Не пускайте рыжую на озеро цитаты

Обновлено: 07.11.2024

". Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.

Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.

Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.

Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.

Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до неё даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая. Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.

Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.

Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы. Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней. "

Следующая цитата

Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.

Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.

Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.

Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.

Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до неё даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая. Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.

Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.

Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.

Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.

Очень любили мы походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночёвкой.

Наше любимое загородное место было Озёл. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, всё честь честью.

Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те словно в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.

Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролёт с Женькой рыбачили. А вечером… Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось.

Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.

Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. Не прогонишь же.

Вечером возьмёт Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребёт. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных вёсел срываются розовые от солнца капли.

Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает.

То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам.

Клевать у нас переставало.

Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит.

Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал.

Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки.

Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам.

Нас встречали смехом.

– Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.

– Заслушаешься, – коротко отвечал я.

А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.

– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прётся? Выла бы себе дома.

А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом, в котором роились ещё не умеющие кусаться комары.

Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то.

В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:
– Кто завтра в поход?

И тут же устроила запись.

Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Кассетник берет Маринка, камера хорошая у Женьки, на пленку «Кодак» скидываются все.

Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:
– Рыжуха, сделай доброе дело, а?

Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.

– Не езди с нами в поход.

Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.

– Не поедешь? Не езди, будь другом.

– Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.

Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим.

Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
– В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.

Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего.

Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой ещё и удочки. По всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело.

Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится.

За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.

– Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.

– Моя,– отвечает Светка.

– Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала:
– Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?

Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап ещё не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.

Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.

Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.

Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орёт:
– До свиданья, Рыжая! Гудбай! Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами:
– Прощай, подруга!

– Больше не увидимся!

И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.

Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.

Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное.

Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться.

В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

А ещё через пять лет произошла вот такая история.

В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Маринку, на оперу.

И что же я вижу в первые минуты спектакля?

На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идёт! От всей её наружности веет благородством! Пока я ещё ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

– Тише!– шипит на меня Наташа.

– Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом, – мы с ней в одном классе учились.

– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. – Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!

– Как её звать?– ещё на что-то надеясь, спросил я.

Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.

После спектакля Наташа говорит:
– Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. Жаль, цветов не купили!

– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.

Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.

По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах…

– Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!

Я плохо её слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.

Следующая цитата

Цель урока: создать условия для анализа произведений Е.В.Габовой и В.Н. Крупина Слайд 2.

  • Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством Е.В.Габовой и В.Н. Крупина с целью анализа художественных средств выразительности рассказов «Не пускайте рыжую на озеро» и «А ты улыбайся»
  • Развивающийся аспект – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память;
  • Воспитательный аспект – создать условия для развития интереса к современной литературе, осмысление поступков подростков, осознание того, что нет людей, похожих друг на друга, человек должен ощущать себя частью целого и прислушиваться к себе и к окружающим людям.

Оснащение урока: мультимедиа проектор.

I. Организационный момент урока

Учитель: Мы с вами прочитали рассказы Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и В.Н. Крупина «А ты улыбайся!»
Какие вопросы вы хотели бы задать учителю и друг другу? (Ученики предлагают круг вопросов для обсуждения)
А какие основные проблемы поднимает автор этих рассказов, запишите их на листочках и приклейте их на схеме фишбоун. Работа в группах.

II. Основная часть урока

1) Учитель: Мир детства всегда интересен нам, он чистый, яркий, своеобразный, но и жестокий, суровый, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Вот об этом нам рассказывает Елена Габова. Но сначала слово о писателе.

Ученик: Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась в 1952 году в городе Сыктывкаре. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звание лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературе. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборник повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям. Она заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России.

3) Аналитическая беседа по прочитанному рассказу Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро»

– Какой вы представили главную героиню рассказа? (Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки, семья живет очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как проволока, глаза блестящие. Большая фантазерка, любит ходить в походы, одноклассники её не любят, особенно девчонки, презирают за бедность, внешность и за непослушание)

– Какой художественный прием использует автор, чтобы описать внешность девушки? (Основной прием – антитеза. В начале рассказа перед нами скромная, застенчивая Света Сергеева, а в конце – «золотоволосая красавица. Как она величаво идет! Молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная.» Удивительная метафора: «… от всей её наружности веет благородством»)

– А как она пела? (Ребята считали, что она выла (начало рассказа), а в конце – она пела высоким, удивительно знакомым голосом, так пели только оперные артисты, это была восходящая звезда Светлана Сергеева. Тоже основной прием – антитеза)

– А как вы думаете, где кульминация рассказа? (Когда Женька выбросил сумку Светы на берег, ей ничего не оставалось, как покинуть теплоход)

– Ваше отношение к её одноклассникам? (Жестокие, бессердечные, никто не возразил, безмолвные, думаем не все были на стороне Женьки)

– Надо ли идти на поводу у других или быть самим собой, всегда удаётся защитить слабого? (Думаем не всегда, надо иметь большой авторитет, чтобы возразить «сильному»)

– Нашлись бы в нашем классе ребята, которые защитили бы «слабого»? (Ребята называют несколько человек)

– А Светы Сергеевой класс был ли дружным? (Конечно, нет, их дружба заключалась в том, чтобы хорошо развлечься, а мало кто любовался природой, наслаждался свежим воздухом. Они давно уже изгнали из «своего круга» Свету, это постоянно подчеркивается в рассказе: «бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала»)

– Что же помогло героине выстоять? (Она была старшей в семье, оставшись без отца, она научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам (делилась своей едой, улыбалась «через силу»), она могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не обижал)

– А как рассказчик относится к пению Светы? (Жалобно, заунывно, никогда я таких песен не слышал. А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой, легкими перистыми облаками, теплым воздухом…)

– Внимательно прочитайте последнее предложение. Какие приемы использует автор, чтобы передать пение Светы? (Сравнение, умолчание)

– Почему рассказчик не подошел к Свете Сергеевой в оперном театре? (Наверное, было стыдно, стыдно за всех, кто причинял ей боль, а она, вопреки обстоятельствам, шла к своей главной цели – доказать всем, что она талантлива, умна, имеет право на счастье.)
– А как вы думаете, из какой сказки пришла к нам Света Сергеева? (На память приходит сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» и стихотворение К.Бальмонта «Белый лебедь»)

4) Ученик наизусть читает стихотворение К.Бальмонта «Белый лебедь»

Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою – глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая
В бездне воздуха и света.
Над тобой Эфир бездонный

С ярко Утренней Звездою.
Ты скользишь, преображенный,
Отраженный красотою.
Символ нежности бесстрастной,
Недосказанной, несмелой,
Призрак женственно-прекрасный
Лебедь чистый, лебедь белый!

– Что объединяет рассказы Елены Габовой и Владимира Крупина? (Подростковая жестокость, невнимание к людям, несправедливость взрослых и одноклассников)
А теперь познакомимся с творчеством Владимира Крупина. Презентация «Владимир Крупин». (Приложение 1. Слайды 5-9)

5) Аналитическая беседа по рассказу Владимира Крупина «А ты улыбайся!»

– Чем интересен рассказ? (Мал по объёму, но событие, которое происходит в рассказе, совсем простое: мальчишки, играя в футбол, избивают друг друга.)

Учитель: Автор обращается к современной молодёжи, к их нравственным и духовным ценностям. Владимир Николаевич имеет особый неподражаемый дар: не описывать картину в подробностях, а расположить её так, что она сама начинает играть и рассказывать. Его трудно с кем-то перепутать. «Это какая-то особая манера повествования – живая, бойкая, воодушевлённая, образная, в которой русский язык «играет», как порою весело и азартно «играет» преломляющееся в облаках солнце», – так о его рассказах писал Валентин Распутин. Ваши впечатления после прочтения рассказа?
(Рассказ интересен тем, что повествуется о нас, подростках. Мы порой не замечаем, как бываем жестоки. Главные герои не играют в футбол, а дерутся. Маленькие дети потом копируют их. Старшим детям нужно всегда помнить: за вами следят малыши, и они хотят походить на вас.)
– Что больше всего удивило рассказчика?
(Мальчишки играли зло, азартно, использовали силовые приёмы, приговаривая: «А ты улыбайся!» И тот, кого били, улыбался и отвечал тем же.)

– Что же на самом деле творилось на поле?
Настоящая драка: мальчишки били не по мячу, а по ногам, по спине, отпихивали руками, кричали: «Силовой приём!»

6) Поисковая работа в группах с извлечением художественно-выразительных средств языка и стилистических фигур.
(Несколько раз употребляется одно предложение: «А ты улыбайся!» Лексический повтор отличается мощным эмоциональным зарядом: выделяется ключевое понятие, которое несёт основной смысл, это же противоестественно, если мы испытываем радость, когда человеку больно. Такого не должно быть!)
Риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания, заставляет задуматься нас (Но что это было?) И основной вопрос, который задаёт автор: «Что делать с подростковой жестокостью? Как остановить насилие среди детей?»
Ребята выделяют эпитеты, метафоры, сравнения.

– А какая часть речи несёт основную нагрузку в произведении?
Думаем, что это глаголы.
– Как называется прием, который использует автор?
Это градация-последовательность в расположении ряда слов по степени нарастания их смыслового и эмоционального значение. (Подросток вспыхнул, одёрнулся, ударил, влепил мяч.)
– Мы говорили с вами, что манера повествования у Владимира Крупина бойкая, живая. А почему? (Скорее всего, это разговорная лексика (влепливать, шарахивать, потянулся народ) помогает увидеть реальную картину на футбольном поле.)

III Обобщение по теме и заключение

– Можно ли было остановить жестокие действия мальчишек или одноклассников Светы Сергеевой? (Можно, но это сделать могли только взрослые мальчишки, у которых есть авторитет. О причине жестокости детей говорит Владимир Крупин: «Насмотрелись телевизора».)

– Дают ли Елена Габова и Владимир Крупин готовые рецепты поведения человека в коллективе? Чему они учат? (Конечно, нет. Но они учат нас быть внимательными друг к другу, уметь постоять не только за себя, но и учить « слабого» защищаться, быть самим собой в любой ситуации.)

Вы выделили основные проблемы в рассказах Елены Габовой и Владимира Крупина, как бы вы решили их в своём классе? (Приложение 1. Слайд 10 – схема «Фишбоун»)

1. Подростковая жестокость

Решения
– смотреть добрые передачи
– на классных часах подбирать материал на эту тему, формирование такого классного коллектива, в котором не было бы места невежам, вовлекать подростков в активную жизнь класса

2. Проблема одиночества

– привлечь таких детей к работе в классе, помочь найти друзей по интересам, классный руководитель обязан быть более внимательным к этому ученику;

3. Бездушие и безразличие учителей к судьбе детей

4. Зависть девочек

– таким учителям не место в школе (такой была учительница Светы Сергеевой),
– больше читать рассказов о доброте, об истинной красоте человека

Учитель: Каждый раз, глядя на «униженного», помните, что на его месте может быть самый близкий вам человек. Чем больше будете делать добра людям, тем легче вам будет жить в обществе, зло будет прятаться, не «высовываться», оно растворится в добре. Что каждый для себя возьмёт с урока?
(Быть внимательным к людям, уважать одноклассников, стремиться к знаниям, нужно хорошо учиться, быть целеустремлённым, развивать свой талант, быть всегда человеком.)
Быть всегда человеком – это и легко, и трудно. Быть самим собой легко, но защищать интересы других трудно. Помните, что только добрые люди оставляют свой след на Земле. И мне хочется, чтобы вы запомнили навсегда два высказывания:

«Знания должны увеличиваться с добротой». (Фазиль Искандер)
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Блез Паскаль)

Следующая цитата

Смысл рассказа "Не пускайте рыжую на озеро"

Смысл книги

Но другим детям это не нравилось. Они считали. что она распугивает всю рыбу, которую ловят дети. Потом прошло некоторое время. Света, так звали рыжую девушку, исчезла. Это произошло после окончания девяти классов. Никто не знал куда она делась. А потом она нашлась. Один из её бывших одноклассников зашёл в театр и нашёл её там. Рыжуха изменилась. Она стала красивой девушкой. Светлана имела мощный голос и пела в театре. Тогда бывший одноклассник понял, что зря смеялся над ней, ведь она сумела пробиться и стать певицей.

Важно то, каким является человек внутри себя, а не то как он выглядит. Рыжуха имела некрасивую внешность, которая дополнительно подчёркивалась рыжими волосами. Поэтому все над ней смеялись. Но потом всё поменялось. Став взрослой Света похорошела. Начала петь и нашла своё место в жизни. Таким образом, важно не ошибаться в людях и видеть то, каким становится человек после того как вырастает. Бывший одноклассник Светы понял, что она изменилась. Стала лучше, чем прежде. Каждый человек может измениться, если приложит к этому усилия.

Читайте также: