Многия знания преумножают печаль точная цитата
Обновлено: 06.11.2024
В дни правления в городе Падуя герцога Франческо Каррара некий Анзимирио , проживавший в Падуе, начал жить отшельником. И так хорошо играл свою роль, что многие падуанцы стали считать его святым.
Дошло до того, что он стал исповедовать людей.
Местное духовенство это возмущало, но предпринять против Анзимирио что-либо серьезное священники и епископ не решались, опасаясь возмущения паствы. Однако стали тщательно наблюдать за новоявленным конкурентом по влиянию на верующих. И обратили внимание, что Анзимирио особенно усердно исповедует молодых, красивых, знатных и богатых дам из хороших семей. Закрались подозрения, что тут что-то нечисто.
И обнаружили, что отшельник не просто исповедует дам, а и склоняют их к сожительству с собой. Доложили об этом подеста (= градоначальник) Падуи. Предоставили также кое-какие доказательства деятельности «отшельника». Подеста приказал схватить лжеотшельника и доставить его для допроса к герцогу Франческо.
Герцог вызвал одного из своих секретарей и приказал тому допросить совратителя. Секретарь в присутствии герцога велел Анзимирио не только перечислить имена женщин, которые грешили, но и стал расспрашивать об интимных подробностях любовных встреч грешниц с лжеотшельником. Герцог Франческо не вмешивался в допрос. Ему было интересно, как далеко зайдет его секретарь в своем любопытстве.
А тот все выспрашивал имена. Записывал их, отмечая заинтересовавшие его подробности интимных встреч дам с Анзимирио.
Вначале Анзимирио называл имена богатых, но не очень знатных горожанок. Постепенно список секретаря пополнился именами представительниц благородных семей. Наконец, добрались до жен придворных самого герцога Франческа. При этом секретарь оживился, начал расспрашивать подробности о свиданиях и о том, что на них было.
И вдруг Анзимирио замолчал. Секретарь, которого просто сжигало любопытство знаний о женах его знакомых, не поверил, что лжеотшельник назвал всех и приказал продолжить список имен, угрожая в противном случае пытками.
Анзимирио внимательно посмотрел на секретаря и сказал:
Допишите в этот список и вашу жену.
От подобного секретарь и перо выронил, а герцог Франческо разразился хохотом.
Отсмеявшись, герцог сказал секретарю, что тот заслужил подобное, так как тот, кто с таким сладострастием и подробностями выспрашивает о позоре других, достоин сам оказаться в числе опозоренных.
К сожалению, источник не сообщает какое именно наказание понес Анзимирио за свои любовные похождения.
Священномученик Дионисий Александрийский (2-3 век)
Следующая цитата
Книга Екклесиаста: история написания и авторство
Для христианского богословия вопрос о том, кто именно написал Книгу Екклесиаста, не является принципиальным. Главным остаётся смысл данного Писания.
О чем эта книга
На первый взгляд, главным мотивом Книги Екклесиаста выступает бессмысленность человеческой жизни. Автор описывает картину вечного круговорота жизни. Все названо суетой, бессмысленной тратой времени. Не только обретение богатства, власти, получение удовольствий, но и любой человеческий труд определены как бесполезные.
Автор говорит, что в мире никогда не будет настоящей справедливости. Всегда один будет властвовать над другим. Всегда будут подкупленные судьи. Мудрец даже не видит никакого различия между людьми и животными: умирают и те, и другие. Нет смысла и в получении знаний и мудрости, так как от этого только увеличивается скорбь человека.
Единственной достойной жизненной позицией является получение удовольствия от самого процесса жизни, помня при этом ее суетность. Екклесиаст считает, что в целом человеческая деятельность безрезультатна, мы не можем изменить существующий порядок вещей на земле. Все в человеческой жизни носит преходящий характер. Ничто земное не в состоянии дать ощущение совершенного счастья. Блаженства можно достичь только в Боге.
Преподобный Иероним Блаженный Стридонский (342-420)
Блаженный Августин (354-430)
Первая глава Книги Екклесиаст
Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме;
и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.
Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа!
Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.
И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа;
потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
Слова Екклесиаста “многие знания многие печали” говорят об опыте человека, стремившегося некогда приобрести мудрость и всевозможные знания. Однако по прошествии времени автор ощутил, что все это было суетой жизни, погоней за ветром. Счастье на земле обретено не было, увеличились лишь страдания от понимания призрачности человеческой надежды.
Однако слова автора не говорят о его депрессивном состоянии. Екклесиаст не пессимист. Он своими рассуждениями подготавливает к восприятию настоящей мудрости, явленной в Новом Завете. Им были познаны пути Божественного Промысла. А тот, кто обретает в своем сердце Истинного Бога, обретает настоящую мудрость. Это всегда приводит к настоящей радости, а не печали.
По мнению Святых Отцов, главная мысль Книги Екклесиаста заключается в указании, что необходимо отвергнуть земную суету. Самым ценным для человека является служение Господу. А все остальное на земле есть просто дым, который легко развеивается и не оставляет следов. Даже человеческая мудрость признается недостаточной и бессмысленной без общения с Богом.
Однако понимание временности земной жизни не является поводом опускать руки. Суета и бессмысленность открывают человеку собственную беспомощность, заставляют его искать ответы на волнующие душу вопросы. Где же найти опору? В чем смысл происходящего и всей жизни? Эти искания человека приводят к тому, что им открывается Присутствие Бога, рождается вера, появляется надежда. Христианское отношение к жизни заключается в стремлении обретения единения с Богом, что означает покой и блаженство.
Следующая цитата
Идея написания этой статьи пришла спонтанно. Я увидел как другие люди трактуют мысль Соломона слишком буквально и совсем невпопад.
Начну я "легко" , плавно переходя из очевидного к более замысловатому .
Давайте представим такую картину - вы очень грамотный человек. Вы хорошо разбираетесь в какой-либо сфере. Провели уйму времени для того , чтобы просто разобраться в какой-либо теме и теперь вы её знаете досконально. И вы встречаете человека или группу лиц , которые безо всяких причин или фактов опровергают ваши заключения. Вы пытаетесь им указать истину - "Дружище , послушай , я провел достаточно времени , чтобы сказать что я прав. У меня есть факты и исследования" . Но в ответ вы получаете необоснованные высказывания и смех. И в этот момент вы сокрушаетесь мысленно и впадаете в печаль(скорбь) . Не за себя , нет . Но за тех , кто вас окружает. И это довольно тривиальный пример , единичный. У каждого из нас такой был и не один раз.
А теперь представьте мудрого человека. Он будет говорить о великом , но его будут слушать "дети из песочницы" , которые не будут его понимать. Он говорит настолько банальные и очевидные вещи , но всё впустую. И тут как раз таки выражение - "кто умножает познания, умножает скорбь" обретает смысл.
Это только один из примеров. Давайте рассмотрим другой, который относится к настоящему.
21 век - век информации и интернета. Я просто приведу некоторые наблюдения , а вы сами поразмыслите над ними. Сейчас сложно представить нашу жизнь без интернета. Но давайте посмотрит на это всё с другой стороны. Раньше были библиотеки. Люди зубрили материал и действительно имели знания о том , что они учили. Но сейчас всё упразднилось. Пару кликов и вы уже можете копировать конспект или узнать некоторые сведения. Но всё это - поверхностно. Той силой знания вы вряд ли будете обладать,если бы зубрили в библиотеке. А теперь, об обычном времяпрепровождении. Вы смотрите одну страничку в интернете, как спустя время понимаете , вы уже совсем на другой и времени прошло очень много. Вы "впитали" в себя кучу информации , которая вряд ли пригодится . И какой с неё толк? Да никакого . Слишком примитивно , но если смотреть целиком на эту ситуацию , то это знания от которых лишь одна суета.Про что и говорил Соломон в начале своего повествования.
И наконец более глубокие размышления.
Царь Соломон был наимудрейшим человеком на Земле. Много мудрости можно найти в "Притчах" и в "книге Екклесиаст". Но почему настолько мудрый человек , так печально говорит о познаниях? Начнем с самого начала.
Для того чтобы разобраться , нужно рассматривать целую главу , а не выдергивать её из контекста.
Про что же пишет Соломон в этой главе? Давайте перейдем к самому началу и узнаем.
- 1.1 Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
- 1.2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!
- 1.3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
- 1.4 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
Про что же хочет нам сказать царь? А про то , что человек без Бога , всю свою жизнь проживает в суете. Весь его труд и дела уходят в землю и всё это -суета.
Но давайте вернемся к нашей начальной цели. Что же кроется в слове "познавать". Обратился к оригиналу Библии (греческий перевод+иврит) и там также используется слово "познавать".
Познавать - 1. получать знания о чём-либо; постигать, изучать что-либо.
Познавать - 2. перен. испытывать , переживать, ощущать. Познавать - 3. устар. узнавать истинную сущность чего-либо .
Как вы уже поняли - речь идёт не о поверхностных знаниях , а лишь о тех , которые вы досконально изучили. Истинные познания. Но что есть истина?
Христос прямо отвечает на этот вопрос - Иоанн 14:6
- Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь.
А теперь давайте немного "отдалимся" и посмотрим на эти примеры с "высока".
Соломон берет в пример человеческий быт и всю его деятельность и просто смотрит на всё это, и для него это - суета. Так как он не видит Бога во всём этом. Он не видит истины во всех этих знаниях. Он смотрит не на то что "сейчас" , он смотрит на дистанцию и видит конец этого пути - смерть. Те знания и ту истину , которую ищет человек сам, без Бога - суета. В дальнейшем , я буду разбирать слова Соломона о веселье , где он говорит - это глупость. Но чуть дальше он говорит совсем другие слова. Сначала может показаться , что наимудрейший сам себе противоречит. Но лишь взглянув на книгу целиком , понимаешь , о чем говорит царь.
Вот такими размышлениями мне захотелось с вами поделиться. Ищите истину и углубляйтесь в своих поисках . Ведь как говорится - "Весь мусор находится на поверхности, а что-то ценное - глубоко под землей".
Следующая цитата
Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется.
Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников.
И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: у мудрого глаза его – в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех.
Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
Читайте также: