Ницше вечное возвращение цитата
Обновлено: 06.11.2024
По мнению Ницше, в культуре господствуют два начала.
- Дионисийское начало олицетворяет необузданную, пьянящую страсть к жизни, гармонию всего со всем ;
- Аполлонийское начало - олицетворение размеренности, самоограничения и систематичности.
Эти два начала сосуществуют, однако перекос в пользу аполлонийского начала (со времён Сократа) привёл к кризису культуры .
Отношение к себе: личное Я – вечное То
Отношение к себе: личное Я – вечное То До тех пор, пока человек продолжает считать себя «мыслящим телом» и ограничивает сферу того, что он готов называть своим Я, опытом чувственных ощущений и совершенных поступков, он пребывает в пространстве и времени. Можно привести
На вечное поселение…
На вечное поселение… По танскому законодательству следующей после смертной казни формой наказания была ссылка. Они подразделялись на три категории: низшая — на два года за тысячу ли от столицы, средняя — на два с половиной года за полторы тысячи ли от столицы и самая
4. ВЕЧНОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
4. ВЕЧНОЕ ПОСЕЛЕНИЕ Семь с половиной лет, звеня кандалами, пробыл Фрунзе на изнурительных работах в тюрьмах.7 марта 1914 года, ожидая отправки на поселение в Сибирь, Фрунзе в письме писал:«Знаете, я до сих пор как-то не верю, что скоро буду на свободе [14]. Ведь больше 7 лет провел
16. Эпилог (Вечное возвращение)
16. Эпилог (Вечное возвращение) История… она устарела. (Брайан Ино) Солнечным утром в начале марта 2008 г. я опять оказался в ноттинг-хиллской студии Ино. Брайана не было (он был в Дублине, по уши в работе с U2), да и никого не было, кроме дружелюбной студийной бухгалтерши Гразни,
Сюжет: вечное и сиюминутное
Сюжет: вечное и сиюминутное Момент, когда в пьесе завязывается действие, я всегда считал чудом, самым святым, потому что это значит, что две антисилы, основа драмы — столкнулись! Дело пошло! Ведь сколько раз бывало, что, написав одну, две и даже три картины, полные, как мне
Следующая цитата
Классическая языческая идея о « Вечном возвращении » , к которой пришёл Фридрих Ницше, поражает своей колоссальностью, чудовищностью, масштабом и абсурдом. Фатальная идея цикличности Бытия Вселенной и всех миров, находящихся в ней, приводит человека, глубоко осознавшего и прочувствовавшего её каждой клеткой своего тела, в состояние холодного ужаса ледяной, арктической пустыни. Зловещий « гипноз » индуистских кальп выворачивает сознание визионера наизнанку и вводит в состояние глубинного шока.
Мысль о « Вечном возвращении » явилась к Ницше в августе 1881 года, во время его путешествия из ш вейцарской деревушки Сильс-Мариа в Сильвапланд, когда он присел отдохнуть у пирамидальной скалы. Именно в это мгновение он прочувствовал то, что позже охарактеризовал как « высшую формулу утверждения, которая вообще может быть достигнута » : время в его бесконечном течении циклично и повторяет одинаковое положение вещей. Через бесконечное, неограниченное, непредвидимое количество лет человек, во всём весьма похожий на Ницше, сидя также, в тени скалы, найдёт ту же мысль, которая будет являться ему бесчисленное количество раз. Эта безжалостная идея исключает всякую надежду на небесную жизнь и какое-либо утешение.
Через 8 лет философская деятельность Ницше оборвалась в связи с помутнением рассудка. Болезнь не отступала от философа ни на шаг вплоть до самой его смерти 25 августа 1900 года. Обойдя весь положенный круг человеческой мысли, великий философ умер в полном безумии.
Тем, кто « Вечное возвращение » готов принять, по Ницше, является сверхчеловек. С 1883 по 1885 г.г. Фридрих Ницше пишет свою проникновенную книгу « Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого » . Русский философ Семён Франк так вспоминал о ней: « Я был потрясен — не учением Ницше, — а атмосферой глубины духовной жизни, духовного борения, которой веяло от этой книги » . Работа была замыслена как несущая идею « Вечного возвращения » , идею сверхчеловека, идею воли к власти. По мнению Хайдеггера, ницшеанский Заратустра может учить о сверхчеловеке только будучи учителем « Вечного возвращения » . Только сверхчеловек может вынести мысль о том, что игра жизни будет длиться бесконечно и что этот же самый миг и мир будут вновь и вновь повторяться. Сверхчеловеку не страшен абсурд такого круговорота жизни и он радостно приемлет свою судьбу. Только сверхчеловек способен принять бесконечное возвращение однажды пережитого, включая самые горькие минуты.
Получается, что с этой точки зрения, мир не имеет какой — то конечной цели, и всё в нём будет повторять себя неисчислимое количество раз. Выдвинув абсурдную, отменяющую глубинный, провиденциальный Смысл всего сущего, идею о « Вечном возвращении » , Фридрих Ницше стёр границы между конечным и бесконечным, временным и вневременным, имманентным и трансцендентным. Для Ницше « Вечное возвращение » — одновременно и благословление, и проклятие, и радостная весть, и смертоносное учение. Это и высшее утверждение существования, величайшее « Да » жестокой жизни, и нигилистическая онтология, лишающая существование всякого смысла.
Помимо сверхчеловека, концепцию « Вечного возвращения » могут принять, не особо в неё погружаясь, « слепые » гедонисты, как бесконечную возможность предаваться пошлым и пустым развлечениям и удовольствиям, не обращая никакого внимания на вопрос об историческом Замысле Творца. Однако « Вечное возвращение » означает волю к утверждению и возобновлению всех моментов существования: и радости, и страдания, и счастья, и боли.
« Всё уходит, всё возвращается — вечно вращается колесо бытия. Всё умирает, всё вновь расцветает — вечно бежит год бытия. Всё погибает, всё вновь устрояется; вечно строится тот же дом бытия » (Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра).
Русский поэт символист Вячеслав Иванов в своей статье « Ницше и Дионис » писал в 1904 году: « Дух Ницше весь обращён к будущему, он весь в темнице времён. С трагическою силою повествует он, как открылась ему тайна круговорота жизни и вечного возврата вещей, этот догмат древней философии: „ Разве бы ты не бросился наземь и не скрежетал бы зубами, и не проклинал бы демона, нашептавшего тебе это познание? “ Но его мощная душа, почти раздавленная бременем постижения, что ничего не будет нового и в бесчисленных повторах того же мира и того же индивидуума, ничего нового — „ до этой самой паутины и этого лунного просвета в листве “ , — воспрянув сверхчеловеческим усилием воли, собравшейся для своего конечного самоутверждения, кончает гимном и благодарением неотвратимому Року » .
« Вдаль — хочу я: и отныне
Только выбор мой со мной.
Мчится в пагубные сини
Генуэзский парус мой.
Всё блестит мне быстротечно,
Полдень спит в объятьях дня —
И око лишь твоё,
Как пасть чудовища,
Зияет надо мной,
О, бесконечность. »
(Фридрих Ницше. Весёлая наука).
Гейдар Джемаль в своих лекциях неоднократно вспоминал о кочевниках — бедуинах древней Аравии времён Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), которые говорили, что они живут и умирают и над ними властен только Дахр (Рок, Время, Фатум). В иранском зороастризме Зерван присутствует, как воплощение высшей силы Рока, олицетворение времени и пространства, колесо Великого неба, которое крушит и ничтожит всё сущее, приводит и убирает в одну и ту же точку существования одну и ту же реальность, великий символ « Вечного возвращения равного » … Этот визион привёл Фридриха Ницше к сумасшествию от ужаса.
Ницшевский Заратустра говорит в пользу жизни, страдания, круга. И эти три вещи — жизнь, страдание, круг — взаимосвязаны для него и являются одним и тем же. Ницшевский Заратустра — учитель « Вечного возвращения » .
Многие исследователи проводили параллель между творчеством Ницше и Достоевского. Что касается космологического аспекта идеи « Вечного возвращения » , то он представлен в сцене беседы Ивана Карамазова с чёртом: « Да ведь теперешняя земля, может сама — то биллион раз повторялась; ну, отживала, леденела, трескалась, рассыпалась, разлагалась на составные начала, опять вода, яже бе над твердию, потом опять комета, опять солнце, потом опять из солнца земля — ведь это развитие, может уже бесконечно раз повторяется, и всё в одном и том же виде, до чёрточки. Скучища неприличнейшая » (Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы). Чёрт Ивана Карамазова утверждает, что повторение будет точь-в-точь « до чёрточки » .
Конечно же, цикличность (или « Вечное возвращение » ) — это очень старая концепция восприятия мира как вечно повторяющихся событий. В Древнем Египте символом вечного движения и возрождения был жук — скарабей. Из Египта представление о цикличности проникло в Древнюю Грецию. Символ цикличности Уроборос (змея, пожирающая свой хвост) широко использовался в алхимии. Циклы времени также отражены в календарях майя, инков и ацтеков.
В 1930 — х годах некоторые физики, включая Альберта Эйнштейна, предположили модель циклической Вселенной как альтернативу вечному расширению (гипотезе тепловой смерти). Предполагалось, что возникнув из сингулярности Большого Взрыва (момента единственности начала творения, не подчиняющегося ни одному из известных законов физики), Вселенная проходит период расширения, а после начинается обратное сжатие Вселенной в сингулярность (Большое сжатие), и весь этот цикл повторяется снова и снова. То есть, Вселенная существует в периоде между двумя сингулярными состояниями в постоянно повторяющемся цикле расширений и коллапсов. В 1934 году физик Ричард Толман дополнил эту модель в соответствии со вторым законом термодинамики, согласно которому энтропия может только возрастать: не вся энергия передаваемая от одного тела к другому будет полностью передана, потери неизбежны. Предыдущие циклы становятся всё более короткими и маленькими, сходясь к нулевым значениям, то есть снова приводя к Большому Взрыву (но не заменяя его). Впоследствии некоторые физики пришли к древнейшей концепции Мультивселенной — идее гипотетического множества всех возможных, реально существующих параллельных вселенных (включая и ту, в которой мы находимся).
Многие исследователи изменённых состояний сознания утверждают, что разработали методы изучения параллельных миров — Карлос Кастанеда называл это « сдвигом точки сборки » .
Концепция множественности миров неоднократно упоминается в индуистских Пуранах — « в бескрайнем пространстве плавает бесчисленное множество яйцеобразных вселенных наподобие нашей, что покрыта слоёной скорлупою стихий, каждая из которых в 10 раз толще предыдущей » (Бхагавата — Пурана).
В индуизме также есть единица измерения времени — кальпа — « день Брахмы » , продолжающийся 4,32 миллиарда лет и состоящий из 1000 маха — юг (периодов по 4 юги). Кальпа с точностью до 5% совпадает с предположительным возрастом Земли (4,54 — 4,57 млрд лет). Ночь Брахмы знаменует собой уничтожение мира людей и гибель богов. Месяц Брахмы состоит из тридцати суток (тридцати дней и тридцати ночей, равных по продолжительности дню), что составляет 259,2 млрд лет, а год Брахмы — из двенадцати месяцев. Брахма живёт сто лет (или 311 триллионов 40 миллиардов лет), по прошествии которых он умирает и весь материальный мир уничтожается. Космос прекращает существование. Согласно « Бхагавате — Пуране » , после того, как заканчивается жизнь Брахмы, весь космос входит в тело Маха — Вишну, заканчивая своё существование. По прошествии периода времени, равного жизни Брахмы, космос опять проявляется: из тела Маха — Вишну выходят бесчисленные вселенные, в каждой из которых рождается Брахма и начинается новый цикл кальп. Нынешний Брахма находится на 51 году своей жизни.
В индуистских доктринах — « Вечное возвращение » — это не буквальное повторение одного и того же, а лишь подобие в смысле метафизического тождества. Индуистская версия этой идеи не столь безысходна, как виделось Ницше, она предполагает онтологическую спираль, а не вечное колесо. « Возможность не может знать повторений одного и того же, как не может одно и то же число возникнуть дважды в числовом ряду » (Рене Генон).
Юга — в космологии индуизма — эра. Индуизм называет маха — югой четыре юги, сменяющие друг друга циклически следующим образом: золотая ( Сатья-юга ), серебряная ( Двипа-юга ), бронзовая ( Трета-юга ), железная ( Кали-юга ) эпохи. Далее цитирую Рене Генона: « В настоящее время мы находимся в 4-ом веке, в Кали — юге или в „ Тёмном веке “ , причём, согласно индуистскому учению, мы пребываем в нём уже более 6 тысяч лет … Дойдёт ли современный мир до фатального конца того пути, на который он вступил. Мы думаем, что остановка на полпути более невозможна, и, согласно всем указаниям традиционных доктрин, мы вступили в наитемнейший период этого „ тёмного века “ , в эпоху диссолюции, из которой можно выйти только через страшный катаклизм » .
Однако действительные цифры длительности циклов известны лишь узкому кругу жрецов, которые зашифровали их так, чтобы они не стали известны профанам. Так в официальных, доступных источниках указывается, что Кали-юга , например, длится 432 тысячи лет. Гейдар Джемаль приводил альтернативные данные по этому вопросу: « Главной единицей измерения циклического времени является так называемый „ большой год “ , который в западной традиции еще имеет название „ халдейского “ . Это время оборота Большой медведицы вокруг Полярной звезды, когда она описывает на небе полную свастику. Срок этого движения — 25960 лет. В течение этого года Солнце последовательно пребывает в 12 зодиакальных знаках — созвездиях — по 2160 лет в каждом.
Время проявленного человечества (человеческого цикла) — 2,5 халдейских года или 64800 лет … Золотой век или Сатья-юга , длящийся в течение 4/10 общей длительности цикла, т. е. один халдейский год или 25960 наших лет; Серебряный век или Двипа-юга — 19440 лет (3/10 срока); далее Бронзовый век или Трета-юга — 12980 лет или 2/10 срока; и, наконец, последний, Железный век или Кали-юга , который длится всего 1/10 срока или 6480 лет.
Мы сегодня живем в самом конце Кали-юги — Железного века, однако как близко к концу, вычислить невозможно, потому что неизвестна точка отсчета, и невозможно рассчитать, с какого зодиакального знака, начинает Солнца движение внутри цикла. Это одна из наиболее охраняемых тайн жреческого сословия, ибо кто знает сроки, тот способен влиять на события » .
В Коране есть аят: « День Аллаха — пятьдесят тысяч лет » . Что означает « день » ? Джемаль считал, что это длительность пророческого цикла внутри истории адамического человечества. Начало человеческого цикла и начало цикла Пророков не совпадают, так же как не совпадают конец истории и конец миссии Пророков. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был последним Пророком, однако после него уже прошло более 14 — ти веков.
Всемирный потоп и деятельность Пророка Ноя делит пополам « Бронзовый век » . Потоп, произошедший приблизительно 13 тысяч лет назад, уничтожил величайшую цивилизацию Атлантиды, великолепие и гибель которой описаны Платоном, получившим это знание от египетских жрецов. Многие исследователи полагают, что Пророк Ной действовал именно в Атлантиде.
Итак, Адам приходит к человечеству через 12980 лет после начала цикла. Если прибавить к этому 50 тысяч лет « Дня Аллаха » (срок миссии Пророков во времени), то получается, что после Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) до конца цикла остаётся 1820 лет (64 800 — 12 980 — 50 000 = 1820). Из этого числа лет мы сегодня прожили приблизительно 14 столетий (следует учитывать разницу в календарях — лунном и солнечном), стало быть до конца Кали-юги и до событий окончательного итога остаётся порядка 360 — 380 лет.
Следует особо подчеркнуть — Джемаль считал, что для нас (нынешнего человечества) отнюдь не определено, что именно наш цикл станет тем, на котором завершится бесчисленная вереница предыдущих. « Перед каждым человечеством, канувшим в бездну, ставилась та же самая задача, что и перед нами: стать последними! » (Гейдар Джемаль). В Святом Коране говорится: « До вас были поколения, которые были мощнее, чем вы и взрыли землю глубже, но разве ты (о Мухаммад) слышишь от них хотя бы шорох » . Не стоит ассоциировать эти слова с цивилизациями древней истории, « шорох » от них мы слышим, хотя бы археологический.
Задача перед сегодняшним человечеством стоит поистине титаническая — за считанные столетия решить собственную судьбу: уйти к предшественникам в глубокую бездну Ничто или стать теми, на которых « дурная бесконечность » завершится. Последнее, учитывая теперешнюю ситуацию в мире людей, стремительно несущихся в окончательный дьявольский омут, сродни уникальному онтологическому чуду.
Мы либо выходим на линейную, финишную прямую провиденциального завершения кровавой Истории, с приходом имама Махди и Мессии Исы ибн Марьям (мир ему!), но они придут лишь тогда, когда им будет к кому прийти. Наша Победа с их великой помощью отнюдь не гарантирована, ибо мы должны заслужить их явление. Либо безжалостное, роковое Колесо Сансары совершит свой очередной фатальный поворот, Вселенная будет « закрыта » , и космос в очередной раз переживёт процесс « Вечного возвращения » .
ВЕЧНОЕ
ВЕЧНОЕ Что сулит неизбежность Нам, узнавшим печаль? Голубиную нежность? Омраченную даль? И напрасно ночами Светит в окна луна, — Человечьей печали Не излечит она. Прогремел марсельезой Восемнадцатый год. Раскаленным железом Память жуткую жжет. Мы берем из
ВЕЧНОЕ ДЕРЕВО
ВЕЧНОЕ ДЕРЕВО Семья и есть вечное дерево. Дети — зеленые ветви, отростки. Ньютон в своем ученом эгоизме прожил жизнь холостяком. Он не знал отцовской любви, семейных забот. Предметом его необузданной страсти была наука, и только наука. «Я не знаю, чем кажусь миру, — говорил
Вечное
Вечное Я в коридоре дней сомкнутых, Где даже небо – тяжкий гнет, Смотрю в века, живу в минутах, Но жду Субботы из Суббот; Конца тревогам и удачам, Слепым блужданиям души… О день, когда я буду зрячим И странно знающим, спеши! Я душу обрету иную, Все, что дразнило,
6. Шествие и вечное молчание
6. Шествие и вечное молчание В Восточном зале Белого дома покоилось тело большого человека; оно было набальзамировано и подготовлено для отправления в путь. Гроб стоял на платформе под балдахином; с него свисали банты из черного шелка и складки из крепа. Кисти, листья
Следующая цитата
Фридрих Вильгельм Ницше - немецкий мыслитель, филолог и создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и получило распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Его работы и его личность по сей день вызывают разногласия среди сторонников и оппонентов. Кто-то считает его гением, кто-то человеком, лишившимся рассудка. Что отчасти верно, так как последние годы жизни, философ тяжело болел. Однако человечество всегда волновали вопросы бытия, жизни и смерти. Потому идеи Ницше не теряют своей актуальности и сегодня, воплощаясь отчасти в таких философских кинокартинах Рона Фрике, как Барака, Самсара, Коянискацци, что с языка индейцев племени хопи, означает безумную жизнь, беспорядочную жизнь, жизнь на грани распада, жизнь вне баланса, разрушение жизни.
Не секрет, что Фридрих Ницше много размышлял и много путешествовал. Однажды в одном из своих путешествий, в местечке Сиальс-Марии, возле пирамидальной скалы, у философа случилось озарение. Ему пришла в голову идея о Вечном Возвращении - философская идея о том, что каждый момент бытия будет повторен бесконечное количество раз, так как время бытия бесконечно, а число его элементов ограничено. Ницше был крайне потрясен глубиной открытой им идеи, так как он предполагал, что перспектива бесконечное число раз переживать собственную жизнь со всеми ее тревогами, страданиями, поисками смысла жизни должна привести простых обывателей в состояние паники. Он не спешил делиться своими мыслями с окружающими, опасаясь быть заподозренным в ереси. Он был сторонником естественных наук и долгое время искал научное подтверждение своего открытия в математике, физике и не хотел предавать огласке свою идею раньше времени. Но в тоже время идею о Вечном Возвращении, он считал ключевой среди всех своих работ. Позже в своей книге "Так говорил Заратустра", он сделал попытку коснуться идеи Возврата, приоткрыв тайну мироздания для всего человечества. Дело в том, что Ницше был атеистом и даже поборником религий и считал свою идею безжалостной для маленького человека. Ибо, Вечное Возвращение отрицает любые варианты спасения, надежду на небесную жизнь и вообще какое-либо утешение. Предполагаю, что именно поэтому он заменил идею Вечного Возвращения идей Сверхчеловека. Ницше полагал, что данное открытие (идею о Вечном Возвращении) сумеет выдержать только Сверхчеловек. Это еще одна идея философа, которая представляется современным людям сложной и противоречивой. Своему сверхчеловеку, Ницше предлагает, возвыситься над временем, моралью и пресловутым комфортом и воплотить в себе всю волю к жизни, волю к власти над самим собой - еще одно ключевое понятие в ницшеанской философии. Для того чтобы наслаждаться и ценить каждый миг своей жизни, так как он абсолютно свежий и новый - позитивная сторона идеи о Вечном возвращении.
Книга третья «На вечное поселение»
Книга третья «На вечное поселение» От издателя В третью книгу трилогии входят воспоминания моей матери о жизни в изгнании, — в таёжном лагпункте Тимшер и в Боровске под Соликамском; о её вторичном аресте в 1949 году; о перевозке ссыльных тюремными этапами в Сибирь; о жизни
Вечное правосудие
Вечное правосудие Внутреннее противоречие воли к жизни по отношению к самой себе выражается в постоянной борьбе между индивидами. Отправной пункт этой борьбы — эгоизм: индивид как познающий субъект воображает себя носителем мира, вне его представлений мир как бы и не
Следующая цитата
Несомненно, Ницше ассоциировал со своим героем себя и свой путь. Возможно, он даже видел в себе его воплощение, полумистически меняясь с ним местами и временами. Предположить это позволяет то, с чего начался ницшевский Заратустра, – с внезапной мысли о вечном возвращении: «Я шел в тот день вдоль озера Сильваплана через леса; у мощной, пирамидально нагроможденной груды камней, неподалеку от Сурлея, я остановился. Там пришла мне эта мысль. Мысль о вечном возвращении… Концепция… набросана на листе бумаги с надписью: 6000 футов по ту сторону человека и времени».
Кому-то в этом увидится модная нынче идея реинкарнации, переселения душ и тому подобное. Сам же Ницше об этом не говорит, но чувствует себя вернувшимся из небытия древним пророком, так же, как он много веков назад, несущим миру откровение о Сверхчеловеке. «И Заратустра говорил так к народу: Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти… Ибо человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью».
В вопросе о роли искусства в процессе познания мысли Ницше перекликаются со взглядами Вагнера: искусство считается самостоятельным и более совершенным способом восприятия мира и оказывает влияние на развитие человечества большее, чем наука
Те, кто уже прошел этот путь, – элита, она предназначена вести остальных и властвовать над ними. Но пройти его – необходимость каждого. И каждый имеет шанс – нужна только воля, великая Воля к Власти. Другими словами, призыв философа состоял в том, чтобы в конечном счете ликвидировать рабскую психологию, рабские мораль, законы, религию, обычаи и так далее. Об этом и шла речь в неоконченной работе Ницше, которая впоследствии была опубликована под названием «Воля к власти» в переработанном сестрой виде – от Ницше осталась форма, но суть идеи изменилась до неузнаваемости. У Ницше – воля к победе над рабством, а в новой трактовке, растиражированной и доныне известной, – воля как право порабощать других.
«Если ты хочешь иметь друга, ты должен вести войну за него; а чтобы вести войну, надо уметь быть врагом»
(«Так говорил Заратустра»)
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Глава 16 Осужден на вечное поселение
Глава 16 Осужден на вечное поселение Летом 1949 года меня вдруг вызывают на медосмотр. В приемной в ожидании осмотра томятся люди. Подошла очередь, захожу. Сидят врачи в чекистской форме; короткий медосмотр с заключением: «Здоров!» Процедура окончена.Продолжаю работать, но
Вечное поколение
Вечное поколение «Назым» в переводе с турецкого означает «слагающий стихи». Так мне сказал старый журналист Леня Коробов. Я нарочно не проверял в словаре, мне хочется, чтобы это было так.После многих лет заточения в стамбульской тюрьме Назым Хикмет приехал в Москву. Тогда
Отношение к себе: личное Я – вечное То
Отношение к себе: личное Я – вечное То До тех пор, пока человек продолжает считать себя «мыслящим телом» и ограничивает сферу того, что он готов называть своим Я, опытом чувственных ощущений и совершенных поступков, он пребывает в пространстве и времени. Можно привести
Читайте также: