Найдите в стихотворении строчку почти дословную цитату из произведения а с пушкина

Обновлено: 22.12.2024

чувств, душевных стремлений. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, постоянно открываем для себя за- ново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной чистоте, ясности, одухотворенности. Ка- ждая строчка его наследия — национальное достояние, каждое произведение — предмет многолетних размыш- лений ученых, поэтому так сложно сказать что-то новое, оригинальное о творчестве великого поэта.

Предметом нашего исследования стало небольшое неоконченное стихотворение А. С. Пушкина «В поле чи- стом серебрится…». Цель работы — сделать филологи- ческий анализ этого произведения, основываясь на лите- ратурных закономерностях и субъективном восприятии стихотворения. В процессе работы мы остановились на таких аспектах, как связь с биографией поэта, взаимо- отношения формы и содержания произведения, наличие аллюзий и реминисценций в этом стихотворении.

Стихотворение А. С. Пушкина «В поле чистом…» было создано в конце творческого пути автора, в 1833 году. Он во второй раз приехал в Болдино, чтобы завершить свою

«Историю Пугачева» и осуществить другие замыслы, ко- торые стремительно зрели в дороге. Известно, что перед этим поэт очень много ездил по пугачевским местам Ура- ла и Поволжья, так как этого требовала работа над исто- рическими произведениями «История Пугачевского бун- та» и «Капитанская дочка». Поэту было важно побывать там, где происходили эти события, поговорить со старо- жилами, с людьми, которые помнили вождя народного восстания. Вполне возможно, в одной из бесконечных поездок по оренбургским степям и было задумано это стихотворение. Оно осталось неоконченным, скорее всего потому, что замыслы гораздо более глобальные волновали поэта. Пушкин работал жадно, почти всегда параллельно над несколькими произведениями. Через полтора месяца творческого уединения была готова ру- копись «Истории Пугачева», написаны «Песни запад- ных славян», стихотворение «Осень», повесть «Пиковая дама», две сказки, поэма «Анджело».

«Вот уж неделю, как я в Болдине, привожу в порядок мои записки о Пугачеве, а стихи пока еще спят», — пишет он жене 8 октября 1833 года.

Затем Пушкин вплотную приступает к работе над пе- тербургской поэмой «Медный всадник». А небольшое, скромное стихотворение «В поле чистом серебрится…» больше не привлекает внимания поэта.

Надо отметить, что 1833–1834 годы начинают послед- ний, исключительно тяжёлый период жизни Пушкина.

Авторитет первого русского поэта сохраняется за ним, но в основном как эхо славы Пушкина-романтика 20-х годов; глубочайшие же открытия зрелого Пушкина рас- цениваются публикой, критикой и даже некоторыми друзьями как признаки «упадка». Много позднее В. Г. Бе- линский напишет: «Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры: на этом основании об- щий голос нарек его русским национальным, народным поэтом».

Тема стихотворения «В поле чистом…» традицион- на для лирики Пушкина — это тема дороги. Мы можем вспомнить такие стихотворения автора, как «Зимняя дорога» (1826 г.), «Бесы» (1830), «Путешествие в Арз- рум»(1829). Он часто путешествовал по просторам Рос- сии и не только по своей воле (Южная ссылка, ссылка в Михайловское).

Попробуем провести некоторые параллели. При срав- нении двух произведений: «В поле чистом серебрится…» и «Зимняя дорога» — становится очевидным их темати- ческое и семантическое единство:

«Зимняя дорога». Волнистые туманы По дороге зимней Тройка… бежит Скучно, грустно Что то… родное Разгульное удалое «В поле чистом…».

Снег волнистый По дороге столбовой

В часы дорожной скуки… Грустен ветра дальний вой Родные звуки

Широко использованные в стихотворении «В поле чистом серебрится…» аллюзии, например: «…еду, еду в чистом поле» («Бесы»), «скучно, грустно… путь мой скучен» («Зимняя дорога») и другие могут служить до- казательством того, что стихотворение не отличается новизной содержания. Мы задались вопросом, зачем А. С. Пушкин обращается к старым мотивам, рисует за- ново уже использованные когда-то образы? Нужно отме- тить, однако, что среди всех «дорожных» стихотворений это наиболее близко к фольклору. Предмет изображения в стихотворении также характерен для русских народ- ных песен: зимняя дорога, ранняя ночная мгла, резвая тройка, неяркий свет месяца, вой ветра… Вспомним пес- ни, сочиненные от лица ямщика: «Тройка мчится, тройка скачет», «Ой, мороз, мороз…», «По дороге снег кружит- ся», или же от лица седока: «Смолкнул мой ямщик…»,

«Молчи, ямщик!» Можно также отметить языковые особенности, которые сближают пушкинский текст с на- родными песнями, возьмём хотя бы обилие постоянных эпитетов: «поле чистое», «дорога столбовая», «месяц яс- ный», «песня удалая». Невозможно предположить, что-

бы это было случайностью. Пушкин намеренно отсылает нас к фольклорной традиции. Об этом же говорит фраза

«сладки мне родные звуки». Звуки могут быть приятны для слуха, но поэт выбирает фольклорное — «сладки». Делаем вывод, что стихотворение «В поле чистом сере- брится…» отличается безыскусностью, обнаженной про- стотой, но самое главное необычной формой — по струк- туре мы можем отнести его к жанру сонета.

Сонетом в литературоведении считают лироэпиче- ское произведение, состоящее из четырнадцати строк, расположенных в особом порядке: 2 четверостишия (катрена) и 2 трехстишия (терцета), написанное чаще пятистопным или шестистопным ямбом (возможен че- тырехстопный). Есть разновидности сонетов, отличаю- щиеся рифмовкой, стопностью, композицией. Выделают такие виды сонетов, как французский, голландский, ан- глийский. Последний рассмотрим подробнее: он состоит из 3 четверостиший и 1 двустишия, пишется пятистоп- ным ямбом.

Как вид поэтического стихотворения сонет возник в Италии в XIII веке и стал популярен в Европе. В русской поэзии распространению жанра сонета способствова- ли переводы В. К. Тредиаковским сонетов французского писателя Жака де Барро. Традицию обращения к этому жанру продолжили многие известные поэты XIX–XX вв.: В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, А. С. Пушкин, А. А. Фет, И. А. Бунин и другие.

Интересно замечание известного советского литера- туроведа Л. П. Гроссмана по поводу отклонения от тра- диций в сонетах Пушкина. Во-первых, это невыдержан- ность системы рифмовки канона, во-вторых, скупость на различные грамматические глагольные рифмы, в-тре- тьих, повторение однозначных слов в строке и про- чие [3]. Все же считается, что, «несмотря на отступления, вполне оправданные внутренней логикой этих стихотво- рений, сонеты Пушкина — бесспорно классические соне- ты в их русской традиции» [6].

По мнению ведущего специалиста в современном лингвостиховедении В. Н. Перцова, в творчестве Алек- сандра Сергеевича Пушкина можно выделить три сонета, написанные в 1830 году, и еще один, обнаруженный аме- риканским исследователем Дж. Т. Шоу в конце двенадца- той сцены трагедии «Борис Годунов» [5].

Форма сонета также была найдена в произве- дении «В поле чистом серебрится…», при жизни не опубликованном.

Формально произведение написано как неокончен- ный английский сонет с классическим делением на три катрена и один терцет. Рифмовка перекрестная (adad), но вот размер — четырехстопный ямб. Вспомним, что классический английский сонет должен был быть на- писан пятистопным ямбом.

В первом четверостишие автор рисует экспозицию происходящего вокруг, тем самым задавая главную тему сонета. Далее следует основная часть, логически связанная с главной мыслью. Двустишие содержит афористическую мысль, которая подытоживает все выше сказанное и придает идейную завершенность:

«Пой: «Лучинушка, лучина, Что же не светло горишь?». С первых строк автор разворачивает перед читателем

картину зимней ночи: «В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой». Динамизм повествованию прида- ет использование параллельных синтаксических кон- струкций с простыми сказуемыми, выраженными гла- голами несовершенного вида: серебрится снег, светит месяц, тройка мчится.

Пушкин первым из русских поэтов открыл для чи- тателей пейзаж средней полосы России. Он лаконичен в создании образа русской дороги: «тройка мчится по до- роге столбовой». Этим определением подчеркивается од- нообразие русских дорог, что подметил и В. Г. Белинский:

«…поэзия Пушкина удивительно верна русской действи- тельности, изображает ли она русскую природу или рус- ские характеры…» [1].

Безмолвию природы противопоставлено общение пассажира и ямщика. Троекратный призыв: «Пой», вы- раженный глаголом повелительного наклонения, указы- вает на установившийся между ними контакт и родство душ: «Сладки мне родные звуки», «Я молча, жадно буду слушать голос твой». Душевная пустота и оторванность от человеческого мира, подчеркивается семантическим тропом, фрагментарным описанием природы: «Месяц ясный светит хладно, грустен ветра дальний вой». Не- смотря на веселого попутчика, лирический герой хочет скорее возвратиться домой. Дорога не может подарить тепло и уют, которые ждут его дома.

Стихотворение автор заканчивает строчкой из народ- ной песни: «Пой: «Лучинушка, лучина, Что же не светло горишь?» Здесь за кажущейся бессюжетностью, скры- вается гамма чувств. Именно в этом сонете Пушкин со- единил дорожную скуку, одиночество, бесприютность с ощущением величия природы и стремлением к без- мятежности и домашнему уюту. Ступенями лестницы, по выражению еще одного исследователя творчества поэта, В. Д. Берестова, были чувства, вызванные, в душе поэта народной песней [2]. Выразительность художе- ственной речи усиливается при использовании приема аллитерации. В первой строфе повторением звуков (ч), (с), (р) автору удалось передать звук скрипа снега под но- гами лошадей. Погрузить читателя в атмосферу доро- ги, путешествия по безграничному полю, засыпанному снегом. Поэт не приукрашивает природу, а показывает её в естественной красоте. Белинский отмечал способ- ность Пушкина видеть прекрасное в простых вещах: «… он созерцал природу и действительность под особенным углом зрения, и этот угол был исключительно поэтиче- ский» [1]. Проанализировав построение стихотворения

«В поле чистом серебрится…» и его содержание, можно прийти к выводу о том, что это не что иное, как сонет. Количество строк, как и должно быть, четырнадцать. Строки разбиваются как в английском сонете, то есть три четверостишия (катрена) и одно двустишие. Каждая строфа имеет синтаксическую законченность. Прояв- ляется точность рифм: adad и присутствует чередова- ние мужских и женских рифмовок: серебрится-мчится; рябой-столбовой.

Итак, произведения «Зимняя дорога» и «В поле чи- стом серебрится…» очень похожи друг на друга, мож- но предположить, что после написания трех сонетов и их публикации в 1830 году, поэт решил вернуться к это-

му литературному жанру и видоизменить свое предыду- щее стихотворение «Зимняя дорога». Пушкин, по спра- ведливому замечанию В. Д. Берестова, не просто вывел

«лестницу чувств» из народной поэзии и сделал ее явле- нием литературы. Он сочетал ее с сюжетом, с фабулой, с иными, не песенными жанрами, с нерусским жизнен-

ным материалом, внеся вклад русского народа в мировую литературу. Экспериментируя с формой стихотворения

«Зимняя дорога», Пушкин написал английский сонет

«В поле чистом серебрится», в котором развил тему до- рожной скуки и ожидания скорейшего возвращения домой.

1. Белинский, В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Издательство Советская Россия. М.: 1984.

3. Гроссман, Л. П. Мастера сонета./Собрание сочинений в пяти томах, Том IV. Мастера слова, Москва, 1928 г.

4. Добролюбов, Н. А. О степени участия народности в развитии русской литературы. Литературная критика, М., ГИХЛ, 1961 г.

6. Романов, Б. А. Русский сонет [Текст]: сонеты русских поэтов XVIII — начала XX века/сост., вступ. ст., подготовка текстов и примеч. Б. Романова. — М.: Сов. Россия, 1983. — 512 с.

Следующая цитата

Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Бледнела утренняя тень,
Волна сребрилася в потоке,
Сомнительный рождался день
На отуманенном востоке.

Я каждый день, восстав от сна,
Благодарю сердечно бога
За то, что в наши времена
Волшебников не так уж много.

Блистая в ризе парчевой,
Колдун, колдуньей ободренный,
Развеселясь, решился вновь
Нести к ногам девицы пленной
Усы, покорность и любовь.

Те, кои, правду возлюбя,
На тёмном сердца дне читали,
Конечно знают про себя,
Что если женщина в печали
Сквозь слёз, украдкой, как-нибудь,
Назло. →→→

Кому судьбою непременной
Девичье сердце суждено,
Тот будет мил назло вселенной;
Сердиться глупо и грешно.

Ах, если мученик любви
Страдает страстью безнадёжно,
Хоть грустно жить, друзья мои,
Однако жить ещё возможно.

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.

Иных уж нет, а те далече.

Я воды Леты пью,
Мне доктором запрещена унылость.

Блажен, кто молча был поэт.

Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.

Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет.

Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!

Признаться: кроме права ставить винительный падеж вместо родительного и ещё кой-каких, так называемых поэтических вольностей, мы никаких особенных преимуществ за русскими. →→→

Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и, следовательно, была влюблена.

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей.

Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнём,
Ни остротою, ни умом. →→→

В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут - мигом утешался;
Изменят - рад был отдохнуть.

Стократ блажен, кто предан вере,
Кто, хладный ум угомонив,
Покоится в сердечной неге.

Но жалок тот, кто всё предвидит,
Чья не кружится голова. →→→

Паду ли я, стрелой пронзённый,
Иль мимо пролетит она,
Всё благо: бдения и сна
Приходит час определённый;
Благословен и день забот,
Благословен и. →→→

О люди! все похожи вы
На прародительницу Эву:
Что вам дано, то не влечёт;
Вас непрестанно змий зовёт
К себе, к таинственному древу;
Запретный плод. →→→

Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!

Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я.

Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,

А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и взор,
Вести спокойный разговор,
. →→→

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

Любите поэзию?

Интересные цитаты

По-моему, мир только потому не меняется до неузнаваемости за одну ночь, что ему лень.

Стихи вне времени

Роберт Бёрнс Георгий Иванов Владимир Высоцкий Сергей Есенин Георгий Адамович

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Молодые девушки похожи лицом на небо, на ветер, на облака. Потом из них получаются верные жёны, лица.

А ты теперь тяжёлый и унылый, Отрёкшийся от славы и мечты, Но для меня непоправимо милый, И чем темней.

В пещере угрюмой, под сводами скал, Где светоч дневной никогда не сверкал, Иду я на ощупь, не видно ни зги.

Что стоит прочитать?

Совсем недавно ещё казавшееся упущенным и уж точно недооценённым произведение Стивена Чбоски "Хорошо быть тихоней" таки добралось до массового.

Сайт Аскбука литературы приглашает к сотрудничеству книжные клубы, тематические форумы, издательства, литературные журналы. Есть интересное предложение для нас? Напишите о нём на e-mail, указанный в разделе о сайте. Вместе мы сможем больше!

Следующая цитата

УПС, страница пропала с радаров.

Вам может понравиться Все решебники

Тетрадь-тренажёр

Бунимович, Кузнецова, Минаева

Пичугов

Пичугов, Еремеева

Ладыженская

Ладыженская, Тростенцова

Дорофеев

Дорофеев, Суворова, Бунимович

Никольский

Никольский, Потапов, Решетников

Happy English

Кауфман

Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.

Следующая цитата

Рената благодарю , лишь отрыв страничку Эту первое что в глаза бросилось "КРЫЛАТЫЕ СТРОКИ А.ПУШКИНА" РЕНАТА ЮРЬЕВА как ты порадовала этим Спасибо ..ещё раз и ещё раз окунутся в размышления , в строки великого Поэта . я даже пару лет назад нашла у него строки и про меня;)))
Зачем, Елена, так пугливо,
С такой ревнивой быстротой,
Ты всюду следуешь за мной
И надзираешь торопливо
Мой каждый шаг? я твой

А не так давно, на одной стройке , где мы строили здание ,заговорилась с молодым человеком О А.Пушкине и столько нового узнала , были оба в изумлении и в восхищении о том что есть возможность говорить о теме стиха о Поэте о его жизни

Читайте также: