Мусульманские цитаты про животных
Обновлено: 24.11.2024
Бог создал человека и вселенную, чтобы они служили Ему. Аллах говорит: Он — Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами (Коран, 2:29). Все животные, которых Бог сотворил на благо человека, являются частью этой Вселенной.
Аллах говорит: «Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу. Они украшают вас, когда вы пригоняете их обратно вечерами и выводите на пастбище по утрам. Они перевозят ваши грузы в края, достичь которых вы могли бы только ценой больших усилий. Воистину, Господь ваш — Сострадательный, Милосердный. Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чем вы не ведаете» (Коран 16:5-8).
В приведенных выше аятах Всевышний упоминает некоторые из преимуществ, которые мы получаем благодаря животным: они являются основными источниками питания, одежды, транспорта и медицины.
Животный мир предоставляет нам возможность думать о Божественной славе и Его абсолютной власти.
Когда мы изучаем многочисленные виды существ, их формы, цвета, поведение, мы осознаем, что существует Творец всего сущего, который наделяет душой каждого и предоставляет способность вести свою особую жизнь.
Аллах посредством Корана направляет человеческий разум на мысли о Его творениях и осознание единства, всемогущества и величия Бога. Аллах сказал: "Воистину, в домашней скотине для вас — назидание. Мы поим вас тем, что образуется в их животах между пометом и кровью, — чистым молоком, приятным для пьющих" (Священный Коран 16:66).
Существует ли какое-либо предприятие на земле, которое может превратить клевер в молоко или нектар в мед?
В некотором смысле животные были и остаются нашими учителями.
Всевышний сказал, что животные прославляют, хвалят и благодарят Его, поэтому человек должен стыдиться, когда животное делает это, а он - нет. Аллах сказал: "Разве ты не видел, что Аллаха славят те, кто на небесах и на земле, а также птицы с распростертыми крыльями? Каждый знает свою молитву и свое славословие. Аллах знает о том, что они совершают" (Священный Коран 24:41).
Животные осуждают неверие человека и его поклонение ложным богам. Это становится ясным из истории удода, которую услышал Соломон, когда с помощью Аллаха научился понимать язык животных.
Однажды удод вылетел в Йемен и увидел людей под покровительством королевы, которая поклонялась солнцу. Птица улетела обратно к Соломону и сообщила ему об этом. Соломон написал письмо королеве с призывом принять религию Аллаха и отправил его с удодом.
Этой историей Бог хотел научить нас делать все возможное, чтобы распространять правду.
Животное первым научило человека, как хоронить мертвых. Когда Каин убил своего брата Авеля, Бог послал ворона, который вскопал землю и похоронил другую ворону, тем самым показав Каину, что делать с телом своего брата.
У животных человек может научиться терпению, настойчивости и дисциплине, особенно у пчел и муравьев. Благодаря птицам человек научился строить самолеты. Не зря Аллах назвал многие главы Священного Корана именами животных и насекомых, таких как слон, корова, пчелы, муравей и паук.
Исламский закон призывает мусульман уважать и быть добрым по отношению к животным.
Ислам рассматривает доброе отношение к животным, как награждаемое доброе дело: Пророк Мухаммад (ﷺ) поведал: «В давние времена некий путник сильно захотел пить. Он нашел колодец, спустился вниз, напился воды и вышел. Вдруг видит, как навстречу, высунув язык, бежит собака. Жажда настолько мучила ее, что она лизала сырую глину. Путник сказал самому себе: «Эта собака, так же, как и я, сильно хочет пить». Подумав об этом, он спустился в колодец, наполнил свою обувь водой и, держа в зубах обувь с водой, поднялся наверх и напоил собаку. Поступок путника понравился Аллаху, Он был доволен им и простил все его прегрешения».
Также Пророк (ﷺ) привел такую историю: «Некая женщина закрыла кошку в глухой комнате, отчего бедное животное умерло. За этот жестокий поступок женщина попала в Ад, где ее постигло наказание. Ибо закрыв кошку и не дав ей ничего съедобного и даже возможности искать еду самой, она подвергла животное мучительной смерти. Ислам запрещает лишать животных свободы, еды и питья.
Ислам также запрещает перегружать животных работой. Однажды Пророк (ﷺ) вступил на поле, где был верблюд. Увидев Пророка, слезы потекли у верблюда, так Пророк (ﷺ) сказал его владельцу: "Вы должны бояться Бога, который дал вам этого верблюда. Он жаловался, что вы его не кормите и перегружаете работой".
Ислам также запрещает охоту на животных ради спорта.
Перед забоем животных, Пророк (ﷺ) рекомендовал заточить ножи и для облегчения боли животного забой должен быть выполнен быстро.
Ислам запрещает подстрекательство к борьбе между ними и между людьми и животными. Пророк (ﷺ) сказал: "Бог помилует милостивых. Будь милостив к тем, кто на земле, и Бог помилует тебя".
Одни считают, что исламский способ забоя животных является бесчеловечным или жестоким и заставляет животного страдать. На самом деле забой животного согласно исламским канонам является наименее болезненным для животного и полезным для человека.
Аллах знает, что лучше для человека, а мы знаем так мало по сравнению с Его знаниями и мудростью.
Милосердие и сострадание Ислама – религии мира и терпимости простираются не только на человечество, но и на все живые существа на планете. Коран призывает верующих мусульман, вне зависимости от их образования и социального статуса, проявлять заботу и доброту к братьям нашим меньшим, обеспечивать их надлежащим продовольствием и крышей над головой, а также ухаживать за больными и старыми животными.
Эти правила, которые были установлены по отношению к животным в Исламе еще полторы тысячи лет назад, и по сей день указывают на то, что ни одни существа, имеющие душу, не должны быть оскорблены.
Следующая цитата
Совсем недавно жизнь человека во всем мире была немыслима без лошадей. Это было такое же обычное и распространенное средство для передвижения и перевозки различных грузов как сейчас автомобиль, автобус или поезд.
Более того, можно с уверенностью заявить, что в развитии человеческой цивилизации самое большое участие приняли именно лошади – поскольку уже в 5-6 тысяч лет назад люди приручили и одомашнили этих животных. С тех пор лошадь сопровождала человека повсюду – в мирное время и на войне, в работе и на отдыхе.
Лошадь в Коране
Порода лошадей, выведенная на Аравийском полуострове –так называемая, чистокровная арабская лошадь, считается самой древней верховой породой лошадей. Это животное необычайной красоты, прекрасно сложенное, очень выносливое и быстрое.
Арабская лошадь считалась одним из главных богатств ее хозяина – это было не просто домашнее животное, но друг и член семьи. Арабы-кочевники обычно держали их рядом со своим жилищем, лошади хорошо знали своих хозяев и были сильно к ним привязаны. В бою лошадь слушалась хозяина по одному его слову или движению, она могла вынесли раненого человека с поля боя.
Бедуины обращали особое внимание на родословную лошадей – поэтому данная порода в течение долгого времени сохранялась в чистоте. Более того, арабские лошади были запрещены к продаже в другие страны, в том числе и в Европу, под страхом смертной казни.
Лошадь – это не только верховое животное, но и украшение жизни человека:
«Он (Аллах) сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. » (Сура «ан-Нахль», аят 8).
Прекрасные кони – это одно из самых главных мирских удовольствий:
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, …прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения» (Сура «аль-Имран», аят14).
Целая сура Корана называется «аль-Адият» (Скачущие) , в ней говорится о быстроногих, резвых конях, на всем скаку врывающихся во вражеское войско:
«(Я, Аллах) клянусь (конями воинов) мчащимися, (и дышащими) запыхаясь, и выбивающими искры (когда камни под их копытами ударяются друг об друга), и нападающими на заре (на врагов). И они [кони] подняли этим [своим скачем] пыль, и ворвались с ним [с пылью] толпой (во вражеское войско). » (Сура «аль-Адият», аяты 1-5).
Сколько лошадей было у Пророка Мухаммада (ﷺ) ?
В хадисах также существует множество упоминаний о лошадях
В лошадях есть великое благо для человека, поскольку они – его верные помощники и спутники в жизни:
«Благо (хайр) не покинет чела лошади до самого Дня воскресения, ибо благодаря им людям достанется награда в мире вечном и военная добыча в земной жизни» (Бухари) .
Злые духи не приближаются к дому, где есть лошадь:
«Поистине, шайтаны не приближаются к дому, в котором есть лошадь, и убегают от ее ржания» (Куртуби).
Арабский конь, по воле Всевышнего, может обращаться к Нему с мольбой о том, чтобы стать любимцем своего хозяина:
«Поистине, нет ни одного арабского скакуна, которому не было бы дозволено обращаться (к Аллаху) с мольбами во время рассвета, произнося такие слова: “О, Аллах, Ты подчинил меня, кому захотел, из сынов Адама, так сделай же меня для него более любимым, чем его семья и имущество “» (Ахмад, ан-Насаи).
Один из сподвижников по имени Абдуррахман ибн Саида (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что он так сильно любил лошадей, что как-то спросил Посланника Всевышнего (мир ему):
«О Посланник Аллаха, будут ли в Раю лошади?». На что он ответил: «О Абдуррахман, если Аллах введёт тебя в Рай, то у тебя будет там лошадь из яхонта с двумя крыльями, на которой ты будешь летать, где пожелаешь» (Байхаки).
Старательный уход за своей лошадью для мусульманина принесет ему большую награду от его Господа:
«Тому, кто очищает овес, а затем дает его своей лошади, Аллах записывает вознаграждение за каждую крупинку овса» .
Верховая езда и ее польза для здоровья
До сих пор неотъемлемой частью воспитания во многих знатных и богатых семьях является обучение детей верховой езде. Современные научные данные подтверждают пользу этого средства для восстановления здоровья человека. Существует даже такой специальный метод лечения, который называется иппотерапия (то есть, лечение лошадьми).
Во многих странах мира при лечебных учреждениях есть специальные конюшни, где больных учат верховой езде. Врачи считают, что конный спорт очень полезен людям с больным позвоночником, с повреждениями вестибулярного аппарата, и даже людям с нарушением психического здоровья очень полезно общение с этими животными. Верховая езда облегчает состояние больных детским церебральным параличом (ДЦП), больных с различными травмами конечностей, с искривлением позвоночника и людям с расстройством вестибулярного аппарата.
«Стреляйте же из лука и ездите верхом…» (Абу Дауд).
«Любое занятие, где нет поминания Аллаха, является забавой или отвлечением. Исключением являются четыре (случая): хождение от цели к цели (тренировка в стрельбе), верховая езда, игры с женой и обучение плаванию» (Табарани).
Умар (да будет доволен им Всевышний) говорил:
«Обучайте ваших детей плаванию и стрельбе из лука, а также верховой езде» .
Передается, что Пророк (мир ему) поощрял своих сподвижников в устройстве скачек верхом на лошади, а также награждал призами победителей (Ахмад). Однако, он (мир ему) не поощрял устройство скачек как азартных игр, когда люди делают ставки на различных лошадей, и тот, чья лошадь придет первой, забирает себе весь выигрыш. Об этом имеется специальное указание в хадисе, где лошадь, предназначенная для выигрыша с ее помощью на скачках, называется «лошадью сатаны»:
«Имеются три вида лошади: лошадь Милостивого (т.е. Аллаха), лошадь человека и лошадь сатаны. Лошадь Милостивого предназначена для деяний на пути Аллаха, поэтому ее корм, навоз и многое другое является благом. Лошадь сатаны предназначена для азартных игр и ставок. А лошадь человека – это та лошадь, которую человек использует для своих личных нужд» (передано Бухари и Муслимом) .
Следует добавить еще, что лошади не только являются помощниками людей в их работе, помогают людям восстановить здоровье и стать сильными и выносливыми, но и в буквальном смысле спасают людей. В частности, в нашей стране при Институте вакцин и сывороток в специальных конюшнях содержатся лошади-доноры. В их кровь вводят препараты с возбудителями тяжелых и опасных болезней. После того, как в крови животного вырабатывается иммунитет против этих болезней, из их крови делают сыворотку, которая будет служить вакциной от этой болезни.
Итак, речь у нас шла о лошади – благородном и прекрасном создании Всевышнего, которое сопровождает жизнь человека с древнейших времен, облегчая ему жизнь и помогая ему во всех сферах жизни.
Мусульманские народы весьма ценили лошадей, которые были не просто средством передвижения, но друзьями человека. Недаром столько пород лошадей было выведено в мусульманских регионах. Наряду с уже упомянутой арабской лошадью, это ахалтекинская порода лошадей, которая была выведена в Туркмении, казахская (распространенная в Казахстане) и карачаевская (выведенная на Кавказе в Приэльбрусье).
Коран и хадисы содержат множество упоминаний о лошадях – в связи с самыми разными событиями. Лошадь – это одно из украшений мирской жизни, благо не покинет лошади за ее огромную помощь человеку, уход за лошадью – весьма богоугодное дело для ее хозяина, а также праведный верующий сможет быть со своей лошадью даже в Раю!
Использование животных человеком
Животные используются человеком в различных целях и в разных сферах. Ислам предписывает мусульманам ряд ограничений в их использовании. Ниже приведём некоторые предписания исламского законодательства, регламентирующие сферу использования человеком животных.
Абузар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Нет такого животного, которое бы каждое утро не просило у Всевышнего владельца, кормившего бы его сеном, поившего бы водой и использовавшего бы в меру».
Джафар ас-Садик (да будет доволен им Аллах) сказал: «У владельца есть обязанность по отношению к животному. В том числе владелец не должен перегружать вьючное животное или долгое время сидеть на верховом». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «У владельца есть обязанности по отношению к животным. В том числе, владелец не должен без дела засиживаться в седле, перегружать животное сверх его грузоподъёмности и вынуждать к долгим путешествиям».
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Не превращайте спину животного в сиденье, ибо Всевышний покорил их вам. Совершайте поездки верхом только по необходимости. Если животное везёт поклажу или людей в сиденьях, следите за тем, чтобы они не накренялись».
Одно из указаний сподвижника Али (да будет доволен им Аллах) сборщикам налогов гласит: «[Сборщик налогов] не должен долго сидеть верхом, чтоб не изранить спину животного. Посему, сборщик обязан по справедливости использовать верховых, по необходимости давать отдых уставшим животным, раз в несколько часов рассёдлывать их и пускать пастись».
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Семеро, на которых Аллах не посмотрит взглядом милости в День суда и не оправдает их: … человек, который совершает половой акт с животным» (аль-Байхаки).
2 Запрет на проклятие животных и их избиение
Али (да будет доволен им Аллах) изрёк: «Бог проклинает того, кто проклинает животных». Запрещается также ругать, проклинать животных и бить их по морде. «Не бейте животных по морде, ибо они возносят хвалу своему Господу».
Существует предание о том, что имам Зайн ал-Абидин (да будет доволен им Аллах) двадцать, а по другим преданиям, сорок раз совершил паломничество в Мекку верхом на верблюде, ни разу не ударив его хлыстом. Он в одном из завещаний своему сыну, имаму Мухаммаду аль-Бакиру (да будет доволен им Аллах), говорил: «О сын мой, я на этом верблюде много раз совершил хадж, но ни разу не бил его хлыстом; и когда он умрёт, ты похорони его, чтоб хищники не растерзали труп».
3 Запрет на забой животного на глазах у его сородича
Однажды Пророк проходил мимо человека, который, точил нож поставив ногу на бок животному и животное видело это. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты хочешь что оно (животное) умерло два раза? Разве нельзя было поточить нож до закалывания?!» (Табарани в книге «аль-Кабир»).
Даже показывать нож жертвенному животному порицается в Исламе, дабы не испугать животное и не мучить ее.
4) Запрет на разлучение детёныша животного с матерью
Одно из указаний повелителя правоверных Али (да будет доволен им Аллах) сборщикам налогов гласит: «[Сборщик налогов - закят] не должен разлучать верблюжонка с его матерью». (в книге «ианат ат-Талибин) Даже разлучать детеныша который сосет вымя матери запрещается по мнению некоторых ученных мазхаба имама аш-Шафии.
Всевышний ничего не создал без надобности, и человек должен быть справедливым ко всем творениям Аллаха.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Право животных на жизнь в исламских законах
Существует много хадисов о словах и действиях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), которые запрещают мусульманам беспричинно и неоправданно лишать жизни животных. Ниже приведём некоторые из них.
«В Судный день Всевышний спросит у того, кто необоснованно и несправедливо лишил жизни воробья».
Ведь каждое создание Аллаха имеет право на справедливое, гуманное и милостивое отношение.
Пророк (мир ему и благословение) говорил:
«لعن الله من مثل بالحيوان»
« Всевышний проклинает того, кто уродует (четвертует) животных ».
Передают, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «В ночь Вознесения – аль-мирадж – я пролетал над геенной огненной и увидел женщину, страдающую от мук адских. Я спросил про причину её страданий и мучений. Ответили, что она связала кошке лапы, не давала ей ни пить, ни есть, даже сухую траву, в результате та умерла. За такое отношение к животному Всевышний и наказывает эту женщину».
Из приведённых преданий и подобных им следует, что человек не имеет права лишать жизни животных, если они не причиняют ему беспокойства или не угрожают ему.
Следующая цитата
Сетевое издание: Информационно-аналитический федеральный портал “Ислам Сегодня”.
Учредитель: Хамидуллин Ришат Ахтямович
Главный редактор: Биктимирова Г. И.
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат ЧУ «Издательский дом «Хузур-Спокойствие»
Следующая цитата
Аллах в Коране призывает людей размышлять о происхождении небес, земли, гор, звёзд, растений, семян, животных, дня и ночи, о рождении самого человека, о дожде и других творениях, и предписывает изучать их.
Творец в различных аятах Корана призывает мусульман думать над знамениями Божьими, размышлять о происхождении животных и самого человека. Так, например, сказано: «Неужели те, кто не уверовал, так ослепли, что не видят, как Мы сотворили для них Своей мощью скот, которым они владеют и распоряжаются, как желают? Мы сделали скот послушным им: на одних они ездят, других едят. В скоте для них много пользы, ибо они пользуются его шерстью, пухом, кожей и костями, пьют молоко. Неужели они забывают эти блага и не благодарят Дарующего их?» (сура «Йа син», аят 71–73).
В Коране сказано (смысл): « В скоте – верблюдах, коровах, овцах – для вас есть назидание, доказывающее Нашу мощь и то, что Мы даруем вам благо. Мы поим вас молоком из их утроб, приятным и лёгким для питья. Кроме молока, в них для вас ещё много пользы: мясо, которое вы едите, шерсть и пух, которые вы употребляете в жизни и получаете от них средства к существованию » (сура «Аль-Муминун», аят 21).
Аллах в Коране сказал: « Разве они не посмотрят на верблюдов, как они созданы. » (сура «Аль-Гашия», аят 17).
Из этих аятов ясно видно, для чего Аллах создал животных и какое нужно к ним отношение.
От имама Ахмада ибн Ханбала передают: «Однажды ему рассказали про живущего в Мовераннахре старца, знающего много хадисов Пророка (мир ему и благословение). Он поехал туда и встретил того старца – кормившего собаку. Имам Ахмад поздоровался с ним. Старец ответил на его приветствие и продолжил своё занятие. Имам обиделся и подумал про себя: “Почему он занимается собакой, а на меня не обращает внимания?” Знаток хадисов же, накормив собаку, обратился к имаму: “Кажется, вы обиделись на меня?” Тот ответил утвердительно. На что старец ответил: “Абу Зинад передал от Араджа, а тот от Абу Хурайры, слышавшего, как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если кто-то разобьёт чью-то надежду, то Всевышний в Судный день разобьёт его надежду и не введёт его в Рай». В наших краях не встретишь ни одной собаки, а эта пришла, понадеявшись на меня. Я боялся, что разобью её надежду, а Всевышний в День суда не простит меня”. Услышав предание старца, имам Ахмад сказал: “Мне этого хадиса достаточно”. Поблагодарил старца и ушёл».
Держать собаку дома по Исламу не дозволяется. Есть некоторые ситуации, когда она бывает необходима, например, пастуху, чтобы пасти овец, или для охраны двора от воров. В таких случаях дозволяется иметь её во дворе, соблюдая при этом определённые нормы Шариата по отношению к ней.
Читайте также: