Наташа ростова и анатоль курагин цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Почему же Наташа Ростова не вышла замуж за Анатоля Курагина или даже за князя Андрея, а вышла замуж за Пьера Безухова. Легко сказать: "Толстой так захотел", потому что Наташа Ростова - образ, литературный герой, и по замыслу Толстого Наташа должна была выйти за Пьера. А на самом деле, как говорят в народе, "когда хотят, тогда не живут, когда не хотят, тогда живут". Наташа - несчастливая, а не только падшая (по мнению князя Андрея) женщина! Выйдя замуж за Пьера, будущего декабриста, Наташа испортила себе всю жизнь после 1825 года! Но от судьбы никуда не денешься: Наташа, выйди она замуж не за Пьера, а за князя Андрея или Анатоля Курагина, на всю жизнь осталась бы вдовой. То есть в любом случае - несчастливая. Но, выйдя замуж за Анатоля или князя Андрея, осталась бы вдовой ещё в 1812 году, а так - хотя бы пожила спокойно и счастливо до 1825 года. Интересно, взял бы Пьер в жёны вдову. Наверное, да, ибо снова воскликнул бы: да вам нечего прощать. И, мол, если бы я был не я, а лучший в мире человек. и т. д. и т. п. .
Лучшей партией для Наташи Ростовой был бы брак с Денисовым. Ведь тот не просто остался жив, пережил наполеоновское нашествие, но, в сущности, дожил до старости. Поменьше бы пел под гитару (и Наташа случайно подслушала): "не обещайте деве юной любови вечной на земле",- тогда и в самом деле всё было бы как нельзя лучше, и вовсе не волосатые ноги Денисова, а именно лукавые слова песни оттолкнули её, ибо Наташа подумала, что и Денисов - будет неверным и ненадёжным мужем, что он - "такой же, как и его песня".
Князь Андрей - вообще представитель зла в этом, подлунном мире: ведь именно из-за него, опасаясь его мести, Анатоль Курагин, как известно, уехал в армию накануне войны 1812 года и был смертельно ранен во время Бородинского сражения. Плохой-то плохой, но не хотел покидать боевых товарищей, а вовсе не горел желанием умереть за Отечество. И тогда был предел, была красная черта, которую в лихую годину бедствий и испытаний не мог преступить ни один подлец. Анатоль не хотел выглядеть подлецом в глазах товарищей-офицеров, того же Долохова. Так что князь Андрей, преследовавший Анатоля ради дурацкой и глупой дуэли, на которой мог быть и убит и мог дать своему врагу возможность посмеяться над своим трупом, опосредованно виноват в том, что Анатоль Курагин потерял ногу, а затем и умер (от заражения крови, как Багратион?), то есть виноват во всех бедах и безвременной кончине Анатоля. Из-за сватовства князя Андрея страдала и была при смерти впечатлительная, тонкая натура - Наташа Ростова. Да какая она падшая женщина?! В её-то юношеском возрасте. Какая падшая женщина из подростка?!
А Лиза, жена князя Андрея, умерла во время родов! А от кого забеременела? От князя Андрея, а если бы вышла замуж за другого мужчину, который бы не был представителем зла, то могла и благополучно родить и дожить до старости.
Но вернёмся к Анатолю Курагину. Он не мог уехать из армии, когда Отечество в опасности, как сказал, покраснев, Петя Ростов. Короче, Анатоль, хоть и относился к подлой породе, как сказал Пьер, мог и уехать из армии, он же не служивый офицер. Но не сделал этого, не бежал, как трус, спасая себя. Действительно, что сказали бы товарищи.
При желании Анатоль мог и развестись с этой польской панёнкой, на которой его женили насильно. (Были же и тогда понятия о правах, если не человека, то дворян. ) И сочетаться браком с Наташей Ростовой по православному обычаю. И это было бы лучше для Наташи, чем гнить с Пьером, декабристом, во глубине сибирских руд.
Ведь у Наташи была любовь к Анатолю с первого взгляда, а разве бывает другая любовь, как сказал Ихтиандр Гуттиере. А любви с первого взгляда к Пьеру и тем более к Денисову, князю Андрею, у Наташи не было. Пьер ей нравился: он-де такой большой, такой смешной. Нравился, но не более того.
И Пьер тоже хорош. Женатый человек, а морочил голову Наташе, ещё ребёнку, девчёнке, неопытной. Ездил обедать к Ростовым ради того, чтобы видеть Наташу, как известно. И неправда, что Пьеру было нечего есть и что у него был плохой повар, во всяком случае - хуже повара Ростовых, - сплетни всё это!
А старая графиня Ростова, знай она о том, что Пьер станет декабристом, разве отдала бы Пьеру одно из своих любимых чад, разве согласилась бы на этот злополучный брак. Знал бы, где упадёшь, постелил бы соломки заранее.
И ещё. Несколько слов о несчастливом и прекрасном мальчике Пете Ростове. А что если отец, старый граф Ростов Илья Андреич виноват в смерти своего младшего и ничего не видевшего в жизни сына. Ведь именно старый граф сначала не отпускал Петю на войну ("молоко не обсохло, а туда же"), а затем пошёл устраивать куда-нибудь побезопаснее. А если бы граф положился на бога! А то вышло, как обычно и бывает у таких людей: хотелось, как лучше, а получилось, как всегда. Уже разорил и семью, и детское, а ума так и не набрался,- есть и всегда были такие люди.
А Элен Безухова сама виновата в своей смерти. (Если вообще умерла). Надо было не флиртовать с иностранным принцем, а щипать корпию, даже зная, что она не доходит до раненых, тогда и не было бы всего того, что Элен постигло, не было бы никакой "ангины".
Кстати, истинным спасителем России оказался тот слуга-камердинер, который забыл подать Наполеону непромокаемые сапоги перед Бородинской битвой. И Наполеон, подхвативший насморк, не смог написать гениальную диспозицию.
А злым гением Сони оказалась мамзель Бурьен, которая позволила себя щупать Анатолю и тем самым отвратила княжну Марью от такого прекрасного солнца, каким был Анатоль! А не позволила бы Бурьен себя щупать, так Анатоль женился бы на княжне Марье, и тогда, естественно, Николай Ростов не женился бы на княжне Марье и, скорее всего, женился на Соне, сдержав слово чести дворянина.
Элен, если бы не рыпалась и тихонько щипала корпию, осталась бы жива и в конце концов наверное, дала бы Пьеру развод.
Элен преобразилась бы, дала бы Пьеру развод, не требуя взамен никакого состояния,- стала бы благородной.
Долохов женился бы на Элен, уже разведённой, и полюбил бы её, так как после смерти своей старушки-матери Долохов перенёс бы всю свою любовь на Элен. Элен взяла бы фамилию своего нового мужа. Элен Долохова - звучит! Что, слабо.
И Наташа . Курагина звучало бы . Во всяком случае - привыкли бы. И вообще, не фамилия красит человека, а человек красит фамилию!

© Copyright: Карагачин, 2016
Свидетельство о публикации №216020200346 Рецензии

Анатоль мог бы и жениться на Наташе после развода. другой вопрос-хотел ли?))) он поиграл с ней, как с "девкой" ((с)Пьер), наговорил своих "любимых фраз" о том, что любит ее и не представляет жизни без нее, а когда Пьер спросил, будет ли он просить ее руки, сказал "РАЗУМЕЕТСЯ нет". Оно ему надо, связывать себя с женщиной узами брака, когда их так много вокруг и все они одинаково хороши и свежи? вспомните, как Курагин относился к предполагаемому браку с Марьей: "почему не жениться, коли она богата?". Это означало, что он, как и Друбецкой, мог бы устроить все так, чтобы редко видеть жену, а сам бы продолжал повесничать и волочиться за девками. Он в принципе не мог быть примерным семьянином. Женись он на Наташе и продолжив свои привычки "щупать" женщин, ему, чего доброго, Николай, брат Наташи, пустил бы пулю в лоб. Стоит оно того?)))

Спасибо за уточнения. Чтиво есть чтиво, пародия, так сказать. Толстой - гений, но тоже живой человек.

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая цитата

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир».

Наташа Ростова и её увлечение Анатолем Курагиным.

Л. Н. Толстой считал, что «человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество. что люди худшие весьма редко и слабо обладают достоинствами лучших. А вот лучшие часто. обладают недостатками и чертами худших».

В романе-эпопее «Война и мир» любимая героиня писателя, Наташа Ростова, наделённая внутренней, духовной, красотой, основанной на потребности и способности любить, благородная душой, тонко чувствующая добро и правду, прелесть родной природы и русский национальный характер, не идеальный персонаж. Ей свойственны ошибки и заблуждения ( одна из которых — увлечение Анатолем Курагиным ), подчёркивающие естественность Наташиной натуры, детскую непосредственность её отношений с окружающим миром.

Сущность жизни Наташи Ростовой — любить доверчиво, самозабвенно, без самопожертвования, жизнь с её радостями и печалями, отдавать себя другим людям, просветляя всё вокруг себя, интуитивно помогая близким в трудную минуту.

Встретив и полюбив Андрея Болконского, она вся отдаётся своему порыву, счастливая и радостная от сознания того, что теперь она «большая» и на ней «лежит ответственность за всякое дело и слово».

Большим ударом для Наташи становится отъезд жениха (по воле его отца) на год за границу. «Она не плакала и в ту минуту, как он, прощаясь, последний раз поцеловал её руку», «несколько дней она, не плача, сидела в своей комнате, не интересовалась ничем и только говорила иногда: «Ах, зачем он уехал!» Душа, раскрывшаяся, как бутон цветка, для любви, замерла, оглушённая непредвиденной бедой. Наташа, не умеющая объяснить своё состояние, инстинктом понимает, что своё нежное чувство она должна отдать другому: «Ей нужно теперь, сейчас обнять любимого человека и говорить, и слышать от него слова любви, которыми было полно её сердце».

Но Болконского нет рядом. «Мама, мне его надо. За что я так пропадаю, мама?» - блестя глазами и не улыбаясь говорит Наташа. Она одинока без князя Андрея, её томит смутное чувство родства со всем жившим и живущим на земле, чувство причастности ко всему, что есть во вселенной, нервы её напряжены, любой пустяк выводит из равновесия. Когда Петя неосторожно прерывает пение Наташи, она рыдает так, что потом долго не может остановиться.

В этот тяжёлый момент на её пути встречается Анатоль Курагин, увидевший молодую графиню Ростову в Москве в опере. Он любуется очарованием и прелестью девушки, которой нравится его внимание. «Она даже повернулась так, чтоб ему виден был её профиль, по её понятиям, в самом выгодном положении».

Почему Наташа, с её тонким чутьём фальши, наигранности, заинтересовалась молодым человеком?

Курагин, светский щёголь, привыкший жить легко и свободно, никому не завидуя и не делая зла, повинуется только своим страстям. Он смотрит на Наташу «восхищённым, ласковым взглядом», разговаривает с ней «смело и просто», обращаясь «как к старой, давнишней знакомой». Эта простота и подкупила Наташу, увидешую в Анатоле близкого ей человека. Отсутствие в нём расчётливости, способность страстно увлекаться, не останавливаясь ни перед чем, отдаваться данному мгновению, увлекают юную, неопытную, наивную девушку, ощущающую «себя страшно близкой к этому человеку», уничтожившему ту «преграду стыдливости, которую всегда она чувствовала между собой и другими мужчинами».

Курагин, повинуясь своим животным и сладострастным наслаждениям, живущий только одной минутой, не думающий о будущем Наташи, по-своему наивен и добродушен. Именно «добродушная ласковость улыбки» и «победила» молодую Ростову, которая «опять. с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды».

В. Ермилов говорит, что «в своём безоглядном увлечении Анатолем Наташа и почувствовала именно эти его стороны — простоту, добродушие, искренность, нежелание приносить зло, силу увлечения. Анатоль. представился ей каким-то безукоризненным благородным рыцарем, способным жизнь положить за любовь. »

И в то же время чистая душа девушки подсказывает ей, что она делает что-то нехорошее, а в словах Анатоля , приглашающего её на карусель, кроется «неприличный умысел».

Неожиданно попав из атмосферы чистой деревенской жизни, семейного тепла и уюта в порочную и разлагаюшую среду светского общества, вспомнив бесстыдно-голую, « с спокойной и гордой улыбкой Элен», «тёмную, неясную и страшную» атмосферу театра, Наташа ужасается своему поведению с князем Курагиным и интуитивно понимает, «что вся прежняя чистота любви её к князю Андрею погибла».

За что же Наташа полюбила Анатоля? Причина была, но не та, которую она придумала. Природная цельность натуры Курагина была родственной ей самой.

Анатоль, как и Наташа, живёт «легко и уверенно, с чувством полной свободы, не зная вопроса: зачем?» Ему , не ведающему ни совести, ни стыда, благодаря животному эгоизму, «всё можно»: кутить, играть в карты, «жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе», брать деньги в долг «у встречного и поперечного» и не отдавать их.

Князь Куракин не терзается сомнениями, не стремится к славе или карьере. «Ему было совершенно всё равно, что бы о нём ни думали. в душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренне презирал подлецов и дурных людей и с спокойной совестью высоко носил голову. Он был инстинктивно, всем существом своим убеждён в том, что ему нельзя было жить иначе. »

Для Наташи тоже главное — чувство и «всё можно», но совсем по-другому: это наивное требование немедля, сейчас открытых, прямых, человечески простых отношений между людьми и естественное понимание всяких других отношений. Она хочет жить, любить сейчас, не ожидая, не откладывая на год.

Искренняя и доверчивая, Ростова привыкла верить всем, поэтому даже подумать не смеет, что за горячими уверениями в любви, за ласковой улыбкой Анатоля кроется обман, а за внешней красотой его сестры Элен, добродушием и весёлостью — желание заманить девушку к себе домой для свидания с братом. Ощущая что-то ненастоящее, «неестественное» в Анатоле и Элен, в «нечаянных» встречах с ним, Наташа не может поверить, что всё, что она видит и слышит, искусно и искусственно сделано, поэтому не слушает Соню, утверждающую, что Курагин «неблагородный человек», ненавидит Марью Дмитриевну, помешавшую Наташе бежать с Анатолем. В. Днепров говорит, что в этот момент «в Наташе чувственная страсть взбунтовалась против любви». Отсюда идёт агрессивность толстовской героини, её недоступность разумному слову.

Любовная история заканчивается печально: Наташа, пытавшая отравиться, остаётся жить, поняв, хотя и поздно, своё заблуждение Курагиным и горячо раскаивается за это перед Богом: «Она ощущала в в душе своей благоговейный и трепетный ужас пред наказанием. за сои грехи, и просила Бога о том, чтоб он простил. её и дал бы. ей спокойствия и счастия в жизни. И ей казалось, что Бог слышит её молитву».

История отношений Наташи с Анатолем, по мнению Л. Н. Толстого, «самое важное место романа», потому что любимая героиня писателя в трагическую пору своей жизни показана через восприятие Курагина, князя Андрея, Сони, Марьи Дмитриевны, Безухова, что расширяет понимание образа этой поэтично-необыкновенной девушки, которую никто не упрекает в опрометчивом поступке. Своё отношение к Наташе Л. Н. Толстой передаёт через чувства Пьера: «Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать её; но теперь ему сделалось так жалко её, что в душе его не было места упрёку».

Следующая цитата

Почему Наташа Ростова длительное время ожидавшая возвращения Андрея Болконского и действительно его любившая уже после второй встречи с Анатолем Курагиным была готова бежать с ним? Что за коварный человек ей встретился и как он сумел так быстро вскружить ей голову? Как защитить себя от влияния деструктивных людей?

Встреча уже обрученной с Болконским Наташи Ростовой и бесшабашного Анатоля Курагина, кружившего головы всем дамам описана психологически достоверно. Толстой очень точно описывает обольстительное поведение психопата и то, какой эффект оно оказывает на неопытную Наташу. А эффект этот сравним с действием яда, впрыснутого пауком мушке, попавшей в его сети. Уже после первой встречи, придя домой Наташа чувствует абсолютную растерянность, не понимает, что произошло, думает о том, не совершила ли она чего-то непоправимого, ломает голову, пытаясь понять, что значит его поведение и как к этому относиться. И она уже очарована.

Следующая цитата

Мы уже выяснили, что при кажущейся простоте задачи подобрать актрису на роль блестящей, но не слишком умной красавицы Элен Курагиной оказалось не так уж и просто. А что же братец ее, вполне стоящий своей сестры, с которой, по слухам, состоял в более тесных отношениях, чем положено? Итак, сегодня смотрим, как в разных экранизациях "Войны и мира" изображали брата сиятельной Элен - Анатоля Курагина - такого же ослепительно красивого и порочного.

Про Анатоля мы точно знаем, что он был очень хорош собой:

". высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. "*

". с прирожденным ему добродушно-победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. "*

Дополнительного внимания и многократного упоминания удостаиваются его черные брови, русые волосы (одна я вижу в этом противоречие?), белый лоб, большие глаза.

". какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын. " * ". Она чуть дотронулась до белого лба, над которым были припомажены прекрасные русые волосы. " *

". устремил свои прекрасные большие глаза. " *

Он живёт на широкую ногу, а потому постоянно в долгах, много пьет и любит светскую жизнь:

". Он не пропускал ни одного кутежа у Долохова и других весельчаков Москвы, напролет пил целые ночи, перепивая всех, и бывал на всех вечерах и балах высшего света. "*

Толстой не скупится на слова, описывая Анатоля как крайне недалёкого человека. А еще:

". Анатоль был не находчив, не быстр и не красноречив в разговорах. " *

". но у него зато была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность. "*

". Кроме того, в обращении с женщинами у Анатоля была [. ] манера презрительного сознания своего превосходства"*.

Точный возраст Анатоля неизвестен, но он, определено, человек молодой, более того, он приходится младшим ребенком князя Василия, а значит, на начало романа. ну, около 17 - 21 года. Ну что же, посмотрим на варианты Анатоля?

В голливудской версии романа 1956 года Анатоля сыграл Витторио Гассман.

Витторио Гассман в роли Анатоля Курагина, 1956 год, Источник: Яндекс картинки Витторио Гассман в роли Анатоля Курагина, 1956 год, Источник: Яндекс картинки

Мужчина, безусловно, красивый, и тут даже придираться не хочется, что волосы-то не русые, а лоб недостаточно белый. Ну где вы вообще в Голливуде видели белые лбы? Даже несмотря на то, что Пьер в фильме тоже весьма горяч, Анатоль на его фоне выглядит достойно, и Наташу понять можно. Но все же есть то ли в его облике, то ли в манере держать себя что-то совершенно нелепое, даже вульгарное, идущее вразрез с представлениями об хоть и разгульном, но все же аристократе Анатоле Курагине. Анатоль Толстого умел держать себя, а этот, право слово, как поручик Ржевский из анекдотов.

Советская экранизация 1967 года в чём-то удачная, в чём-то нет (это я, собственно, о престарелом Пьере ), но что мне представляется в этом сериале просто отличным - это выбор Василия Ланового на роль Анатоля Курагина.

Василий Лановой в роли Анатоля Курагина, 1967 год, Источник: Яндекс картинки Василий Лановой в роли Анатоля Курагина, 1967 год, Источник: Яндекс картинки

Во-первых, он красив. Настолько красив, что его красота поражает дам в самое сердце. Во-вторых. Вы только посмотрите, как соблазняет он бедную Наташу: почти без слов, взглядом, жестом. Мягко и вкрадчиво. Лановой безупречно аристократичен, манерен, порочен, притягателен в своей красоте, при этом у зрителя не остаётся никаких сомнений в том, что за блестящей оболочкой ничего не стоит. И все же: глаза его сверкают влажным блеском, губы изгибаются в усмешке, и абсолютно ясно, что ни у Элен, ни тем более у наивной Наташи не может остаться ни единого шанса на спасение.

В весьма странной интерпретации романа ВВС в 1972 году Анатоля Курагина сыграл Колин Бейкер .

Колин Бейкер в роли Анатоля Курагина, 1972 год, Источник: Яндекс картинки Колин Бейкер в роли Анатоля Курагина, 1972 год, Источник: Яндекс картинки

У меня вообще много вопросов к кастингу в этом сериале, но эти усы добили окончательно. Они у него в сериале еще как-то по-разному топорщатся в зависимости от ситуации - то печально, то весело. А парик под каре с начесом?

Кажется, тут актер вообще не очень понимает, как и что играть, и временами это выглядит весьма своеобразно. Почему он с таким напором нападает на Наташу, хватая ее за лапки между рукавом и перчаткой и откровенно скалясь? И это на виду у всех. Почему он, застав ее врасплох, одну, в пустой комнате, насильно целует, жизнерадостно шевеля усами? Ну то есть ладно, поцелуй и в книге был. Но зачем усами-то так воинственно подрагивать? В общем, как романтически-порочный герой этот Анатоль - полный провал. Он скорее смешон, чем соблазнителен, с этим выражением лица, словно у опереточного злодея. После Ланового так вообще тошно становится.

Вот мы и дошли до современных экранизаций и, честно говоря, в отличие от образов Пьера и князя Андрея Анатоль Курагин меня разочаровал.

В 2007 году эту роль исполняет Кен Дюкен.

Кен Дюкен в роли Анатоля Курагина, 2007 год, Источник: Яндекс картинки Кен Дюкен в роли Анатоля Курагина, 2007 год, Источник: Яндекс картинки

Опять эти усы, которые у меня никак не вяжутся с образом Анатоля. Брился, брился наш Анатоль, даже Толстой об этом говорит:

"Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою".

Анатоль Курагин - кавалергард, элита российского воинства! В кавалергарды вообще брали только блондинов, высоких, светлоглазых, безбородых. Идеальных! Что это за нелепая лохматость? Анатоль носит завитые локоны, он не может позволить себе гнездо на голове! Вообще никак не может. Даже если Элен попросит.

И снова этот образ простого парня с ухмылкой поручика Ржевского. Где режиссеры таких откапывают? Нет, я понимаю, что так проще, но это же шут гороховый, честное слово. И потом, скажите честно, этот Анатоль заставляет своей красотой трепетать ваше сердце?

В самом современном из ныне отснятых, в сериале 2016 года Анатоля играет Каллум Тёрнер.

Каллум Тёрнер в роли Анатоля Курагина, 2016 год, Источник: Яндекс картинки Каллум Тёрнер в роли Анатоля Курагина, 2016 год, Источник: Яндекс картинки

Посмотрите, какой чернобровенький хлопец у нас Анатоль. Совсем не в масть. Ушки, опять же, смешные. Однако же, явным прорывом можно счесть то, что ему не прикрепили усы! Бальзам на мое израненное предыдущими экранизациями сердце.

Впрочем, бальзама они все-таки пожалели, потому что на отсутствии усов прелесть этого Анатоля и оканчивается. Да, еще он порочен, актер с изображением этой самой порочности справился на отлично. Даже роман Анатоля с Элен в этом сериале представлен на суд зрителя. в отличие от предыдущих экранизаций, где все обходилось намеками. Улыбочка у этого Курагина, правда, мерзопакостная. А в своей пошловатости он даже как-то скучноват.

Грустно, когда значимым героям режиссеры совсем не уделяют внимания. И образу рокового блондина Анатоля Курагина досталось просто страшно. Если бы не великолепный Лановой, можно было бы так и не понять, зачем вообще Наташе сдался этот маловразумительный Анатоль, и как она могла бросить ради него суховато-элегантного Болконского.

Что же делает Курагин?

  • Он беспардонно и резко сокращает дистанцию, проще говоря, постоянно нарушает границы Наташи. Такое поведение не принято в обществе, но он делает это так, словно ничего особенного не происходит. Это сбивает Наташу с толку, она оглядывается на отца и Элен, как бы спрашивая: «Эээм, а так можно?», но не находит ответа, никто ничего как будто не замечает. Ей тесно, тяжело и страшно рядом с ним из-за его манеры общения, но, к сожалению, она не придает этому особого значения.
  • Еще до знакомства с Наташей Анатоль смотрит ей прямо в глаза – слишком интимный взгляд – «фишка» многих деструктивных людей:
Во время своего разговора с Пьером, Наташа услыхала в ложе графини Безуховой мужской голос и почему-то узнала, что это был Курагин. Она оглянулась и встретилась с ним глазами. Он почти улыбаясь смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной, что нравишься ему, и не быть с ним знакомой.
  • А потом он только наращивает темп обольщения: разговаривает с ней как со старой знакомой, делает огромное количество комплиментов, упорно разглядывает ее, приглашает ее на карусель и это звучит как-то неприлично, но он сам ничуть не смущен. Короткий разговор и Наташа уже в мороке, она забыла обо всем и ей уже не кажется, что происходит что-то странное.
  • Прощаясь Курагин пожимает ей руку выше локтя, взволновав и смутив Наташу. Это явное нарушение телесных границ.

Волнение Наташи - это реакция на стресс, сигнал от мозга о том, что происходит что-то необычное и неправильное, но поскольку именно так Наташа это не интерпретирует, ложно это воспринимается как начало симпатии или чего-то большего.

Такие маркеры в поведении нового знакомого, а главное дискомфорт, страх возникающий рядом с таким человеком – тревожный звоночек, о том, что происходит что-то неладное и повод очень внимательно присмотреться к тому, кто так стремится сблизиться с вами. Зная себя и доверяя своим чувствам, и зная, как ведут себя манипуляторы, гораздо легче защищать свои границы и не попасть под влияние деструктивных людей. Подробнее я пишу об этом в статье: «Когда не стоит продолжать: стоп-сигнал в начале отношений».

Кстати, уже на второй встрече Анатоль выдает свое отношение к Наташе как к игрушке. Он признается ей в любви, а когда Наташа отвечает, что обручена и любит другого, честно говорит: «Не говорите мне про это. Что мне за дело?». Скорее всего Наташа поняла это так, что его любовь настолько сильна, что даже ее помолвка с другим не остужает его пыл, а жаль, понимать надо было так: «Мне нет дела до того, что с вами будет, после того, как я наиграюсь».

Мне кажется важно также отметить, что этот, по сути, опасный человек, внешне совсем не выглядел таковым, напротив, он производил впечатление веселого, наивного и добродушного. И все же, интуиция не обманывала Наташу.

Читайте также: