Образ сони мармеладовой в романе преступление и наказание с цитатами

Обновлено: 22.12.2024

Федор Михайлович Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” показывает нам двух абсолютно противоположных героев - Родиона и Соню. Их отличие не только в половом признаке, но и в отношении к жизни и к самому себе. Если Сонечка - это трепетное и милое существо, то Родион - угрюмый и нелюдимый человек.

Содержание:

  • Характеристика Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой
  • Первое знакомство Софьи и Родиона
  • Развитие отношений Мармеладовой и Раскольникова
  • Признание Раскольникова
  • Любовь или жертва?

Характеристика Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой

Родион Раскольников - студент, который из-за долгов бросил учебу. Во время своей депрессии и отсутствия денег создал теорию о двух типах людей: право имеющих и тварей дрожащих, о сильных и слабых мира сего. Он грезит стать таким же, как Наполеон, захватывать страны и вершить судьбы людей.

Рис. 1. Родион Раскольников. Иллюстрации И.С.Глазунова Софья Мармеладова - молодая красивая девушка, по воле судьбы оказалась девушкой, продающей свое тело. По образованию швея, но это не приносит тот доход, который способен прокормить ее семью. София Семеновна добрая и отзывчивая девушка, способная ради семьи и других людей пойти на жертвы, даже в ущерб себе.

Первое знакомство Софьи и Родиона

Родион узнает о Соне за несколько дней до их встречи из разговора отца Софьи, бывшего чиновника Мармеладова. Мармеладов, пьяный, сидя в харчевне, куда пришел главный герой перекусить, рассказывает о своей дочери и ее тяжелой жизни. Через 8 дней Раскольников увидел на площади умирающего под лошадью Мармеладова. Родион приносит отца Сони в их дом, при таких трагических событиях происходит первая встреча Сони и Родиона. Соня, впервые увидев Раскольникова, очень стесняется своего наряда и практически не смеет поднимать взгляд на гостя. Родион, напротив, с интересом разглядывает девушку. Мармеладов умирает на руках дочери, Раскольников очень сопереживает семье. Родион оставляет последние сбережения на похороны и уходит из дома Мармеладовых.

Рис. 2. Соня Мармеладова

Развитие отношений Мармеладовой и Раскольникова

Софья приходит к Родиону домой поблагодарить за оставленные деньги. Вместе с Раскольниковым в комнате студента присутствуют мать и сестра героя. Родион представляет родным Соню. Следующая встреча происходит в тот же день, герой намекает Соне, что знает, кто убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Раскольников не выдает себя, так как мечется внутри себя. Отношения их становятся более теплыми и доверительными. На поминках Мармеладова Соню обвиняют в воровстве, но за нее заступается жилец Лебезятников. Раскольников понимает, что эта девушка с чистой душой, которую хотят запятнать такие, как “Лужины”. Родион решается рассказать Софье о своем преступлении. После скандала, устроенным Лужиным, Раскольников приходит к Соне, и признается ей во всем. Девушка принимает информацию спокойно и понимающе. Она предлагает ему сдаться, но он еще не готов к этому.

Рис. 3. Соня Мармеладова и Родион Раскольников

Признание Раскольникова

Раскольников все же решает признаться. Он приходит к Соне и видит в ее глазах доброту к нему, он не понимает, почему она так к нему относится, он ведь убийца.

Важно! Девушка надевает крест преступнику, и отправляет его в полицию.

Родион молча доходит до участка, но не может решится на признание. И вновь он встречается глазами с Соней, которая тайком следила за ним, и поднимается к следователю. Раскольников признается в своем преступлении. На суде было решено сослать Родиона в Сибирь, Соня едет за ним. Им обоим было трудно. Раскольников долго не мог отойти от своей теории, он считал, что убил никчемную “вошь”, на что Соня отвечала, что нельзя сравнивать жизнь человека с насекомым. На каторге девушка старается помогать всем вокруг, ее доброта и отзывчивость безгранична. Ей не важно, какое преступление совершил тот или иной каторжник, она смотрит на душу человека и пытается спасти ее. В тюрьме Родион начал читать библию, благодаря Соне, и через ее доброту и поддержку душа Раскольникова наконец-то раскаялась.

Рис. 4. Иллюстрация к «Преступлению и наказанию». Н. Н. Каразин

Любовь или жертва?

  • “Преступление и наказание” - краткое содержание романа Ф.М. Достоевского

  • Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского "Преступление и наказание"

  • Теория Раскольникова - суть, причины появления, крах

  • Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

  • Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание"

  • Двойники Родиона Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

  • Дуня Раскольникова - характеристика героини романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тест для закрепления материала

1 Как Родион Раскольников узнает о Соне Мармеладовой?

  • Из разговоров Мармеладова
  • Из разговоров Лужина
  • Это подружка сестры Родиона

Следующий вопрос

Вопрос 1 из 6

2 Как отреагировала Соня, после признания Раскольникова в убийстве старухи-процентщицы?

Следующая цитата

Правда девушки заключается в ее безмерной доброте — это неоспоримый аргумент. Она верит в лучшее будущее, во всем видит положительный исход. Соню постоянно настигают жизненные трудности, но на Бога она не ропщет, наоборот, проявляет к нему полное доверие, полагая, что каждому представителю общества в трудную минуту будет оказана помощь свыше.

Окружающий жестокий и несправедливый мир не сломил Мармеладову и не озлобил, ей удалось сохранить способность по проявлению доброты и милосердия к людям.

Соня в сложных ситуациях жертвует собой, спасая тем самым окружающих. Первостепенным качеством является самоотверженность, в самопожертвовании же виднеется весь смысл жизни.

Отношение к семье

Яркий пример проявления доброты представлен тем, что девушка превыше своей жизни ставит судьбы близких и родных. С целью материального обеспечения семьи она вынуждена идти на отчаянный шаг — заняться аморальным и непристойным делом, осуждаемым в обществе. Продавая свое тело, героиня совершает преступления против своих взглядов и убеждений, но благо близких людей для нее дороже. Вся правда Сонечки заключается в доброте и самопожертвовании:

  • она уважительно относится к отцу;
  • постоянно жалеет мачеху Катерину Ивановну, которая живет в окружении отчаяния и несправедливостей;
  • после смерти папы она не оставила женщину с детьми, всячески помогала ей, ничего не требуя взамен.

Героиня стремилась перенять на себя хотя бы часть страданий, которые обрушились на мачеху. В этом и заключается ее доброта.

Взаимопонимание с Родионом Раскольниковым

В отношениях с молодым человеком, который совершил страшное преступление, также проявляется доброта Сони. Девушка не отрекается от преступника и убийцы, когда ей открылась вся правда. Мармеладова убеждена, что оступившийся человек имеет право на хорошее отношение со стороны окружающих его людей, на помощь и взаимовыручку.

Правда девушки в том, что каждый представитель общества, каким бы он ни оказался, имеет право творить добро и получать его от окружающих. Она не привыкла разделять людей на добрых и злых. Уверена, что каждый человек в глубине души хранит только добрые помыслы и намерения.

В одном из эпизодов произведения главный герой обратился к Соне с вопросом, достоин ли жестокий и алчный Лужин жизни. Она без раздумий заявила, что не имеет права судить о том, кто из людей имеет право на существование, а кто — нет. Девушка в каждом индивидууме стремится видеть только положительные стороны, верит, что злые поступки совершаются из-за давления со стороны ожесточенного окружающего мира.

В завершение следует сказать, что правда, проповедуемая Сонечкой Мармеладовой, заключается в безмерной доброте и вере в Бога. Она убеждена, что перед Всевышним все люди абсолютно равны, поэтому могут совершать положительные поступки, получать в результате добро. С учетом таких взглядов на жизнь можно рассматривать настоящую доброту героини романа «Преступление и наказание». При написании ЕГЭ на тему произведения Ф. М. Достоевского следует кратко обозначить идеальный образ и внутреннюю красоту девушки.

Следующая цитата

Соня Мармеладова - один из центральных персонажей, в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Фигура противоречивая: с одной стороны - у нее не благородная профессия, с другой - Соня открытый и чуткий человек. Характеристика Сони Мармеладовой - это синтез ее воспоминаний, отношение автора и реакция других персонажей романа.

Содержание:

  • Внешность Сони Мармеладовой
  • Характер Сони Мармеладовой
  • История Сони Мармеладовой в романе
  • Роль Сони Мармеладовой в романе

Внешность Сони Мармеладовой

Достоевский упоминает о ее некрасивой внешности и лице, но делает акцент на глазах. Глаза Сони при оживлении делали лицо добродушнее и милее. Ей было 18 лет, автор часто называет Соню “худенькое и маленькое создание”. У нее было детское лицо, которое олицетворяло невинность и чистоту.

Рис. 1. Соня Мармеладова. Дементий Шмаринов. 1935–1936 годы Сонечка носила потрепанные вещи, но они отличались яркими расцветками и нелепыми украшениями. Вся ее одежда должна была привлечь будущих “клиентов”. На ней часто была смешная соломенная шляпа.

Характер Сони Мармеладовой

Характер Сонечки - сплошные противоречия. Она считает себя грешницей, которая не может быть в комнате с другими хорошими женщинами. Другие отзываются о ней, как доброй и трудолюбивой девушке. Героиня не может постоять за себя, ее постоянно унижают окружающие ее люди. Скромность и слабость перед людьми сочетается с огромной душевной силой. Софья Мармеладова - это и сильный духом человек. Она способна простить свою мачеху за испорченную жизнь, из-за любви к сводным братьям и сестрам, она идет продавать себя, а из-за любви к Родиону Раскольникову едет за ним на каторжные работы, и ждет проявления его любви.

Рис. 2. "Преступление и наказание". Николай Каразин. 1893 год Силу духа героиня воспитала благодаря вере в Бога, и тут вновь идет противоречие. Сонечка постоянно говорит о том, что надо жить по закону Божьему, но все равно занимается непотребными делами. Она не принадлежит себе, Соня полностью зависима от окружения. Самопожертвование - ее главная цель в жизни, она привыкла жить в зависимости от кого-то. Даже мачеха Сони, Катерина Ивановна говорит о том, что Сонечка готова отдать последнее платье и остаться босой, если это нужно человеку.

История Сони Мармеладовой в романе

Соня Мармеладова рано потеряла мать, ее воспитывал отец - чиновник Семен Захарович Мармеладов, и мачеха Катерина Ивановна. Мачеха была очень строга с маленькой Сонькой, но девушка к ней проявляет милосердие, не держит зла на нее. Долгое время Соня работала швеей, однако, это не приносило доход. Семен Захарович из-за пьянства теряет работу, и дочь вынуждена идти работать “по желтому билету”. Из-за своей непристойной работы она живет отдельно от родных. Работа приносит ей деньги, на которые она содержит отца, мачеху и троих детей Катерины Ивановны. Софья никогда не упрекает своих родных, что они не работают, а даже дает деньги отцу, чтобы тот сходил в трактир.

Рис. 3. "Преступление и наказание". Николай Каразин. 1893 год Все усилия Сони стали напрасны, когда Семен Захарович попадает под лошадь и погибает, Катерина Ивановна умирает от чахотки, а детей забирают в детский дом. Героине стало не для кого жить, и в это время ее возлюбленного Родиона Раскольникова отправляют на каторгу. Мармеладова едет за ним, и ее жизнь вновь становится значимой. На каторге она вспоминает профессию швеи и зарабатывает не только деньги, но и покровительство некоторых значимых людей в городе. Благодаря знакомствам Сонечки, Родиону Раскольникову дают легкие работы.Софья Мармеладова становится популярной в городе.

Важно! Софья Семеновна становится модисткой, то есть мастером по изготовлению головных уборов, платьев и белья.

  • Каторжникам она помогала отвечать на письма родственников, угощала их пирогами и калачами, проявляла сострадание.
  • Молодым девушкам она шила наряды для вечеров, а пожилым дамам давала советы по хозяйству.

Роль Сони Мармеладовой в романе

Софья Семеновна Мармеладова - противопоставление главному герою романа Родиону Раскольникову. Она считает, что никто, кроме Бога, не имеет права отбирать жизнь у человека, что идет в противовес теории о “тварях дрожащих и право имеющих”.

Следующая цитата

  1. Семен Захарович Мармеладов — отец семейства, спившийся чиновник «лет уже за 50». (Цитаты)
    — дочь Мармеладова от первого брака, «лет восемнадцати». Вынуждена торговать собой чтобы содержать семью. (Цитаты)
    — его молодая жена «лет тридцати», с тремя детьми от первого брака. Из-за ужасных условий проживания заболела чахоткой.
  2. Поленька — 10-летняя дочь Катерины Ивановны.
  3. Коленька — 7-летний сын Катерины Ивановны.
  4. Лидочка (также зовется Ленечкой) — 6-летняя дочь Катерины Ивановны

Мармеладов Семен Захарович

Мармеладов Семен Захарович — титулярный советник. Лишился работы в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить:

«Это был человек лет уже за 50,… с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто безумие».
— Часть 1, Глава II.

Из-за своего порока Мармеладов дошел до последней ступени человеческого падения:

«От него не доходы, а только мука была. Ведь он, пьяница, всё пропивал. Нас обкрадывал да в кабак носил, ихнюю да мою жизнь в кабаке извел! И слава богу, что помирает! Убытку меньше!»
— Часть 2, Глава VII. Катерина Ивановна о муже

Из-за того что Мармеладов не мог содержать семью его дочь Соня была вынужденна пойти торговать собой:

«Лежал я тогда… ну, да уж что! лежал пьяненькой-с, и слышу, говорит моя Соня (безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое), говорит: «Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?» … «А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, — чего беречь? Эко сокровище!»
— Часть 1, Глава II.

Но сам порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, сознанием обездоленности, приниженности, которые приносит ему нищета:

«Милостивый государь, — начал он почти с торжественностью, — бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же — никогда и никто».
— Часть 1, Глава II.

В своих мечтах он возвращается к нормальной жизни и вытащит семью из этой бедности:

«Ибо я все это могу чувствовать. И в продолжение всего того райского дня моей жизни и всего того вечера я и сам в мечтаниях летучих препровождал: и то есть как я это все устрою и ребятишек одену, и ей спокой дам, и дочь мою единородную от бесчестья в лоно семьи возвращу… И многое, многое…»
— Часть 1, Глава II.


Семен Захарович Мармеладов в сериале «Преступление и наказание» (2007)

Соня Мармеладова

Соня Мармеладова — главная героиня романа — внешне очень похожа на традиционного «маленького человека», который смиренно подчиняется обстоятельствам, безропотно идёт к гибели. Чтобы спасти таких людей, как Соня, Раскольников и придумал свою теорию, но, оказывается, Соня только на первый взгляд слабый по характеру человек, а на самом деле она сильная личность: увидев, что её семья дошла до крайней нищеты, она приняла тяжёлое решение и спасла хотя бы на время своих родственников от голодной смерти.

«Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!»
— Часть 5, глава III.

Несмотря на свою позорную профессию, Соня сохраняет душевную чистоту. Она с достоинством переносит издевательства окружающих по поводу своего положения в обществе. Более того, благодаря своей душевной стойкости, именно она смогла поддержать убийцу Раскольникова, именно она помогает ему найти правильный, сточки зрения Достоевского, выход из морального тупика: через искреннее покаяние и страдание вернуться к нормальной человеческой жизни. Она и сама искупает свои невольные грехи, и поддерживает Раскольникова на каторге.


Соня Мармеладова в сериале «Преступление и наказание» (2007)

Катерина Ивановна Мармеладова

Катерина Ивановна, по отзыву Мармеладова, «дама горячая, гордая и непреклонная» (1, II), она хлопочет перед генералом за мужа, устраивает пьяному супругу «воспитательные» скандалы, доводит Соню упрёками до того, что девушка идёт на панель, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи:

«А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, — чего беречь? Эко сокровище!» Но не вините, не вините, милостивый государь, не вините! Не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле… Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает.
— Часть 1, Глава II

Катерина Ивановна — образованная, воспитанная женщина из хорошей семьи. Отец героини был надворным советником (этот чин соответствовал полковнику в армии):

«Папаша был статский полковник и уже почти губернатор; ему только оставался всего один какой-нибудь шаг, так что все к нему ездили и говорили: «Мы вас уж так и считаем, Иван Михайлыч, за нашего губернатора».»
— Часть 2, Глава VII

Еще в юности Катерина Ивановна сбежала из дома с молодым офицером, но он увлекался картами из-за чего попал под суд и умер. В итоге Катерина Ивановна в молодом возрасте осталась вдовой с тремя детьми:

«Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дому родительского. Мужа любила чрезмерно, но в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер.»
— Часть 1, Глава II

В этот момент женщина познакомилась с Мармеладовым, который из жалости женился на ней:

«. тогда я, тоже вдовец, и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея, руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание. Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая — пошла! Ибо некуда было идти.»
— Часть 1, Глава II

К сожалению, в браке с Мармеладовым Катерина Ивановна не обрела счастья. Судя по всему, более менее стабильная семейная жизнь Мармеладовых продолжалась около года. Затем отец семейства начал пьянcтвoвать и семья впала в нищету.


Катерина Ивановна Мармеладова в сериале «Преступление и наказание» (2007)

Дети Катерины Ивановны

Мастерство писателя проявилось высочайшим образом в описании детей Катерины Ивановны — так трогательно, подробно, реалистично он описывает этих вечно голодных детей, обреченных жить в нищете.

«. Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что прибили. Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовомбурнусике, сшитом ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до колен, стояла в углу подле маленького брата, обхватив его шею своею длинною, высохшею как спичка рукой. Она. следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее исхудавшем и испуганном личике. »

Это трогает до глубины души. Кто знает — возможно то, что они в итоге попадают в детский дом, более лучших выход, чем остаться на улице и попрошайничать.


Дети Катерины Ивановны Мармеладовой

Квартира Мармелаовых

Семен Захарович Мармеладов — пьющий человек и не имеет работы, поэтому семья вынужденна арендовать самую дешевую квартиру. Даже не квартиру, а проходную комнату. По жилищу разбросаны детские вещи, через комнату протянута дырявая простыня, предметами мебели служат два стула, ободранный диван и старый кухонный стол, ничем не накрытый и никогда не крашенный. Освещением служит огарок свечи, что символизирует собою смерть, распад семьи.

«Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый.»
— Часть 1, глава II

Жалкая арендная комната в которой Мармеладов проживал со своей женой и детьми — типичный приют столичной бедноты. При виде этой комнаты, нищеты обитателей понятной становится та горечь, с которой ее хозяин несколько часов назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни:

«Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый.»
— Часть 1, глава II

Соня, дочь Мармеладова, раньше проживала на квартире вместе со своей семьей, но из-за своей позорной профессии была вынуждена съехать и снять отдельную комнату.

Читайте также: