Николай ростов цитаты из романа

Обновлено: 06.11.2024

Ах, какая ты смешная! Не по хорошу мил, а по милу хорош. Это только Malvina и других любят за то, что они красивы; а жену разве я люблю? Я не люблю, а так, не знаю, как тебе сказать. Без тебя и когда вот так у нас какая-то кошка пробежит, я как будто пропал и ничего не могу. Ну что, я люблю палец свой? Я не люблю, а попробуй, отрежь его.

Следующая цитата

Николай Ростов получает повышение до звания ротмистра. Он все также командует эскадроном гусар:

". Николай был посылан за ремонтом и из Малороссии привел отличных лошадей, которые радовали его и заслужили ему похвалы от начальства. В отсутствие его он был произведен в ротмистры, и когда полк был поставлен на военное положение с увеличенным комплектом, он опять получил свой прежний эскадрон. "

Николай Ростов получает офицерский Георгиевский крест за храбрость в боях под Островно:

". Николая Ростова, награжденного Георгием 4-й степени за оказанную храбрость в Островненском деле. "

". Ростов все думал об этом своем блестящем подвиге, который, к удивлению его, приобрел ему Георгиевский крест и даже сделал ему репутацию храбреца. "

В июле 1812 года Николай Ростов получает в подчинение батальон гусаров:

". колесо счастья по службе, как это часто бывает, повернулось в его пользу. Его выдвинули вперед после Островненского дела, дали ему батальон гусаров. " (батальон состоит из пяти эскадронов)

Когда Наполеон нападает на Россию, Николай Ростов руководит эскадроном гусар. Почему Ростову снова дают эскадрон, а не батальон - автор не поясняет. Вместе с армией Ростов доходит до Парижа:

". Это граф Ростов, эскадронный командир. "

". Николай был с русскими войсками в Париже, когда к нему пришло известие о смерти отца. "

После войны Николай Ростов должен получить повышение - место полкового командира. Но по семейным обстоятельствам Николай уходит в отставку:

". Ехать в армию, где он был на первой вакансии полкового командира, нельзя было потому, что мать теперь держалась за сына, как за последнюю приманку жизни. "

После отставки из армии Николай Ростов поступает на службу чиновником:

". он взял в Москве место по статской части и, сняв любимый им мундир, поселился с матерью и Соней на маленькой квартире. "

Вскоре Николай женится на княжне Марье Болконской и уезжает жить в деревню. Там он живет со своей семьей до старости:

". Николай женился на княжне Марье и с женой, матерью и Соней переехал на житье в Лысые Горы. "

Это было описание службы Николая Ростова в романе "Война и мир": этапы его военной карьеры и основные события.

Следующая цитата

ЕГЭ Литература 2022 | Курсы | ЛОГОС

ЕГЭ Литература 2022 | Курсы | ЛОГОС вернуться к странице

ЕГЭ Литература 2022 | Курсы | ЛОГОС

ЕГЭ Литература 2022 | Курсы | ЛОГОС запись закреплена

Николай Ростов – один из значимых для развития сюжета героев романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Это честный, искренний и добрый молодой человек. В 1805 году Николай отправляется на военную службу, надолго расстаётся с семьёй. Можно сказать, что герой обретает свободу физическую – у него больше нет домашних обязанностей, ему сложно поддерживать связь с родными, основной интерес юноши – защита Отечества. А присуща ли Николаю Ростову «внутренняя воля»?

Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо проанализировать нравственное взросление, духовное развитие героя. Так, на службу поступает чувствительный, не привыкший к жестокости и несправедливости общества юноша. С помощью психологизма автор романа-эпопеи подчёркивает «горячность» Николая, который грезит о военных подвигах: «Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой». Л.Н.Толстой отмечает и зависимость героя от общественного мнения, на что указывает эпизод кражи кошелька Теляниным. Николай, позаботившийся о возвращении вещи владельцу, поступает по совести, однако его очень беспокоят отзывы окружающих. Герой боится показаться нечестным, что, несомненно, ограничивает его внутреннюю свободу.

Эпизод бегства Николая Ростова с поля боя отражает особенности его характера. При описании этого поступка Л.Н.Толстой использует сравнение: « как заяц, убегающий от собак», чтобы показать эмоциональность, чувствительность героя. Николай корит себя за трусость, такое поведение кажется ему недопустимым для солдата. Герой пытается казаться тем, кем он не является, что также отражает его внутреннюю несвободу. Кроме того, юноша словно «связан» с прошлым. Честь не позволяет ему признаться влюблённой в него Соне в том, что чувств к ней он больше не испытывает.

Несмотря на то, что автор делает акцент на «внутренней неволе» юного Николая, по ходу сюжета романа-эпопеи читателю становится интересно наблюдать за нравственным взрослением героя. Непростые жизненные обстоятельства (необходимость отдать долг Долохову, Отечественная война) оказывают благотворное воздействие на становление личности Ростова. Он по-прежнему честен, открыт, искренен («Не умею скрывать того, что чувствую»), однако это уже не юноша, а серьёзный и уверенный молодой человек. Герой смог преодолеть зависимость от общественного мнения и начал руководствоваться своими желаниями. Так, Николай женится на Марье Болконской, а не на Соне. Кроме того, Ростов становится помещиком, грамотно ведущим хозяйство: «Все, что он делал, было плодотворно: состояние его быстро увеличивалось». Другими словами, герой меняется к лучшему: обретает внутреннюю свободу.

Итак, в начале романа-эпопеи Л.Н.Толстой описывает Николая Ростова как эмоционального и чувствительного юношу, зависимого от общественного мнения. Однако по мере развития сюжета герой нравственно взрослеет и обретает внутреннюю свободу.

Следующая цитата

Чужой компьютер

Просмотр темы 58

Марья Болконская и Николай Ростов

DELETED

Нравится Показать список оценивших

Елена Чернышева

Ну как я уже и говорила, мне больше симпатична Соня. Я бы хотела, чтобы с ней остался Николай. А вообще, когда я читала роман, было предположение, что Марья останется с Пьером. По-моему, у них есть что-то общее, родство душ. Так что я не в восторге от того, что Николай женился на Марье.

Нравится Показать список оценивших

DELETED

А я вот что скажу) Николай и Марья, по - моему мнению, одна из самых гармоничных пар в романе, и я полностью поддерживаю Толстого в его желании оставить Колю именно с Машей, а не с Соней. С последней у Ростова с самого начала ничего не могло выйти. Это было понятно с самого начала. Это была детская влюбленность и не более того. А Машу Николай действительно любил. Это была уже настоящая любовь, которую он искал всю жизнь. Что же до Марьи и Пьера. То скажу так- и она и он герои мыслящие и рассуждающие, поэтому не известно, как бы развивались их отношения. А Николай еще в молодости запретил себе думать после истории с Телянином, поэтому размышляющая Маша ему больше, чем подходит. Они очень хорошо друг друга дополняют. А Соня. честно, вот какая-то она неживая и бесхребетная. До последнего так и не поняла, как она на самом деле.

Нравится Показать список оценивших

Ксения Радько

Николай не мог жениться на Соне, т.к. она была бесприданница, а Коле надо было срочно вытягивать семью из финансового болота, к тому же мамаша Ростова всячески подталкивала его к Маше.
Поскольку мне симпатична Соня, пару Николай-— Мария не люблю. Вообще отрицательно отношусь к бракам по расчету.
Согласна с Еленой, по поводу пары Пьер-— Мария. У них действительно много общего, нелохая была бы пара. С Колей у Маши по-моему вообще ничего общего нет, странно как они вообще живут вместе, с такми противоположными взглядами на жизнь.

Нравится Показать список оценивших

DELETED

Ксения, насколько я помню произведение, плачевное финансовое положение Ростовых наоборот Николая смущало и именно по этой причине он какое-то время не делал предложение Марье. А пара из них получилась замечательная: эмоциональный, иногда резкий, но все же сердечный Николай и тихая, ласковая Марья - они прекрасно друг друга уровновешивали. Ну а Соня. Соня, уж простите, действительно пустоцвет. После первого прочтения романа я ей сочувствовала, а сейчас она меня даже раздражает. Нет в ней ничего, одна пустая миловидность - зацепиться не за что.

Нравится Показать список оценивших

Ксения Радько

Не согласна с вами, впрочем о вкусах не спорят. Мне как раз кажется, что у Николая и Мари типичный брак по расчету. И насчет Сони не согласна— очень милая и приятная девушка, не то что пустышка Наташа. Просто ее положение в семье такое, что ей постоянно твердили о ее зависимости, а это кого хочешь будет угнетать. А ее преданность Николаю меня всегда восхищала.

Нравится Показать список оценивших

DELETED

Ксения, о вкусах, конечно, не спорят, но где в произведении вы увидели расчет между Николаем и Марьей? Расчет - это брак Друбецкого, например. ну или брак Берга и Веры (тут просто иной расчет). А брак Николая и Марьи был именно что браком по любви. Ростов перерос свои детские чувства к Соне и по-настоящему полюбил именно Марью. Финансовое положение его семьи наоборот его смущало и было для него препятствием.
"очень милая и приятная девушка, не то что пустышка Наташа"
Она действительно "милая", но что она из себя представляет? Что вообще можно про нее сказать кроме того, что "это та девица, которая в Николая влюблена"? В ней жизни нет, личности нет. И дело тут не в положении, которое она в семье занимала (у нее-то как раз положение было достаточно терпимое), а просто в ее характере.

Нравится Показать список оценивших

Ксения Радько

Nastassja, я немного по-другому на эти вещи смотрю. Вспомните Соню на святках в деревне, когда давление семьи немного ослабело. Соня себя вела совсем по-другому, смело, решительно, раскрепощенно. А как она глупую Наташу от позора спасла? Никто из Ростовых ей даже спасибо не сказал, "благодетели" несчастные. А Верность и преданность Сони лично у меня вызывает огромное восхищение.

Нравится Показать список оценивших

DELETED

"А как она глупую Наташу от позора спасла?"
При этом думая "вот сейчас-то я и докажу преданность семье и любовь к Николаю". То есть это был не слепой порыв души, она в первую очередь думает о том, как она - прекрасная правильная дева хорошее сделает. В этом вся она. А вот Наташа как раз-таки живет в первую очередь чувствами. В этом и заключается ее притягательность.
"я немного по-другому на эти вещи смотрю"
Из какого фрагмента текста следует, что Николай женился на Марье по расчету?

Нравится Показать список оценивших

Елена Чернышева

Конечно, любовь и самопожертвование Сони по-моему не могут оставить человека равнодушного. По поводу бесхребетности и пустоцвета. Как она должна была проявить себя как личность? Начать "качать свои права"? Да и какие у нее были права. Если б она хоть что-то сказала своим "добродетелям" поперек слова сразу же они б указали Соне ее место. А Соня просто любила Николая чистой и бескорыстной любовью. А он был как "переезжая сваха". То люблю Соню, то не люблю. Неужели за это искреннее и преданное чувство можно осуждать ее и называть пустоцветом? Мне искренно жаль Соню.

Нравится Показать список оценивших

DELETED

Елена, а кто ее за это чувство осуждает? Просто можно ли обсуждать Соню вне контекста ее отношений с Николаем? Что от нее остается? Марья вне зависимости ее отношений с Николаем персонаж интересный и самобытный. Кстати, судьба у нее с таким отцом тоже была далеко не сахар и о том, кому из этих двух девиц жилось сложнее - еще большой вопрос.
"А Соня просто любила Николая чистой и бескорыстной любовью"
Ну не такой уж и бескорыстной. Барышня вполне расчетливо пишет письмо Николаю, освобождая его от всяких обязательств в надежде на то, что брак между Николаем и Марьей будет невозможным. Я ее не обвиняю. я просто говорю о том, что в ее действиях так или иначе расчет прослеживается, в отличие от той же Наташи.
"То люблю Соню, то не люблю."
Для молодого человека, у которого вся жизнь впереди - это естественно))) Он-то, в отличие от Сони, не статичный персонаж, а развивающийся.
"Неужели за это искреннее и преданное чувство можно осуждать ее и называть пустоцветом?"
Пустоцветом ее называют немного не поэтому)

Нравится Показать список оценивших

DELETED

Нравится Показать список оценивших

Елена Чернышева

А разве не каждый человек хочет себе счастья? И Соня не исключение. Да, она написала письмо с расчетом. Но больше я не могу сказать что в ее действиях был расчет. По-моему, она ставит интересы других выше своих, жила для других. Возможно, поэтому от нее самой ничего не осталось. Она жила на "птичьих правах", с постоянным чувством вины(мое личное мнение). Насчет Николая. Он должен был сначала разобраться в своих чувствах:настолько ли они были подлинны. А не принимать решение скоропалительно. Он дал надежду человеку, который любит его, а потом отнял ее. А после женитьбы Николая, Марья стала ревновать его к Соне, относилась к ней неприязненно. Да ее жизнь с отцом была тяжела. Но все-таки она обрела свое счастье. А Соня так и осталась как вы говорите "пустоцветом". Я не хочу сказать что к Марье я отношусь плохо. Нет, наоборот. Я жалела ее когда читала как к ней относится отец. Но и Соня и Марья по-моему обе достойны счастья. А вообще я рада,что есть множество мнений и разводится такая дискуссия. В реале мало с кем я могу обсудить этот роман.)))))

Нравится Показать список оценивших

DELETED

Елена, "А разве не каждый человек хочет себе счастья?" - каждый, конечно. Я просто хотела сказать, что Соня, в сущности, гораздо более расчетливей той же Наташи или Марьи.
"Возможно, поэтому от нее самой ничего не осталось" - ну тут Толстой через Наташу, ИМХО, как раз и высказал мысль о том, что "у неимущего да отнимется". Что такое есть в Соне, что она могла бы отдать? Тут можно опять же провести параллель с Наташей. Почему в эту юную девочку, казалось бы, не такую уж и красивую, не достаточно образованную и "светскую" влюблялось такое огромное количество людей? Именно потому что она могла извлекать радость из всего, она подпитывала своей энергией окружающих. Болконский тут, конечно, особый случай - он больше всех на ней "вампирил". Соня же по своей сути слишком суха и - да, ИМХО, расчетлива. Вот она выбрала себе Николая и вообще знать никого не хочет - решила так с самого начала и хоть ты тресни.
"Он дал надежду человеку, который любит его, а потом отнял ее".
Я убеждена, что даже если бы он такой надежды и не давал, Соня бы все равно осталась "осевшей кошкой".
"В реале мало с кем я могу обсудить этот роман"
У меня несколько иная ситуация. Обсудить есть с кем, только я уже по ходу дела всех достала. в особенности Долоховым)))

Нравится Показать список оценивших

Елена Чернышева

Конечно, каждый останется при своем мнении. И это наверно правильно. Но мне искренне жаль Соню. Возможно было бы лучше если б она вышла замуж за Долохова. Но Соня приняла свое решение. Что двигало ей? Возможно была надежда на счастье с Николаем, а может просто решила быть рядом с любимым человеком. А насчет Наташи. В конце романа о ней у меня сложилось не очень хорошее впечатление. Так же как и ее брат она переменчива. Когда дружила с Соней, говорила "как бы было хорошо если б вы поженились с Николаем". А когда сблизилась с Марьей стала говорить то же самое. На мой взгляд Наташа живет только чувствами. Соня же по-моему развита более духовно. Она может отдать себя, раствориться в других. По-моему этого более чем достаточно.

Нравится Показать список оценивших

DELETED

Елена, не совсем поняла вот этот момент: "На мой взгляд Наташа живет только чувствами. Соня же по-моему развита более духовно". Мне просто всегда казалось, что такие вещи - условная "духовность" и "чувства" неразделимы. Кстати, даже в этом моменте Толстой Сонечку подъел (ну не любил он ее, да): Наташа, когда поет - у всех душа радуется; любимое занятие Сони - срисовывать узоры. Не рисовать, не "создавать" пусть даже в таких мизерных масштабах, а именно "срисовывать". Эта деталь, на мой взгляд, очень ярко ее характеризует. Она статична, не меняется. и. да. не совершает ошибок, а значит не переживает их. По-этому в отличии от других персонажей, которые развиваются и учатся, зачастую наступая на грабли, к ней понятие "духовности" не совсем подходит.
И Николай это подсознательно чувствует. Он не может этого объяснить, ему льстит, что девушка так ему предана, но не женился он на ней, ИМХО, не только из-за финансового положения Ростовых, но и из-за этого подспудного чувства "сухости. статичности". А Марья, будучи, в плане внешности куда менее привлекательной, нежели Соня, и тоже с далеко не сахарной судьбой, именно что излучает тепло, которым может поедлиться с окружающими, то есть "отдать", потому что у нее "есть". Ну как-то так, я думаю)))

Нравится Показать список оценивших

Елена Чернышева

А на мой взгляд чувства и духовность не всегда связаны. Порой человек в порыве своих чувств и эмоций совершает ошибки. Идет у них на поводу и удовлетворяет свое эго. А духовность это прежде чем что-то сделать подумать "а не причиню ли я кому-то своими страстями, своими действиями вреда, не сделаю ли я кому то плохо". Духовность это излучение любви к окружающим. Мне Соня не показалась сухой. Не происходило этого "развития"возможно потому что ее упрекали и угнетали. Отсюда эта закомплексованность, зажатость. Каково быть содержанкой? Даже если не будет упреков, всегда будет чувство неполноценности. И не факт что Толстой не любил Соню, об этом можно только догадываться. Мое личное мнение. P.S.А где развитие Наташи?

Нравится Показать список оценивших

DELETED

Елена,
"А где развитие Наташи?"
Ну, самый яркий пример - ее история с Анатолем. Она, поддавшись сиюминутному порыву, разоврала отношения с Андреем (но он тут сам, конечно, виноват) и чуть не сбежала с этим пустозвоном, но насколько искренне у глубоко было ее раскаяние в своем поступке. Затем, новая встреча с князем Андреем - желание искупить вину и наблюдение за угасающим князем - все это превратило ее из чуткого страстного ребенка во взрослую женщину, готовую к отношениям с Пьером. То есть полная противоположность сониной статичности.
"Не происходило этого "развития"возможно потому что ее упрекали и угнетали" - нет, ну доля воспитанницы может и не самая приятная, но все же делать из нее "нищастное дитятко" не надо. Она получала равное образование со всеми, выходила в свет вместе с Наташей, так что шансы устроить судьбу у нее были. Один, вон, даже предложение сделал)
Но мы как-то отошли от темы. Опять же, вот уж кого угнетали и унижали по полной программе, так это Марью. Старого князя, конечно, принято почитать, так как, несмотря на свой нрав он детей искренне любил и воспитал из них достойных людей, но вот если по-честному, я бы от такого папочки с ума сошла. И тем не менее, в Марье был "огонь, мерцающий в сосуде" и внутреннее умение искренне жертвовать ради других. То есть не вставать в вечную позу и упиваться собой-доброй-честной-прекрасной, но искренне жертвовать.
Николай, которому я симпатизирую куда в меньшей степени, все же обладал определенной чуткостью к людям и именно вот этот внутренний огонь его привлек в Марье.

Нравится Показать список оценивших

Елена Чернышева

Ну по-моему если Соня оставалась верна и предана только Николаю это не значит что она не развивалась. Просто она уже развилась и не металась как та же самая Наташа а определила свои ценности и приоритеты, что ей важно и дорого. Уже сформировалась. Единственное с чем не согласна:отказ Долохову. Хотя жить с нелюбимым человеком (особенно когда твое сердце занято) тоже не вариант. "Несчастное дитятко" никто из нее не делает. Я лишь сказала что у нее всегда было чувство вины и неполнооценности.

Нравится Показать список оценивших

DELETED

Елена,
"Просто она уже развилась и не металась как та же самая Наташа а определила свои ценности и приоритеты, что ей важно и дорого"
Это ж во сколько лет она развилась? В 11? В 12? Вам не кажется, что это слишком рано? Мы первый раз видим ее в 14 лет - она уже характеризуется в первую очередь тем, что любит Николая. Когда-то в детстве для себя решила и все, ни шагу в сторону.

Читайте также: