Николай рерих цитаты мысли

Обновлено: 21.12.2024

Темой данной статьи будет являться поиск истоков восточной тематики в искусстве известного русского художника Николая Рериха (1874-1947). Мы попытаемся выяснить, с какого именно периода началось использование художником данных мотивов в его художественном и литературном творчестве. В конце статьи мы подведем итог исследованию, определив ценность данного творчества в контексте культуры. Начнем мы немного издалека, затем перейдем к основной теме.

Известно, что поэт Николай Гумилев, поэзия которого оказала большое влияние на культуру периода Серебряного века, в своей статье, написанной в 1909 году, давал высокую характеристику творчеству Николая Рериха:

«Рерих – вот высшая степень современного русского искусства. Он глубоко национален, именно национален, а не народен. Не принимая современную Россию за нечто самоценное, законченное, он обращается к тому времени, когда она еще создавалась, ищет влияний скандинавских, византийских и индийских, но всех преображенных в русской душе. Манера его письма – могучая, здоровая, такая простая с виду и такая утонченная по существу – меняется в зависимости от изображаемых событий, но всегда раскрывает лепестки одной и той же души, мечтательной и страстной. Своим творчеством Рерих открыл непочатые области духа, которые суждено разрабатывать нашему поколению» [1].

Мы узнаем, что примерно с середины 1900-х годов в творчестве Н.К. Рериха начинают появляться те «индийские влияния», о которых пишет Н.С. Гумилев:

«Благодаря Елене Ивановне Николай Константинович познакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным творчеством Р. Тагора, вместе они изучали Упанишады.

Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях» [2].

Сам Николай Гумилев тоже, как оказалось, был не чужд интересу к экзотической восточной культуре и мистике, о чем говорят исторические документы:

«В эти годы Гумилев дважды добирался до Африки. Первое путешествие летом 1907 года было коротким: 15 мая Брюсов записал в дневнике: «Приезжал в Москву Н. Гумилев. <. > Говорили о поэзии и оккультизме» [3].

Данное увлечение восточной философией и теми учениями, которые примыкают к ней, я имею в виду, прежде всего, теософию, как известно, было свойственно многим известным людям той эпохи. Например, другой знаменитый поэт, Александр Блок, который сам не был теософом, так писал об этом в своем письме к матери:

«Теософия в наше время, по-видимому, есть один из реальных путей познания мира; недаром ей предаются самые разнообразные и очень замечательные люди во всей Европе» [4].

Еще одним ярким примером такого рода поиска может служить жизнь и творчество поэта, писателя и последователя символизма Андрея Белого, который в конце 1890-х годов, кроме идей Вл. Соловьева и Ф. Ницше, интересовался буддизмом и оккультными науками, а позднее, будучи уже в зрелом возрасте – отдавал дань уважения антропософии, что нашло отражение в некоторых его литературных произведениях [5].

Согласно другому источнику, «важнейшую роль в культурной жизни России сыграло распространение теософских и антропософских идей, повлиявших на представителей всех лагерей современного русского искусства, от декадентов и символистов до акмеистов и футуристов» [6].

Известный писатель и философ Николай Бердяев так писал о роли и значении той эпохи:

«Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъемом, новизна, напряженность, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» [7].

В 1900-е годы восточная тема только начинает проявляться в творчестве Рериха. Впоследствии, в 10-е, и, особенно, в 20-е годы, т.е. в период Центрально-Азиатской экспедиции, и в последующее время, эта тема «зазвучит» уже более полно, ярко и гармонично, «зазвучит», что называется, «центральным аккордом», затмевая собой другие образы и сюжеты, другие художественные и философские мотивы в творчестве художника. Однако последние не исчезнут из его работ полностью, просто отойдут на второй план, оставляя место его увлечению восточной культурой. Такое «всецелое» обращение к теме Востока связано было также с тем обстоятельством, что семья Рерихов после 1917 года оказалась в вынужденной эмиграции, а также с тем, что Рерихи в течение нескольких лет участвовали в Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928), а затем обосновались в Индии, в долине Кулу.

Но вернемся к 1900-м и 1910-м годам. В этот период художник только начинает разрабатывать восточную тему в своем литературном и художественном творчестве:

«С 1905 года в творчестве Рериха, наряду с древнерусской темой, начинают появляться отдельные восточные мотивы. Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916 – для теософского центра в Петербурге). Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев», появляется коллекция японского искусства. Рерих, помимо русской философии, изучает философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, творчество Тагора, теософскую литературу. Древние культуры России и Индии, их общий источник, интересуют Рериха как художника и как ученого. С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку с индологом В. В. Голубевым. В 1913 они обсуждают планы совместной экспедиции в Индию с целью изучения общности русской и индийской культур, проект создания музея индийской культуры в Санкт-Петербурге. Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами» [8].

Известно также, что в феврале 1917 года художник участвует в выставке художественного объединения «Мир искусства» с картинами «Ковер-самолет», «Мудрость Ману», «Зовущий», «Веления неба», «Мехески – лунный народ» и др [9].

В книгах Н.К. и Е.И. Рерихов не раз встречается известное выражение, взятое из Библии, «ex oriente lux», что переводится с латинского как «Свет с Востока». Также, как и Е.П. Блаватская, они считали Восток, в частности, Индию «колыбелью человечества, прародительницей всех других наций, рассадником всех утерянных искусств и наук древности» [10].

Все эти творческие и духовные поиски приведут Рериха к тому, что он предпримет Центрально-Азиатскую экспедицию, во время которой создаст одни из самых лучших своих художественных и литературных произведений, посвященных Востоку. Это серии картин: «Его страна», «Знамена Востока», «Гималаи», «Майтрейя»; это и многочисленные этюды Гималаев и Алтая – всего более 500 полотен, этюдов и рисунков. Это также знаменитый путевой дневник художника «Алтай-Гималаи», изданный в 1929 году.

В период с 1934 по 1935 гг. он участвует во второй экспедиции – Манчьжурской. С конца 1935 года Николай Рерих с семьей постоянно живет в Индии. В этот период и вплоть до самой своей смерти в 1947 году он не оставляет занятий творчеством, пишет картины, а также создает литературные произведения. Во всех этих работах он продолжает раскрытие восточной темы.

Писателем Максимом Горьким Николай Рерих был охарактеризован как «величайший интуитивист века». Это было сказано им после посещения в 1915 году выставки объединения «Мир искусства», на которой Горький приобрел для себя картину Рериха «Град обреченный» [11].

Интуитивизм Рериха проявился не только в предчувствиях предвоенной эпохи, выраженной им в соответствующих работах (картины «Ангел Последний» (1912), «Небесный бой» (1912), «Град обреченный» (1914)) , но и во всем его творчестве, включая его произведения посвященные теме Востока. В те годы он предугадывал не только грядущие политические события, но и был способен увидеть «незримые знаки» Новой Эры, о приходе которой он писал в книгах серии Учение Живой Этики (Агни-йога), созданных совместно с его супругой Еленой в 1920-е и 1930-е годы.

Попытка внести созидающий смысл в жизнь, стремление навести мост между великими культурами Запада и Востока – это та благородная задача, которую эти авторы, семья Рерихов, старались осуществить. Вот несколько цитат из книг Николая Рериха:

«Мы просим наших друзей каждый день мыслить, произносить и применять понятия Красоты и Культуры. В этом нет ничего нового, ибо вообще ничего нового нет. Но мы собираем около этих ценных понятий новое усилие, мы стремимся помочь напряжению созидательной энергии» [12].

«Какая разница Востока от Запада? Когда этот вопрос был предложен мне в Индии, я ответил: «Самые прекрасные розы Востока и Запада одинаково благоухают»» [13].

«Не преступление следовать великому закону Истины» [14].

«Главная наша задача изучать факты честно. Мы должны почитать науку как истинное знание, без предпосылок, ханжества, суеверия, но с уважением и мужеством» [15].

Это только некоторые из цитат, большинство же мыслей еще, видимо, ждут своего читателя и исследователя.

По мнению Е.А. Трофимовой, сознание человека, воспринимающего и постигающего творчество Н.К. Рериха, «преображается в своеобразный резервуар, хранящий космические смыслы и символы, во многом общие, по мысли Н.К. Рериха, для разных культур» [16].

Профессор Е.Г. Мещерина пишет об определенных закономерностях обращения к теме восточной культуры для творческих людей периода Серебряного века:

«Интерес представителей русской и европейской культуры начала XX в. к древнеиндийской религии и философии, с одной стороны, находится в русле поисков духовной опоры перед лицом предчувствия мировых катастроф, а с другой – продолжает уже сложившуюся к этому времени романтическую традицию, давно включившую Восток в область своих научных и философско-эстетических построений» [17].

Подведем итог. Как мы выяснили, восточная тематика занимает значительное место в творчестве Николая Рериха, можно даже наверно сказать, одно из центральных мест в нем. Обращение к ней явилось продолжением духовных, философских, этических и эстетических исканий Эпохи Серебряного века русской культуры, их кульминацией. Художник проложил дорогу для общечеловеческой гуманистической культуры, в которой находят свое место самые разнообразные традиции, где происходит диалог мировых культур, достигается объединение и синтез лучших мыслей, чаяний и устремлений человечества.

Задолго до возникновения движения Нью Эйдж [18], моды на практики типа mindfulness [19] и взаимодействия нейронаук и буддизма [20] Н.К. Рерих уже пытался обогатить западную культуру и цивилизацию восточными идеями, включая последние в свое искусство. Его усилия на этой ниве принесли плоды в виде оригинального и самобытного культурного и художественного симбиоза, вдохновляясь образцами которого многие поколения людей находили и находят пищу для своего ума и почву для своего духовного и интеллектуального роста, источник питания для своей души и основу для жизни. А значит, творческий и духовный поиск Н.К. Рериха был не напрасным. Он помог не только ему самому найти смысл жизни, но сделал возможным обретения того же самого смысла и для других людей. Спасибо мастеру за эту счастливую возможность! И спасибо ему за его уникальное виденье художника, которое, кажется, может не оставлять равнодушным даже его идейных противников и простых скептиков!

Следующая цитата

© Copyright: Александр Подвижников, 2013
Свидетельство о публикации №213020100987

Следующая цитата

Говорит и показывает: цитаты Николая Рериха о расширении сознания, реальности Космоса и женском предназначении

7 апреля 2020 14:14 • 0 комментариев Сегодня социальные сети и новостные ленты назойливо подсовывают статьи о позитивном мышлении, управлении реальностью при помощи мысли и всевозможные пособия и семинары по визуализации желаний. Но еще в 20-х годах прошлого века Рерих был первопроходцем, проложившим тропки нынешним дауншифтерам, проводником буддистских и индуистских идей в Западном мире, неутомимым искателем Шамбалы и пастырем эзотерического учения Агни-йога.

Особенно люди часто говорят : "Ничему более не удивляемся" - но тут же удивляются первому непонятному шороху.

Основные свойства сознания человеческого почти не изменились в течение последних тысячелетий. Ум ушел вперед, создал чудеса техники, а сердце человека застыло на уровне каменного века - оно осталось каменным.

Среди монотонности обыденности лишь немногие ощущают реальность Космоса. Лишь немногие умеют одолеть серого дракона повседневности. Сознание человечества настолько насыщено пылью обычности, что необходимо пробить эту стену.

Благословенны препятствия — ими растем.

1933, 79.2×96.7 см

Мечты - не знаки безграмотности , но отличия утонченных душ.

Вера в себя и поиски истины образуют гармонию. Растить обиду — плохой сад.

Вмещение или терпимость — одно и то же. Лишь предательство не может быть терпимо.

Об обмане думает обманщик. О предательстве предусматривает предатель. Об ужасах терзается трус. Каждый по-своему. Скажи, о чем ты думаешь, и я скажу, кто ты есть.

Человек, угнетенный обиженностью, привлекается к одной точке. Становясь неподвижным, человек неминуемо тупеет. Тупость, как ржавчина, поглощает часть основного вещества.

1929, 74×118 см

Да, теперь женщина должна готовиться быть допущенной разделять тяготы управления страной. Ее здравый смысл и, главное, сердце подскажут многие правильные решения. Я очень высокого мнения о женщине, и если возьмем исторические факты и правдивые биографии многих великих людей, то мы увидим, что источником их вдохновения и главным советником была женщина.

Я так верю в женский здравый смысл, в женский магнетизм, в женское сердце и способность к самоотверженному труду. Не забудем, что заповедано женщине спасти мир.

1924, 117.1×88.6 см

Когда человек хочет оправдать себя в неделании чего-либо, то, поверьте, он найдет множество помогающих обстоятельств. При этом недвижность будет оправдана очень многими. А подвижность, то есть желание нового труда, нового познавания - будет очень легко осуждена. Будет сказано и о пустом мечтательстве, о несбыточных стремлениях, о легковерии, мало ли о чем найдет сказать изворотливый рассудок, когда он хочет уклониться от чего-то подсказанного сердцем.

Не гонения, но признания следует остерегаться.

1933, 60.9×50.9 см

Навязанные догмы, человеческие законы, стандарт жизни отучили человечество от процесса мысли и сделали из него, за редким исключением, автомата и попугая, повторяющего заученные принятые формулы. Когда же явится возможность раскрепостить человеческую мысль! Все твердят о различных свободах, но сами противоположные лагери боятся одного и того же зверя — свободы мысли! Грустно за человечество!

Человек есть часть Космоса, и потому каждая его мысль, каждое слово и действие способствуют нарушению или установлению равновесия в Космосе.

Все законы заключаются лишь в нашем сознании, и с расширением сознания расширяются и законы. Отсюда должна вытекать великая подвижность законов, но что видим мы в действительности? Преступную косность мысли.

1925, 742×1177 см

Люди слишком привыкли ко всяким видам запрещений и ограничений. И больше всего пугает их простор мысли, ибо они чувствуют, что с простором мысли пробуждается и соответственно растет сознание ответственности.

Смысл жизни в неустанном творчестве и созидании. Но творчество может развиваться лишь при свободе мысли. Там, где мысль стеснена, там все созидания — убогие калеки, и не могут они войти в жизнь будущего человечества.

Каждое истинное произведение искусства говорит само за себя и несет великое знамя устремления духа к высшей красоте и потому ни в каких других целях не нуждается, ибо излучение красоты есть венец культуры.

1925, 73.8×116.9 см

Последняя война среди людей будет войной за истину. Эта война будет в каждом отдельном человеке. Война — с собственным невежеством, агрессией, раздражением. И только коренное преобразование каждого отдельного человека может стать началом мирной жизни всех людей.

1925, 73.5×119.5 см

Главное - уничтожить бациллы низких мыслей, которые заразительнее всех болезней. Заботиться надо не о произнесенных словах, но о мыслях. В течение одного слова десять мыслей рождаются.

Мысль, как тончайшая энергия, является основою Тонкого Мира, и добрая мысль есть крепчайшая творческая сила. Там все творится мыслью и мыслью же все разрушается. И земные мысли имеют такое же назначение, потому можно себе представить, как важно посылать в пространство мысли созидательные и прекрасные.

Вместо благороднозвучного "благодарю" в суматохе выходит "блдарю", вместо благожелательного "здравствуйте" выходит оскорбительно бессмысленное "здрас-те", и не в том дело, что такие ценные понятия произносятся невнятно языком, но тем самым они в общежитии теряют прекрасное и зовущее свое значение.

1914, 75×86 см

Чувство, бросаемое в пространство, как бумеранг, возвращается к источнику.

Спросят: как перейти жизнь? Отвечайте: как по струне бездну - красиво, бережно и стремительно.

Каждый конец есть лишь начало чего-то, еще более величественного и прекрасного.

Следующая цитата

Особенно люди часто говорят : «Ничему более не удивляемся» — но тут же удивляются первому непонятному шороху.

Основные свойства сознания человеческого почти не изменились в течение последних тысячелетий. Ум ушел вперед , создал чудеса техники , а сердце человека застыло на уровне каменного века — оно осталось каменным.

Среди монотонности обыденности лишь немногие ощущают реальность Космоса. Лишь немногие умеют одолеть серого дракона повседневности. Сознание человечества настолько насыщено пылью обычности , что необходимо пробить эту стену.

Благословенны препятствия — ими растем.

1933, 79.2×96.7 см

Мечты — не знаки безграмотности , но отличия утонченных душ.

Вера в себя и поиски истины образуют гармонию. Растить обиду — плохой сад.

Вмещение или терпимость — одно и то же. Лишь предательство не может быть терпимо.

Об обмане думает обманщик. О предательстве предусматривает предатель. Об ужасах терзается трус. Каждый по-своему. Скажи , о чем ты думаешь , и я скажу , кто ты есть.

Человек , угнетенный обиженностью , привлекается к одной точке. Становясь неподвижным , человек неминуемо тупеет. Тупость , как ржавчина , поглощает часть основного вещества.

1929, 74×118 см

Да , теперь женщина должна готовиться быть допущенной разделять тяготы управления страной. Ее здравый смысл и , главное , сердце подскажут многие правильные решения. Я очень высокого мнения о женщине , и если возьмем исторические факты и правдивые биографии многих великих людей , то мы увидим , что источником их вдохновения и главным советником была женщина.

Я так верю в женский здравый смысл, в женский магнетизм , в женское сердце и способность к самоотверженному труду. Не забудем , что заповедано женщине спасти мир.

1924, 117.1×88.6 см

Когда человек хочет оправдать себя в неделании чего-либо, то , поверьте , он найдет множество помогающих обстоятельств. При этом недвижность будет оправдана очень многими. А подвижность , то есть желание нового труда , нового познавания — будет очень легко осуждена. Будет сказано и о пустом мечтательстве , о несбыточных стремлениях , о легковерии , мало ли о чем найдет сказать изворотливый рассудок , когда он хочет уклониться от чего-то подсказанного сердцем.

Не гонения , но признания следует остерегаться.

1933, 60.9×50.9 см

Навязанные догмы , человеческие законы , стандарт жизни отучили человечество от процесса мысли и сделали из него , за редким исключением , автомата и попугая , повторяющего заученные принятые формулы. Когда же явится возможность раскрепостить человеческую мысль! Все твердят о различных свободах , но сами противоположные лагери боятся одного и того же зверя — свободы мысли! Грустно за человечество!

Человек есть часть Космоса, и потому каждая его мысль , каждое слово и действие способствуют нарушению или установлению равновесия в Космосе.

Все законы заключаются лишь в нашем сознании, и с расширением сознания расширяются и законы. Отсюда должна вытекать великая подвижность законов , но что видим мы в действительности? Преступную косность мысли.

1925, 742×1177 см

Люди слишком привыкли ко всяким видам запрещений и ограничений. И больше всего пугает их простор мысли , ибо они чувствуют , что с простором мысли пробуждается и соответственно растет сознание ответственности.

Смысл жизни в неустанном творчестве и созидании. Но творчество может развиваться лишь при свободе мысли. Там , где мысль стеснена , там все созидания — убогие калеки , и не могут они войти в жизнь будущего человечества.

Каждое истинное произведение искусства говорит само за себя и несет великое знамя устремления духа к высшей красоте и потому ни в каких других целях не нуждается , ибо излучение красоты есть венец культуры.

1925, 73.8×116.9 см Последняя война среди людей будет войной за истину. Эта война будет в каждом отдельном человеке. Война — с собственным невежеством , агрессией , раздражением. И только коренное преобразование каждого отдельного человека может стать началом мирной жизни всех людей.

1925, 73.5×119.5 см

Главное — уничтожить бациллы низких мыслей, которые заразительнее всех болезней. Заботиться надо не о произнесенных словах , но о мыслях. В течение одного слова десять мыслей рождаются.

Мысль , как тончайшая энергия , является основою Тонкого Мира, и добрая мысль есть крепчайшая творческая сила. Там все творится мыслью и мыслью же все разрушается. И земные мысли имеют такое же назначение , потому можно себе представить , как важно посылать в пространство мысли созидательные и прекрасные.

Вместо благороднозвучного « благодарю» в суматохе выходит « блдарю», вместо благожелательного « здравствуйте» выходит оскорбительно бессмысленное « здрас-те», и не в том дело , что такие ценные понятия произносятся невнятно языком , но тем самым они в общежитии теряют прекрасное и зовущее свое значение.

1914, 75×86 см

Чувство , бросаемое в пространство, как бумеранг , возвращается к источнику.

Спросят: как перейти жизнь? Отвечайте: как по струне бездну — красиво , бережно и стремительно.

Каждый конец есть лишь начало чего-то, еще более величественного и прекрасного.

Читайте также: