Мужеложство в библии цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Слова Библии, посвященные гомосексуализму, немногочисленны, но вполне ясны. Считая нормальную сексуальность важной сферой жизни, установленной Самим Богом, Библия категорически запрещает гомосексуализм как ее извращенную форму. Одна из первых в истории человечества духовных катастроф – гибель Содома и Гоморры – происходит именно из-за распространенности гомосексуализма среди их жителей. Гомосексуализм прямо назван здесь «весьма тяжелым» грехом, исторгающим вопль от лица земли. Законодательство Синайского завета, восходящее непосредственно к Моисею, запрещает гомосексуализм (наряду с другими формами извращенной сексуальности), косвенно называя его одной из причин отвержения Богом народов, населявших Святую землю до иудеев. Запрет этот настолько однозначен, что за всю ветхозаветную историю зафиксирован лишь один случай его нарушения. Книга Судей израилевых сообщает, что вскоре после заселения Палестины в земле колена Вениаминова случается нечто, подобное происшедшему в Содоме. Виновных и в этом случае ждет скорая и неминуемая гибель.

В Новом завете гомосексуализм упоминается в посланиях апостола Петра и апостола Павла. Апостол Петр перечисляет ряд языческих непотребств разного рода, призывая христиан не участвовать в них. По слову апостола, неучастие в греховной нечистоте, с одной стороны, является ответом христиан на Жертву Сына Божьего; с другой стороны, Петр называет это неучастие важной формой христианского свидетельства. Высказывания апостола Павла столь же однозначны; в дополнение к сказанному Петром, апостол Павел называет гомосексуализм противоестественной вещью. По его словам, гомосексуализм противоречит замыслу Божьему о людях и уже по одному этому мерзок пред Господом. Апостол Павел подчеркивает, что гомосексуализм является следствием отпадения людей от Бога и в себе самом несет человеку духовную гибель. Павел также подчеркивает, что гомосексуализм является непреодолимым препятствием для вхождения в Царство Божие. Кроме того, апостол Павел призывает побеждать грехи подобного рода, распиная плоть с ее страстями и похотями. Он говорит о том, что для спасения следует жить по велению Духа Божьего, не подчиняясь греховным устремлениям плоти. Именно для того, чтобы обуздать их, и был, по мнению Павла, дан человеку закон.

Следующая цитата

Лев. 18:22-30
Не ложись с муж­чи­ною, как с жен­щи­ною: это мер­зость. [И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить [семя] и осквер­ниться от него; и жен­щина не должна ста­но­виться пред скотом для сово­куп­ле­ния с ним: это гнусно.] Не осквер­няйте себя ничем этим, ибо всем этим осквер­нили себя народы, кото­рых Я про­го­няю от вас: и осквер­ни­лась земля, и Я воз­зрел на без­за­ко­ние ее, и сверг­нула с себя земля живу­щих на ней. А вы соблю­дайте поста­нов­ле­ния Мои и законы Мои и не делайте всех этих мер­зо­стей, ни тузе­мец, ни при­шлец, живу­щий между вами, ибо все эти мер­зо­сти делали люди сей земли, что пред вами, и осквер­ни­лась земля; чтоб и вас не сверг­нула с себя земля, когда вы ста­нете осквер­нять ее, как она сверг­нула народы, бывшие прежде вас; ибо если кто будет делать все эти мер­зо­сти, то души дела­ю­щих это истреб­лены будут из народа своего. Итак соблю­дайте пове­ле­ния Мои, чтобы не посту­пать по гнус­ным обы­чаям, по кото­рым посту­пали прежде вас, и чтобы не осквер­няться ими. Я Гос­подь, Бог ваш.

НОВЫЙ ЗАВЕТ:

1Кор.6:9-11
Или не знаете, что непра­вед­ные Цар­ства Божия не насле­дуют? Не обма­ны­вай­тесь: ни блуд­ники, ни идо­ло­слу­жи­тели, ни пре­лю­бо­деи, ни мала­кии, ни муже­лож­ники, ни воры, ни лихо­имцы, ни пья­ницы, ни зло­ре­чи­вые, ни хищ­ники – Цар­ства Божия не насле­дуют. И такими были неко­то­рые из вас; но омы­лись, но освя­ти­лись, но оправ­да­лись именем Гос­пода нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

1Тим.1:3-11
Отходя в Маке­до­нию, я просил тебя пре­быть в Ефесе и уве­ще­вать неко­то­рых, чтобы они не учили иному и не зани­ма­лись бас­нями и родо­сло­ви­ями бес­ко­неч­ными, кото­рые про­из­во­дят больше споры, нежели Божие нази­да­ние в вере. Цель же уве­ща­ния есть любовь от чистого сердца и доброй сове­сти и нели­це­мер­ной веры, от чего отсту­пив, неко­то­рые укло­ни­лись в пусто­сло­вие, желая быть зако­но­учи­те­лями, но не разу­мея ни того, о чем гово­рят, ни того, что утвер­ждают. А мы знаем, что закон добр, если кто законно упо­треб­ляет его, зная, что закон поло­жен не для пра­вед­ника, но для без­за­кон­ных и непо­ко­ри­вых, нече­сти­вых и греш­ни­ков, раз­врат­ных и осквер­нен­ных, для оскор­би­те­лей отца и матери, для чело­ве­ко­убийц, для блуд­ни­ков, муже­лож­ни­ков, чело­ве­ко­хищ­ни­ков, (кле­вет­ни­ков, ско­то­лож­ни­ков) лжецов, клят­во­пре­ступ­ни­ков, и для всего, что про­тивно здра­вому учению, по слав­ному бла­го­ве­стию бла­жен­ного Бога, кото­рое мне вве­рено.

Следующая цитата

Библия всегда осуждала этот грех как смертный. В Ветхом Завете за подобное полагалась смертная казнь. Посему, отношение Бога к этому греху, очевидно, весьма отрицательное.

Предлагаю здесь цитаты из Священного Писания и Предания Церкви, которые для всех православных является первым авторитетом.

Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. [И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить [семя] и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно.] Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней. А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои и не делайте всех этих мерзостей, ни туземец, ни пришлец, живущий между вами, ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля; чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас; ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего. Итак соблюдайте повеления Мои, чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, и чтобы не оскверняться ими. Я Господь, Бог ваш.

"Если кто ляжет с мужчиной, как с женщиной, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них" (Библия, Левит 20:13).

"Всякий скотоложник да будет предан смерти" (Исход 22:19).

"Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте. Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину: да будут они преданы смерти, кровь их на них." (Левит 20:15-16).

Бог погубил огнём города гомосексуалистов Содом и Гоморру (Бытие 19).

"На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие." (Библия, Второзаконие 22:5)

Содомия - гомосексуализм осуждается также и в иных местах Библии (Исайя 1:9-10, Исайя 3:9, Исайя 13:19; Иеремия 23:14; 19:18; 50:40, Плач. Иеремии 4:6 Иезекииль 16:46-56; Амос 4:11, Софония 2-9).

"Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за ИНОЮ плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример" (Послание Иуды. 1:7)

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

Священное Предание Церкви тоже против греха содомского.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
ХII.9. Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богоданной природы человека.
"Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость" (Лев. 20:13). Библия повествует о тяжком наказании, которому Бог подверг жителей Содома (Быт. 19:1-29), по толкованию святых отцов, именно за грех мужеложства. Апостол Павел, характеризуя нравственное состояние языческого мира, называет гомосексуальные отношения в числе наиболее "постыдных страстей" и "непотребств", оскверняющих человеческое тело: "Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение" (Рим. 1:26-27). "Не обманывайтесь: ни малакии, ни мужеложники. Царства Божия не наследуют", - писал апостол жителям развращенного Коринфа (1 Кор. 6:9-10). Святоотеческое предание столь же ясно и определенно осуждает любые проявления гомосексуализма. "Учение двенадцати апостолов", творения святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, блаженного Августина, каноны святого Иоанна Постника выражают неизменное учение Церкви: гомосексуальные связи греховны и подлежат осуждению. Вовлеченные в них люди не имеют права состоять в церковном клире (Василия Вел. пр. 7, Григория Нис. пр. 4, Иоанна Постн. пр. 30). Обращаясь к запятнавшим себя грехом содомии, преподобный Максим Грек взывал: "Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались. Постарайтесь скорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно невинно, того предайте вечной анафеме, как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение оного. Очистите себя искренним покаянием, теплыми слезами и посильною милостынею и чистою молитвою. Возненавидьте от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и вечной пагубы".

Дискуссии о положении так называемых сексуальных меньшинств в современном обществе клонятся к признанию гомосексуализма не половым извращением, но лишь одной из "сексуальных ориентаций", имеющих равное право на публичное проявление и уважение. Утверждается также, что гомосексуальное влечение обусловлено индивидуальной природной предрасположенностью. Православная Церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращенными проявлениями сексуальности. Она считает гомосексуализм греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека. Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку.

Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как "норму", а тем более как предмет гордости и пример для подражания. Именно поэтому Церковь осуждает всякую пропаганду гомосексуализма. Не отказывая никому в основных правах на жизнь, уважение личного достоинства и участие в общественных делах, Церковь, однако, полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и иной работе среди детей и молодежи, а также занимать начальственное положение в армии и исправительных учреждениях.

Порой извращения человеческой сексуальности проявляются в форме болезненного чувства принадлежности к противоположному полу, результатом чего становится попытка изменения пола (транссексуализм). Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности. "Смена пола" посредством гормонального воздействия и проведения хирургической операции во многих случаях приводит не к разрешению психологических проблем, а к их усугублению, порождая глубокий внутренний кризис. Церковь не может одобрить такого рода "бунт против Творца" и признать действительной искусственно измененную половую принадлежность. Если "смена пола" произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден. Рукоположение такого человека в священный сан и вступление его в церковный брак недопустимо.

От транссексуализма надлежит отличать неправильную идентификацию половой принадлежности в раннем детстве в результате врачебной ошибки, связанной с патологией развития половых признаков. Хирургическая коррекция в данном случае не носит характер изменения пола.

Что говорят об этом грехе Церковные каноны?

Каноны для грешников, написанные блаженным отцом нашим Иоанном, константинопольским архиепископом, который именуется Постником.

Ведайте, что сей блаженный Иоанн Постник был самым последним из всех тех, которые установили определения канонов веры, и был после 6–го собора долгое время добрым священнонаставником, исполненным благодати Святого Духа. Он, в виду великой слабости нашего рода, милостиво определил каноны для грешников, весьма снисходительно в сравнении с иными теми отцами.


"Итак, есть грехов плотских восемь, как сказали святые отцы, что восемь суть страстей сердца, иные считают семь зол духовных, а восемь телесных грехов суть следующие: малакия, блуд, прелюбодеяние, мужеложство, деторастление, скотоложство и многовидные и многообразные кровосмешения с своими родственниками, и восьмое — вольное или невольное убийство.

1. О рукоблудии. При этом перечислении грехов прежде всего назовём злую и увлекающую многих малакию; и как говорит святой апостол Павел: не грешите: ни блудники, ни идолопоклонники, ни творящие малакию, ни прелюбодеи, ни мужеложествующие, ни ворующие, ни корыстолюбцы, ни грабители, ни пьянствующие не наследуют царствия Божьего.

На первом месте поэтому нами полагается она, так как из всех грехов она борется по преимуществу с людьми, и с приходом в возраст девственность многих через эту страсть растлевается, ибо малакийствующие уже не имеют девственности, и злой обычай этот навек овладевает знающими и разумными людьми, так что многие одержимы до старости, даже до самой смерти не отстают, и не только среди мирян, но и удалившихся из мира. Есть два вида малакии: первый есть тот, который совершается своей рукой, который мы знаем из исповеди многих, и который известен всем. Другой знают очень немногие и совершается рукой постороннего, как я слышал о ней от делавших эту злую страсть, ибо гнушаясь мерзостно собственной рукой делать, призвав иных услуживающих им свободных или рабов, руками их производят злое и блудное излияние, коих божественная лествица Иоанна оплакивает и говорит, что жалок падающий, но более жалок вовлекающий другого делать грех. Ибо тяжесть обоих падений и обучения злу он принял на себя, ибо научающий, придя в сознание зла, может быть и прекратит грех, а научившийся от него усвоит его грех, и потому будет бессильно покаяние научившего. Всё это слово о малакии рукой постороннего, увлекающей во зло злом, хотя среди других грехов не упоминаем, ввиду многообразия и множества зла от этой страсти поставили прежде других страстей.

2. О блуде. Блуд различается: падение с вдовой и блудницей.

Блудницей же называется не единожды падшая, или дважды и более, или по насилию заблудившаяся, но намеренно и наглостно совершающая грех.

3. О прелюбодеянии. Прелюбодеем называем падшего с замужней женой или падшую с женатым мужем, точно также и схимника, монаха или монахиню, если падут, суть прелюбодеи и епитимии прелюбодеяния приемлют, как определил светоч Церкви, причастный апостольской благодати великий Василий, который что сказал, то говорил чрез уста Бога.

4. О мужеложстве. Мужеложство имеет 3 различия: ибо иное пострадать от другого, или по молодости, или ради бедности, или через насилие, и эти суть грехи более лёгкие. Есть много других видов, иные лёгкие, иные тяжкие, иное же сделать с другими — это тяжче, и ещё иное — от иного пострадать и сделать на другом, который не имеет защищения.

5. О деторастлении. Растление несовершеннолетней есть растление девицы прежде возраста 11 лет [16 лет] или мальчика несовершеннолетнего, и это тягчайший грех.

6. О скотоложстве. Скотоложство и птицеложство по–видимому имеет один вид, но в нём два вида, ибо мне от многих доводилось узнавать на исповеди, что оно бывает как с самками, так и с самцами.

7. О кровосмешении. Кровосмешение с родными многообразно и разновидно, и почитается невозможным всё письменно поведать. Ибо иное пасть с двумя сёстрами, и иное тягчайшее с сестрой своей от отца или от матери, и иное наиболее тяжкое с сестрой с той и другой стороны содеяние зла, иное смешаться с мачехой, то же, что с сестрой с одной стороны, но с сестрой с обеих сторон — самый тяжкий и злой грех. Иное смешение с дочерью брата отца, иное с внучкой брата отца, иное с женой отца, иное с невесткой (с женой сына), иное с падчерицей, и иное с дочерью собственной дочери: несчастнейшее же и тягчайшее с собственной сестрой, дочерью своей или с матерью, которое практикуется у язычников–персов и ужиков и иных неверных. Господь да не допустит христиан до сего деяния, о каковом зле мы жалкие слышали.

Взаимное мужеложство родных случается и самое тяжкое с детьми брата отца и внуками брата отца и пр. Так я раз слышал злое и противное природе мужеложство: три брата одного отца и одной матери соблудили между собой. Мне говорил это средний, как пострадавший от первого и третьему сделавший.

О злой враг, коварный противник, дьявол, нападающий на человека; во сколько засад и соблазнов вводящий его и не насыщающийся смертью людей! Да проклянёт тебя Господь, разгонит и рассеет хитрости и силы твои, злой дьявол (белиар), виновник и изыскатель всякого зла!

Есть же и женское мужеложство, в котором мужья, помрачённые и ослеплённые врагом, оставив естественное дело, в задний проход блудят с несчастными женщинами и иное с своими жёнами. Для таковых много больше и тяжелее канон назначается сравнительно с другими мужеложниками, если они обратятся к раскаянию. Если же найдутся нераскаявшиеся, то предадутся большему и тягчайшему наказанию в вечной жизни. Совершающие тот злой грех обличаются св. апостолом Павлом, который оплакивает их и говорит, что они переделали характер женской природы и воспылали страстью, мужья с мужьями творили позорное и получат должную мзду за такой соблазн.

Следующая цитата

Во вре­ме­на, когда общи­ны, отно­ся­щие себя к хри­сти­ан­ским, вен­ча­ют одно­по­лые пары, вопрос – как Цер­ковь отно­сит­ся к гомо­сек­су­а­лиз­му, одно­по­лой люб­ви, тре­бу­ет уточ­не­ний. У Церк­ви есть ее клас­си­че­ский пер­во­ис­точ­ник: Свя­щен­ное Писа­ние и цер­ков­ное Пре­да­ние. Обра­тив­шись к нему, мож­но иссле­до­вать этот вопрос, а так­же уви­деть, что здесь пыта­ет­ся доба­вить «от себя» лука­вый чело­ве­че­ский ум во имя «цер­ков­но­го прогресса».

Уни­что­же­ние Содо­ма и Гомор­ры. Джон Мар­тин (John Martin), 1852

Ветхий Завет

Преж­де чем цити­ро­вать тек­сты из кни­ги Левит, содер­жа­щей осуж­де­ние одно­по­лой люб­ви и кара­ю­щей за нее смер­тью, нуж­но объ­яс­нить, что биб­лей­ские тек­сты состав­ля­лись в раз­ное вре­мя и напи­сан­ное в них отра­жа­ет нра­вы, обы­чаи и пред­став­ле­ния той эпо­хи и того наро­да, кото­ро­му было дано Откро­ве­ние. Поэто­му фор­мы нака­за­ния за грех, исполь­зо­вав­ши­е­ся в иудей­ском обще­стве до Рож­де­ства Хри­сто­ва, не могут быть меха­ни­че­ски рас­про­стра­не­ны на дру­гое время.

В 18 гла­ве кни­ги Левит сре­ди про­чих запре­тов гово­рит­ся о невоз­мож­но­сти спать с муж­чи­ной как с жен­щи­ной: «Не ложись с муж­чи­ною, как с жен­щи­ною: это мер­зость». ( Лев.18:22 ). Чуть ниже этот запрет повто­ря­ет­ся с ука­за­ни­ем на то, что его нару­ши­те­ли будут пре­да­ны смер­ти: «Если кто ляжет с муж­чи­ною, как с жен­щи­ною, то оба они сде­ла­ли мер­зость: да будут пре­да­ны смер­ти, кровь их на них». ( Лев.20:13 ).

Отме­тим, что в той же гла­ве кни­ги Левит запре­ща­ют­ся близ­ко­род­ствен­ные свя­зи, супру­же­ская изме­на и дру­гие гре­хи, отно­ся­щи­е­ся к сек­су­аль­ной сфе­ре чело­ве­ка. Все они нака­зы­ва­ют­ся либо смер­тью, либо изгна­ни­ем из общи­ны. В древ­но­сти это был тра­ди­ци­он­ный спо­соб защи­ты пле­ме­ни, кото­рый поз­во­лял ему не сой­ти с исто­ри­че­ской сце­ны. Систе­ма табу была рас­про­стра­не­на во мно­гих куль­ту­рах, и столь суро­вые меры к их нару­ши­те­лям мож­но най­ти не толь­ко в Вет­хом Завете.

Самая же извест­ная вет­хо­за­вет­ная исто­рия о гомо­сек­су­а­лиз­ме, кото­рая вве­ла в наш язык выра­же­ние «содом­ский грех», опи­сы­ва­ет­ся в 18 и 19 гла­ве кни­ги Бытия. В горо­де Содо­ме был крайне рас­про­стра­нен гомо­сек­су­а­лизм, и раз­врат­ные и рас­пу­щен­ные жите­ли захо­те­ли изна­си­ло­вать анге­лов, при­шед­ших в дом пра­вед­но­го Лота. Пра­вед­ник пытал­ся защи­тить сво­их гостей, но обе­зу­мев­шие от похо­ти жите­ли попы­та­лись выло­мать дверь, что­бы совер­шить желан­ный грех. После это­го анге­лы пора­зи­ли жите­лей горо­да сле­по­той, а наут­ро уни­что­жи­ли Содом, забрав с собой семей­ство Лота:

«Когда взо­шла заря, Анге­лы нача­ли торо­пить Лота, гово­ря: встань, возь­ми жену твою и двух доче­рей тво­их, кото­рые у тебя, что­бы не погиб­нуть тебе за без­за­ко­ния города.

И как он мед­лил, то мужи те, по мило­сти к нему Гос­под­ней, взя­ли за руку его и жену его, и двух доче­рей его, и выве­ли его и поста­ви­ли его вне города…

И про­лил Гос­подь на Содом и Гомор­ру дождем серу и огонь от Гос­по­да с неба, и нис­про­верг горо­да сии, и всю окрест­ность сию, и всех жите­лей горо­дов сих, и про­из­рас­та­ния зем­ли. ( Быт.19:15, 24–25 )».

Конеч­но, хри­сти­а­ни­ну не сто­ит думать, что жите­ли Содо­ма и Гомор­ры были самы­ми боль­ши­ми греш­ни­ка­ми в чело­ве­че­ской исто­рии. От такой точ­ки зре­ния предо­сте­ре­га­ет Хри­стос, но жест­кость нака­за­ния за гомо­сек­су­а­лизм, как и за дру­гие тяже­лые нерас­ка­ян­ные гре­хи, не остав­ля­ют сомне­ний в том, что хри­сти­а­нин не может счи­тать гомо­сек­су­а­лизм вари­ан­том сек­су­аль­ной нор­мы, оправ­ды­вать их.

Под­твер­жде­ние это­му мож­но най­ти и в текстах Ново­го Завета.

Тексты к теме:

Бытие гл. 1, ст. 27-28

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями,) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею,) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Новый Завет

Пер­вые свои шаги хри­сти­ан­ство дела­ло в эпо­ху рас­цве­та Рим­ской импе­рии. В I веке Рим пред­став­лял собой циви­ли­за­цию со сло­жив­ши­ми эти­че­ски­ми уста­нов­ка­ми, сре­ди кото­рых не было осуж­де­ния гомо­сек­су­а­лиз­ма. О Гае Юлии Цеза­ре ходи­ли слу­хи, что он пылал стра­стью к одно­му из юно­шей, в тво­ре­ни­ях рим­ских исто­ри­ков мож­но най­ти осуж­де­ние неко­то­рых импе­ра­то­ров за без­удерж­ную похоть, за свя­зи с маль­чи­ка­ми или кров­ны­ми род­ствен­ни­ка­ми, но осуж­де­нию под­вер­гал­ся не сам гомо­сек­су­а­лизм, а ско­рее невоз­дер­жан­ность и неуме­рен­ность в поро­ках. Про гете­ро­сек­су­аль­ность Окта­ви­а­на Авгу­ста исто­ри­ки гово­рят ско­рее как об исклю­че­нии из правил.

В этих усло­ви­ях моло­дой Церк­ви при­шлось рас­ска­зы­вать хри­сти­а­нам о недо­пу­сти­мо­сти супру­же­ской изме­ны, одно­по­лых отно­ше­ний и дру­гих гре­хов, рас­про­стра­нен­ных в рим­ском обществе.

В Посла­нии к Рим­ля­нам апо­стол Павел пре­ду­пре­жда­ет веру­ю­щих о недо­пу­сти­мо­сти про­ти­во­есте­ствен­но­го пове­де­ния в сек­су­аль­ной сфе­ре: «Пото­му пре­дал их Бог постыд­ным стра­стям: жен­щи­ны их заме­ни­ли есте­ствен­ное упо­треб­ле­ние противоестественным;

« подоб­но и муж­чи­ны, оста­вив есте­ствен­ное упо­треб­ле­ние жен­ско­го пола, раз­жи­га­лись похо­тью друг на дру­га, муж­чи­ны на муж­чи­нах делая срам и полу­чая в самих себе долж­ное воз­мез­дие за свое заблуждение.

И как они не забо­ти­лись иметь Бога в разу­ме, то пре­дал их Бог пре­врат­но­му уму — делать непо­треб­ства» ( Рим.1:26–28 ).

Апо­стол Павел напря­мую свя­зы­ва­ет одно­по­лые отно­ше­ния с раз­вра­щен­но­стью чело­ве­че­ско­го созна­ния и сове­ту­ет хри­сти­а­нам не осквер­нять свой разум и тело и не совер­шать подоб­ных грехов.

В дру­гом посла­нии гомо­сек­су­а­лизм вклю­чен в пере­чень поро­ков и про­ступ­ков, пре­пят­ству­ю­щих чело­ве­че­ско­му спа­се­нию: «Или не зна­е­те, что непра­вед­ные Цар­ства Божия не насле­ду­ют? Не обма­ны­вай­тесь: ни блуд­ни­ки, ни идо­ло­слу­жи­те­ли, ни пре­лю­бо­деи, ни мала­кии, ни муже­лож­ни­ки, ни воры, ни лихо­им­цы, ни пья­ни­цы, ни зло­ре­чи­вые, ни хищ­ни­ки — Цар­ства Божия не насле­ду­ют. И таки­ми были неко­то­рые из вас; но омы­лись, но освя­ти­лись, но оправ­да­лись име­нем Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста и Духом Бога наше­го. ( 1Кор.6:9–11 )

Две­ри хра­мов не закры­ты для чело­ве­ка, каю­ще­го­ся в любом гре­хе, но при этом хри­сти­а­нин не может счи­тать одно­по­лые отно­ше­ния раз­но­вид­но­стью нор­мы, а тем более тре­бо­вать цер­ков­но­го бла­го­сло­ве­ния на гомо­сек­су­аль­ный союз. Это не озна­ча­ет, что веру­ю­щий дол­жен оскорб­лять гея, вора или пья­ни­цу. Осуж­дая грех, хри­сти­а­нин все­гда дол­жен отно­сить­ся к греш­ни­ку с любо­вью и состраданием.

Отношение отцов Церкви гомосексуализму

В обшир­ной свя­то­оте­че­ской лите­ра­ту­ре непро­сто най­ти тек­сты, спе­ци­аль­но посвя­щен­ные одно­по­лым отно­ше­ни­ям, что вызва­но уди­ви­тель­ной попе­чи­тель­но­стью и ответ­ствен­но­стью Отцов, их общим стрем­ле­ни­ем не иску­сить чита­те­лей сма­ко­ва­ни­ем соблаз­ни­тель­ных подроб­но­стей или неволь­но не научить их тако­му гре­ху, о кото­ром они не име­ли пред­став­ле­ния и не ока­зать­ся сами­ми в роли соблаз­ни­те­лей. Так прп. Иоанн Лествич­ник порой, гово­ря о раз­лич­ных видах блу­да, оста­нав­ли­ва­ет­ся и огра­ни­чи­ва­ет­ся лишь: чита­ю­щий да разу­ме­ет, а если нет, то и тем луч­ше. Тем не менее, Отцы, пре­по­да­вая ново­на­чаль­ным нау­ку из наук, путь борь­бы со стра­стя­ми и похо­тя­ми, и эту страсть не обхо­дят. В той же «Лестви­це» опи­сы­ва­ет­ся тон­кий при­мер, когда один бес изго­ня­ет дру­го­го: как ссо­ры и раз­дра­жи­тель­ность исце­ли­ли двух мона­хов от про­ти­во­есте­ствен­но­го вле­че­ния друг ко дру­гу. «Отеч­ник» рас­ска­зы­ва­ет о кра­си­вом юно­ше-пустын­ни­ке, ныр­нув­шем в известь, что­бы обез­об­ра­зить себя и не быть соблаз­ном для сво­их собратий.

Цер­ков­ные кано­ны, при­зван­ных регу­ли­ро­вать, в том чис­ле и дис­ци­пли­нар­но, жизнь Церк­ви, одно­знач­но сви­де­тель­ству­ют о том, что кли­рик-содо­мит дол­жен быть извер­жен из сана, а миря­нин не может быть чле­ном Церк­ви без дли­тель­но­го пока­я­ния. 7 пра­ви­ло свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го назна­ча­ет 30-лет­ний срок пока­я­ния для гомо­сек­су­а­ли­стов и пре­лю­бо­де­ев: «Муже­лож­ни­ки и ско­то­лож­ни­ки, и убий­цы, и отра­ви­те­ли, и пре­лю­бо­деи, и идо­ло­по­клон­ни­ки — того же осуж­де­ния достой­ны. Поэто­му пра­ви­ло, какое име­ешь о про­чих, соблю­дай и о сих; а о при­ня­тии каяв­ших­ся трид­цать лет в нечи­сто­те, кото­рую соде­ла­ли в неве­де­нии, и сомне­вать­ся нам не над­ле­жа­ло». 7 пра­ви­ло Гри­го­рия Нис­ско­го преду­смат­ри­ва­ет за пре­лю­бо­де­я­ние и гомо­сек­су­а­лизм отлу­че­ние от при­ча­стия боль­ше чем на 12 лет.

Дру­гие древ­ние цер­ков­ные пра­ви­ла столь же суро­вы, и тре­бу­ют мно­го­лет­не­го искрен­не­го рас­ка­я­ния. Дру­гое дело, что эти сро­ки не носят обя­за­тель­но­го харак­те­ра, и могут быть сокра­ще­ны в слу­чае искрен­не­го рас­ка­я­ния хри­сти­а­ни­на и отка­за от тяже­ло­го греха.

С тече­ни­ем вре­ме­ни сро­ки епи­ти­мий сокра­ща­лись, но это не озна­ча­ет, что отно­ше­ние Церк­ви к само­му гре­ху ста­ло либе­раль­нее. Речь идет лишь о снис­хож­де­нии к чело­ве­че­ской немо­щи, о неостав­ле­нии чело­ве­ка в беде.

Напом­ним, что зем­ная Цер­ковь состо­ит не из свя­тых, а из греш­ных людей и за дол­гую исто­рию хри­сти­ан­ства сре­ди мирян, свя­щен­ни­ков и епи­ско­пов встре­ча­лись и встре­ча­ют­ся недо­стой­ные люди, под­вер­жен­ные это­му гре­ху. Их запре­ща­ли в слу­же­нии, при­зы­ва­ли к пока­я­нию, а в край­них слу­ча­ях лиша­ли сана и отлу­ча­ли от Церкви.

Современное отношение Русской Православной Церкви к гомосексуализму

В «Осно­вах соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви» про­бле­ме гомо­сек­су­а­лиз­ма посвя­щен 9 раз­дел 12 гла­вы, где гово­рит­ся о том, что одно­по­лые отно­ше­ния не могут быть при­зна­ны «вари­ан­том нор­мы»: «Отно­сясь с пас­тыр­ской ответ­ствен­но­стью к людям, име­ю­щим гомо­сек­су­аль­ные наклон­но­сти, Цер­ковь в то же вре­мя реши­тель­но про­ти­во­сто­ит попыт­кам пред­ста­вить гре­хов­ную тен­ден­цию как «нор­му», а тем более как пред­мет гор­до­сти и при­мер для под­ра­жа­ния. Имен­но поэто­му Цер­ковь осуж­да­ет вся­кую про­па­ган­ду гомо­сек­су­а­лиз­ма. Не отка­зы­вая нико­му в основ­ных пра­вах на жизнь, ува­же­ние лич­но­го досто­ин­ства и уча­стие в обще­ствен­ных делах, Цер­ковь, одна­ко, пола­га­ет, что лица, про­па­ган­ди­ру­ю­щие гомо­сек­су­аль­ный образ жиз­ни, не долж­ны допус­кать­ся к пре­по­да­ва­тель­ской, вос­пи­та­тель­ной и иной рабо­те сре­ди детей и моло­де­жи, а так­же зани­мать началь­ствен­ное поло­же­ние в армии и испра­ви­тель­ных учреждениях».

Одно­знач­но осуж­дая гомо­сек­су­а­лизм как грех, Цер­ковь при­зна­ет пра­во гомо­сек­су­а­ли­стов на лич­ное ува­же­ние и уча­стие в жиз­ни обще­ства. В доку­мен­те нет при­зы­вов к насиль­ствен­ным дей­стви­ям к гомо­сек­су­а­ли­стам или к необ­хо­ди­мо­сти вос­ста­нов­ле­ния уго­лов­ной ста­тьи за одно­по­лые отно­ше­ния сре­ди взрос­лых людей. Дру­гое дело, что Цер­ковь, защи­щая чело­ве­ка от про­па­ган­ды гре­ха или воз­мож­но­го наси­лия, про­сит, что­бы люди, откры­то заяв­ля­ю­щие о сво­ей гомо­сек­су­аль­ной ори­ен­та­ции, не мог­ли рабо­тать в шко­лах, ВУЗах, или быть началь­ни­ка­ми в армии или испра­ви­тель­ных учреждениях.

Гомо­сек­су­аль­ные свя­зи супру­га явля­ют­ся осно­ва­ни­ем для цер­ков­но­го раз­во­да. Гомо­сек­су­аль­ные свя­зи после кре­ще­ния – кано­ни­че­ским пре­пят­стви­ем к свя­щен­ству, в Пра­во­слав­ной Церк­ви запре­ще­но руко­по­ла­гать гомо­сек­су­а­ли­стов, гре­ша­щих тай­но, не гово­ря уже об «откры­тых геях», что в послед­нее вре­мя ста­но­вит­ся нор­мой для Англи­кан­ской и ряде про­те­стант­ских церк­вей в США и Европе.

Ины­ми сло­ва­ми, Цер­ковь не оправ­ды­ва­ет наси­лие или уни­же­ние в отно­ше­нии геев, не оскорб­ля­ет их чело­ве­че­ское досто­ин­ство, но стре­мить­ся защи­тить обще­ство от рас­про­стра­не­ния поро­ка и раз­мы­ва­ния поня­тия нормы.

Читайте также: