Нарисуйте лестницу жизни мастера обозначьте цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Цели : показать трагедию мастера как трагедию времени; раскрыть причины его душевного надлома; помочь учащимся выработать собственные установки и ценностные отношения к людям, к себе, к своей деятельности, развивать эмоциональную память, воображение и интуицию, способность отзываться на психологическое состояние литературного героя.
I . Оргмомент.
III . Вступительное слово учителя.
– Между судьбой Иешуа и жизнью Мастера видна явная параллель. Основная проблема, волнующая автора, – взаимоотношения художника и власти, личности и общества.
Образ Мастера имеет много автобиографических черт, но знак равенства между ним и Булгаковым ставить нельзя. В жизни Мастера в художественной форме отражены трагические моменты судьбы самого писателя.
Само слово «Мастер» приобретает символическое значение. Судьба его трагична. Он талантливый человек, существующий в условиях тоталитарного режима. Мастер, как и Фауст у Гёте, одержим жаждой познания и поиском истины. Ради познания истины Фауст продает душу дьяволу, Мастер у Булгакова также знакомится с Воландом и уходит с ним из несовершенного реального мира.
Словарная работа. Слово «мастер » обозначает лицо, достигшее высокого умения, мастерства, искусства в какой-либо области, а также (в древности) – магистра, причастного к высшей власти и тайне.
Слово «мастер», противопоставляющее булгаковского героя пошлому писательскому миру, означает человека, наделенного творческой свободой, силой слова, великим пониманием жизни, а также содержит такие значения, как «наставник, образец для подражания», «художник милостью божьей».
Исследователи полагают также, что в имени героя зашифрованы инициалы автора.
IV . Работа по произведению. Главы о Мастере.
1. Образ Мастера.
– Итак, т ема творчества и судьбы художника в романе. В какой главе появляется Мастер? (Глава 13.) Что мы узнаём о Мастере?
(Мастер – бывший безвестный историк, отказавшийся от собственной фамилии, «как и вообще от всего в жизни», «не имел нигде родных и почти не имел знакомых в Москве». Он живет, погруженный в творчество. Отчаявшись, сжигает свой роман. Для Мастера жить и не творить – равнозначно смерти. Он сам приходит в сумасшедший дом.)
– Почему у него нет имени? портрета?
(В нем главное – талант, его прозрение. Главное его назначение – творчество.
Как и имя, внешность героя не значима для Булгакова, но не раз он описывает глаза Мастера: «. карие и очень беспокойные глаза пришельца». Глаза Мастера отражают тот внутренний свет, которым полна его душа.
Бесчеловечные обстоятельства (статьи критиков, донос Алоизия Могарыча, трехмесячное «отсутствие» и возвращение с оторванными пуговицами) породили в герое страх, покорность, отвращение к своему роману, привели к утрате имени.)
– Как попадает мастер в клинику Стравинского?
– Что роднит Мастера и Булгакова? (Много совпадений в судьбе героя и самого Булгакова. Писатель на протяжении всей жизни подвергался гонениям и травле, как в романе Мастер.)
– В какой обстановке создавался роман Мастера? Сравните обстановку комнаты Мастера и квартиры критика Латунского.
(Это обстановка полной творческой свободы: уединение, минимум житейского комфорта, природа за окном, пылающий огонь, вода (символ жизни) и главное – книги и любовь.
В квартире Латунского (гл. 21) – отсутствие признаков духовной жизни (в том числе книг).)
– Что общего между Мастером и Иешуа? В чем различие их позиций? Что сломило Мастера?
(У Мастера и Иешуа есть схожие черты и убеждения. Писатель отвел этим персонажам немного места в общей структуре романа, но по своему значению эти образы наиболее важны.
Герои не имеют крыши над головой, отвергнуты обществом, преданы, арестованы и, невинные, уничтожены. Их вина в неподкупности, чувстве собственного достоинства, преданности идеалам, глубоком сочувствии к людям.
У Иешуа Га-Ноцри есть ученик – Левий Матвей, у мастера – Иван Николаевич Понырев. Ученики сначала были очень далеки от позиции своих учителей: Левий был сборщиком податей, Понырев – революционным поэтом.
Левий поверил, что Иешуа – воплощение Истины. Понырев постарался все забыть и стал обычным служащим, отказавшись от псевдопоэзии.
Образы Иешуа и Мастера дополняют друг друга. В то же время между ними есть различия . Мастер устал бороться с системой за свой роман, Иешуа же за свои убеждения идет на казнь. Иешуа полон любви к людям, прощает всех, Мастер же не прощает своих гонителей.)
Сходства в судьбе Мастера и Иешуа:
1) Каждый из них не понят окружающими.
2) Обоих преследуют, травят за убеждения.
3) Убивают: физически – Иешуа, морально – Мастера.
4) Оба одиноки (лишь Левий с Иешуа, Маргарита с Мастером).
5) Обоих предают ради ничтожной выгоды.
– Кто и как предал Мастера?
2. Литературный мир на страницах романа (глава 5). Проблема творчества.
– Как описывает Булгаков дом, где находится МАССОЛИТ? Прочитайте выразительно это описание.
– Заняты ли литераторы, члены МАССОЛИТа, проблемами художественного творчества или их интересы направлены на нечто иное?
– О чем свидетельствуют вывески в здании МАССОЛИТа и разговоры литераторов? («Однодневная творческая путёвка», «Запись в очередь на бумагу у Поклевкиной», «Личные расчёты у скетчистов», «Квартирный вопрос», «Полнообъёмные творческие отпуска от двух недель (рассказ-новелла) до одного года (роман, трилогия)…» – кормушка.)
– Каков духовный мир членов писательской организации?
– Какую функцию выполняют имена персонажей? (Поэт Рюхин, беллетрист Бескудников, поэт Двубратский, писательница Непременова (псевдоним «Штурман Жорж»), автор скетчей (пьес) Загривов, сценарист Глухарев, критик Абабков, романист Жукопов, Чердакчи, Павианов, Богохульский, Сладкий, Шпичкин, Буздяк.)
– Как писатели (например, поэт Рюхин) относятся к тому, что пишут? («Не верю я ни во что из того, что пишу…») Чем стала для писателей их причастность к литературе?
– Как называет Булгаков литературный мир, описывая танцевальный вечер в «Грибоедове»? (Ад.)
Вывод. Литературный мир на страницах романа – это мир людей, не обременяющих себя ни муками творчества, ни духовным трудом, не верящих в то, что пишут, превративших литературу в «кормушку»; иными словами, рассматривающих свою причастность к ней как возможность сыто и праздно жить (отметим двусмысленность, содержащуюся в названии писательского дома «Грибо-едов»). Писатели мечтают о дачах, о творческих отпусках, вкусно и дешево поесть, спокойно относятся к тому, что темы произведений им навязывают (Берлиоз ругал Бездомного за то, что он не написал поэму на заказанную ему антирелигиозную тему).
– Почему таков литературный мир? ( Такова жизнь. Талантливый писатель находит покой только в психиатрической больнице – доме скорби. Из московских квартир люди исчезают бесследно / Булгаков не мог открыто сказать об арестах /. Чиновники могут работать без головы /говорящий костюм/. Процветает взяточничество /Никанор Иванович Босой/).
– Теперь понятно, почему Мастер ищет приюта в «доме скорби», почему Маргарита, защищая свою любовь, будет рассчитывать на дьявола.
V . Обобщение.
– Почему в Вечности Мастер заслуживает покой, но не свет?
(Мастер заслуживает покой как художник, создавший гениальное произведение. Но стремление под действием страха забыть о существовании созданного романа и попытка уничтожить его делают героя недостойным света, символизирующего святость, божественность личности.
Свет – это высшая награда в мире Иешуа, это вера до конца, преданность своим убеждениям, беззаветная любовь и самоотречение.)
– Раскройте смысл фразы «Рукописи не горят».
(В этой фразе, ставшей крылатой, утверждается идея бессмертия и нетленности настоящего искусства, неподвластности суда Вечности законам земного бытия.)
VI . Домашнее задание: перечитать главы о Маргарите (13, 19-24, 29, 30, 32).
Следующая цитата
Как сделать изучение литературы делом, жизненно важным для подростков? Как пробудить в них интерес к серьёзному чтению? Если учитель по-иному будет преподносить учащимся произведения мировой классики, то и результаты будут совсем иными. В 10-11 классах такие работы проводятся только после самостоятельного прочтения художественного текста.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»»
11 класс Практическая работа
по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
І. Вопросы
1. Какой изображена Москва 30-х годов в романе Булгакова ?
2. Почему сеанс в Варьете имел такой большой успех?
3. Что символизирует МАССОЛИТ и его члены ?
4. Почему Мастер добровольно отправился в больницу для душевнобольных?
5. Как характеризует Маргариту ее полет невидимой над городом ?
6. Как подействовало на поэта Бездомного пребывание в клинике Стравинского ?
7. К кому обращается с последними словами Иешуа ?
8. Какой поступок Понтия Пилата вы считаете самым смелым и справедливым ?
9. Почему Маргарита после бала ничего не попросила для себя?
10. Почему Мастер заслужил не свет, а покой?
11. Как заканчивается роман и почему Булгаков выбрал именно такой конец?
ІІ. Задания.
Задание 1. Над рабочим столом Булгакова висела старинная гравюра, изображавшая “лестницу жизни”, историю человека от рождения до смерти. Писатель любил эту наивную картинку, ибо она соответствовала его собственному воззрению на судьбу человека: “У каждого возраста – по этой теории – свой “приз жизни”. Эти “ призы жизни” распределяются по жизненной лестнице – все растут, приближаясь к вершинной ступени, и от вершины спускаются вниз, постепенно сходя на нет”.
Нарисуйте “лестницу жизни” мастера. Обозначьте цитатами, эпитетами, метафорами, сравнениями ступеньки подъема и падения героя.
Задание 2. Прокомментируйте сцену сожжения рукописи.
«…В печке ревел огонь, в окна хлестал дождь. Тогда случилось последнее. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывал их между поленьями и кочергой трепал листы. Пепел по кременам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, все же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной… Они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростнодобивал их. В это время в окно кто-то стал царапаться тихо. Сердце мое прыгнуло, и я, погрузив последнюю тетрадь в огонь, бросился отворять».
1.Определите, какую роль в описании этой сцены играют глаголы. О каком настроении героя они говорят?
2.Какое место на “лестнице жизни” займет эта сцена?
Задание 3. Прочитайте, как ведёт себя Маргарита, увидев эту сцену
«…Тихо вскрикнув, она голыми руками выбросила из печки на пол последнее, что там оставалось, пачку, которая занялась снизу. Дым наполнил комнату сейчас же. Я ногами затоптал огонь, а она повалилась на диван и заплакаланеудержимо и судорожно».
Как вы думаете, почему она спасает то, что он возненавидел?
Что, по-вашему, сжёг мастер?
Какое место на “лестнице жизни” Маргариты займет эта сцена?
Задание 4. Критик и литературовед В. Я. Лакшин писал о романе:
«Понтий Пилат всесилен, он так высоко вознесен над бродягою Иешуа, что может вовсе пренебречь им и волен в его животе и смерти. Но это видимое могу которому, кажется, нет границ и предела, лишь миг в исторической судьбе человечества. И, напротив, кругом несчастный, беспомощный и бессильный спасти себя Иешуа обладает непонятной властью, признать которую заставит время».
Как вы понимаете слова критика, согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание 5. Объясните смысл цитат: «Каждому будет дано по его вере», «Никогда и ничего не просите»! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!», «Рукописи не горят». Кто и при каких обстоятельствах их произносит?
Задание 6. Прочитайте фрагмент произведения и заполните пропуски в нем.
… поймала взглядом среди подымавшихся ту, на которую указывал … . Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами.
– Какой …? – спросила Маргарита.
– К ней камеристка приставлена, – пояснил … , – и тридцать лет кладет ей на ночь на столик … … . Как она проснется, так он уже тут. Она уж и сжигала его в печи и топила его в реке, но ничего не помогает.
– Какой … ? – шептала … , подымая и опуская руку.
ІІІ. Творческая мастерская.
1.Написать эссе: «Я погибаю вместе с тобой».
2.Иоанн Лественичек писал: "На каждой ступеньке или бес, готовый подставить ножку, или ангел, готовый протянуть руку».
Постройте цепочку движения человека к Богу и падение человека в ад». Например: сочувствие, милосердие, жертвенность, любовь, семья; презрение, предательство, стяжательство, «квартирный вопрос».
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»»
11 класс Практическая работа
по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
І. Вопросы
1. Какой изображена Москва 30-х годов в романе Булгакова ?
2. Почему сеанс в Варьете имел такой большой успех?
3. Что символизирует МАССОЛИТ и его члены ?
4. Почему Мастер добровольно отправился в больницу для душевнобольных?
5. Как характеризует Маргариту ее полет невидимой над городом ?
6. Как подействовало на поэта Бездомного пребывание в клинике Стравинского ?
7. К кому обращается с последними словами Иешуа ?
8. Какой поступок Понтия Пилата вы считаете самым смелым и справедливым ?
9. Почему Маргарита после бала ничего не попросила для себя?
10. Почему Мастер заслужил не свет, а покой?
11. Как заканчивается роман и почему Булгаков выбрал именно такой конец?
ІІ. Задания.
Задание 1. Над рабочим столом Булгакова висела старинная гравюра, изображавшая “лестницу жизни”, историю человека от рождения до смерти. Писатель любил эту наивную картинку, ибо она соответствовала его собственному воззрению на судьбу человека: “У каждого возраста – по этой теории – свой “приз жизни”. Эти “ призы жизни” распределяются по жизненной лестнице – все растут, приближаясь к вершинной ступени, и от вершины спускаются вниз, постепенно сходя на нет”.
Нарисуйте “лестницу жизни” мастера. Обозначьте цитатами, эпитетами, метафорами, сравнениями ступеньки подъема и падения героя.
Задание 2. Прокомментируйте сцену сожжения рукописи.
«…В печке ревел огонь, в окна хлестал дождь. Тогда случилось последнее. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывал их между поленьями и кочергой трепал листы. Пепел по кременам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, все же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной… Они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростнодобивал их. В это время в окно кто-то стал царапаться тихо. Сердце мое прыгнуло, и я, погрузив последнюю тетрадь в огонь, бросился отворять».
1.Определите, какую роль в описании этой сцены играют глаголы. О каком настроении героя они говорят?
2.Какое место на “лестнице жизни” займет эта сцена?
Задание 3. Прочитайте, как ведёт себя Маргарита, увидев эту сцену
«…Тихо вскрикнув, она голыми руками выбросила из печки на пол последнее, что там оставалось, пачку, которая занялась снизу. Дым наполнил комнату сейчас же. Я ногами затоптал огонь, а она повалилась на диван и заплакаланеудержимо и судорожно».
Как вы думаете, почему она спасает то, что он возненавидел?
Что, по-вашему, сжёг мастер?
Какое место на “лестнице жизни” Маргариты займет эта сцена?
Задание 4. Критик и литературовед В. Я. Лакшин писал о романе:
«Понтий Пилат всесилен, он так высоко вознесен над бродягою Иешуа, что может вовсе пренебречь им и волен в его животе и смерти. Но это видимое могу которому, кажется, нет границ и предела, лишь миг в исторической судьбе человечества. И, напротив, кругом несчастный, беспомощный и бессильный спасти себя Иешуа обладает непонятной властью, признать которую заставит время».
Как вы понимаете слова критика, согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание 5. Объясните смысл цитат: «Каждому будет дано по его вере», «Никогда и ничего не просите»! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!», «Рукописи не горят». Кто и при каких обстоятельствах их произносит?
Задание 6. Прочитайте фрагмент произведения и заполните пропуски в нем.
… поймала взглядом среди подымавшихся ту, на которую указывал … . Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами.
– Какой …? – спросила Маргарита.
– К ней камеристка приставлена, – пояснил … , – и тридцать лет кладет ей на ночь на столик … … . Как она проснется, так он уже тут. Она уж и сжигала его в печи и топила его в реке, но ничего не помогает.
– Какой … ? – шептала … , подымая и опуская руку.
ІІІ. Творческая мастерская.
1.Написать эссе: «Я погибаю вместе с тобой».
2.Иоанн Лественичек писал: "На каждой ступеньке или бес, готовый подставить ножку, или ангел, готовый протянуть руку».
Постройте цепочку движения человека к Богу и падение человека в ад». Например: сочувствие, милосердие, жертвенность, любовь, семья; презрение, предательство, стяжательство, «квартирный вопрос».
Следующая цитата
Как сделать изучение литературы делом, жизненно важным для подростков? Как пробудить в них интерес к серьёзному чтению? Если учитель по-иному будет преподносить учащимся произведения мировой классики, то и результаты будут совсем иными. В 10-11 классах такие работы проводятся только после самостоятельного прочтения художественного текста.
Следующая цитата
«Три кита» урока – исследования
Загадка Поиск Открытие
I . Орган изационный момент.
II . Мотивация учебной деятельности учащихся
1. Создание эмоционального настроя на работу
Прослушивание песни Шарля Азнавура «Вечная любовь» (на русском языке)
2. Лесенка вопросов:
Можете ли вы объяснить, почему в начале нашего урока звучит эта песня?
Чем ее слова близки к любовной линии романа «Мастер и Маргарита»?
Какие ассоциации вызывает у вас роман «Мастер и Маргарита»?
- роман - загадка
- роман – тайна
- роман – исповедь
- роман - откровение
- книга жизни.
3. Презентация творческих работ (домашнего задания учащихся)
С милым рай и в шалаше, был бы милый по душе (пословица).
Любовь – она бывает разной. Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной, Бывает яблоней в цвету. (О. Высотская)
Ты – женщина, и этим ты права! ( И. Бунин)
Любить – значит жить жизнью того, кого любишь. (Л. Н. Толстой)
Твердят: вначале было слово. А я провозглашаю снова: Все начинается с любви! (С. Островой)
Я люблю тебя! Это значит – Я желаю тебе добра… (В. Тушнова)
Нет в любви виноватых и правых… Никого здесь нельзя винить! (Ю. Друнина)
III . Актуализация опорных знаний учащихся. 1. Слово учителя. До появления в жизни Михаила Афанасьевича Елены Сергеевны в романе не было ни Мастера, ни Маргариты. Черновые названия романа были следующие: «Сатана», «Черный маг», «Копыто инженера», «Князь тьмы» «Консультант с копытом» и другие. Все они были связаны с нечистой силой.
- А что же изменилось с появлением в жизни писателя его Музы?
2. Экскурс в прошлое. Знакомство с презентацией «Булгаков: страницы недописанной любви…»
Задание : нарисуйте для себя картину взаимоотношений Мастера (Булгакова) и его Маргариты (Елены Шиловской)
Устные предположения учащихся.
3. Постановка проблемного вопроса: данная трактовка любви – это
О Мастере и Маргарите?
О Булгакове и Елене Шиловской?
О двух этих парах?
выскочила поразила
молния финский нож
Весь сегодняшний урок мы и будем решать данный вопрос.
IV . Практическая работа над восприятием темы урока.
1. Блиц-опрос с целью выяснения знания учащимися содержания романа
Откуда мы впервые узнаем о встрече Мастера и Маргариты? (из рассказа Мастера в сумасшедшем доме Бездомному)
Чем занимался каждый из них до встречи друг с другом?
Были ли они счастливы до этой встречи?
Случайно ли каждый из них вышел на улицу в этот день?
В чем особенность завязавшегося разговора?
Какой тревожный знак вы увидели в сцене встречи героев? (тревожные желтые цветы – символ разлуки)
Чем необычна вспыхнувшая любовь? (чтение отрывка из романа учителем)
Произошли ли кардинальные изменения в жизни героев?
Как герои относятся к роману, который пишет Мастер?
2. Работа в парах. Создание «лестницы жизни» Мастера. Над рабочим столом Булгакова висела старинная гравюра, изображавшая “лестницу жизни”, историю человека от рождения до смерти. Писатель любил эту наивную картинку, ибо она соответствовала его собственному воззрению на судьбу человека: “У каждого возраста – по этой теории – свой “приз жизни”. Эти “ призы жизни” распределяются по жизненной лестнице – все растут, приближаясь к вершинной ступени, и от вершины спускаются вниз, постепенно сходя на нет”.
Индивидуальное задание (2-3 человека): нарисуйте в ходе работы на уроке “лестницу жизни” мастера. Обозначьте цитатами, эпитетами, метафорами, сравнениями ступеньки подъема и падения героя.
3
. Работа с текстом. Сопоставительный анализ одного из ключевых моментов жизни Мастера и Маргариты .
Прокомментируйте сцену сожжения рукописи.
«…В печке ревел огонь, в окна хлестал дождь. Тогда случилось последнее. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать , потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывал их между поленьями и кочергой трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, все же погибал . Знакомые слова мелькали передо мной… Они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела , и я кочергой яростно добивал их. В это время в окно кто-то стал царапаться тихо. Сердце мое прыгнуло, и я, погрузив последнюю тетрадь в огонь, бросился отворять».
Определите, какую роль в описании этой сцены играют глаголы. О каком настроении героя они говорят?
Какое место на “лестнице жизни” займет эта сцена?
Прочитайте, как ведёт себя Маргарита, увидев эту сцену
«…Тихо вскрикнув , она голыми руками выбросила из печки на пол последнее, что там оставалось, пачку, которая занялась снизу. Дым наполнил комнату сейчас же. Я ногами затоптал огонь, а она повалилась на диван и заплакала неудержимо и судорожно».
Как вы думаете, почему она спасает то, что он возненавидел? (Вместе с рукописью хочет спасти их счастье).
Что, по-вашему, сжёг мастер? Вывод: веру и любовь.
Какое место на “лестнице жизни” Маргариты займет эта сцена?
V . Э тап закрепления, систематизации и контроля знаний.
Выполнение заданий лабораторной работы по теме « Трагическая любовь героев романа «Мастер и Маргарита» в конфликте с окружающим миром».
Задание 1
«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его
гнусный язык! За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
Этими словами автор романа, М.А.Булгаков, предупреждает читателя о… ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Считаете ли вы, что писателю удалось показать такую любовь в своем романе?
Задание 2. Исследовательская работа над эпизодом «Маргарита на балу у Воланда»
1) Каково место данного эпизода в развитии сюжета романа?
2) Почему именно Маргарита становится хозяйкой бала? Как она ведет себя?
3) Почему после окончания бала она не напоминает Воланду о его обещании?
4) Какой поступок Маргариты можно считать достойным королевы?
5) «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?» - восклицает автор.
Попробуйте письменно ответить на вопрос 5.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Какую любовь рисует автор в своем романе:
любовь – жертву
любовь – взаимопонимание
любовь – страсть?
Дайте обоснование своему ответу.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) Как вы думаете, можно ли считать Маргариту идеалом женщины?
____________________________________________________________________
8) Как вы оцениваете фигуру Мастера? Что, на ваш взгляд, сломило его?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Промежуточная рефлексия
Задание 3. Работа сопоставительного характера с заполнением
диаграммы Венна
ОН ОНА
ОН ОНА___________
Успокаивает, любит, готовится к мщению, отказывается от борьбы, впадает в отчаяние, идет на все ради любви, переживает о судьбе романа, не видит жизни без другого, не подает о себе вестей, жизнь похожа на существование, находится в состоянии депрессии
Задание 4. Интервьюирование литературных героев
Д айте ответы на вопросы, заданные Мастеру
1. После опубликования отрывка из вашего романа о Понтии Пилате критика буквально обрушилась на вас. Рассказывая Ивану Бездомному о своём отношении к потоку ругательных статей, вы выделили три стадии собственной реакции на критику. Какие? Перечислите их, пожалуйста.
2. Вы, конечно, помните момент прощания с арбатским подвальчиком перед отправлением в “вечный дом”, который вам “дали в награду”. “Но только роман, роман, роман возьми с собою, куда бы ты ни летел”, — прокричала вам вслед Маргарита. “Не надо”, — ответили вы. Ваше детище, главный труд всей жизни, был брошен вами в огонь, но буквально возрождён из пепла благодаря Воланду, сказавшему, что “рукописи не горят”. Почему же вы не взяли роман с собой в вечную жизнь? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дайте ответы на вопросы, заданные Маргарите
1 . Самый подходящий для дамы вопрос — о цветах. Представьте, что на столе в вазах стоят букеты. Выберите три цветка. Первый — тот, из лепестков которого были изготовлены ваши бальные туфли. Далее найдите те “отвратительные жёлтые цветы”, которые вы несли в руках, когда впервые встретились со своим будущим возлюбленным. Мастер признался вам, что ненавидит такие цветы.
А помните ли вы, какие цветы он любит больше других ? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Давайте поговорим о великом бале Сатаны, где вы исполняли роль королевы-хозяйки. В продолжение бала вас опекал Коровьев, подсказывая, как себя вести. Вот один из его советов: “Среди гостей будут различные. Если кто-нибудь не понравится. ” Что требовалось от вас, королева, в подобной ситуации?
Задание 5. Фантастическая добавка. Представьте себя в роли Маргариты. В поисках Мастера вы оказались на телепередаче «Жди меня». Составьте текст, с которым вы обратитесь к зрителям с просьбой помочь найти Мастера.
VI . Итоговая рефлексия. Взаимооценивание участников поисково-исследовательского урока.
1. «Мозговой штурм». Ответьте на предложенные вопросы. Для ответа на вопрос 3 используйте данную схему
Докажите, что любовь Мастера и Маргариты была настоящей, вечной, верной.
Что произошло с Мастером и Маргаритой в конце книги? Смерть ли это?
Как же доказала Маргарита свою верность Мастеру?
2. Задание творческого характера: озаглавьте слайды предложенной презентации. Работа с презентацией (во время работы учащихся звучит песня А. Розенбаума «На плантациях любви»)
3. «Куст ассоциаций» или составление синквейна ( по выбору учащихся) к слову ЛЮБОВЬ.
4. 5-минутное эссе на тему: «Какие истины открылись для меня сегодня на уроке».
5. Взаимооценивание работы на уроке. Перед каждым из вас лежит три сердечка. Вручите его тому, кто, на ваш взгляд, был самым активным участником и самым интересным собеседником на сегодняшнем уроке.
VII . Задание на дом: подготовиться к сочинению по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» по темам:
1) Всепобеждающая сила любви и творчества. 2) Своеобразие и смысл интерпретации библейского сюжета в романе. 3) Мои впечатления после прочтения романа 4) Написать сочинение – анализ эпизода «Суд Пилата. 5) Написать сочинение – эссе на одну из предложенных тем: Что такое Добро и что такое Зло?
Ответственен ли человек за свои поступки?
Читайте также: