Мне за державу обидно цитата кто сказал в фильме

Обновлено: 21.11.2024

Содержание

Сухов: Да какие ещё экспонаты? Я ж сказал барышням: брать ковры похуже
Лебедев: Это же одиннадцатый век!

Семён: Погоди, вот придёт Абдулла, он тебе вырвет язык! Ну чего молчишь?
Сухов:Язык берегу.
Семён: Тебя как, сразу прикончить, или желаешь помучиться?
Сухов: Лучше, конечно, помучиться.

Сухов:Ты как здесь оказался?
Саид: Стреляли…

Сухов: Здорово, отцы.
— …
Сухов: Где взяли?
— Давно здесь сидим…

Верещагин:Петруха!
Петруха: Я не п-пью…
Верещагин: Правильно! Я вот тоже сейчас это допью и брошу… Пей!

Сухов: И бросало меня по свету белому от Амура…
Петруха: От Амура?
Сухов: …до Туркестана.

Абдулла: Старый стал, ленивый. А помнишь, какой я был?
Верещагин: Были времена…

Сухов: Пулемет дашь?
Верещагин: Абдулу ждешь?
Сухов: Жду.

Верещагин: Мне все равно, что белые, что красные, что Абдулла, что ты. Вот ежели бы я с тобой пошел…
Сухов: Так в чём же дело, пошли?
Петруха: Пошли?
Верещагин: Пойдём…

Верещагин: Вот что, ребята. Пулемет я вам не дам.
Сухов: Понимаем.

Сухов: Абдулла! У тебя ласковые жёны! Мне хорошо с ними!
Абдулла: Я дарю тебе их! Когда я подожгу нефть, тебе будет хорошо, совсем хорошо!

Саид: Обманут тебя, они сядут на баркас, ты отпустишь Абдуллу, они вернутся.
Сухов: Это вряд ли..

Верещагин: Ты в чей дом забрался? Отвечай!
Петруха: Не знаю…
Верещагин: Ты что, не слыхал про Верещагина? Дожил.. Было время, в этих краях каждая собака меня знала. Вот так держал. Сейчас забыли.

Следующая цитата

"Я мзду не беру - мне за державу обидно" за эти слова народ полюбил персонажа Павла Верещагина из к/ф «Белое солнце пустыни». Мало кто знает, что у сурового экранного таможенника был реальный прототип, которым стоит гордиться – офицер российской пограничной стражи Михаил Дмитриевич Поспелов.

Памятник таможеннику Павлу Верещагину, легендарному герою фильма «Белое солнце пустыни», стоит в штаб-квартире Федеральной таможенной службы в столичных Филях, в аэропорту — у здания Домодедовской таможни, около здания Курганской, Луганской, Амвросиевской таможни…


Таможенный катер, названный именем Павла Верещагина, несет службу на Дальнем Востоке. Колоритный киногерой, которого великолепно сыграл Павел Луспекаев, стал символом чести и неподкупности, а его фраза «я мзды не беру, мне за державу обидно» — крылатой.

У фильма «Белое солнце пустыни» трудная судьба. В частности, один из кавалерийских комбригов, который боролся в Туркменистане с басмачами, поведал кинодраматургу, писавшему сценарий, о брошенном бандитом-баем в песках гареме. Вместо того чтобы преследовать главаря шайки, комбригу пришлось препровождать «барышень» в ближайший кишлак.

Также сценаристу довелось услышать и рассказ о легендарном начальнике бывшей царской таможни.

Роль Верещагина в фильме "Белое солнце пустыни" изначально была эпизодической – буйного таможенника бандиты убивали в середине сценария.
Одна яркая сцена пьянчужки с икрой, - и все.

Играть его должен был Копелян, но неожиданно Владимир Мотыль узнал, что об этой роли мечтает Луспекаев. Мысль о нем в голову режиссеру не приходила - к началу съемок Павел был калекой, который заново учился ходить. Совсем недавно он вышел из больницы, где ему почти полностью ампутировали ступни ног. Это был страшный отголосок войны, на которую Луспекаев ушел добровольцем в 15 лет. Как-то во время одного из разведрейдов он пролежал в снегу четыре часа и серьезно обморозил ноги.

Мотыль отправился к актеру сам:
- Я шел к нему в гости, зная про объявление, которое он повесил на своей двери: "Прошу визитами не беспокоить". Он страдал от чужой жалости, она его унижала. Луспекаева предупредили, что я к нему собираюсь, и записку убрал. Встретил меня сам, да не на костылях, а просто с палочкой. И хвастался мне, как ловко умеет передвигаться на одних пятках…

Мотыль предложил Луспекаеву сниматься на костылях. Почему нет? Верещагин – бывший офицер, инвалид Первой мировой. Или таможенник, раненный контрабандистами в обе ноги.
Луспекаев сказал:
- Давай, Володя, сперва я сыграю то, что написано в сценарии, а уж потом какого-нибудь инвалида. Пусть тебя мои ноги не смущают. Я придумал сапоги с металлическими упорами внутри.

Мотыль не послушался. Снимали в пустыне, в жуткой жаре, в тяжелейших условиях. Трюки были сложные, во время съемок один из кавалеристов-каскадеров по неосторожности погиб. И он попросил помощников найти дублера.

Им стал известный каскадер и режиссер трюковых сцен Александр Массарский. Правда, появился он в кадре на три секунды, даже не он сам, а его ноги, которыми Верещагин должен был спихивать бандитов за борт. Сапоги Луспекаева из-за ампутированных ступней прогибались в носках при упоре, и это было заметно на экране.

Все остальное время, даже в сцене драки на баркасе, он работал без дублера. Когда боль становилась невыносимой, Луспекаев отходил в сторону и опускал натертые протезами культи в таз с холодной водой.
– Это был подвиг, равный подвигу Алексея Маресьева, – говорил Мотыль.

По сценарию Верещагина звали Александром, но во время съемок образ таможенника настолько слился с образом актера, что в картину он вошел с этим именем.

А дублера сам Луспекаев попросил только один раз. Шутя. На четвертом дубле съемок эпизода с икрой деликатес ему осточертел до такой степени, что отвращение было абсолютно натуральным.

Могучий и обстоятельный таможенник Верещагин, готовый биться за дело, которое считал правым, стал любимцем публики.

Таким же степенным и колоритным, знающим цену жизни и смерти, был и Михаил Поспелов. После окончания военного училища он был назначен на должность казначея военного гарнизона в Орле. Но на спокойной, непыльной работе быстро заскучал и через три года добился перевода в 30-ю Закаспийскую бригаду пограничной стражи, которая охраняла границу с Персией протяженностью 1743 версты.

В 1913 году Михаил Дмитриевич Поспелов в звании штабс-ротмистра встал во главе Гермабского пограничного отряда. В пески Средней Азии Поспелов приехал уже с семьей — женой и двумя дочками, Леной и Верой.

— Его жена, моя бабушка, Софья Григорьевна, была дочерью генерал-майора Генерального штаба России Покровского, очень статная и стройная, — рассказывает Евгений Попов. — Она отлично держалась в седле и умела стрелять из всех видов оружия.

— Сам дед превосходно владел этими пограничными науками. На ножнах его шашки красовались знаки шести императорских призов за отличную стрельбу и боевые награды, — говорит Евгений Попов. — Эту шашку он бережно хранил до самой старости. Она, как самая дорогая реликвия, висела у него над кроватью.

Поспелов часто бывал в глинобитных мазанках-казармах, где жили его подчиненные солдаты и унтер-офицеры. Он тщательно следил, чтобы вахмистр обеспечивал солдат доброкачественным провиантом, а лошадей — фуражом.
Пограничный пост с подачи Поспелова превратился в оазис. Около казарм были посажены грецкий орех, яблони, груши, вишни, курага, алыча. По руслу реки были сделаны каменные запруды, в которых пограничники стали разводить карпов.

Однажды командир погранотряда на собственные деньги купил у молокан в соседнем поселке Куркулаб молочных поросят. И на посту стали разводить свиней. Позже у басмачей удалось отбить угнанное стадо коров. Все поголовье сдали под расписку на бойню, а одна корова вдруг начала телиться. Ее пришлось оставить. Так в хозяйстве Гермабского пограничного отряда появилась корова с приплодом.

Русско-персидская граница считалась беспокойной. Полудикие разбойничьи шайки совершали набеги, не опасаясь сопротивления. Они сжигали все, что могли, угоняли за кордон скот и молодых женщин. Но все чаще на пути басмачей вставали пограничники во главе со своим рыжеусым командиром.

Постоянно терпели убытки из-за «красного шайтана» и контрабандисты. Напрасно караванщики пытались соблюдать необходимые меры конспирации.

Михаил Дмитриевич поддерживал постоянную связь с местными жителями не только на российской, но и на сопредельной территориях. А также, он отлично знал местность. Изучив психологию действий бандитов, Поспелов безошибочно определял их обратный маршрут. На пути отступления бандитов пограничники вырастали будто из-под земли.

Молва о ловком и беспощадном начальнике Гермабского пограничного отряда, ротмистре Михаиле Поспелове, шла не только в округе, но и за кордоном.

— Готовя очередной налет, главари курдских племен стремились избегать маршрутов, проходящих через полосу охраны Гермабского пограничного отряда. А когда молились, взывали к Аллаху, чтобы он покарал «шайтан-бояра Поспела, красного дьявола», который стал виновником гибели многих курбаши, — рассказывает Евгений Попов.

Вскоре революционные события захлестнули и Туркмению. Воспользовавшись хаосом, басмачи стали все чаще нападать из-за кордона на приграничные русские и туркменские села.

— Тогда дед отправился в Ашхабад и, что называется, выбил у военного начальства невиданное по тем временам оружие — бомбомет. Это был прототип миномета, выпущенная из него шарообразная бомба летела на 200–300 метров. Один-то бомбомет достать было трудно, а Поспелов привез целых два. Он обладал даром убеждения. Отказать ему было сложно.

С победой советской власти в Туркменистане солдаты-пограничники разъехались по домам. Бежали почти все офицеры 30-й Закаспийской бригады пограничной стражи. Казармы опустели. Ротмистр Михаил Поспелов остался верен своему долгу.

«Была у меня таможня, были контрабандисты. Сейчас таможни нет — контрабандистов нет. В общем, у меня с Абдуллой мир. Мне все равно, что белые, что красные, что Абдулла, что ты», — говорит Верещагин Сухову.
Михаила Поспелова звали к себе на службу эсеры, когда образовалось временное Закаспийское правительство. Он в ответ сыпал на них проклятия за то, что пригласили в Ашхабад английские оккупационные войска. Он отказался бежать и в Персию, а также идти на службу к генералу Дутову. В конце концов, посчитав Поспелова чудаком, на него махнули рукой.

— Дед не раз повторял жене, дочерям и бывшим сослуживцам: «Я пограничник. Мое дело охранять границу. И отсюда я никуда не уйду», — рассказывает внук славного пограничника Евгений Попов.

В период, когда Поспелов остался без личного состава, не было уже ни таможни, ни державы, кругом бушевала гражданская война, он стал все чаще прибегать к самогонке. За державу-то было обидно! Примирить его с действительностью тогда мог только пузатый графин с первачом, который стоял в буфете.

Но деятельная натура Михаила Поспелова взяла вверх. Не в силах больше видеть, как бесчинствуют басмачи, он решил восстановить пограничную стражу из местных добровольцев-туркмен. И вскоре на плацу Гермабского отряда уже учились владеть оружием джигиты из близлежащих аулов и сел. Поспелову помогали несколько вахмистров, которые остались в погранотряде.

К февралю 1920 года закаспийская контрреволюция была разгромлена. Красноармейский отряд, который выступил из Ашхабада в направлении Гермаба, начальник погранотряда Поспелов встречал колокольным звоном, как на Пасху. Казармы блестели чистотой, в пирамидках стояло смазанное оружие, на плацу дымилась походная кухня с борщом.

У Поспелова была заготовлена приемо-сдаточная ведомость, где было перечислено все имущество отряда, вплоть до последней подковы. Но передавать ее кому-то другому не пришлось. Михаил Дмитриевич стал начальником уже советского пограничного отряда.

В фильме начальник бывшей царской таможни Павел Артемьевич Верещагин погибает.

У Михаила Поспелова оказалась более счастливая судьба. Он был назначен начальником 1-го района 35-й погранбригады ВЧК, у него в подчинении был 213-й пограничный батальон и под присмотром вся советско-персидская граница.

По личной инициативе пограничник составил точные топографические карты Каракумов, нанеся на них караванные пути и верблюжьи тропы, отметив аулы, колодцы и качество воды в них.

Поспелов принимал участие в разгроме банд басмачей, в частности основных сил Энвер-паши и банды Ибрагим-бека. В 1923 году стал начальником пограничной учебной школы в Ашхабаде. Получив повышение по службе, переехал с семьей в Ташкент.

До конца дней с Михаилом Дмитриевичем была рядом его жена Софья Григорьевна. Жили они в старой части Ташкента, в добротном трехэтажном доме №29 на улице Урицкого.

- Мама рассказывала, что дед часто говорил: «Чем хуже, тем лучше!». Ему вообще интересно было жить, — рассказывает Евгений Попов. — Силы он был немереной. Подкову разогнуть, лом на шее завязать — это ему вообще было раз плюнуть.

Когда в старой пограничной фуражке шел по улицам Ташкента, с ним все встречные с почтением здоровались.

До самой смерти Михаил Поспелов не расставался с военной формой и пограничной фуражкой.

Умер дед 10 августа 1962 года, когда ему было 78 лет. Картина «Белое солнце пустыни», ставшая культовой, вышла на экраны спустя 8 лет.
На его могилу, наверное, никто уже не положит цветок или символичный кусочек каракумской серы, не поднимет стопку в память об офицере Великой Державы, чей облик и биография легли в основу любимого народом образа таможенника Павла Верещагина из «Белого солнца пустыни». Так пусть же этот образ и будет ему доброй памятью.

О судьбе Михаила Поспелова поведал его внук, полковник в отставке Евгений Попов.

Следующая цитата

Тебя как, сразу прикончить или желаешь помучиться? - Лучше, конечно, помучиться.

Товарищи женщины! Революция освободила вас. У вас неттеперь господина. Называйте меня просто товарищ Сухов.

Забудьте вы свое проклятое прошлое!

Вы будете свободно трудиться и у каждой будет отдельный супруг.

Господин назначил меня любимой женой!

Гюльчатай! Открой личико!

Я только личико увидеть, а то вдруг крокодил какой. Потом томись всю жизнь.

Правильно. Я воттоже сейчас это допью. и брошу. Пей!

Мой отец перед смертью сказал: "Абдулла, я прожил жизнь бедняком и хочу, чтобы бог послал тебе дорогой халат и красивую сбрую для коня".

Я долго ждал, а потом бог сказал: "Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный".

Твой отец был мудрый человек, но кто на этой земле знает, что есть добро и зло?

Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется в нужное время.

Когда я была любимой женой Абдуллы, вы каждый день его видели.

И даже каждый день он кого-то бил.

Разве плохо, одну тебя любит муж, одной тебе презенты дарит, заботится, бережет.

Плохо? - Хорошо. - Ну, вот.

Одна жена любит, одна одежду шьет, одна пищу варит, одна детей кормит, и все одна?

Ничего не попишешь. - Тяжело. - Конечно, тяжело.

Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть! Хоть бы хлеба достала!

И поскольку, может статься, в песках этих лягу навечно, с непривычки вроде даже грустно, а может, оттого это, что встречались мне люди, в последнее время, душевные, можно сказать, деликатные.

Тому остаюсь свидетелем, боец за счастье трудового народа всей земли, Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля, красноармеец Сухов Федор Иванович.

Да гранаты у него не той системы.

Ты ведь меня знаешь, Абдулла, я мзду не беру. Мне за державу обидно.

Абдулла! Таможня дает добро!

Я здесь, Абдулла.

Найдены дубликаты

Отредактировала ltomme 6 месяцев назад 5 лет назад показать ещё 0 комментариев Похожие посты 31 день назад

Товарищ Сухов в деле

Эмоции 6 месяцев назад

Фигурка "Красноармеец Сухов"

Всем привет. Закончил окраску оловянной фигурки красноармейца Сухова в масштабе 1:32 производства компании "Ратник", высота фигурки с подставкой 73 мм. Фигурка имеет большее портретное сходство с героем фильма "Белое солнце пустыни" нежели таможенник Верещагин того же производителя. Ну и окрас вышел у меня получше.В окраске использовались грунт алкидный "KUDO", краски акриловые "Звезда", финиш лак матовый "Tamiya". В фотографии тоже потренировался, но всё равно прошу сильно тапками не кидать, ибо до совершенства в фотографии мне ещё очень далеко. В этот раз вновь провал со светотенью не передает фотография все оттенки хоть убей.

Показать полностью 4 Эмоции 7 месяцев назад

«Белое солнце пустыни», нож товарища Сухова. Нетипичный обзор №10

Кстати, в момент когда Сухов подходил к Саиду хорошо было видно, что нож висит в глубоких ножнах на ремне. Положение достаточно удобное для различных телодвижений. Это вполне распространённый способ ношения.

Заткнутый за пояс Саида нож, услышит одну из самых знаменитых фраз из фильма сказанных Абдуллой: "Кинжал хорош тому у кого он есть. И плохо тому, у кого он не окажется в нужное время." Хорошо видно устройство самих ножен. Пошитые из кожи со швом с боку. Финского типа и наверняка с деревянным вкладышем под клинок.

Появится он(нож) уже в сцене боя. Но о ней позже, ведь нож был изъят у Саида как и другое оружие, ножик перекочёвывает к басмачу. Но таких вещей не прощают. И Саид возвращает экспроприированное басмачом. К сожалению момент изъятия именно ножа не показан. Но оставить такую ценность он просто не мог.

Выстрел Абдуллы убивает лошадь под Саидом и придавленный тушей коня он не может дотянутся до выпавшего револьвера. И тут его выручает нож. Правда непонятен момент доставания ножа, в эпизоде этого нет, но это не важно. Басмач неосторожно вставший, получает сердечный сюрприз.

Момент броска хорошо виден. Нож Саид держит за клинок, лезвием от себя. Это понятно, чтобы не порезать ладонь при броске. Бросок явно в пол оборота. На стоп кадре хорошо видны деревянная рукоять и металлические тыльник и обойма.

Отличный замысел режисера, когда появившийся предмет имеет свою собственную сюжетную линию. Она идет через весь фильм и скрепляет его добротным швом качественного кино!

Показать полностью 6 Эмоции 9 месяцев назад

И за державу не обидно пока есть такие люди

Показать полностью 1 Эмоции 11 месяцев назад

Гюльчатай, открой личико.

Очень редко актеры приобретают всенародное признание после одной роли, к тому же эпизодической. Еще реже после оглушительного успеха они уходят из профессии. А ведь так случилось с Татьяной Федотовой-Гюльчатай из всенародно любимого фильма "Белое солнце пустыни"

Она сама и сознательно и добровольно оставила кинематограф. Ее выбор многим показался странным и немотивированным, но она сама никогда не пожалела о своем решении и считает, что поступила правильно.

Татьяна Федотова родилась в многодетной семье в деревне Самша в Тверской области. Когда ей было 4 месяца, они переехали в Ленинград. Татьяну отдали в интернат, где она занималась в танцевальном кружке, а затем ее приняли в Ленинградское хореографическое училище им. Вагановой. Девочка не мечтала стать балериной, часто прогуливала занятия и чувствовала себя в училище гадким утенком.

Татьяна Федотова в балетном училище (в центре). Источник: кадр из youtube

В фильме она показала себя с очень яркой и привлекательной внешностью. И ей сулили громкую славу, если она и дальше продолжит кинокарьеру.

И такое сокровище нашлось в хореографическом училище имени Вагановой (в настоящее время – Академия Русского Балета) и, что удивительно, новую Гюльчатай звали тоже Таней. Сдав в училище экзамены, Татьяна Федотова выехала на съемки. Именно ей было суждено стать народной любимицей…

Однако, Татьяна не пошла в кино. Не стала продолжать кинокарьеру. И это несмотря на огромную популярность, которую принесла ей роль Гюльчатай. Множество поклонников с нетерпением ждали новых ролей от яркой, привлекательной актрисы, но все тщетно. Татьяна Федотова выбрала для себя другой жизненный путь.

После того, как Татьяна окончила училище, она пошла работать в танцевальный ансамбль в "Ленконцерте". Там она познакомилась с одним композитором. Его звали Геннадий Кузьмин и он на тот момент был женат.

В итоге они все-таки поженились. С тех пор Татьяна Кузьмина видит свое главное предназначение в том, чтобы быть хорошей женой и матерью.

Сейчас она уверена в том, что и слава, и красота, и богатство – преходящие блага, и найти в них счастье невозможно. Татьяна Кузьмина говорит, что ее призвание – быть женой, и она ни разу не пожалела о своем выборе. Бывшая актриса не смотрит телевизор и не читает газет. Она не согласна с тем, что загубила свой талант, напротив, считает, что последовала судьбе, предопределенной свыше.

Показать полностью 6 Эмоции 1 год назад

"Белое солнце пустыни"

Следующая цитата

Таможенник Павел Артемьевич Верещагин, герой знаменитого советского фильма «Белое солнце пустыни», чрезвычайно популярен в народе. Верещагин, блистательно сыгранный Павлом Луспекаевым, стал неофициальным символом таможенной службы, а его фразы навсегда вошли в народный фольклор. «Я мзду не беру — мне за державу обидно!», — говорил суровый таможенник в годы безвременья, когда не было уже ни таможни, ни державы, которой он когда-то служил, и казалось, не будет уже никогда.

Не все знают, но у легендарного Верещагина был реальный прототип с не менее драматичной судьбой.

Кинодраматург Валентин Ежов, которому было поручено написание сценария, ставшего основой «Белого солнца пустыни», действовал в условиях крайнего дефицита времени — ему на работу отвели всего полтора месяца. Но Ежов, в отличие от своих современных коллег, к делу относился очень ответственно. Потому он отправился в Среднюю Азию, чтобы побеседовать с ветеранами сражений с басмачами.

В этих беседах и всплыло имя офицера российской пограничной стражи Михаила Поспелова, чья история очень заинтересовала сценариста. Факты из биографии Поспелова перекочевали в историю Верещагина.

Более того, если сравнить фотографию самого Поспелова в форме офицера дореволюционных времен и фотографию, которая в фильме висит на стене в доме Верещагина, не остается никаких сомнений в том, что и внешний образ героя был списан с него.

Прототип Верещагина обучался у полковника Верещагина

Михаил Поспелов родился в мае 1884 года в городе Орле. Получив домашнее образование, он поступил в Тифлисское пехотное училище, которое окончил по второму разряду.

Вот ещё любопытный момент: когда Поспелов поступил в Тифлисское училище, его начальником был герой русско-турецкой войны, участник Памирской кампании, полковник Александр Васильевич Верещагин.

После выпуска Поспелова определили на службу в Либавский пехотный полк. Служба протекала спокойно, что молодого деятельного офицера не радовало. Осенью 1910 года он добился зачисления в пограничную стражу в 7-й округ на среднеазиатскую границу.

В 1913 году поручик Поспелов, отлично зарекомендовавший себя на новом месте, получает назначение в 30-ю Закаспийскую бригаду, которая охраняла границу с Персией и побережье Каспийского моря.

Русско-персидская граница была очень неспокойным местом. Здесь постоянно действовали шайки контрабандистов, с сопредельной стороны бандиты совершали набеги на туркменские поселения, захватывая девушек для продажи в рабство в Персии.

«Красный шайтан»

Сначала под началом Поспелова находился пост «Гермаб» («Чистые ключи»), а затем и весь Гермабский погранотряд, контролировавший 100-верстный участок границы, имевший в своей структуре 4 конно-сторожевых кордона: «Гермаб», «Сулюкли», «Мерген-Улья» и «Сарам-Сакли».

Поспелов был великолепным воином: в совершенстве владел элементами кавалерийской подготовки, за успехи в соревнованиях по стрельбе был награжден шестью императорскими призами. Награды были прикреплены к ножнам шашки, которую он долго хранил.

Но дело было не только в отличном владении оружием и большой физической силе. Поспелов, что называется, душой болел за порученное ему дело. Он обустраивал быт своих подчиненных, решал их проблемы, наладил тесные связи с местным населением.

Поспелов помогал жителям приграничных селений, а они помогали пограничникам, видя в них свою единственную надежную защиту от бандитов.

Благодаря этому командир Гермабского погранотряда организовал хорошо разветвленную сеть разведки, что позволяло пограничникам знать заранее места и время набегов бандитов и попыток прорыва контрабандистов.

Его уважали и боялись враги, давшие ему прозвище «Красный шайтан». Это было ещё до появления большевиков — причиной стали не политические взгляды Поспелова, а его роскошные огненно-рыжие усы. Он появлялся внезапно для контрабандистов в самых неожиданных местах, из-за чего наиболее суеверные бандиты стали подозревать, что этот русский офицер обладает ещё и навыками боевой магии.

«Я не уйду»

Дом Верещагина из фильма тоже не выдумка — он во многом срисован с дома Поспелова. В посаженном русскими пограничниками саду росли грецкий орех, яблони, груши, вишни, абрикосы, алыча, а в пруду плескались карпы.

В 1917 году, как и Верещагин, Поспелов превратил свой дом в маленькую крепость. Старый мир рушился — Российская империя ушла в прошлое, и наступило безвластие, при котором бандиты и контрабандисты стали действовать нагло, не опасаясь отпора.

Гермабский отряд практически развалился — солдаты, набранные, в основном, в Центральной России, рвались домой, и Поспелов не мог их уже удержать.

Ему самому предлагали уехать за границу, говоря о том, что здесь его служба никому теперь не нужна, а там он может стать большим человеком.

Павел Луспекаев в роли Павла Верещагина. Фото: Кадр из фильма

«Я пограничник, и мое дело — охранять границу Отечества. И я отсюда никуда не уйду», — отвечал упрямый Поспелов.

С горсткой бойцов теперь он уже оборонял не 100 верст границы, а собственный дом, обучив владению винтовкой, пулеметом и гранатами жену Софью. В этой крепости росли и две маленькие дочери Поспелова, Лена и Вера.

Наиболее дерзкие бандиты, решившие поквитаться с «Красным шайтаном», получали настолько жесткий отпор, что бросали планы мести раз и навсегда. А сам пограничник в перерывах между этими схватками, как и Верещагин, глушил тоску самогоном.

Власть возвращается

Он оставался единственным из командиров 30-й Закаспийской бригады, кто остался в строю. И в 1919 году Поспелов стукнул кулаком по столу, решив, что пора наводить порядок. «Красный шайтан» набрал добровольцев из числа местных жителей, которые устали от бандитского беспредела, вооружил и занялся их обучением. Вскоре ему удалось восстановить пограничную службу сначала на посту «Гермаб», а затем и на всем участке ответственности Гермабского погранотряда. Бандиты и контрабандисты, наткнувшись на сопротивление, предпочли уйти подальше, туда, где «Красный шайтан» не мог до них добраться.

Павел Луспекаев в роли Павла Верещагина. Фото: Кадр из фильма

Тем временем чаша весов в Гражданской войне стала склоняться в сторону большевиков. И «Красный шайтан» стал «красным» и в политическом смысле — 24 декабря 1919 года приказом по войскам Туркестанского фронта товарищ Поспелов Михаил Дмитриевич был назначен командиром пограничного батальона с дислокацией в населенном пункте Гермаб.

Времена были трудные, и Поспелову приходилось нетривиальными способами решать вопросы снабжения. Для того, чтобы обеспечить своих пограничников хлебом, он продал все ковры, которые были в его доме ещё с дореволюционных времен.

В марте 1921 года Михаил Поспелов стал командиром 1-го пограничного полка с дислокацией в городе Ашхабад. Задача полка — охрана всей советско-персидской границы. С формированием войск ВЧК Туркестана он назначается начальником 1-го района 35-й пограничной бригады.

Начальник научного каравана

Погранвойска молодой республики остро нуждались в подготовленных кадрах. В 1923 году в Ашхабаде при непосредственном участии Поспелова была создана школа для подготовки младшего комсостава. Курс был рассчитан на 3 месяца. Выпускники школы становились начальниками и помощниками начальников застав на среднеазиатской границе. Впоследствии эта школа была переведена в Ташкент.

В конце 1925 года Михаил Поспелов был отправлен в бессрочный отпуск в связи с достижением предельного возраста службы. Отпуск получился своеобразным: к нему за помощью обратились руководители экспедиции Академии наук СССР в Кара-Кумы по поиску серы для её промышленной разработки.

Ученым был нужен человек, который знал местность, прекрасно ориентировался в бескрайних песках, знал местные обычаи и владел туркменским языком. Таким человеком и стал Поспелов, занявший должность начальника каравана. По признанию ученых, высокий профессионализм отставного пограничника позволил экспедиции, несмотря на тяжелейшие условия, добиться блестящих результатов. Спустя год работал Поспелов и в повторной экспедиции.

В конце 1920-х опытный офицер помогал добивать банды басмачей, а перед Великой Отечественной войной он перешел на работу в пожарную часть города Ташкента.

В 1950-х годах ему был присвоен статус персонального пенсионера Узбекской ССР. До последних лет жизни Михаил Поспелов сохранял военную выправку, носил гимнастерку и пограничную фуражку.

10 августа 1962 года, в возрасте 78 лет, человек, всю свою жизнь посвятивший служению державе, умер в Ташкенте.

Внук и правнук Михаила Поспелова были выпускниками суворовского училища, достойно служили в Вооруженных Силах, продолжая традицию, заложенную предком.

Михаил Дмитриевич Поспелов не дожил восьми лет до появления своего «кинодвойника». Но таможенник Верещагин, полюбившийся большой стране, стал достойным воплощением образа человека, посвятившего жизнь своей Родине.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: