Огонь цитаты из библии
Обновлено: 21.11.2024
Иоанн Креститель говорит: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.» Мф.3.11-12
Эти слова Креститель произносит перед началом Первого служения ХРИСТА, а значит Крещение Святым Духом и огнём начинается не во Втором Пришествии, как утверждают некоторые, а уже началось, что подтверждается крещением апостолов.
Сошествие Святого Духа (как бы огненных языков) на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых Апостолов. В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «. внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго…» (Деян.2,2-4).
1. Крещение Святым Духом
"Можно сказать, что крещение Святым Духом – это внутреннее изменение человека под воздействием Духа Святого, его уподобление Иисусу Христу, желание жить духовной жизнью, смена приоритетов, поиск царства Божьего и только потом поиск всего земного. Иногда об этом говорят как о рождении свыше (см. Ин. 3.7).
Иногда об этом говорят как о запечатлении (см. Откр. 7.3 и Иез. 9 гл.).
Это наделение дарами и плодами Святого Духа на служение другим людям.
“Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны” (Гал. 5:22-25); “…потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине” (Еф. 5:9)".
После Первого Пришествия Христа по смерти человека частный суд определяет ему воздаяние – в "житницу"( Рай) или в "огонь неугасимый"(ад) и во Втором пришествии это «крещение огнём» завершается окончательно на Страшном Суде.
Но «крещение огнём» имеет и другой смысл.
«Если прочитать следующий текст: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12.50), то становится понятно, что Иисус Христос говоря о Своем крещении, имел ввиду страдания в Гефсимании и на Голгофе.
Итак, согласно Евангелия, до самого Второго пришествия должно происходить крещение Духом Святым и огнем, и это крещение связано с испытанием на христианскую верность.
И в таком случае говоря об огне здесь, разумеется, огонь очищающий, просвещающий, преобразующий, возбуждающий священное вдохновение и ревность, и поднимающий вверх, подобно огненной колеснице, на которой взят был на небо Илия. Смотри комментарий Лопухина.
Крещение же огнем можно понять как испытание, подобное испытанию Христа в Гефсимании, когда со Спасителя падал кровавый пот. Ниже приводим комментарий к Брюсельской Библии: «Крещение водой знаменует очищение покаянием; крещение Духом и огнем - испытание силой Божией, которая отделяет добро от зла."
Крещение происходит сейчас с каждым из нас. Если Святым Духом - по жизни, то огнём и в жизни(испытания) и после смерти(частный суд).
"Огонь" - менее материальный и более действенный способ очищения, чем вода, символизирует уже в Ветхом Завете (см. Ис. 1:25; Зах. 13:9; Мал. 3:2-3) приход Духа, очищающего совесть.»
Огонь в Библии (Ис. 4.4; Мал. 3.3 и т.д.) подразумевается как очистительное и испытательное средство. Этому испытанию были подвержены трое юношей в печи за свою веру (Дан. 3 гл.).
И этим крещением, то есть погружением в огонь испытаний и гонений, будет испытан всякий верующий. Тот кто его пройдет, выйдет из него закаленным и верным, кто не пройдет, того огонь “сожгет”.
«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Петр. 4:12,13)".
Итак, крещение Святым Духом наделяет нас духовной силой и духовными ценностями, а крещение огнем испытывает нас. "Претерпевший же до конца, спасётся" Мф. 24:14
Следующая цитата
(Baptism of fire) Метафора, автором которой является Иоанн Креститель. Иоанн ждал пришествия Грядущего, Который будет «крестить. Духом Святым и огнем» ( Мф 3:11 ; Лк 3:16 ).
Из контекста ясно, что огонь в этой фразе выступает символом суда, который предположительно очистит кающихся (см. Ис 4:4 ; Мал 3:2-3 ) и уничтожит нераскаявшихся ( Мал 4:1 ; Мф 3:10,12 ).
Пророки и апокалиптики часто говорили о периоде великой скорби и страданий, который обязательно должен наступить перед новым веком: «мессианской скорби», «родовых схватках Мессии», «огненной реке». Выражения, похожие на выражения Иоанна, можно найти в Ис 30:27-28 и псевдоэпиграфическом произведении 3 Ездры 13:10-11. Иоанн Креститель, вероятно, заимствовал эти выражения и применил их, создав метафору, основанную на своем собственном опыте (крещении). «Крещение огнем», таким образом, означает для него очистительный суд, который вводит новый век и вводит в новый век людей. Далее в Библии нигде не говорится конкретно о крещении огнем. Марк и Иоанн сокращают проповедь Крестителя, вообще опуская упоминания о суде. Начиная со дня Пятидесятницы крещение Духом рассматривается как исполнение водного крещения Иоанна. Но Иисус, как представляется, вторил словам Крестителя в том, что считал огненное очищение необходимым ( Мк 9:49 ).
Он явно был согласен с Иоанновым предсказанием, но предположительно относил понятия крещения и огня к собственной смерти ( Лк 12:49-50 ).
Его смерть была огненным крещением за других. Эту идею подчеркивает апостол Павел, говоря о крещении во Христа как крещении в смерть Христову ( Рим 6:3 ).
Так что можно сказать, что предсказание Иоанна об очистительном крещении огнем для кающихся практически исполнилось для каждого верующего в его союзе со Христом в смерти и страданиях; только так человек может полностью разделить со Христом Его славу воскресения ( Рим 6:5 ; Рим 8:17-23 ; Флп 3:10-11 ).
Следующая цитата
В апокрифической Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова ( Сир. 39:32 ) огонь, наряду с водой, железом, солью, мукой, медом, молоком, виноградным соком, маслом и одеждой, фигурирует в числе главных потребностей для жизни человека. На нем готовится пища ( Исх. 12:8 ; Ис. 44:15–16 ; Ин. 21:9 ), он согревает людей ( Ис. 44:15 ; Ин. 18:18 ) и дает им свет, чтобы видеть ( Ис. 50:11 ; Мф. 25:1–13 ). Его используют при строительных работах ( Быт. 11:3 ) и при обработке металлов ( Ис. 1:25 ; Мал. 3:2–3 ). Он также сжигает нечистоту ( Лев. 8:17 ). Поскольку разведение огня считалось работой (ср. 2Мак. 10:3 ), делать это в субботу было запрещено ( Исх. 35:3 ).
Огонь, который с такой же легкостью вызывал ужас, как и приносил благо, использовался также в военных целях. В Библии многие победы заканчивались (иногда по повелению Бога) преданием огню завоеванных городов (напр., Нав. 6:23; 8:8; 11:11 ; Суд. 1:8 ; 3Цар. 9:16 ; ср. Мф. 22:7 ). Именно поэтому война или связанное с ней неистовство сравнивается с огнем ( Чис. 21:28 ; Ис. 10:16 ; Зах. 12:6 ).
Огонь мог также служить орудием казни преступников ( Быт. 38:24 ; Лев. 20:14; 21:9 ; Нав. 7:15 ; но в принципе кремация в библейские времена не практиковалась; см. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ). Такой случай мы видим и в Дан. 3 , где спасение от огня произошло благодаря чуду (ср. Евр. 11:34 ). Седрах, Мисах и Авденаго, которых Навуходоносор приказал бросить в печь, раскаленную огнем, прошли тяжелое испытание без всякого вреда. Это событие побудило языческого царя благословить Бога иудеев и возвысить трех молодых людей.
В отличие от греческой мифологии, в Библии ничего не говорится о происхождении огня. Но само это умолчание побуждает читателей сделать вывод, что огонь есть один из даров творения. Уже Авель принес от первородных стада своего ( Быт. 4:4 ), что указывает на жертву всесожжения. (Между прочим, хотя в Быт. 4:4–5 ничего не говорится, каким образом Каин и Авель узнали, что Бог предпочел жертву Авеля, а не Каина, толкователи давно высказывают предположение, что здесь, как и в других ветхозаветных рассказах, божественный огонь сжег одно приношение, а не другое.)
Использование в религиозных обрядах. Помимо обычных мирских целей, люди пользовались огнем и при совершении религиозных обрядов. Например, в Чис. 31:22–23 огонь показан инструментом обрядового очищения. Что более важно, жертвоприношения – не только «всесожжения» – обычно сжигались (ср. Лев. 2:2 и т. д.). Возможно, это имело символическое значение: огонь символизировал желание Бога уничтожить грех и очистить Свой народ (ср. Ис. 6:6–7 ). Кроме того, поднимавшийся от огня дым служил символическим указанием предназначения жертвы: приносящий жертву на земле искал общения с Богом на небе (ср. с возносящимися к небу фимиамом и молитвами в Отк. 8:4 ; Флп. 4:18 ).
Практика сожжения жертвоприношений не ограничивалась только Израилем. В Ветхом Завете, например, есть ссылки на сжигание в качестве жертвоприношений детей язычниками и иудеями-отступниками (напр., Лев. 18:21 ; Втор. 18:10 ; 4Цар. 16:3; 17:17; 21:6; 23:10 ; Иер. 7:31; 32:35 ). Некоторые их этих ссылок относятся к культу Молоха, в честь которого «проводили чрез огонь сыновей своих и дочерей своих». Есть также упоминания о «чуждом» или «несвященном» огне, относящиеся, по-видимому, к огню, взятому не с официального Жертвенника. Согласно Лев. 6:8–13 , огонь на жертвеннике всесожжения должен был гореть постоянно: священникам нельзя было допускать его угасания. Он служил символом непрестанного Божьего присутствия.
Богоявления в огне. В Быт. 15:17 присутствие Бога выразилось в виде дыма как бы из печи и пламени огня, а в Исх. 3:2 Сам Бог явился Моисею «в пламени огня из среды тернового куста» (см. ГОРЯЩИЙ КУСТ). Явления Бога в огне продолжаются на всем протяжении Библии. В Исх. 19:18 Бог сошел на гору Синай «в огне». (Упоминание о громе побуждает предположить, что это были молнии, но дым и колебания горы больше напоминают извержение вулкана; ср. 2Цар. 22:8–9 .) Пытаясь описать неописуемое – форму Божьего престола, – Иезекииль говорит: «И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри его вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него» ( Иез. 1:27 ). В Отк. 4:5 от Божьего престола исходят молнии.
Образы богоявления иногда принимают четкую форму бури, сопровождаемой огнем, похожим на молнию. В Пс. 17:15 (боевое богоявление) Бог пускает стрелы в виде молний (ср. Пс. 143:6 ). В Пс. 28:7–8 сказано, что «глас Господа высекает пламень огня. Глас Господа потрясает пустыню». В Иез. 1:4 пророк видит «бурный ветер», идущий «от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него».
Тот факт, что Бог является в огне, вполне понятен по многим причинам. Как материальная жизнь зависит от огня, то есть солнца (ср. Отк. 16:8 ), так и вся духовная жизнь зависит от Бога. Как огонь очищает и разрушает, так и Бог очищает праведного и уничтожает нечестивого («потому что Бог наш есть огонь поядающий», Евр. 12:29 ). Как огонь освещает темноту ночи, так и Бог преодолевает темные силы зла. Как загадочен и нематериален огонь, так и Бог таинствен и бестелесен. Как огонь постоянно колеблется, меняет форму и не поддается исследованию, так и непостижимый Бог постоянно находится вне пределов нашей досягаемости. (Поразительно, что в 3Цар. 19:12 на горе Хорив [= Синай] Бог явился Илии не в огне, как Моисею на Синае, а в веянии тихого ветра. Здесь Бог против ожиданий отказался от традиционного атрибута богоявлений. Ему нет необходимости связывать Себя с какой-то природной стихией.)
Коль скоро Бог является в огне, то же самое относится ко всему, что Его окружает. Престол Его – «как пламя огня», колеса – «пылающий огонь» ( Дан. 7:9 ). Его ангельские служители – «пламенеющий огонь» ( Евр. 1:7 , цитата из Пс. 103:4 в LXX, а в Лк. 10:18 дьявол падает с неба, как молния или метеор). Между херувимами – огонь и горящие угли ( Иез. 10:2, 6–7 ). Пред Божьим престолом – «стеклянное море, смешанное с огнем» ( Отк. 15:2 ; ср. 3Цар. 7:23 ; 2Пар. 4:2 ), а от Бога исходит «огненная река» ( Дан. 7:10 ). «Семь духов Божьих» – «светильники огненные» ( Отк. 4:5 ). Небесные колесницы появляются в виде огня ( 4Цар. 2:11; 6:17 ). Пламени огня подобны даже глаза прославленного Иисуса и других небесных существ ( Дан. 10:6 ; Отк. 1:14; 2:18 ). В Деян. 2:3–4 с огнем связывается и Святой Дух («языки, как бы огненные»; ср. Ис. 5:24 ).
Огонь от Бога. Во время исхода Бог поставил столп огненный, чтобы вести Свой народ по пустыне. Столп был внешним символом Божьего направляющего присутствия ( Исх. 13:21 ; Чис. 14:14 ); то же самое присутствие покрывало скинию ( Чис. 9:15–16 ).
Но для сверхъестественного огня гораздо характернее быть разрушительным. Сошедший с неба огонь уничтожил Содом и Гоморру ( Быт. 19:24 ), Надава и Авиуда (совершавших неподобающий обряд, Лев. 10:1–2 ), ропщущих израильтян ( Чис. 11:1 ), воинов Охозии ( 4Цар. 1:10 ; ср. Лк. 9:54 ), стада Иова ( Иов 1:16 ), Гога и Магога ( Отк. 20:9 ; ср. Иез. 38:22; 39:6 ). Иногда он похож на что-то вроде молнии (напр., Исх. 9:24 ; Чис. 11:1 ), в других случаях напоминает извержение вулкана (напр., Содом и Гоморра).
Время от времени огонь ниспадает не для уничтожения нечестивцев, а для сожжения жертвы, и в данном случае демонстрируется реальность Бога и Его одобрение ( Лев. 9:24 ; Суд. 6:21 ; 3Цар. 18:24 : «Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог»; 1Пар. 21:26 ; 2Пар. 7:1 ; Лк. 9:54 : «Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба?»). В Отк. 13:13 низведение огня с неба представлено «великим знамением», которое, однако, может совершать эсхатологический лжепророк.
Гнев Божий и эсхатологический огонь. Хотя нам это может показаться смелым антропоморфизмом, Божий гнев пылает, как огонь ( Ос. 8:5 ). Он горяч, как пламя, и разливается, как огонь ( Наум 1:6 ; ср. Плч. 2:4 ). Типичные примеры – Ис. 66:15 (Господь приходит в огне, «чтоб излить гнев Свой с яростью») и Иер. 15:14 (Бог говорит: «Огонь возгорелся в гневе Моем, – будет пылать на вас »). Пророчества о разрушении огнем часто служат метафорами заявлений о несомненном и всеобъемлющем Божьем суде (напр., Пс. 96:3 ; Ис. 33:12 ; Иоил. 2:3 ; Мих. 1:4 ). У Иезекииля «огонь ярости Моей» – трафаретное выражение ( Иез. 21:31; 22:21, 31; 38:19 ).
Образы пламенного гнева Божьего в разных местах бывают разными. В нескольких текстах Бог изображается в образе мистического огнедышащего чудовища (ср. Иов 41:11–13 ; Отк. 9:17; 11:5 ). В Пс. 17:9 из Его ноздрей поднимается дым, а из уст выходит поядающий огонь (ср. 2Цар. 22:9 ), а в Ис. 30:33 дыхание Господа сравнивается с потоком серы (ср. Ис. 65:5 ). В Иер. 21:14 мы видим образ лесного пожара, в Плч. 1:13 – молнии («свыше послал Он огонь»), в Мал. 3:2 – печи («огонь расплавляющий»), в Ис. 30:33 – заранее приготовленных дров.
Ассоциативная связь огня с гневом и тот факт, что Бог уничтожает нечестивцев огненным дождем, дают вполне естественное объяснение тому, что эсхатологический суд изображается в виде огня. Во 2Сол. 1:7–8 говорится, что Господь Иисус явится «с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне». Рассказы Откровения о последних днях буквально переполнены образами огня – нисходящего с неба ( Отк. 8:7–8; 13:13; 16:8 ), выходящего из уст людей и зверей ( Отк. 9:17–18; 11:5 ), наказывающего нечестивых ( Отк. 14:10; 17:16; 18:8 ). Кроме того, хотя пророчество в Соф. 3:8 («огнем ревности Моей пожрана будет вся земля») имеет, скорее всего, метафорический смысл (ср. Втор. 32:22 ; Ам. 7:4 ), образ Того, Кто сберегает мир «огню на день суда» в 2Пет. 3:7 , надо, несомненно, понимать в буквальном смысле.
Чаще всего жертвой эсхатологического огня показывается не мир как таковой, а живущие в нем люди, прежде всего нечестивые (ср. Евр. 10:27 ). В этом отношении есть разные образы. Огонь удалит окалину для очищения металла (Мал, 3:2), он будет пылать, как печь ( Мал. 4:1 ), он сожжет всякое неплодоносящее дерево ( Мф. 3:10 ), бесплодные ветви ( Ин. 15:6 , хотя в данном случае образ может быть просто символическим, ибо в четвертом Евангелии и в посланиях Иоанна нигде больше не упоминается об эсхатологическом огне), плевелы ( Мф. 13:40 ) и солому ( Мф. 3:12 ). Он сожжет даже плоть ( Иак. 5:3 ).
Огонь соотносится не только с моментом конечного суда, но с миром вообще, он служит устрашающей антитезой Божьего Царства. Уже в Ис. 66:24 говорится о неугасимом огне. В Новом Завете он связывается с вечным и мучительным огнем ада ( Мф. 5:22; 13:42; 18:8–9 ). В Отк. 20:10, 14–15 показано страшное «озеро огненное», в которое в конце будут брошены дьявол и лжепророк, смерть и ад и все нечестивцы. Вместе с тем, ад, как это ни парадоксально, изображается как тьма ( Мф. 8:12 ; 2Пет. 2:17 ; Иуд. 1:13 ).
Для некоторых новозаветных текстов ожидание эсхатологического огня может служить задним планом, без которого они кажутся непонятными. Когда Иоанн Креститель в пророчестве о судном дне предупреждает о крещении огнем, образ связывается с рекой или потоком огня (ср. Дан. 7:10 ), так что мы можем представить себе эсхатологический поток огня, в котором нечестивые сгорают, а праведные очищаются (ср. Зах. 13:9 ). В малопонятном стихе Мк. 9:49 («всякий огнем осолится») заложена, возможно, та же идея. (Соль сохраняет, а огонь уничтожает; эсхатологический огонь делает то и другое.) В 1Кор. 3:10–15 день суда представлен в виде огня, который испытает все: он сожжет мусор и очистит действительно ценное.
А вот в Ис. 4:5 эсхатологический огонь носит не разрушительный характер. В последние дни гора Сион будет покрыта облаком днем и «блистанием пылающего огня во время ночи». Это пророчество напоминает столп огненный во время исхода (ср. Исх. 13:21 ). Как в 4Цар. 6:17 (огненное воинство, оградившее Елисея) и в Зах. 2:5 («Я буду для него [Иерусалима]. огненною стеною вокруг него»), здесь тоже Бог защищает Свой народ огнем.
Метафоры огня. В Библии множество случаев метафорического использования образа огня. С огнем сравнивается язык, который, будучи небольшим по размерам, тоже может приводить к крупным и разрушительным последствиям ( Иак. 3:5–6 ; ср. Притч.16:27 ). Бог делает Свое слово пожирающим огнем ( Иер. 5:14; 23:29 ). Растаять, как воск от огня, значить подвергнуться быстрому и полному уничтожению ( Пс. 67:3; 96:5 ). Испытание Богом подобно очищению огнем ( Ис. 43:2 ; Иер. 6:29 ; 1Пет. 4:12 ). Ревность подобна огню поядающему ( Втор. 4:24 [Бога]). Таковы же сексуальная похоть ( Притч.6:27 ; Ос. 7:6–7 ; 1Кор. 7:9 ) и гнев ( Ек. 10:4 ). Быть выхваченным, как головня из огня ( Ам. 4:11 ; Зах. 3:2 ), значит избежать большой опасности.
См. также: АД, ГОРЯЩИЙ КУСТ, ДРЕВЕСИНА, ЖЕРТВА, ЖЕРТВЕННИК, МОЛНИЯ, СВЕТ, СВЕТИЛЬНИК, СЕРА, СУД.
Следующая цитата
Л.Р.2: =Да, я отождествляю Дух Святой и Огонь. Евр.12:29 "потому что БОГ наш ЕСТЬ ОГНЬ поядающий". Дан.7:10 "Огненная река выходила и проходила пред Ним".
Трудно с этим не согласиться, и со многими другими местами - Исх.24:17, Неем.9:19, Иер.23:29, Матф.3:11 и т.д. Иоанн Лествичник: "Сие труд есть пред нами, дондеже внидет во святилище наше огнь оный Божий (Пс. 78, 16). Тогда уже не будет в нас насилия злых навыков; ибо Бог наш есть огнь, поядаяй (Евр. 12, 29) всякое разжжение и движение похоти, всякий злый навык, ожесточение и омрачение, внутреннее и внешнее, видимое и помышляемое".
Если Огонь и Бог - это одно, то Огонь и Дух Святой - это тоже одно, т.к. Святой Дух - это Бог в Троице. Огонь и Слово Божье - это тоже одно, т.к. Слово - это Бог в Троице. Поэтому Христос говорил, что Он и Отец - одно (Ин.10.38). Поэтому Иоанн Креститель сказал: " будет крестить Духом и огнем".И поэтому же Иисус сказал в Ин.14.23: "Мы придем". =
Ответ:
1. Все цитаты, которые Вы привели, касаются огня и БОГА, но именно «касаются», тождество огня с БОГОМ нигде не устанавливается.
И нигде в Библии не сказано, что Святой Дух это огонь. Более того, эти понятия явно разделены "будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Лк.3,16) "Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Мф.3:11).
2. БОГ это не только БОГ-ОТЕЦ, СЫН БОЖИЙ и СВЯТОЙ ДУХ, но и Божественные (нетварные) Энергии-Действия.
Огонь относится к энергиям-действиям. Действие огня – очищение от всякой скверны (огонь пожигающий, поядающий, преображающий) отличаются от прочих действий и плодов Святого Духа.
3. Святой Дух - податель Божественных Энергий-Действий, одной-одним из которых является огонь. Святой Дух очищает через нетварный огонь, и являет себя на Пятидесятнице в образе "как бы огненных языков", не будучи Сам тождественным огню.
"И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать".(Деян, 2,2-4)
Главные же плоды Святого Духа - Жизнь и Благодать, в которой все иные плоды: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…"(Гал. 5:22).
4. В Ин.14.23: "Мы придем". Это касалось СЫНА и ОТЦА, т.е. тоже отдельные и разные Ипостасти. «Я и Отец одно» (Ин.10.38) – это не значит, одно и то же, но одно Целое. В православии есть чёткое понимание различия Ипостасей. Сущность одна, а Ипостаси разные,
Лица в ТРОИЦЕ тождественны по сущности, но не тождесвенны по ипостасям.
5. БОГ и огонь – это не одно и то же, странно даже так думать. БОГ может действовать как огонь, но огонь – это не БОГ, и не Святой Дух, и не ХРИСТОС, так как не имеет Божественной Сущности и не тождественен им. Признание БОГА огнём, а огонь - БОГОМ, т.е. сама постановка вопроса о БОГЕ-огне (как тождестве) - это опасное заблуждение, ведущее к язычеству. У них тоже был бог-огонь, бог-солнце и т.п. В православном понимании правильнее использование понятия не «БОГА – огня» (исключение - как образ), а Божественного огня.
Выводы:
Вся библия написана образным языком, все это прекрасно знают.
Евр.12.29 «БОГ есть огнь поядающий (испепеляющий)» – этот ОБРАЗ (образное выражение) из Втор.4,24. подчёркивает суровость наказания Божьего и Страшного Божьего Суда, и необходимость для верующих спасительного страха БОЖИЯ. Такой смысл в эти слова вкладывают практически все богословы-толкователи Послания. «Бог есть огонь поядающий» – это образное выражение, а не отражение тождества.
1) Образ «огонь поядающий» – это образ энергии-действия, не имеющей Божественной Сущности. Любая Ипостась Святой ТРОИЦЫ не могут быть тождественны огню, так как они принципиально отличаются по сущности.
И это - важнейшая причина их не тождественности.
2) Три Ипостаси абсолютно не тождественны. Они тождественны по сущности, но не по Ипостасям. А потому действия, относящийся к БОГУ-Отцу или БОГУ-Сыну, не обязательно в той же мере(!) присущи Святому Духу, иначе в чём различия? Ибо Ипостаси и различаются образом бытия и действования. «Отец рождает, Сын рождается, Дух Исходит», «Отец благоволит, Сын действует, Святой Дух – усовершает тварь в добре и красоте» (Максим Исповедник).
3) Трудно представить «Утешителя» в образе Огня поядающего. Как огня очищающего – да, как Жизни Подателя и Сокровища благих – да, как Духа любви – да. (Рим.5,5). И нигде не говорится о Духе как огне испепеляющем.
А потому Святой Дух и огонь – не могут быть тождественны не только по сущности, но также и по образу действования.
Читайте также: