Образ революции в поэме блока двенадцать цитаты

Обновлено: 07.11.2024

А. Блок — поэт, который теме родины «сознатель­но и бесповоротно» посвятил всю свою жизнь Это сквозная тема в его творчестве. Поэт радовался радостями своей страны, жил ее болями.

Блок приветствовал Октябрьскую революцию. Ее безоговорочное принятие он выразил в поэме «Двенадцать». Она стала новой и высшей ступенью творческого пути Александра Блока. Поэма написана всего за три дня. Она стала первым значительным поэтиче­ским откликом на свершившуюся революцию.

Действие «Двенадцати» происходит на фоне разгулявшейся природной стихии: «завивает ветер белый снежок», «свищет ветер», «порхает снег», «пылит пурга», «ветер, ветер — на всем божьем свете!», «ра­зыгралась чтой-то вьюга». Образы ветра и метели имеют в поэме символическое значение. Они знамену­ют собой историческую бурю событий.

Блок рисует конфликт между старым и новым ми­ром, их яростную, непримиримую борьбу. Их проти­востояние подчеркивается резким контрастом ис­пользованных цветов — черного и белого. Белый сим­волизирует новое, светлое, а черный — уходящее, ненужное, разрушаемое.

В первой главе вниманию читателя предстают представители старого мира: буржуй, писатель-ви­тия, товарищ поп, барыня в каракуле. Все они враж­дебно настроены к революции. Поэт изображает всех их иронически, подчеркивая историческую обречен­ность старого мира.

Неоднократно поэт сравнивает его с «псом безрод­ным», передавая свое отношение к происходящему в стране.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный

Стоит за ним, поджавши хвост.

Со всеми представителями старого мира природная стихия обходится безжалостно: сбивает с ног, рвет одежду, толкает в сугроб, и это тоже символично.

Двенадцать красногвардейцев — представители и ярые защитники нового строя. Но Блок не идеализи­рует их. С одной стороны, они стоят на защите правого дела, с другой, почувствовав свободу, творят зло и без­законие:

Нынче будут грабежи!

Гуляет нынче голытьба!

Такая вседозволенность оборачивается убийством Катьки. Поведение красногвардейцев поэт объясняет тем, что они вышли из старого мира, воспитывались и росли в его недрах, а потому не могут сразу преодолеть накопленный за долгие годы негатив.

В заключительной главе возникает образ Иисуса Христа. Образ этот многозначный. До сих пор в кри­тике не утихают споры относительно финала поэмы. Одни полагают, что присутствие Христа — свидетель­ство того, что сам Бог не только на стороне револю­ции, но и во главе ее. Они указывали на связь назва­ния поэмы с легендой о двенадцати апостолах, учени­ках Иисуса, шедших за ним. Другие называют такие утверждения святотатством и в доказательство при­водят неоднократно употребленную в поэме фразу «Эх, эх, без креста!»

Поэма «Двенадцать» — своеобразный гимн рево­люции. Блок высоко оценивал собственное творение. Закончив его, в своем дневнике он записал: «Сегодня я— гений».

Следующая цитата

Образы поэмы А. Блока «Двенадцать» выходят за рамки данного произведения, ведь автор прибегает к аллюзии. Значение образов нужно искать в исторических событиях, произведениях других писателей и, наконец, – в Библии. Книга книг стала источником для создания коллективного образа двенадцати красноармейцев, которые связывают в единое целое все стихи поэмы.

Двенадцать красноармейцев ассоциируются с апостолами Христа. А. Блок не называет их всех поименно, но упомянутых сакральных имен хватает, чтобы вызвать библейскую ассоциацию у читателя. В тексте встречаем Андрюху, Петруху (вспомните апостолов Петра, Андрея и Павла).

Блоковские «апостолы революции» отличаются от сакральных. Они грабят, убивают, разрушают все «старое» на своем пути. На каждом шагу они нарушают Божьи заповеди. Но автор не зря подает именно эту сторону революционеров. Александр Блок считал, что перевороты невозможны без грабежей, насилия, хаоса. Только таким путем можно прийти к «новому миру». Вот и нашло такое восприятие отображение в образе двенадцати красногвардейцев.

Внешне все революционеры одинаковы: «Рваное пальтишко, австрийское ружье». Уже по обмундированию видно, что ребята оказались в армии не из-за материальной выгоды, они стояли за идею. Автор сразу оговаривает, что парни знали, что все может завершиться смертью: «Как пошли наши ребята в Красной Армии служить! Буйну голову сложить». Хаос и руина постепенно поглощают их, воспитывают из них разбойников, которые идут к своей цели, не смотря на кровь на руках.

Красноармейцы идут, невзирая на ветер и снежную погоду. С помощью такого приема автор показывает их отношение к революционным событиям, ведь под образом ветра следует понимать именно революцию. Они с упоением вливаются в анархию и хаос, ведь такая обстановка только подогревает мечты революционеров о новом свободном мире.

Выделяется из компании красноармейцев Петруха. Парень убивает возлюбленную после того, как замечает ее измену. В момент убийства он хладнокровен, но осознав содеянное, чувствует душевные терзания. Он прячет глаза, признается, что любил девушку. А. Блок вывел этот образ на авансцену именно в таком свете, чтобы показать, что при любых общественно-политических обстоятельствах человеческие чувства остаются. Благодаря ним человек сохраняет человеческое обличье, хоть ненадолго.

Убив Катьку, Петруха переступил одну из главных Божьих заповедей. И если посмотреть на этот образ шире, можно узнать аллюзию на апостола Петра, отрекшегося в свое время от Христа. Ни Библейный апостол, ни Блоковский революционер не сходят со своего пути даже после страшного поступка. Они упорно продолжают двигаться к своей цели, которая, по сути, является общей.

Для толкования образа двенадцати красноармейцев из поэмы Блока «Двенадцать» важно также замечать детали вокруг них. Например, за ними увязывается старый пес, которого товарищи прогоняют. Все потому, что это животное – наследие предыдущего уклада.

Образ двенадцати красноармейцев многогранный, в нескольких десятках строк о них А. Блок «спрятал» все то, о чем другой бы писал целый роман.

Следующая цитата

Двадцатый век был сложным и драматическим периодом в истории нашего государства. В это время происходило рождение нового государства. Это время тяжелых испытаний и перемен. Революционные события 1917-1918 годов оставили свой отпечаток в истории России. Революция потрясла огромную страну, она не прошла не замеченной и коснулась каждого. Александр Блок также не остался равнодушным. Свое отношение к революционным событиям он высказал в поэме «Двенадцать».

Параллельно с поэмой «Двенадцать» Блок работал над поэмой «Скифы» и статьей «Интеллигенция и революция». Эти творческие работы также отражают отношение автора к событиям 1917-1918 годов.

Стоит отметить, что начало революции Блок воспринял радостно и восторженно. Он призывал прислушаться к голосу революции и следовать за ним. В революции автор видел что-то новое, другое. Блок верил, что теперь жизнь в России изменится. Но позже, мы видим, как этот восторг уходит, отношение к происходящим событиям меняется. Блок старается объективно взглянуть на революционные события и дать им оценку. Поэма «Двенадцать» стала отражение объективных мыслей автора о тех событиях.

Революция в поэме «Двенадцать» показана, как стихийное и бесконтрольное событие. Автор сравнивает ее с метелью и вьюгой, с бураном, который сметает все на своем пути. Для Блока революция стала неизбежным событием. В нем собрано все недовольство и ненависть, которые в один миг вырвались на свободу и теперь несутся по просторам великой страны, сметая фигуры «буржуазной пошлости».

Революция ломает старый мир «барыней», «буржуев», «витий». Она беспощадна к ним. В строках поэмы мы слышим строки о гибели России. Но это не так. Умирает старый мир, а на его место приходит новый.

Для Блока революция имеет две стороны: черную и белую. Все происходящее в то время было залито кровью и насилием, сопровождалось грабежами и убийствами. Именно поэтому через все произведение идет борьба «черного вечера» и «белого снега». Блок пытается понять может ли революция действительно создать что-то новое или она способна лишь на разрушение.

Движущей силой революции становится образ двенадцати. Это простые солдаты, которые шагают уверенным шагом по улицам революционного города. Блок не однозначно относится к ним. В поэме они сначала изображены, как бандиты («в зубах цигарка, примят картуз»), но потом автор, говорит, что они простые русские парни, которые отправились служить в красную армию. Затем снова Блок показывает их грязные поступки. Они выливаю свою злость и ненависть на ни в чем не повинных людей. Двенадцать без доли сомнений убивают Катьку, только потому, что она сейчас с другим.

Образ революции в поэме «Двенадцать» неразрывно связан с образом Христа. Хотя, двенадцать постоянно пытаются от него избавиться, он все равно возглавляет их «победоносное» шествие. Христос, как когда-то давно, вновь сошел на землю, чтобы озарить заблудшим верный путь.

В поэме «Двенадцать» Блок так и не дает оценки происходящим событиям. Революция для автора стала неизбежным событиям, но он так и не смог понять ее жестокости и бесчеловечности.

Следующая цитата

1. Как А. Блок передал в поэме «Двенадцать» черты времени? Назовите художественные приёмы, которые использовал поэт, приведите примеры для каждого из них.

А. Блок передал в поэме «Двенадцать» черты революционных событий в России. Революция в жизни страны является переломным моментом, который влечет за собой разрушение старых устоев и складывание нового мировоззрения. В поэме Блок показал меняющиеся события глазами красноармейцев. Он ввел символический образ ветра — символ революции, который сметает и уносит все на своем пути. Старый мир изображен в образе пса, который увязался за красногвардейцами, но те прогоняют животное. Блок не идеализирует революцию, он описывает в поэме реальные события в виде образов и цветовых символов.

Художественные приемы, которые использовал поэт:

- гипербола: на всем божьем свете;
- контраст: чередование ночной темноты и снежной вьюги;
- метафоры: гуляет ветер, грустная злоба кипит в груди, в воротник упрятал нос;
- сравнение: старушка, как курица, стоит буржуй, как пес голодный, старый мир, как пес паршивый;
- эпитеты: белый снежок, лютый враг, кровавый флаг.

2. Назовите всех представителей «старого» и «нового» мира в поэме. Сколько их? Одинаковые ли приёмы использует поэт для их описания? Какие образы сложно отнести к какому-либо из названных миров?

Представители «старого» мира в поэме: буржуй на перекрестке (образ творческой интеллигенции), поп (символ церкви), барыня в каракуле (символ светского дворянского общества), старый пес (обобщенный образ старого мира).

Представители «нового» мира: двенадцать красноармейцев, Иисус Христос.

Для их описания поэт использует разные приемы. «Старый» мир показывает в насмешливо-презрительном свете. Он лишен целостности, находится в неустойчивом положении, его «герои» растерянны, подавлены, едва справляются с разгулом стихии.

«Новый» мир представлен в виде двенадцати апостолов нового мира, которые готовы сражаться с врагами, чтобы выполнить свой гражданский долг. Они представители стихии народа, перед которыми стоит задача защищать революцию, несмотря на жестокость и смерть. Создавая образ красноармейцев, Блок показывает хаос и насилие, без которых невозможны перемены.

Образ беззащитной Катьки сложно отнести к какому-либо из названных миров, так как она стала жертвой революции. Ванька был сначала другом красноармейцев, затем предал их — перешел на сторону сторонников царизма.

3. Определите роль образов стихии в идейном содержании поэмы «Двенадцать». Какую символическую нагрузку имеет в поэме ветер?

В идейном содержании поэмы «Двенадцать» образы стихии подчеркивают масштабность революции. Стихия как образ разбушевавшихся сил природы символизирует происходящие события.

В поэме ветер несет символическую нагрузку перемен. Это знак бури и революции. Он завихляет снег, чтобы унести все пережитое и старое.

4. Какова цветовая гамма поэмы «Двенадцать»? Выпишите образы, передающие белый, чёрный и красный цвета. Проанализируйте получившиеся группы. Как они соотносятся между собой?

Цветовая символика имеет большое значение в поэзии Блока. Основные цвета в поэме «Двенадцать» — черный, белый и красный. Черный — цвет злобы и ненависти (черное небо и черная злоба, скопившаяся в сердцах двенадцати), белый — символ чистоты и святости, это цвет будущего (белый снег), красный — цвет революции и крови (красногвардейцы). Белый и черные цвета противопоставлены в поэме: «Черный вечер — белый снег». Если черный — это цвет греха и зла, то белый связан с разгулом стихии, с вьюгой, ветром и снегом. Блок надеялся на преображение России из черной в белую. Поэтому Христос идет впереди «снежной россыпью жемчужной», «в белом венчике из роз». В поэме появляется красный цвет, который свидетельствует о жертвах, которых требует разрушение старого и построение нового мира.

Таким образом, цвета в поэме «Двенадцать» выражают противостояние двух миров. Черное символизирует старое, уходящее, а белое — новое, будущее, а красное — настоящее, революцию.

5. Почему поэма «Двенадцать» имеет такое название? Как оно отразилось на композиции произведения? Составьте схему, показывающую многообразие значений числа 12, которые важны для понимания поэмы А. Блока.

Поэма «Двенадцать» имеет такое название, так как число 12 автор наделял особым значением. Количество красноармейцев в поэме соотносимо с 12 апостолами Иисуса Христа. Центральные персонажи в произведении — «двенадцать человек», которые вступили на революционный путь, который направлен против буржуазной действительности. Это красногвардейцы — апостолы, которые проповедуют новое учение, новую религию — коммунизм. Именно они несут революцию в массы. А. Блок сопоставляет с апостолами и красногвардейцами двенадцать разбойников, которые нравственно деградировали, не слушают закон, убивают Катьку. Также число «двенадцать» это полночь, граница завершения и начала нового дня. Символ цикличности и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать, так как Блок акцентирует внимание на декабре, которым заканчивается старый год и начинается новый. Так полночь и декабрь символизируют в поэме конец старого мира и начало нового.

Число «двенадцать» отразилось на композиции произведения. Поэма состоит из 12 частей, каждая из которых отличается по содержанию, ритму и стилистике.

Схема «Значение числа 12 в поэме Блока «Двенадцать»

Читайте также: