Нарекаци цитаты и афоризмы
Обновлено: 06.11.2024
В феврале 2015 года, Папой Римским Франциском принято решение о присвоении Григору Нарекаци звания «Учителя Церкви»
(почётное звание, с 1298 года даваемое Католической церковью заслуженным богословам)
Автор одного из лучших толкований "Песнь песней" (977 год) и многочисленных поэтических произведений (в числе которых «Панегирик св. апостолам»).
Автор «Книги скорбных песнопений» -
лирико-мистической поэмы, глубоко «библеично» пронизанной образами, темами и реалиями священной истории. Завершена в 1002 году и состоит из свыше 10 тысяч строк.
Переведена на многие языки мира. Самый ранний, из сохранившихся списков датируется 1173 годом. Отрывки были напечатаны еще в 1513 году в Венеции, впервые полностью была напечатана в 1673 году в Марселе.
27 февраля 2017 Нравится Показать список оценивших Отмена В рамках официального визита в Святой Престол, 5 апреля, президент Армении Серж Саргсян в Ватикане принял участие в церемонии открытия статуи Святого Григора Нарекаци, признанного "Учителем Вселенской церкви".Бронзовая скульптура высотой почти в два метра выплавлена в Чехии. Автор скульптуры - народный художник Армении, скульптор Давид Ереванци, архитектор - Микаэл Асратян. Статуя выплавлена в двух экземплярах: один установлен в Ватикане, а второй будет установлен в духовном центре армянства - в Эчмиадзине.
После торжественного открытия статуи в садах Ватикана, состоялась экуменическая церемония при участии Папы Римского Франциска, Католикоса всех армян Гарегина Второго и Католикоса Великого Дома Киликийского Арама Первого. Нравится Показать список оценивших
12 апреля 2015 г. во время Литургии, посвященной 100летию памяти мучеников Геноцида армян, в Соборе Святого Петра в Риме, Папа Римский Франциск провозгласил Святого Григора Нарекаци – Вселенским Доктором или Учителем Католической Церкви.
Показать полностью.
Такое соединение мученичества и святости было не случайным. Армяне – народ-мученик, который слишком дорого заплатил за святость и правду. И вот народ, победивший смерть духом мученичества и воскресший из пепла геноцида, дарит человечеству одного из своих величайших святых.
Это было историческое событие. Святость и наследие Нарекаци стали для католического мира источником духовного учения и преобразования жизни. Это было не столько оказанием чести Нарекаци, кто прославлен Богом и не нуждается в почтении людей, а скорее вселенская святость Нарекаци стала для многих живой реальностью и учением. Человечество получило широкую возможность учиться у тысячелетнего святого и руководствоваться его сочинениями.
В письменном наследии, дошедшем до нас от Св. Григорa Нарекаци, особое место занимает Книга «Слово к Богу из глубин сердца» или «Книга скорбных песнопений» («Нарек»), которая была написана приблизительно в 1000 году и живет более 1000 лет, став одним из важнейших феноменов армянской духовности и идентичности. Как повествует нам вступительное слово автора, Книга была написана по просьбе многих монахов, пустынников, отшельников.
В этом плане «Нарек» – кристаллизация подвижнической культуры и созерцательной жизни, поиска совершенства со стороны многочисленных людей и духовных идеалов того времени. Книга считалась чудотворной и целительной, и с ней связано множество историй об удивительных преображениях человеческой жизни.
После Священного Писания она считалась величайшей святыней для всех армян.
Книга представляет собой молитвенник с насыщенным богословско-мистическим содержанием. Она являет нам трагедию жизни человека, отошедшего от Бога, а также путь воссоединения с Богом через глубокое покаяние.
Освобождение человека и воссоединение с Богом являются основными темами «Нарекa». Это, наверное, самое гениальное произведение, написанное в жанре молитвы. Это не одностороннее обращение к Богу, а диалог с Отцом Небесным, который безмерно любит своих детей. В Книге разрушаются все консервативные и окаменевшие представления-преграды, которые определяют конечное, греховное и ничтожное состояние человека со всеми вытекающими из этого ограничениями в обращении к Безграничному Богу. «Нарек» – это удивительная свобода общения с Богом. Молитва есть самое естественное состояние человеческой души. Как физическое тело не может жить без кислорода, так и человеческая душа – без молитвы.
Молитва – это дыхание души. Молятся все, вне зависимости от того, осознают ли они это или нет. Как все растения тянутся к свету, так и человеческие души стремятся к небесам. В сущности, каждое слово, несущее смысл, есть молитва. Когда мы говорим о чем-то и верим, что сказанное нами имеет смысл, и что этот смысл в конечном итоге связан с каким-то высшим смыслом, то мы вкладываем элемент молитвы в символизм этого слова.
Сама молитва – это наивысшая форма общения, когда очищаются все смысловые пространства слов и совершается чистое приобщение к истоку смысла. Человеческая способность говорить в этом смысле – это священнодействие, с помощью которого воплощаются мысли, приобретает форму бесформенное. Сын Божий является нам в символике слова, показывая высшую сущность слова в творении. «И Слово было Бог. И Слово стало плотию».
Книга пробуждает человека и показывает значение молитвы и духовности в его жизни. Без осознания духовного человеческая жизнь превращается в огромное бедствие и абсурд. Люди часто чувствуют это, но не понимают, в какой плоскости лежит решение. «Нарек» как глубочайшее изображение человеческой трагедии дает нам возможность начать наше восхождение к совершенству из глубин нашей сущности, искореняя первопричины искажений нашей жизни, и искать общения с Богом не в далекой, туманной неопределенности, а внутри самих нас – в нашем внутреннем храме. Как? Молитвой. Согласно Св. Григору, молитва – это жертвоприношение слова, проводящееся на алтаре сердца, которое должно быть даровано всей силой и богатством нашей души. Наша жертва приемлема, если она является искренней и цельной. Мы должны полностью подарить себя Богу. А когда Бог принимает нас, тогда мы принадлежим Ему. Через жертву молитвы мы становимся Человеком – по образу и подобию Бога. В адрес Нарекаци звучали обвинения. Первая из причин, наверное, то, что существовали каноноведческие и догматические обвинения против его отца – Хосрова Андзеваци и его учителя Анании Нарекаци, которые были самыми светлыми фигурами армянской богословской мысли Х века. Следующей причиной, вероятно, послужили духовные связи Нарекаци или же его благосклонное отношение к самым ярким личностям тех времен не из армянской среды. Третья и основная причина – это своеобразная свобода его творчества, которая расшатывала устои консервативных ограничений, укоренившихся в церковной среде. Отношение к Книге не было однозначным. Она не проста в восприятии и требует от человека определенных духовных усилий. Она была очень популярна в монастырской среде, устанавливая высшие критерии для тех, кто стремился к духовному совершенству и созерцательной жизни. В мирских кругах люди, часто даже не прочитав ее, буквально верили в ее исключительную духовную силу, порой демонстрируя элементы очевидного идолопоклонства и приписывая ей магические свойства.
Около тысячи лет армянский народ ведет непосредственный или косвенный диалог с этой Книгой, превращая ее в некий модус и идеал своего национального самосознания. Народ, страдавший в земной реальности, основывает свое самосознание на духовности. Сегодня существуют преграды цивилизации для понимания «Нарека», так как идеал духовного поиска и совершенства пассивен. Тем не менее «Нарек» продолжает играть ключевую роль в жизни армянского народа.
В Книге нет таких слов, как «Армения» или «армянин».
Автор пишет, что произведение имеет неличностный характер: это - совокупный глас ищущих со всего мира, адресованный Богу. С другой стороны, он также говорит, что автором Книги является не он, а сам Бог, т. е. это - божественное отражение человеческих поисков. И это отражение слышимо. Автор к тому же пророчествует, что через эту Книгу люди со всех концов света обратятся к Богу. Сегодня так оно и происходит: «Нарек» переводится на разные языки, став общечеловеческим достоянием. Вне зависимости от качества перевода, универсальность сказанного преодолевает недостатки исполнения и языковые, культурные преграды. И по сей день «Нарек» является источником удивительных открытий и преображений в разных уголках мира.
Несомненно, провозглашение Нарекаци Учителем со стороны Римско-католической церкви послужит поводом для новых переводов «Нарека», исследований и комментариев. Все это приведет также и к человеческим искажениям. Роскошь Нарекаци иногда сбивает тех, кто блуждает в духовных неопределенностях.
Да, Книга «СЛОВО К БОГУ, ИДУЩЕЕ ИЗ ГЛУБИН СЕРДЦА» – это и высшее слово, и мышление, и богословие, и философия. Но нужно помнить, что все это является результатом мощного духовного переживания. В храм нужно входить через дверь. Все остальные пути для проникновения в храм порицаемы. Дверью в эту книгу-храм является молитва. Так утверждает автор. Человечество получает возможность руководствоваться этим молитвенником. Однако, в первую очередь, нам – тем, кто хранит и лелеет эту Книгу, необходимо на самом деле открыть ее и поговорить с Богом.
Следующая цитата
На этой странице Вы найдете все цитаты, которые нашли и добавили на проект наши пользователи в книгах автора Григор Нарекаци. Воспользуйтесь сортировкой по параметрам или поиском, чтобы найти интересующие Вас цитаты.
«Молясь, я в мыслях осуждаю близких. Молясь, я мыслю о деяньях низких. Иду вперед – и вдруг подамся вспять, Едва очистившись, грешу опять. Страстей своих греховных и гордыни И умиротворяясь не уйму. Я мед мешаю с горечью полыни, В сиянье дня предвосхищаю тьму.»
Метки:«На свете настоящее – ничтожно, Грядущее – темно, былое – ложно.»
Метки:«Ужели я молил земных царей, Не понимая, что цари земные Способны смертным смерть нести скорей, Чем блага жизни иль дары иные?»
Метки:«Себе кажусь я книгою сейчас. Я – книга воплей, стонов и сомнений, Похожая на книгу тех видений, Что Иезекииль узрел в свой час. Я – город, но без башен и ворот. Я – дом, где нету очага зимою. Я – горькая вода, и тех, кто пьет, Я не способен напоить собою. Я – сад, который высох и заглох. Я – поле, тучное травою сорной. Я – нива, что предуготовал Бог, Но почву дьявол распахал проворно. Я – древо, потерявшее плоды, Годящееся только для сожженья. Я – саженец, засохший без воды, Светильник, потерявший дар свеченья.»
Метки:«Душа, что не вполне мертва для мира, Для Бога не вполне еще жива.»
Метки:«Мы, смертные, пленяемся ничтожным, И не умеем мы глядеть вперед, И в поединке истинного с ложным Неистинное чаще верх берет.»
Метки:«Скорблю, что дух и разум не едины, Что на добро надежды нет в сердцах. Скорблю, что создан человек из глины, Замешанной на низменных страстях.»
Метки:«Непостижимый взору и уму, Ты, без кого ни слова нет, ни дела, Определяющий предел всему И только сам не знающий предела.»
Метки:«Могу ли человеком я считаться, Когда причислен я к творящим зло, И существом разумным называться, Когда в меня безумие вошло?»
Метки:«Даешь Ты справедливость нам в даренье, Лишь от Твоей десницы обновленье, И силы нам от Твоего перста, От милосердия нам искупленье, От лика – вся земная красота, От Твоего чела – нам озаренье, От Твоего дыханья – вдохновенье, От Твоего участья – доброта, От Твоего елея – умиленье, От знаменья – благое разуменье, Что наши скорбь и радость – все тщета. Лишь Ты даруешь нам освобожденье От страха, от преступного сомненья, Ты вкладываешь слово нам в уста.»
Метки:Следующая цитата
Франц Ка́фка — один из выдающихся немецкоязычных писателей XX века, бо́льшая часть работ которого была опубликована посмертно.
Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом, способные пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства, — уникальное явление в мировой литературе.
Род деятельности: писатель Дата рождения: 03.07.1883 Дата смерти: 03.06.1924 (40) Книги: Фильмы (сценарий):Только люди, пораженные одинаковым (одним) недугом, понимают друг друга.
Добавила CheLLi 26.01.11- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно.
Добавил Famagusta 01.05.11- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет.
(Молодость счастлива, потому что обладает способностью видеть прекрасное. Когда эта способность утрачивается, начинается безнадежная старость, увядание, несчастье.)
Добавила Irunchik 19.05.10- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Книга должна быть топором для замерзшего в нас моря.
Добавила Фер 06.01.11- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Не в состоянии ни жить, ни говорить с людьми. Полная погруженность в себя, мысли только о себе. Мне нечего сказать, никому, никогда.
Добавила Sylvia 02.05.12- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Нет нужды выходить из дома. Оставайся за своим столом и прислушивайся. Даже не прислушивайся, жди. Даже не жди, будь неподвижен и одинок. И мир откроется тебе, он не может иначе.
Добавила когтистая 13.07.10- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Не тратьте время в поиске препятствий: их может и не существовать.
Добавила Таньетти 24.06.11- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Есть решения, которые отрезают путь назад. Их непременно надо принимать.
Добавила Sylvia 19.04.12- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Истина — то, что нужно каждому человеку для жизни и что тем не менее он не может ни у кого получить или приобрести. Каждый человек должен непрерывно рождать её из самого себя, иначе он погибнет. Жизнь без истины невозможна. Может быть, истина и есть сама жизнь.
Добавил Aldarnas 24.10.13- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Чем шире разливается половодье, тем более мелкой и мутной становится вода. Революция испаряется, и остается только ил новой бюрократии. Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги.
Добавила Noir 17.06.09- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Все, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнце.
Добавила Noir 17.06.09- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Я думаю, что мы должны читать лишь те книги, что кусают и жалят нас. Если прочитанная нами книга не потрясает нас, как удар по черепу, зачем вообще читать ее? Скажешь, что это может сделать нас счастливыми? Бог мой, да мы были бы столько же счастливы, если бы вообще не имели книг; книги, которые делают нас счастливыми, могли бы мы с легкостью написать и сами. На самом же деле нужны нам книги, которые поражают, как самое страшное из несчастий, как смерть кого-то, кого мы любим больше себя, как сознание, что мы изгнаны в леса, подальше от людей, как самоубийство. Книга должна быть топором, способным разрубить замерзшее озеро внутри нас. Я в это верю.
Следующая цитата
Место для рекламы
Григор Нарекаци
2 цитаты 0 закладок
упорядочить
Душа, что не вполне мертва для мира, для Бога не вполне ещё жива.
Нравится! 26
Сохранить
Опубликовал вестник 20 июля 2020 Комментировать
Меня, мой благодетель совершенный,
Хоть жалости не стою, пожалей
И вместо меди звонкой, но презренной
Даруй мне злато милости своей.
Не повергай меня в смертельный страх
И не ожесточай мой дух скорбящий,
Не обреки бесплодным быть в трудах,
Как пахаря на почве неродящей,
Не дай мне лишь стенать, а слёз не лить,
В мучениях рожать, но не родить,
Быть тучею, а влагой не пролиться,
Не достигать, хоть и всегда стремиться,
За помощью к бездущным приходить,
Рыдать без утешенья, без ответа,
… показать весь текст …
Читайте также: