Нельзя служить богу и мамоне библия цитата
Обновлено: 06.11.2024
Здравствуйте, друзья! Сегодня, вот, накатило что-то и решил порассуждать о жизни. К чему призывал нас Иисус, говоря о том, что нельзя служить Богу и мамоне одновременно. Что такое мамона и почему ей служит весь мир? Кому лучше служить? И можно ли сочетать несочетаемое, разберёмся не спеша.
Что такое мамона?
Мамона, это Сирское божество богатства. Под словом мамона, обычно понимается такое, как деньги, слава,почести, удовольствие, наслаждения, одним словом все житейские блага. Всё то, что так прельщает человека, сердце которого так привязано к земному. Так вот, Господь убеждает нас в том, что нельзя одновременно и Богу угождать и одновременно житейскими благами увлекаться. Так же Иисус сказал: нельзя служить двум хозяевам, ибо одного будешь любить, а другого ненавидеть, одному будешь усердствовать, а о другом не радеть.
Как это работает и почему всё-таки нельзя.
Это то, что некоторые люди совсем не могут понять. Давайте возьмём самое незначительное в виде примера. Возьмём всеми нами любимый комфорт. Все мы любим комфорт, без комфорта нам не комфортно. Ведь хорошо, когда лифт нас поднимает на сто первый этаж и нам не приходится идти пешком.
Хорошо, когда мы с удобством передвигаемся в машине по городу, да ещё когда в жару в машине работает кондиционер. Вспомните, что творилось во время локдауна в Америке вызванного коронавирусом. Люди дрались за туалетную бумагу. Ругались и били друг друга за бумагу.Какой им Бог, когда бои идут за бумагу. И это только комфорт, одно из многих проявлений мамоны. Справедливости ради надо отметить и то, что комфорт комфорту рознь. Есть необходимый комфорт в виде лифта в небоскрёбах, а есть излишний комфорт.
Кто-то трудится на ниве служению мамоне не покладая рук. Трудится, считая этот труд самым большим и важным делом. Однако, это смертельно опасно для человека, как в настоящей так и в будущей жизни. Мы все забываем, что Бог благ и только благ и конечно же может каждого из нас осыпать любыми благами и дарами. Он может, но мы не готовы к этому. Человека едва-едва повысили в должности на работе, а он уже нос к потолку задрал и не здоровается с теми с кем ещё недавно кофе пил.
И это всё ничего, но есть главная причина того, чтобы служить Богу, а не мамоне. И эта причина, наш уход из этой временной жизни. Понимаете, человек очень сильно прикипает к хорошему, к комфорту, славе, деньгам, власти, и всему прочему. Прикипает не только тело, но и сама душа. А когда человек уходит из этого мира, он оставляет тут всё и только душа восходит на небо. Но какая душа? Вся в страстях, жаждущая всего того, что у неё было на земле и тяжело страдающая от того, что всё это закончилось.
Я напомню очень важную вещь, что все наши страсти и терзания здесь на земле утихомириваются телом. Лёг, поспал и как-то легче стало. Когда же душа выйдет из тела, то её уже ничего не будет сдерживать, и все ваши желания и терзания усилятся тысячекратно. Хотите знать что такое ад? Это и есть ад, когда душа жаждет, буквально горит страстями, а тела нет, нельзя поспать и успокоиться. Потому Иисус и предупреждал, не прикипайте к земным благам, плохо вам будет. Выбор за нами, или мучиться там вечно, или потерпеть здесь и просить Бога о помощи в терпении.
Толкование на От Матфея 19:25 / Мф 19:25
Евангелие от Матфея 19 стих 25 — синодальный текст: Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?6: 34. довольно для каждого дня своей заботы .
Христос призывает не мечтать и не переживать о том, что́ будет завтра, ибо его может и не быть. Должно жить по воле Божией, то есть разумно, а не по влечению чувств, по совести евангельских заповедей, а не просто по десяти заповедям Моисея или тем более по так называемым общечеловеческим нравственным нормам. И Господь никогда не оставит такого человека. Апостол Павел писал: Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6: 6–10).
6: 27. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
Возможно, на арамейском языке, который нередко использовал Господь, слово, переведенное на греческий язык как πηχυν, имело другое значение – не локоть , но что-то другое, очень небольшое по размерам. Поскольку далее Он сказал: Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? (Лк. 12: 26.)
Следующая цитата
Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 25−26 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно
(Мк. 10:27; Лк. 18:27). Смысл ответа Христа: для Бога возможно и это, т.е. и богач, преданный служению мамоне, может обратиться и усвоить себе правильный взгляд на свои богатства, усвоить себе новый евангельский принцип, т.е. на него может воздействовать благодать Божия и содействовать его обращению.
Следующая цитата
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Иоанн Златоуст (
Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись
Что же Христос? Трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19:23). Христос этими словами не богатство порицает, но тех, которые пристрастились к нему. Но если трудно войти в Царствие Небесное богатому, то что сказать о любостяжателе? Если не давать от своего имения другому есть уже препятствие на пути к Царствию, то представь, какой собирает огонь тот, кто захватывает чужое! Но для чего же Христос сказал ученикам Своим, что трудно богачу войти в Царствие Небесное, когда они были бедны и даже ничего не имели? Для того, чтобы научить их не стыдиться бедности и как бы оправдаться перед ними в том, почему Он прежде советовал им ничего не иметь. Сказав здесь, что трудно богатому войти в Царствие Небесное, далее показывает, что и невозможно, не просто невозможно, но и в высшей степени невозможно, что и объясняет примером верблюда и игольных ушей. Удобнее, говорит, верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. А отсюда видно, что немалая награда ожидает тех, кто при богатстве умеет жить благоразумно. Потому Христос называет такой образ жизни делом Божиим, чтобы показать, что много нужно благодати тому, кто хочет так жить.
Источник: Гомилии на Евангелие от Матфея.
6: 33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам .
Эти слова Христовы указывают на основной закон духовной жизни человека. Под Царством Божьим и правдой Его здесь подразумеваются, конечно, не райские наслаждения, но прежде всего искание истины и святости жизни. Для одних это решение вопроса о Боге – есть Он или нет; для других – какая религия истинна; для уверовавшего в Евангелие – в какой христианской конфессии находится верное его понимание; для православного – в чем заключается правильная духовная жизнь.
Такому ищущему соответственно степени его духовного стремления откроется Бог и даст все необходимое для жизни. Апостол Павел говорит: благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1 Тим. 4: 8). Бесчисленное множество фактов свидетельствует об этом.
Имена таких людей, как, например, святитель Игнатий (Брянчанинов), Ф.М. Достоевский, игумен Никон (Воробьев), иеромонах Серафим (Роуз), и множества других, искавших истину и нашедших Бога и Христа, подтверждают эти слова Христовы.
Игумен Никон писал: «Ищи Царствия Божия и правды его — и, по слову непреложному Самого Господа, слову более твердому, чем небо и земля, приложится и все необходимое в материальной жизни. Хотя и испытывает Господь рабов Своих, но и следит за всем, за духовными и за телесными нуждами и все подает в нужное время тем, кто доверился Господу, а не своей ловкости, силе, умению и проч.». «Кто ищет угодить Богу, тот не будет оставлен Богом, лишь бы мы не оставили Его».
Иустин (Попович) (1894−1978)
Ст. 25−26 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно
В сущности спасения нельзя ожидать от людей, и оно не может совершаться человеческими силами. Ибо спасение — это спасение от греха, смерти и диавола. Тут беспомощен и человеческий ум, и человеческая логика, и человеческая наука, и человеческая философия, вообще вся человеческая природа, все человеческое; тут все принадлежит Богу и зависит от Бога: от Бога, Который есть в Богочеловеке, и от человека, который в Богочеловеке. Человек может спастись только Богочеловеком. Поэтому Спаситель благовествует: Человъкамъ это невозможно, Богу же все возможно (стих 26). Возможно спастись Богочеловеком и в мире, который весь, и сверху и снизу, и спереди и сзади, пленен грехом, смертью и диаволом. Возможно, что и верблюд пройдет через иглины уши, т. е. что человек, беспомощный раб греха, смерти и диавола, освободится из этого чудовищного рабства, этого триединого ада, и войдет в Небесное Царство. И еще: что он, идолопоклонник = вещепоклонник = язычник отбросит свое идолопоклонство = свое поклонение вещи = свое язычество, и познает единого истинного Бога и Господа — Христа Иисуса, и таковым войдет в Царство Небесное. Из-за своей греховности человек перестал правильно знать себя, границы своего могущества, границы своих мыслей, границы своих чувств. Сила человеческая настолько умалена со всех сторон грехом, смертью и диаволом, что человек вообще не может себя спасти от греха, смерти и диавола, даже и в мыслях представить это спасение, или чувством его ощутить, или волей осуществить. Отсюда и возникает отчаянный вопрос Апостолов: Такъ кто же можетъ спастись? (стих 25) . — На этот вопрос возможен только один ответ, и он дан Спасителем: Богу все возможно (стих 26), возможно то, что людям невозможно; только Безгрешный и Бессмертный и Всебожественный спасает от греха, смерти и диавола.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Следующая цитата
«Мамона – сирийское божество, которое почитали как бога-покровителя земных сокровищ и благ или вообще богатства (как Плутос у греков)». Слова Христа указывают на принципиальную несводимость двух мировоззрений: христианского, призывающего человека к духовному развитию, святости и подготовке к вечности в Боге, – и материалистического, видящего смысл человеческой жизни в достижении максимального комфорта (мамоны) в земной жизни. Этот материализм, возведенный идеологами еврейского народа на уровень религиозного, занял фактически уже во время пришествия Христа место ветхозаветной религии. Такая подмена Бога сатанинской идеей земного царства (Мф. 4: 3–9) явилась причиной отвержения пришедшего Мессии, заявившего: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18: 36).
6: 25–26, 28–32 . Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Cлова Христа не заботьтесь – по-гречески μη μεριμνάτε – означают не «ничего не делайте» , а – «не терзайтесь» душой, не отдавайте все силы на заботу об этом, не беспокойтесь сверх необходимого о земных нуждах, как это делают язычники-материалисты (Мф. 6: 32), не знающие Бога.
Они указывают на то, что́ должно быть главным в жизни человека, и призывают не переживать по поводу житейских проблем, ибо Господь никого и ничто не оставляет без Своей помощи.
О том, как нужно верующему соотносить внешние труды и подвиги с духовными, мудро сказал святитель Игнатий : «Оставление телесных подвигов соделывает человеков подобными скотам, давая свободу и простор телесным страстям; излишество их делает человеков подобными бесам, способствуя расположению и усилению душевных страстей». Преподобный Пимен Великий поэтому подчеркивал: «Мы учились умерщвлять не тело, а страсти».
Проблема заботы существует и в отношении церковной деятельности. Увлечение проблемами земной жизни общества неминуемо приводит Поместную Церковь к омирщению и утрате ею единственной цели своего существования – исцеления души человеческой от губительных страстей. Яркий пример такой деградации – Римская Церковь, которая была первой в православии, но перестала, по уверению святых отцов, вообще быть Церковью (см. далее комментарий на Мф. 16: 18, 19).
И хотя Христос предупредил: никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне (Мф. 6: 24), в настоящее время омирщение христианства широким потоком охватило не только Запад, но и Православные Церкви.
Об этой беде в XIX веке писал А.С. Хомяков : «Есть какая-то глубокая фальшь в союзе религии с социальными треволнениями. Когда Церковь вмешивается в толки о булках и устрицах и начинает выставлять напоказ большую или меньшую свою способность разрешать подобного рода вопросы, думая этим засвидетельствовать присутствие Духа Божьего в своем лоне, она теряет всякое право на доверие людей». Ф.М. Достоевский в «Повести о великом инквизиторе» прекрасно показал, к какому отступлению от Христа привело омирщение католицизма (естественно, и протестантизма).
Но по духовному закону «Дух творит себе формы» омирщение Поместной Церкви приводит не только к внутренней ее деградации, но и внешнему ее разрушению, а с ней и к трагедии всего народа. Об этом наглядно свидетельствуют как многие трагические события на Западе, так и катастрофа в России 1917 года.
Евфимий Зигабен (
Слышавше же ученицы Его, дивляхуся зело, глаголюще: кто убо может спасен быти
Дивляхуся, т.е. смутились не за себя, конечно, потому что они были бедны, но за богатых. Они, как бы наставники, чувствуют уже сострадание и сильно скорбят о погибели людей, говоря: кто же из богатых может спастись?
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Феофилакт Болгарский (
Ст. 25−26 Услышавши это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно
Человеколюбивые ученики спрашивают не для себя, ибо сами были бедны, но для всех людей. Господь же учит измерять дело спасения не немощью человеческою, но силою Божиею. Если кто-либо станет избегать корыстолюбия, то он, при помощи Божией, сперва успеет в том, что отсечет излишнее, а потом дойдет до того, что истратит на бедных и необходимое; так помощь Божия добрым путем приведет его к Царству Небесному.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Читайте также: