Мустай карим помилование цитаты
Обновлено: 22.12.2024
Цель : Обобщить и систематизировать знания учащихся, раскрыть проблему гуманизма, поднятую в повести «Помилование», воспитать в учениках ненависть к равнодушию, жестокости, бесчеловечности, научить учащихся отстаивать свое мнение, подбирать аргументы, строить доказательство, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключения.
Повесть Мустая Карима на башкирском и русском языках.
Выставка книг писателя.
Иллюстрации с изображением военных эпизодов.
Плакат со словами М.Карима из повести.
Ведущий: Мустай Карим (Мустафа Сафич Каримов 20 октября 1919 — 21 сентября 2005) — народный поэт Башкортостана.
Выступают обвинители: (короткий рассказ повести)
Ведущий: Мы все вспомнили о чём эта повесть, перейдём к обсуждению.
Обратите внимание на слова взятые из повести: «Действительно, дурные, творя дурное, никого веры не лишают – иного-то от них и не ждали. Преступление же, совершённое хорошим , кроме самого закона задевает и честь общества, оскорбляет веру. Обманутое доверие вызывает у общества чувство обиды: нет, не этого мы ждали от него – и судят его строже вдвойне».
У меня есть вопрос к защитникам по образу Любомира Зуха.
- Как вы думаете, какой человек Любомир Зух?
- Он ведь обманул ефрейтора Калтая Дусенбаева, сказав, что у его машины тормоза неисправные.
-Как вы думаете, это нарушение устава ?
Примерные ответы:
( Нет, Зух не с корыстной целью обманул Дусенбаева. Он краса роты. В батальоне его ценят за смелость, жизнерадостность, старательность. Нельзя забывать и о его возрасте - ему всего лишь 20 лет !
Любовь иногда ослепляет человека, затуманивает его разум. Здесь нужно видеть разницу между глупостью и жестокостью, ошибкой и преступлением.
Вина Любомира Зуха - не преступление. Он покинул свой пост, чтобы встретиться с любимой. Ведь Зух- живой человек. Мы не должны видеть в нем только солдата. Мы должны видеть в нем и 20-летнего молодого влюбленного.)
Ведущий: Есть вопрос по образу капитана Казарина.
-Защитники, прошу высказаться о капитане, какой он человек.
Примерные ответы:
(Он не боится никакого наказания за ЧП в батальоне. Для него важнее всего совесть командира и соблюдение военного устава. Поэтому судьбу Зуха капитан Казарин вручает Верховной военной прокуратуре. Казарин, в отличие от майора, душевный, мягкий человек. Он не может простить себе то, что в Подлипках до конца не выслушал просьбу Зуха. Казарин мог разрешить Марии Терезе стать санитаркой или телефонисткой в батальоне - ничего страшного не произошло бы. Перед расстрелом Зуха у капитана Казарина разбушевалась совесть).
-Можно ли его назвать плохим человеком? Прошу обвинение, вам слово.
-Есть ли вина Казарина в этом происшествии?
Примерные ответы:
( Казарин прекрасно знает, что сержант Зух не преступник. Он даже мог спасти его. Если бы Казарин выслушал Зуха , то понял бы , все было бы иначе. Казарину не хватает душевной чуткости. Он же мог решить проблему Зуха сам. Нет . Казарин решил обо всем сообщить наверх. Правда , он испытывает угрызения совести за некоторые свои ошибки. Но ничего не предпринимает. Капитан Казарин два раза мог спасти Зуха. Но он не сделал этого. Свои проблемы для него важнее , чем чужие. Из-за черствости Казарина проблема Зуха превращается в трагедию.)
-Что вы думаете по образу Марии Терезы.
-В трагедии Зуха есть ее вина?
-И в чём она виновата по вашему мнению? Обвинение, вам слово.
Примерные ответы:
( Если бы она не сорвала яблоко и не кинула Любомиру, они бы не узнали друг друга. Никакой беды бы с Зухом не случилось.)
- А защита что думает? Есть оправдание Марии Терезе?
Примерные ответы:
(Мария Тереза Бережная - испанка, которая «пропустила через свое сердце боль, страдание, слезы двух стран.». Сколько огня любви, стойкости, редкой и какой-то мудрой красоты в этой удивительной девушке, перенесшей столько лишений и горя, трижды осиротевшей, но и не потерявшей веры в жизнь! У нее есть право любить - ей всего лишь семнадцать. Нельзя ее винить. Мария Тереза порядочная, терпеливая, красивая девушка. Когда Любомир Зух уезжал из Подлипок, она, испугавшись от отчаяния и горя сделать опрометчивый шаг, спряталась в погребе. Вот какая сила духа есть в 17 летней девушке!)
- Что вы думаете об Янтимере Байназарове?
- Может он виновен?
- Он какой?
- Вы видите что-нибудь плохое в его характере? Защита…
Примерные ответы:
(Лейтенант—душевно богатая натура, слишком честный и прямолинейный. Именно он должен отдать приказ о расстреле Зуха. Той ночью он не может уснуть от тяжелых мыслей об участи Любомира, Янтимер даже сходил к Любомиру, поговорил с ним.)
- А что думают обвинители?
Примерные ответы:
(Янтимер - хороший парень. Но он потерял ложку, которая ему досталась от отца. И мало того, зная, кто украл ее, не смог вернуть себе. Разум его бунтует, а сердце молчит. Разве такой человек смог бы защитить судьбу другого?)
- Может защитники хотят высказаться?
Примерные ответы:
( Не забывайте, Янтимеру тоже всего 20 лет. Будем к нему милосерднее. Он тоже погиб, погиб в последние часы войны.)
Ведущий: Спасти Зуха от жестокого наказания пытается комиссар бригады Зубков. Он верит в невиновность Любомира и отправляет наверх шифровку с просьбой изменить приговор. Ответ пришел. Справедливость восторжествовала. Но слишком поздно. Ошибка в следствии стоит человеческой жизни. Вопрос к обвинителям.
- Есть ли вина Буренкина Ефимия Лукича в трагедии Зуха?
Примерные ответы:
(Ефимий Лукич - мелочный человек. Из-за развалившейся лачуги и подохшей козы поднимает большой скандал. Если бы он не усложнил ситуацию, не было бы и трагедии. Лукич - единоличник, живет только для себя.)
- Может защитники хотят высказаться? –
- Как вы думаете, может он думал не о себе, когда придавило козу?
Примерные ответы:
(Ефимий Лукич просит помиловать Зуха: «Он жив - здоров будет, каменные дворцы построит, тысячные стада разведет». Но слишком поздно понял он свою ошибку. У него на руках были маленькие детки, которых нужно кормить, поднимать.)
Ведущий: Майор юстиции и лейтенант, которым поручено вести дело сержанта Зуха, формально смотрят на процесс следствия, не выяснив обстоятельства, обвиняют его в дезертирстве и выносят самое строгое решение.
-Может обвинители что-то скажут?
-Правильно они поступили или нет?
Примерные ответы:
(Майор юстиции не умеет ни восхищаться, ни возмущаться. Он похож на машину. Такие люди больше заботятся о своем мундире, чем о человеке.)
-Защитники, что в защиту майора скажете?
Примерные ответы:
(Он молодой, ему дали первое задание и самое тяжёлое. Решается судьба человека. Время военное, где дезертирство самое тяжёлое преступление. И нельзя делать ошибок. Может победа свершилась именно из-за того, что вот такие блюстители порядка не давали спуску преступлениям, даже самым маленьким. )
- Как вы думаете, а в наше время могут быть такие примеры?
-Как нужно жить, чтобы трагедии не случались?
-Можем ли мы позволить себе нарушить какой - то устав?
- Сделайте вывод – к чему приведёт действие человека, нарушившего устав?
А теперь снова обратим внимание на плакат: «Действительно, дурные, творя дурное, никого веры не лишают – иного-то от них и не ждали. Преступление же, совершённое хорошим , кроме самого закона задевает и честь общества, оскорбляет веру. Обманутое доверие вызывает у общества чувство обиды: нет, не этого мы ждали от него – и судят его строже вдвойне».
-Как вы поняли эти слова?
-О каких людях идёт речь?
Да, правильно, если ровняясь на примерных людей, мы стараемся быть на них похожими, то малейший их проступок нас обижает. Но человеку свойственно делать ошибки, и необязательно это специально. И надо помнить, жизнь нам дана один раз, и должны мы её прожить достойно.
«Люди эти достойны, чтобы о них говорили и помнили их. А ведь никто, кроме меня, об этих людях не знает. Долг за мной.
Один, не испытав бессчётных мук долгой войны, падает в первом же сражении. Другой, замерзая в морозы, промокая под ливнями, изнемогая в зной от жажды, семь раз обманув смерть, доходит до победы. И вот уже думал - все, уже ступил на ее вершину, - но маленький, годами искавший, выслеживавший солдата кусочек стали или свинца находит его сердце.
Две самые горестные на войне смерти - вот эти две. Тот, первый, даже крохи своей мести исполнить не успел, не смог. И другой - в первый миг самим же завоеванной победы не бросился на траву, - наплакаться и нарадоваться вдосталь». - так размышляет над судьбой солдата - воина М.Карим в эпилоге повести, подчеркивая жестокость и неумолимость войны по отношению к жизни человеческой.
В повести «Помилование» автор поднимает и глубоко, мудро решает проблемные вопросы о правах и обязанностях, о проблеме долга и чести, гражданственности и гуманизме и о важности его проявления в критической ситуации, о том, что судьба человеческая зависит от многих объективных и субъективных факторов , о необходимости разумного, мудрого решения, когда речь идет о человеке.
За глобальными вопросами современности мы не должны упускать из виду самого, человека, его судьбу, его жизнь. Не упускать, чтобы не повторять прошлых ошибок.
Следующая цитата
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 259
- КНИГИ 653 882
- СЕРИИ 25 022
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 382
Перевод с башкирского Ильгиза Каримова
А память своим занята - она потери перебирает, крупные и мелкие. Отчего же не находки, не обретения, а утраты? На это Янтимер и сам бы ответить не смог. И правда, почему? Какие у него, у двадцатилетнего лейтенанта Янтимера Байна-зарова, потери, чтобы перед тем, как на рассвете совершить страшное дело, исполнить беспощадный долг, вот так перебирать их? Видно, есть. Время до войны в этот счет не входит. Там - другая жизнь, другой мир. Даже иная тогдашняя потеря теперь кажется находкой.
И странно - этот счет начался с ложки.
Первая напасть, случившаяся с ним на воинской стезе,- он ложку потерял. Широкая оловянная ложка, которую мать сунула ему в мешок, первой же ночью, как сели они в красный вагон, исчезла. Хотя, как это - исчезла? Не сама же, испугавшись фронта, из вагона выпрыгнула, назад подалась. Нет, его ложка была не из трусливых. Она с отцом Янтимера, Янбирде-солдатом, еще ту германскую прошла, в боях и походах закалилась, жизнь, с ее горечью и сладостью, вдоволь похлебала, набралась житейской мудрости. Каши-супа из котелка, горшка, чугунка, тарелки прямиком в рот, капли не обронив, бессчетно перетаскала, хорошо тянула, такая была ложка - хоть коренником ее запрягай! С правого краю, словно лезвие ножа, сточилась. Мать Янтимера, левша Гульгай-ша-енге, так обточила ее, что ни день - дно казана отскребывала. Это была не просто ложка - боевое оружие. Такие своей волей службы не бросают - разве только сгорят или сломаются. Надежный будет у моего сына спутник, - думала Гульгайша-енге. И вот как вышло.
Солдату остаться без ложки - все равно что без еды остаться. И на душу смута. Тем более в такой дороге: кажется, что пищу, тебе на этом свете назначенную, ты уже доел. Потеряйся нож, не так бы тревожно было.
В солдатском вагоне по обе стороны настелены нары в два яруса. Набилось человек тридцать. Все в одинаковой форме, все одинаково бритоголовые, и с лица сразу не отличишь. К тому же и света маловато только от приоткрытой двери. Одни с вечера, сразу как сели в вагон, перезнакомились, другие пока в стороне держатся, в компанию не входят, эти, видно, еще душой от дома не оторвутся. Возле двери стоит худощавый паренек, печальную песню поет. До тех, кто в вагоне, ему дела нет. Он свою песню сквозь открытую дверь туда, к оставшимся, с кем разлучен, посылает.
Я вышел в путь, а путь все длится, длится,
И я к Уфе дорогу потерял.
Боясь душою мягкой прослезиться,
Руки тебе, прощаясь, не подал.
По щекам паренька катятся слезы. И впрямь "душа мягкая". Влюблен, видать. Любовь, пока через тоску разлуки не пройдет, вот такой, малость слезливой, бывает. Певец вдруг замолчал. Маленькая голова, острый нос - он в этот миг стал похож на дятла. К тому же стянутая ремнем гимнастерка оттопырилась сзади, совсем как хвост. Вот-вот он в сердцах тюкнет клювом дверной косяк. Нет, не тюкнул.
А вон там, свесив ноги, сидит на верхней полке еще один - лет двадцати пяти, иссиня-черные волосы, впалые щеки, горбатый, чуть скривленный набок нос. Ростом далеко не ушел, но каждый кулак - с добрую кувалду. На глаз видно, какие они увесистые. Дня не прошло, а этот молотобоец стал в вагоне за атамана.
- Я - Мардан Гарданов, прошу любить и жаловать, - сказал он вчера, как только эшелон тронулся. - Я такой: любишь меня - и я люблю, а не любишь. луплю! - И, довольный, что так складно сказал, так же ладно рассмеялся. - Я думаю, вы меня полюбите. Так что не бойтесь.
Сначала его выходка показалась странной, насторожила. Однако улыбчивое его нахальство, простодушная заносчивость, похвальба напропалую позабавили. А потом все это даже пришлось по душе. Речь у него только об одном, о лошадях. Говорит вдохновенно, все забыв, хмелея даже. Оказывается, в Зауралье, в совхозе он был "объездчиком-укротителем" - выезжал под седло полудиких лошадей, которые ходили в табуне, узды и седла не знали. И свои "люблю" и "луплю" он, наверное, сказал так, из ухарства.
- Если всех лошадей, какие через мои руки прошли, вместе собрать, полную дивизию в седло посадить можно, - похвастался он, - и еще коней останется. А если всю водку слить, какую я выпил. Впрочем, чего ее сливать, кому она нужна, выпитая водка? А вот лошадь. да-а, лошадь. Ты мне любого черта дай. моргнуть не успеешь, а черт уже, что ангел небесный, по струнке идет! Только один с хребта скинул и копытом нос мне своротил, - он пощупал свой нос. - Рыжий был жеребец. Рыжая масть упрямая бывает, дурная, а саврасая или буланая - послушная, терпеливая; вороная масть - сплошь скрытная и хитрая, а вот белая - чуткая и чувствительная, особенно кобылицы. Думаешь, зря в старину батыры на Акбузатах* ездили?
* Акбузат - мифический конь белой масти.
Правда ли, нет ли все эти его рассуждения о нравах-повадках лошадиных мастей - неизвестно. Но слушатели верят. А коли верят, значит, так оно и есть.
Янтимера еще в детстве лошадиный бес пощекотал, и рассказ Гарданова он слушал так, что сердце замирало. Еще до того, как поступить в театральный техникум, он четыре лета помогал пасти колхозный табун, и потом, когда учился, каждое лето, вернувшись домой, брался за эту же работу. Казалось, не то что повадки - он даже мысли каждой лошади в табуне знал. А вот чтобы норов по масти различать, - такого не помнит. "Наверное, объездчик-укротитель больше знает. А ведь интересно. " - сказал он про себя и подошел к Мардану Гарданову. Встал перед ним. да и застыл. Что это? В глазах мерещится.
Следующая цитата
Для невысокого ростом Любомира могила получилась большая. В детстве Любомиру, растешь ведь, дескать, брали большое, на вырост пальто, большие сапоги, большую шапку. Вот и в могилу положили большую, на вырост. Только счастья на вырост не дали. К двадцати износил.
Следующая цитата
— Что такое любовь? — я спросил у мужчины однажды.
— Ради женщины, — ответил он мне, — пройти через ад…
— Что такое любовь? — обращался я к женщине каждой.
— Ждать мужчину, сожжённого пламенем адским назад…
Я белый лист кладу перед собой
И черный карандаш, что к ней судьбой
Карандаши придется очинить,
Но не спеши, рука моя, чернить
… показать весь текст …
ПТИЦ ВЫПУСКАЮ.
Все завершил. Покончил с мелочами,
И суета осталась позади…
И вот сейчас с рассветными лучами
Птиц выпускаю из своей груди.
Идущие на бой во имя чести!
Вам — первый дар, всем прочим не в укор:
Для вас, взгляните, в дальнем поднебесье
… показать весь текст …
Говорят, сотворил тебя некогда Бог
Из кривого ребра.
Говорят, у него не нашлось
Под рукою другого добра.
Ерунда! Это — я, я тебя сотворил
Из воды, из огня,
Из надежды, из песни печальной
… показать весь текст …
ОБЕЩАНИЙ НЕ ДАВАЙ
Все заковал, заколдовал мороз,
Деревья спят, укутанные в иней.
Качнет их ветер — и на тьму волос
Слетает снег сыпучий, бело-синий.
И, как всегда, не медля, не спеша,
В свой срок на землю новый год приходит…
Глядим назад — и, замедляя шаг,
… показать весь текст …
Любовь моя. Неистовой весной,
Когда кусты стояли в белом дыме,
Я на коре, манившей белизной,
Горящим углем в бешеный мороз
Его на льду — не в озорстве — я выжег.
… показать весь текст …
Читайте также: