Муж татьяны был важный цитата

Обновлено: 22.12.2024

Итак, Татьяна Дмитриевна Ларина, в замужестве княгиня N. Что можно сказать об отношениях её с супругом?

Огромное число комментаторов к предыдущим статьям спорило по самым разным и, казалось бы, мелким вопросам, но для тех, кто любит Пушкина и его роман, важно всё. Кто-то пишет о достоинствах генерала и любви Татьяны к нему. Кто-то склонен объявить Татьяну чуть ли не пустоцветом: настоящего детства ей автор не дал, а обрёк на «тоскливое существование до самой смерти» без любимого, не дав «даже детей - отраду всех женщин»…

Что тут можно сказать? Сначала о детях. Заявление пресловутого Микушевича «Детей нет и не предвидится, верность какая-то другая связана с отношением к Онегину» я всерьёз не принимаю. В одном из комментариев прочитала, что, возможно, дети и были, просто автор не упоминает о них, потому что «в то время рождение детей было таким естественным и обычным, что не заслуживало упоминания». Что ж, может быть и так. Действительно, если мы посмотрим на родословные тех, кто окружал поэта, то увидим в основном не просто многодетные, по нашим меркам, а очень многодетные семьи: у Вяземских, к примеру, было восемь детей, у Карамзина (во втором браке) – девять, у самого Пушкина было семь братьев и сестёр. Не отставали, кстати, и коронованные особы: Александр I потомства не оставил (по крайней мере, официального), однако у Николая I детей было семеро, а у их родителей – десять человек. Неизвестно, какой была бы семья Пушкиных, не случись роковой дуэли, но четверо за шесть лет, согласитесь, немало… Поэтому совершенно неуместно звучат комментарии тех, кто пытается иронизировать (вроде высказывания о детях «это же пошло, это для кур вроде Ольги!»).

Есть, конечно, и куда более грустные примеры. Очень многие дети умирали в младенчестве (у родителей Пушкина, к примеру, выжило лишь трое; тут невозможно не вспомнить ещё раз о пушкинской «Мадоне», сумевшей вырастить всех родившихся). Я в своё время писала о Е.П.Нарышкиной , похоронившей крошечную дочь и лишившейся, после тяжёлых родов её, возможности иметь других. Можно вспомнить (это куда радостнее) о семье князей Трубецких , первый ребёнок которых родился уже в Сибири, через девять лет после свадьбы.

Поэтому вопрос о детях остаётся открытым (напомним, что и замужем Татьяна «около двух лет» - не так уж долго). Куда важнее другое.

Посмотрите, как изменилась Татьяна! Я, разумеется, отметаю в сторону домыслы тех, кто пишет, что это доказывает её детский возраст в момент первой встречи с Евгением. Хотя буквально на днях вступила в полемику с комментатором, вновь и вновь отстаивающим эту нелепость. При этом наряду со строкой про «девочку в тринадцать лет» («Мысли Онегина после того, как он получил письмо Татьяны. О какой 13-летней девочке он думает? Имя девочки не упоминается») цитируется ещё - «та девочка, которой он пренебрегал в смиренной доле». Про 13-летнюю девочку писала неоднократно, повторяться уже надоело, тем более для людей, которым лень прочитать ту же самую четвёртую главу чуть дальше. Что касается «девочки», которой «пренебрегал» Онегин… Да, это написано. Скажу больше: чуть дальше можно прочитать (диву даёшься, как «домысливатели» до этого не дошли!): « Кто б смел искать девчонки нежной…» Но только что это доказывает? Да ровно ничего! В пятой главе, к примеру, мы читаем:

Приехал ротный командир;

Вошёл… Ах, новость, да какая!

Музы́ка будет полковая!

Полковник сам её послал.

Какая радость: будет бал!

Девчонки прыгают заране…

Что ж, прикажете и этих «девчонок» считать малолетками? Напомню, кстати, что танцевать на балах девушки до 16 лет не могли, для них устраивались так называемые «детские праздники» - балы для подростков (если вспомните, туда Онегин приглашался, живя в Петербурге). А здесь танцуют и Татьяна, и Ольга: «Подходит к Ольге Петушков, к Татьяне Ленский».

В 23 примечании к роману Александр Сергеевич довольно язвительно написал: «В журналах удивлялись, как можно было назвать девою простую крестьянку, между тем как благородные барышни, немного ниже, названы девчонками!» Это ответ на рецензию Б.М.Фёдорова в журнале «Санкт-Петербургский зритель», негодовавшего из-за фразы «В избушке распевая дева прядёт». Позже Пушкин напишет А.А.Дельвигу из Малинников: «Здесь очень много хорошеньких девчонок (или девиц, как приказывает звать Борис Михайлович)».

Добавлю ещё (для тех, кто, простите, уже «зациклился» на Татьяне-подростке) фразу из «Барышни-крестьянки»: « Алексей, оставшись наедине, не мог понять, каким образом простая деревенская девочка в два свидания успела взять над ним истинную власть». Возраст Лизы Пушкин укажет точно – 17 лет (видимо, любимый возраст для него), не думаю, что она выглядела моложе…

Так что, думаю, вопрос с «девочкой» можно закрыть. Жать только, что столько времени приходится тратить, чтобы доказать, что чепуха является чепухой! Кто-то ещё мотивирует своё убеждение: «17-летние редко меняются физиологически - они уже созрели. А 14-15 летние меняются». Но, по-моему, в том-то и дело, что не просто девочка выросла, а незаметная барышня превратилась в великолепную женщину:

Кто б смел искать девчонки нежной

В сей величавой, в сей небрежной

Законодательнице зал?

И, наверное, нельзя не согласиться с теми, кто пишет, что так выглядеть может лишь та, кого любят.

Каковы же отношения супругов? О князе я уже писала. Если говорить о Татьяне, то, наверное, страстной любви мы не увидим, однако же…

Позвольте привести цитату совсем «из другой оперы» - из романа И.Стоуна «Моряк в седле», посвящённого жизни Д.Лондона: «Джек и Бэсси не лукавили друг с другом, не разыгрывали безумцев, пылающих страстью в духе лучших романтических традиций. Для них не было секретом, что Бэсси по-прежнему любит Фреда Джекобса, а Джек – Мэйбл Эпплгарт. Но оба стремились к браку. Им было хорошо вместе, они нравились друг другу, относились друг к другу с уважением, чувствовали, что могут создать хорошую, прочную семью и вырастить славных ребят. Оба считали, что слово “любовь”, хоть и не самое длинное в словаре, достаточно растяжимо и допускает много различных толкований». Конечно, мне могут возразить, что и брак этот не был удачным, и фраза «оба стремились к браку» не совсем уместна. Однако вот о «различных толкованиях», думаю, сказано очень точно. Всегда ли пылкая страсть – залог семейного счастья, взаимопонимания?

Что обрела Татьяна в браке? Несомненно, любящего мужа, который гордится своей женой. Также несомненно, положение в свете, полную обеспеченность: «я богата и знатна», «нас… ласкает двор» . И, наверное, главное – спокойствие.

И.А.Гончаров писал: «Очнувшись, со вздохом скажешь себе: ах, если б всегда и везде такова была природа, так же горяча и так величаво и глубоко покойна! Если б такова была и жизнь. Ведь бури и бешеные страсти не норма природы и жизни, а только переходный момент, беспорядок и зло, процесс творчества, чёрная работа – для выделки спокойствия и счастья в лаборатории природы». Наверное, и здесь можно привести это сравнение – «Выработка спокойствия и счастья»…

Счастлива ли Татьяна? Счастье каждый понимает по-разному, а вот её «спокойствие» Пушкин упомянет не раз, к примеру, «она сидит покойна и вольна» . Да, она скажет о «постылой жизни», о стремлении вернуться в прошлое, но насколько смогла бы она сделать это?

Любит ли Татьяна мужа? Мне кажется, да, но, конечно, не так, как Онегина, когда «тоска любви» не давала ей покоя. Это не пылкая страсть, в первую очередь это глубокое уважение. А ведь без уважения семьи быть не может. Позвольте сослаться на другие литературные произведения. «Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна», - заявит Лариса Огудалова у А.Н.Островского.

А вот ещё примечательный диалог:

«- А мужа своего вы не любите.

- Лена, не лги. У женщины, которая любит мужа, не такие глаза. Я видал женские глаза. В них всё видно.

- Ну да, вы опытны, конечно…

- Сознайтесь, что вы его не любите!

- Ну, хорошо: не люблю и не уважаю. Не уважаю. Довольны?»

Наверное, не случайно булгаковская героиня так подчеркнёт это «не уважаю» - потерянное уважение уже не вернёшь, а без него…

Татьяна же мужа, без сомнения, уважает. Она практически не говорит о нём (кроме этой самой, вдруг почему-то начавшей смущать кое-кого фразы, «что муж в сраженьях изувечен», нет практически ни слова), но мне почему-то кажется, что супруги прекрасно понимают друг друга.

…Она спросила,

Давно ль он здесь, откуда он

И не из их ли уж сторон?

Потом к супругу обратила

Усталый взгляд; скользнула вон…

Слов не надо, достаточно лишь взора – и генерал всё понимает. Появится генерал и «на выручку» жене, когда она будет в первый раз принимать Онегина:

…Слова нейдут

Из уст Онегина. Угрюмый,

Неловкий, он едва-едва

Ей отвечает. Голова

Его полна упрямой думой.

Упрямо смотрит он: она

Сидит покойна и вольна.

Приходит муж. Он прерывает

Сей неприятный tete-a-tete;

С Онегиным он вспоминает

Проказы, шутки прежних лет.

Они смеются.

А может быть, и «муж Татьянин показался» в финале романа, тоже почувствовав, что жене нужна поддержка? Кто-то из моих комментаторов указал, что звон шпор указывает: генерал прискакал на лошади, а мне почему-то кажется, что он собирался куда-то выходить, но вот почувствовал, что нужен здесь… А может быть, он и знает о прошлой любви?

Рисунок А.Н.Самохвалова Рисунок А.Н.Самохвалова

Почему же всё-таки Онегин в финальной сцене застаёт Татьяну в слезах за чтением письма (вероятнее всего, всё же его письмо перечитывает, хотя времени после его получения прошло немало)? Мне кажется, здесь сплелось всё: и оплакивание былой любви, и прощание с собой прежней, и, думается мне, страдание от того, что выльется в её вопросе герою: «Что ж ныне меня преследуете вы?»

Но об этом – в следующий раз.

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

"Оглавление" всех статей, посвящённых "Евгению Онегину", - здесь

Следующая цитата

Любители русской классической литературы наверняка читали «Евгения Онегина». Главная героиня, Татьяна Ларина, по сюжету была влюблена в того самого Онегина. Как и любая девушка, она грезила о свадьбе с ним. А. С. Пушкин характеризовал Ларину как скромную и застенчивую особу, предпочитающую уединение. Для нее было увлекательным читать романы, слушать страшные истории, которых так много знала ее нянечка. Поговорим кратко о сюжете произведения, кем в романе «Евгений Онегин» был муж Татьяны, какой титул он носил.

Кратко по сюжету

Для Татьяны были неинтересны привычные занятия девушек того времени. Ее не привлекали игры в горелки со сверстницами, танцы и веселье, в отличие от ее сестры Ольги. Когда Ларина познакомилась с Онегиным, ей было всего 16-17 лет. Сейчас это кажется мало, а на тот момент этот возраст считался наиболее подходящим для женитьбы. Как известно, девушка всем сердцем полюбила Онегина, чего нельзя сказать о нем самом. Он не ответил ей взаимностью. Поэтому спустя 2 года девушка перебирается в Санкт-Петербург на ярмарку невест. К тому моменту ей уже исполнилось 20 лет. Девушка постепенно выходила из брачного возраста. В Петербурге она встретила будущего супруга. Какой титул имел муж Татьяны Лариной? Сам Пушкин говорил о нем, как о «важном генерале». Но и это еще не все.

Муж Татьяны Лариной


Мартин Донован в роли Евгения Онегина

Литературные критики, назвавшие персонажа «N» человеком старым, неправы. Так сколько лет было этому загадочному генералу? Об этом есть также немало споров. Если проследить четкую хронологию событий, можно понять, что это был мужчина средних лет. Автор в ходе работы над черновиками, заменял слово «старый», чем «омолодил» этого персонажа. Говоря о муже Татьяны Лариной, пушкинисты условно называют его «не названным». Так его окрестили из-за упоминания имени. Его возраст продолжает вызывать вопросы. Но в одном мысли всех литературоведов сходятся – господин «N» точно был старше Онегина и, конечно же, Татьяны. Однако его возраст недалеко ушел от возраста Евгения. Ведь он вместе с ним вспоминал «проказы, шутки прежних лет».

Также известно, что этот второстепенный персонаж участвовал в Отечественной войне 1812 года. Об этом свидетельствует цитата: «муж в сраженьях изувечен». Звание генерала позволяло мужчине принимать надменный вид, о чем свидетельствует цитатная характеристика: «и всех выше и нос, и плечи подымал». А вместе с царственным обликом своей супруги в нем усиливалось чувство собственного превосходства.

Отношения Татьяны Лариной с мужем


Евгений Онегин с мужем Татьяны Лариной

Князь сразу же влюбился в Татьяну, как только увидел ее. Об этом говорит фраза из романа: «глаз меж тем с нее не сводит». Самоуверенный генерал точно знал, что его предложение руки и сердца не оставит ни одну из женщин равнодушной. Он ни на миг не сомневался, что кто-то откажет ему. Боевые заслуги, высокий чин и приятная наружность делали его привлекательным в глазах всех женщин. Всех, кроме Татьяны. Она абсолютно равнодушно относилась к этому господину. И понятно почему – ведь в ее сердце все еще жил Онегин.

Все же Ларина дала согласие на этот брак, уступая назойливым уговорам тетушек: «Взгляни налево поскорей… Вот отошел… вот боком стал…». Немаловажную роль здесь сыграло также желание насолить Онегину.

Несмотря на всеобъемлющую безответную любовь к другому, Ларина ни на миг не думала об изменах. И в этом статному князю очень повезло. Будь на ее месте любая другая особа, она бы тут же окружила себя толпой поклонников. А те с превеликим желанием ублажали бы знатную и богатую женщину. Но Ларина не позволит себе опуститься до измены. Она все еще мечтает о Евгении, но вместе с тем заявляет ему: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».

Символичность образа

Александр Сергеевич преднамеренно не дает имени этому персонажу. Это сделано для того, дабы подчеркнуть типичность ситуации. В те времена, когда жил Пушкин, было вполне естественно выдавать замуж за того мужчину, которого выбирают родители, а не сама невеста. Любовь мужа и жены не выдвигалась на первый план, а имела второстепенное значение. В ту эпоху жили по принципу: «стерпится – слюбится».


Встреча Татьяны и Онегина на балу

Что касается князя N, он нашел счастье в Татьяне. А сама девушка остается «у разбитого корыта» с искалеченной судьбой. Теперь ей приходится всю жизнь притворяться перед нелюбимым человеком.

Назвав генерала всего лишь одной буквой, Пушкин хотел показать, насколько этот персонаж не важен, и что для Татьяны он не представляет интереса. Будь этот мужчина даже ее бывшим мужем, она бы все равно не вернулась к Онегину, потому что гордость не позволяла ей дарить любовь тому, кто однажды растоптал ее.

Следующая цитата

Это пост — спор с теми, кто считает, что Татьяна Ларина мужа всего лишь уважала, но не любила.

Любимый муж Татьяны Лариной

Любовь — многозначное слово. Но «нелюбовь» тоже имеет нюансы в значении. Что такое нелюбовь? Ненависть? Или отсутствие любви, то есть равнодушие? Могла ли Татьяна испытывать какую-либо неприязнь к мужу? Нет. Могла ли она быть к нему сердечно холодна? Разберёмся.

Генерал — герой войны 1812 года, статный, знатный, богатый, никак не старше 35 лет. Этот замечательный перечень достоинств потенциального жениха для Татьяны, в отличие от многих современных ей барышень — не преимущество. Но если прибавить к этому списку ум, наблюдательность, душевность, истинное благородство — то получается весьма привлекательная личность.

Перечитаем последние строфы VII главы романа, те, что рассказывают о судьбоносной встрече.

Шум, хохот, беготня, поклоны, Галоп, мазурка, вальс. Меж тем, Между двух теток у колонны, Не замечаема никем, Татьяна смотрит и не видит, Волненье света ненавидит; Ей душно здесь. она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок, Где льется светлый ручеек, К своим цветам, к своим романам .
Так мысль ее далече бродит: Забыт и свет и шумный бал, А глаз меж тем с нее не сводит Какой-то важный генерал. Друг другу тетушки мигнули И локтем Таню враз толкнули, И каждая шепнула ей: — Взгляни налево поскорей.— «Налево? где? что там такое?» — Ну, чтобы ни было, гляди… В той кучке, видишь? впереди, Там, где еще в мундирах двое… Вот отошел… вот боком стал…— «Кто? толстый этот генерал?»
Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (запомним эти две строчки)

Пушкин не сочинял сказочку. Его Татьяна выскочила замуж не по законам жанра, а по законам жизни. Скупые строки «а глаз меж тем с неё не сводит какой-то важный генерал» характеризуют самого генерала быстро, точно, полно. Это надо умудриться в суетливой и пёстрой толкотне среди сотен лиц разглядеть ту, которая попала сюда словно по ошибке, увидеть не фасад, а человеческое наполнение, суть. Это сродни волшебству. Ведь Татьяна, как не раз подчёркивал Пушкин, не способна поразить ничей взгляд внешней привлекательностью. «Ни красотой сестры своей, ни прелестью её румяной не привлекла б она очей». Пушкин освободил свою героиню от пут красоты. Но в том-то и дело, что и без чарующей красоты Татьяна привлекает — и ещё как. Скучающий, но проницательный Онегин за один вечер в молчаливой скромнице разглядел поэтическую душу, нечто достойное внимания, многообещающее. Хоть ему лично не было до этого никакой нужды. Но ведь оценил, прочитал, почувствовал. Правда, и сравнивал-то всего из двух барышень, и провёл в гостях время, а не мгновение. И Татьяна сама была тогда открыта, её душа непроизвольно вся обращалась к нему, бессознательно считывала его.

С генералом же всё по-другому. У него не было возможности как у Вяземского, «подсесть», поговорить — понять и оценить. В его душе возник трепетный отклик уже при первом взгляде — издалека, среди мельканья сотен других лиц. И Татьяна в тот момент была скучна, уныла, как будто обречённо отбывая заданный ей урок: «Татьяна смотрит и не видит, волненье света ненавидит; ей душно здесь. » А генерал не отводит глаз, продолжает смотреть дальше и видит уже нечто другое — не унылую скуку, а уникальную внутреннюю личную наполненность: «Так мысль ее далече бродит: Забыт и свет и шумный бал. »

Умница — а не генерал! Это первое. И второе.

Помните, Татьяна читала книги в кабинете Онегина, в которых изображён современный человек «с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом»? Тогда её посетит озарение, что Онегин — как раз из таких. А ведь сватать её будет, напротив, тот, у кого ум не озлоблен и действия не пустые.

Без всякого сомнения, генерал достоин любви Татьяны. Но как бы ни были прекрасны его человеческие качества — они всего лишь условие, но не гарантия любви к нему.

Из чего же в романе следует, что любовь всё-таки состоялась?

Из восьмой главы. Давайте поразмыслим, какими причинами можно объяснить превращение порывистой, смятенной девочки — «мечтательницы нежной» — в полную достоинства, уверенную в себе женщину, излучающую непоколебимое душевное спокойствие? Прошло-то всего от силы года три.

Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! Как утеснительного сана Приемы скоро приняла!

Словами про «роль», про «утеснительный сан», глядя на Татьяну в конкретный момент времени, думает Онегин — не автор. Дальше в этой строфе героя озадачит саднящее его душу противоречие: «И он ей сердце волновал!»

Так что же случилось с Татьяной? Почему от неё распространяется удивительная, волшебная, редкостная по силе воздействия аура?

К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале, и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал.

Вы лишь представьте: как только она переступила порог, «по зале шёпот пробежал». А? Каково? И это несмотря на то, что Пушкин по-прежнему упоминает об отсутствии формальной красоты Татьяны: «Никто б не мог её прекрасной назвать. ». То есть ни бриллианты, ни дорогие наряды, ни лучшие столичные парикмахеры не изменили её внешнего облика в лучшую сторону. А зачем, собственно?

А теперь попробуйте убедить меня в том, что её волшебное воздействие на людей происходит лишь потому, что Татьяна а) настоящая, глубокая личность, б) она уважает и ценит мужа, в) выполняет свой христианский и человеческий долг. и т.д. и т.п.. Да, да! Всё так. Но именно так стала бы вести себя Марья Кириловна Верейская, юная героиня «Дубровского». Она так же честно выполняла бы свой христианский долг, так же задирал бы плечи старик Верейский, а бедной Маше уж точно пришлось бы играть «свою роль» и примерять «утеснительный сан». (Татьяна ничего не играет!) И несмотря на ослепительную Машину красоту, никогда бы не исходило от неё той безусловно располагающей к себе, тёплой человеческой ауры, которая так оглушила Онегина впечатлением, производимым Татьяной на всех.

Я понимаю, сравнение поведения Татьяны и Маши Верейской не вполне корректно, потому что генерал не чета старому князю, последний — безнравственный потаскун, не достойный истинного уважения.

Но лично я уверена (хотя это можно и оспорить), что глубокого уважения к достойному мужу всё-таки недостаточно, чтобы женщина излучала мягкий свет «беспечной прелести», как любуясь ею, пишет автор.

А что же видит Онегин? Вот он мрачный сидит перед Татьяной у неё в гостиной. Они одни.

Слова нейдут
Из уст Онегина. Угрюмый,
Неловкий, он едва-едва
Ей отвечает. Голова
Его полна упрямой думой.
Упрямо смотрит он: она
Сидит ПОКОЙНА И ВОЛЬНА.

Покойна и вольна! Разве Татьяна притворяется? Разве она всего лишь демонстрирует специально для Онегина свою свободу, спокойствие и внутреннюю раскрепощённость? Нет! Она такая! И в этом она кардинально изменилась по сравнению со своим ДЕВИЧЕСТВОМ. Что же заставило её так поменяться? Осознание собственной значимости как жены достойного человека? А без мужа, выходит, не было этого самоуважения? Ну уж Татьяна не из таких. Богатство, знатность? Смешно. Необходимость играть роль? Это не про Татьяну. Так что же тогда?

А что? Если не любовь?

Татьяна живёт полной жизнью с внутренней гармонией. Для неё мысль и чувство, воля и поступок — едины. Она целостна и целомудренна. Такой она была всегда. И девочкой, и женщиной. В восьмой главе она покойна и вольна и в гостиной перед Онегиным и вообще в жизни перед всеми. Раньше она такой не была. Да почему? Да потому что генерал не только умный, душевный, благородный человек, а потому, что он её любящий муж! Она с ним вообще-то спит. — она «отдана». Она поэтому такая и стала в замужестве, что у неё с мужем по всем фронтам всё прекрасно. Перед нами молодая женщина, которая потому так проста, обаятельна и раскрепощена, что она испытывает полное удовлетворение от жизни, а не мужественно выполняет свой долг как стойкий оловянный солдатик. Иначе это была бы не та Татьяна, которую так победительно мощно изобразил Пушкин в заключительной главе.

Ну и последнее на сегодня. Вспомним слова Пушкина, радостно им произнесённые в завершении первой встречи будущих супругов:

Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою

Мог ли он, характеризуя ситуацию, назвать победой замужество любимой героини, в котором будет отсутствовать главная составляющая — любовь самой Татьяны? Это по Пушкину победа?

Я знаю, что мои рассуждения входят в некоторое противоречие с прощальной речью Татьяны, адресованной Онегину. Разъяснения потянут ещё на одну статью. Как-нибудь в другой раз.

Спасибо, что дочитали! Если статья понравилась, ставьте лайк, подписывайтесь на канал, высказывайте своё мнение. Я буду очень рада!

Следующая цитата

Татьяна Ларина вышла замуж за статного, вполне молодого генерала, участвовавшего в опасных сражениях. У него было всё: богатство, знатность, настоящее мужское дело, ум, понимание жизни. Почему он не женился раньше? Причины могут быть разные. Но если основываться на том, как пристально вглядывался он в Татьяну в мельканье и сутолоке многолюдного дворянского собранья, можно сделать вывод, что искал генерал душу живую и родную. И нашёл.

Татьяна, став женой, обязательно оценит прекрасные душевные и мужские качества супруга, непременно откликнется на них сердцем, благодарно, в той или иной степени, откроет ему своё. В противном случае, это была бы какая-то иная героиня.

Об Онегине она будет помнить. Навсегда останется в душе отголосок сильного и яркого чувства, поглотившего некогда всё её существо целиком. Такое не забывается. Она совсем ничего не будет о нём знать с момента дуэли, ей не с кем о нём говорить - и это к лучшему в предлагаемых жизнью новых обстоятельствах.

И вот неожиданно он предстаёт перед ней на великосветском рауте. Его подводит к ней муж!

Генерал здесь хорош! Онегин, к сожалению, моложе Татьяны выглядит. Генерал здесь хорош! Онегин, к сожалению, моложе Татьяны выглядит.

Княгиня смотрит на него.

И что ей душу ни смутило,

Как сильно ни была она

Но ей ничто не изменило:

В ней сохранился тот же тон,

Был так же тих ее поклон.

Герой своими глазами видит тихий поклон и своими ушами слышит ровный, одинаковый для всех приветливый тон.

Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась

Иль стала вдруг бледна, красна.

У ней и бровь не шевельнулась;

Не сжала даже губ она.

Смотрим мы на Татьяну изучающими глазами Онегина. Но кто же тогда сообщает то, что ничьим глазам не видно: как сильно была Татьяна "удивлена, поражена"? Автор - больше некому.

Татьяну поразила нежданная встреча с первой любовью, но скрыть её ей было нетрудно. Потому что она за два года научилась притворяться? Конечно, не поэтому. Она цельный человек, обладающий внутренней вдумчивостью и собранностью. Рядом муж, которому она "отдана на век", и это - главное для Татьяны. "Отдана, верна" - не просто слова или знание, или долг. О нет! Это её сущность, целостное ядро её личности. В Татьяне нет противоречий, не может быть в её душе какой-то бреши в виде любовных сомнений или двойственности чувств. Она не мечется, не страдает, она живёт с миром в душе. Никакого выбора между чувством и долгом она не делает. О нём (о выборе) даже гипотетически вопрос ею не ставится. У неё, где долг, там и чувства. Где ясное осознание предназначения, там и воля. Поэтому она так спокойна с Онегиным всегда и везде.

Она его не замечает,

Как он ни бейся, хоть умри.

Свободно дома принимает,

В гостях с ним молвит слова три,

Порой одним поклоном встретит,

Порою вовсе не заметит:

Кокетства в ней ни капли нет.

"Порою ВОВСЕ НЕ ЗАМЕТИТ"! Может ли женщина, любящая мужчину, как мужчину, так себя вести? Не замечать вовсе? Не намеренно из-за кокетства, а вот просто не видеть, что он в зале? Онегин будучи гением "в науке страсти нежной" все симптомы притяжения между полами изучил вдоль и поперёк. Все фибры его души жадно обращены на Татьяну, и если он констатирует, что "она его не замечает", значит так и есть.

Представляете?! Что это за Татьяна такая, которая видит ухаживания Онегина - не слепая, понимает его чувства - не дура (да и кто бы не заметил то, что и не скрывается: то боа накинет, то платок поднимет, то руки горячо коснётся), но продолжает быть с ним "покойна и вольна", не делая никакого различия между ним и другими посторонними. Это какой внутренний стержень надо иметь, чтобы не реагировать? В чём тайна этого стержня и одновременно внутренней раскрепощённости, свободы?

Для меня это чудо! Но объяснить его я могу только тем, что Татьяна, как человек цельный, мужа любит. Потому что видеть, как влюблённый в тебя мужчина, о котором ты грезила в девичестве, нескромно и несчастно пожирает тебя глазами - и не колебаться ни полсекунды, не метаться, не переживать. Или на худой конец твёрдо и сурово не противостоять натиску, то есть не показать хотя бы малейшие признаки борьбы между чувством долга по отношению к мужу и ненужной (преступной) сердечной склонностью к Онегину. Но борьбы нет и в помине. Вообще. Никакой.

И если в этом месте утверждать, что Татьяна мужа не любит, только уважает, а Онегина она любит, то как тогда можно объяснить её свободную раскрепощённость при нём? Что это за Татьяна такая при этом раскладе получается? Она, вообще, человек? Такие бывают? Чувство долга сделало её бесчувственной? Или, может, святой? Сверхчеловеком?

Я уверена, что Татьяна мужа любит. Только цельное чувство к супругу, в котором уважение соседствует с сердечной привязанностью и влечением, способно объяснить душевное умиротворение героини и отсутствие в ней какой бы то ни было внутренней борьбы в та-а-акие напряжённые моменты жизни.

Умиротворение уступает место гневу после писем Онегина. Он дерзает облечь в слова то, о чём она, конечно, догадывается.

Спасибо, что дочитали! Если статья понравилась, ставьте лайк, подписывайтесь на канал, высказывайте своё мнение. Я буду очень рада!

Читайте также: