Нужны ли цитаты в 9 задании егэ литература

Обновлено: 24.11.2024

Кратко: нет, необязательно. «Фуф!» — выдохнули некоторые. Раньше времени не расслабляйтесь. Да, слово в слово цитировать прозу нет необходимости, но хорошо знать произведение — надо обязательно. Ничто так не говорит о вашей начитанности и умению доказывать мысль, как уместные аргументы, подтвержденные анализом отдельных эпизодов.

Краткая характеристика персонажа — это также один из способов привлечения текста. Прекрасно, что вы можете вспомнить отдельные детали, например, при анализе образа Базарова вы вспомнили, как он гордился своим простым происхождением, что его отец лекарь, а дед и вовсе был дьячком и землю пахал.

Нет ничего хуже общих пустых фраз. Всегда старайтесь говорить конкретно. Иначе у эксперта сложится впечатление, что вы в ночь перед экзаменом прочитали краткие содержания, надеясь на чудо, и пошли писать. Не надо так!

Приведу хороший пример из нашего банка работ , как можно привлекать текст, минуя прямое цитирование. Отрывок из сочинения по теме «Как смысл эпиграфа к роману А.С Пушкина "Капитанская дочка" соотносится с судьбами героев произведения?»: «Для семьи Мироновых честь была главным принципом. Они понимали ее как беззаветное служение императрице и защиту крепости. В главе “Пугачевщина” Василиса Егоровна отказалась уезжать от мужа и осталась с ним в Белогорской крепости. Иван Кузьмич оборонял крепость до последнего. Супругов не смогли сломить ни угрозы, ни превосходящие их силы врага. Они мужественно встретили мучительную смерть, отказавшись присягнуть самозванцу».

Во-первых, автор сначала дал тезис — «честь для Мироновых была главным принципом». Затем, как и полагается, пошел пример. Во-вторых, указано название главы. Тот, кто читает краткие содержания, подобными сведениями блеснуть не может. И в-третьих, названы полные имена героев, и емкая оценка от автора сочинения: «они мужественно встретили мучительную смерть». Никакой воды, ничего лишнего. Всё грамотно и по делу. Учитесь!

Напоследок цитата второго критерия — «Привлечение текста произведения для аргументации»:
«Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается для анализа не меньше трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют».

Следующая цитата

1 К какому роду литературы принадлежит роман «Отцы и дети»?

2 Речь героев – обмен репликами. Как называется такой тип высказывания?

3 Как называется прием раскрытия внутренних переживаний героя?

4 Установите соответствие:

А) Анна Сергеевна 1) Выходит замуж за состоятельного человека

Б) Фенечка 2) Умирает от болезни

В) Катя Одинцова 3) Выходит замуж за Аркадия

4) Выходит замуж за Николая Петровича

А Б В

5 Как в литературоведении называется противоречие, лежащее в основе сюжета?

6 Представителем какого литературного направления, получившего свое развитие во второй половине XIX века, был И.С. Тургенев?

7 Вставьте пропущенные термины: В _____ «Отцы и дети» показано противостояние представителей старшего и молодого поколений. Этот конфликт носит непримиримый характер, так как _________ остаются при своем мнении относительно дальнейших путей развития России.

1. эпос
2. диалог
3. психологизм
4. 143
5. конфликт
6. реализм
7. роман герои

8. Что изменило в Базарове вспыхнувшее в нем чувство к Одинцовой?

Итого: 2 (2) 2 (2) 2 (2) = 6 (6)

9. В каких произведениях русских писателей звучит любовная тема и как она перекликается с данной тематикой в «Отцах и детях»?

Итого: 2 (2) 2 (2) 4 (4) 2 (2) = 10 (10)

ДОРОЖНАЯ ЭЛЕГИЯ

Дорога, дорога,
Разлука, разлука.
Знакома до срока
Дорожная мука.

И отчее племя,
И близкие души,
И лучшее время
Все дальше, все глуше.

Лесная сорока
Одна мне подруга.
Дорога, дорога,
Разлука, разлука.

Устало в пыли
Я влачусь, как острожник.
Темнеет вдали,
Приуныл подорожник.

10 Как называется художественное описание природы в литературном произведении?

11 К какому приему прибегает поэт в строке: «Приуныл подорожник»?

12 Какой прием использует автор в строках:

И отчее племя,

И близкие души

13 Поэт постоянно повторяет одни и те же слова из строфы в строфу: «Дорога, дорога, /

Разлука, разлука». Как называется подобный прием, присущий жанру песни?

14 Каким размером написано стихотворение?

10. пейзаж
11. олицетворение
12. анафора
13. рефрен
14. амфибрахий

15. Какую тему затрагивает Н. Рубцов в стихотворении?

В стихотворении «Дорожная элегия», написанном за год до гибели поэта, Николай Рубцов затрагивает тему жизни и смерти.
Лирический герой идет по дороге, которая становится символом последнего пути человека, оставляя позади «и отчее племя, и близкие души, и лучшее время». Субъект речи ощущает мучительное одиночество, ему осталась только «дорожная мука». Образ пути не предвещает ничего кроме усталости и уныния. Лейтмотивом становятся слова о неизбежности расставания: с помощью рефрена «разлука, разлука» автор подчеркивает, что лирический герой не хочет прощаться с миром живых. Сравнение «как острожник» усиливает нежелание лирического героя идти дальше. Ему «страшно», ведь он осознает, что в загробном мире не будет ни «света», ни друга.

Итого: 2 (2) 2 (2) 2 (2) = 6 (6)

16. Кто из русских поэтов обращался к образу дороги в своем творчестве и в чем эти произведения созвучны с данным стихотворением?

Итого: 2 (2) 2 (2) 4 (4) 2 (2) = 10 (10)

Часть 2

17.2 Какую роль в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина играет аллегория (на примере 3 произведений)?

Итого: 3 (3) 3 (3) 2 (2) 3 (3) 3 (3) = 14 (14)

КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗ КОФИДИКАТОРА:

Это лучше, чем ничего.

Задания 6 и 11 рассчитаны только на поиск сходства? Бывают ли вопросы на определение различий?
Вопросы на определение различий встречаются реже, чем на сходство. Однако, встречаются.

Могу ли я привести для сопоставления стихотворение поэта из нашего села?
Если произведения данного писателя публикуются в изданиях, включаются для изучения в школе как региональный компонент (изучение творчества писателей того или иного региона, края), то можно. Если его произведения печатаются только как самиздат, то не стоит.

Когда отвечаешь на 6 задание, нужно ли в кавычках слова из приведённого текста приводить?
Можно, конечно, приводить. Чтобы ответ был полноценным, глубоким, вы сопоставляете с другими текстами и свои рассуждения подтверждаете аргументацией как из других подобранных вами произведений, так и из самого исходного текста.

За пунктуационные и орфографические ошибки снижаются ли баллы?
Согласно новому Проекту ЕГЭ (2022 год) эти позиции проверяются по отдельным критериям, поэтому с 2022 года эксперты оценивают орфографию, пунктуацию и грамматику баллами.

Можно ли приводить на сопоставление произведения из современной литературы?
Вы можете приводить произведения из ЛЮБОГО периода развития русской литературы

Могут ли изменить критерии перед самим ЕГЭ?
Вообще за все время существования ЕГЭ по литературе такого не было. Критерии корректируют примерно до февраля-марта, но потом их уже в окончательном виде утверждают и уже до экзамена не меняют.

Снизят ли балл за задание 5 при проверке, если ответ состоит из трех предложений?
Нет, объем в заданиях 5,6,10,11 – 5-10 предложений – рекомендуемый! Снизить балл могут только исходя из критериев к этим видам заданий. А критерия, оценивающего объем, не существует.

Цитирование в 12 задании должно быть дословным? Мне необходимо выучить наизусть отрывки из произведений?
В 12 задании цитирование – один из критериев проверки ответа. Существуют разные виды цитирования: прямое (1-2 предложения, дословно процитированные вами в кавычках), точечное или микроцитирование (слово/словосочетание, взятое в кавычки), в форме чужой речи (краткий пересказ сути цитируемого своими словами с отсылкой к адресату высказывания – без кавычек!), отсылка к эпизодам (краткий пересказ или упоминание о событиях – без кавычек).

В 6 и 11 заданиях мне необходимо приводить примеры для сопоставления из разных веков?
Нет, вы вправе привести примеры хоть из одного века, хоть из разных. Главное, чтобы оба приводимые вами произведения не были одного автора и сопоставляются в направлении вопроса.

Какие желательно покупать пособия для подготовки?
Сегодня предлагают достаточно много методических пособий по подготовке к ЕГЭ. В этом «море» источников могу со спокойной совестью рекомендовать только издания ФИПИ под авторством Зинина С.А. и Новиковой Л.В. – разработчиков ЕГЭ по литературе. Они, как никто другой, ориентируются в системе ЕГЭ и дают толковые рекомендации.
При этом отмечу, что универсального издания, идеально освещающего все разделы ЕГЭ, я, к сожалению, до сих пор не встречала.

Нужно ли учить стихотворения, если да, то какие?
У каждого своя методика подготовки к ЕГЭ. Я со своей стороны предлагаю не учить все стихотворения. Достаточно определить круг типичных тем, поднимаемых авторами в стихотворениях, и составить примерные ответы по ним (тезисно, либо полностью готовые). И в конечном итоге придется заучить только от двух до четырех строк из подобранных вами стихотворений.
Со своей стороны могу предложить вам уже выделенные основные темы и готовые на них ответы (пример в разделе «Другие услуги»).

Обязательно ли писать в прямой последовательности ответы на задания?
Нет, вы можете отвечать на вопросы в той последовательности, в какой вам удобно.

Нужно ли переписывать вопрос в бланк ответа?
Нет. Достаточно поставить номер вопроса.

Могу ли я упоминать другие произведения в задании 12?
Да, можете, если это связано с вопросом задания 12 или помогает более глубоко раскрыть один из тезисов вашей работы. Только не увлекайтесь анализом приводимого вами другого произведения, так как это может увести вас от заданного вопроса.

Сколько терминов нужно использовать в 12 задании?
Такого критерия, как количество использованных терминов, нет. В критериях обозначено: использование вами терминов для анализа произведения или использование терминов (т.е. их упоминание). Мой совет: старайтесь распределить термины по всему ответу на 12 задание и как минимум в двух местах использовать литературоведческие понятия для анализа текста.

*** Примеры правильного использования терминологии приводятся в Видео 8 Продвинутого уровня «Теория литературы: Литературоведческие термины и правила их использования в ответах разных видов заданий (на примерах)».

Если в работе есть речевой недочет, он приводит к снижению балла?
Один речевой недочет не приведет к снижению балла, два недочета приравниваются к одной речевой ошибке.

Могу ли я привести в качестве сопоставления два-три произведения?
Зачем? У вас задача сопоставить с 1 произведением.

Следующая цитата

АЛГОРИТМ:
1. Сначала прочитайте вопрос и вдумайтесь в его содержание. Это очень важный пункт, потому что перед выполнением задания Вы должны четко осознавать, что от Вас хотят. Обратите внимание на то, как составлен вопрос. Зачастую от слов в вопросе и стоит отталкиваться, когда формулируете свой ответ.

2. В начале сочинения или в его заключении должны прозвучать слова из вопроса. Например, «Именно так в произведении отражены взаимоотношения между героями».

3. Важно запомнить, что мини-сочинение представляет собой ответ на вопрос в виде небольшого сочинения, а не наоборот. Рассуждения Ваши требуются в 17 задании. А маленькие сочинения не следует перегружать общей информацией. Ответ должен быть максимально конкретным без, так называемой, «воды». В заданиях к тексту (8 и 15) Вам нужно прямо ответить на вопрос. Не надо писать полный анализ текста.

4. В заданиях на сопоставление важно сравнить произведения, Ваша оценка и мнение здесь не требуются.

5. Фиксированный объем ответа (5-10 предложений) установлен, весьма, относительно. Главное дать содержательный ответ. Все же люди разные. У кого-то слог, как у Чехова, а у кого-то, как у Толстого.

СОВЕТЫ:
1.Когда мысли разбегаются, как барашки на лугу, нельзя паниковать. Ваши эмоции могут сыграть злую шутку. У меня очень часто возникали ситуации, когда я не знала даже, с чего начать ответ. В такие моменты я перечитывала текст несколько раз и искала то, за что можно зацепиться. Понимаете, самое сложное – это начать работу. Когда сделаешь первый шаг, уже становится легче.

2. Помните, что очень важен Ваш прогресс, именно Ваш. Не стоит часто себя сравнивать с другими людьми, однако при этом стоит всегда стремиться к лучшему результату. Хотя бы потому, что экзамен оценивается по единой шкале.

3. Очень важна регулярная практика. Это, знаете, как у спортсменов. Ни один же миг не проходит бесследно. Ваша подготовка зависит именно от Вас. Пока Вы можете что-то изменить, меняйте. Ибо когда Вы сдадите бланки на егэ, от Вас уже ничего не будет зависеть.

4. Боритесь со своими ошибками. Прочитывайте вслух свой ответ. Может звучит и странно, но от этого многое зависит. Написали ответ. Забыли на час о нем, а потом «на свежую голову» перечитайте его. Станьте на пару минут злым грамотейкой и начните цепляться к словам, которые написаны, возможно, коряво. Ответ должен быть похож на удачно собранный рюкзак, чтобы вещи там были немятые , и пустого места не оставалось.

5. Слушайте себя. Зачастую интуиция говорит верные вещи. Особенно в заданиях на сопоставление. Вам приходит в голову какое-то произведение, не спугните его. Лучше задумайтесь,почему именно его вспомнили.

6. Научите себя работать на время. Понимаю, что процесс написания сочинения увлекателен, но время не резиновое. Стоит помнить, что его тоже надо уметь распределять.

7. А в конце мне хочется поделиться с Вами убеждением, в которое я по-прежнему верю. Любите то, что Вы делаете. Без любви к литературе сложно сдать экзамен. Понимаете, если Вы целый учебный год будете заниматься нелюбимым делом, то устаните от него в разы быстрее.Если Вы сдаете литературу и, и она давит на Вас своим огромным мешко, лучше переборите его и начните уважать этот предмет. Хотя бы потому, что литература – это особый мир который возвели огромное количество мастеров. А мастера-то были тоже людьми.

Следующая цитата

Электронная книга в формате PDF, где мы собрали 30 образцовых эссе по
5 блокам тем.

Проверяли эксперты ЕГЭ с многолетним опытом.

Оплатите доступ, чтобы целый год скачивать сотни тестов
без каких-либо ограничений!

Читайте также: