Образ татьяны с цитатами евгений онегин презентация
Обновлено: 06.11.2024
Две фигуры на протяжении
всего романа владеют нашим
интересом: Онегин и Татьяна.
Если в образе Онегина главное –
духовная эволюция героя, его
искания, выяснение трагического
итога его жизненного пути, то в
образе
Татьяны
воплощен
нравственный и эстетический
идеал Пушкина.
Наша задача: понять тип
личности
Татьяны,
ее
нравственные
принципы,
уяснить, почему Татьяна для
Пушкина – «милый идеал»?
Что ценил в Татьяне Пушкин,
почему он с такой теплотою
нарисовал этот образ?
Прообраз Татьяны Лариной
Вокруг прототипа Татьяны Лариной из романа А.С.Пушкина «Евгений
Онегин» многие годы велись споры. Кое-кто из современниц поэта считал
себя прообразом пушкинской героини лишь на том основании, что в их
жизни случались похожие ситуации. «Ужель – та самая Татьяна?» -- этот
вопрос неизменно вставал, когда исследователи называли имена
предполагаемых прототипов Татьяны Лариной.
В 70-80-е годы прошлого века появились публикации, в которых так или
иначе утверждалось, что прообразом пушкинской Татьяны была Наталья
Дмитриевна Фонвизина, в девичестве Апухтина, жена декабриста Михаила
Фонвизина. Незаурядность этой женщины отмечена в русской литературе.
Ей посвящали стихи В.А.Жуковский, поэт-декабрист А.Одоевский, ею
восхищался поэт - петрашевец С. Дуров, наконец, имя ее вошло в историю
творческой биографии великих русских прозаиков Л.Толстого (наброски к
роману «Декабристы») и Ф.М.Достоевского («Дневник писателя»).
Конечно, необходима аргументация, почему думается,
что именно с нее писал Пушкин свою Татьяну. Откуда,
каким образом он получил сведения об этой
удивительной девушке? Ответы на эти вопросы дают
материалы архива Фонвизиных, воспоминания близко
знавших ее людей, в частности М.Д. Францевой, дочери
тобольского прокурора, и, наконец, написанная самой
Натальей Дмитриевной «Исповедь» (1856).
В воспоминаниях М.Д.Францевой, написанных в
основном со слов самой Н.Д. Фонвизиной, есть такой
эпизод. Однажды Молчанов, родственник Натальи
Дмитриевны, прибежал к ней и говорит: «Наташа, знаешь,
ведь ты попала в печать! Подлец Солнцев передал
Пушкину твою историю, и он своим поэтическим талантом
опоэтизировал тебя в своей поэме «Евгений Онегин».
Матвей Михайлович Солнцев – муж Елизаветы Львовны,
тетки Пушкина. С ним поэт неизменно встречался в
Москве, а перед свадьбой возил его представлять своей
невесте. Елизавета Львовна с мужем жила в доме своего
отца П.Д. Черевина, родственника Натальи Дмитриевны.
Не исключено, что, бывая у своих родных, Пушкин мог
там встретить и Наталью Дмитриевну.
Наталья Дмитриевна была единственной дочерью богатого помещика, женатого на
племяннице Дениса Ивановича Фонвизина, автора «Недоросля». Отец Наташи
(заметим, что его звали, как и отца Татьяны,- Дмитрием) долго был предводителем
дворянства в Костроме, где имел большие поместья. Девочка любила привольную
жизнь среди природы и простого народа.
Большое влияние на Наташу оказала ее няня, простая женщина. В своей
«Исповеди» Фонвизина пишет о ней: «Страстно любила свою кормилицу –
превосходную женщину, которая… не баловала меня, но внушала только доброе и
справедливое и непрестанно укрощала мою барскую спесь…»
В юности Наташа любила молодого человека, который, узнав о том, что поместья
ее отца расстроены, неожиданно исчез, даже не объяснившись. Надо было знать
глубокую натуру Апухтиной, чтобы представить весь драматизм ее положения. Она,
оскорбленная в своих чувствах, даже пыталась уйти в монастырь. Вскоре после
этого приехавший к ним в деревню генерал Михаил Александрович Фонвизин, ее
двоюродный дядя, пленился юной Наташей и сделал ей предложение.
Это был в высшей степени образованный, честный, умный и очень добрый,
мягкий человек, герой Аустерлица и Бородина, неоднократно раненный в боях и
награжденный орденами за храбрость и мужество.
Наталья Апухтина не осталась
равнодушной к чувствам Михаила
Александровича. Они обвенчались в
сентябре 1822 года в родовом имении
Давыдове, а затем приехали на
жительство в Москву, где Наталья
Дмитриевна должна была появиться в
свете. Но светское общество она не
любила и тосковала по деревенской
тишине. Из наивной, экзальтированной
девушки Фонвизина превратилась в
необыкновенную
умную,
глубоко
понимающую свой долг женщину.
На одном из светских балов Наталью
Дмитриевну, блиставшую красотой и
умом, встретил тот самый молодой
человек, которого он когда-то любила.
Он попытался выступить в роли ее
поклонника,
но
был
уничтожен
благородным и гордым отпором
Натальи Дмитриевны.
Этот сюжет и лег в основу романа
Пушкина.
На этом, пожалуй, можно было бы прекратить
сопоставление жизненных ситуаций Натальи и
Татьяны, если бы не завершающее пушкинское
творение строки:
Но то, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал…
Иных уж нет, а те далече,
Как Сади некогда сказал.
Без них Онегин дорисован.
А та, с которой образован
Татьяны милый Идеал…
О много, много Рок отъял.
Эти строки долгое время понимали так, будто
Татьяна умерла («Рок отъял»). А теперь их
значение
наполняется
новым
смыслом:
Н.Д.Фонвизина, прототип Татьяны Лариной,
оказалась среди тех, кто был «далече», среди
сосланных в Сибирь декабристов.
Задание первой творческой группе:
Доказать, что истоки нравственности героини начинаются в детстве и
юности.
-В какой социальной среде прошло детство Татьяны?
-Как характеризует автор семью Лариных?
-Какими словами рисует автор одиночество Татьяны в семье?
- Есть ли у нее внутренняя близость с сестрой Ольгой? В чем разница между
ними?
-Какую роль в жизни Татьяны играет ее няня?
-Какое значение имели для нее книги? Что она читала?
- Охарактеризовать отношение Татьяны к крепостным в их имении и
крепостных
ней.
-Какие черты характера сложились у Татьяны в детстве и юности?
-Создайте ассоциативные рисунки.
Задание второй творческой группе
Докажите правильность пушкинского определения «Татьяна –
русская душою …» примерами из текста.
- В чем проявилась близость к народному, русскому во
взглядах Татьяны?
-Как объясняет Пушкин выбор имени для своей героини?
-Охарактеризовать отношение Татьяны к родной природе и
народным обычаям.
-Проанализировать сон и именины Татьяны. Как раскрывается
суть ее души, ее внутренний мир в этих эпизодах романа?
Скомпоновать факты и проанализировать выражения, в
которых автор говорит о близости Татьяны ко всему народному
и русскому.
Задание третьей творческой группе:
Докажите примерами из текста правильность пушкинского определения «… любит
без искусства», «… кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя…».
-Подытоживая душевную жизнь Татьяны в годы ее юности, Белинский пишет:
«Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не
говорило ее душе; ум ее спал». Верно ли это, по вашему мнению?
- Где и когда Татьяна впервые увидела Онегина?
- Почему она не полюбила никого из окружавших ее дворян ( и Ленского в том
числе)?
- Как характеризует героиню ее письмо к Онегину?
- Как понимать пушкинские строки: письмо проникнуто «умом и волею живой» «и
сердцем пламенным и нежным»?
- Честен ли был жестокий приговор Онегина? Как воспримет его Татьяна?
- Как объяснение с Онегиным определяет дальнейшую жизнь Татьяны?
- Когда наступил новый этап внутренней жизни Татьяны?
- Как понимать слова Пушкина: «… и ей открылся мир иной»?
- Что помогли ей сохранить любовь к Онегину?
Задание четвертой группе:
Доказать примерами из текста справедливость пушкинских слов:
Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал!
- Какою описывает Пушкин Татьяну на светском рауте?
-В чем изменилась Татьяна?
- В каких словах, выражениях, из чего в ее поведении видно, что «равнодушная
княгиня» осталась прежней Таней?
- Охарактеризовать поведение Татьяны, когда она читает письмо к Онегину. Какие
черты прежние Тани угадываются в ней?
- Что угнетает Татьяну в светской жизни?
- Докажите примерами из текста, что недавнее, но теперь уже безвозвратно далекое
прошлое по – прежнему дорого и близко ей?
-Как характеризуют Татьяну слова:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.
-Почему же отвергла Татьяна любовь Онегина, если по – прежнему его любит?
Задание пятой творческой группе:
Трагична ли судьба Татьяны? В чем ее трагедия (в сравнении с
трагедией Онегина)?
Докажите примерами из текста правильность пушкинских слов
в отношении Татьяны: «И ты, мой верный идеал».
-Собрать все факты и охарактеризовать выражения, где поэт говорит о
своей любви к Татьяне.
- В каких строках поэт дает ей самые сердечные характеристики,
тревожится за ее судьбу.
- Какие же черты внутреннего облика Татьяны особенно привлекают
поэта?
Правдивость
Верит избранной мечте
Верность в любви
Женственность
Ум
Чувство долга
Решительность
Доверчивость
Татьяна
Любит без искусства
Нравственная безупречность
Милая простота
Живая воля
Искренность чувств
Естественность и
красота духовных
устремлений
Благородство и глубина натуры
Пламенное и нежное сердце
Принципы реализма и народности, утверждаемые Пушкиным в «Евгении Онегине»,
особенно наглядно и полно воплотились в образе Татьяны.
Осуществляя эти принципы, Пушкин во второй главе романа рассказал историю
жизни родителей Татьяны, отметил «привычки милой старины» в семье Лариных,
включил в третью главу романа «Песню девушек», т.е. описал те особенности
русского быта, которые сформировали характер Татьяны.
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
По старине торжествовали
В их доме эти вечера:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.
Как и дворовые девушки, Татьяна
«верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны».
Большую роль в формировании
взглядов Татьяны и ее чувств
сыграли книги.
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Пушкин: «… что за прелесть эти
уездные барышни! Воспитанные
на чистом воздухе, в тени
садовых яблонь, они знание света
и жизни почерпают из книжек»
Можно гадать по страницам романа
Внутренний
мир
героини в значительной
мере показан через ее
чувство
к
Онегину.
Пушкин обращается к
формам
письма
и
монолога-исповеди как
важным
приемам,
помогающим
убедительно раскрыть
переживания героев.
Письмо Татьяны и ее
последний
монолог,
обращенный к Онегину в
конце
романа,
представляют собой две
наиболее значительные
вехи,
позволяющие
особенно
наглядно
увидеть
развитие
характера героини.
Обратимся к письму Татьяны. Давно уже отмечено удивительно простое начало этого
письма.
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Во второй части письма говорится о душевных переживаниях Татьяны, связанных с
потребностью в необычном, большом чувстве, с романтической мечтой об идеальном
и необыкновенном герое.
Высказав предположение о своей возможной судьбе («По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга И добродетельная мать»), Татьяна вслед за тем решительно
его отбрасывает, потому что полюбить Петушкова или Буянова она не смогла бы. Даже
такое предположение вызывает в душе девушки протест. И Татьяна с неожиданной,
быть может, для нее самой откровенностью и смелостью говорит о том, кем является
для нее Онегин.
Другой. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
В представлении о любимом как об
ангеле-хранителе снова ощутимо
влияние книг.
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный голос раздавался
Давно…
… Нет, это был не сон!
Татьяна мыслит об Онегине и как о
друге, защитнике, руководителе. Он
должен стать избавителем не только
от сердечных, но и от душевных мук:
защитить от пошлости жизни.
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Для чуткой и впечатлительной
Татьяны
жизнь
в
среде
провинциального дворянства –гибель.
Сцена в саду и монолог Онегина – самая глубокая и самая напряженная, тяжелая
минута в жизни Татьяны
Онегин говорит с Татьяной «непривычно
мягко, словно ему больно произнести тот
продуманный
заранее,
жестокий
приговор, с каким он пришел к ней. Он ее
как бы утешает, очень жалеет и очень
понимает всю ее прелесть и обаяние. В
объяснении с Татьяной Онегин честен…
Онегин отстраняет от себя Татьяну, со
всей
прямотой
перечисляя
свои
недостатки, обнаруживая перед ней свою
скованность, то душевное смятение,
которым ему и поделиться – то не с кем…
Почти с тоской о счастье, почти
признанием в любви звучат его слова:
«Скажу без блестков мадригальных:
Нашед мой прежний идеал,
Я б верно вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог.
Мечтам и годам нет возврата,
Не обновлю души моей…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней».
Не трагично ли звучат эти строки? Сквозь оледенелость его
души какой пламень прорывается вдруг! Какая сила чувств!
Татьяна, слыша, что она отвергнута, и этим убитая,
потрясенная, в эту страшную минуту не может понять всей
мужественности такого объяснения, жестокого не только по
отношению к ней, но и к самому себе.
Объяснение с Онегиным носит трагический характер и
определяет дальнейшую жизнь Татьяны, оставаясь самым
большим горем в ее жизни.
…И меркнет милой Тани младость …
Проходит время и мы видим…
Вместо «девочки несмелой, Влюбленной, бедной и простой»
перед нами «равнодушная княгиня», «неприступная богиня
Роскошной царственной Невы», вместо «девчонки нежной» «величавая», «небрежная законодательница зал». Глубину
происшедших с Татьяной изменений подчеркивает и автор:
«Как изменилася Татьяна!» Значит, это новая, незнакомая нам
Татьяна? Да, новая. Однако «законодательница мод»
осталась в глубине души прежней – сердечной, искренней и
простой Татьяны. Недавнее, но теперь уже безвозвратно
далекое прошлое по-прежнему дорого и близко ей. Онегин и
няня всегда были в ее памяти. Няня умерла, и Онегин остался
единственным дорогим для нее человеком.
Татьяна отвергла любовь Онегина, их разлучает
то, что называется долгом, что героиня
обозначает словами «я другому отдана» и ее долг
– быть ему верной «век» - до конца жизни.
Татьяна и раньше так же относилась к долгу
жены: вспомним, что она писала Онегину, когда
еще была «девочкой несмелой»:
«Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать»
В народных представлениях о счастье нашла
Татьяна глубокий идеал нравственного долга,
нерушимой супружеской верности, так ярко
обрисованный в народных сказаниях и песнях.
Характер Тани показан Пушкиным только в
сфере любви, в девичьей и замужней жизни
Татьяны, в ее сложных отношениях к Онегину. В
понимании Пушкина Татьяна – идеал русской
женщины. Это типичные черты русского
национального характера: простота, живая воля,
ум, пламенное и нежное сердце, доверчивость,
вера в избранную мечту.
Следующая цитата
В презентацию "Евгений Онегин". Татьяна. Часть I" включен материал обучающего, познавательного и воспитательного характера. Ученики смогут осмыслить актуальные для них этические и нравственные проблемы, например, проблему "отцов и детей". Разнообразные вопросы и задания нацелены на то, чтобы ученики смогли понять авторскую позицию и сформировать собственное мнение о героине, сверить его с точкой зрения В. Белинского.
Вложение | Размер |
---|---|
tatyana._chast_i.ppt | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по презентации «Евгений Онегин». Онегин. Петербургский период» (Часть I и II) побуждает ученика мысленно воссоздать Петербургский период жизни Евгения Онегина, понять ег.
Работа по презентации «Евгений Онегин». Онегин. Петербургский период» (Часть I и II) побуждает ученика мысленно воссоздать Петербургский период жизни Евгения Онегина, понять ег.
В презентации "Деревенский период в жизни Онегина» (в 2-х частях) на слайдах размещены не только иллюстрации к деревенскому периоду жизни Онегина, но и предложен текстовой материал, в кото.
В презентации»Деревенский период в жизни Онегина» на слайдах размещены не только иллюстрации к деревенскому периоду жизни Онегина, но и предложен текстовой материал, в котором расставлены .
Иллюстративный материал слайдов презентации "Евгений Онегин". Ленский" сопровождается текстовыми фрагментами, вопросами: проблемного характера, вопросами-стимуляторами, вопросами, фокусирующими вниман.
Используя материал презентации "Евгений Онегин". Татьяна. Часть II", можно продолжить беседу о любимой героине Пушкина, подкрепив её иллюстрациями, заданиями и проблемными, логическими вопросами.
Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Оль.
Следующая цитата
Методическая разработка по литературе для учащихся 9-х классов.
Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их душевные, нравственные и интеллектуальные качества, чистоту, ум, полное любви сердце, стремление к свободе, к борьбе - вот черты, характерные для образа русской женщины в русской классической литературе. Достаточно вспомнить полный красоты и лиризма пленительный образ древнерусской женщины Ярославны - воплощение любви и верности. Наташи Ростовой- одаренной, жизнерадостной и решительной. Маши Мироновой - сумевшей сохранить жизнь любимого человека.Татьяны Лариной - сохранившей верность любви к Онегину и своему супружескому долгу.
Презентация "Русские женщины" - наглядный материал к данному уроку.
Вложение | Размер |
---|---|
e.o.docx | 23.44 КБ |
russkie_zhenshchiny.pptx | 270.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия»
учитель русского языка и литературы
Куадже Ася Шумафовна
Татьяна Ларина – «милый идеал» А.С.Пушкина в романе «Евгений Онегин»
Цели: рассмотреть своеобразие женского образа в романе; раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини; развивать умения учащихся сопоставлять образы героев, определять приемы авторской характеристики.
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
- Фронтальный опрос.
- Чтение цитатных характеристик Татьяны Лариной.
- Портрет. «Ни красотой сестры своей,/ Ни свежестью ее румяной / Не привлекла б она очей./ Дика, печальна, молчалива,/ Как лань лесная боязлива…» Но Онегин сразу оценил девушку при встрече: он изумился выбору Ленского, сказав, что «выбрал бы другую» - не Ольгу, а ее сестру. « Она в семье своей родной казалась девочкой чужой»: шумным играм предпочитала уединение, кукол в руки не брала – ей нравилось читать, слушать рассказы няни о старине.
- В любви. Отличается от светских девушек: ни кокетства, жеманства, неестественности. Зато есть наивность, поэтичность, мечтательность. Под влиянием прочитанных романов создает в своем воображении романтический образ возлюбленного и сразу узнает его в Онегине. Проявляет решительность и смелость, открывшись ему, своим письмом фактически бросает вызов светским условностям.
- В основе мира Татьяны – народная культура. Тонко чувствует природу; душевная чуткость делает ее ближе к простому народу, чем к светскому обществу.
Даже имя ее привычнее в народной среде (так звали горничных, служанок, дворовых девушек). Им впервые названа героиня романа. Неслучайны эпизоды о гаданиях и сне Татьяны – подчеркнута связь с фольклорными традициями.
- «Милый идеал» А.Пушкина. Интуиция, проницательность, природный ум. Перед нами неброская, печальная, но глубокая и чистая натура с богатым внутренним миром. Она проявляет высокую нравственность в сцене последнего объяснения с Онегиным. В ответ на любовное признание, продолжая его любить, она говорит: /Но я другому отдана;/ Я буду век ему верна./ Она воплощение идеального образа русской женщины, в котором отражены пушкинские понятия о нравственности.
В светской жизни. Став светской дамой, женой генерала, она остается прежней простой девушкой. Не изменяет своим духовным ценностям в угоду светскому обществу, сохранив в душе искренность и чистоту. Светскую жизнь считает «блеском, мишурой, ветошью маскарада». Проявляется цельность натуры.
Интересы и занятия молодой дворянской женщины.
На общем фоне быта русского дворянства начала 19 века мир женщины был обособленной сферой.
- Главная цель образования – сделать из девушки привлекательную невесту. Со вступлением в брак обучение прекращалось.
Как правило, образование девушек было домашним и более поверхностным, чем у юношей. Девочки в то время воспитывались под руководством гувернантки – француженки. Обычно образование ограничивалось:
- разговором на одном – двух иностранных языках (чаще всего французском и немецком);
- умением танцевать и держаться в обществе;
- элементарными навыками рисования, пения, игры на каком – то музыкальном инструменте;
- знакомством с историей, географией, словесностью.
Вступление в брак.
В 18 веке замуж отдавали в 14 – 15 лет, а в начале 19 века молодые дворянки вступали в брак в 17 – 19 лет. Но «сердечная жизнь», время первых увлечений начинались значительно раньше. Мужчины смотрели на юную дворянку как на женщину в том возрасте, в котором мы увидели бы в ней лишь ребенка.
Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу – крепостницу (как Прасковья Ларина), в столичную светскую даму или в провинциальную сплетницу.
Чтение сцены объяснения Онегина и Татьяны в конце романа.
- Каково ваше отношение к решению Татьяны?
- Изменилась ли Татьяна Ларина в финале романа?
- Почему Онегин, отвергший любовь провинциальной барышни, влюбляется в светскую даму?
- Почему, любя Онегина, Татьяна отказывается от счастья? ( Татьяна нравственно чиста и верна своему долгу). (Слайд 9)
В.Г.Белинский о Татьяне.
Пушкин «первым поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину». «Татьяна – это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы». «Татьяна …натура глубокая, любящая, страстная».
В.Г.Белинский об Онегине.
Онегин для него – «страдающий эгоист», «эгоист поневоле». Он – «не демон, не пародия, не модная причуда, не гений, не великий человек, а просто – добрый малый, как вы да я, как целый свет».
- Работа по теме урока.
- Один скульптор в древнегреческой легенде изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, вот – вот заговорит. Но скульптура молчала. И творец ее заболел. Он занемог от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о прекрасной женщине. В нее вложил свою душу. И терзался от того, что никогда не станет мраморная девушка живой. И настолько сильна была эта странная любовь, что боги сжалились над ним и оживили скульптуру.
Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. Возможно, так случилось и с Пушкиным. Работая над романом «Евгений Онегин», он вдруг почувствовал, какая чудесная девушка оживает под его пером. И на многих страницах невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна, с тобой теперь я слезы лью…».
Роль образа Татьяны Лариной в романе ( Татьяна Ларина – это сильная личность, которая способна осознать возвышенность целей и преодолеть бездуховность среды).
- Внутренний мир героини. (Роль внутреннего монолога).
- Татьяна и Онегин, их взаимоотношения.(Слайд 6)
- Чтение наизусть «Письма Татьяны к Онегину».
- Чтение сцены «чудного сна» Татьяны. (Слайд 8)
- Татьяна Ларина – «законодательница зал».
- «А счастье было так возможно, так близко!»
- И что же случилось? В чем, по – вашему, причина отказа Татьяны от личного счастья?
- Чтение наизусть «Письма Онегина к Татьяне».
- Какие перемены произошли в душе Онегина?
- Ваше отношение к герою.
- Итог урока.
- Почему поэт разъединяет судьбы Онегина и Татьяны?
- Роль жизненных обстоятельств в судьбе героев.
- Домашнее задание : прочитать отдельные эпизоды романа;
- Готовиться к контрольному сочинению по творчеству А.С.Пушкина.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги. ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы г.Майкоп,2013 Куадже Ася Шумафовна Русские женщины
Ярославна - воплощение любви и верности. Ее печаль в разлуке с Игорем совмещается с гражданской скорбью: Ярославна переживает гибель дружины своего мужа и, обращаясь к силам природы, просит помочь не только ее "ладе", но и всем его воинам. Автор "Слова" сумел придать образу Ярославны необыкновенную жизненность и правдивость, Он первый создал прекрасный образ русской женщины.
Ната́ша ( Натали ) Росто́ва (полное имя Наталья Ильинична Ростова )— героиня романа Льва Толстого «Война и мир». Дочь Ильи Андреевича Ростова. В романе Наташа Ростова представляет собой живую, эмоциональную девушку, естественное обаяние которой противопоставляется холодной красоте светских дам. Во время приближения Наполеона к Москве многие раненые солдаты размещаются в доме Ростовых. Когда Ростовы планируют эвакуироваться из Москвы, Наташа просит своих родителей использовать их повозки для транспортировки раненых. Увидев среди раненых князя Андрея, Наташа заботится о нём.
Во встрече Маши с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки – простой русской девушки, трусливой по натуре, безо всякого образования, нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твёрдости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чём не виновного жениха.
Татьяна Дмитриевна Ларина , в замужестве княгиня N — главная героиня романа « Евгений Онегин ». Эталон и пример для бесчисленных женских персонажей в произведениях многих русских писателей, «национальный тип» русской женщины, пылкой и чистой, мечтательной и прямодушной, стойкого друга и героической жены.
Оба приятеля (Евгений и Владимир) обсуждают сестер (3, V), и Евгений удивляется, что Владимир, будучи поэтом, влюбляется в скучную Ольгу, а не в меланхоличную Татьяну. Далее мысли его не заходят, в то время как у Лариных начинают судить-рядить, и прочат его в женихи Татьяне. « Пора пришла, она влюбилась ». Начитавшись любовных романов, девушка воображает Онегина ее героем и пишет ему любовное признание « Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу ещё сказать ?…» (III, «Письмо Татьяны к Онегину»). Через несколько дней после получения письма Онегин приезжает к ним в поместье, находит девушку в саду и делает ей выговор (4 глава, начало).
На именинах Онегин, разозленный тем, что Ленский притащил его с собой, флиртует с Ольгой, что влечет за собой вызов на дуэль (5, XLV).
На святках (25 декабря — 5 января) суеверная Татьяна гадает (5, Х), и ночью с 5 на 6 января ей снится сон про лес и медведя, который оборачивается Евгением. Этот большой медведь оказывается «Онегину кумом, точно так же, как по-медвежьи толстый генерал, муж Татьяны, появляющийся в восьмой главе, оказывается онегинским родней и другом» [
Вернувшись из путешествия осенью 1824 года, Онегин возвращается в свет, где видит повзрослевшую Татьяну в малиновом берете (8, XIV), которая замужем около 2 лет за важным генералом, князем, другом и родней Онегина. «Ужель та самая Татьяна?» (8, XX). Он влюбляется безумно в светскую даму, которая вежливо его игнорирует. Ослабевший, он пишет письмо: «Но чтоб продлилась жизнь моя, / Я утром должен быть уверен, /Что с вами днем увижусь я» (8, «Письмо Онегина к Татьяне»)… Нежданно приезжает к Татьяне и застает её плачущей над своим письмом. «Но я другому отдана; Я буду век ему верна» , говорит она.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - анализ письма Татьяны Лариной.)Урок позволяет вчитаться, вчувствоваться в текст письма, открыть неизвестное в известном, тем самым приблизиться к пониманию идейного содержания и художественной ценности классического текста, учит шк.
Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О.
Исследовательская работа «Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной»Актуальность исследовательской работы на сегодняшний день. «Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной» проводится в рамках учебной деятельности по литературе.
Материалом для изучения темы "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных" служат предложения из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Все предложения посвящены главной героине Татьяне .
Проанализировать сюжетную линию романа: любовь Татьяны и Евгения Онегина, как раскрываются герои, их характеры в любви. ;Просл.
Кластер " Характеристика Татьяны Лариной " по роману в стихал А.С. Пушкина " Евгений Онегин"Кластер "Харакиеристика Татьяны Лариной".
Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Оль.
Следующая цитата
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарийАннотация к презентации
Формат pptx (powerpoint) Количество слайдов Аудитория Слова Конспект ОтсутствуетСодержание
Автор наделяет свою героиню простым именем: “Ее сестра звалась Татьяна”
Татьяна — простая провинциальная девушка, она не красавица, но задумчивость и мечтательность выделяют ее среди других людей, в обществе которых она чувствует себя одиноко, так как они не способны понять ее. «Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.»
Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием, не интересовалась модой: «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Про вести города, про моды Беседы с нею не вела.»
«Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму. » Татьяна тонко чувствует красоту природы:
«Она любила на балконеПредупреждать зари восход,Когда на бледном небосклонеЗвезд исчезает хоровод,И тихо край земли светлеет,И, вестник утра, ветер веет,И всходит постепенно день.Зимой, когда ночная теньПолмиром доле обладает,И доле в праздной тишине,При отуманенной луне,Восток ленивый почивает,В привычный час пробужденаВставала при свечах она.»
«Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона и Руссо.» Единственным развлечением, приносившим удовольствие этой девушке, было чтение книг:
В. Г. Белинский говорил: “Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви”. И он был прав в своем утверждении:
«Давно ее воображенье,Сгорая негой и тоской, Алкало пищи роковой; Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь; Душа ждала. кого-нибудь И дождалась. Открылись очи, Она сказала: это он!»
Татьяна из тех “девушек”, для которых любовь может быть или великим счастьем, или большим несчастьем. В Онегине девушка сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родственную душу. В сердечном порыве она решается написать своему возлюбленному письмо-откровение, признание в любви:
«Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу ещё сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать.»
"Татьяна пред окном стояла,На стекла хладные дыша,Задумавшись, моя душа,Прелестным пальчиком писалаНа отуманенном стеклеЗаветный вензель - О да Е "
В первых главах перед читателем возникает образ наивной девушки, искренней в своем стремлении к счастью. Но вот прошло два года. Татьяна — княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Изменилась ли она?
«Ума была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех Без притязаний на успех Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей”. Все тихо, просто было в ней…» И да, и нет. Конечно, она “в роль свою вошла”, но не потеряла главного — простоты, естественности, человеческого достоинства:
Татьяна не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который “в сраженьях изувечен”, гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью. Татьяна остается верна своему долгу и при встрече с Онегиным она говорит:
«Я вас люблю, (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.»
Татьяна является для поэта идеалом женщины, и он этого не скрывает: “Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою. ” В последней строфе романа читаем строки: “А та, с которой образован Татьяны милый идеал. О много, много рок отъял”. А. С. Пушкин восхищается своей героиней.
Читайте также: