О царской власти цитаты
Обновлено: 21.11.2024
«Теперь простые люди преисполнены заботы о безопасности вашего императорского величества, – писал Александру III 2 апреля 1881 года обер-прокурор Синода Константин Победоносцев. – …Вчера пришёл ко мне совсем простой человек, почтенный старик, старожил города Томска купец Хранов, приехавший сюда на время. У них сначала в лесу близ Томска, потом в самом Томске в саду у Хранова, проживал в молитве пустынник неизвестного происхождения лет 25, и скончался в 1864 году, уже 90 лет от роду. Местные жители, особливо сам Хранов, чтили его при жизни, как святого, и ещё более чтят по смерти. Уверяют, что он предсказывал будущее, и что многие получают исцеление на его могиле. Старик Хранов, по поводу покушений на государя императора, посылал его величеству портрет этого старца и разные свидетельства о его предупреждениях и предсказаниях. Теперь он привёз с собой из Томска шапочку этого старца, которую хранил благоговейно в своём семействе и которой приписывает чудодейственную силу… Я не решился смутить веру этого доброго человека: взял от него эту шапочку, с обещанием представить её вашему императорскому величеству, вместе с портретом старца».
В 1912 году писатель Сергей Короленко в статье «Старец Фёдор Кузьмич. Герой повести Л.Н. Толстого» заметил, что в своё время «его высокопревосходительство Константин Петрович Победоносцев, во избежание соблазна, строгими циркулярами воспретил считать бывшего арестанта за святого, но, конечно, достиг лишь того, что благоговейные толки, с печатью официального запрета, распространялись еще шире». Эту цитату часто приводят в наше время, хотя никто не может указать на первоисточник – сам циркуляр обер-прокурора.
Иосиф Сталин о жизнерадостности, войне и Папе Римском
"Жизнь стала лучше, товарищи. Жизнь стала веселее” , - говорил Сталин в 1935 году, имея в виду подъем Стахановского рабочего движения и общее улучшение уровня жизни.
Тем не менее, сегодня эта фраза звучит гораздо мрачнее. Сталин сказал это всего за два года до Великой чистки 1936-1938 годов, когда было арестовано около семи миллионов человек и сотни тысяч убито. “Веселиться”, мягко говоря, было не из-за чего.
Во время Второй Мировой Войны Сталин воплотил чувства нации, находящейся в состоянии войны. Самая известная его цитата того периода звучала так: “Ни шагу назад! Таков должен быть теперь наш главный лозунг.” Бежать с поля боя тогда было действительно невозможно!
Однажды, обращаясь к премьер-министру Великобритании Уильяму Черчиллю, упомянувшему о моральном влиянии Папы Римского на католическую Польшу, Сталин, по воспоминаниям его переводчика, отреагировал вопросом: “А сколькими дивизиями командует папа?”.
Николай I о территориальных завоеваниях России
“Там, где однажды был поднят русский флаг, он никогда не должен быть спущен” , - сказал Этот российский император в 1850 году, когда разгорелся спор о том, следует ли России сохранить отдаленный остров Сахалин, где мореплаватель Геннадий Невельской основал военное поселение.
Это могло спровоцировать серьезные территориальные споры с Китаем и Японией, поэтому некоторые официальные лица считали такой шаг опасным, но Николай I ясно дал понять – Россия никогда не отдаст земли, которые считает своими.
Читать также :
Миф о царе-отшельнике
Итак, наряду с известной легендой о том, что сибирский отшельник Фёдор Кузьмич был скрывшимся от мира бывшим царём Александром I, похоже, имеется другая легенда: что царские власти всячески старались запретить почитание этого старца как такового. Что вторая легенда не соответствует действительности, явствует из приведённого письма Победоносцева Александру III. Власть не тревожилась из-за того, что народ в Сибири почитает старца Кузьмича как святого. Да, она официально не признала, что под именем Фёдора Кузьмича скрывался именно Александр I, хотя император Николай II, как считает научный руководитель ГАРФ профессор Сергей Мироненко, верил в это. Почему она этого не сделала – об этом скажем чуть дальше. Сейчас вкратце про саму легенду о Фёдоре Кузьмиче.
Что Фёдор Кузьмич – не из простых людей, он говорил сам. Точно невозможно сказать, когда стала распространяться легенда о том, что он – царь Александр I. В неё верил упомянутый томский купец, которого Победоносцев знал как Хранова, и которого сейчас чаще именуют Хромовым. Но неизвестно, когда именно он поверил в то, что старец, которого он хорошо знал при жизни, был царём.
Есть малодостоверные свидетельства о том, что в 1864 году по приказу Александра II была вскрыта официальная могила Александра I, оказавшаяся пустой, и в ней был захоронен какой-то старый бородатый мертвец. А в 1921 году при большевиках, якобы, могилу того же императора вскрыли, и она вновь оказалась пустой. Официальное же вскрытие захоронения никогда не производилось. В 1960 году ЦК КПСС отказала историкам в просьбе об эксгумации, причём, с любопытной мотивировкой. Как передаёт Сергей Мироненко, член ЦК КПСС и министр культуры СССР Екатерина Фурцева ответила учёным: «Вы хоть представляете, какая это будет пропаганда монархизма, если могила окажется пустая? Ни в коем случае мы не разрешим!»
В начале ХХ века Лев Толстой, вдохновлённый рассказами о царе-отшельнике, начал писать повесть о Фёдоре Кузьмиче как бывшем царе Александре I, но не довёл до конца это дело, поскольку в это же время поступили доказательства, как он счёл, различия этих двух людей. Историк, дядя Николая II, великий князь Николай Михайлович предпринял разыскания о Кузьмиче и представил аргументы, что он не мог быть Александром I. Правда, при этом великий князь не исключал того, что старец мог быть бастардом царских кровей.
По свидетельству генерала Николая Епанчина, император Александр III считал возможным провести вскрытие могилы Александра I для проверки слухов. Это показывает, что при его отце там не производилось вскрытия и перезахоронения, иначе бы сын, который в то время был уже взрослым наследником престола, наверняка знал бы об этом. В то же время Александр III не исключал правдивости известий о тождестве старца Кузьмича и Александра I, о которых сообщал ему Победоносцев. Однако, посоветовавшись с историком Николаем Шильдером, царь отказался от этого намерения, так как могилу не удалось бы вскрыть без огласки, и потребовалось бы объяснить причину, а это могло вызвать ненужные толки в народе.
Как уже говорилось, Николай II верил в то, что старец Кузьмич был Александром I. И эта вера, очевидно, была внушена ему со слов как отца, так и Победоносцева. Ещё будучи наследником престола и возвращаясь из поездки по Азии в 1892 году, Николай поклонился могиле старца. Это показывает, что, с одной стороны, он относился со странным почтением к непризнанному святому; с другой, что останки Кузьмича всё-таки покоились в Томске, а не перевозились в Петербург. В настоящее время удостовериться в наличии тела Фёдора Кузьмича трудно, так как его могила была осквернена большевиками.
Александр II о правлении страной
"Управлять Россией нетрудно, но это бесполезно" , - сказал однажды Александр II, имея в виду тот факт, что Россия настолько огромна и хаотична, что контролировать ее все довольно бессмысленно. Конечно, Александр II также осуществил одну из самых амбициозных реформ 19 века, когда он отменил крепостное право
Николай II о своей профессии
"Собственник русской земли“ , - вот как Николай II заполнял абзац ”оккупация" во время всенародной переписи 1897 года. Просто и элегантно. Это, конечно, изменилось 20 лет спустя, когда пришли большевики, и Николай оказался ничем не владеющим.
Нужно ли было публично признавать, что царь бежал от исполнения своего долга?
Итак, царская власть в последние десятилетия своего существования, в лице, прежде всего, Николая II, была уверена в том, что старец Фёдор Кузьмич и император Александр I – одно и то же лицо. Почему же она предпочла молчать об этом, вместо того, чтобы поднять культ старца и тем самым возвеличить авторитет царской династии?
На это пока могут быть даны только предположительные ответы. Возможно, император Николай II опасался, что свидетельства тождества бывшего царя и старца окажутся неубедительными для скептически настроенных людей. И со стороны так называемого образованного общества новый культ царя-отшельника будет встречен насмешками, которые только повредят престижу династии, а вовсе не поднимут его.
Но вероятен ещё и такой мотив, в дополнение к предыдущему. На него намекают некоторые пассажи в сочинениях и письмах Константина Победоносцева, который, по-видимому, тоже не был чужд мысли о тождестве Кузьмича и Александра I, однако явно был против того, чтобы открыто об этом объявлять. Победоносцев считал иноческий подвиг не возвышающим, а умаляющим достоинство царя. Ведь получалось бы, что Александр I втайне от всех бежал от исполнения своего священного царского долга, возложенного на него свыше! Это соображение также могло, по мысли обер-прокурора, не возвеличить, а принизить династию в глазах людей.
Александр III о Европе и Конституции
"Когда русский царь ловит рыбу, Европа может подождать" , - сказал император.
Дело было в том, что российский министр иностранных дел, обеспокоенный дипломатическим конфликтом в Европе вокруг союзника России Франции, послал Александру письмо, в то время как император отдыхал в своем загородном доме, прося его поспешить вернуться в столицу и заняться кризисом, чтобы избежать войны в Европе.
Александр, раздраженный тем, что кто-то отвлекает его от любимого занятия, послал резкий ответ своему чиновнику. Она быстро стала одной из самых известных (и крутых) цитат, когда-либо исходивших от русского императора.
Император был совершенно уверен, что и иностранцы, и русские должны уважать статус царя. В 1881 году, вскоре после наследования престола от своего убитого отца, Александр сказал , имея в виду требования дать народу конституцию: “Конституция? Ты хочешь, чтобы русский царь присягнул на верность какому-то подонку?”
Никита Хрущев о похоронах Запада и дипломатии
“Мы вас похороним!” - это, пожалуй, одно из самых зловещих предупреждений, когда-либо произнесенных Хрущевым, которое быстро стало вирусным на Западе, как сказал советский лидер в беседе с западными послами в 1956 году.
На самом деле смысл был не так мрачен, как кажется: Хрущев не имел в виду уничтожение Запада в войне, он говорил о коммунистической системе, господствующей во всем мире, и поэтому “хоронил” капиталистическую. Но вырванная из контекста прессой, она потрясла почти всех.
Вообще Хрущев - человек из народа и не очень дипломатичный - любил высказывать свое мнение. Когда Анвар Садат, президент Египта, перешел на сторону холодной войны, подружившись с США, а затем попросил через посредника переговорить с Хрущевым, советский лидер отреагировал: “Я бы не стал срать с этим парнем на одной Ниве!” - и потребовал, чтобы переводчик перевел его слова напрямую.
Следующая цитата
Начиная с императоров династии Романовых и кончая Сталиным и Горбачевым, люди, которые управляют такой огромной страной, обычно довольно жестки – и определенно не боятся показать это.
Следующая цитата
Расспрашивать о промыслах и секретах царей не приличествует умным людям.
После битвы при Херонее Филипп [Македонский] обратился к Архидаму, сыну Агесилая, с письмом, написанным весьма надменно. Тот ответил: «Если ты, царь, измеришь свою тень, то обнаружишь, что она не стала больше, чем была до победы».
Умные люди не надеются на милость царей, мудрецы — на слова сумасшедших людей. Цари — люди своевольные, сумасшедшие — воли лишенные, таких избегают благоразумные мужи.
Душа — это царь страны тела, если она здорова, и тело здорово, если она больна, больно и оно. Того, кто владеет душой своей, можно считать царем царей. От чистоты и нечистоты души зависят чистота или нечистота тела, так же как благоустроенность и неблагоустроенность царства зависят от справедливости и несправедливости царя. Царь — душа государственного тела, душа — царь телесного государства. Бейт: «Для пользы государства здоровым должен быть прибежище страны — великий государь, Душа для пользы тела здоровой быть должна, ведь в государстве тела она — великий царь». Царь должен иногда быть милостивым, а иногда суровым. Чтобы отличать своего от врага, он должен быть проницательным и мудрым, чтобы отличать друга от недруга, он должен быть опытным и разумным, потому что и друг и враг из страха или надежды ведут себя как рабы царя. Они не покажут, каков их настоящий лик, пока не настанет удобный для этого миг.
Уровень его знаний соответствует образованию гвардейского офицера, что, само собой разумеется, недостаточно не только для управления государством, но и для оперативного руководства всей вооруженной силой на войне.
Сгонять ее было так же бесполезно и опасно, как говорить царице, что ее место не на троне, а на табуреточке сбоку.
Ольга Громыко, из книги «Космоолухи: до, между, после». Мудрецы прошлых веков говорили: «Цари опьяняются властью, словно винным хмелем, и отрезвить их могут лишь наставления ученых и увещания мудрецов".
Ибн аль-Мукаффа Абдаллах, из книги «Калила и Димна»В царской России можно было поменять фамилию только с разрешения царя. Однажды к Александру Третьему с просьбой переменить фамилию обратился купец с фамилией Семижопкин. А Александр Третий написал на прошении: «Сбавить две». И купец стал Пятижопкиным.
Елена Колина, из книги «Дневник измены» Джозеф Хеллер, из книги «Видит бог»– Странные, странные люди эти китайцы, Кулум, – добавил Струан. – Например, из трехсот миллионов человек только император имеет право писать алой тушью. Попытайся представить себе это. Если бы королева Виктория заявила в один прекрасный день, что отныне только ей дозволено пользоваться красными чернилами, как бы мы ни любили её, сорок тысяч британцев в тот же миг отказались бы от всех чернил, кроме красных. Я бы сам первый так поступил.
Джеймс Клавелл, из книги «Тай-Пэн»Некто сказал: — При несправедливом царе государство быстро приходит в упадок, а при справедливом — стоит незыблемо, ибо несправедливый правитель все разрушает, а справедливый — созидает. Но разрушение совершается быстро, а результаты созидания видны лишь по истечении большого времени.
Абу-ль-Фарадж ибн Гарун (Григорий Бар-Эбрей), из книги «Книга занимательных историй»Мудрец сказал: — Не следует царю торопиться с местью. Ведь он всегда, как только вздумает, сможет отомстить.
Абу-ль-Фарадж ибн Гарун (Григорий Бар-Эбрей), из книги «Книга занимательных историй»Кир написал мудрецу Хурмузду: «Если бы правители знали, как они нуждаются в мудрых советниках, а мудрецы понимали, насколько они не зависят от правителей, то не было бы ничего удивительного в том, что правители постоянно обивали бы пороги мудрецов». Дело в том, что правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.
Абу-ль-Фарадж ибн Гарун (Григорий Бар-Эбрей), из книги «Книга занимательных историй»Рассказывают, что во времена Хосрова один человек расхаживал по улицам и выкрикивал: — Кто хочет купить три изречения за тысячу динаров? Подходите, покупайте! Когда царь это услышал, он подозвал человека и спросил: — Что это за изречения? — Положи динары, и тогда ты их услышишь, — ответил мудрец. Когда динары были приготовлены, он сказал: — Первое мое изречение гласит: «Нет в твоем царстве ни одного по-настоящему порядочного человека». Второе мое изречение гласит: «Хотя все люди таковы, невозможно избегать их и без них обходиться». Третье изречение вытекает из предыдущих: «Царь должен знать меру зла, заключающуюся в людях, дабы в большей или меньшей степени избегать их». Понравились эти изречения царю. Он похвалил мудреца и велел выдать ему приготовленные динары, но тот от денег отказался. — Почему же ты так настойчиво спрашивал их и даже захотел, чтобы их заранее приготовили? — удивился царь. — А я задумал проверить, найдется ли в наше время хоть один человек, который готов расплачиваться золотом за мудрость, — ответил философ.
Абу-ль-Фарадж ибн Гарун (Григорий Бар-Эбрей), из книги «Книга занимательных историй»Бузурджмихр сказал: — Некоторых помощников царя можно уподобить метательному копью — они охраняют только на почтительном расстоянии. Другие напоминают стрелы — они улетают и не возвращаются. Третьи же похожи на мечи, которыми можно пользоваться лишь на близком расстоянии.
Абу-ль-Фарадж ибн Гарун (Григорий Бар-Эбрей), из книги «Книга занимательных историй»Какой-то человек преподнес царю подарок. Но этот подарок царя не обрадовал, а огорчил. — Чем ты огорчен? — спросили царя. Он ответил: — Как мне не огорчаться! Ведь какой бы дорогой подарок я ни преподнес этому человеку впоследствии, он будет считать, что я сделал это в знак благодарности за его подарок. Царь всегда должен дарить раньше, чем дарят ему.
Абу-ль-Фарадж ибн Гарун (Григорий Бар-Эбрей), из книги «Книга занимательных историй»— Чем ты отличаешься от царя? — спросили одного философа. — Царь — раб своих страстей, я же — их повелитель, — ответил он.
Абу-ль-Фарадж ибн Гарун (Григорий Бар-Эбрей), из книги «Книга занимательных историй»Опосля дождя, в четверг, Дам еще медальку, сверх. Только ты уж постарайся, Чтоб народ меня не сверг.
Леонид Филатов, из книги «Про Федота-стрельца, удалого молодца»Нельзя доверять дружбе царей. она кончается из-за одного подозрения.
Знаете, как только прекращается шахматная партия, прекращается и моя роль короля.
Владимир Ленин о некрофилии
”Любой бог - это идеологическая некрофилия" , - писал в своем письме Максиму Горькому Владимир Ленин, создатель и первый правитель СССР.
Закоренелый атеист, антикапиталист и антимонархист, Ленин ненавидел любую религию, считая ее, как и его учитель Карл Маркс, “опиумом народа”.
Когда большевики во главе с Лениным захватили власть в России, они начали крестовый поход против религии, сжигая церкви и сажая священников. Парадоксально, но после его смерти тело Ленина было помещено в Мавзолей, превратив его в своего рода святого в атеистической стране.
Следующая цитата
Нам, царям, за вредность молоко бесплатно надо давать!
Добавил T-34 16.04.08
- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Истинный царь выслушивает все советы, но поступает так как велит сердце.
Добавил dante94 04.06.10- Скопировать
- Сообщить об ошибке
— Царём будешь!
— Ни за что!
— Одевайся, убью!
Добавил zel 25.04.11
- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Царь должен уметь обижать тех, кого любит.
Добавила Настя_93 10.05.10- Скопировать
- Сообщить об ошибке
— Эврика! Царские шмотки! Одевайся, царем будешь!
— Ни за что!
Добавила SumCurr 22.12.11
- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Гусляры (поют): А не сильная туча затучилася. А не сильные громы грянули. Куда едет собака крымский царь.
Бунша: Какая это собака? Не позволю про царя такие песни петь! Он хоть и крымский, но не собака!
- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Вот вы говорите — царь, царь. А вы думаете, Марфа Васильевна, нам, царям, легко? У всех трудящихся два выходных дня в неделю. Мы, цари, работаем без выходных.
Добавила secretik 23.09.12
- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать.
Добавила Simpre_Libera 02.11.10- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Какого Бориса-царя? Бориску?!
Аналогичная цитата: Добавила Αικατερίνη 18.07.10- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Цари никогда не должны давать слова. Не сдерживают они его — это ужасно. Сдерживают — это тоже ужасно.
Пояснение к цитате:Перевод К. Бальмонта
Добавила Niakris 06.05.11- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Не может в Азии быть двух царей, как не может на небе быть двух солнц.
Пояснение к цитате:Так Александр ответил Дарию, который перед битвой у Гавгамел (331 до н.э.) предложил разделить с ним свою державу.
Добавила Masha10000 16.05.10- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Царём нельзя родиться, им можно стать, преодолев много испытаний.
Добавил Jackson 26.06.09- Скопировать
- Сообщить об ошибке
В палатах, как правило, живут только цари или сумасшедшие. Странное совпадение… Или не очень?
Добавила prosto Katerina 22.12.10- Скопировать
- Сообщить об ошибке
— Если царь так богат, отчего бы ему не расплатиться с нами?
— Царь никогда не платит за то, что может получить даром. Поэтому он и богат.
- Скопировать
- Сообщить об ошибке
— И потом, я ведь не всамделишный Царь-то, я – сказочный. Дай, думаю, пока сказки на полке стоят, забор подкрашу. И польза, и разминка. Одобряешь?
— Нет. Ничего вы не понимаете в царской жизни! Царь! Ха! Хочешь – пирожное, хочешь – мороженое… А он, ха-ха, заборы красит.
Читайте также: