Образ царя эдипа с цитатами

Обновлено: 22.12.2024

И назвать счастливым можно, очевидно, лишь того, Кто достиг предела жизни, в ней несчастий не познав.

Увы! Как страшно знать, когда от знанья Нет пользы нам! О том я крепко помнил, Да вот — забыл… Иначе не пришел бы.

Нам честного лишь время обнаружит, — Довольно дня, чтоб подлого узнать.

Зовется край Фокидой, три дороги Там сходятся — из Давлии и Дельф.

Вот как? А я тебе повелеваю Твой приговор исполнить — над собой,И ни меня, ни их не трогать, ибо Страны безбожный осквернитель — ты!

И вот теперь я — и поборник бога, И мститель за умершего царя.Я проклинаю тайного убийцу, —Один ли скрылся, много ль было их, — Презренной жизнью пусть живет презренный!

Нам Аполлон повелевает ясно: «Ту скверну, что в земле взросла фиванской, Изгнать, чтоб ей не стать неисцелимой».

Так поступил я: сына Менекея, Креонта, брата женина, отправилЯ к Фебу, у оракула узнать, Какой мольбой и службой град спасти.

Наш город, сам ты видишь, потрясен Ужасной бурей и главы не в силахИз бездны волн кровавых приподнять.Зачахли в почве молодые всходы,Зачах и скот; и дети умираютВ утробах матерей. Бог-огненосец — Смертельный мор — постиг и мучит город.

Следующая цитата

Драматургия Древней Греции положила начало истории развития этого жанра. Все то, чем мы располагаем сейчас, зародилось в этой колыбели европейской культуры. Поэтому для осознания многих современных театральных тенденций и находок весьма полезно оглянуться назад и вспомнить, с чего начиналось драматическое искусство?

История Царя Эдипа

Царь города Фивы, Лай узнает от оракула, что его сын, который должен родиться, убьет его и женится на своей матери – царице Иокастре. Чтобы предотвратить это, Лай приказывает пастуху отнести новорожденного в горы на погибель, в последний момент ему становится жалко младенца и тот передает его местному пастуху, который отдает мальчика бездетному коринфийскому царю Полибу.

Через некоторое время, когда мальчик уже вырос, до него доходят слухи о том, что он приемный. Тогда он отправляется к оракулу, чтобы узнать правду, и тот ему говорит «чей бы ты ни был сын, тебе суждено убить своего отца и жениться на собственной матери». Тогда он в ужасе решает не возвращаться в Коринф и уходит прочь. На перекрестке он встретил колесницу, в которой сидел старик и подгонял лошадей хлыстом. Герой не вовремя посторонился и тот сверху ударил его, за что Эдип ударил старика посохом, и он замертво упал на землю.

Через некоторое время на город обрушилась чума. Оракул предсказывает, что спасти город можно, найдя убийцу царя Лая. Эдип в итоге находит убийцу, то есть себя самого. В финале трагедии его мать вешается, а сам герой выкалывает себе глаза.

Жанр произведения

Произведение Софокла «Царь Эдип» относится к жанру античной трагедии. Трагедия характеризуется личным конфликтом, вследствие которого главный герой приходит к потере личных ценностей, необходимых для жизни. Неотъемлемая ее часть – катарсис. Когда читатель пропускает страдания персонажей через себя, это вызывает у него эмоции, возвышающие его над обыденным миром.

В античной трагедии часто показывается контраст счастья и несчастья. Счастливая жизнь наполняется преступлениями, расплатами и наказаниями, таким образом, переходя в несчастную.

Особенность трагедий Софокла в том, что не только главного героя постигают жестокие участи, но и судьбы всех причастных к нему становятся трагичными.

Злой рок героя: почему Эдипу не повезло?

Царь города Фивы Лай украл и надругался над учеником оракула, который передавал ему знания о мире. Вследствие своего поступка он узнает пророчество, в котором говорится, что он погибнет от руки собственного сына, а его жена выйдет за него замуж. Он принимает решение убить ребенка. Напоминает миф о боге Кроносе, который опасался, что дети могут убить его – и пожирал их, чтобы этого не случилось. Однако Лаю не хватило божественной воли: он не сумел съесть наследника. Так распорядилась судьба, чтобы наказать обидчика предсказателя. Поэтому вся жизнь Эдипа – пример того, как остроумно пошутил злой рок.

Младенец попадает в руки бездетному царю. Бездетность считалась волей богов, и если детей нет, то это наказание и так надо. Получается, сановник страдал бесплодием лишь потому, что должен был приютить игрушку судьбы.

Эдип встречает Сфинкса. Сфинкс появилась задолго до Кроноса. Все божества, существовавшие до Кроноса, соединяют в себе черты разных животных и человека. Она истребляет город, постоянно пожирая горожан за недостаток эрудиции. И когда Эдип разгадывает ее загадку – она погибает, как и было предначертано, а герой уже приписал это на свой счет.

Начало чумы в Фивах – тоже является божественной карой за то, что, по сути, соорудил злой рок, разгулявшись в мире людей.

Никто не страдает понапрасну. Каждому воздается по его поступкам или же по поступкам его предков. Но никто не может миновать своего жребия, бунтовщиков сурово карает десница судьбы. Самое интересное, что это восстание – плод фантазий самих богов. Злой рок изначально управляет тем, кто думает, что обманывает его. Эдип не виноват в своей непокорности, просто на его примере людям решили преподать урок послушания: не перечьте воле вышестоящих, они мудрее и сильнее вас.

Образ Эдипа: характеристика героя

В трагедии Софокла главным героем является правитель Фив – царь Эдип. Он проникается проблемами каждого жителя своего города, искренне переживает за их судьбы и старается во всем им помочь. Он однажды спас город от Сфинкса, и когда граждане страдают от навалившейся на них чумы, народ снова просит спасения у мудрого правителя.

В произведении судьба его оказывается невероятно трагичной, но, несмотря на это, его образ не представляется жалким, а напротив, величественным и монументальным.

Всю жизнь он поступал по морали. Ушел из родного дома, отправившись неизвестно куда, чтобы не исполнять предначертанное злодейство. И в финале он утверждает свое достоинство самонаказанием. Эдип поступает невероятно смело, наказывая себя за преступления, которые совершил неосознанно. Его кара жестока, но символична. Он выкалывает брошью свои глаза и отправляет себя в изгнание, чтобы не находиться рядом с теми, кого он осквернил своими поступками.

Таким образом, герой Софокла – человек соответствующий нравственным законам, стремящийся поступить по морали. Царь, признающий собственные ошибки и готовый нести за них наказание. Его ослепление – метафора автора. Так он хотел показать, что персонаж является слепой игрушкой в руках судьбы, и каждый из нас так же слеп, даже если почитает себя зрячим. Мы не видим будущего, не способны узнать свою судьбу и вмешаться в нее, поэтому все наши действия – жалкие метания слепца, не более. Такова философия того времени.

Однако когда герой слепнет физически, он прозревает духовно. Ему уже нечего терять, все самое страшное произошло, и судьба преподала ему урок: пытаясь узреть незримое, можно и вовсе потерять зрение. После таких испытаний Эдип освобождается от властолюбия, самонадеянности, богоборческих устремлений и уходит из города, жертвуя всем во благо горожан, пытаясь спасти их от чумы. В изгнании его добродетель лишь укрепилась, а мировоззрение обогатилось: теперь он лишен иллюзий, миража, который создавало услужливое зрение под влиянием ослепительных лучей власти. Изгнание в данном случае – путь к свободе, предоставленный судьбой в качестве компенсации за то, что Эдип покрыл долг своего отца.

Человек в трагедии «Царь Эдип»

Автор пишет свое произведение, основой которому послужил миф о Царе Эдипе. Но он пронизывает его тончайшей психологией, и смысл пьесы заключается даже не в роке, а в противостоянии человека судьбе, в самой попытке бунта, обреченной на поражение, но от этого не менее героической. Это настоящая драма, наполненная внутренними конфликтами и конфликтами между людьми. Софокл показывает глубокие чувства персонажей, в его творении ощущается психологизм.

Софокл не строил свое произведение только по мифу об Эдипе, чтобы основной темой не стала исключительно роковая невезучесть главного героя. Вместе с ней он ставит на первый план проблемы общественно-политического характера и внутренние переживания человека. Таким образом, обращая мифологический сюжет в глубокую социальную и философскую драму.

Главной идеей в трагедии Софокла является то, что человек при любых обстоятельствах должен сам отвечать за содеянное. Царь Эдип, после того как узнает правду, не ждет наказания свыше, а сам наказывает себя. Кроме того, автор учит читателя, что любая попытка отклониться от намеченного свыше курса – мираж. Людям не дано свободы воли, за них уже все продумано.

Эдип не колеблется и не сомневается перед принятием решений, поступает сразу и четко по морали. Однако эта принципиальность – тоже дар судьбы, которая уже все рассчитала. Ее не обмануть и не обойти. Можно сказать, что она наградила героя добродетельными качествами. В этом и проявляется некая справедливость рока по отношению к людям.

Душевное равновесие человека в трагедии Софокла полностью соответствует жанру, в котором исполнено произведение: оно колеблется на острие конфликта и, в конце концов, рушится.

Эдип и Прометей Эсхила – что общего?

Взойдя на Олимп, Боги боялись быть свергнутыми (как в своё время они свергли титанов), а Прометей является мудрым провидцем. И когда он сказал, что Зевса свергнет его сын, слуги повелителя Олимпа начали угрожать ему, выпытывая тайну, а Прометей гордо молчал. Кроме того, он украл огонь и дал его людям, вооружив их. То есть, пророчество получило наглядное воплощение. За это главный из богов приковывает его к скале на востоке земли и насылает орла выклёвывать его печень.

Прометей, так же как и Эдип, зная судьбу, идёт наперекор ей, он также горд и имеет свою позицию. Им обоим не суждено ее преодолеть, однако сам бунт выглядит смело и внушительно. Также оба героя жертвуют собой ради людей: Прометей крадет огонь, зная об ожидающей его за это каре, а Эсхил выкалывает себе глаза и уходит в изгнание, бросая власть и богатства ради своего города.

Судьба героев Эсхила и Софокла одинаково трагична. Однако Прометей знает свою судьбу и идет к ней навстречу, а Эсхил, напротив, пытается убежать от нее, но в финале осознает тщетность попыток и принимает свой крест, сохраняя достоинство.

Структура и композиция трагедии

Композиционно трагедия состоит из нескольких частей. Открывается произведение прологов – на город обрушивается мор, гибнут люди, скот, посевы. Аполлон приказывает найти убийцу предыдущего царя, и действующий царь Эдип клянется найти его во что бы то ни стало. Пророк Тиресий отказывается говорить имя убийцы, и когда Эдип обвиняет во всем его, то оракул вынужден открыть истину. В этот момент чувствуется напряжение и гнев правителя.

Во втором эпизоде напряжение не снижается. Следует диалог с Креонтом, который возмущен: «Нам честного лишь время обнаружит. Довольно дня, чтоб подлого узнать».

Приход Иокастры и рассказ об убийстве царя Лая от руки неизвестного, вносят смятение в душу Эдипа.

В свою очередь он сам рассказывает свою историю до его прихода к власти. Он не забыл об убийстве на перекрестке и сейчас вспоминает это с еще большей тревогой. Тут же герой узнает, что он не является родным сыном коринфийского царя.

Высшей точки напряжение достигает с приходом пастуха, который говорит о том, что он не убивал младенца, и тогда все становится ясно.

Композицию трагедии заключают три больших монолога Эдипа, в которых нет того прежнего человека, считавшего себя спасителем города, он предстает несчастным человеком, искупающим свою вину тяжелыми страданиями. Внутренне он перерождается и становится мудрее.

Следующая цитата

Персонаж греческой мифологии, царь Фив. По неведению убил собственного отца и женился на матери. Ослепил себя и удалился в изгнание, когда узнал правду.

Софокл

Легенда об Эдипе обыгрывается в произведениях многих античных авторов. Этот сюжет можно найти у Гесиода и Гомера, драматург Эсхил написал трагедию «Эдип», одноименная трагедия есть и у Еврипида. Афинский трагик Софокл, живший и работавший в V веке до н.э., создал два произведения, затрагивающих этот сюжет, – «Эдип в Колоне» и «Царь Эдип».

Царь Эдип

Биография Эдипа трагична с самого начала. Царь Лай, правитель Фив, собирается жениться на Иокасте. Оракул предсказывает царю, что от этого брака родится сын, который убьет его. Лай женится на Иокасте вопреки пророчеству, а когда у царицы рождается сын, велит искалечить младенца и бросить у подножия горы.

Младенца, которому три дня от роду, в горах подбирает пастух-коринфец и относит к себе в город. В Коринфе мальчика берет на воспитание царь Полиб, дает ребенку имя и воспитывает как собственного сына.

Рождение царя Эдипа

Возмужав, Эдип отправляется к Дельфийскому оракулу, от которого получает пугающее пророчество. Юноше предстоит стать убийцей отца и жениться на матери. Эдип не знает правды о собственном происхождении, поэтому в страхе, что причинит вред царю Полибу, своему приемному отцу, начинает избегать того, а затем вовсе покидает Коринф и отправляется в Фивы.

По дороге молодой Эдип встречает собственного биологического отца царя Лая. Юноша поспорил сначала с возницей Лая, а после убил самого царя, либо убийство произошло потому, что Лай колесом наехал на ногу Эдипу.

Дельфийский оракул

Софокл, автор трагедии «Царь Эдип», так описывает эту историю. Недалеко от Фив юношу Эдипа едва не сбивает колесница. Незнакомые юноше четверо всадников принимаются оскорблять и избивать героя. Завязывается драка, из которой Эдип выходит победителем, убив троих, а заодно старика, который сидел в колеснице. Этим стариком был царь Лай. В Фивах же считают, что Лай пал от рук разбойников.

Так или иначе, Эдип не знал, кто стал его жертвой. Совершив убийство, юноша омылся в источнике и отправился дальше.

Фивы тем временем терроризирует Сфинкс – чудовище с телом льва, крыльями орла и головой женщины. Эдип избавляет Фивы от монстра, и за это фиванцы делают юношу царем. Герой женится на вдове царя Лая Иокасте, которая приходится ему матерью, о чем пока никто не знает. Иокаста рожает от него детей – двух сыновей и двух дочерей.

Царь Эдип и Сфинкс

Боги, которые лучше людей осведомлены о произошедшем, разгневаны. Они насылают на Фивы мор. Убийца Лая по воле богов должен быть изгнан из Фив, только тогда мор прекратится. Когда всплывает истина, царица Иокаста вешается, а Эдип в ужасе ослепляет себя.

Царь оставляет Фивы и отправляется в изгнание. Эдипа сопровождает дочь Антигона. Герои долго странствуют, пока недалеко от Афин, в Колоне, Эдип не умирает в святилище Эриний – богинь мести.

О событиях, произошедших после изгнания ослепшего Эдипа из Фив, повествуется в трагедии Софокла «Эдип в Колоне». Здесь главными действующими лицами стали сам Эдип и его дочь Антигона, а также правитель Афин герой Тесей и вторая дочь Эдипа – Исмена.

Антигона

Главная мысль трагедии – неспособность смертного избежать предначертанной судьбы.

Экранизации

Итальянский режиссер Пьер Паоло Пазолини экранизировал трагедию Софокла в 1967 году. В фильме «Царь Эдип» роль Эдипа сыграл актер Франко Читти.

Происходящие в фильме события разделены на две сюжетные линии, которые перетекают одна в другую. Первая разворачивается в Древней Греции, вторая – в Италии ХХ века. В «современной» части фильма отец ревнует жену к новорожденному сыну, уносит ребенка и оставляет на произвол судьбы в пустыне. С этого момента начинается «античная» часть, где с некоторыми изменениями воспроизводится сюжет классической трагедии Софокла.

Франко Читти в роли Эдипа

Спасенного от смерти мальчика усыновляет бездетная чета правителей Коринфа, и он воспитывается при царском дворе как их собственный сын. Став юношей, Эдип получает от оракула пророчество, которое гласит, что герой убьет отца и возьмет в супруги мать. Юноша не знает о том, что усыновлен, и покидает Коринф в страхе, что пророчество может сбыться.

Юноша идет в Фивы и по дороге вступает в перепалку с неким человеком, которого в итоге убивает. Этот человек – царь Лай, биологический отец юноши. Позже герой сам становится царем Фив и женится на вдове Лая – собственной матери. Таким образом пророчество, от которого юноша пытался убежать, сбывается. Когда всплывает правда, царица Фив кончает с собой, а Эдип в ужасе выкалывает себе глаза. Действие снова переносится в Италию ХХ века, где ослепший герой возвращается в место, где родился.

Персонаж появляется в экспериментальном черно-белом фильме Жана Кокто «Завещание Орфея», вышедшем в 1960 году. Роль Эдипа там исполняет актер Жан Маре.

Жан Маре в роли царя Эдипа

Жан Кокто положил сюжет Софокла в основу собственной пьесы «Эдип-царь». По либретто Кокто композитор Игорь Стравинский позже создал оперу-ораторию «Царь Эдип». Премьера оперы прошла в 1927 году в парижском Театре де ла Вилль. Опера «Царь Эдип» в постановке Мариинского театра длится 45 минут и впервые была представлена публике в 2003 году.

В 20-ые годы ХХ века была создана еще одна опера на этот сюжет — «Царь Эдип» от композитора Руджеро Леонкавалло, которая с успехом ставилась в Чикаго и Нью-Йорке.

Следующая цитата

Персонаж древнегреческой мифологии. Героиня трагедий Софокла «Антигона» и «Эдип в Колоне». Старшая дочка царя Эдипа, царя Фив, и Иокасты, жены Эдипа, которая одновременно и мать фиванского царя. Соответственно, она одновременно мать и бабушка самой Антигоны. У Антигоны есть сестра Исмена и братья Полиник и Этеокл. Дядя Антигоны — царь Креонт.

История создания

Образ Антигоны воплощает идею священного долга перед родичами. Царь Эдип впал в отчаяние и ослепил себя, обнаружив, что по незнанию стал убийцей отца, предыдущего фиванского царя Лая, и женился на собственной матери. Боги объявили, что убийца царя Лая должен быть изгнан из Фив, иначе город будет косить моровая язва. Иокаста, которая вышла замуж за Эдипа, тоже не зная правды, кончает с собой, когда истина открывается.

Царь Эдип и Антигона

Сам слепой Эдип удаляется из города в изгнание, и Антигона — единственная из детей — сопровождает отца по собственной воле в его скитаниях, разделяя с Эдипом все трудности пути. Таким образом, дается характеристика Антигоны как преданной дочери. После того, как Эдип умирает в Колоне, недалеко от Афин, Антигона возвращается домой в Фивы.

Дома тем временем разгорается соперничество за власть между братьями Антигоны – Полиником и Этеоклом. Младший брат Полиник выступает в поход против Фив, чтобы отнять власть у Этеокла. Миф, повествующий об этом событии, пересказан в трагедии Эсхила «Семеро против Фив». Оба брата Антигоны в результате гибнут в сражении, а Фивы оказываются под властью царя Креонта, дяди героини.

Братья Антигоны

Погибшего Этеокла, который защищал Фивы, как героя хоронят с почестями. Полиник же в глазах нового царя выступает изменником, и дядя Антигоны запрещает предавать тело племянника земле, как подобает по обычаю. Антигона погребает тело брата тайно, против воли Креонта. В некоторых версиях героиня проделывает это не в одиночку, а с помощью Аргии, вдовы Полиника. Антигона либо присыпает тело Полиника землей, либо подтаскивает его к тому же костру, где сожгли тело Этеокла, и бросает в огонь, а затем совершает обрядовые возлияния.

Преступившую царский запрет Антигону ловят, и та предстает перед Креонтом. По мнению Антигоны, царь Фив — всего лишь смертный. Своим приказом он не может отменить предписания богов, согласно которому Антигона обязана предать погребению кровного родича. Это – священный долг. Креонт осуждает Антигону, и героине предстоит быть похороненной заживо.

Антигона

По разным версиям, девушка вешается либо кончает с собой в каменной пещере, где ее замуровывают. Гемон, сын Креонта и жених Антигоны, после расправы над возлюбленной впадает в отчаяние и тоже кончает с собой. По другой версии Гемон, подобно шекспировскому Ромео, пытается спасти возлюбленную, но опаздывает и закалывается над телом Антигоны.

Биография и сюжет

Миф об Антигоне относится к фиванскому циклу и обыгран в трагедиях древнегреческих драматургов Софокла и Еврипида.

Еврипид

Текст Еврипида не сохранился, но есть пересказ, сделанный римским писателем Гаем Юлием Гигином в книге «Мифы», который дает понять, о чем там шла речь. В версии Еврипида действие пьесы начинается с того, как царь Креонт накладывает запрет на погребение тела предателя Полиника. Сестре Полиника Антигоне помогает вдова того – Аргея. Вдвоем женщины хоронят мертвеца, пренебрегая царским запретом. У Аргеи после этого получается сбежать, а вот Антигона оказывается под арестом.

Обязанность убить героиню ложится на плечи жениха Антигоны Гемона, сына Креонта. Тот, однако, нарушает приказ отца и спасает невесту, а Креонту лжет. Позже сын Антигоны, который успевает родиться и возмужать, участвует в играх, которые наблюдает Креонт, дед юноши. Знаки на теле юноши указывают Креонту на то, кто он такой. Сын Антигоны узнан, из-за чего Гемону приходится-таки убить героиню, а после покончить с собой.

Софокл

Софокл в трагедии «Антигона» излагает события несколько иным образом. Краткое описание: Полиник, брат Антигоны, предает Фивы и погибает в борьбе с Этеоклом. Таким образом, для сородичей-фиванцев Полиник предстает предателем, Этеокл – героем. Царь Креонт приказывает оставить тело предателя на растерзание псам и птицам и не хоронить Полиника.

Родовые законы требуют похоронить павшего в соответствии с традицией, однако Креонт не считается с ними. Зато считается Антигона, племянница царя. Героиня проводит над телом брата обряд погребения, как предписывает религия. Креонт за это приказывает замуровать женщину в пещере.

Антигона и Эдип покидают Фивы

Героиня кончает с собой, за чем следует волна смертей. Сначала пронзает себя кинжалом Гемон, сын Креонта и жених Антигоны. Затем лишает себя жизни жена Креонта, которая не смогла перенести самоубийства сына. Сам царь признает собственное ничтожество перед волей богов и смиряется.

В другой трагедии Софокла – «Эдип в Колоне» – речь идет о событиях, имевших место до войны в Фивах. Антигона скитается по Греции вместе со слепым стариком Эдипом – своим отцом, удалившимся в добровольное изгнание. Герои приходят в деревню Колон недалеко от Афин и там останавливаются в священной роще Эриний. Эдип желает встретиться с правителем этих мест.

Антигона и Иокаста

Между тем его вторая дочь, Исмена, находит отца и сообщает тому о конфликте между братьями, который грозит Фивам войной. Царь Афин Тесей обещает Эдипу покровительство, а Креонт из Фив является, чтобы убедить Эдипа вернуться. После отказа Эдипа гневный Креонт хватает дочерей слепого изгнанника Антигону и Исмену, но воины Тесея отбивают женщин.

Антигона уговаривает отца встретиться с Полиником, ее братом. Эдип соглашается, но вместо того, чтобы помочь Полинику, проклинает того и пророчит, что братья убьют друг друга. Антигона уговаривает Полиника не идти войной на Фивы, однако брат не слушает героиню. После смерти Эдипа царь Афин Тесей, который дал слово, что позаботится о дочерях Эдипа, переправляет Антигону и Исмену в Фивы по их просьбе.

Интересные факты

Именем героини назван астероид (129) Антигона, который открыли в 1873 году.

Орбита астероида Антигона

Миф об Антигоне много раз обрабатывали литераторы. В 1922 году написана драма Жана Кокто «Антигона». В 1940 году появился одноименный рассказ Бунина. Еще четыре года спустя французский драматург и сценарист Жан Ануй опубликовал пьесу «Антигона», постановка которой в оккупированном немецкими войсками Париже получила громадный резонанс. В 2001 году эту пьесу ставили на сцене МХТ им. А. П. Чехова. А еще раньше, в 1966 году, спектакль поставил театральный режиссер Борис Львов-Анохин. В этой постановке роль Креонта сыграл Евгений Леонов, а Антигоны — Елизавета Никищихина.

Евгений Леонов и Елизавета Никищихина в спектакле «Антигона»

В 1948 году к образу Антигоны обратился Бертольд Брехт. Драматург создал актуальную обработку трагедии для современной сцены и сместил акценты. У Софокла основной конфликт разворачивается между Антигоной и ее дядей после победоносной войны, причиной которой становится борьба за власть между братьями.

У Брехта же война затеяна Креонтом, чтобы народ отвлекся от внутригосударственных проблем, возникающих из-за экономического упадка. Кроме того, у трагедии Брехта современный пролог: весной 1945 года в Берлине идут бои, и две сестры поставлены перед выбором — признать повешенного немецкими солдатами брата или отречься от него, чтобы сохранить жизнь.

В 1997 году вышел роман бельгийского писателя и драматурга Анри Бошо под названием «Антигона». Незадолго до этого поляк Януш Гловацкий создал пьесу «Антигона в Нью-Йорке». А относительно недавно, в 2004 году, вышла драма ирландского писателя и поэта Шеймаса Хини под названием «Похороны в Фивах», в основании которой лежит трагедия Софокла.

Зигмунд Фрейд и его дочь Анна

Антигоной называл свою дочь Анну отец психоанализа Зигмунд Фрейд. Анна по собственной воле стала сиделкой при тяжелобольном отце, который из-за болезни потерял возможность разговаривать, и днем и ночью заботилась о Фрейде.

Антигона Беззеридес — персонаж сериала «Настоящий детектив», шериф из Южной Калифорнии. Похоже, единственное, что объединяет этого персонажа с героиней греческих мифов и трагедий — это имя.

Читайте также: