Оммаж цитата аллюзия плагиат пародия

Обновлено: 06.11.2024

Цитата, оммаж, аллюзия, плагиат, пародия − в кино существует множество терминов, определяющих взаимоотношение происходящего на экране с окружающей реальностью и с самим собой. Как отличить одно от другого? В видеоролике «Кинопоиска» показано, чем отличается цитата от аллюзии, и когда один режиссер … Continue reading →

Следующая цитата

Пандемия и самоизоляция – лучшее время, чтобы заняться собой, узнать что-то новое и расширить кругозор. А что может быть интереснее, чем тайный мир кино? Все мы любим смотреть фильмы и с жаром обсуждаем некоторые, наиболее яркие, картины. Но, всегда ли терминология используется уместно? Настало время расставить все точки над "i", став настоящим гуру кинематографа!

И первые три слова на сегодня:

Цитата в кино, как и в жизни, не несёт цели украсть что-то у первоисточника. Скорее, это попытка диалога с предшественником, дань уважения, помогающая украсить картину, добавить ей выразительности без потери смысла.

Например, многие отмечают обилие цитат из лент Тарковского в фильме Алехандро Гонсалеса Иньярриту "Выживший". При просмотре, складывается впечатление, что Иньярриту снимает шляпу перед мастерством Тарковского, пронизывая сцены цитатами великих творений мастера, создавая гнетущую звенящую атмосферу, но, при этом, передавая свою уникальную историю . Это не плагиат, это разговор "ученика и учителя"

Реминисценция

Реминисценция — это неявная цитата , можно сказать, почти свободный пересказ без кавычек. Это больше интеллектуальная отсылка, творческие образы, иногда рассуждения над природой и сутью приёмов, образов, композиции.

Например, Лени Рифеншталь, немецкая кинорежиссёрша, использовала приём реминисценции в своём "Триумфе воли" – киноленте про Гитлера становлении его власти. В конце, когда наступает кульминация, зрительские нервы предельно накалены. в тот самый триумф всё население Германии теряет лица, превращается в общую ликующую массу, вверх вздымаются знамёна и среди этого камера иногда выхватывает силуэт "вождя", единственного лица, различимого в месиве общей эйфории и страха. Так вот, именно этот момент является ни чем иным, как реминисценцией полотна « Улица Сен-Дени. Праздник 30 июня 1878 года. (Флаги)» Клода Моне. Рифеншталь не копирует картину, она передаёт её динамику, свободно рассуждает над величием воли, мощью воздетых к небу знамён и бесправностью, безликостью знаменосцев.

Плагиат – это использование чужого интеллектуального труда, нарушение авторского права и даже "пиратство".

В кинематографе непросто определить плагиат, отделить его от цитаты или подражания, решить является ли ремейк копиркой. Так, если визуальные решения, например в "Выжившем" не являются основой и содержание не страдает при их замене, то обвинить Иньярриту в плагиате Тарковского не сможет даже суд и искусствоведами во главе. Ведь позаимствовать эффектный приём передачи информации и атмосферы не плохо. А вот, история с трилогией Ника Перумова "Молли Блэкуотер" и очередным шедевром кинокомпании KD Studios "Эбигейл" более чем попахивает неумелым плагиатом. разумеется, без решения суда вешать ярлыки никто не собирается, но из любопытства сравнить их и сделать свои выводы может каждый :)

Сегодня мы разобрали три термина языка кинематографа: цитата, реминисценция и плагиат. В следующем посте обсудим оммаж, аллюзию и пародию, которые очень часто встречаются в фильмах, но многие называют их общим словом "отсылка" .

Следующая цитата

Итак, в первой части мы узнали, что же такое цитата, реминисценция и плагиат в кино . Второй пост был посвящён отсылке, оммажу и аллюзии . Сегодня настало время завершить разговор о киношной терминологии, посмотреть любимый фильм и проанализировать, какие приёмы были использованы режиссёром при создании.

Пародия – это своеобразная насмешка. Её цель – создать комический, юмористический эффект, основываясь на уже популярном произведении. Пародия копирует уникальные черты, гиперболизируя и утрируя их. Однако, хорошая пародия куда сложнее, она может содержать аллюзии и цитаты, оммажи и отсылки. Например, в популярном мультсериале "Симпсоны" пародия – основа всего. Она не несёт негативную окраску и не ставит целью унизить кого-то.

Пасхальное яйцо

Пасхалка – это одно из самых интересных посланий в кино, играх и даже технике. Секретное послание от создателей, обычно, находят самые дотошные и любознательные. Пасхалкой может быть предмет, отрывок, песня, картинка и т.п. Иногда они отсылают нас к другим произведениям, напоминают о чём-то или служат просто обращением автора к зрителям.

Термин появился из пасхальной традиции некоторых стран. Где принято на кануне праздника устраивать "охоту за яйцами" – искать спрятанные по участку или дому пасхальные яйца.

Компания Дисней любит прятать в своих фильмах "пасхальные яйца", напоминая о других своих произведениях, пробуждая к ним новый интерес и просто радуя внимательных зрителей. Или в фильмах про Индиану Джонса много пасхалок, связанных со «Звёздными войнами». А ведь, как известно, Стивен Спилберг и Джордж Лукас – хорошие друзья и обойти стороной работы братюни просто не могут.

Но важно помнить, что на сюжет или героев пасхалка никак не влияет. И ещё, помните во 2 части мы я говорила, что:

"Пасхальное яйцо" может быть отсылкой, но отсылка никогда не будет пасхалкой.

Следующая цитата

Цитата, оммаж, аллюзия, плагиат, пародия − в кино существует множество терминов, определяющих взаимоотношение происходящего на экране с окружающей реальностью и с самим собой. Как отличить одно от другого? В видеоролике «Кинопоиска» показано, чем отличается цитата от аллюзии, и когда один режиссер ворует у другого, а когда снимает перед ним шляпу. Для наглядности использованы сцены из работ современных режиссеров в сравнении с фильмами Андрея Тарковского.

Читайте также: