На том стоит и стоять будет земля русская цитата
Обновлено: 06.11.2024
Считается, что эту фразу впервые произнёс великий князь Александр Невский, обращаясь к послам Ливонского ордена, пленённым во время Ледового побоища (летом 1242 г).
К то с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля!
В древних летописях того времени («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») не встречается эта фраза и похожие на неё.
На самом деле автор этого крылатого выражения — писатель П. А. Павленко, который подготовил сценарий к фильму «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.
Кадр из фильма «Александр Невский» / сценарист П. А. Павленко Кадр из фильма «Александр Невский» / сценарист П. А. ПавленкоКрылатое выражение получило такую известность и начало ассоциироваться именно с Александром Невским после выхода фильма в 1938 году. Но немного в другом виде этот фразеологизм был известен ещё раньше.
Лев Толстой ещё в XIX веке знал похожее выражение и упоминал его в своей работе «Царство Божие внутри вас»:
Неужели можно упражняться мечом, когда Господь сказал, что каждый, взявшийся за меч, от меча погибнет?
Первоисточник фразеологизма — библейское выражение «(все) взявшие меч, мечом погибнут». В Евангелии от Матфея (26:52) Иисус произнёс фразу «(все) взявшие меч, мечом погибнут», обращаясь к апостолу Петру. Апостол пытался защитить своего учителя от ареста в Гефсиманском саду и причинил вред другому человеку — отрубил ухо рабу первосвященника.
Тогда Иисус призвал вернуть меч на место и не совершать насилие.
Взятие Иисуса Христа под стражу в Гефсиманском саду Взятие Иисуса Христа под стражу в Гефсиманском садуТак что же в этом выражении? Угроза мести (если вы на нас с мечом, то мы пойдем на вас в ответ) или призыв вообще отказаться от насилия? В христианском понимании и гуманистической психологии, конечно, основной смысл в отказе от насилия.
Но ещё до христианства похожее выражение было известно и в античные времена — на латыни qui gladioferit, gladio perit (кто воюет мечом, от меча и погибает).
Античная философия оказала серьёзное влияние на становление христианства. Конечно, вряд ли выражение сказал сам Иисус Христос. Но во времена написания книги Нового завета «Евангелие от Матфея» (в период между 70—80-ми годами нашей эры), скорее всего, автор был знаком с этим древнейшим изречением античных философов.
Смотреть что такое "На том стояла и стоять будет русская земля" в других словарях:
Сперанский, Михаил Михайлович — Запрос «Михаил Сперанский» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Михаил Михайлович Сперанский … Википедия
Следующая цитата
На том стояла и стоять будет русская земля
Обычно считается, что автор этих слов — новгородский князь Александр Невский. Но, судя по летописям, он этих слов никогда и нигде не произносил.
Эта фраза из кинофильма «Александр Невский» (1938), снятого режиссером С. Эйзенштейном по сценарию советского писателя Петра Андреевича Павленко (1899— 1951).
Подробнее см. Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Следующая цитата
Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива.
Пусть без страха жалуют к нам гости…
Но если кто с мечом к нам войдёт — от меча и погибнет.
На том стоит и стоять будет русская земля.
Александр Ярославич Невский (1220 — 14 ноября 1263), князь Новгородский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1249), великий князь Владимирский (с 1252).
« Надо крепить оборону на Западе,
а друзей искать на Востоке.»
Следующая цитата
После легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» все убеждены, что эту фразу произнёс наш великий князь и полководец, обращаясь к немецким рыцарям, пленённым во время Ледового побоища. Вот такая она волшебная сила искусства, а заодно и эффект Манделы, поскольку на самом деле Николай Черкасов произносит с экрана «войдёт», а не «придёт». Но важнее другое!
Александр Невский в фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» Александр Невский в фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»Как фраза получила всеобщую известность?
К князю Александру Невскому данная цитата, конечно, не имеет никакого отношения. Не факт, что он вообще разговаривал с пленными после Ледового побоища, по крайней мере, летописи не сохранили ни описания подобной беседы, ни тем более конкретных слов. Фраза же вышла из-под пера сценариста Петра Павленко и получилась настолько хлёсткой, что её даже поместили в титры в конце фильма.
Кино у Эйзенштейна вообще вышло не слишком близким к исторической действительности. Достаточно упомянуть одного Николая Черкасова. Спору нет, он блестяще сыграл некоего абстрактного русского князя-полководца, умудрённого опытом и закалённого в боях, но это точно не двадцатилетний юноша, каковым был на Чудском озере Александр Ярославич.
Николай Чекасов ( в одеянии Александра Невского) и режиссер Сергей Эйзенштейн Николай Чекасов ( в одеянии Александра Невского) и режиссер Сергей ЭйзенштейнТут уместно будет вспомнить историю создания легендарного фильма. Когда попавшему в опалу и «вставшему на путь исправления» великому режиссёру предложили в качестве испытания картину на один из патриотических сюжетов, наиболее перспективной темой казалась Смута с народными героями Мининым и Пожарским.
Рассказывают, что Эйзенштейн обратился к своему коллеге Михаилу Ромму с вопросом, какой бы сценарий он выбрал. Тот ответил: «Конечно, Минина и Пожарского! Там всё-таки XVII век, уже известно и что происходило, и как люди выглядели. А про Александра Невского что известно?» На что Эйзенштейн парировал: «В том-то и дело! Поэтому и надо брать Невского! Как я сделаю, так оно и будет».
Маэстро не откажешь в скромности, но по сути он оказался прав. И само побоище, и образ Александра, и псов-рыцарей несколько поколений советских людей представляли себе именно такими, какими их сделал Эйзенштейн. Что уж говорить о единственной, хоть и крылатой фразе.
Эйзенштейн на троне Петра Первого во время съёмок фильма "Октябрь", 1927 г. Фото А.Сигаева Эйзенштейн на троне Петра Первого во время съёмок фильма "Октябрь", 1927 г. Фото А.СигаеваКаковы истоки легендарного выражения?
Поиск прообраза этой цитаты весьма занимателен! Версия, ближайшая по времени к творению Петра Павленко, звучит у Дмитрия Мережковского в историософском романе «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи». Герой, рассуждая об известной концепции «Москва – Третий Рим», замечает, что первый собирал народы при помощи оружия, «но взявший меч, от меча и погибнет».
Примерно в то же время похожую фразу привёл и граф Лев Толстой. «Неужели можно упражняться мечом, когда Господь сказал, что каждый, взявшийся за меч, от меча погибнет?» - восклицает он в своём религиозно-философском труде «Царство Божие внутри вас». Можно вспомнить и большого мастера притч Николая Лескова. У него в «Легенде о совестном Даниле»: «меч изощряешь, мечом погубляешь и сам от меча можешь погибнуть». Контекст там, кстати, тоже христианский, и неслучайно.
В это почти невозможно поверить, учитывая что мы знаем о цензуре в СССР и тяжёлых отношениях советской власти и религии, но Александр Невский с экрана почти цитирует. Христа. В Евангелии от Матфея описывается, как после предательства Иуды один из апостолов пытается оказать вооружённое сопротивление пытающимся схватить Иисуса, на что Господь говорит: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».
Есть подобное изречение и у древних римлян - «Qui gladio ferit, gladio perit». Тут даже трудно сказать, Христос ли цитировал пословицу, привёл ли её для убедительности евангелист Матфей (трое других, кстати, тоже описывают данный эпизод, но обходятся без красноречивых слов) или эта формула стала крылатым выражением благодаря Иисусу. Но в любом случае, Христос произнёс эту фразу с куда большей вероятностью, чем Александр Невский.
Читайте также: