Образ красноармейцев в поэме 12 цитаты
Обновлено: 21.11.2024
Произведение Блока «Двенадцать»: краткое описание, история создания
Содержание поэмы Александра Блока «Двенадцать» посвящено теме революционных событий, ее действие происходит в послереволюционном Петрограде. Поэт начал работу над ней в январе 1918 года. На создание произведения у него ушло несколько дней, но еще целый месяц он редактировал ее.
Газета «Знамя труда» была первой, кто опубликовал поэму. Случилось это 18 февраля (3 марта по новому стилю) того же года. Спустя 3 месяца автор издал ее отдельной книгой, хотя размер самого произведения невелик.
Основной идейный смысл произведения — противопоставить зарождающийся новый мир и старый, который представляется поэту похожим на «поджавшего хвост безродного пса». Блок старался передать свои чувства, ту музыку революции, которую он слышал внутри себя, блуждая по Петрограду. Этой музыкой был шум крушения старого мира, ощущаемый им физически, который и вдохновил его на создание поэмы.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Он никак не оценивал происходящие события в переломный для страны момент, а лишь полностью отдался стихии и запечатлел то, что наблюдал и чувствовал. Благодаря ему мы можем окунуться в атмосферу, которой был охвачен Петроград спустя всего пару месяцев после Октябрьской революции. Этому же служит и достоверно переданная разговорная лексика героев.
Хотя жанр этого шедевра определен самим автором как поэма, в нем ярко звучат отголоски других жанров. При внимательном чтении можно обнаружить пафос лозунгов и декламаций революционного характера, молитвенные речи, народные частушки, маршевые мотивы, песни и даже романсы.
Такая хаотичная смесь несочетаемых на первый взгляд жанров помогает Блоку реализовать авторский замысел — подчеркнуть противоречивость происходящих революционных событий, их стихийность, продемонстрировать творящийся повсюду хаос.
Литературное течение
Поэт использовал при написании труда приемы сразу двух литературных направлений — реализма и символизма. Признаком реализма служат описываемые им исторические революционные события. Признаком символизма является большое количество символических образов, аллегорий.
Старый мир представлен образами буржуя и «паршивого пса», новый предстает в виде красноармейцев, повсеместных революционных плакатов и красных флагов. Революционное настроение передано в образе взбунтовавшейся «на всем божьем свете» стихии с хлестким ветром, черным небом, завывающей вьюгой, гололедом. Она валит с ног, не дает устоять.
Анализ поэмы
Автор использовал зеркальную композицию, поделенную на символичное число глав — двенадцать.
Сюжет произведения завязан на обходе морозного, вьюжного Петрограда революционным патрулем, состоящим из двенадцати человек. По пути им на глаза попадаются представители старого, отжившего мира, с каждым из которых они сводят счеты. Случайно им встречается бывший друг Ванька, который переметнулся к жандармам и теперь гуляет с Катькой, бывшей любовницей одного из патрульных, Петрухи.
Патруль пытается отомстить перебежчику, но тому удается сбежать, а под пули попала Катька. Петруха, ставший невольным убийцей бывшей невесты, испытывает страдания по поводу случившейся трагедии. Но товарищи по оружию ставят ему на вид неуместность подобных переживаний, и он возвращается в строй.
Название «Двенадцать» дано поэме неспроста. Это своеобразная аллегория. Количество членов патруля равнялось двенадцати. Но в то же самое время и у Иисуса Христа было ровно двенадцать апостолов. Недаром в конце произведения его религиозный образ возглавляет патруль - так автор передает читателю свою веру в светлое будущее России, ее духовное перерождение и воскресение.
На особенность стиля повлияло знакомство автора с выступлениями известного в то время автора-куплетиста, балагура Михаила Савоярова. Он любое произведение исполнял в одном и том же стиле бродяги-босяка. Именно так, в стиле уличного куплета, по мнению Блока, и следовало читать его поэму.
Образ и значение Христа в поэме
Религию христианства в поэме Блок относит к исчерпавшей себя культуре, которую следует уничтожить в русском обществе. Герои поэмы без почтения, и даже с высмеиванием относятся к традициям, догмам учения и заповедям старой веры. Но поэма завершается строками о двенадцати людях, идущих «без святого имени» под началом Иисуса. Такая противоречивость воспринимается по-разному, поэтому существует две версии.
Персонажи
Всех персонажей, представленных в поэме, можно поделить на два класса — тех, кто отражает образы нового и старого мира.
Старый мир олицетворяют:
- Старуха, жалеющая потраченного на плакат лоскута ткани, из которой для разутых и раздетых ребят вышло бы много портянок. Она убивается и плачет, не понимая, зачем нужен плакат. В ее образе предстает старая Россия, не принимающая революционных изменений и считающая, что «большевики загонят в гроб».
- Буржуй, все имущество которого было конфисковано новой властью. Он морально уничтожен, раздавлен и предрекает России скорую гибель.
- Безродный пес, нищий и голодный. В новом мире ему не нашлось места. Он еще пытается скалить зубы и плестись следом, но при этом поджал хвост, смирившись с неизбежностью.
- Катька, символизирующая собой распространенный в буржуазном мире образ девушки-содержанки. Пока ее бывший жених Петруха воевал, она развлекала богатых господ. В новом пролетарском обществе таким девушкам не нашлось места, поэтому в поэме она погибает вместе с остальными пережитками прошлого.
- Ванька, раньше бывший другом нынешних красноармейцев, а во время революции ставший солдатом белой гвардии, а значит, предателем. Он же нынче гуляет с девушкой бывшего друга. Его трусливая натура сполна проявилась при появлении патруля. Чтобы избежать расправы, сбежал, подставив под пули свою подругу.
Образ нового мира представляют:
- Петруха, один из двенадцати членов патруля, олицетворяющий собой перерождение эпохи. Раньше он был чувствительным и романтичным, неспособным на насилие и уж тем более на убийство. Но с началом революционных событий ему пришлось измениться, взять в руки ружье и стать более хладнокровным, ставящим общественный долг выше личных чувств. Потеряв индивидуальность, он становится просто винтиком революционного механизма.
- Иисус Христос, предстающий перед нами лишь в финале поэмы. Его образ Блок связывает с белым цветом. Хоть и остается невидимым, патрульные интуитивно следуют за ним.
- Двенадцать красноармейцев — главные герои произведения. Олицетворяют собой собирательный образ невежественных работяг из низшей прослойки общества, примкнувших к революции. В их лице представлен разгневанный, нищий и голодный народ, желающий уничтожить старый мир дотла. Это безликая толпа, обуреваемая жаждой мести и слепой злобы по отношению к представителям старого мира. Символично, что они идут «без креста», так как религиозность относят к пережиткам прошлой жизни. Отсутствие веры в Бога дает им возможность творить кровавый беспредел.
Финал поэмы
Двенадцатая глава стала в поэме завершающей. По сюжету отряд из двенадцати красноармейцев патрулирует по Петрограду, убивая любого, кто окажется неугоден. За ним, как образ старого, отжившего мира, едва ковыляет голодный шелудивый пес, которого отряд пытается прогнать своими штыками.
Затем красноармейцам чудится какой-то призрак, маячащий впереди, в сторону которого они стреляют. Но впереди отряда Блок поставил невредимого от пуль Христа, который хоть и остается невидимым за вьюгой, но при этом шествует «с кровавым флагом» и одновременно «в белом венчике».
Кульминация поэмы стала камнем преткновения для ее признания многими его друзьями. Все они были людьми верующими и не могли согласиться с тем, что Блок назначил Иисуса Христа предводителем отряда хладнокровных убийц, творящих бесчинства и насилие на каждом шагу.
Сам автор не мог толком объяснить, почему ему в голову пришла идея такой концовки. Изначально он видел финал совсем другим. Но поскольку писал произведение, находясь в состоянии некого транса, под воздействием революционного шума, который он называл музыкой революции, идея явившегося для спасения заблудших душ Иисуса Христа пришла в голову сама собой как логичное завершение поэмы.
Поэт верил, что Россию ждет светлое будущее, и нынешние бесчинствующие мстители смогут принять веру и возродить святую Русь.
Критики о произведении Блока
Поэма Блока, написанная в совершенно нехарактерном для него стиле, вызвала оживленные дискуссию не только среди литераторов, но и среди многих общественных деятелей и политиков. Не все близкие ему люди поняли те чувства, которые он хотел передать в произведении.
Среди поддержавших Блока были Андрей Белый, Сергей Есенин, Ольга Каменева, Всеволод Мейерхольд, Сергей Ольденбург. Они восхищались мужеством и отвагой поэта, признавали его талант в изображении действительности, удивительно точном и верном подмечании каждой детали. Но даже те, кто понял мысли Блока, выражали опасение по поводу его неосторожных, резких, а порою откровенно опасных строчек.
Были и те, кто отрекся от поэта, считая его предателем, оправдывающим революцию. Среди них — Иван Бунин и Зинаида Гиппиус. Анна Ахматова и Федор Сологуб отказались выступать вместе с ним на одной площадке. Некоторые литераторы, включая Анну Ахматову и ближайших друзей поэта Артура Лурье с Ольгой Судейкиной, поддержали лозунг «Блок — изменник».
А Николаю Гумилеву особенно не понравился финал поэмы, из-за которого он обвинил поэта не только во вторичном распятии Христа, но и в повторном расстреле государя.
Рецензент Виктор Шкловский объяснил такое всеобщее неприятие произведения его непривычным стилем, который походил на блатной, в то время как все чтили Блока за его серьезные стихи. Он пояснил, что поэму «Двенадцать» надо воспринимать как ироническую вещь, а не серьезную литературу. Для того, чтобы ее понять, надо услышать музыку революции так, как ее слышал автор.
Поэту долго приходилось объяснять, что, в отличие от критиков, он не придавал поэме никакого политического значения. Впоследствии, уже будучи в эмиграции, Блок раскаивался в опубликовании поэмы «Двенадцать» и попросил жену сжечь все черновые варианты произведения.
Противостояние черного и белого
В поэме черный и белый цвет выступает в качестве противопоставления старого мира и нового:
- Черный цвет — это не только зло, но и хаос в человеке.
- Белый цвет — духовность миссии, надежда на светлое будущее.
Также, черно-белая картина мира может означать состояние души самого автора, находящегося, как и многие, под гнетом неопределенности.
Следующая цитата
Революция 1917 года оставила неизгладимый след в истории нашего государства. После нее многое поменялось, многое переосмыслялось. В поэме «Двенадцать» Блок дает свою оценку и анализ произошедшим событиям.
Анализируя данное произведение нужно отметить, что автор создал систему образов-символов, которые показывают нам весь масштаб революционных событий.
Одним из первых образов-символов, с которым мы встречаемся на страницах поэмы, становится ветер. Будучи стихийным природным явлением, ветер становится символом стихийного и разрушающего характера революции. Революция, словно ветер, сметает все на своем пути и ни кто не может от этого скрыться.
Следующим символом в поэме «Двенадцать» является «мировой пожар», который отражает глобальный масштаб революционных событий. Блок сравнивал революцию со «снежным бураном». Автор говорил о том, что революция способна распространиться на весь мир, то есть превратиться в «мировой циклон».
Символами старого буржуазного общества становится старуха, которой не понятны революционные лозунги. Поп и буржуй теперь должны опасаться за свою жизнь, ведь они знают, что в «новом мире» им не будет места.
Старый «безродный» пес становится символом «старого мира». Он плетется за двенадцатью в надежде на помилование и снисхождение.
Немаловажное место в поэме «Двенадцать» занимает образ Христа. Христос здесь становится символом гармоничного и светлого будущего. Он идет впереди двенадцати, словно указывая им дорогу в «новый мир». С другой стороны Блок хотел показать нам, что Христос, как и много веков назад вновь сошел на землю, чтобы помочь человечеству побороть грязь и разруху.
Революционный город становится символов огромной страны, которую охватила революционная борьба. Вообще, борьба «старого» и «нового» мира становятся главной темой произведения. Эту борьбу Блок показывает через борьбу цвета. Так, «черное небо» противостоит «белому снегу»; красный флаг с одной стороны становится символом победы, а с другой – символом кровавого настоящего.
С помощью поэмы «Двенадцать» Блок хотел показать нам, как в грязи и в крови рождается новый человек. Именно в этом автор и видел основное предназначение революции.
Следующая цитата
В поэме «Двенадцать» А Блок пытается показать все грани революции, ее влияние на разных представителей общества. Для этого в систему образов вводится колоритный образ Катьки. Тем самым автор намекает, что революция вторгается в жизнь каждого не щадит никого, даже женщин. Нельзя не заметить тот факт, что на момент написания поэмы тема женщины в творчестве А. Блока эволюционировала. «Возлюбленная» в его поздней лирике приземленная, иногда даже падшая. В «Двенадцать» образ Катьки создается в этом же духе.
Катька – возлюбленная одного из красногвардейцев, которая не стыдится изменять парню у всех на глазах. Петруха застает девушку в объятьях другого и это приводит его в ярость. Он, не раздумывая, стреляет в сторону парочки. Исследователи до сих пор спорят, кого хотел убить Петруха – Ваньку или Катьку. По Ваньке он промазал, а вот девушку его пуля обрекла на смерть.
Автор не осуждает и не оправдывает поступок Петрухи, а вот Катьке дает красноречивую характеристику: «Лежи ты, падаль, на снегу!». Таким образом, он прямо говорит о том, что перед читателем падшая женщина.
Перед тем как описать смерть героини, автор собирает ее образ из деталей в 4-м и 5-м стихах. Портрет получается неоднозначный: толстоморденькая, имеет жемчужные зубки, хорошенькие ножки, ходит в кружевном белье. А. Блок акцентирует внимание на том, что на шее и под грудью от девушки шрамы, царапины, но он не уточняет, откуда они взялись. Зато автор не утаивает, что Катька, пользуясь своей смазливостью, была не прочь «поблудить» с офицерами.
Поэт говорит о том, что из-за этой падшей женщины умирали мужчины. Он обращается к героине: «Помнишь, Катя, офицера – не ушел он от ножа». Тем не менее, сама женщина делает вид, что не помнит об этой трагедии. Автор умалчивает, кто убил офицера – Катька или ее тот, кто ее приревновал.
Постепенно от внешности женщины автор переходит к рассказу о мотивах ее поведения. Отдаваясь мужчинам, она зарабатывала себе на шикарную жизнь, ведь некогда «гетры серые носила, шоколад Миньон жрала». Но вскоре Катька из рук офицеров «перешла» в руки «солдатья», над чем подсмеивается автор. Он открыто высмеивает героиню, говоря о том, что согрешение для нее – путь к облегчению души.
На первый взгляд, кажется, что образ негативный и автор относится к этой женщине соответственно. Но стоит учитывать и то, что героиня попадает в условия хаоса и беззакония революции. При таких обстоятельствах она становится беззащитной. Каждый может обидеть представительницу слабого пола, зная, что наказания за это не понесет. И, возможно, ее шрамы – свидетели попыток защититься от грубых приставаний «солдатни». Может быть, после того, как защититься не удалось, девушка просто отдалась судьбе, только потому, что пыталась выжить любой ценой, найти защиту за широкой мужской спиной. Увы, этого не получилось, ведь в хаосе никто не слышит крика о помощи.
Образ Катьки толкуют по-разному, ведь на него можно посмотреть глазами автора, Петрухи, любовников или такой же несчастной женщины. Какую позицию занять решает только читатель.
Красный, как выражение сопротивления
Красный цвет в поэме имеет несколько интерпретаций:
- революции;
- крови;
- «мирового пожара»;
- «красной гвардии».
Люди, вставшие на сторону революционеров, сопротивляются действующей власти, что сопровождается кровавыми последствиями, без этого невозможно изменить мир. Блок показывает возможность перерождения человека в очистительном революционном огне, заставляя читателя задуматься о том, можно ли вообще переродиться в хаосе и насколько это правильно.
Красногвардейцы
Двенадцать — это и есть красногвардейцы, выходцы из бедных семей, которых использовали на производстве как дешевую рабочую силу. Обезличивание здесь играет роль символа. Это не люди, а стихия революции, заполонившая целую Россию. Одинаковость красногвардейцев, привыкших находиться в строю, выполнять рутинную работу говорит об отсутствии индивидуальности, выгодном правителям рабов. Но «Голотьба» восстала против рабского режима и для мести своим угнетателям.
Следующая цитата
Блок писал поэму, вдохновляясь прогулками по Петрограду, пропитанному атмосферой революции и торжествующей новой власти. Поэма была написана за несколько дней. В ней показан по большей части не процесс анализа и рассуждений, а эмоциональное впечатление автора, так и не определившегося, как относиться к революционным переменам в городе. Непонятно и то, как расценивать и понимать это читателю: как высмеивание событий или как прославление революционного переворота?
На тот момент 1918 года, когда вышла поэма, А. Блок был поглощен революцией. Позже поэт будет разочарован в пришедшей власти, но не отречется от своего произведения, так как радость от происходящего была стихийной и одурманивающей, и не связанной с политическими играми.
ПримечаниеБлок хоть и поддерживал идеи переворота, но не обходил негативных черт революции — так была создана цельная картина событий.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Символы в поэме
Так как А. Блоку близок символизм в творчестве, в поэме употребляется множество символов, через которые передан весь глубокий смысл и масштаб революции. Основные из них — цвета, ветер и число 12.
ПримечаниеЦветовая гамма находится в пределах белого, черного и красного: белый снег, черные ремни, красный флаг.
Цвета
Основное значение
С одной стороны, ветер создает неприятную атмосферу холода, порождающего у читателя страх и немощность перед стихией. Со стороны символизма, сильный ветер и ураган — это знак разрушительной революционной силы, что является основной трактовкой в поэме.
Ветер
Действие ветра в поэме
Ветер не ломает деревья и не гнет кусты, как принято, а наносит вред именно человеку: «Ветер, ветер! На ногах не стоит человек!».
Автор указывает на то, что ветер бушуем не только в городе или стране, но и по всему миру, что говорит о масштабах последствий революции. Образ ветра неразрывно связан со льдом и «снежком». На заснеженном льде можно поскользнуться, как и на идеях революции.
Число 12
Число 12 имеет несколько трактовок в поэме:
- Название поэмы перекликается с количеством красноармейцев в отряде, который устраивал революционный суд на улицах города.
- Из черновиков Блока было понятно, что название связано не с одним пылающим Петроградом, но также с двенадцатью разбойниками из поэмы Некрасова. Преемственность поколений, борющихся за свободу всеми возможными способами, стало вдохновением для автора.
- Символическая трактовка названия связана с религией, с двенадцатью апостолами Иисуса Христа. Таким образом, Блок ассоциирует вновь пришедшего Иисуса «в белом венчике из роз» и дюжиной последователей с мировой революцией, которая установит Божие царствие, уничтожив старый рабский мир.
Образы, их роль в раскрытие смысла
Читайте также: