Один день мстислава леопольдовича исходная цитата

Обновлено: 06.11.2024

(1)Я весь в долгах. (2)Я в долгу перед Россией. (3)Хоть я и родился в Баку, где мои родители жили пару лет. (4)Кстати, когда я стал главным дирижёром «Американской симфонии» - Национального симфонического оркестра Америки, на пресс-конференции в клубе журналистов одна газетная дама решила продемонстрировать эрудицию и тоном, показывающим, что мне не удастся «скрыть тёмные пятна в моей биографии», спросила: «Вот вы говорите, что вы русский, а ведь на самом деле вы родились в Баку, значит, вы азербайджанец!» (5)Я говорю: «Ну и что? (6)Если кто-нибудь родится в Антарктиде, это значит, что он пингвин?»

(7)Но мой долг перед Россией - это долг не перед советской властью, это долг перед людьми, которые меня окружали, которым я обязан всем, и прежде всего тем, что именно я получил то, что им не досталось.

(8)Мой отец был великим виолончелистом. (9)Без преувеличения. (10)Я до сих пор не могу играть так, как отец. (11)Он был гениальным музыкантом. (12)Он играл на рояле с листа, как мог это сделать редкий пианист. (13)Чтобы я имел представление о музыкальной литературе, он покупал ноты и, едва принеся домой, играл мне с листа Рахманинова, Чайковского, и это уже во время эвакуации! (14)Я писал в то время фортепианный концерт, и отец считал необходимым расширять мой кругозор.

(15)Как пианист он играл всего Шопена. (16)Он и сочинял. (17)У него написаны четыре концерта для виолончели. (18)А как виолончелиста его знали и певцы, и музыканты, и дирижёры. (19)Он выступал с Неждановой и Головановым, с Гольденвейзером и Игумновым. (20)Он и с Собиновым выступал, знал Шаляпина, у меня хранится соната Рахманинова с надписью отцу, есть письмо Глазунова из Парижа, в котором он пишет отцу: «Никогда не забуду ваше блистательное исполнение моей любимой сонаты Шопена для виолончели».

(21)Но он никогда не искал признания, оваций, денег, спокойно оставаясь в тени. (22)Он и в Москву-то переехал из-за меня, чтобы я мог учиться здесь у лучших учителей. (23)Хотя лучшего, чем он, учителя я не знаю. (24)Но мы приехали в Москву, в нищенство, жили здесь в коммунальной квартире, где, кроме нас, жило ещё, наверное, человек сорок, у нас была полутёмная комната в Козицком переулке. (25)Когда я после шестнадцати лет жизни за рубежом снова приехал в Москву, я разыскал эту квартиру, и оказалось, что комната, где мы когда-то жили, вообще нежилая, это и прежде, до нас, был какой-то чулан, и сейчас снова стала она чуланом, а ведь мы там жили вчетвером.

(26)Когда в 1942-м в эвакуации не стало отца, у меня началась депрессия, я не хотел больше жить. (27) Вот тогда-то меня и стали брать с собой на гастроли артисты Малого театра оперы и балета. (28)Они хотели меня спасти. (29)Зимой, в жуткий холод, они отправились в Орск с мальчиком, тащившим за спиной казённую виолончель номер восемь.

(30)Нас ехало шестеро, я всех помню по именам. (31)Там были Ольга Николаевна Головина, солистка, Изя Рубаненко, пианист, аккомпаниатор, Борис Осипович Гефт, тенор, мой опекун в дальнейшем, Коля Соколов и Светлана Шеина - пара из балета, взрослые люди, заслуженные артисты. (32)И я. (33)Вошли мы в общий вагон, мне досталась боковая полка, на которую я и лёг, потому что ехали мы в ночь. (34)И сразу же погасили свет в вагоне, и каждый из взрослых стал не раздеваться, а, напротив, что-то дополнительно на себя надевать. (35)Потому что одеяльца нам выдали прозрачные.

(36)Мне нечего было на себя надеть, да и та одёжка, в которой я пришёл, была аховая. (37)Я скорчился под своим одеяльцем, и поезд тронулся. (38)Я никак не мог согреться и понял, что уже не согреюсь, в вагоне становилось всё холоднее. (39)Ночь, мрак, как в каком-то круге ада, умерший отец позади, впереди неизвестность, я еду куда-то никому не нужный. (40)И я, помню, подумал, как было бы замечательно сегодня во сне умереть. (41)И перестал сопротивляться холоду,

(42)Проснулся я в полной темноте, оттого что мне было жарко. (43)Одеяло стало почему- то толстым и тяжёлым. (44)Я пальцами в темноте начал перебирать его и обнаружил, что всего на мне лежит шесть одеял. (45)Каждый из ехавших со мной, не сговариваясь, в темноте укрыл меня собственным одеялом.

(46)Позже, когда меня уже лишили гражданства, я говорил друзьям, которые требовали от меня злобы: а вот за эти одеяла я ещё не расплатился. (47)И, может быть, никогда не расплачусь. (48)Вот эти пять артистов, мой отец и масса других людей, согревавших меня каждый по-своему, - это и есть моя страна, и я ей должен до сих пор. (По М.Л. Ростроповичу*)

*Мстислав Леопольдович Ростропович (1927-2007) - советский и российский виолончелист, пианист и дирижёр, общественный деятель, педагог.

6017. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Показать подсказку

Примерный круг проблем:

1) Проблема осознания Отечества. (Какую страну человек осознаёт своим Отечеством?)
Авторская позиция: Человек осознаёт своим Отечеством ту страну, к судьбе которой он ощущает свою причастность, к созидательной деятельности во имя процветания которой он стремится, с людьми которой он ощущает духовное родство.

2) Проблема осознания долга перед Отечеством. (Что включает в себя долг перед Отечеством?)
Авторская позиция: Долг перед Отечеством включает в себя прежде всего долг перед родителями и перед соотечественниками, которые помогли человеку состояться в жизни.

3) Проблема влияния родителей на становление личности ребёнка. (Каково влияние родителей на становление личности ребёнка?)
Авторская позиция: Родители имеют определяющее влияние на становление личности ребёнка.

4) Проблема родительской самоотверженности. (В чём проявляется родительская самоотверженность?)
Авторская позиция: Родительская самоотверженность проявляется в готовности жертвовать своим спокойствием и комфортом, личными амбициями, в стремлении создать все условия для обучения и развития своего ребёнка, для реализации его способностей и таланта, в стремлении помочь ему состояться в жизни.

5) Проблема жизненной стойкости. (В чём проявляется жизненная стойкость?)
Авторская позиция: Жизненная стойкость проявляется в способности человека преодолеть все препятствия на пути достижения своей цели и оправдать доверие людей, возлагавших на него надежды и оказывавших ему поддержку.

6) Проблема человеческой состоятельности. (В чём проявляется человеческая состоятельность?)
Авторская позиция: Человеческая состоятельность проявляется в способности человека преодолеть все невзгоды, встретившиеся на его жизненном пути, сохранив при этом глубокое чувство благодарности по отношению к тем людям, которые поддерживали его в трудные дни, и в его стремлении жить и работать, чтобы отдавать долги этим людям; в готовности подставить плечо человеку, нуждающемуся в поддержке.

Следующая цитата

Жизнь Мстислава Леопольдовича Ростроповича нельзя описать полноценно в одной статье, потому что, его личность была многогранна, память о нем остается жива у многих людей и в нашей стране и во всем мире, может быть только формат книги для этого подойдет. Судьба одарила его многими талантами и главным человеческим талантом – любить людей.

Моменты биографии я буду переплетать некоторыми историями из его жизни, коих великое множество.

Мстислав Ростропович родился в 27 марта 1927 в Баку в музыкальной семье: отец был виолончелистом, а мать — пианисткой. Уже в четыре года мальчик подбирал на рояле сложные мелодии на слух и пытался сочинять свои собственные, а в восемь лет начал играть на виолончели. Играть Мстислава Ростроповича учил отец — ни у кого другого брать уроки он не хотел.

История-Музыкант шутил, что у него в детстве не было колыбели. Известная фотография Мстислава в футляре виолончели была сделана для эффектности, а стала пророчеством, определяя путь гения.

В 1932 году семья переехала в Москву, и через два года семилетний Ростропович поступил в музыкальную школу имени Гнесиных, где преподавал его отец. В 1937 году вслед за отцом он перевелся в музыкальную школу Свердловского района Москвы — мальчик всегда учился там, где работал его отец. Впервые на сцене виолончелист выступил в 12 лет: в сопровождении симфонического оркестра он сыграл главную партию Концерта французского композитора Камиля Сен-Санса.

После музыкальной школы Мстислав Ростропович поступил в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Он хотел научиться, профессионально писать музыку. Но вскоре началась война, и семью эвакуировали в город Чкалов (сейчас Оренбург). Четырнадцатилетнего Мстислава Ростроповича отдали в железнодорожную школу и в местное музыкальное училище, в котором преподавал его отец.

Город Чкалов стал профессиональной школой юного музыканта: сначала он разрабатывал небольшие концерты, которые отец давал в кинотеатрах перед показом фильмов, а затем устроился в местный оперный театр. Здесь под руководством композитора Михаила Чулаки он начал сочинять музыку для виолончели и фортепиано.

В 1943 году семья Ростроповичей возвратилась в Москву. Юноша вернулся в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Талантливого и трудолюбивого студента со второго курса перевели сразу на пятый, и в 1946 году он с отличием окончил два факультета — композиторский и класс виолончели.

Затем Мстислав Ростропович поступил в аспирантуру, а после нее стал преподавать в Московской и Ленинградской консерваториях. Музыкант проработал здесь 26 лет — многие из его учеников позже стали знаменитыми исполнителями и преподавателями в музыкальных академиях по всему миру. Среди них — Наталья Шаховская и Давид Герингас, Иван Монигетти и Наталья Гутман.

Во второй половине 1940-х годов виолончелист дал свои первые большие концерты в Москве, Киеве, Минске. А после победы в нескольких международных музыкальных конкурсах отправился на гастроли по странам Европы, а затем и по всему миру — так Мстислав Ростропович получил международное признание.

Со студенческих лет он дружил с великим композитором С.С.Прокофьевым, дружба завязалась когда Ростропович поставил себе цель выучить и исполнить сложнейшее произведение композитора Первый виолончельный концерт. Сергей Прокофьев умер в тот же день, что и Сталин, — 5 марта 1953 года.

— Сэр, вы хотите, чтобы я сказал вам гадость?

— Скажите, если вы считаете нужным, — в тон ему отвечал Слава.

— Вы на меня ужасно похожи!

Выдающийся музыкант был человеком эмоциональным и страстным. В молодости, не обладая внешностью мачо, имел репутацию мужчины крайне влюбчивого. После его женитьбы сложили такую байку: "шелестел-шелестел, зарился-зарился, маялся-маялся, а подавился вишневой косточкой", намекая на громкие романы со знаменитыми балеринами Аллой Шелест, Майей Плисецкой и певицей Зарой Далухановой. Была у него и сильная, чистая любовь к осетинской певице Цецелии Джатиевой, которая рано умерла из-за врачебной ошибки, память о ней он чтил всю жизнь.

Они прожили вместе 52 года и потом, когда музыканту задали вопрос о рецепте такого долгого брака, он ответил: "Когда я смотрю на Галю, я каждый раз на ней женюсь".

Вернувшись из Праги, он сразу же перевез Вишневскую в свою квартиру, где жила его сестра и мама. И вскоре вложился в кооператив, у них появился свой дом. Почти сразу после свадьбы они стали выступать вместе: Вишневская пела, Ростропович аккомпанировал. Вскоре их дуэт стал одним из самых знаменитых в мире.

История- Представительница загса в момент регистрации с Вишневской, оскорбилась внешним видом и фамилией Ростроповича предложив фамилию поменять.

Друг за другом родились дочки Оля и Елена, счастья стало полным. Девочек он обожал и страшно ревновал.

История- Чтобы оградить девочек от поклонников на даче, он посадил специальный колючий сорт шиповника. Брюки и платье выше колен он не допускал. Галине Павловне пришлось самой довязывать крючком платье привезенной на выпускной дочке, которое не соответствовало его правилу допустимости. Это платье Ольга будет любить и хранить всегда. Джинсы, которые он считал безобразными штанами, он облив бензином сжигал на веранде, под плачь своих девчонок.

К 1960-м годам виолончелист, вступил в пору своего расцвета: много концертировал, помогал молодым музыкантам и композиторам, дирижировал на симфонических и оперных спектаклях и совершенствовал свое мастерство аккомпаниатора.

История - Он с удовольствием поддерживал миф о своей роли мужа-подкаблучника, неизменно констатируя: - Да! Но каков каблучок!

История- Однажды утром Вишневская сказала Ростроповичу: – Слава, ты ночью, когда храпел, во втором такте так фальшивил!

В 1950-60-х годах Ростропович стал Лауреатом Ленинской и Сталинской премии и народным артистом СССР.

Весной 1972 года Мстислав Ростропович вместе с Андреем Сахаровым и другими известными деятелями советской науки и культуры подписал два обращения в Верховный Совет СССР: об амнистии политических заключенных и об отмене смертной казни. Вскоре после этого музыканта уволили из Большого театра, лишили зарубежных гастролей, запретили столичным оркестрам приглашать звездную семейную пару для выступлений.

История- Ростропович, лишенный работой, увлекся коллекционированием русского фарфора и икон. Начал ездить по деревням, по коллекционерам, в общем кинулся на поиски сокровищ. Пока он научился разбираться, была масса конфузов и обманов. Вишневская радовалась такому увлечению и всячески поддерживала в нем энтузиазм, понимаю, что лучше в доме битые, склеенные чашки, чем пьяные компании и разговоры ни о чем до утра. Так началась знаменитая коллекция, которую в последствии, выкупил на аукционе миллиардер Алишер Усманов и передал в дар Константиновскому дворцу.

Первое время за границей музыкант почти не выступал, но постепенно его положение в зарубежном музыкальном мире упрочилось: он начал давать много концертов, устроился в Вашингтонский симфонический оркестр художественным руководителем и со временем стал одним из ведущих дирижеров и виолончелистов мира.

Гликман и Нельсон Шэнкс запечатлели виолончель "Дюпон" с его хозяином

Вечер и ночь падения берлинской стены 09 ноября 1989 года Мстислав Леопольдович наблюдал по телевизору в своей квартире в Париже. BBC и другие телеканалы вели прямую трансляцию. "Смотрел, пил и плакал", - вспоминал Ростропович об этой ночи. Тогда же, ночью, он начал обзванивать друзей по обе стороны бывшего "железного занавеса". Одного из них, французского банкира и предпринимателя Антуана Рибу, он без труда подбил на полет в Берлин. На личном самолете Рибу они приземлились в аэропорту Темпельхоф. Добыв где-то стул, Ростропович уселся возле бывшего контрольно-пропускного пункта "Чекпойнт Чарли" и сыграл вторую и третью сюиту Баха для виолончели. Позднее в интервью он объяснял, что в день падения стены срослись две разорванные половины его собственной жизни: до и после изгнания. И началась принципиально новая эпоха.

Указ Верховного Совета СССР о восстановлении гражданства, четой Ростропович- Вишневская был воспринят, как акт справедливости.

После августовского путча семья стала чаще бывать в России, а спустя два года переехала в Петербург. Они вернулись через 16 лет эмиграции и увидели только кресты на могилах своих самых близких друзей. Д.Д.Шостаковича, А.И.Хачатуряна, Д.И.Ойстраха, А.А.Дедюхина и др. самое светлое, что было в их жизни погасло. Теперь он свободно гастролировал в Москве и Ленинграде, стал одним из самых популярных исполнителей в стране.

Для него писали музыку, самые великие композиторы XX века и он был ее первым исполнителем. Он первым играл в возрожденном Храме Христа Спасителя. Вместе с Вишневской Ростропович организовывал в России концерты, в которых участвовали знаменитые и малоизвестные исполнители, дирижеры и композиторы. На сборы с этих концертов в 1997 году он основал фонд поддержки молодых музыкантов, который существует и сегодня. Его возглавляет дочь виолончелиста Ольга Ростропович. Стипендии, которые получают юные исполнители из разных городов России, носят имена учителей и друзей Ростроповича: Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Святослава Рихтера и других известных музыкантов.

Мстислав Леопольдович Ростропович закончил свой земной путь 27 апреля 2007 году в возрасте 80 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Спасибо ему за талант, горячее сердце которое разрушало границы стран и возвышало человеческое сознание, за абсолютную доброту духа…

Следующая цитата

К.ЛАРИНА: 13 часов 16 минут. Мы начинаем программу «Культурный шок». Сегодня, как я и говорила, наша передача посвящена памяти Галины Павловны Вишневской. Практически вся неделя под знаком этого имени проходит, мы прощались с выдающимся человеком. Это тот самый случай, когда невозможно на каких-то весах измерить, что было важнее в ней: ее талант вокальный, талант артистический или талант человеческий. Сегодня в нашей студии Ирина Шостакович, вице-президент международной ассоциации Дмитрия Шостаковича, вдова, создатель Международного центра документации Шостаковича в Париже. Ирина Антоновна, здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра «Геликон-Опера». Дима, приветствую.

Д.БЕРТМАН: 25 октября был ее день рождения, она меня пригласила. У нее в центре был спектакль, а у меня был в театре спектакль я приехал уже после спектакля, вечером. Было совсем немного народу. Была Наталья Дмитриевна Солженицына, была Наина Иосифовна Ельцина, Ирина Ивановна Масленникова, Оля, конечно, была, дочка. И вот я пришел, и мы сидели до 4 утра. Она очень себя плохо чувствовала. Но как всегда к людям, которым дозволено быть с ней, она была очень открытая, очень смешная, она рассказывала анекдоты как всегда. Ее только привезли из Германии за день до этого дня рождения, и через день опять увезли в Германию. И за день до смерти она приехала в России, поэтому мы не виделись больше.

К.ЛАРИНА: Ирина Антоновна, а вы вспоминаете самые яркие эпизоды, связанные с Галиной Павловной?

И.ШОСТАКОВИЧ: Я знала Галину Павловну и Мстислава Леопольдовича больше 40 лет. Они очень любили, нежно относились к Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу. Они были соседи и друзья и в городе, и на даче. Не сразу, но потом я увидела, люди замечательно одаренные. Но что поражало, что они воспринимали свою жизнь в музыке как служение. Они очень высоко несли это знамя. В последние годы, что меня удивило, однажды придя к Мстиславу Леопольдовичу, я увидела икону в комнате и спросила, что это. Тогда у него жил Александр Исаевич, и он сказал, что я не могу изгнать гонимого человека. Это был христианский поступок. И я думаю, что музыка привела их в свое время к вере.

К.ЛАРИНА: Это не сразу случилось? В течение какого-то времени?

И.ШОСТАКОВИЧ: Нет. Мы все были одинаково советскими людьми. И я думаю, что музыка сродни слову Божьему. Потому что откуда это все берется. Я сама слышала, как Дмитрий Дмитриевич говорил, что тайна творчества непознаваема. Но через музыку, я думаю, они пришли к вере. И потом их это как-то поддерживало и, может, облегчило их уход.

К.ЛАРИНА: Скажите, Ирина Антоновна, когда они жили в Америке, вы общались каким-то образом?

И.ШОСТАКОВИЧ: Да, я была на фестивале музыки Дмитрия Дмитриевича в Чикаго. Конечно, в Париже, где я много бываю, регулярно видела их, в Москве. И я встречала их в аэропорту, когда они вернулись, и они не поехали домой. Они поехали на Новодевичье кладбище к Дмитрию Дмитриевичу, и был такой слякотный зимний день, а потом уже они поехали к себе домой. Это было их возвращение в Москву. Галина Павловна много успела. Она преобразовала дачу в Жуковке, чтобы всем было место, и построила церковь. Она выучила много народу – и она, и Мстислав Леопольдович. Они прожили такую содержательную жизнь, помимо своего исполнительства. После Мстислава Леопольдовича осталась виолончельная школа, его ученики занимают ведущие позиции в заведениях концертных. И Галина Павловна тоже выучила много певцов, которые поют в театрах самых разных и в России, и за границей. Так что они прожили очень богатую жизнь. И я думаю, что Галина Павловна была сформирована своим детством: войной, блокадой. В каком-то смысле они с Богачевой похожи, такие самородки. У нее голос от природы такой был поставленный. Но в экстремальных ситуациях, а блокада это была экстремальная ситуация, видно, чего стоит человек. И прямота ее суждений, и манера говорить то, что думает и не бояться, это, видимо, идет оттуда. Спасибо, что они были, будем их помнить.

К.ЛАРИНА: Удивительно, что человеческое бесстрашие было присуще и тому, и другому. Все-таки вы общались близко, кто в этой семье был ведущим? Кто был сильнее как личность? Или это невозможно определить?

И.ШОСТАКОВИЧ: Это невозможно, но, я думаю, что каркас семейной жизни держала Галина Павловна, потому что у Мстислава Леопольдовича было всегда много проектов. И он встретив знакомого, восхищался, что встретил именно того человека, который самый замечательный, потом оказывалось, что это не самый замечательный, он очень огорчался по этому поводу. Он был более открытый, более общительный, но все главные дела… Они уехали и начали жизнь с нуля. Им нужно было снова завоевать позиции, выучить девочек, войти в репертуар западных театров, концертов. И они все это преодолели и ушли с большой славой, много записали, они были труженики, работали очень много.

К.ЛАРИНА: Вы рассказали, как вы встречали их, когда они возвращались, а когда провожали, вы помните?

И.ШОСТАКОВИЧ: Они порознь. Уезжал сначала Мстислав Леопольдович. И мне Дмитрий Дмитриевич сказал, поезжай, отвези Славу в аэропорт. Он был очень уставший, спал всю дорогу. Мы приехали в аэропорт, и Галя приехала, и сестра его Вероника. Там попрощались, и нужно было ему идти в таможню. Он прошел, Галя туда прошла, меня он туда втащил. Там стали вытряхивать его чемодан, который он уже в полном безумии собирал, положил какие-то случайные вещи. И в т.ч. взял свои награды, ему сказали, что награды вывозить нельзя, т.к. это золото. Тогда он сказал, Галя, забери, я везу свое имя, и этого довольно. И она взяла какую-то старую рубашку, туда все ссыпала, завязала рукава узлом, повесила на руку, и так мы вернулись в Москву. Казалось, что уезжают навсегда. Она позже с девочками уезжала.

К.ЛАРИНА: Людям молодым это непонятно, уехали и уехали. А вот чтобы вы понимали, дорогие друзья, тогда любой отъезд, иммиграция, вынужденная иммиграция – это навсегда. Они оставляли что-то в Москве, когда уезжали?

И.ШОСТАКОВИЧ: У них осталась здесь квартира, и они очень настойчиво ее удерживали. И осталась дача, на которой жила Вероника с сыном какие-то время, нет, они не сжигали мосты, они чувствовали, что вернутся, что не могут без этого. И только после кладбища, войдя в свою квартиру, Слава сказал, что просто не верится, что я, наконец, дома.

Д.БЕРТМАН: Как это оставили все, не отобрали, да?

И.ШОСТАКОВИЧ: Перед отъездом, когда ему перекрыли кислород, ему не давали выступать. И, в конце концов, они поехали на пароходе по Волге. И в каких-то городах отправили радиограммы, чтобы пароход не приставал, не пускали их. Но вот вернулись, это уже было все. И потом у них была отменена запись «Тоски», которая была готова, выучена, но это отменили по какому-то вздорному поводу, и это было очень оскорбительно.

К.ЛАРИНА: Как вы поняли, дорогие друзья, невозможно говорить об одной Галине Павловне, поскольку для нас связаны два человека: Галина Павловна и Мстислав Ростропович. Мы продолжим после выпуска Новостей, через некоторое время.

К.ЛАРИНА: Возвращаемся в программу. Напомню, что сегодня мы вспоминаем Галину Павловну Вишневскую и Мстислава Ростроповича. Я бы хотела к Диме обратиться. Знаю, что работали вместе с Галиной Павловной?

Д.БЕРТМАН: Да, мне очень повезло, я работал и с Галиной Павловной, и с Мстиславом Леопольдовичем. Вообще это, конечно, какая-то сказка была. Потому что 1-ый раз я с ними встретился, когда они вернулись, это был 92 год. У нас работал такой дирижер Кирилл Клементьевич Тихонов, с которым мы вместе организовали «Геликон-Оперу». Кирилл Клементьевич привел его к нам на Большую Никитскую, это было такое знакомство, потом прошло много лет, и театр гастролировал в Париже. Галина Павловна и Мстислав Леопольдович пришли на спектакль к нам. И на следующий день Мстислав Леопольдович позвонил мне на следующий день: вот тебе адрес, срочно приезжай, улетай в Японию. Это была сказка для меня какая-то, как это Ростропович в гостиницу мне звонит, я думал, что меня кто-то разыгрывает. Я приехал к ним, у них была тогда домработница Рима, они сварила потрясающий грибной суп, стояла селедочка на столе, картошечка. И Галина Павловна провела мне экскурсию, рассказала про все те реликвии, которые были у них в Париже. И Мстислав Леопольдович предложил мне сделать спектакль вместе с «Геликон-Оперой» в Эвиане на его фестивале. Это была «Летучая мышь» Штрауса. С этого момента началась наша дружба. Потом мы встречались уже в Москве, сидели до утра, и Галина Павловна выходила и говорила, ну отпусти ты его уже. И он брал трубку, звонил моей маме, говорил ей, что я пьяный в усмерть, лежу, хотя я не выпил ни грамму. Это всегда были шутки, какие-то розыгрыши. А потом уже в Эвиане была постановка. Там была такая музыковед НРЗБ, которая писала про него книги. И у нее книга в Эвиане была написана, там очень много о репетициях. И каждый вечер после репетиций мы ходили в ресторан, кушали вместе, и заканчивался этот ужин тем, что мы выкуривали по одной сигарете, она учила меня, как бросить курить. Я вот до сих пор не научился, она говорила хорошо обманывать себя: купить пачку – выкурить, завтра из такой пачки вынуть одну, чтобы было уже 19, так довести до одной на ужин. Потом каждый вечер в номер мне звонил Мстислав Леопольдович и говорил, все, Вишневская заснула, я иду к тебе. Мы сидели, потом я его провожал в номер, только я приходил засыпать, как опять был звонок. Вишневская уже встала, ушла на процедуры какие-то: иди сюда. Так я научился мало спать. Мстислав Леопольдович действительно спал по 4 часа в сутки и говорил, а как еще больше можно спать? Так можно проспать всю жизнь. А с Галиной Павловной мы уже потом работали в Центре оперного меня, когда она его начинала. И на панихиде мы встретились с теми людьми, с которыми сидели, придумывали, какие предметы должны быть, кто из педагогов может преподавать. Потом центр этот возник, Галина Павловна пригласила меня поставить оперу «Царицу африканскую», т.к. у нее появилась Инна Звеняцкая, такая очень колоритная певица. И Галина Павловна была со мной всегда на всех репетициях, смеялась, подсказывала какие-то оперные штучки. Мне очень повезло, она мне позволила быть рядом, и я совершенно в другой генерации. И Ирина Антоновна столько лет дружит, и я помню, как Галина Павловна мне рассказывала про Ирину Антоновну, что она всегда говорила, что она героиня, если бы не Ирина Антоновна Шостаковича потеряли бы намного раньше, т.к. Ирина Антоновна сделала все, чтобы Дмитрий Дмитриевич жил, ухаживала за ним. Они очень это ценили, и ценили дружбу, относились с огромнейшим пиететом. Это была семья удивительная, гениальная в прямом смысле слова. Галина Павловна была человеком очень прямым, но с другой стороны, мне почему-то всегда казалось, что она была всегда открыта. Мне повезло, я видел ее в ситуации, когда она была не прокурором, а адвокатом, была добра, очень любила студентов своих, интересовалась всем, знала про каждого студента. Она придумывала им более звучные фамилии, заставляла идти в паспортный стол и менять фамилии. Она была человеком неординарным и умерла она фантастически. Т.к. эта смерть тоже была ею как-то подготовлена, и она шла зная. Она в Германии срочно попросила ее перевезти в России, сказала, что умирает, она вызвала священника, умирала в Жуковке, в своем доме, держа за руки дочерей. Вчера Лена с Олей мне сказали, что она попросила все иконы из этой часовни, про которую она рассказывала, принести в ее комнату.

Д.БЕРТМАН: Да, она знала минуты, кода она умирает, она уходила под молитвы. Она ушла к Мстиславу Леопольдовичу, я абсолютно уверен, что не может человек умереть и просто исчезнуть. Это великая женщина, она прожила великую жизнь и умерла она тоже как великая и очень красивая.

К.ЛАРИНА: Естественно, когда человек становится героем новостей, особенно в связи с собственным уходом, он получает массу прекрасных слов, но и в спину массу совсем не прекрасных. Я такое тоже читала, что люди говорили, и таланта там не было, и выдрали себе это место под Центр оперного пения, и там прогнулись, и сям прогнулись. И я бы хотела вас спросить как людей профессиональных, если мы говорим о Вишневской. Давайте попробуем сформулировать ее место в искусстве оперы.

И.ШОСТАКОВИЧ: Я вообще не музыкант, могу только как слушатель и зритель сказать, что она как актриса почитала Бориса Александровича Покровского, очень следовала его советам и прислушивалась к нему во всем. В его спектаклях она сыграла много ролей, в «Онегине, в «Аиде», была бесподобная Аида, Татьяна, Тоска, Наташа Ростова. Она работала очень много. И в то же время у нее был репертуар концертный большой. Я помню, как к какому-то юбилею артистическому она дала в большом зале 4 концерта. Об этих концертах ни слова не было сказано, они были в опале. Меня привлекало в ней то, что она готовилась к концертам, обдумывала, как она будет выглядеть. Потом она выходила, и она все забывала, была только музыка, в которую она вкладывала душу, и зал это сразу чувствует. Мстислав Леопольдович много с ней занимался, она в кино пела Катерину Измайлову в фильме Шапиро. Голос, конечно, у нее незабываемый, на панихиде в школе шли все время ее записи, невозможно было перестать слушать это. Он имел какую-то такую окраску, индивидуальную что ли. По радио передавали какие-то арии, и ее можно было узнать всегда. Я должна сказать насчет их отношений с Бриттоном. Она ведь спела и «Военный реквием», и романсы на слова Пушкина, он написал и посвятил ей. И Ростропович, и Вишневская очень любили Бриттона. Дмитрий Дмитриевич посвятил Бриттону 14-ую симфонию, в которой тоже пела Вишневская. Е артистическая деятельность была широкой, многогранной.

К.ЛАРИНА: Очень сложную музыку умела петь, я не знаю, в этом смысле я не профессионал, может быть, Дима скажет, это особый дар петь сложную музыку.

Д.БЕРТМАН: Вообще дар все, если представить, что она не закончила ни Консерваторию, ни училище, не получили музыкального образования специального, и петь Бриттона, петь Шостаковича, это, конечно, Прокофьева. При том, как петь. По ней же можно сверять, по клавиру можно смотреть: она же абсолютно точна. И про нее не ходят легенды, что ей было дано 300 уроков на выручку партии. В истории Большого театра был такой спектакль «Фальстаф» Верди Мелик-Пашаев это делал с Покровским, и там пела Вишневская, и Архипова тоже пела в этом спектакле. Эта опера у Верди очень сложная, она вся ансамблевая, там нет арий. И Галина Павловна мне рассказывала было около 100 оркестровых репетиций. И она говорит, я так боролась с этим, я-то пришла уже знала все, а они учили, учили… Это, конечно, удивительная природа музыкальная, как она могла так быстро выучивать. И она входит в галерею наших российских гениев как Шаляпин, Вишневская входит, наверное, с ним рядом. Потому что она могла голосом уникальные брать краски для того, чтобы создавать ее образы. Сейчас по ТВ показывали кадры из «Пиковой дамы», где она вышла без белого парика в спальне Лизы. И там есть такая сцена, где она стоит во время арии, руки пожив на дверь, и она прямо мяукает там, где обычно певицы начинают грузить звуком, а она мяукает. Откуда эти слезы, эти триоли в оркестре, которые бьются как пульс. Это надо позволить себе не продавать свой голос по дешевке, как многие это делают. И в этом сокровенном звуке выражать образ композитора, это может позволить только большой художник. И как она занималась со студентами, она никогда не занималась звуком, она было очень неконсервативным человеком. Когда говорят, что она консерватор, это смешно.

К.ЛАРИНА: А я скажу почему. Ее уход из оперы «Евгений Онегин» из Большого театра, он породил массу разговоров на тему, что она консервативна, что она не приемлет никакого авангарда, режиссуры.

Д.БЕРТМАН: Театр должен быть благодарен ей, т.к. такую рекламу она сделала спектаклю, что просто счастье, что Вишневская столько высказывалась про спектакль. Она очень интересовалась всеми произведениями, она смотрела все решения, сколько у меня с ней было разговоров. Она «Мазепу» посмотрела и сказала: я бы тебя из автомата расстреляла. А потом через год говорит, вот тут я бы, конечно, расстреляла, а вот эта сцена вообще хорошо придумал. Она у нас на «Леди Макбет» сколько раз была, и готовила мне девочек своих для спектакля, приглашала меня в класс, ей было всегда интересно что-то новое узнать. Она никогда не говорила возьми эту ноту так, возьми эту так. Она точно говорила смысл, была как режиссер. Она была любимая певица Покровского, который говорил: ее Бог послал, чтобы проверять театр. Такая природа, что ее можно проверять. И она верила Покровскому невозможно. Когда было 100-летие Покровского, я на канале «Культуре» делал фильм с ней, интервью большое перед камерой про Покровского. И как она говорила об этом, о нем, о связи певца и режиссера вообще. Она абсолютно ему приписала свой успех. «Я его обкрадывала», — она сказала. Я все время затаясь, смотрела, что у него забрать. Она была приемником. Она его боготворила и до последних дней жизни Бориса Александровича она присутствовала всегда и всячески помогала, была верным другом.

К.ЛАРИНА: А как вам кажется, как будет дальше, насколько Ростроповичи Вишневские, которые остаются на земле, продолжают династию характеров, личностей?

И.ШОСТАКОВИЧ: Знаю, что в последние годы девочки, Оля, стала заниматься Фондом молодых дарований, который существует при этой школе и организовывает фестивали Ростроповича и делает это достаточно успешно. Что касается Лены, она занимается помощью Фонду помощи больным детям. И недавно они были на севере Африки, где все так неспокойно, в Израиле, который недавно обстреливали, были и в Ливии, развозили лекарства. Это очень благородно, дай Бог им сил.

Д.БЕРТМАН: Они замечательные и Оля, и Лена. Я думаю, что они будут продолжать это дело. И Центр оперного пения будет также работать, т.к. Галина Павловна там все наладила, все сделала, там замечательные педагоги, замечательный директор Елена Опоркова, там нет проблем, там швейцарские часы. Очень надеюсь, что Оля согласится быть руководителем, мне кажется, это очень логично, Галина Павловна привезла ее из Америки и ввела уже во все дела. Мне кажется, что так должно быть, это правильно. Эта семья обладала огромным даром, а дар это энергия, которую Бог подарил. Это уникально.

К.ЛАРИНА: Будет правильно, если мы завершим эту программу голосом Галины Павловны Вишневской. Сейчас вы услышите этот божественный голос и узнаете, я думаю, что это такое. Я благодарю наших гостей за сегодняшний замечательный эфир. Спасибо большое.

Следующая цитата

Леонид Волков: «Сложно меня чем-то впечатлить, но пост Муратова на тему «Венедиктов, отстаивая свои идеалы, вбросил 300 тысяч электронных голосов, чтобы не допустить в Госдуму сталинистов, а вы все не цените!» — это прям круто. Такой vibe 1996 года в 2021-м, поблевал».

Леонид Михайлович, у меня одна просьба: уберите кавычки с моей цитаты. Я этого никогда не говорил. Не дурите читателей.

Просто уберите кавычки.

А я как поборник свобод человека, безусловно, поддерживаю Ваше неотъемлемое право поблевать.

Читайте также: