах непобедимых русских воинов мы вспоминаем наших предков и восхищаемся их отвагой и готовностью защищать свою землю. Былины являются источником вдохновения для композиторов, писателей, художников, кинематографистов.

Следующая цитата

Илья Муромец. Святой богатырь

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Алеша Попович. Младшенький

Бова Королевич. Лубочный богатырь

Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович - богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

Вольга Святославович. Богатырь маг

Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год. В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай - богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

Михайло Потык. Верный муж

Хотен Блудович. Богатырь-жених

Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное - пока его не останавливает мать. В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим - он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

Никита Кожемяка. Змееборец

Никита Кожемяка в русских сказках - один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

Аника воин. Богатырь на словах

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности (& диванный боецц). Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos. Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

Дубликаты не найдены

5 лет назад >Дюк Степанович
Come get some. раскрыть ветку 4 5 лет назад

Come and get it, baby!

5 лет назад 5 лет назад

Нужен еще Чак Владимирович для полной картины)

а вообще, автор, хотелось бы подробно, ибо большинство из них мы знаем лишь по паре предложений, а хочется длинных богатырских портянок интересных)

5 лет назад

дюк в переводе "герцог", вот таки мажор в посте

5 лет назад

имя то какое говорящее. Хотен Блудович

раскрыть ветку 3 5 лет назад

Вот он славянский Скотт Пилигрим!

5 лет назад

Я такое имя встречал в книгах Успенского "Приключения Жихаря", там он позиционировался как аналог Дон Жуана. Видимо автор этой статьи тоже читал Успенского и вставил это ради шутки.

раскрыть ветку 1 1 год назад

Действительно такая былина есть.

5 лет назад

5 лет назад

Добрыня Никитич раздавал "правильные" советы:

"Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, причем по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны"

раскрыть ветку 2 5 лет назад

Милосердный артист, хуле.

3 года назад

Ну, про изнасилование есть только в полоцкой летописи, летописец мог и приукрасить (-: А вот батюшку рогнединого да, видимо действительного грохнули.

5 лет назад А как же Пересвет? Он же был на самом деле. И тоже богатырь 5 лет назад

Кого-то мне напомнил этот конь

5 лет назад раскрыть ветку 1 DELETED 5 лет назад Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён 5 лет назад

Чет Никитиным повеяло )

2 года назад

Вот видишь трёх богатырей? Дак в центре Муромец еврей!

5 лет назад раскрыть ветку 1 2 года назад

а это кто?
(Воскрешая некропосты))))

показать ещё 0 комментариев Похожие посты 1 год назад

Былинный сюр

Автор: Дима Шуман.

Дата написания: 28.06.2019.

Попалась мне тут по случаю новгородская былина о Василии Буслаеве.

Раньше я про нее слышал мельком в пересказе, но теперь решил припасть, так сказать, к первоисточнику.

Сам сюжет былины в целом незамысловатый. Живет в Великом Новгороде богатырь Васька Буслаев. Силушкой своей богатырской, правда, пользуется только чтобы бухать как не в себя и заниматься крупным членовредительством.

С веселыми удалыми добрыми молодцы,

Допьяна уже стал напиватися,

А и ходя в городе, уродует:

Которого возьмет он за руку, —

Из плеча тому руку выдернет;

Которого заденет за ногу, —

То из гузна ногу выломит;

Которого хватит поперек хребта, —

Тот кричит-ревет, окарачь ползет.

Нормальный такой былинный богатырь. При нем быстро собралась личная бригада из гопоты, пьяниц, игроков и прочего мелкоуголовного элемента, которые просекли, что аргумент "щас Ваську позову" дает 100% бонус к халяве. В итоге по пьяной лавочке Буслаев забивает стрелу всему Новгороду вообще. Васька сотоварищи vs всё мужское население Новгорода - ну что может пойти не так - подумали новгородцы и согласились.

Как нетрудно догадаться - не так пошло всё. Начинается эпический махач в духе "направо махнет - улочка, налево - переулочек", мужское население Новгорода начинает быстро сокращаться.

Тогда новгородцы делают ход конем. Они засылают гонцов к матери Буслаева с дорогими подарками и просьбой "унять свое чадо милое". Кстати мать Буслаева весь текст именуется не иначе как "матёра вдова Амелфа Тимофевна". Не знаю, у кого как, но у меня сразу заиграла в голове тема из "Крестного отца".

Подгон проходит успешно и тут начинается самое интересное. Матера вдова Амелфа Тимофевна отправляет за Васькой не абы кого, а "девушку-чернавушку". Которая попросту хватает в охапку богатыря, переколотившего треть Новгорода в одно лицо, утаскивает на двор и запирает в погребе. Девушка. Богатыря. Утащила домой, как куль с говном. Мой мозг завис, выдал синий экран смерти, ребутнулся и я полез в яндекс.

Чернавка - девушка со смуглой кожей/черными волосами

Чернавка - служанка для выполнения "черной работы" (воды натаскать, скотину покормить и т.п.).

Всё. Нет, женщины-богатыри в русских былинах встречаются, Это сестры Микулишны, Настасья и Василиса, но там понятно - у них папа, на минуточку, богатырь Микула Селянович, который "всю силу земную" в котомке таскал. Марья Моревна так и вовсе дочь морского царя. А тут самая обычная служанка. Причем ни до ни после по тексту ее образ никак не раскрывается.

Но читаем дальше. Заперев Ваську в подвале девушка-чернавушка отправляется на Волхов по воду. Как говорится, богатыри богатырями, а работу по хозяйству никто не отменял, полы не мыты, куры не доены. Тем временем команда Васьки Буслаева, лишившись своего папки-тащера быстро осознает, что осталась лицом к лицу с толпой очень злых новгородских мужиков. Вечер стремительно перестает быть томным, а для многих и вовсе превращается в последний. Они в свою очередь бегут за помощью, но почему-то к той самой девке-чернавке. И она им почему-то помогает. Ну да, логикой повествования автор заморачивался еще меньше, чем сценаристы современных блокбастеров. Дальше просто цитата:

И тут девушка-чернавушка

Бросала она ведро кленовое,

Брала коромысла кипарисова,

Коромыслом тем стала она помахивати

По тем мужиками новогородскиим,

Прибила уж много до смерти

Коромысла. Два. По одному в руку. Чорт возьми, кто-нибудь, отправьте этот сюжет в Марвел, Джону Ву, братьям Вачковски, Я ХОЧУ ЭТО ВИДЕТЬ!

Девушка-чернавушка. Версия.

Отмудохав двумя коромыслами еще какую-то часть новгородского населения девушка-чернавушка, видимо по принципу "сгорел сарай - гори и хата" возвращается на двор и выпускает Кракена Ваську Буслаева из погреба. Тот для пущей аргументации прихватывает со двора тележную ось и вечер резко перестает быть томным уже для новгородцев.

И такой эпик-баттл тоже имел место

Делать нечего — новгородцы повторяют свой прошлый маневр с подгоном вдове.

Диалог выглядел примерно так. Ну почти.

— А уйми свое чадо милая, молода Василья со дружиною

Матера вдова Амельфа Тимофеевна (поглаживая полосатого кота, размером с небольшого теленка):

— Вы просите меня унять свое чадо, но вы просите без уважения.

Новгородцы понимают, что тут уже одними подарками не отделаешься и обещают вдове ни много ни мало, а процент со всей новгородской торговли. Вдова повторяет маневр с девкой-чернавкой, Ваську утаскивают на двор, всё кончается пиром и миром. Как новгородские морги еще неделю пахали в три смены остается как-то за кадром.

Словом, если кто-то вдруг соберется снимать очередной древнерусский трэш - вот вам отличный сюжет про тайный боевой орден девок-чернавок и утраченную технику сражения двумя коромыслами. Пользуйтесь.

Во второй былине Васька Буслаев отправляется в Иерусалим замаливать грехи, прихватив всю свою гоп-компанию, а также пати-драккар с лаптой и срамными девками. В итоге помирает, сдуру навернувшись грудью об камешек. Действительно — жил грешно, помер смешно.

Администрация Пикабу предложила мотивировать авторов не только добрым словом, но и материально.

Показать полностью 3 Эмоции 1 год назад

Ответственный

Эмоции 1 год назад

Добрыня Никитич — легенда и человек

Предания старины

Владимир и Рогнеда, картина 1770 года. Ось так и було, ага.

После того, как в 980 году Владимир стал единоличным правителем, он поставил Добрыню посадником в Новгороде. Впрочем, тот продолжал принимать деятельное участие в делах государства. В 985 году он ходил вместе с Владимиром войной на богатую Волжскую Булгарию, где проявил себя не только как воин, но и как дипломат.

В 990 году князь Владимир повелел начать крещение Новгорода. Добрыня привез в город священнослужителей, которые крестили всех желающих, но таковых было немного. Новгород очень трепетно относился к своему статусу вольного города, и любое указание из Киева вызывало почти инстинктивное отторжение. Таким образом религиозный конфликт накладывался на политический, и это будет повторяться еще не раз. После почти года бесплодных попыток Добрыня принимает более жесткое решение — разрушить языческие капища, подавить в городе инакомыслие. Он отправляется собирать войско, но к его возвращению город взбунтовался. Тысяцкий Угоняй и волхв Богумил подняли новгородцев на восстание, на защиту старых богов, но по факту — на защиту своей независимости от Киевского княжества. Восставшие разрушили мост через Волхов, установили на берегу камнеметы, чтобы помешать переправе. Неистовая толпа ворвалась в усадьбу Добрыни, разграбила дом и убила его жену и родственников. Горечь утраты не притупила разум воеводы. Город готовился к долгой осаде, но Добрыня, как и всегда, действовал смело и расчетливо.

Следующая цитата

Герой сказаний был могучим богатырем, наделенным чувством собственного достоинства, верным слову и долгу. Свою силу он обрел не сразу. В былинах говорится, что до 33 лет Илья тяжело болел и лежал прикованным к постели в родительском доме в маленьком селе Карачарово возле города Мурома. Его чудесным образом исцелили 3 старца-странника и дали ему невероятную силу. Целителям его сила даже показалось чрезмерной, им пришлось ее уменьшить.

  • половцами;
  • печенегами;
  • хазарами;
  • разбойниками;
  • лихими людьми.

В сказаниях дается описание внешности богатыря. Он высокий, ростом больше 180 см, и имел могучее телосложение. У него было доброе мужественное лицо с крупными чертами, светло-русые кудрявые волосы, острый взгляд из-под черных бровей, борода с проседью.

Исцеленный герой сначала помогает родителям в их нелегком крестьянском труде, а затем отправляется в Киев. По наказу старцев он находит огромный камень и сдвигает его с места. Там оказываются доспехи и оружие. Прискакал к нему и вороной конь, способный выдержать вес могучего героя. Илья называет его ласково: Бурушка-косматушка и ведет с ним речи, как с человеком.

На одетом богатыре следующие доспехи:

  • кольчуга из металлических колец, защищающая от холодного оружия;
  • шлем, прикрывающий голову от стрел и ударов мечом.

Под стать богатырю и его оружие. Он вооружен:

  • большим двуручным мечом-кладенцом;
  • длинным копьем с металлическим наконечником;
  • щитом для обороны от стрел и оружия.

Внутренний мир героя

Чтобы составить характеристику Ильи-Муромца для 4 класса, необходимо знать особенности его личности. Дух богатыря не ослабили годы, проведенные в постели. Наоборот, они воспитали в нём такие качества, как терпение, стойкость, выносливость, способность переносить боль.

Былины описывают героя как отважного воина, не жалеющего своей жизни в борьбе с врагами Отечества. Он защищал простой народ от набегов кочевников. Это был человек спокойного характера, уверенный в себе, сильный не только телом, но и духом. У героя никогда не было ни жены, ни возлюбленной, и это не удивительно: вся его сила без остатка была направлена на защиту Руси. Князь Владимир оценил мужество и боевые качества Ильи Муромца. Он сделал его старшим над своими богатырями, и герой стал охранять русские рубежи от врагов.

Богатырь был не только могучим воином, но и верующим христианином. В былинах четко обозначена его цель: защищать Русь святую и веру православную.

Отправляясь на подвиги, Илья просил христианского благословения у родителей. После 50 лет, страдая от тяжелых ран, он постригся в монахи и ушел в монастырь.

Ратные подвиги богатыря

В былинах описывается множество подвигов героя. Первые из них он совершил по пути в Киев. На подъезде к Чернигову Илья победил огромное войско кочевников, осадивших город. Жители Чернигова предложили ему занять место воеводы, но богатырь отказался: его в цель заключалась не в достижении почестей, а в бескорыстном служении Родине.

Его предупреждают, что по дороге в Киев его ожидает опасность — Соловей-разбойник. Но герой не хочет выбирать безопасный путь, он отправляется, чтобы сразить злодея. Увидев Илью, Соловей начинает свистеть с невероятной силой, так что даже богатырский конь отступает. Но герой прикрикивает на своего четвероногого друга и отважно вступает в битву с разбойником. Герой пускает стрелу и ранит врага, а затем привозит его в Киев, к князю Владимиру.

Другой известный подвиг героя — сражение с Идолищем Поганым. В этой былине Илья возвращается с побывки из дома в Киев (по другой версии — едет в Царьград) и встречает знакомого странника. Тот рассказывает герою, что в городе засел Идолище Поганый со своим войском, а князь Владимир (император Константин) работает у него на кухне. Илья меняется со старцем одеждой и проникает к Идолищу. Тот принимает его за калику (странника) и начинает расспрашивать о богатыре Илье Муромце.

Злодея интересует, много ли богатырь ест. «Калика» отвечает, что аппетит у него небольшой. Цитатная характеристика умеренности героя: «стакан пива да кусок хлеба на обед». Идолище начинает потешаться надо Ильёй, а «калика» отвечает, что его корова ела много, да потом лопнула. Возмущенный Идолище бросает в Илью кинжал, но герой убивает врага своей шапкой. Затем он выскакивает на улицу и начинает крушить татар. Богатырь прогоняет вражью силу и освобождает Киев и князя Владимира.

Былины подчеркивают, что Илья, хотя и был могучим богатырем, никогда не хвастался своими победами и не выставлял их напоказ. Нередко он отпускал побежденного врага, если не было приказа его уничтожить.

Милость к поверженному недругу отслеживается и в описаниях подвигов других богатырей. Впоследствии это стало считаться традиционным поведением русского воина-защитника.

Образ в истории и искусстве

Сказание о подвигах богатыря пользовались огромной популярностью в Древней Руси. Имя Ильи Русского упоминается и в скандинавском эпосе. Хотя герой не был упомянут в летописях, его мощи в Киево-Печерской лавре говорят о том, что это был реальный человек. Историки считают, что он жил во времена Владимира Мономаха.

Образ русского богатыря, защищающего родину, выражен не только в литературе. Его отвага и доблесть нашли отображение в искусстве, архитектуре, музыке. Такие великие художники, как Врубель, Васнецов, Рябушкин изобразили героя в своих картинах.

Памятники Илье Муромцу украшают город Муром, Екатеринбург, Ижевск. Его подвиги отображены в художественных и мультипликационных фильмах знаменитых режиссеров.

Все это позволяет описать характер и внешность героя, чтобы раскрыть его личность в школьных сочинениях.

Читайте также: