Наука и искусство цитаты

Обновлено: 07.11.2024

Воду пьёт в реке осёл-
языком алкая.
Человек ладонь подставя-
стакан первый изобрел!

И вершиной красоты-
кратер найденный в Помпее:
века роспмсь не тускнеет
обнажённой немоты.

Чувства у зверей острее-
но что делать им в музее?

Высказывания великих людей об искусстве

Гиппократ
- Жизнь коротка, искусство вечно!

Александр Дюма – сын
— Искусство требует или уединения, или нужды, или страсти. Держит ли он в руке резец, перо или кисть, художник действительно заслуживает этого имени лишь тогда, когда вселяет душу в материальные предметы или сообщает форму душевным порывам.


Леонардо да Винчи
— Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.

Джордано Бруно
— Искусство восполняет недостатки природы.

Сальвадор Дали
— Живопись – это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверх эстетических образцов конкретной иррациональности.

Л. Н. Толстой
— Простота — необходимое условие прекрасного.

Оноре де Бальзак
— Постоянный труд есть закон как искусства, так и жизни.

Гегель
— Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам.

Эмиль Золя
— Художественное произведение есть кусок природы, профильтрованный сквозь темперамент художника.

Иоганн Иоахим Винкельман
— Рисунок для художника – то же, что для оратора у Демосфена: он должен быть на первом, на втором и на третьем месте.

Леонардо да Винчи
— Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат.

Антон Семёнович Макаренко
— Отказаться от риска — значит отказаться от творчества.

Борис Пастернак
— Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Сенека
— Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его.

Микеланджело
— Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.

Т. Драйзер
— Искусство — могучее средство исправления людского несовершенства.

А. Н. Толстой
— Воспринимать искусство. столь же трудно, как и творить его.

Г. Флобер
— Все цвета хороши, надо только уметь писать ими.

П.Пикассо
— Зачем пытаться понять искусство? Вы же не пытаетесь понять, о чем поет птица.

Еврипид
— Нет, не покину, Музы, алтарь ваш… Истинной жизни нет без искусства.

Л.Н.Толстой
— Искусство есть одно из средств единения людей.

В.Гете
— Мы нуждаемся в художнике даже в минуту величайшего счастья и величайшей беды.

Андре Жид
— Искусство — это сотрудничество Бога с художником, и чем меньше художника, тем лучше.

Дени Дидро
— Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.

Микеланджело Буонаротти
— Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.

Г. Гегель
— Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме.

Брехт Бертольт
— Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

Александров Георгий
— Высшее искусство – это срез времени, замороженный на века.

Малевич К
— Давно уже пришло время понять, что проблемы искусства и проблемы желудка очень далеки друг от друга.

Санд Жорж
— Дороги ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать и прекрасные цветы.

Леонардода Винчи
— Живопись спорит и соревнуется с природой.

Гельвеций Клод Адриан
— Задача искусства — волновать сердца.

Шиллер Иоганн Фридрих
— Именно потому, что подлинное искусство стремится к чему-то реальному и объективному, оно не может удовлетвориться только видимостью правды.

Анатоль Франс
— Не надо особенно бояться приписывать художникам прошлого тот идеал, которого они никогда не имели. Восхищение невозможно без примеси иллюзии, и понимать совершенное произведение искусства — значит в общем заново создавать его в своем внутреннем мире. Одни и те же произведения по-разному отражаются в душе созерцающих. Каждое поколение ищет в созданиях старых мастеров новые эмоции. Самый одаренный зритель — тот, который находит, ценой нескольких удачных лжетолкований, самую нежную и самую сильную эмоцию. Поэтому человечество испытывает страстную привязанность главным образом к таким произведениям искусства и поэзии, в которых содержаться темные места, допускающие возможность различного понимания.

Дмитрий Сергеевич Лихачев(1906-99)


Письма о Добром и прекрасном

Письмо тридцать второе
(фрагменты)

Итак, жизнь — самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», — это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество.


Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее… Я не знаю, какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться — учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад — в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Открылись нам во дворце одни двери, за ними черед открытия другим.


Часто говорят про кого-нибудь: у него врожденный вкус. Вовсе нет! Если вы приглядитесь к тем людям, о которых можно сказать, что они обладают вкусом, то заметите в них одну общую им всем черту: они честны и искренни в своей восприимчивости. У нее-то они многому и научились.

Я никогда не замечал, чтобы вкус передавался по наследству.

Вкус, я думаю, не входит в число свойств, которые передаются генами. Хотя семья воспитывает вкус и от семьи, ее интеллигентности многое зависит.

Не следует подходить к произведению искусства предвзято, исходя из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов. С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один».

?
Эстетика ницше. "Искусство нам Дано, Чтобы не Умереть от Истины".

Следующая цитата

Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода либо гниет, либо замерзает на холоде, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.

Маленькие комнаты или жилища собирают ум, а большие его рассеивают.

Познание минувших времен и познание стран мира – украшение и пища человеческих умов.

Взгляни на свет и вглядись в его красоту. Мигни глазом, глядя на него, – тот свет, который ты видишь, раньше не был, и того, который был, теперь уже нет. Что его воссоздает, если создатель непрерывно умирает?

Ложь настолько презренна, что, даже если она станет хорошо говорить о великих делах Бога, она отнимет благодать у своего божества, а истина обладает таким превосходством, что даже если она начнет хвалить самые ничтожные вещи, они сделаются благородными.

Все наше познание начинается с ощущений.

Истинные науки – те, которые опыт заставил пройти сквозь ощущения и наложил молчание на языки спорщиков.

скорее будет тело без тени, чем Добродетель без Зависти. * * *

В Тоскане делаются из тростника подпорки кроватей, дабы обозначить, что здесь снятся пустые сны и что здесь теряется бо́льшая часть жизни, что здесь выбрасывается много полезного времени, а именно утреннего времени, когда душа трезва и отдохнула, и также тело способно снова воспринять новые труды;

Не мешай печальных, слезливых и плаксивых с веселыми и смеющимися, так как природа принуждает с плачущими проливать слезы и со смеющимися веселиться; так и ты разделяй их смех и плач. * * *

Следующая цитата

Лишь имена, всё зная, будешь знать, А их вещам мы все вольны давать. Уильям Шекспир

Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы бьггь полезным в жизни.Фрэнсис Бэкон

Истина есть дочь времени, а не авторитета.

Наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом; ибо врождённые дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью учёных занятий; а учёность сама по себе даёт указания чересчур общие, если их не уточнить опытом.

Жаден человеческий разум. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается всё дальше.

Самое лучшее из всех доказательств есть опыт.

Наука есть не что иное, как отображение действительности.

Ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнить опытом.

Знание есть сила, сила есть знание.

Книги должны быть результатом наук, а не науки — результатом книг.

Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтобы наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами.

Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится.

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники.

Гипотез не измышляю.

При изучении науки задачи важнее правил.

Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов.

Я смотрю на себя, как на ребенка, который, играя на морском берегу, нашел несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным.

Все, что расширяет сферу человеческих способностей, что показывает, что человек может сделать то, на что прежде считал себя неспособным, — все это необычайно ценно.

Открытия могут быть сделаны случайно, и любой может учить другого: юноша — старика, простец — разумного

Новинки восхвалять остерегись, А за старье подавно не держись.

Пусть почитали славных предко греки,

Не стать ли нам мудрее в наши веки?

А зачастую нам дана во власть Не часть науки, но лишь части часть.

Властителю Природы должно знать, Как гений свой разумно обуздать.

В Природе должный есть предел всему,

Есть мера и пытливому уму.

И мир уж аплодирует тому, Что только предстоит открыть ему.

Круглые числа всегда лгут.

То, что теперь доказано, раньше существовало лишь в воображении.

Я посещал лекции Дэви не только для пополнения своего научного багажа; в аудитории Королевского института я обогащал свой запас слов и метафор.

За исключением цифр, нет ничего более обманчивого, чем факты.

Те, кто сравнивает век, в котором им выпало жить, с золотым веком, существующим лишь в нашем воображении, могут рассуждать о вырождении и крахе, но тот, кто хорошо осведомлен о прошлом, никогда не станет отчаиваться по поводу настоящего.

Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией.

Несовершенство суждений — наибольший недостаток при умственном труде в любой области.

Два пути открыты для тех, кто одарен природой. Они могут запереть в своём сердце те тайны, в которые им удалось проникнуть, и использовать свои знания в коммерческих целях. Но они могут открыть тайну, вырванную у природы, и, поделившись ею с человечеством, претендовать на ту славную репутацию, в которой редко отказывают авторам ценных открытий.

Наука — океан, открытый как для ладьи, так и для фрегата. Один перевозит по нему слитки золота, другой удит в нем сельдей.

Для развития науки требуется в каждую данную эпоху не только, чтобы люди мыслили вообще, но чтобы они концентрировали свои мысли на той части обширного поля науки, которое в данное время требует разработки.

Чтобы вполне правильно вести научную работу посредством систематических опытов и точных демонстраций, требуется стратегическое искусство.

Из всех гипотез выбирайте ту, которая не пресекает дальнейшего мышления об исследуемых вещах.

Я никогда не пробую отговаривать человека от попытки провести тот или иной эксперимент. Если он не найдет того, что ищет, он, может быть, откроет нечто новое.

Обыкновенно не те, которые знают много, а те, которые знают мало, всего увереннее заявляют, что та или другая задача никогда не будет решена наукой.

Невежество всегда обладает большею уверенностью, чем знание, и только невежды могут с уверенностью утверждать, что науки никогда не будут в состоянии решить ту или иную проблему.

История — это квинтэссенция сплетни.

История мира — это биография великих людей.

Наше предназначение не в том, чтобы пытаться ясно разглядеть то, что удалено от нас и скрыто в тумане, но в том, чтобы трудиться над тем, что у нас под рукой.

С помощью цифр доказать можно все, что угодно.

Ничто не может расшевелить до конца ум человека, если отсутствует мечта.

На бескрайних просторах океана клеветы, зовущегося «историей», одна волна, даже большая, особого значения не имеет.

Судьба новой истины такова: в начале своего существования она всегда кажется ересью.

Только великому мастеру стиля удается быть неудобочитаемым.

Эпохи живут в истории только благодаря своим анахронизмам.

Ценность идеи совершенно не зависит от искренности человека, высказывающего ее.

Я не сторонник чего бы то ни было, что борется с природным невежеством. Невежество подобно нежному, экзотическому плоду: троньте его, и цвет опал.

Лучше наслаждаться розой, чем класть её корень под микроскоп.

Наука не в силах бороться с неразумным. Вот почему в этом мире у нее нет будущности.

Достоинство искусства и достоинство науки в бескорыстном служении на пользу людей.

Говорят, что Бог не может изменить прошлое, однако историки на это способны. Возможно, именно из-за их полезности Ему в этом отношении Он и терпит их существование.

Наука — это организованное знание.

Общепринятое мнение, будто наука и поэзия — две противоположности, больше заблуждение. Люди, посвятившие себя ученым изысканиям, постоянно нам доказывают, что они не только так же, как и другие люди, но и даже живее их воспринимают поэзию изучаемых ими предметов.

Для сердца не было и нет Бесспорных истин в мире. О, как мучителен ответ, Что дважды два — четыре.

Альфред Эдвард Хауснен

Единственный возможный вывод из любого исследования в какой-либо из «общественных наук» состоит в следующем: некоторые — да, некоторые — нет.

Из всех услуг, которые могут быть оказаны науке, величайшая — введение в обиход новых идей.

Из окна железнодорожного вагона мы видим корову, проносящуюся со скоростью 50 миль в час, и заявляем, что животное мирно отдыхает.

Нельзя стать узким специалистом, не став, в строгом смысле, болваном.

Наука никогда не решает вопроса, не поставив при этом десятка новых.

Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи.

Возражения иротив прогресса всегда сводились к обвинениям в аморальности.

Очарование истории и ее загадочный урок состоят в том, что от века к веку ничего не меняется и в то же время все становится совсем другим.

Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо.

Аристотель утверждал, что у женщин меньше зубов, чем у мужчин. Хотя он был женат дважды, ему так и не пришло в голову проверить правильность этого утверждения, заглянув в рот собственной жене.

Говорят, что человек — это разумное животное. Всю свою жизнь я искал хоть какие-то свидетельства в пользу этого утверждения.

За последние пятьдесят лет научное исследование превратилось из роскоши в необходимое условие существования.

Наука — не предмет чистого мышления, а предмет мышления, постоянно вовлекаемого в практику и постоянно подкрепляемого практикой. Вот почему наука не может изучаться в отрыве от техники.

Изучая место и развитие науки в нашем обществе, мы убеждаемся прежде всего в столь возросшем ее значении, что науку уже нельзя предоставлять одним лишь учёным или политическим деятелям, а также в том, что весь народ должен участвовать в ее развитии, если наука должна стать благом, а не проклятием.

Самые изобретательные и тонкие экспериментаторы те, кто дают полный простор своему воображению и отыскивают связь между самыми отдаленными понятиями. Даже тогда, когда эти сопоставления грубы и химеричны, они могут доставить счастливый случай для великих и важных открытий, до которых никогда не додумались бы рассудительные, медлительные и трусливые умы.

Предсказывать будущее — дело безнадежное. Всё равно что делать ставки, заранее зная, что проставишься.

Предсказание будущего — игра на проигрыш. Но всякая игра хороша, если не забывать вести счёт.

Не так давно мой мозг наработал этакую закономерность по поводу того, как мы реагируем на технический прогресс.

1. Всё, что есть в мире на момент нашего рождения — вполне нормальные и обычные составляющие мироздания.

2. Всё, что изобрели в интервале от наших пятнадцати до тридцати пяти лет — удивительно, революционно и привлекательно в смысле карьеры.

3. Всё, что изобрели после того, как нам исполнилось тридцать пять, — ненужно, противоестественно и вообще от лукавого.

Хотя в научном плане мы становимся всё грамотнее, не стоит забывать, что и в фантомах, которыми мы ещё недавно наполняли наш мир, был определённый смысл.

К настоящему времени нас окружает множество вещей, о которых мы знаем, что они есть, — это частицы, силы, столы и стулья, булыжники и прочее, — но для науки они практически невидимы. В том смысле, что науке сказать о них практически нечего.

Если знаменитый, но старый ученый утверждает, что нечто возможно, он почти определенно прав. Если он утверждает, что нечто невозможно, он, очень вероятно, ошибается.

Все проблемы имеют техническое решение, просто самая большая проблема — выбрать правильное решение и отказаться от тех, которые влекут за собой другие проблемы.
Любая достаточно ушедшая вперед технология неотличима от чуда.

Научный подход есть форма защиты от чистого чувства страха.

Открытия могут быть сделаны случайно, и любой может учить другого: юноша — старика, простец — разумного.

Следующая цитата

Человечество по-разному познаёт мир. Наука опирается на опыт, исследование, реальные законы существующего физического мира и т.д. Искусство постигает мир через художественный образ. Это не лучше и не хуже, просто другой способ познания. А вот думать о том, как они связаны, люди начали давно, и в первую очередь те, кто выбирает эти пути.


  • В.Я Брюсов точно подметил: ". древние не знали вражды между наукой и искусством. В хороводе девяти муз Эрато, покровительница элегии, шла рядом с Клио, ведавшей историю, и Полигимния, властительница лирики, держала за руку Уранию, богиню астрономии.

  • Винер (математик) с ним полностью согласен, утверждая: " . математика - один из видов искусства",

  • Фрэнсис Бэкон (философ) по-своему развивает эту же мысль: "В истории черпаем мы мудрость; в поэзии - остроумие; в математике - проницательность; в естественных науках - глубину; в нравственной философии - серьёзность; в логике и риторике - умение спорить".

Спасибо за дочитывание, жду отзывов, оценки, подписки - без всего этого неважно дело идёт. Всем добра.

Читайте также: