Образ еремеевны в цитатах

Обновлено: 06.11.2024

Фамилия персонажа образована от слова «кутить», что означает вести беспорядочную, разгульную жизнь. Еще одно значение происходит от прозвища «кутейка», так иронично звали служителей церкви. Прозвище происходит от слова «кутья» — поминальная каша.

В комедии он изображается как человек жадный, ленивый и неграмотный. Стремиться получить деньги и не работать. В конце комедии он требует плату за безделье больше, чем достоин.

Кратко о Кутейкине можно написать так:

  • Герой дьяк церкви, не продолжил учение после семинарии, потому что ему было сложно понимать утонченные и странные для него науки уже на первом курсе. Поэтому учитель из него получается плохой. В течение 4 лет он учит грамоте Митрофанушку, но так и не научил читать и писать.
  • Это персонаж, который постоянно использует духовные понятия неуместно и небрежно, чем создает у читателя презрение к его как будто богатому словарному запасу и за нелепое употребление церковных слов. Его образ — подобие на учителей того времени, считавшие себя репетиторами, потому что были священниками. На деле у него нет знаний по русскому языку и грамоте, поэтому не научил Митрофана и чувствует неприязнь к своему ленивому ученику.

Все герои считают Кутейкина глупым человеком. Фонвизин высмеивает попов, делающих все за деньги, забывая о своей чести. Госпожа Простакова и члены семьи не замечают грязных дел учителя грамоты, потому что важно наличие преподавателя. В то время было модно иметь репетитора для домашнего обучения. Это было показателем роскоши в светском обществе, не каждая семья могла себе позволить домашнее обучение для ребенка. Поэтому педагог нужен богатым людям, чтобы хвалиться перед соседями и друзьями, а не для пользы от образования.

Основным недостатком персонажа оказывается боязнь. За спиной других строит ужасные планы, произносит плохие слова, а при прямом общении уклоняется от ответственности и не отвечает на вопросы. Когда ему нужна была новая обувь, то хотел попросить у Простаковой деньги, но при встрече не говорит об этом, потому что боится хозяйку дома.

Описание учителей

Во времена правления Петра Первого был издан указ о том, что дворянам, не имеющим обязательного образования, нельзя жениться и нести государственную службу. Поэтому молодых людей, у которых не было такого документа, называли недорослями. В пьесе Фонвизин описывает дворянскую семью Простаковых, где стараются научить чему-нибудь избалованного и ленивого сына Митрофанушку. У него есть три учителя:

  • Цыфиркин изображается преподавателем математики. Отслужил в армии 20 лет и сержант в отставке. Зарабатывает на обучении госслужащих умению считать, а в оставшееся время учит детей. Добрый человек, но безграмотный, поэтому за 2 года подростка, которого не любит за леность, ничему не научил.
  • Кутейкин служит учителем грамоты без обязательных для этого знаний. Священник низшего разряда, бросивший учиться из-за сложности образования. Такой коварный человек тоже ничему не научил, потому что ничего не знает, хочет получить много денег, поэтому он пришел в семью.
  • Вральман — репетитор по французскому языку, ленивый и хитрый человек, берет деньги и не дает знаний, потому что их нет. За лживые рассказы получает дополнительные почести от Простаковых. Работал кучером господина Стародума, отставного офицера.

При этом всем учителям свойственно издевательское отношение друг к другу. Каждый готов указать другому на его ничтожность.

В комедии автор изобразил пародию на многих учителей этого времени, которые характеризовались образованными, только потому что были священнослужителями. Но на самом деле было наоборот, так как нет знаний и желания кого-то обучать.

Образ в цитатах

Семинарист является второстепенным героем. Из произведения «Недоросль» характеристику Кутейкина можно составить через краткие речевые цитаты:

По цитатной характеристике Сидорыча можно понять, что в герое автор описал целый слой жадных и глупых неучей-семинаристов, которых было немало в жизни общества. Они знали что-то о грамоте и учили молодых людей.

В произведении в образе Кутейкина показан устаревший порядок преподавания. Фонвизин пишет о том, что давать знания могут учителя по учебникам, а не безграмотные попы.

Дворяне этого времени нанимали индивидуального репетитора для моды и хвастовства перед теми, кто не мог себе позволить такую роскошь. При этом отрицали ценность обучения. Однако решение вопроса хорошего образования заключается в подготовке людей, способных дать знания подрастающему поколению.

Следующая цитата

Простакова обзывает Тришку мошенником, вором, скотом и т.д. Скорее всего, эти слова никак не характеризуют самого Тришку, потому что госпожа Простакова обзывает всех своих крепостных подобными словами:

". Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку [. ] Он, вор, везде его обузил. "

". А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. "

Следующая цитата

Характеристика героев в комедии “Недоросль” (таблица)


Положительные и отрицательные герои комедии

Как и было принято в классицизме, герои комедии “Недоросль” четко делятся на отрицательных и положительных.

Однако наиболее запоминающимися, яркими являются все же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, ее брат Тарас Скотинин и сам Митрофан.

Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов.

Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонерами, отражающими авторскую позицию. Образованные, наделенные только положительными чертами, они являются идеальными — не могут творить беззакония, им чужда ложь и жестокость.

Охарактеризуем подробнее каждого из персонажей:

Герои Характеристика Речь персонажа
Отрицательные персонажи
Госпожа Простакова Центральный отрицательный персонаж, представительница крепостного дворянства. Изображена необразованной, невежественной и злобной бабой, которой принадлежит вся власть в семье: “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. Она убеждена в том, что образование излишне и даже вредно: “Без науки люди живут и жили”. Двуличная особа: с крепостными, учителями, мужем, братом общается свысока, грубо, даже агрессивно, а к людям, от которых зависит ее положение, пытается подольститься. Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье. “Презлойфурией, которой адский нрав делает несчастье целого дома” называет ее Правдин. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства — сын Митрофанушка, “друг сердешный”, “душенька”. Поэтому в финале ее даже жаль, ведь и он отворачивается от нее. Тришке – “скот”, “мошенник”, “воровская харя”, “болван”; Еремеевне – “бестия”, “каналья”, “собачья дочь”.Стародуму – “благодетель”.”Что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не сможем”.”Плуты, воры, мошенники! Всех велю прибить до смерти.”
Скотинин Еще один резко отрицательный персонаж, обладатель скотоподобной фамилии, самовлюбленный и жестокий. Единственная страсть — свиньи и все, что с ними связано, придает его образу некое подобие животного. “Я от роду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки”.”Люблю свиней…””В деревеньках ваших водятся ли свинки?”” Я и своих поросят завести хочу”.”…как чорта изломаю… будь я свиной сын…””Эко счастье привалило”.”Я бы те… за ноги, да об угол”, “Ах ты чушка проклятая!” – Митрофану.”Да вишь как развизжалась” – о сестре.
Митрофан Недоросль шестнадцати лет, сын провинциальных помещиков. Его имя “говорящее”, ведь Митрофан в переводе с греческого – “похожий на мать”. Такой же двуличный: тиран по отношению к домашним, униженно просит прощения у Стародума в финале. Обладает несомненной хитростью. Например, сон, где “матушка бьет батюшку”. Воспитание зависит от быта, среды, условий формирования человека. Митрофан, выросший в невежественной семье, сам невежественен, глуп и ленив. Митрофанушка — не только полный невежда, питающий отвращение к учению, но и эгоист, для него не существует ничего значимого, кроме собственных интересов. “Невежда без души — зверь”, по словам Стародума. Грубый и жестокий по отношению к крепостным, учителям, няньке, отцу. “Он хотя и шестнадцати лет, достиг уже до последней степени своего совершенства и далее не пойдет”, – говорит о нем Софья. “Чушка проклятая”, как называет его дядя, – конечный итог деградации дворянства при уродующем душу воспитании. Исторически “недорослем” считался молодой дворянин, не получивший от учителя письменного удостоверения о выучке. Его не принимали на службу, не разрешалось вступать в брак. Образ “недоросля”, благодаря комедии, стал нарицательным: обычно так говорят о глупых и невежественных людях. Еремеевне – “старая хрычовка”; дяде – “Убирайся, дядюшка; проваливай”; “гарнизонная крыса” – учителю Цыфиркину..”Пострел их побери и с Еремеевной” – об учителях.”Не хочу учиться, хочу жениться”.”Все к чорту!”
Простаков Человек безвольный и слабый. О нем точно нельзя сказать, что он “глава семьи”. Во всем подчиняется супруге и боится ее. Предпочитает не иметь своего мнения — сцена с шитьем кафтана: “При твоих глазах мои ничего не видят”. Неграмотный “бесхребетный подкаблучник”, в сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, “как надлежит родителю”. “Он смирен”, – говорит о нем Правдин.
Положительные персонажи
Правдин Государственный чиновник, направленный для проверки положения в имении Простаковых. Произвол, по его мнению, является непростительным пороком. Тирания заслуживает наказания. Поэтому правда восторжествует и имение у жестокой и деспотичной Простаковой будет отобрано в пользу государства. “Из подвига сердца моего неоставляю замечать злонравных невежд, которые, имея над людьмисвоими… власть, употребляют ее во зло бесчеловечно”.”Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается…особливое старание о воспитании”.
Софья Племянница Стародума. Приличная, добрая, умная девушка. В переводе с греческого имя ее “мудрость”. Честная и образованная. “Бог дал тебе всеприятности твоего пола,… сердце честного человека”, – говорит ей Стародум. “Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть… Нельзя не любить правил добродетели… Они – способы ксчастью”.”Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных”.
Стародум Дядя и опекун Софьи. Выполняет роль резонера, высказывающего мысли автора. Его имя говорит, что он воспитан в эпоху Петра и придерживается ее идеалов, когда при дворе служили верно и честно, не лебезя перед “сильными мира сего”. И свое состояние и положение он честно заслужил: был на военной службе, служил и при дворе. Обладает прямодушием и нетерпением к несправедливости. Человек, наделенный властью, по его мнению, не должен ни в коей мере нарушать права других людей. “Просвещение возвышает одну добродетельную душу”.”Наличные деньги не наличные достоинства”.”Начинаются чины — перестает искренность”.”Имей сердце, имей душу – и будешь человек во всякое время”.”Достоинство сердца неразделимо”.”Главная цель всех знаний человеческих – благонравие”.
Милон Красавец-офицер, жених Софьи. Несмотря на молодость, уже принимал участие в военных действиях, где геройски себя проявил. Скромен. “Молодой человек больших достоинств”, “вся публика считает его честным и достойным человеком”, по словам Стародума. “Я влюблен, и имею счастье быть любим”.”Я полагаю истиннуюнеустрашимость в душе, а не в сердце…”
Второстепенные персонажи
Цыфиркин В прошлом солдат, поэтому дорожит понятиями долга и чести: “За службу деньги брал, а по-пустому не бирал и не возьму”.Грубоватый, но прямолинейный и честный. “Праздно жить не люблю”, – говорит он. “Прямым добрым человеком” назван Стародумом. “Здешни господа добры командеры!”, “здесь беглый огонь в суткисряду часа по три”.”Здравствовать сто лет, да двадцать, да еще пятнадцать, несчетны годы”.
Кутейкин Недоучившийся семинарист с “говорящей” фамилией: кутья – обрядовая каша, обязательное святочное и поминальное блюдо. Человек, несомненно, хитроватый, о чем свидетельствует выбор текста при обучении Митрофана: “Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков”, “сиречь животина, скот”. Жаден к деньгам, старается не упустить своего. Церковно-славянская лексика: “тьма кромешная”, “горе мне грешному”, “звах бых”, “приидох”, “убояся бездны премудрости”.
Вральман Немец Адам Адамович – бывший кучер Стародума. Человек — проходимец, о чем и говорит его фамилия, выдает себя за ученого, который может научить “по-французски и всем наукам”, а сам мешает другим учителям. Обладатель лакейской души, старается понравиться Простаковой, нахваливая Митрофана. Сам невежественен и бескультурен. “Умарить хотят репенка!””Шиучи с стешними хоспотами, касалосьмне, што я фсе с лошатками”.
Еремеевна Нянька Митрофана. Искренне служит в доме Простаковых, любит своего воспитанника Митрофана, но вознаграждена за свою службу так: “По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день”. “… я б с ним поломалась…я б и клыков беречьне стала”.”…как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно”.

Внутренний мир сочинение 15.3.

Характеристика героев в комедии “Недоросль” (таблица)

Categories: Сочинения на свободную тему

Критика об образе Тришки в комедии "Недоросль"

". Действие открывается тем, что Простакова осматривает кафтан, сшитый Тришкой для сына ее Митрофанушки. Кафтан сшит хорошо, но Простаковой он кажется нехорош, потому что за труды нужно выбранить Тришку. <. >

Видимо, что Тришка уже давно выведен из терпения, и хотя часто бывал бит, однако свыкся с своим положением и упрепился в грубости. "

(С. С. Дудышкин, статья "Сочинения Фонвизина", журнал "Отечественные записки", 1847 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Тришки в комедии "Недоросль" Фонвизина: описание персонажа в цитатах.

Недоросль: положительные и отрицательные герои. Герои комедии Недоросль Фонвизина


Написанная в соответствии с традициями классицизма, она тем не менее стала новаторской для своего времени.

Следующая цитата

Среди многочисленных мнений современников Фонвизина о его комедии нередко можно было встретить несогласие с тем, что в своих героях автор отразил качества, присущие людям того времени. Многие считали, что образы гиперболизированы. Например, Стародум, Милон, Правдин и Софья выглядят в пьесе настолько идеальными, что слишком явно выбиваются из русской действительности. Однако в числе знакомых Фонвизина были деятели, напоминающие этих персонажей. Писатель лишь обобщил черты нескольких реальных прототипов и представил их в одном целостном образе. Гораздо чаще встречались среди русского провинциального дворянства второй половины XVIII века прототипы Простаковых и Скотининых.

Фонвизин настолько ярко изобразил героев, что уловить главные черты характера можно, уделив внимание фамилии и манере речи героя:

  • Мать Митрофанушки Простакова — женщина, увлечённая деньгами и готовая ради них на всё. Необразованна, невоспитанна и безжалостна к подчинённым. Язык её не отличается от говора крепостных людей, в речи много грубых и простонародных слов;
  • её муж Простаков — слабохарактерный мужчина. Терпит то, что руководит всем в доме жена. Он не имеет права голоса. Всегда пытается угодить Простаковой, иначе рискует получить от неё оплеуху;
  • Правдин — государственный работник, совестливый и порядочный человек. Наказывает помещиков, проявляющих жестокость к крепостным;
  • главный герой комедии Митрофан собрал в себе все негативные качества молодых людей того времени. Избалован гиперопекой матери и няньки Еремеевны. Считает, что его капризы должны исполняться по одному только щелчку пальцев. Невежественен, груб и необразован. Учёбе предпочитает женитьбу.

Значение речевой характеристики героев в комедии велико. Она предстаёт одной из ключевых особенностей изображения персонажей автором.

Через второстепенных персонажей Фонвизин освещает проблему безволия и покорности крепостных людей. Так, Еремеевну можно назвать символом терпимости и послушания. Она служит Простаковым уже 40 лет. Кормилица настолько привязана к Митрофану, что готова заступаться за него, несмотря на страх получить наказание. Невежество провинциального общества того времени ярко отражено через ситуацию с приглашением Простаковой учителей для своего сына. Ни один из них не имеет должного образования.

Судьба и образ Еремеевны

Изображением Еремеевны Фонвизин иллюстрирует преданность крепостных, несмотря на то, что хозяева не предавали значения доброте и преданности крестьян: они лишь поощряли в них невольное послушание.

Судьба Еремеевны никогда не была лёгкой. Она в течение 40 лет верно служит у семьи Простаковых, всю любовь и преданность вкладывая в Митрофана. В первую очередь она всегда заботилась о нём и ограждала от нападок других.

Так, она закрыла его собой и кричала, что готова пожертвовать жизнью ради Митрофанушки, когда Скотинин на него набросился. Однако вопреки тёплому отношению Еремеевны к воспитаннику, Митрофан не считал её за человека, относился к ней невежественно и всегда мог пожаловаться матери, чтобы она смогла ей пригрозить и наказать. Он, так же как и его мать, не скупился унижениями и горькими прозвищами в сторону кормилицы:

  • «…Пострел их побери и с Еремеевной…»;
  • «собачья дочь»;
  • «бестия»;
  • «старая ведьма».

Описание судьбы Еремеевны кратко может быть изложено в цитате: «…Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а всё не угодно…». Это означает, что кормилица прикладывала все усилия, чтобы угодить хозяйке. Однако, что бы она ни делала, этого было недостаточно.

Еремеевна была рядом с няней Митрофана с самого его появления на свет, но, кроме оскорблений, не получала ничего взамен. Ее жалование состояло из пяти пощёчин в день и пяти рублей в год. Вопреки жестокости Простаковых, не было случая, чтобы Еремеевна испытывала к ним ненависть. Она без замешательства следовала всем их распоряжениям и была готова на всё ради своего воспитанника.

Многие испытывали жалость к бедной крестьянке, но сама Еремеевна никогда себя не жалела.

Заложенная доброта и консерватизм в характере Еремеевны отражается в её отношении к воспитаннику и своей жизни. Несмотря на возраст Митрофана, она до сих пор называет его ребёнком. Еремеевна привыкла к тому укладу жизни, который её окружает, и не желает его менять. Она терпеливо принимает побои и унижения, продолжая верно служить своих хозяевам. Фонвизина возмущала эта черта характера русского народа, поэтому он вложил в этого второстепенного персонажа огромный смысл.

Каждый персонаж в этой комедии отражает порок общества и раскрывает одну из проблем, волнующих автора.

Фонвизин не терпел лени вне зависимости от её природы. Характеристика Еремеевны из комедии «Недоросль» позволяет читателю увидеть жизнь крестьян в непростом мире дворян. Многие критики обращали внимание на то, что Еремеевна в определённой степени является отражением Митрофана. Она не стремится изменять мир вокруг себя, поскольку в этом случае не нужно прилагать никаких усилий, чтобы улучшить свою жизнь или осмыслить своё существование.

Читайте также: