О ком из героев идет речь в цитате слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив

Обновлено: 22.12.2024

Поэма "Полтава" основана на реальных исторических событиях: Северной войны между русскими и шведами. В поэме изображены два полководца – два исторических лица:
Петр I — символ новой России (целеустремленность, воля к победе русского царя, великодушие, полководческий талант, умение ценить вер­ных ему людей).
Карл XII — воинственный авантюрист и захватчик (слабость и без­различие шведского короля).

Два императора являются главными героями поэмы. Через их образы автор выражает свое отношение к каждой из сторон.

Петр 1 описывается Пушкиным как гениальный правитель и настоящий патриот своей страны. Император бесстрашен, великодушен, смел. В его образе нет ни одной отрицательной черты. Он смело идет в бой и вдохновляет свое войско на победу. Петр понимает, что должен спасти Отчизну, выиграв битву. Поэтому он не сомневается в успехе. Автор любуется своим героем, описывает его так, что читатель не может им не восхититься: «… Его глаза сияют. Лик его ужасен. движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза».

Совсем не так показан Карл 12. Пушкин считает его храбрым и искусным воином, но также подчеркивает его недостатки. «Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив,» - говорит о Карле Мазепа. Со стороны шведов эта война — захватническая, несправедливая, поэтому они не могут победить. Карл как бы сам не понимает, с какой целью его войско вступает в битву: «Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье…».

Полтавская битва заканчивается победой русских. И снова Пушкин противопоставляет образы двух правителей: Карл с позором бежит с поля боя, а Петр устраивает пир в своем шатре, где угощает даже пленных, доказывая свое великодушие.

В конце поэмы автор сравнивает память, которая осталась от Петра и Карла через много лет. «…Ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе,» - пишет он про Петра. От Карла же остаются только «три углубленные в земле и мхом поросшие ступени». Таким образом, мы видим, что Петр 1 и Карл 12 — два противоположных типа правителей. Первый героически и бескорыстно служит своей стране, и поэтому побеждает второго, который на первый план ставит удовлетворение своего честолюбия и амбиций.

Литература и изобразительное искусство

1. Рассмотрите репродукцию картины Иванова "Подвиг молодого киевлянина". Подумайте, таким ли вы представляли этого героя?

Я представляла героя более одетым. Это молодой человек, с длинными чёрными волосами, подвязанными в пучок. Он невысок, но крепок. В руках у него была уздечка.

Он должен был немного походить на печенегов, раз те принимали его за своего.

2. Какие краски использовал художник? Какие особенности ситуации и характера героя ими передаются?

Художник использовал мрачные тёмные, почти чёрные краски. Они передавали напряжение ситуации, угрозу.

Чёрной вражеской силе противопоставлен светящийся отрок, он словно луч света, который прорезает мрак. И красная полоска ткани символизирует надежду, это как флаг, с которым идут в бой.

Обогащаем свою речь

1. Вспомните, какими словами начинается повествование о подвиге отрока-киевлянина.

В лето 6476 (968) пришли впервые печенеги.

2. О чём говорят первые слова этого повествования?

Эти слова говорят, что в то время использовалось летоисчисление от Сотворения мира параллельно с летоисчислением от Рождества Христова.

Также в первых словах говорится о вторжении печенегов и осаде Киева.

3. Прочитайте диалоги с отроком? Что для них более характерно (краткость, напевность и т.д.)? Какие ещё особенности повествования вы заметили?

Для этих диалогов характерна краткость:

Повествование очень конкретное, в нём нет описательного элемента, почти отсутствуют прилагательные.

4. Как вы понимаете слово отрок? Составьте предложение с этим словом.

Отрок - это младший дружинник. Сейчас так называют юношей.

Князь подозвал отрока и передал ему колчан со стрелами.

Отрок не выучил урока и получил двойку.

5. Подерите синонимы к словам отрок, осада, дружина.

Отрок: дружинник, юноша, молодой человек, новичок.

Осада: окружение, блокада.

Дружина: рать, войско, полк.

Следующая цитата

Поэму «Полтава» Пушкин написал в 1828 году. В произведении прослеживаются две сюжетные линии: гражданская, повествующая о Полтавской битве 1709 года, победе Петра и измене Мазепы, а также лирическая, рассказывающая о трагичной любви Мазепы и его крестной дочери Марии Кочубей. Историки литературы определяют «Полтаву» как реалистическую историческую поэму, в которой присутствуют эпические, лирические и драматические элементы.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Полтавы» по главам, а также пройти тест на знание произведения.

Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Размышляем о героях литературы древней Руси

1. Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа?

Отрок был обычным воином, дружинником. Он не занимал высокого положения, но был храбрецом, "иерархом духа".

Претич был военачальником - воеводой. Князь Святослав был правителем Киева. Они занимали высокое положение.

2. Как вы понимаете слова Лихачёва "Мы должны быть благодарны сыновьям нашей великой матери - Древней Руси"? За что мы должны быть благодарны и как это может проявиться?

Мы должны быть благодарны им за то, что они сумели сберечь нашу Родину, отстояли её от врагов. А благодарность наша должна выражаться, прежде всего, в памяти об их подвигах. А также в том, чтобы продолжать их дело, беречь Родину от врагов так же, как это делали они.

3. Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока служить современности?

Это повествование может служить примером для современных молодых людей. В нём показывается, как надо действовать в минуту грозной опасности для Родины: забывать о себе и действовать решительно и смело.

Главные герои

Песнь вторая

Гетман, думая о государственных делах, становится холоден к Марии. Девушка упрекает его в холодности. Мазепа отвечает, что его мысли заняты «делом» : «борьбы великой близок час» , что теперь пора стать Украйне «независимой державой» .

Мария говорит, что в случае неудачи готова пойти с Мазепой даже на плаху. Гетман спрашивает ее, кто для нее важнее: отец или муж. Мария, заколебавшись, отвечает, что он, Мазепа.

«Тиха Украинская ночь» накануне казни Кочубея. Он ждет своей казни, но не жалеет о своей жизни. К нему приходит Орлик с требованием открыть местонахождение кладов в Диканьке. Кочубей отвечает, что у него было три клада: его честь, честь дочери и святая месть.

Читаем древнерусскую летопись

1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?

Отрок сумел переплыть Днепр и рассказал воеводе Претичу о тяжелом положении осаждённых.

Воевода сказал печенежскому князю, что за ним идут во множестве силы Святослава. Тот испугался и снял осаду.

2. Обратите внимание на повторяющиеся союзы "И", "А". Какую роль они играют в тексте?

Эти союзы придают тексту напевность, музыкальность.

3. Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?

Повествование заканчивается призывом к Святославу позаботиться о родной земле. Автор хотел подчеркнуть необходимость беречь родную землю, а не думать о землях чужих.

Автор любит родной народ и не хочет, чтобы ему было плохо. Он видит в князе единственного заступника, опору. Он восхищается смелостью отрока и хитростью воеводы.

Другие персонажи

  • Петр I – царь Всея Руси.
  • Карл XII – король Швеции.
  • Филипп Орлик – соратник Мазепы.

Краткое содержание

Песнь третия

Узнав об измене Мазепы, Петр приказал предать его анафеме. Вечером, перед решающим боем, Мазепа обсуждает с Орликом, что ошибся в Карле: он «слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив» . Орлик предлагает снова перейти на сторону Петра, но у Мазепы личная неприязнь к царю, поэтому он хочет ему отомстить.

«И грянул бой, Полтавской бой!» Мазепа наблюдает за битвой со стороны. Шведы терпят поражение, «пирует Петр» .

Мазепа бежит вместе с Карлом, преследуемый русскими войсками. Они ночуют у Днепра. Ночью к Мазепе приходит Мария, одетая в рубище. Девушка сошла с ума: она говорит, что мать показала ей голову отца. Марии же показалось, что это на самом деле голова волка. Девушка зовет Мазепу с собой, но затем словно прозревает:

«Я принимала за другого
Тебя, старик. Оставь меня.
Твой взор насмешлив и ужасен.
Ты безобразен. Он прекрасен»

«И с диким смехом завизжала» Мария и «скрылась в темноте ночной» .

«Прошло сто лет». Мазепа давно забыт. В Диканьке в память о погибшем Кочубее посажен ряд дубов, но о «дочери-преступнице» предания молчат. Лишь иногда о ней поет песни слепой певец.

Заключение

Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Полтавы», а прочитать поэму гениального поэта в полном варианте.

Песнь первая

«Богат и славен Кочубей» , у него большие луга, хутора вокруг Полтавы. Но самое главное его богатство – прекрасная дочь Мария. Многие женихи Украины и России сватались к ней, но всем отказала «пугливая Мария» . Послал сватов и сам гетман.

«Он стар. Он удручен годами»
«Но чувства в нем кипят, и вновь
Мазепа ведает любовь».

Родители Марии были против их брака: гетман уже «старец» и к тому же крестный отец девушки. Узнав о том, что родители отказали Мазепе, девушка упала в обморок.

Два дня «не пила, не ела» , а на третий исчезла. Вскоре до Кочубея дошли слухи, что Мария «в объятиях злодея» . Только теперь родители девушки поняли, что она была влюблена в Мазепу.

Это случилось как раз в то время, когда «отважный Карл» «шел на древнюю Москву» .

Кочубей и Мазепа раньше были лучшими друзьями. Гетман многим делился со своим товарищем. Однако теперь Кочубей решает отомстить Мазепе за «поруганную дочь» . Он отправляет казака, который был безответно влюблен в Марию, к царю Петру с доносом на «гетмана злодея» .

«Грозы не чуя между тем» Мазепа, решивший перейти на сторону шведов, вел переговоры об измене Петру. Царь доверял гетману, который прослужил ему верно двадцать лет, поэтому сам сообщил ему о доносе. Мазепа требует казни Кочубея.

Влюбленная же Мария не думает о своем позоре, о том, как страдают ее родители.

«Что для нее мирские пени»,
«Когда с ней гетман забывает
Судьбы своей и труд и шум».

Следующая цитата

Все размещённые на страницах сайта «Море Улыбок» материалы предназначены исключительно для свободного ознакомления.

Информация, размещённая на сайте, взята из открытых источников. Сайт использует открытые интернет-источники в силу статьи 1274 ГК РФ (“Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях”).

Диалог читателей о подвиге отрока-киевлянина для 5 класса

- Кто такой отрок из этой летописи?

- Я думаю, что это младший дружинник, который остался в Киеве охранять княжну.

- Почему он вызвался идти, хотя знал, как это опасно?

- Отрок понимал, что если не передать весть Претичу, то все в Киеве погибнут. Он хотел спасти людей.

- И он совершил подвиг. А ты заметил, какие качества при этом продемонстрировал отрок?

- Да. Он показал безумную храбрость и решительность. Он проявил находчивость и целеустремлённость. И он трезво оценивал свои силы. Он знал, что способен переплыть Днепр.

- А если бы отрок погиб?

- Я думаю, обязательно нашёлся бы кто-то ещё, кто довёл бы его дело до конца. Тем более, что пример отрока воодушевил бы людей.

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 51-53

"Подвиг отрока-киевлянина". Ответы на вопросы учебника для 5 класса

Следующая цитата

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

понедельник, 4 октября 2021 г.

Пример сочинения по картине Иванова "Подвиг молодого киевлянина" для 5 класса

На полотне Александра Иванова изображён драматический момент истории, нам знакомый по летописи "Подвиг отрока-киевлянина".

Печенеги осадили Киев и защитникам грозила смерть. Но юный отрок вызвался обмануть печенегов и добраться до другого берега Днепра, где располагались отряды воеводы Претича.

Юноша побежал через лагерь печенегов, а достигнув берега, скинул одежду и бросился в воду.

Именно этот момент выбрал для своей картины художник. На первом плане мы видим отрока, который уже пробежал весь лагерь и даже сразил нескольких врагов, лежащих у его ног. Сейчас он бросится в воду. Полоска алой ткани развивается перед ним, как флаг.

Отрок кажется символом свободы, символом борьбы и мужества. Он решительно пренебрегает опасностью, ведь речь идёт не о его жизни, а о жизни всех киевлян.

Вокруг отрока простирается мрак, из которого художник выхватывает отдельные фигуры печенегов. Мрак не в силах остановить бег отрока, а вдали у горизонта солнечные лучи уже окрашивают небо.

Это символ возрождённой надежды. Отрок справился с трудным заданием и для киевлян появилась надежда. Она придёт с другого берега, с востока, где стоят рати воеводы Претича.

Это удивительно динамичная картина, полная символов и знаков. Она производит очень сильное впечатление и вызывает подъем патриотизма.

Фонохрестоматия

1. Вы прослушали рассказ о тревожных событиях, угрожавших Киеву разорением. Но тон повествования спокойный, бесстрастный. Ни автор летописи, ни актёр, не дают воли чувствам. Как вы думаете почему?

В этом отличительная особенность летописи, как жанра литературы. Она бесстрастно излагает факты и этим напоминает научно-позновательный текст из энциклопедии.

2. В одном месте спокойное повествование прерывается взволнованным обращением к Святославу. Как вы думаете, почему именно эти строки актёр читает с эмоциональным накалом?

Эти строки выражают личную позицию автора летописи. Они передают его чувства. А потому и отличаются совершенно другим тоном, эмоциональным.

Актёр подчеркивает боль автора и его переживания о судьбе Родины.

3. Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?

Главная мысль этого произведения в том, что нужно защищать Родину, а не думать о чужих землях.

Эту мысль автор сам выражает в своём эмоциональном призыве к Святославу.

4. Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о подвиге отрока-киевлянина.

Читайте также: