Образ матери в поэме реквием ахматова цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Анна Ахматова… Имя и фамилия этой поэтессы известны всем. Сколько женщин читали ее стихи с упоением и плакали над ними, сколько хранили ее рукописи, и преклонялись перед ее творчеством? Сейчас поэзию этого незаурядного автора можно назвать бесценной. Даже спустя столетие ее стихи не забыты, и часто появляются мотивами, отсылками и обращениями в современной литературе. Но особенно часто вспоминается потомками ее поэма «Реквием». О ней и пойдет речь.

История создания

В 1960-е годы, в период оттепели, Ахматова читала поэму преданным друзьям, но после чтения всегда сжигала рукопись. Однако ее копии просочились в самиздат (запрещенную литературу переписывали от руки и передавали из рук в руки). Затем они попали за границу, где и были опубликованы «без ведома и согласия автора» (эта фраза являлась хоть каким-то гарантом неприкосновенности поэтессы).

Смысл названия

Реквием – это религиозный термин, обозначающий траурную церковную службу по умершему человеку. Данное название известные композиторы использовали, чтобы обозначить жанр музыкальных произведений, которые служили аккомпанементом для заупокойной католической мессы. Широко известен, например, реквием Моцарта. В широком понимании слова, оно означает некий ритуал, сопровождающий уход человека в иной мир.

Анна Ахматова использовала прямое значение названия «Реквием», посвятив поэму узникам, осужденным на смерть. Произведение как будто звучало из уст всех матерей, жен, дочерей, что провожали своих близких людей на смерть, стоя в очередях не в силах что-либо изменить. В советской действительности единственным заупокойным ритуалом, позволенным заключенным, стала нескончаемая осада тюрьмы, в которой безмолвно выстаивали женщины в надежде хотя бы проститься с дорогими, но обреченными членами семьи. Их мужья, отцы, братья и сыновья будто были поражены смертельным недугом и ждали развязки, но на поверку этим недугом оказывалось инакомыслие, которое власть пыталась искоренить. Но искоренила лишь цвет нации, без которого развитие общества протекало с трудом.

Жанр, размер, направление

В начале 20 века мир захватила новое явление в культуре – модернизм. Оно было шире и масштабнее, чем любое литературное направление, и дробилось на множество новаторских течений. Анна Ахматова принадлежала к акмеизму, течению, в основе которого лежали ясность слога и предметность образов. Акмеисты стремились к поэтическому преобразованию обыденных и даже неприглядных жизненных явлений и преследовали цель, состоявшую в облагораживании человеческой природы посредством искусства. Поэма «Реквием» стала великолепным образчиком нового течения, ведь полностью соответствовала его эстетическим и моральным принципам: предметные, ясные образы, классическая строгость и прямота стиля, авторское желание передать зверство языком поэзии, чтобы предостеречь потомков от ошибок предков.

Стихотворный размер в поэме динамичен, один ритм переливается в другой, разнится и количество стоп в строках. Это связано с тем, что произведение создавалось фрагментарно в течение долгого времени, и стилистика поэтессы менялась, как и ее восприятие случившегося.

Композиция

Особенности композиции в поэме «Реквием» опять же указывают на первоначальный замысел поэтессы – создать цикл законченных и автономных произведений. Поэтому, кажется, что книга написана урывками, кусками, как будто неоднократно забрасывалась и вновь стихийно дополнялась.

О чем поэма?

Произведение, как уже было сказано, автобиографичное. Оно повествует о том, как Анна Андреевна приходила с передачами к сыну, заключенному в тюремной крепости. Лев был арестован за то, что его отец был казнен из-за опаснейшего приговора – контрреволюционная деятельность. За такую статью уничтожали целые семьи. Так и Гумилев-младший пережил три ареста, один из которых, в 1938 году, закончился ссылкой в Сибирь, после чего, в 1944 году он воевал в штрафном батальоне, а после вновь арестован и посажен в тюрьму. Его, как и мать, которой запрещали печататься, реабилитировали лишь после смерти Сталина.

Сначала, в прологе, поэтесса находится в настоящем времени и сообщает о приговоре сыну – ссылке. Теперь она одна, ведь ей не дозволяется ехать за ним. С горечью от утраты она бредет по улицам в одиночестве и вспоминает, как два года ждала этого приговора в длинных очередях. Там же стояли сотни таких же женщин, которым она посвящает «Реквием». Во вступлении она погружается в это воспоминание. Далее она рассказывает, как произошел арест, как она свыклась с мыслью о нем, как жила в горьком и постылом одиночестве. Она боится и мучается от ожидания казни целых 17 месяцев. Потом она узнает, что ее ребенка осудили на тюремный срок в Сибири, поэтому день она называет «светлым», ведь боялась, что его расстреляют. Потом она говорит о состоявшемся свидании и о боли, что причиняет ей воспоминание о «страшных глазах» сына. В эпилоге она повествует о том, что эти очереди сделали с женщинами, которые увядали на глазах. Героиня также замечает, что если ей поставят памятник, то это необходимо сделать именно в том месте, где ее и сотни других матерей и жен держали годами в ощущении полной неизвестности. Пусть этот памятник будет суровым напоминанием о том, какая бесчеловечность царила в том месте в то время.

Главные герои и их характеристика

  • Лирическая героиня. Ее прототипом была сама Ахматова. Это женщина с достоинством и силой воли, которая, тем не менее, «кидалась в ноги палачу», ведь безумно любила своего ребенка. Она обескровлена горем, ведь уже потеряла мужа по вине все той же зверской государственной машины. Она эмоциональна и открыта перед читателем, не скрывает своего ужаса. Впрочем, все ее существо болит и страдает за сына. О себе она отстраненно говорит: «Эта женщина больна, эта женщина одна». Впечатление отстраненности усиливается, когда героиня говорит о том, что не могла бы так переживать, и за нее это делает кто-то другой. Раньше она была «насмешницей и любимицей всех друзей», а теперь само воплощение муки, призывающее смерть. На свидании с сыном безумие достигает своего апогея, и женщина сдается ему, но вскоре к ней возвращается самообладание, ведь сын ее все еще жив, а, значит, надежда есть, как стимул жить и бороться.
  • Сын. Его характер раскрыт менее полно, но о нем нам дает достаточное представление сравнение с Христом. Он также невиновен и свят в своей смиренной муке. Он изо всех сил пытается утешить мать на единственном свидании, хоть от нее и не укрывается его страшный взгляд. О его горькой участи сына она лаконично сообщает: «И когда, обезумев от муки, шли уже осужденных полки». То есть, молодой человек держится с завидным мужеством и достоинством даже в такой ситуации, раз пытается поддержать самообладание близких людей.
  • Женские образы в поэме «Реквием» наполнены силой, терпением, самоотверженностью, но в то же время невыразимой мукой и тревогой за судьбу близких. Эта тревога иссушает их лица, как осеннюю листву. Ожидание и неизвестность губят их жизненные силы. Но их изможденные горем лица полны решимости: они стоят и в холод, в зной, лишь бы добиться права увидеть и поддержать родных. Героиня нежно нарекает их подругами и пророчит им сибирские ссылки, ведь не сомневается, что все те, кто могут, последуют за своими близкими в ссылку. Их образы автор сравнивает с ликом богоматери, которая молча и кротко переживает мученическую смерть сына.

Анна Ахматова сама поставила тот памятник, о котором говорила в эпилоге. Смысл поэмы «Реквием» и заключается в том, чтобы воздвигнуть бессмертный монумент в память о загубленных жизнях. Безмолвное страдание невинных людей должно было вылиться в крик, который будет раздаваться в веках. Поэтесса обращает внимание читателя, что в основе ее произведения лежит горе всего народа, а не ее личная драма: «И если зажмут мой измученный рот, которым кричит стомильонный народ…». Об идее говорит и название работы – это заупокойный обряд, музыка смерти, сопровождающая похороны. Мотив гибели пронизывает все повествование, то есть эти стихи – эпитафия тем, кто несправедливо канул в Лету, кого тихо и незаметно убили, замучили, изничтожили в стране победившего бесправия.

Проблемы

Многогранна и злободневна проблематика поэмы «Реквием», ведь и сейчас жертвами политических репрессий становятся невиновные люди, а их родственники не в силах ничего изменить.

Критика

Мнение критиков о поэме «Реквием» складывалось не сразу, так как официально произведение было опубликовано в России только в 80-е годы 20 века, уже после смерти Ахматовой. В советском литературоведении было принято принижать достоинства автора за идеологическое несоответствие политической пропаганде, разворачивающейся на протяжении всех 70-ти лет существования СССР. Например, весьма показателен доклад Жданова, который уже цитировали выше. Чиновник явно обладает талантом пропагандиста, поэтому его выражения не отличаются аргументированностью, зато колоритны в стилистическом плане:

Основное у нее — это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности. Чувство обреченности, … мрачные тона предсмертной безнадежности, мистические переживания пополам с эротикой — таков духовный мир Ахматовой. Не то монахиня, не то блудница, а вернее, блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой.

Жданов в своем докладе упорствует в том, что Ахматова плохо повлияет на молодежь, ведь «пропагандирует» уныние и тоску про буржуазному прошлому:

Нечего и говорить, что подобные настроения или проповедь подобных настроений может оказывать только отрицательное влияние на нашу молодежь, может отравить ее сознание гнилым духом безидейности, аполитичности, уныния.

Поскольку поэма была опубликована за рубежом, о ней высказались советские эмигранты, которые имели возможность ознакомиться с текстом и высказаться о нем без цензуры. Например, подробный анализ «Реквиема» сделал поэт Иосиф Бродский, находясь в Америке после того, как его лишили советского гражданства. О произведении Ахматовой он отзывался восхищенно не только потому, что был солидарен с ее гражданской позицией, но еще и потому, что был лично знаком с ней:

Бродский заметил, что автор разрывается от внутренних противоречий, ведь поэт должен воспринимать и описывать объект отстраненно, а Ахматова переживала в тот момент личное горе, которое не поддавалось объективному описанию. В ней происходила битва между литератором и матерью, которые видели эти события по-разному. Отсюда и вымученные строки: «Нет, это не я, это кто-то другой страдает». Рецензент описал этот внутренний конфликт так:

Критик Антолий Найман полемизировал со Ждановым и не согласился с тем, что поэтесса чужда советскому обществу и вредна ему. Он убедительно доказывает то, что Ахматова отличается от каноничных литераторов СССР лишь тем, что ее творчество глубоко лично и наполнено религиозными мотивами. Об остальном он высказался так:

Еще одна рецензия была написана историком-искусствоведом В.Я. Виленкиным. В ней он говорит, что произведение не стоит терзать научными исследованиями, оно и так понятно, и выспренние, тяжеловесные изыскания ничего не прибавят к этому.

Его (цикла стихов) народные истоки и его народный поэтический масштаб сами по себе очевидны. Лично пережитое, автобиографическое в нём тонет, сохраняя только безмерность страдания.

Ещё один литературовед, Е.С. Добин, говорил о том, что с 30-х годов «лирический герой Ахматовой полностью сливается с автором» и обнаруживает «характер самого поэта», но также и о том, что «тягу к близкому, рядом лежащему», отличавшую раннее ахматовское творчество, теперь сменяет принцип «приближения дальнего. Но дальнего не внемирского, а людского».

Писатель и критик Ю. Карякин наиболее емко выразил главную мысль произведения, которое захватило его воображение своей масштабностью и эпичностью.

Известно, что Евгений Евтушенко, составитель вступительных статей и автор эпиграфов к сборникам Ахматовой, отзывался о ее творчестве с должным уважением и особенно ценил поэму «Реквием», как величайший подвиг, героическое восхождение на Голгофу, где распятие было неминуемо. Ей чудом удалось сохранить жизнь, но «измученный рот» ей заткнули.

Следующая цитата

Одной из центральных тем поэмы А.А. Ахматовой «Реквием» - материнская скорбь, как символ народной беды.

Бесспорно, образ матери в этой поэме собирательный: это не только личное горе самой Ахматовой, но и всех женщин, жен, матерей, переживающих страшные страдания от потери близких , которые стали жертвами репрессий в те страшные времена.

Каков же образ этой матери?

«. слезы хлынут»; «Словно с болью жизнь из сердца вынут. »;«Словно с болью жизнь из сердца вынут. » - эти строчки описывают боль, скорбь женщины ,у которой отняли самое дорогое, ее трагедию, несравнимую ни с чем.

«Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Бросалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой».

Это не крик, а вопль, исходящий из глубин души, выражающий страх, переживания матери за несоизмеримую боль за своего ребенка.

Однако Ахматова вместе с другими женщинами находит в себе силы и мужество, чтобы сопровождать своего ребенка до последней минут и разделить с ним страдания.

Именно поэтому в поэме так значим образ Иисуса Христа и матери, стоявшей подле креста: «Ученик любимый каменел,/ А туда, где молча Мать стояла, /Так никто взглянуть и не посмел».

Внешне мать изменяется до неузнаваемости: скорбное застывшее лицо с глубокими морщинами, «опадают волосы. из-под век проглядывает страх. локоны из пепельных и черных серебряными делаются вдруг. ». Горе не жалеет некогда красивых молодых женщин. За считанные мгновения они стареют на глазах.

Для Ахматовой образ матери не разделим со страданием, болью, невыносимым ожиданием и страшной тоской, которые истощали как физически, так и морально женщин того времени. Но, несмотря на это, мать, у которой отняли самое дорогое и с болью вырвали жизнь из сердца, продолжает жить. Это подвиг всех матерей, которые стали жертвами жестокого режима.

Таким образом, мать в поэме Ахматовой- простая женщина, совершившая подвиг. Обладая силой и мужеством, мать прошла все страшные пытки режима того времени, храня в сердце страшную боль и горе за самых близких себе людей.

Обновлено: 2019-04-22 Опубликовал(а): KajiSumi

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Следующая цитата

(310 слов) Горькая судьба жертв сталинских репрессий не обошла и семью Анны Ахматовой. В 1920 году по идеологическим соображениям казнили ее первого супруга, Николая Гумилёва, а спустя годы был арестован их общий сын Лев без всяких оснований. Лишь за то, что имел такого отца. Построенная на автобиографии автора, поэма «Реквием» таит в себе трагедию целого народа.

История лирической героини поэмы, к сожалению, стала общей бедой многих женщин. В «Посвящении» Ахматова сразу обобщает образ матери, используя местоимение «мы». Все они – слабые, но не сломленные – стояли и в зной, и в холод перед воротами тюрьмы, будто памятники скорби и любви. Каждая строка оплакивает не только личную потерю Анны Андреевны, но и судьбу каждой семьи, разодранной на части в те страшные времена.

Чувства лирической героини меняются на протяжении поэмы. Слёзы, борьба и непонимание, звучащие в начале «Реквиема», заменяются усталостью, бессилием, одиночеством, безумием. Жизнь матери без сына теряет всякий смысл, но ей хватает мужества пройти этот страшный путь, что органично сплетается с библейскими мотивами. В «Распятии», десятой части поэмы, Ахматова описывает, как Богоматерь сопровождала Иисуса Христа в его мучениях. Люди, которые кричали наперебой «Распни его!», не смели даже взглянуть в сторону матери, потерявшей сына. Этот образ передает глубину и святость страдания той, чья плоть и кровь становится жертвой без вины и без сострадания.

Следующая цитата

Образ матери в русской литературе обычно занимал второстепенное место и никогда не становился центром повествования. Однако в поэме Ахматовой "Реквием" этот образ ключевой.

"Реквием" автобиографичное произведение, лирическая героиня которого близка автору. Сама поэтесса, чей муж был расстрелян в период репрессий, в 1983г. по 17-19 часов простаивала в очереди, чтобы передать продукты сыну, сидевшему в тюрьме.

В центре поэмы находится обобщенный образ матери.

Таков замысел поэта, заключающейся в изображении общего горя. Основная тема поэмы — репрессии. Мать, ждущая в очереди свидания с сыном — это образ всей России в то время:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Автор изображает метания героини, желающей сначала умереть, а потом нашедшей силы жить.

Образ матери в поэме тесно связан с Девой Марией. Библейский мотив появляется в тексте не случайно. В Сталинскую атеистическую эпоху, время безбожья, человеку, попавшему в трудный жизненный путь необходим духовный ориентир. Для героини этот ориентир — вера, поэтому отождествление матери и Богоматери очевидно. Горюя о судьбе своего ребенка, она вспоминает о Богородице и её сыне, распятом всех людей. Ведь сюжет поэмы, по сути, путь Матери вместе с сыном. Ахматова пишет о безмерности материнского страдания. Образ матери, созданный поэтессой — это собирательный образ мученицы, стойко несущей свой крест.

"Реквием" — это своеобразный гимн матери, способной превозмочь самую страшную боль ради своих детей.

Обновлено: 2020-10-30 Опубликовал(а): Копылова Дарья Павловна

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: