Никколо макиавелли цитаты и афоризмы
Обновлено: 21.11.2024
Никколо́ Макиаве́лли — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель — занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов.
Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.
Род деятельности: писатель , философ Дата рождения: 03.05.1469 Дата смерти: 21.06.1527 (58) Книги:У победителя много друзей, и лишь у побежденного они настоящие.
Добавила Кристи2803 12.11.10- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Скрой то, что говоришь сам, узнай то, что говорят другие, и станешь истинным князем.
Добавила nataly_thompson 02.09.10- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Каждый видит, каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
Добавила alma22 24.04.11- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Лучше быть смелым, чем осторожным, потому что судьба — женщина.
Добавила Lisenok_86 25.04.10- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Какое бы дело мы ни затевали, время всегда кажется неподходящим, и никогда не бывает абсолютно благоприятных обстоятельств. Кто ждёт идеального случая, так никогда и не начнёт дела, а если и начнёт, то зачастую его ожидает печальный конец.
Добавил hillariter 19.04.10- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Пусть судьба растопчет меня — я посмотрю, не станет ли ей стыдно.
Добавила АлинаS 01.02.10- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Войны начинают когда хотят, но завершают, когда могут.
Добавил kirill-pozitiv 28.12.09- Скопировать
- Сообщить об ошибке
От частоты откровения истинность не стирается: «Счастье — это когда тебя понимают».
Аналогичная цитата: Добавила Lika 16.10.10- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Люди не умеют быть ни совсем дурными, ни совсем хорошими.
Добавила alma22 24.04.11- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Чтобы узнать, что должно случиться, достаточно проследить, что было. Это происходит от того, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому неизбежно будут должны давать одни и те же результаты.
Добавила lady_rosie 12.10.13- Скопировать
- Сообщить об ошибке
«Цель оправдывает средства» — крылатая фраза, часто приписываемая авторству итальянского писателя и политического деятеля Никколо Макиавелли, поскольку мысли, схожие с идеей «цель оправдывает средства», он высказывал в сочинении «Государь» (1532). Согласно другим источникам, эта цитата могла принадлежать Игнатию де Лойоле. Также данное выражение встречается у ряда авторов: английского философа-материалиста Томаса Гоббса «О гражданине» (1642); немецкого богослова Германа Бузенбаума «Основы морального богословия» (1645); французского математика и философа Блез Паскаля в «Письмах к провинциалу».
Добавила Любимая 09.03.11- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Человеку, который желает при всех обстоятельствах пребывать добродетельным, остается лишь гибнуть среди множества тех, кто недобродетелен.
Следующая цитата
Пять столетий эта книга остается одним из главных трактатов о власти, государстве и политике. Никколо Макиавелли закончил свой труд в 1513 году, но текст был опубликован лишь в 1532-м, спустя пять лет после смерти автора. В конце 60-х годов XVI века католическая церковь внесла «Государя» в список запрещенных произведений, но интерес к этому «интеллектуальному бестселлеру» только подогрелся. Макиавелли выступал сторонником сильной власти и не гнушался советовать правителям вещи, кажущиеся сегодня циничными и даже дикими.
-9% Государь Никколо Макиавелли Мягкая обложка 124 ₽ 136 ₽ В корзину В корзину
Но если сделать скидку на эпоху, в которой жил автор, и вчитаться в текст, то в «Государе» можно найти и много полезных вещей, интересных не только для сильных мира сего.
Мы выбрали 20 цитат из знаменитого трактата:
За малое зло человек может отомстить, а за большое — не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести.
Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.
Как могут двое поладить, если один подозревает другого, а тот в свою очередь его презирает.
Когда же настали тяжелые времена, они предпочли бежать, а не обороняться, понадеявшись на то, что подданные, раздраженные бесчинством победителей, призовут их обратно. Если нет другого выхода, хорош и такой, плохо лишь отказываться ради него от всех прочих точно так же, как не стоит падать, полагаясь на то, что тебя поднимут.
Лучшая из всех крепостей — не быть ненавистным народу: какие крепости ни строй, они не спасут, если ты ненавистен народу, ибо когда народ берется за оружие, на подмогу ему всегда явятся чужеземцы.
Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум — выдающийся, второй — значительный, третий — негодный.
Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.
Что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх.
Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого. Что опять-таки естественно и закономерно, так как завоеватель притесняет новых подданных, налагает на них разного рода повинности и обременяет их постоями войска, как это неизбежно бывает при завоевании.
Люди же таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям, поэтому народ еще больше расположится к государю, чем если бы сам привел его к власти.
Победа никогда не бывает полной в такой степени, чтобы победитель мог ни с чем не считаться и в особенности — мог попрать справедливость.
Всегда отыщется повод для мятежа во имя свободы и старых порядков, которых не заставят забыть ни время, ни благодеяния новой власти.
Если мне возразят, что многие уже были государями и совершали во главе войска великие дела, однако же слыли щедрейшими, я отвечу, что тратить можно либо свое, либо чужое. В первом случае полезна бережливость, во втором — как можно большая щедрость.
Однако же нельзя назвать и доблестью убийство сограждан, предательство, вероломство, жестокость и нечестивость: всем этим можно стяжать власть, но не славу.
Люди мстят либо из страха, либо из ненависти.
Поистине страсть к завоеваниям — дело естественное и обычное; и тех, кто учитывает свои возможности, все одобрят или же никто не осудит; но достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям какой угодно ценой.
Других же советников не бывает, ибо люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.
Все вооруженные пророки побеждали, а все безоружные гибли.
Если основания не заложены заранее, то при великой доблести это можно сделать и впоследствии, хотя бы ценой многих усилий зодчего и с опасностью для всего здания.
Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их женщин.
Следующая цитата
После смерти я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами.
Войны начинают, когда хотят, но кончают их, когда могут.
Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне.
Кто имеет хорошее войско, найдет и хороших союзников.
Нельзя попустительствовать беспорядку ради того, чтобы избежать войны, ибо войны не избежишь, а преимущество в ней утратишь.
К оружию следует прибегать в последнюю очередь, когда другие средства окажутся недостаточны.
С врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю.
Самое скверное в жизни не заботы, не болезни, не бедность, не горе – а скука.
Обыкновенные люди не выносят свободы, боятся ее больше, чем смерти, и, совершив преступление, падают под бременем раскаяния. Только герой, избранник судьбы, имеет силу вынести свободу – переступает закон без страха, без угрызения, оставаясь невинным во зле, как звери и боги.
Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные – исполнять сами.
Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает.
Всякая перемена прокладывает путь другим переменам.
Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий – сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может.
Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.
Люди вообще судят больше по наружности, чем по содержанию. У всех есть глаза, но лишь у немногих – дар проницательности.
Люди – враги всяких затруднительных предприятий.
Люди меньше всего остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх.
Едва лишь люди перестают бороться, вынуждаемые к борьбе необходимостью, как они тут же начинают бороться, побуждаемые к тому честолюбием.
Люди мстят только за малые и средние обиды, тогда как великие отнимают у них силы для мщения.
Люди не умеют быть ни достойно преступными, ни совершенно хорошими; злодейство обладает известным величием или является в какой-то мере проявлением широты души, до которой они не в состоянии подняться.
Люди по своей натуре таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.
Большая часть людей довольна жизнью, пока не задеты их честь и имущество.
Люди так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.
С тех пор, как люди поверили, что ради блаженства на небе должно терпеть всякую неправду на земле, негодяям открылось великое и безопасное поприще.
Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.
Неразумие людей таково, что они часто не замечают яда внутри того, что хорошо с виду.
Фортуна – все равно что женщина, и тот, кто хочет ее покорить, должен спорить с ней и бороться, как борьба с женщиной требует битья ее и помыкания ею.
Фортуна принадлежит к тому полу, который уступает только силе и отталкивает от себя всякого, кто не умеет сметь.
Лучше быть смелым, чем осторожным, потому что судьба – женщина.
Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.
Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.
Привидения величественнее издали, чем вблизи.
Все вооруженные пророки побеждали, а все безоружные гибли.
Следует остерегаться злоупотреблять милосердием.
Вынося приговор, нужно руководствоваться человеколюбием, осмотрительностью и милосердием.
Обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше.
Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли.
Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием.
Политику не следует становиться рабом собственного слова.
Возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся – по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого.
Главные основы государства – хорошие законы и хорошие войска; хорошие законы бессильны там, где нет хороших войск, там же, где есть хорошие войска, необходимо хорошие законы.
Самое лучшее государство – то, подданные которого веселятся и благоденствуют.
Когда дело идет о спасении отечества, не может быть речи о предательстве и верности, о зле и добре, о милосердии и жестокости, – но все средства равны, только бы цель была достигнута.
Власть, основанная на любви народа к диктатору, – слабая власть, ибо зависит от народа, власть, основанная на страхе народа перед диктатором, – сильная власть, ибо зависит только от самого диктатора.
Если власть заинтересована в том, чтобы развратить народ, она достигает желаемого, поощряя предателей, вместо того чтобы наказывать их.
Основой власти во всех государствах – как унаследованных, так и смешанных и новых – служат хорошие законы и хорошее войско.
Если необходимо нанести человеку оскорбление, оно должно быть настолько жестоким, чтобы не нужно было опасаться мести за него.
Человек мудрый должен всегда выбирать дороги, испытанные великими людьми и подражать самым замечательным, так что если он и не достигнет их величия, то воспримет хоть некоторый его отблеск.
Человек по природе своей склонен более к осуждению, чем к похвале.
Честолюбие – такое сильное человеческое чувство, что как бы высоко мы ни забирались, мы никогда не испытываем удовлетворения.
Между тем, как живут и как надлежало бы жить, имеется такая разница, что тот, кто из-за долженствующего произойти упускает из виду действительно происходящее, – тот скорее уготовляет свою погибель, нежели свое спасение, ибо человек, который захотел бы во всем следовать одному добру, неминуемо погиб бы среди стольких порочных людей.
Человеческая жизнь такова, что если не позволять себе изредка глупостей, околеешь от скуки.
Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать.
Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей.
Совершенная истина почти всегда кажется невероятною.
Открытие новых истин всегда было и будет столь же опасно, как открытие новых земель.
Любовь плохо уживается со страхом.
Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.
Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворить притязания знати, но можно – требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным.
Пусть будут у тебя крепости, но если народ возненавидит тебя, они не принесут ни какой пользы.
Ничто другое не истощает себя так, как щедрость: выказывая ее, одновременно теряешь самую возможность ее выказывать и либо впадаешь в бедность, возбуждая презрение, либо разоряешь других, чем навлекаешь на себя ненависть.
Всего ужаснее сознавать, что силы есть, что мог бы что-нибудь сделать и что никогда ничего не сделаешь – погибнешь бессмысленно.
Тяжелую болезнь вначале легко вылечить, но трудно распознать, когда же она усилилась, ее легко распознать, но уже трудно вылечить.
Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеванию любой ценой.
Избегнув одной неприятности, попадаешь в другую; однако в том и состоит мудрость, чтобы, взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо.
Каждый видит, каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.
Кто не похож на всех, тот один против всех, ибо мир создан для черни и нет в нем никого, кроме черни.
Мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, когда нужно, обвести вокруг пальца.
Те, кто соблюдает нейтралитет, сталкиваются с ненавистью побежденных и презрением победителей.
Чужие доспехи либо широки, либо тесны, либо слишком громоздки.
Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро.
Ничто не сопряжено с такими трудностями и опасностями, ничто не обещает столь сомнительных шансов на успех, как попытка изменить порядок вещей.
Расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая свое, ты только себе вредишь.
Следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что, избегнув одной неприятности, попадешь в другую.
Сохраняют благополучие те, чей образ действий отвечает особенностям времени, и утрачивают благополучие те, чей образ действий не отвечает своему времени.
Следующая цитата
Надеюсь я, не веруя в успех; Я слезы лью — в них сердце утопает; Смеюсь, но внутрь не проникает смех; Пылаю весь — о том никто не знает; Страшусь и звуков и видений всех; Мне все вокруг мучений прибавляет. Надеясь, плачу и, смеясь, горю, Всего страшусь, на что ни посмотрю.
У победителя много друзей, и лишь у побежденного они настоящие.
Основной закон для всего существующего — это уцелеть, выжить. Вы сеете плевелы и надеетесь взрастить хлебные колосья.
Лучшая крепость та, что построена на любви народа.
Масса не способна учредить государственного порядка, потому что по различию мнений никак не может понять его хорошей стороны, но, раз испытав хороший порядок на опыте, она не согласится с ним расстаться.
Общие невзгоды переносятся с большим терпением, чем отдельные.
Люди злы и дают простор дурным качествам своей души всякий раз, когда для этого имеется у них легкая возможность.
Гораздо вернее внушить страх, чем быть любимым. Люди меньше боятся обидеть человека, который внушал им любовь, чем того, кто действовал страхом. Ведь любовь держится узами благодарности, но эти узы рвутся при каждом удобном для них случае. Страх же основан на боязни, которая не покидает тебя никогда.
Следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что избегнув одной неприятности, попадёшь в другую.
Умы бывают трёх видов: один всё постигает сам; другой может понять, что постиг первый;третий сам ничего не постигает и постигнутого другими понять не может.
Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой.
Наименьшее зло следует почитать благом.
Не золото, как провозглашает всеобщее мнение, а хорошие солдаты суть пружина войны, ибо за золото не всегда найдёшь добрых солдат, а хорошие солдаты всегда достанут золото.
Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими.
Не строй скромных планов — они не способны взволновать душу.
Не следует никому давать советы и пользоваться чужими советами, кроме общего совета – правила каждому – следовать велениям души и действовать смело.
Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.
От частоты откровения истинность не стирается: «Счастье — это когда тебя понимают».
Скрой то, что говоришь сам, узнай то, что говорят другие, и станешь истинным князем.
Читайте также: