Народная мысль в романе война и мир цитаты из текста
Обновлено: 06.11.2024
показать гражданскую позицию писателя-патриота Л.Н.толстого; анализируя эпизоды романа, выяснить, какое понятие вложил автор в признание: «В «Войне и мире» я любил мысль народную, вследствие войны 1812 г.»; раскрыть философский смысл образа Платона Каратаева; совершенствовать навыки аналитического чтения, текстуального анализа литературного произведения; развивать монологическую речь; формировать отношение к художественному тексту как источнику исторических знаний.
урок-лекция, усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
учащиеся знают содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них; анализируя текст, содержащий описание военного времени, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее; раскрывают философский смысл образа Платона Каратаева; делают выводы об авторской позиции в изображении народа и роли личности в истории.
«Предмет истории есть жизнь народов и человечества», — так начинает Л.Н.Толстой вторую часть эпилога романа-эпопеи «Война и мир». Далее он задается вопросом: «Какая сила движет народами?» Рассуждая над этими «теориями», Толстой приходит к выводу, что: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей, ибо связь между этими несколькими людьми и народами не найдена…» Другими словами Толстой говорит о том, что роль народа в истории неоспорима, и вечная истина о том, историю вершит народ, доказана им в своем романе. «Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого действительно одна из основных тем романа-эпопеи.
Андрей Болконский в битве под Аустерлицем тоже почувствовал свой народ. Схватив древко знамени и ринувшись вперед, он не думал, что солдаты пойдут за ним. А они, увидев Болконского со знаменем и услышав: «Ребята, вперед!» бросились на врага за своим предводителем. Единство офицеров и простых солдат подтверждает, что народ не подразделяется на чины и звания, народ един, и это понял Андрей Болконский.
Наташа Ростова, выезжая из Москвы, сбрасывает на землю семейное имущество и отдает свои подводы для раненых. Это решение приходит к ней сразу, без обдумываний, что говорит о том, что героиня не отделяет себя от народа. Еще один эпизод, говорящий об истинном русском духе Ростовой, в котором сам Л.Толстой восхищается любимой героиней: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная гувернанткой-француженкой, — этот дух, откуда она взяла эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».
А капитан Тушин, который жертвовал собственной жизнью ради победы, ради России. Капитан Тимохин, который бросился на француза с «одной шпажкой». Денисов, Николай Ростов, Петя Ростов и многие другие русские люди, стоявшие вместе с народом и знавшие истинный патриотизм.
Толстой создал собирательный образ народа – народа единого, непобедимого, когда воюют не только солдаты, войска, а и ополченцы. Мирные жители помогают не оружием, а своими методами: мужики жгут сено, чтобы не везти в Москву, люди уходят из города только потому, что не хотят подчиняться Наполеону. В этом и заключается «мысль народная» и способы ее раскрытия в романе. Толстой дает понять, что в единой мысли – не сдаться врагу — силен народ русский. Для всех русских людей важно чувство патриотизма.
Единственным главнокомандующим армией, который никогда не разделял себя и народ, был Кутузов. «Он знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» Разобщенность русской армии при союзе с Австрией, обман австрийской армии, когда союзники бросали русских в сражениях, для Кутузова были невыносимой болью. На письмо Наполеона о мире Кутузов ответил: «Я был бы проклят, если бы на меня смотрели, как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа» (курсив Л.Н.Толстого). Кутузов писал не от себя, он выражал мнение всего народа, всех русских людей.
Образу Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя всемирного подчинения Бонапарту — и пропасть в интересах народа. В итоге война 1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он бросил свою армию, бросил свой народ.
В своем романе «Война и мир» Толстой показывает, что сила народная непобедима. И в каждом русском человеке есть «простота, добро и правда». Истинный патриотизм не меряет всех по рангам, не строит карьеру, не ищет славы. В начале третьего тома Толстой пишет: «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы». Законы чести, совести, общей культуры, общей истории.
Рассказы, очерки, сочинения
- Народная мысль в романе "Война и мир"
Предложения со словом «роевой»
- Кроме того, вполне может быть использована идея так называемого «роевого интеллекта», когда каждая отдельная «особь» (то есть агент) интеллектом не обладает, но в целом «рой» (множество агентов, многоагентная система) обладает определёнными интеллектуальными способностями.
Следующая цитата
Вы можете оказать финансовую помощь для поддержки и развития сайта (перевод на карту Сбербанка 4276 1609 4720 4104).
ПОПУЛЯРНОЕ
- Народная мысль в романе "Война и мир"
Стихи, поэмы, песни
Народная мысль в романе "Война и мир"
Автор Александр ГолубевШкольное сочинение
Лев Николаевич Толстой говорил: "Для того чтобы произведение получилось, надо любить в нём главную мысль". Главной мыслью романа "Война и мир", по словам Толстого, является "мысль народная". Она, можно сказать, стержень всего повествования. "Мысль народная" включает в себя как образы русских крестьян, сцены народной жизни, так и характеры главных героев дворян. Мысль эта развивается в романе по двум направлениям: историко-философскому и морально-психологическому. Первое раскрывает сущность бытия, его законы с точки зрения писателя, показывает историю человечества как "движение народов". Первое направление в изображении народа есть общественное начало "мысли народной". Фундаментом для него стала философия истории Толстого, его теория, объясняющая суть исторических событий.Основная идея толстовской философии истории – это исключительная, непревзойдённая роль народов в развитии человечества. По Толстому, только народы – "двигатель истории". Личность не играет особой, заметной роли, она "не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима". Опираясь на эту теорию, Толстой изображает Отечественную войну 1812 года и все последующие события. Основываясь на своих взглядах, писатель изображает русскую и французскую армии. Солдаты – тот же народ, только одетый в мундиры и вооружённый. По мнению Толстого, именно солдаты, а не Кутузов и Наполеон, делали историю. "То, каким образом люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей", – пишет автор романа. И Кутузов не руководил, а только поддерживал дух русского войска, соглашаясь или не соглашаясь с какими-либо действиями армии. Армия сама вершила суд над захватчиками – независимо от Кутузова и других штабных офицеров.
На помощь русской армии поднималась тоже независимая и огромная сила. Силу эту Толстой назвал "дубиной народной войны". Он писал: "Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов показал, что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чём-то другом". Это "другое", видимо, сам народ. Война 1812 года приобрела "народный характер": русский мужик бессознательно, стихийно, под влиянием какого-то непонятного (непонятого) чувства, которое называется "патриотизмом", поднялся на борьбу с французами и другими европейцами, пришедшими в Россию "с мечом". И русские солдаты – тот же, в сущности, народ – "бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям". Патриотизм, который и есть "дух войска", поднимает всю армию на борьбу с врагом. Борьба идёт решительно, ожесточённо, но вскоре завершается, так как "цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия".
Толстой переходит к событиям в Европе и снова приходит к выводу, что народ – главное "колесо истории". Он развенчивает успехи Наполеона, объявляя их "случайностями", утверждает, что к власти Наполеон был выдвинут самими массами, которые поставили его во главе грабежа и насилия, чинимого французами в Европе. Подводя итоги, Толстой пишет, что "основной, существенный смысл европейских событий есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад". Такова точка зрения писателя на ход истории, но она, по-моему, неточная, спорная.Другая, главная сторона "мысли народной" Толстого – морально-психологическая. Составной частью этого направления в романе "Война и мир" является духовная близость главных героев с простым народом, которая в одних заложена с детства, у других возникла, сформировалась со временем. В первую очередь, надо сказать о Наташе Ростовой. Она с детства была родной для нянек и служанок (как и они для неё) благодаря своей простоте, "ненапыщенности" и хорошему отношению ко всем людям. Добрый характер Наташи не изменялся с течением времени, под давлением обстоятельств – только сильнее утверждались в нём благородные черты.
Наташе был близок, в ней жил народный дух. Это подтверждает сцена в доме дядюшки, куда Ростовы поехали после охоты. "Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, – этот дух, откуда взяла она эти приёмы? Но дух и приёмы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские", – пишет Толстой, изображая момент, когда Наташа пошла по кругу танцевать. Это "русское" сближает её с народом и делает особенно красивой. Ростова принадлежала богатому дворянскому роду, но ей не чуждо было чувство патриотизма, охватившее простой народ во время Отечественной войны 1812 года. Патриотические чувства Наташи проявились, например, в сцене с ранеными в Москве.
Жених Наташи Ростовой князь Андрей Болконский рос в иных условиях, имел другой характер. Это явилось причиной того, что он приобщился к народу не сразу, постепенно. Сухость, рассудочность, мечты о славе отгоняли от него народный дух. Лишь на войне с французами Андрей стал проще, забыл о личной славе, заметил и почувствовал простых русских людей. Его отношение к простонародью изменилось: он стал отзывчив, даже добр к солдатам, и они называли его "наш князь". Война одухотворила Андрея, сделала так, что его мысли и чувства стали едины с народными. На войне Болконский понял, осознал ничтожность личного "я" и величие народного "мы". Вот так, благодаря войне, князь пропитался народным духом.
Народный дух долго не мог понять, постичь и Пьер Безухов – мечтатель, постоянно сомневающийся, ищущий цель жизни человек. Духовные искания и разочарования подготовили Пьера к войне. Накануне войны он – человек, потерявший свою веру. Началась война – и пустота в его душе заполнилась народным духом. Сначала он оказался в плену, где познакомился и сблизился с представителями простонародья, что прежде казалось ему чем-то невероятным, непостижимым. Там Пьер познал простоту, щедрость и мудрость русского народа. Видя таких хороших людей вокруг себя, он решил, "что человек сотворён для счастья". Далее, за время войны, он становится простым человеком, его простоте и внимательности удивляются слуги, с которыми он теперь подолгу, с интересом разговаривает. В душе его – сначала смутно, неосознанно – появляется желание "постоять за народ".
Пьер женится. Он счастлив, весел и жизнерадостен. Но "новому" Пьеру больно видеть безобразия, которые творятся в Российской империи. "В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения. Мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят!", – слова его звучат искренне, идут от сердца. Любовь к России, к русскому народу и ставший твёрдым характер приводят его к такому выводу: "Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое". Эти слова – предзнаменование того, что Пьер Безухов решил бороться за интересы простого народа. Этот вывод можно считать словами самого автора, его обращением к читателю.Ярким представителем простого народа в романе "Война и мир" является Платон Каратаев. "Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого". Образ Каратаева стал собирательным образом русского народа. По характеру Платона можно судить о русском характере. Тогда получится, что русский характер – это доброта, щедрость, внимание к людям, мудрость, которая заложена в русском человеке самой природой, жизнерадостность и оптимизм.
Ещё одна черта русского характера раскрывается на страницах романа: миролюбие и гуманность. Такие мысли, слова и поступки встречаются в "Войне и мире" много раз. Отношение к французскому мальчику Венсенну в русском партизанском отряде, шутки и смех русских и французских солдат в окопах, разговор Николая Ростова с немцем-крестьянином и другие моменты. Как итог прозвучали слова итальянца, солдата французской (европейской) армии, сказанные Пьеру Безухову: "Это кощунство – воевать с таким народом, как вы". Таков финал, вывод всей "мысли народной": мечта о дружбе, единении людей, их братской любви друг к другу.
Эта мечта возникает, вырастает из миролюбия и гуманности русского народа. В романе Толстого она сопутствует "мысли народной". Таких моментов в книге много… Получились ли в "Войне и мире" картины народной жизни? Удалось ли Толстому выразить народную мысль? Мнения могут быть разные. Но вряд ли можно отрицать, что "Война и мир" – многогранное, масштабное повествование, а Лев Николаевич Толстой – талантливый, великий писатель.
Статистика
Вы здесь: Главная > Рассказы, очерки, сочинения > Народная мысль в романе "Война и мир"Сочетаемость слова «роевой»
МУЛЬТИМЕДИА
Статьи, заметки, записки
- Алтайский Детройт
Следующая цитата
Дополнительно
Смотрите такжеЗначение слова «роевой»
РОЕВО́Й , -а́я, -о́е. Прил. к рой (в 1 знач.). Роевые пчелы.
Предложения со словом «роевой»
Кроме того, вполне может быть использована идея так называемого «роевого интеллекта», когда каждая отдельная «особь» (то есть агент) интеллектом не обладает, но в целом «рой» (множество агентов, многоагентная система) обладает определёнными интеллектуальными способностями.
Эволюционные вычисления по форме бывают разными – начиная от алгоритмов роевой разведки (таких, как алгоритмы оптимизации частиц или муравьиной колонии) до алгоритмов эволюционных (таких, как генетическое программирование, программирование генной экспрессии алгоритмы, являющиеся генетическими).
Эти наблюдения натолкнули исследователей в области искусственного интеллекта на идеи о «роевой модели интеллекта» в рамках так называемых многоагентных систем.
Цитаты из русской классики со словом «роевой»
Синонимы к слову «роевой»
Следующая цитата
[И новая комедия: народы Генуи и Лукки изъявляют свои желания господину Бонапарте.
И господин Бонапарте сидит на троне и исполняет желания народов.
— Я потому так говорю, — продолжал он с отчаянностью, — что Бурбоны бежали от революции, предоставив народ анархии; а один Наполеон умел понять революцию, победить ее, и потому для общего блага он не мог остановиться перед жизнью одного человека.
— Он бы не мог этого сделать. Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело, — продолжал мсье Пьер, выказывая этим отчаянным и вызывающим вводным предложением свою великую молодость и желание всё поскорее высказать.
11-го октября 1805 года один из только-что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали, на нерусский народ, с любопытством смотревший на солдат,) полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где-нибудь в середине России.
— А здесь, братец, народ вовсе оголтелый пошел. Там всё как будто поляк был, всё русской короны; а нынче, брат, сплошной немец пошел.
— Вот не можем, князь, избавиться от этого народа, — сказал штаб-офицер, указывая на этих людей. — Распускают командиры. А вот здесь, — он указал на раскинутую палатку маркитанта, — собьются и сидят. Нынче утром всех выгнал: посмотрите, опять полна. Надо подъехать, князь, пугнуть их. Одна минута.
— Ай болит что́? — спросил солдатик, встряхивая свою рубаху над огнем, и, не дожидаясь ответа, крякнув, прибавил: — Мало ли за день народу попортили — страсть!
Он рассказывал дамам, с шутливою улыбкой на губах, последнее — в среду — заседание государственного совета, на котором был получен и читался Сергеем Кузьмичем Вязмитиновым, новым петербургским военным генерал-губернатором, знаменитый тогда рескрипт государя Александра Павловича из армии, в котором государь, обращаясь к Сергею Кузьмичу, говорил, что со всех сторон получает он заявления о преданности народа, и что заявление Петербурга особенно приятно ему, что он гордится честью быть главою такой нации и постарается быть ее достойным.
— Вот эти люди, — сказал Болконский со вздохом, который он не мог подавить, в то время как они выходили из дворца, — вот эти-то люди решают судьбы народов.
Под предлогом увода раненых не расстроивать ряда! Каждый да будет вполне проникнут мыслию, что надо победить этих наемников Англии, воодушевленных такою ненавистью против нашей нации. Эта победа окончит наш поход, и мы можем возвратиться на зимние квартиры, где застанут нас новые французские войска, которые формируются во Франции; и тогда мир, который я заключу, будет достоин моего народа, вас и меня.
Лед держал его, но гнулся и трещал, и очевидно было, что не только под орудием или толпой народа, но под ним одним он сейчас рухнется. На него смотрели и жались к берегу, не решаясь еще ступить на лед. Командир полка, стоявший верхом у въезда, поднял руку и раскрыл рот, обращаясь к Долохову. Вдруг одно из ядер так низко засвистело над толпой, что все нагнулись. Что-то шлепнулось в мокрое, и генерал упал с лошадью в лужу крови. Никто не взглянул на генерала, не подумал поднять его.
— De beaux hommes! [Славный народ!] — сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку.
Весной 1807 года Пьер решился ехать назад в Петербург. По дороге назад, он намеревался объехать все свои именья и лично удостовериться в том, что́ сделано из того, что́ им предписано и в каком положении находится теперь тот народ, который вверен ему Богом, и который он стремился облагодетельствовать.
Именья, в которых он не бывал еще, были — одно живописнее другого; народ везде представлялся благоденствующим и трогательно-благодарным за сделанные ему благодеяния.
— Пришла, отец мой, мне народ и говорит: благодать великая открылась, у матушки пресвятой Богородицы миро из щечки каплет…
— Это обманывают народ, — повторил он.
Лазарев сидел на почетном месте; его обнимали, поздравляли и жали ему руки русские и французские офицеры. Толпы офицеров и народа подходили, чтобы только посмотреть на Лазарева. Гул говора русского-французского и хохота стоял на площади вокруг столов. Два офицера с раскрасневшимися лицами, веселые и счастливые, прошли мимо Ростова.
В гостинице он застал так много народу и офицеров, так же как и он приехавших в штатских платьях, что он насилу добился обеда.
Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне всё значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев — так только, для складу.
Без предводительства не нужно было иметь такого большого приема, и отрадненская жизнь велась тише, чем в прежние годы; но огромный дом и флигеля всё-таки были полны народом, за стол всё так же садилось больше 20 человек.
Соня вышла в коридор, чтоб итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа.
На вечере было довольно много народу.
Не раз он с их работою давил по Москве народ и извозчиков, и всегда его выручали его господа, как он называл их.
Наполеон, несмотря на то, что ему более чем когда-нибудь, теперь, в 1812 году, казалось, что от него зависело verser или не verser le sang de ses peuples [проливать или не проливать кровь своих народов] (как в последнем письме писал ему Александр) никогда более как теперь не подлежал тем неизбежным законам, которые заставляли его (действуя в отношении себя, как ему казалось, по произволу) делать для общего дела, для истории то, что̀ должно было совершиться.
И по закону совпадения причин подделались сами собою и совпали с этим событием тысячи мелких причин для этого движения и для войны: укоры за несоблюдение континентальной системы, и герцог Ольденбургский, и движение войск в Пруссию, предпринятое (как казалось Наполеону) для того только, чтобы достигнуть вооруженного мира, и любовь и привычка французского императора к войне, совпавшая с расположением его народа, увлечение грандиозностию приготовлений, и расходы по приготовлению, и потребность приобретения таких выгод, которые бы окупили эти расходы, и одурманившие почести в Дрездене, и дипломатические переговоры, которые, по взгляду современников, были ведены с искренним желанием достижения мира и которые только уязвляли самолюбие той и другой стороны, и миллионы миллионов других причин, подделавшихся под имеющее совершиться событие, совпавших с ним.
Император был очень весел после своей верховой прогулки по Вильне, в которой толпы народа с восторгом встречали и провожали его. Во всех окнах улиц, по которым он проезжал, были выставлены ковры, знамена, вензеля его, и польские дамы, приветствуя его, махали ему платками.
— Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, — сказал Наполеон, — оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения.
В то самое время как князь Андрей жил без дела при Дриссе, Шишков, государственный секретарь, бывший одним из главных представителей этой партии, написал государю письмо, которое согласились подписать Балашев и Аракчеев. В письме этом, пользуясь данным ему от государя позволением рассуждать об общем ходе дел, он почтительно и под предлогом необходимости для государя воодушевить к войне народ в столице, предлагал государю оставить войско.
Одушевление государем народа и воззвание к нему для защиты отечества — то самое (на сколько оно произведено было личным присутствием государя в Москве) одушевление народа, которое было главною причиной торжества России, было представлено государю и принято им, как предлог для оставления армии.
В церкви всегда было мало народа.
В начале июля в Москве распространялись всё более и более тревожные слухи о ходе войны: говорили о воззвании государя к народу, о приезде самого государя из армии в Москву. И так как до 11-го июля манифест и воззвание не были получены, то о них и о положении России ходили преувеличенные слухи. Говорили, что государь уезжает потому, что армия в опасности, говорили, что Смоленск сдан, что у Наполеона миллион войска и что только чудо может спасти Россию.
Русский народ?]]
Прочтя об опасностях, угрожающих России, о надеждах, возлагаемых государем на Москву, и в особенности на знаменитое дворянство, Соня с дрожанием голоса, происходившим преимущественно от внимания, с которым ее слушали, прочла последние слова: «Мы не умедлим сами стать посреди народа своего в сей столице и в других государства нашего местах для совещания и руководствования всеми нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными на поражение оного везде, где только появится.
Но чем дальше он шел, чем больше он развлекался всё прибывающим и прибывающим у Кремля народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям.
Когда все экипажи проехали, толпа хлынула и вынесла и Петю на площадь, которая была вся занята народом.
Не только по площади, но на откосах, на крышах, везде был народ.
Одно время на площади было просторнее, но вдруг все головы открылись, всё бросилось еще куда-то вперед. Петю сдавили так, что он не мог дышать, и всё закричало: «Ура! ура! ура!» Петя поднимался на цыпочки, толкался, щипался, но ничего не мог видеть кроме народа вокруг себя.
— Народ всё еще надеется увидать ваше величество.
Обед уже кончился, государь встал, доедая бисквит, и вышел на балкон. Народ, с Петей в середине, бросился к балкону.
Отец!… — кричал народ и с ним Петя, и опять бабы и некоторые мужчины послабее, в том числе и Петя, заплакали от счастия.
Государь ушел, и после этого большая часть народа стала расходиться.
— Вот я говорил, что еще подождать — так и вышло, — с разных сторон радостно говорили в народе.
Замеченные им в воззвании слова, что государь прибудет в столицу для совещания с своим народом, утверждали его в этом взгляде.
Никто не станет спорить, что причиной погибели французских войск Наполеона было с одной стороны вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу в глубь России, а с другой стороны характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе.
Наконец государь уезжает из армии, и как единственный и удобнейший предлог для его отъезда избирается мысль, что ему надо воодушевить народ в столицах для возбуждения народной войны. И эта поездка государя в Москву утрояет силы русского войска.
Смоленск оставляется вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен самими жителями, обманутыми своим губернатором, и разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу. Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно было победить Наполеона.
— И я говорю, — народ глуп. Всё француза, боятся.
Друзья писали (пишут)
- Андрей Дудкин (Барнаул)
Цитаты из русской классики со словом «народ»
И тут-то ему вспомнились опоэтизированные рассказы о русской общине, о прирожденных наклонностях русского народа к социализму; припомнились русские люди, которые заявили свою решительность, и люди, приезжавшие из России с рассказами о своей решительности и об удобстве настоящей поры для коренного социального переворота, к которому общество созрело, а народ готов искони и все ждет только опытных вождей и смелых застрельщиков.
Но часто мы видим в истории, что или государственные интересы вовсе не сходятся с интересами народных масс, или между государством и народом являются посредники — вроде каких-нибудь сатрапов, мытарей и т. п., — не имеющие, конечно, силы унизить величие своего государства, но имеющие возможность разрушить благоденствие народа.
— Правильная оценка. Прекрасная идея. Моя идея. И поэтому: русская интеллигенция должна понять себя как некое единое целое. Именно. Как, примерно, орден иоаннитов, иезуитов, да! Интеллигенция, вся, должна стать единой партией, а не дробиться! Это внушается нам всем ходом современности. Это должно бы внушать нам и чувство самосохранения. У нас нет друзей, мы — чужестранцы. Да. Бюрократы и капиталисты порабощают нас. Для народа мы — чудаки, чужие люди.
Община спасла русский народ от монгольского варварства и от императорской цивилизации, от выкрашенных по-европейски помещиков и от немецкой бюрократии. Общинная организация, хоть и сильно потрясенная, устояла против вмешательств власти; она благополучно дожила до развития социализма в Европе.
Истинно русские люди искони отличались любовью к отечеству и искренней верой в Всемогущего Творца, в Того, чья десница благословила горы Киевские и освятила Днепр — купель наших предков; чья десница благословила начинания Владимира Святого, подкрепила Ярослава, покровительствовала Александру Невскому; поразила рукой Дмитрия полчища Батыевы и покорила под власть России многочисленные народы и на этих самых местах прославила оружие храбрых защитников этого отечества.
Значение слова «роевой»
РОЕВО́Й , -а́я, -о́е. Прил. к рой (в 1 знач.). Роевые пчелы. (Малый академический словарь, МАС)
Облако тегов
Читайте также: