Наташа отдает подводы раненым цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Сцена отъезда Ростовых из Москвы занимает несколько глав
третьего тома романа.
Семья Ростовых медленно и вяло готовится к отъезду из Москвы.
По улицам Москвы едут телеги с ранеными. Наташа видит их из окна и предлагает офицерам остановиться у них в доме, так как они все равно уезжают из Москвы скоро. Раненые располагаются в доме Ростовых. Графиня упрашивает мужа ехать завтра, чтобы увезти из Москвы
Петю и тем самым помешать ему участвовать в сражении.
Слуги Ростовых принимают у себя еще одного раненого. Им оказывается Андрей Болконский, который, по словам его камердинера, очень слаб. Добрый граф Ростов освобождает несколько телег от имущества, чтобы
на телегах могли уехать раненые солдаты. Графиня Ростова сердится на графа за его поступок, потому что она считает, что доброта графа разоряет их семью. Наташа просит мать позволить вместо вещей увезти из Москвы побольше раненых военных. Ростовы уезжают из Москвы и увозят с собой раненых. В одной из колясок едет раненый Болконский.
В сложный драматический момент для Москвы, России семья Наташи Ростовой спасает собственное имущество – дочери на выданье.
Никто не понимает драматизма ситуации. И только Наташа внутренним чутьем угадывает противоестественность поступков, действий и понимает, что происходит и что надо делать: она "закричала", горло ее задрожало от судорожных рыданий", "боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице","как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери".
Наташа бросилась к матери с требованием отдать подводы для раненых: Это нельзя… это ни на что не похоже, вы посмотрите только что на дворе… Маменька! Этого не может быть!"
Но почему-то молчит граф. Кульминацией в эпизоде является сцена, где граф, скрывая слезы гордости за свою дочь.
Поведение Наташи, которая оказалась мудрее, сильнее в этой жизненной ситуации и испытать чувство гордости и счастья за воспитание дочери.
В финальной сцене автор прибегает к сравнению. "Соня, не перестававшая хлопотать хлопотала тоже: но цель ее хлопот была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; старалась захватить как можно больше", и "раненые с бледными радостными лицами" окружавшие подводы, мужики с изменившимся настроением помогающие сгружать вещи, и Наташа, умело распоряжавшаяся всем этим.
Сравнение у Толстого, как и прием психологизма, представляет не речевую манеру, а средство передачи конкретного замысла.
В сравнении и в изображении внутреннего мира героя есть итоговая оценка замысла эпизода. Писатель показывает в Наташе человека, способного понять сердцем, умом нависшую угрозу над родиной без высоких слов и делает то, что требует данная ситуация.
Следующая цитата
Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал всё то же покойное и приятное место помощника начальника штаба, помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса. Он 1-го сентября приехал из армии в Москву.
Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву и что-то там делали. Он счёл тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел.
Берг, в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно таких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завязал узел.
Из передней Берг плывущим, нетерпеливым шагом вбежал в гостиную и обнял графа, поцеловал ручки у Наташи и Сони и поспешно спросил о здоровье мамаши.
— Какое теперь здоровье? Ну, рассказывай же, — сказал граф, — что войска? Отступают или будет ещё сраженье?
— Один предвечный Бог, папаша, — сказал Берг, — может решить судьбы отечества. Армия горит духом геройства, и теперь вожди, так сказать, собрались на совещание. Что будет, неизвестно. Но я вам скажу вообще, папаша, такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они — оно, — поправился он, — показали или выказали в этой битве 26-го числа, нет никаких слов достойных, чтоб их описать. Я вам скажу, папаша (он ударил себя в грудь так же, как ударял себя один рассказывавший при нём генерал, хотя несколько поздно, потому что ударить себя в грудь надо было при слове «российское войско»), — я вам скажу откровенно, что мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что-нибудь такое, но мы насилу могли удерживать эти, эти. да, мужественные и древние подвиги, — сказал он скороговоркой. — Генерал Барклай де Толли жертвовал жизнью своей везде впереди войска, я вам скажу. Наш же корпус был поставлен на скате горы. Можете себе представить! — И тут Берг рассказал всё, что он запомнил, из разных слышанных за это время рассказов. Наташа, не спуская взгляда, который смущал Берга, как будто отыскивая на его лице решения какого-то вопроса, смотрела на него.
— Такое геройство вообще, каковое выказали российские воины, нельзя представить и достойно восхвалить! — сказал Берг, оглядываясь на Наташу и как бы желая её задобрить, улыбаясь ей в ответ на её упорный взгляд. — «Россия не в Москве, она в сердцах её сынов!» Так, папаша? — сказал Берг.
В это время из диванной, с усталым и недовольным видом, вышла графиня. Берг поспешно вскочил, поцеловал ручку графини, осведомился о её здоровье и, выражая свое сочувствие покачиванием головы, остановился подле неё.
— Да, мамаша, я вам истинно скажу, тяжелые и грустные времена для всякого русского. Но зачем же так беспокоиться? Вы ещё успеете уехать.
— Я не понимаю, что делают люди, — сказала графиня, обращаясь к мужу, — мне сейчас сказали, что ещё ничего не готово. Ведь надо же кому-нибудь распорядиться. Вот и пожалеешь о Митеньке. Это конца не будет!
Граф хотел что-то сказать, но, видимо, воздержался. Он встал со своего стула и пошёл к двери.
Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачал головой.
— А у меня к вам, папаша, большая просьба, — сказал он.
— Гм. — сказал граф, останавливаясь.
— Еду я сейчас мимо Юсупова дома, — смеясь, сказал Берг. — Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что-нибудь. Я зашёл, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и.
Граф сморщился и заперхал.
— У графини просите, а я не распоряжаюсь.
— Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, — сказал Берг. — Мне для Верушки только очень бы хотелось.
— Ах, убирайтесь вы все к чёрту, к чёрту, к чёрту и к чёрту. — закричал старый граф. — Голова кругом идёт. — И он вышел из комнаты.
Графиня заплакала.
— Да, да, маменька, очень тяжелые времена! — сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что-то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе всё так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
— Ты знаешь за что? — спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
— За то, что папенька хотел отдать все подводы под раненых, — сказал Петя. — Мне Васильич сказал. По-моему.
— По-моему, — вдруг закричала почти Наташа, обращая своё озлобленное лицо к Пете, — по-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая. я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь. — Горло её задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно-почтительно утешал её. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
— Это гадость! Это мерзость! — закричала она. — Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на неё. Граф остановился у окна, прислушиваясь
— Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! — закричала она. — Они остаются.
— Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
— Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже. Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка. Маменька, ну что нам-то, что мы увезём, вы посмотрите только, что на дворе. Маменька. Это не может быть.
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала её пристыженное за мать лицо, увидала её волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на неё, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
— Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому-нибудь! — сказала она, ещё не вдруг, сдаваясь.
— Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
— Mon cher, ты распорядись, как надо. Я ведь не знаю этого, — сказала она, виновато опуская глаза.
— Яйца. яйца курицу учат. — сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди своё пристыженное лицо.
— Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно. — спрашивала Наташа. — Мы все-таки возьмём всё самое нужное. — говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе; точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнёсся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять всё или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и все искали и находили возможность сложить то и то и отдать ещё и ещё подводы.
— Четверых еще можно взять, — говорил управляющий, — я свою повозку отдаю, а то куда же их?
— Да отдайте мою гардеробную, — говорила графиня. — Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали ещё и гардеробную повозку и отправили её за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно-счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
— Куда же его привязать? — говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, — надо хоть одну подводу оставить.
— Да с чем он? — спрашивала Наташа.
— С книгами графскими.
— Оставьте. Васильич уберёт. Это не нужно.
В бричке всё было полно людей; сомневались о том, куда сядет Пётр Ильич.
— Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? — кричала Наташа.
Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот её была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше.
Следующая цитата
Понятие доброты многогранно. Проявление ее в человеке связывают с различными поступками. Чаще доказать истинную доброту можно отношением к людям, заботой и лаской. У Толстого подход к пониманию человеческого качества свой, особый. Классик показывает, как близка доброта к патриотизму. Человек с доброй душой любит свою страну. Наталья раскрывает патриотизм во время отъезда из Москвы. Девушка стремится помочь раненым, но она слаба и наивна. Ростова отдает все свое приданое, подводы. Наталья не просчитывает потерю, не задумывается, как будет объяснять отсутствие того, что копилось годами. Щедрость доброй души подтверждается действием. Для спасения мужчин, вставших на защиту Родины, ей не жаль вещей. Они теряют ценность по сравнению с человеческой жизнью. Таким качеством может обладать только по-настоящему добрый человек. Пример добродетельного поведения Наталья получила в семье.
↑ Зачем надо извлекать уроки из поражений и побед на войне?
Один из героев романа Л.Н. Толстого Андрей Болконский шел на войну для с намерениями построить блестящую военную карьеру. Он оставил свою семью, чтобы получить славу в сражениях. Как горько было его разочарование, когда он понял, что проиграл в этой битве. То, что представлялось ему в мечтах как прекрасные батальные сцены, в жизни оказалось страшной бойней с кровью и человеческими страданиями. Осознание пришло к нему как прозрение, он понял, что война страшна, и она не несет в себе ничего, кроме боли. Это личное поражение на войне заставило его переоценить свою жизнь и признать, что семья, дружба и любовь намного важнее славы и признания. ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ
Доброта и очарование
В образе Натальи соединяются два других качества: очарование и доброта. К девушке с первых встреч ощущается любовь автора. Нельзя не замечать интереса к персонажу. Ростова привлекает своей непосредственностью, искренностью и открытостью. В поступках нет злости или обиды. Есть страх быть незамеченной (сцена бала), неправильно понятой, отвергнутой. С первых страниц от персонажа веет теплом. Она как лучик теплого солнца согревает всех вокруг себя, вселяет надежду на будущее, заставляет восхищаться собой. Очарованием наполняется Наталья, повзрослев и став грациозной элегантной дамой высшего света.
↑ Что помогает победить на войне?
Невозможно одержать победу в войне в одиночку. Только сплотившись перед лицом общей беды и найдя в себе храбрость противостоять страху, можно победить. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» особенно остро ощущается чувство единства. Разные люди объединились в борьбе за жизнь и свободу. Храбрость каждого солдата, боевой дух армии и вера в собственные силы помогли русским победить французскую армию, посягнувшую на родную землю. Батальные сцены Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений особенно ярко показывают сплоченность людей. Побеждают в этой войне не карьеристы, которые хотят лишь чинов и наград, а обычные солдаты, крестьяне, ополченцы, ежеминутно совершающие подвиг. Скромный командир батареи Тушин, Тихон Щербатый и Платон Каратаев, купец Ферапонтов, юный Петя Ростов, объединяющие в себе основные качества русского народа, сражались не потому что им приказали, они сражались по своей воле, защищали свой дом и своих близких, именно поэтому победили в войне.
Доброта и умение любить
Роман с Курагиным показал, насколько искренне Ростова ищет любви. Она верит в лживые слова, открыта для отношений. Доброе сердце переполнено чувствами, именно поэтому так тяжело девушка переживает утрату веры в мужчин. Метания души Натальи описаны автором со всех сторон: изнутри, с позиции девушки, внешне, глазами стороннего наблюдателя. Наталья задает себе вопросы, на которые не может ответить. Только человек с доброй душой мог так мучиться от переживаний. Злые красавицы искали бы в любви выгоду для себя, не проникаясь в суть отношений. Меняя возлюбленных, в их мыслях не было бы осуждения и раскаяния. Ростова – благородная и искренняя.
Отдельный роман можно выделить из всего текста и посвятить его любви к Болконскому. Во всех эпизодах Наталья добра и человечна, с первого бала до сцен ухаживания за раненным князем. Смерть любимого поразила женщину, изменила ее характер, но не лишила чувств человечности и доброты.
Ростова любит Пьера. Она преображается из уставшей, печальной, бледной девушки в жизнерадостную заботливую мать, вскармливающую своих детей грудным молоком. Так делали крестьянки, так поступает графиня. Что лежит в основе этого поступка? Доброта и забота. Наталья оттает всю себя детям, выбирает то, что нужно им, забывая о себе. Доброта и умение создать семейный очаг, счастье материнства описаны в конце романа.
Характер Ростовой многогранен. Он воспринимается реально, кажется, что Наталья может быть подругой современных девчонок. Черты характера можно найти в описании собственных идеалов.
Написать сочинение «Доброта Натальи Ростовой на войне», используя предложенный материал, станет намного проще. Можно найти признаки сострадания и человечности во всех поступках героини, даже в тех, где она проявляет наивность и неопытность.
↑ Как страх влияет на человека?
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Война и мир»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Война и мир»
- для самых компанейских — Главные герои «Война и мир»
- для самых занятых — Читательский дневник «Война и мир»
- для самых любопытных — Анализ «Война и мир» Толстой
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 31
↑ Что объединяет людей в годы войны?
Проблеме единения людей в годы войны посвящено огромное количество произведений русской литературы. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» люди разных сословий и взглядов сплотились перед лицом общей беды. Единение народа показано писателем на примере множества непохожих индивидуальностей. Так, семья Ростовых оставляет в Москве все свое имущество и отдает подводы раненым. Купец Феропонтов призывает солдат грабить свою лавку, чтобы врагу ничего не досталось. Пьер Безухов переодевается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона. Капитан Тушин и Тимохин с героизмом исполняют свой долг, несмотря на то что прикрытия нет, а Николай Ростов смело бросается в атаку, преодолевая все страхи. Толстой ярко описывает русских солдат в боях под Смоленском: патриотические чувства и боевой дух людей перед лицом опасности завораживают. В стремлении победить врага, защитить близких и выжить люди чувствуют свое родство особенно сильно. Объединившись и почувствовав братство, народ смог сплотиться и победить неприятеля.
Аргументы на тему: Месть и великодушие в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой)
Порой жизнь бывает крайне непростой и непонятной. К сожалению, для правильных поступков не предусмотрены инструкции, поэтому такие вопросы, как «прощать — не прощать?» или «мстить – забыть?» становятся риторическими. Это стало почвой для многих литературных произведений, в частности, роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» целиком пропитан философией жизни и вопросами человеческой добродетели. Поэтому Многомудрый Литрекон представляет отделение банка аргументов – подборку для итогового сочинения по направлению «Месть и великодушие»
- (Великодушие – настоящая добродетель). Автор взращивает великодушие во многих героях своего романа, однако у одного персонажа оно присутствует с самой первой страницы. Воплощением доброты и самоотверженности писатель изобразил Наташу Ростову. Желание оказать безвозмездную помощь нуждающимся буквально пронизывает её насквозь, каждый ее поступок пропитан добродетелью. Одним из самых ярких примеров великодушия этой девушки является эпизод с подводами. Когда семейство Ростовых спешно готовилось к переезду из Москвы, Наташа заметила прибывающих раненых. Выбежав на улицу и увидев всю трудность ситуации, она, не задумываясь, предложила солдатам свои подводы. Однако, не имея права распоряжаться семейным имуществом, она в надежде побежала просить родительского разрешения. Её удивлению не было предела, когда мать отказала её прошению, поставив семейное удобство выше воли нуждающихся. Доброе сердце девушки заставило её пойти наперекор родителям и всё же выделить подводы защитникам отечества. Кто-то может назвать это слишком альтруистичным, но никто не поспорит с тем, что поступок Наташи спас десятки жизней. Её великодушие – это настоящая добродетель.
- (Проявление великодушия в прощении). Великодушие может проявляться по-разному, как в помощи, так и в прощении. Данное качество нельзя назвать врождённым, зачастую оно формируется в процессе жизни. В критической ситуации оно может проявиться в поведении человека, который ранее не славился своей добротой и мягкостью. С этого ракурса великодушие изображает Лев Николаевич Толстой в своём романе «Война и мир». Андрей Болконский – примерный герой романа, умный, но сдержанный, любящий, но скрытный человек слова и чести. После смерти его супруги Елизаветы, подарившей ему сына, судьба свела молодого графа с Наташей Ростовой. История их любви была чистой и прекрасной. Однако возлюбленным пришлось столкнуться с разлукой длиною в год. В это время молодой и неопытной Наташе пришлось столкнуться с трудностями взрослой жизни. Знакомство и интрижка с искусителем Анатолем Курагиным затуманили её разум, вскоре заставив горячо пожалеть о случившемся. Предательство со стороны возлюбленной сильно ударило по Болконскому. Никакие попытки раскаяния от Наташи не смогли искоренить уже поселившуюся в его сердце ненависть. Но, как говорится, — время лечит. В их последнюю встречу они сумели поговорить и понять друг друга. Чувства Наташа к Андрею были искренни и сильны, как и его к ней. Уже с последним вздохом Болконский набрался сил и сумел простить девушку. Великодушие Болконского освободило Ростову от душевных мук, терзающих её всё это время.
- (Великодушие – сила или слабость?) Месть и великодушие – две стороны одной медали. Зачастую они пересекаются, и нам приходится выбирать между ними. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» богат на иллюстрации жизненных трудностей, ставящих нас перед таким выбором. Пьер Безухов – персонаж с низкой долей уверенности в себе, ведомый многими своими знакомыми, заключённый в праздности московской весёлой жизни. Подавив своей мнение и поддавшись уговорам со стороны, Пьер женился на Элен Курагиной, хотя их брак с самого первого дня был обречен. Отношения с супругом у Элен не складывались, да она к этому и не стремилась. Для собственного утешения она завела себе любовника – Долохова. Офицер оказался на редкость противный человеком, не упускавшим возможность задеть человека за живое. Он даже не пытался скрыть свой роман с замужней женщиной. Не выдержав таких издёвок и оскорблений, Пьер вызывает Долохова на поединок, чтобы отстоять свою честь. Поддавшись страсти и эмоциям, он не осознал, что натворил. Когда дуэль состоялась, и граф ранил приятеля, от его чувства мести не осталось и следа. Ему сразу стало жалко противника, и он даже начал искать оправдания деяниям Долохова. Чувство мести у Пьера погасло так же быстро, как и вспыхнуло. Оно было беспочвенно, вызвано провокацией. Отсюда можно сделать вывод, что месть – это довольно сильное чувство, но это вовсе не означает, что великодушие – это удел слабых. Напротив, чтобы победить сильное искушение, нужно обладать незаурядной волей и способностью контролировать эмоции.
- (Можно ли избавиться от великодушия?) Великодушие как добродетель может проявляться по-разному. Иногда оно проявляется как исходящее от человека желание оказать помощь, а иногда в принятии и терпении неподобающих действий в отношении себя. Такой пример имеет место в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Марья Болконская – домашняя, воспитанная в строгих условиях девушка. Он не отличалась красивыми внешними данными, однако внутренне была прелестной, понимающей барышней с высокими ценностями. Всё детство и юность она прожила с отцом, постоянно слыша от него оскорбления и унижения. Грубость родителя к собственной дочери не знала границ, однако Марья великодушно терпела всё и ухаживала за ним. Будучи благодарной ему за свою жизнь, она позволяет ему целиком и полностью владеть ею. У Марьи не было личного пространства, она не могла выражать своё мнение, занималась тем, что велит отец. Несмотря на внутренне сопротивление, она проявляла доброту к своему суровому родителю, что делало её невероятно великодушной. В конце концов, Мария слышит от него признания в любви, слова, которые были так важны для неё. Таким образом, настоящее великодушие нельзя искоренить. Если оно идёт от сердца, но никакие внешние нападки не смогут его погубить.
Автор: Карина Великая
↑ В чем заключается смысл жизни?
Каждый человек живет во множестве миров, так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, в обществе и т. д. Поиск смысла жизни героями Толстого сводится к постижению ими глубинных связей между людьми. Его любимым героям свойственно стремление обрести гармонию в общении с людьми. Все они в конечном итоге приходят к мысли о необходимости духовного единения людей (Андрей Болконский, Пьер Безухов). Это важнейший критерий нравственной оценки личности. Наиболее непосредственно к духовному единению приходят люди из народа, так как именно народ, по Толстому, является носителем духовных ценностей. В духовном единении Толстой видел путь к преодолению противоречий современной ему жизни. Война 1812 года – реальное историческое дело, где идеал духовного единения людей осуществился.
↑ Проблема нравственной оценки факта войны. (Проблема отношения к войне, бесчеловечность войны)
Следующая цитата
У доброты много граней. Как правило, она проявляется в поступках человека. По отношению к другим людям это может быть простая забота, сострадание или вовремя сказанное ласковое слово. Но Толстой считал, что, будучи важным человеческим качеством, доброта перекликается с патриотизмом. Он говорил, что если у человека добрая душа, тогда он не может не любить свою страну.
При отъезде из Москвы у Наташи проявляется патриотизм. Сама не осознавая того, девушка старается помогать раненым, отдавая принадлежащие семье подводы и вещи. Несмотря на наивность и слабость, девушка, не задумываясь, защищает любимую землю единственным возможным для себя способом.
Не считаясь с потерями и совершенно не задумываясь, как будет объяснять родным отсутствие имущества, она спасает простых солдат, уже совершивших свой подвиг во имя Родины. Когда Наташа Ростова отдала подводы раненым, она показала желание спасти вставших на защиту Отчизны мужчин.
Разве можно измерить ценность человеческой жизни ценой отдельных вещей, пусть и очень дорогих? Понять это может только по-настоящему добрый человек. Воспитание на основе ценностей, пример которых она видела в семье, позволило девушке стать истинной патриоткой.
Доброта и патриотизм
Понятие доброты многогранно. Проявление ее в человеке связывают с различными поступками. Чаще доказать истинную доброту можно отношением к людям, заботой и лаской. У Толстого подход к пониманию человеческого качества свой, особый. Классик показывает, как близка доброта к патриотизму. Человек с доброй душой любит свою страну. Наталья раскрывает патриотизм во время отъезда из Москвы. Девушка стремится помочь раненым, но она слаба и наивна. Ростова отдает все свое приданое, подводы. Наталья не просчитывает потерю, не задумывается, как будет объяснять отсутствие того, что копилось годами. Щедрость доброй души подтверждается действием. Для спасения мужчин, вставших на защиту Родины, ей не жаль вещей. Они теряют ценность по сравнению с человеческой жизнью. Таким качеством может обладать только по-настоящему добрый человек. Пример добродетельного поведения Наталья получила в семье.
Женское очарование
В образе Наташи органично соединились очарование и доброта. Сам автор ей симпатизирует. И этого нельзя не заметить. Многих читателей, так же как и Толстого, девушка привлекает необычайной искренностью, полной открытостью и подкупающей непосредственностью. В ее поступках нет злости или самолюбования. В эпизоде, описывающем первый бал, она боится остаться незамеченной и неверно понятой. Черты характера девушки:
- искренность;
- чуткость;
- сострадание;
- милосердие.
Их она сохранила на протяжении жизни. Постоянное проявление помощи в трудной ситуации и моральной поддержки для Наташи было способом доброго отношения к нуждающимся.
В юности, она, входя в комнату, озаряла ее лучами солнца, даря хорошее настроение, теплоту и заставляя восхищаться собой. Чего стоит анализ эпизода с пением Наташи, благодаря которому брат Николай преодолел свое отчаяние и тоску. Повзрослев, Наталья стала покорять своей грациозностью и элегантностью мужчин.
Доброта и очарование
В образе Натальи соединяются два других качества: очарование и доброта. К девушке с первых встреч ощущается любовь автора. Нельзя не замечать интереса к персонажу. Ростова привлекает своей непосредственностью, искренностью и открытостью. В поступках нет злости или обиды. Есть страх быть незамеченной (сцена бала), неправильно понятой, отвергнутой. С первых страниц от персонажа веет теплом. Она как лучик теплого солнца согревает всех вокруг себя, вселяет надежду на будущее, заставляет восхищаться собой. Очарованием наполняется Наталья, повзрослев и став грациозной элегантной дамой высшего света.
Умение любить
Доброта Наташи Ростовой безгранична, ее чувства искренни. Она очень хочет любить и быть любимой. Роман с Курагиным показал, насколько она доверчива, принимая лживые слова этого ловеласа за подлинную любовь. Девушка тяжело переживает крах своих надежд и потерю веры в искренность мужчин. Чтобы стало более понятно, насколько сложны метания Натальи, автор рассмотрел их со всех сторон:
- изнутри;
- с позиции героини;
- с внешней стороны;
- глазами независимого наблюдателя.
Мученья девушки выворачивают ей душу. Только доброе сердце способно так переживать, коря себя за ошибки. Бездушные красавицы типа Элен считают, что все вокруг должны преклоняться перед их красотой. Такие дамы всегда ищут выгоду в отношениях. Им незнакомы отчаяние и раскаяние. Ростова же в своих метаниях очень искренна, а это не может не подкупить.
Отдельной темой для сочинения могут стать отношения Наташи и князя Болконского.
В своих чувствах девушка открыта, начиная с момента знакомства и заканчивая периодом ухаживания за умирающим Андреем.
Смерть любимого стала тяжелым ударом для молодой женщины, сделав ее характер более жестким. Но человечность и доброта в сердце все же остались.
Полюбив Пьера, Наталья преображается, оставляя усталость и печаль в прошлом. Теперь она заботливая и любящая мать, которая обожает своих детей и мужа. Как простая крестьянка, молодая женщина предпочитает кормить детей грудью, заботясь об их здоровье. В виде заключительных аккордов побеждающей жизни показано искусство Натальи сохранить семейный очаг, который ей подарила судьба. Именно таким должен быть идеал женщины по мнению Толстого.
Истинная доброта человека
Многогранность понятия доброты невозможно недооценивать. Проявляется она в человеке по-разному. Чаще истинная доброта доказывает отношение к окружающим людям принятием мира и его возможных положений. У писателя свой подход к таким свойствам человеческой души. Толстой показал, как доброе отношение к человечеству в целом может граничить с патриотизмом.
Добродушные люди, как правило, любят местность, где выросли, редко покидают ее. Наташа проявляет свой патриотизм при отъезде Ростовых из Москвы. Девушка слаба и наивна, но всё же хочет оказать посильную помощь раненым солдатам. Ростова готова отдавать все свои накопления (приданое), чтобы помочь страждущим.
При этом девушка вовсе не догадывается о предстоящих неприятностях, связанных с финансовой стороной вопроса: как объяснить окружающим, куда делись деньги. Щедрость должна подтверждаться поступками, а не простыми обещаниями.
Для спасения защитников родины Наташе не жалко ничего. Всё блёкнет и теряет свою значимость по отношению к человеческой жизни. Таким качеством не может обладать скупая личность. Пример доброго отношения к людям девушка увидела в семейном кругу.
Сочинение на тему: Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»
В первых главах Наташа предстаёт перед читателями тринадцатилетней девочкой: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая». Она очаровывает своей живостью, непосредственностью и искренностью.
Вырастая, Наташа становиться ещё красивее, но не внешне, а внутренне. Её душа как будто излучает свет. Именно из-за этой внутренней красоты все так любят главную героиню. Многие замечают, что она выделяется среди других девушек. Наташа не умеет притворяться, все её чувства и эмоции совершенно искренни. Это и делает её такой обворожительной и прекрасной.
Главными чертами её характера являются чуткость, искренность, щедрость и доброта. Поступки Наташи диктует ей не разум, а сердце. Девушка обладает огромной жизненной силой, которая передаётся окружающим её людям и очаровывает их. «Сущность ее жизни – любовь», — писал о главной героине Л. Н. Толстой. Ради любви графиня Ростова способна на высокие поступки, самопожертвование и самоотречение. Однако автор не идеализирует Наташу. В ходе повествования девушка совершает также и несколько неблаговидных поступков. Например, собирается сбежать из дома с Анатолем Курагиным. Так писатель показывает становление личности героини и её ошибки на этом сложном пути.
Первой настоящей любовью Наташи Ростовой становится Андрей Болконский. Своей живостью и чуткостью девушка возвращает его к жизни, выводит из тяжелого душевного состояния и заставляет будто бы помолодеть. Она делает счастливыми даже последние дни жизни князя. Но настоящее семейное счастье девушка обретает в браке с Пьером Безуховым. Выйдя замуж, она отдаёт все свои силы семье. В этом и заключается самая главная прелесть её характера, она умеет щедро делиться с людьми своей жизненной энергией и дарить им счастье.
На протяжении всей книги мы наблюдаем взросление главной героини. Видим, как она превращается из беззаботной девочки в опытную взрослую женщину. На жизненном пути Наташе Ростовой встречается много препятствий, но они не ожесточают, а делают её сильнее и лучше. Этот образ Л. Н. Толстой считал идеальным, в нём он отобразил все лучшие женские черты и весь русский национальный характер.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» читают:
Читайте также: