Образ ситникова с цитатами

Обновлено: 06.11.2024

Какую роль играют образы Кукшиной и Ситникова в романе «Отцы и дети»?

В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя. Но по какому пути должна развиваться Россия? Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному. В предыдущих романах, Тургенев явно симпатизировал дворянским либералам, хотя видел и честно изображал их недостатки: вялость характера, нерешительность, погружённость в собственные переживания (например, Фёдор Лаврецкий из романа «Дворянское гнездо», Андрей Берсеньев и Павел Шубин из романа «Накануне»), В «Отцах и детях» писатель сделал главным героем демократа, который выступает принципиальным противником либерального дворянства. Поэтому тема романа — описание общественной борьбы накануне 1861 года, а идея — изображение «нового человека», как Тургенев видел и понимал его. По тому, как писатель представил Базарова, можно сказать, что в Тургеневе боролись два чувства. С одной стороны, революционный демократ Базаров отрицает идеалы дворянского общества, то есть, как казалось автору, уже ничего не признаёт и заслуживает названия нигилист. С другой стороны, Тургенев честно старается понять и изобразить характер Базарова. Именно такой подход к «новому человеку» делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно интересным. Автору не очень симпатичен Базаров, что заметно из описания его непривлекательной внешности, странного балахона-пальто, бесцеремонного поведения, хотя одновременно с этим Тургенев признаёт в главном герое пытливый ум, трезвость мысли, прямоту чувств, собранность воли, что делает его необычным человеком среди мягких, безынициативных дворян Кирсановых. Писателю не нравится презрение Базарова к дворянской культуре и её традиционным ценностям (к семейным отношениям, любви, искусству, природе), но Тургенев не нашёл среди дворян, общающихся с молодым нигилистом, никого, кто мог бы победить его в идейных спорах. В романе среди дворян у Базарова нет достойных противников, но и настоящих единомышленников у него тоже нет. Аркадий Кирсанов дорожит дружбой «лекарского сына» и искренне считает, что Базаров — «один из самых замечательных людей» (XXI), с которыми он когда-либо встречался. Но в конце романа Аркадий прощается со своим другом-учителем навсегда, так как не выдерживает требований базаровского максимализма. Для Базарова дело — борьба с устаревшими научными взглядами и несправедливыми общественными порядками; для Аркадия дело — любовь, семья, поэтому он спокойно меняет передовые общественные идеи на счастливое житьё-бытьё в родовом имении. К нему Базаров относится дружелюбно и одновременно снисходительно-иронически. Откровенно презрительно относится Базаров к двум другим «нигилистам» — к Кукшиной и Ситникову, но вынужден их терпеть, чтобы иметь под рукой помощников, предназначенных для разных грязных дел: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать. » (XIX). При всей нелюбви Базарова к аристократам он должен признать, что дворяне Кирсановы и Локтевы по уму и развитию многократно превосходят «нигилистов» Ситникова и Кукшину. Если Базарова Тургенев изображает в романе серьёзно, а в некоторых эпизодах даже сочувственно, то Кукшина и Ситников описываются просто сатирически. Тургенев сознательно заостряет их безалаберность, распущенность, глупость. Их вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! — и дело в шляпе. (…) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» (X). Чтобы показать своё отношение к женской эмансипации (равноправию), Тургенев рисует в романе двух помещиц — Авдотыо Никитичну Кукшину и Анну Сергеевну Одинцову. Обе героини свободны, правда по разным причинам. Одинцова — молодая вдова и поэтому вполне самостоятельна: сама успешно управляет своим имением, заботится о младшей сестре Катей старой тётке. Она, не боясь злых сплетен, приглашает Базарова и Аркадия к себе в имение. Кукшина тоже самостоятельна, так как «разъехалась» (XII) (разводы были в то время чрезвычайно редки) с мужем, но эта «передовая», по рекомендации Ситникова, дама не знает, что делать со своей независимостью. Её имением практически управляет староста Ерофей, которого она красиво сравнивает со знаменитым американским литературным героем (!) — Патфайндером (Следопытом из одноимённого романа Ф.Купера), детей у неё нет, о её бедных родственниках ни разу не упоминается. Одним словом, Кукшина использует свою свободу очень неразумно: ведёт беспорядочный образ жизни и скандализирует время от времени губернское общество.

Тургенев помещает в свой роман два очень похожих эпизода: сначала Базаров и Аркадий запросто приходят в гости к Кукшиной (XIII), а через несколько дней, после бала, наносят визит Одинцовой, по её приглашению (XV). Дом Авдотьи Никитичны напоминает Бедлам (знаменитый сумасшедший дом в Лондоне): автор не забывает отметить криво прибитую визитную карточку на входной двери, пыль и беспорядок в комнате, растрёпанные волосы хозяйки, её неопрятное платье, безвкусные браслеты на коротких руках, бурые от табака пальцы. Хозяйка с лёгкостью судит обо всём, начиная с мастики для склеивания кукол и кончая женским трудом на фабриках. Кукшина сама говорит без умолку, перескакивает с одной темы на другую, задаёт вопросы собеседнику и не слушает ответы. Она не видит ничего зазорного в том, чтобы упиться шампанским в компании малознакомых мужчин и участвовать в пьяном веселье, которое даже цинику Базарову показалось неприличным.

Одинцова свой номер в губернской гостинице украсила множеством цветов, к гостям — Аркадию и Базарову — она вышла в «простом утреннем платье» (XV), которое было ей к лицу, и во всё время визита «оставалась совершенно спокойной» (XV). Одинцова отличается тактом, умением слушать собеседника, неназойливым умом и начитаностью, так что обоим приятелям было легко говорить с ней: «Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая» (XV). Одинцова одевается со вкусом, держится с достоинством, не стремится во что бы то ни стало привлечь всеобщее внимание к своей персоне, но на балу у губернатора она с момента знакомства совершенно очаровывает Аркадия, да и Базаров выделяет её из пёстрой толпы дам. А Кукшина на том же балу может «блеснуть» только грязными перчатками, райской птицей в волосах (XIV) и весьма смелым танцем с Ситниковым. Ситников столь же ничтожный человек, как и Кукшина, он призван оттенить незаурядность личности главного героя. Робость и развязность отмечает Тургенев в его портрете (XII), а в его поведении переплетаются апломб и неуверенность. Вот он без приглашения приезжает в Никольское. «Трудно передать словами, какою перепёлкою влетел в комнату молодой прогрессист» (XIX), — язвительно замечает Тургенев. Именно Ситников, как никто другой, похож на «шута горохового» и нелепым костюмом (славянофильской венгеркой — XII), и заискивающим поведением. Несмотря на свои прогрессивные убеждения, он всеми силами стремится втиснуться в светское общество, где его встречают удивлённо-презрительно. Ситников спешит представиться губернатору, на балу он обещает познакомить Аркадия с Одинцовой, хотя сам едва знает её. Для Ситникова нигилизм — мода, возможность показать себя интересным человеком и тем самым скрыть обыкновенную глупость и сомнительное происхождение, которого он очень стесняется (XIII): его отец — известный винный откупщик. Для уничтожающей характеристики этого нигилиста достаточно вспомнить его слова, невольно пародирующие знаменитое высказывание Диогена: «Я — ученик Базарова. Я ему обязан своим перерождением. (…) Когда Евгений Васильевич при мне в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг …словно прозрел! «Вот, — подумал я, — наконец я нашёл человека!»» (XII). Кукшина и Ситников — пена, которая всегда оказывается на поверхности, на виду, но по пене нельзя судить о глубинной сути явления. Сын откупщика Ситников и femme emancipee (свободная от предрассудков женщина) Кукшина извращают передовые идеи своего времени, для них нигилизм — способ скандализировать общество и таким образом отличиться самим, стать заметными.

Базаров считает, что изучение естественных наук — нужное дело, потому что приносит конкретную пользу людям, а искусство — бесполезное занятие, которое, может быть, и украшает жизнь, но не относится к насущным человеческим потребностям. Поэтому, по мнению героя, Рафаэль, вместе с остальными художниками, «гроша медного не стоит» (X). Исходя из таких убеждений, Базаров и не тратит время на изучение искусства, демонстрируя, например, своё абсолютное незнание творчества Пушкина (XXI). Кукшина усвоила то же презрительное отношение к литературе, для неё даже Жорж Санд — «отсталая женщина и больше ничего!» (XIII). Однако Базаров — хороший лекарь, серьёзно знающий смежные с медициной науки (химию, физику, ботанику), он начитан в философии, политологии. А Ситников и Кукшина ничего как следует не знают, ничего не умеют делать толком. Из последней главы-эпилога читатель узнаёт, что Кукшина забросила свои занятия химией и уже не изобретает мастику, а, «якшаясь» с русскими студентами, открывает в Гейдельберге новые законы архитектуры (!). Ситников же с пустейшими людьми, похожими на него самого, «толчётся» в Петербурге, продолжая «дело» Базарова. Оба карикатурных «нигилиста» пытаются прикрыть свою никчёмность новейшими научными и социальными понятиями, ничего не разумея в них по сути. Итак, поставив рядом с Базаровым Кукшину и Ситникова, Тургенев подчеркнул тем самым всю значительность характера, всю серьёзность убеждений главного героя. Несомненно, у Базарова должны были быть и друзья, и настоящие единомышленники по общественной деятельности. «Нас не так мало, как вы полагаете. (…) От копеечной свечи Москва сгорела» (X), — говорит молодой нигилист Павлу Петровичу, но в романе нет никаких намёков на важную общественную деятельность героя. Тургенев показал его одиночкой. В этом сказалась тенденциозность писателя, идейное неприятие характера и убеждений героя со стороны автора. Последняя картина романа — могила Базарова, куда приходят только старые родители, — подтверждает ту же мысль об одиночестве и одновременно демонстрирует сочувствие писателя своему герою. Да и последний поступок главного героя (короткая смертельная болезнь) представлен Тургеневым как личный триумф молодого нигилиста. Ведь случайную и нелепую смерть Базаров принимает с такой трезвостью и мужеством, на какие, конечно, не способны ни его идейные противники, ни «преданные ученики».

Описание ситникова и кукшиной

(398 слов) В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» четко показаны нигилистические убеждения главного героя – Евгения Базарова. Нигилисты отрицают современный общественный уклад, не приклоняются перед авторитетами, отрицают всяческие чувства, а также красоту и искусство. Но в демократической молодежи такого направления найдутся те, для кого данные идеи – повод выделиться перед обществом. Таких героев представляет нам автор — это Ситников и Кукшина.

Поставив главного героя с Авдотьей Кукшиной и Виктором Ситниковым, автор подчеркивает всю серьезность убеждений Базарова. Ситников считает себя старинным знакомым Базарова и его учеником. Автор описывает его следующим образом: одет в славянофильскую венгерку, а на его визитных карточках написан как французский, так и русский текст, который выполнен славянской вязью. Благодаря мелким деталям, Тургенев демонстрирует, что вся приверженность Ситникова новым идеям носит исключительно показной характер. Все мысли и идеи, произнесенные Базаровым, Ситников повторяет в искаженной и вульгарной манере. Для Ситникова нигилизм – это мода, в которой можно выделиться и спрятать глупость и сомнительное происхождение. В эпилоге автор говорит о том, что Ситников все еще продолжает «дело» Базарова, но его семейство помыкает им, а жена и вовсе считает дурачком.

Авдотья Кукшина относит себя не только к нигилистам, но и к «эмансипированным дамам». Главные темы, которые волнуют Кукшину: «женский вопрос», физиология, эмбриология, химия и воспитание. Кукшина глупа, развязна и вульгарна. Автор описывает множество деталей в ее интерьере и внешности, чтобы в точности передать всю сущность героини: криво прибитая визитная карточка на двери, пыль на всей поверхности убранства, растрепанные волосы, дешевые браслеты на руках, а также черные пальцы (от табака). Она без умолку болтает обо всем и ни о чем, задает вопросы, но ответы ее не интересуют. Она делает вид, что знает все на свете, но по факту это не так. Для нее в порядке вещей напиться шампанским и всю ночь провести в компании молодых людей. В эпилоге автор говорит, что теперь Авдотья, помимо естественных наук, увлекается архитектурой и даже открыла в этом направлении новые законы.

Автор специально вводит этих персонажей, чтобы показать слабые стороны максималистского мировоззрения Базарова. Двойники составляют контраст главному герою, для которого нигилизм – осознанно выбранная позиция. В эпилоге оба «нигилиста» пытаются прикрыть свою никчемность социальными понятиями, ничего в них не понимая. Конечно, у Базарова должны быть единомышленники, но автор намерено показал идейное неприятие характера и убеждений героя. Хоть Тургенев и испытывал неприязнь к идеям главного героя, но все же показал, что для Базарова нигилизм – основа его жизни, в отличие от его бездарных двойников — Ситникова и Кукшиной, для которых любые течения были лишь маской.

Следующая цитата

Образ и характеристика Кукшиной в романе "Отцы и дети": описание в цитатах

Полное имя героини - Авдотья (Евдоксия) Никитишна Кукшина:
". Eudoxie, Евдоксия Кукшина. "
". Авдотья Никитишна (или Евдоксия) Кукшина. "

Кукшина является дворянкой и помещицей. Она сама управляет своим имением:
". Впрочем, я действительно помещица. Я сама имением управляю. "

Кукшина является неопрятной женщиной:
". не совсем опрятном платье. "
". дама. <. > несколько растрепанная. "

Она - невзрачная женщина:
". В маленькой и невзрачной фигурке. "

Она является женщиной с прогрессивными взглядами:
". явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки. "

Госпожа Кукшина курит папиросы и любит выпить:
". везде белели разбросанные окурки папирос. "
". Евдоксия свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила. "
". За первою бутылкой шампанского последовала другая, третья и даже четвертая. "

Госпожа Кукшина не следит за чистотой и порядком в доме:
". Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос. "

Евдоксия Кукшина вечно хандрит:

". И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. "

На досуге госпожа Кукшина занимается химией:
". А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику <. > Да, я. И знаете ли, с какою целью? Куклы делать, головки, чтобы не ломались. Я ведь тоже практическая. Но все еще не готово. "

В конце романа Евдоксия Кукшина уезжает за границу и изучает архитектуру:
". Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. "


Это был цитатный образ и характеристика Евдоксии Кукшиной в романе "Отцы и дети" Тургенева: описание героини в цитатах.

Смотрите: Все материалы по роману "Отцы и дети"

Следующая цитата

Галерея героев романа И.С. Тургенева обширна и разнообразна. Нельзя утверждать, что важны только главные действующие лица, второстепенные персонажи выполняют немаловажную функцию. На их фоне оттеняются, подчеркиваются определенные черты характеров главных героев.

Образ и характеристика Ситникова с цитатами помогут глубже понять личность Евгения Базарова.

Внешность и характер Ситникова

Виктор Ситников позиционирует себя как ученик Евгения Базарова. Он искренне считает себя нигилистом, яростным последователем своего учителя. При близком знакомстве с этим героем становится очевидно, что его нигилизм напускной, он становится кривым отображением Базарова. Пытаясь перенять его манеру поведения, он выглядит нелепо, так как ему для этого не хватает внутреннего стержня и мудрости.

Внешность Ситникова производит отталкивающее впечатление

«..Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким то коротким, деревянным смехом…». Все в нем неестественное, напускное, визгливый смех Ситникова вызывает отвращение. При восторженном отношении к нигилизму он не чурается комфорта, следит за модой и является истинным сибаритом.

Ситников любит демонстрировать презрение к окружающему обществу:

«. Возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением для Ситникова; он в особенности нападал на женщин. ». Виктор очень стесняется своей семьи «. Он очень стыдился своего происхождения. ».

В финале романа судьба Ситникова играет над ним шутку. Он, всю жизнь демонстрировавший презрение к женщинам, становится настоящим подкаблучником у своей жены. Виктору приходится угождать ей, так как она принадлежит к старинному влиятельному роду.

Заключение

Виктор Ситников вызывает неприятные впечатления, демонстрирует собой яркий пример человека бестолкового и глупого. Нигилизм привлекает его, в первую очередь, возможностью критиковать и отрицать. Ситников не способен увидеть более глубокого смысла этого направления

«…Когда при мне Евгений Васильевич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг… словно прозрел. ».

Базаров относится к Ситникову с пренебрежением, считает глупцом и бездарем. Такие люди, по мнению главного героя, нужны для выполнения грязной работы.

Следующая цитата

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев изобразил несколько ярких женских образов. Каждый символизирует определенные черты и наклонности героя. Анна Сергеевна Одинцова – дворянка по происхождению, интересная и умная женщина, не способная на искренние чувства. Евдоксия Кукшина – пустышка, считающая себя нигилисткой, неопрятное бесполезное создание. Образ и характеристика Фенечки в романе «Отцы и дети» раскрывают множество положительных черт женского характера и составляют облик идеальной женщины, по мнению Тургенева.

История жизни Федосьи Николаевны

Фенечка – незаконная жена Николая Петровича. По происхождению обычная крестьянка. После смерти отца осталась вдвоем с матерью. Матушка Фенечки поступила в дом Кирсановых на должность экономки, Николая Петровича поражала ее чистоплотность, умение содержать жилище в порядке. Внимание Николая Петровича привлекла юная дочь экономки, он старался чаще с ней видеться и общаться. После внезапной смерти матери Фенечка осталась в доме Кирсановых, они с Николаем Петровичем полюбили друг друга и стали жить вместе. Фенечка родила от него сына, Митеньку.

Описание Фенечки

Внешний облик молодой Федосьи Николаевны автор описывает, передавая читателю восхищение этой особой:

«…Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах. ».

Фенечка миловидная девушка. Невзирая на крестьянское происхождение, она воспитана. Глуповата, неграмотна, но мила и добра. От матери наследовала любовь к чистоте и уюту в доме. Она скромна и немного стесняется жителей и гостей Марьина:

«…Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти…». Единственным человеком, с которым она чувствовала себя абсолютно свободно, был Евгений Базаров: «…Она не только доверялась ему, не только его не боялась, она при нем держалась вольнее и развязнее, чем при самом Николае Петровиче…».

Полностью раскрывается ее характер в материнстве. Она трепетно относится к сыну, обожает и балует малыша. Огромную радость ей приносит интерес Павла Петровича к маленькому племяннику:

«…Фенечка вся покраснела от смущения и от радости…».

Кирсанов и Фенечка

В начале романа Фенечка – сожительница Николая Петровича. Такие отношения, кажется, лишены будущего. Он - дворянин, она – обычная крестьянка. Но рождение ребенка дарит Федосье Николаевне новое положение, Николай Петрович переселяет ее в дом, сообщает сыну о своих отношениях. Но сохраняется какая-то неопределенность в судьбе девушки. Кирсанов сам стесняется чувств:

«…Не называй ее, пожалуйста, громко. Ну, да. она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме. там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить…».

Фенечка преданно любит отца своего ребенка:

«..Я Николая Петровича всем сердцем люблю Мне Николая Петровича не любить – да после этого мне и жить не надо! Я Николая Петровича одного на свете люблю и век любить буду. ». Она выше всяких обсуждений и наговоров. Простота и естественность девушки делают ее прекрасной и ни на кого не похожей. Итогом трехлетних неузаконенных отношений становится долгожданная свадьба Фенечки и Николая Петровича.

Образ Фенечки тщательно прорисован Тургеневым. Он сочувствует ей, восторгается искренностью и открытостью. Из женских образов, представленных в романе «Отцы и дети», она больше остальных подходит к идеальному типу тургеневской девушки.

Читайте также: