Один в поле не воин если он чацкий цитата

Обновлено: 07.11.2024

Авторы афоризмов и цитат по алфавиту - Все авторы по алфавиту ** Биографии
А * Б * В * Г * Д * Е * Ж * З * И * К * Л * М * Н * О * П * Р * С * Т * У * Ф * Х * Ц * Ч * Ш Щ * Э * Ю * Я

Гончаров Иван Александрович (1812 - 1891)
Русский писатель.

Цитаты из критической статьи И.А. Гончарова "Мильон терзаний", 1872
(Рецензия на комедию "Горе от ума" А.С. Грибоедова)

Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: "один в поле не воин". Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва. Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацких на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу. Всеми ими управляет одно: при различных мотивах. У кого, как у грибоедовского Чацкого, любовь, у других самолюбие или славолюбие - но всем им достается в удел свой "мильон терзаний", и никакая высота положения не спасает от него. Очень немногим, просветленным Чацким, дается утешительное сознание, что недаром они бились - хотя и бескорыстно, не для себя и не за себя, а для будущего, и , и успели.

Кроме крупных и видных личностей, при резких переходах из одного века в другой - Чацкие живут и не переводятся в обществе, на каждом шагу, в каждом доме . где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств, - все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым, и все бьются в поединках, как Горации и Куриации, - миниатюрные Фамусовы и Чацкие.

Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого - и кто бы ни были деятели, около какого бы человеческого дела - будь то новая идея, шаг в науке, в политике, в войне - ни группировались люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: от совета "учиться, на старших глядя", с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины к "свободной жизни", вперед и вперед - с другой.

В таких высоких литературных произведениях, как "Горе от ума", как "Борис Годунов" Пушкина и некоторых других, исполнение должно быть не только сценическое, но наиболее литературное, как исполнение отлич­ным оркестром образцовой музыки, где безошибочно должна быть сыграна каждая музыкальная фраза и в ней каждая нота. Актер, как музыкант, должен доиграться, то есть додуматься до того звука голоса и до той интонации, какими должен быть произнесен каждый стих: это значит додуматься до тонкого критического понимания всей поэзии пушкинского и грибоедовского языка.

К сожалению, давно уже исполнение пьесы на сцене далеко не соответствует ее высоким достоинствам, особенно не блестит оно ни гармоничностью в игре, ни тщательностью в постановке, хотя отдельно, в игре некоторых артистов, есть счастливые намеки или обещания на возможность более тонкого и тщательного исполнения. Но общее впечатление таково, что зритель, вместе с немногим хорошим, выносит из театра свой "мильон терзаний".

Следующая цитата

Он (Чацкий) вечный обличитель лжи, запрятавшийся
в пословицу "один в поле не воин".
Нет, воин, если он Чацкий…
И. А. Гончаров
Обличение Чацкого - это прежде всего свет его слова
и мысли. Он обличает глубоким и острым умом,
независимостью суждений, силойволи, мужеством,
благородным желанием помочь родине и изменить мир
к лучшему.

Следующая цитата

Появление "Горе от ума" было очень своевременным. Это произошло накануне декабристского восстания. Герой комедии Чацкий был одним из новых людей,борцом против всего старого и отжившего. Русский критик и писатель И.А.Гончаров писал,что "Чацкий начинает новый век - и в этом всё его значение и весь ум."

"Горе от ума" часто называют "бессмертной комедией". Это правда,так как её значение очень велико и для нашей жизни. В ней много мудрости,она объясняет людям их поведение,учит быть сильными,ненавидеть ложь.

Главный герой комедии,Александр Андреевич Чацкий,дворянин,получил хорошее образование в Москве. Уехал путешествовать за границу. Вернулся через три года обратно в Россию.
Все знают о его высоком уме. Фамусов говорит Скалозубу:

. Не служит,то есть в том он пользы не находит,
Но захоти - так был бы деловой.
Жаль,очень жаль,он малый с головой,
И славно пишет,переводит,
Нельзя не пожалеть,чтоб с эдаким умом.

Чацкий с большой ответственностью относится к службе,но прислуживаться нигде не хочет. Он общался с министрами,но разошёлся во взглядах:"Служить бы рад,прислуживаться тошно."
Чацкий умён,и он понимает,кто перед ним. Он видит вокруг себя глупых,наглых и несчастных людей.

Снова после разлуки увидев Софью,Чацкий забывает обо всём. Он страстно в неё влюблён:"Чуть свет - уж на ногах!и я у ваших ног!" Чацкий поражён её красотой и холодностью к нему. Он мучается в догадках,кто же теперь её избранник,Молчалин или Скалозуб. Вскоре он понимает,кого она предпочла,и горько разочаровывается.

На званом вечере Чацкий видит гостей Фамусова и говорит им,что нельзя быть такими,какие они есть,пусть они всмотрятся в себя повнимательнее и увидят,что ничего полезного они не делают. В монологе о французике из Бордо он высмеивает преклонение перед всем иностранным.

. Посмотришь,вечерком
Он чувствует себя здесь маленьким царьком;
Такой же толк у дам,такие же наряды.
Он рад,но мы не рады.
Ах!если рождены мы всё перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный,бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий выступает против невежества,против низкопоклонства.

. Что нынче,так же,как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее,ценою подешевле?
Не то чтобы в науке далеки;
В России,под великим штрафом,
Наш каждого признать велят
Историком и географом.
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Как тот и славился,чья чаще гнулась шея;
Как не в войне,а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!

Чацкий борется с ложью,он открывает людям глаза на правду,разоблачает их.

Где,укажите нам,отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли,грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли,в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве.
Опять увидеть их мне суждено судьбой!
Жить с ними надоест,и в ком не сыщешь пятен?

Когда он узнает,что его считают сумасшедшим,ему становится очень горько. А узнав,что слух о сумасшествии распускает Софья,Чацкий испытывает настоящее потрясение.

Не образумлюсь. виноват,
И слушаю,не понимаю,
Как будто всё ещё мне объяснить хотят,
Растерян мыслями. чего-то ожидаю.

Слепец!я в ком искал награду всех трудов!
Спешил. летел! дрожал! вот счастье,думал близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!

С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа!
В любви предателей,в вражде неутомимых.

Он устаёт от всего,он оскорблён,он всё бросает и уезжает от этих людей.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу,не оглянусь,пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок!-
Карету мне,карету!

Чацкий покидает общество Фамусовых,но остаётся победителем. И один в поле воин,"если он Чацкий,и притом победитель",- считает И.А.Гончаров. В жизни всегда появляются Чацкие.
"Каждое дело,требующее обновления,вызывает тень Чацкого - и кто бы ни были деятели,около какого бы человеческого дела,- будет ли то новая идея,шаг в науке,в политике,в войне - ни группировались люди,- им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: от совета "учиться,на старших глядя",с одной стороны,и от жажды стремиться от рутины к "свободной жизни" вперёд и вперёд,с другой.
Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий,а с ним и вся комедия".

© Copyright: Клео Мео, 2009
Свидетельство о публикации №109112209234 Рецензии

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая цитата

В 1872 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге давали "Горе от ума". После премьеры Иван Александрович Гончаров написал на спектакль рецензию и опубликовал ее в "Вестнике Европы". Для названия он выбрал отрывок из реплики Чацкого: ". мильон терзаний/ Груди от дружеских тисков, / Ногам от шарканья, ушам от восклицаний/ А пуще голове от всяких пустяков". "Мильон терзаний" Гончаров и поставил над текстом, попавшим потом в миллионы учебников средних школ.
Гончарова больше интересовал анализ самой комедии, а не постановки. Своим разбором он обрек советских школьников на производство сочинений на тему типа "Один в поле воин, если он Чацкий". Только в самом конце статьи он приступает собственно к спектаклю Александринки: "Общее впечатление таково, что зритель вместе с немногим хорошим выносит из театра свой "мильон терзаний"".

Читайте также: