Методология и методы социологического исследования цитаты

Обновлено: 20.09.2024

Анализ документов предполагает систематическое исследова­ние различных источников (книг, рукописей, видео- и аудиоза­писей, электронных файлов и т.п.) с целью получения наиболее полной и точной информации.

Трактовка понятия «документ» в социологии весьма широка: его нельзя сводить к тому, что обычно понимают под докумен­тальным произведением в области искусства:

«Документ — средство закрепления каким-либо способом на специальном материале информации о фактах действительнос­ти и мыслительной деятельности человека. Сюда относятся на­учные публикации, отчеты по предыдущим исследованиям, раз­личные статистические и ведомственные документы».

Основная цель анализа документов заключается в изучении письменных (и подобных им) источников — либо способом тра­диционного (качественного) исследования, либо на основании формализованных (количественных) методов, наиболее распрос­траненным из которых является контент-анализ.

Контент-анализ — метод количественных исследований до­кументальной информации, основанный на переводе качествен­ных параметров изучаемого текста в количественные характери­стики и их последующей обработке и анализе.

«Контент-анализ — это перевод в количественные показате­ли массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой».

Исследование по методу контент-анализа начинается, как правило, с выделения основных смысловых единиц текста, кото­рые составляют базу для рабочих гипотез, продуцируемых мето­дологическими предпосылками данного исследования; главная цель всех формальных процедур контент-анализа — обеспечить надеж­ность и полноту получаемой социальной информации.

Социальное (социологическое) наблюдение — это метод сбора социологических данных способом непосредственного изучения того или иного социального явления в его естественных усло­виях.

Основные задачи социального наблюдения как научно­го метода в его социологической интерпретации формулирует В.А. Ядов:

а) оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам;

б) наблюдение планируется по заранее обдуманной программе;

в) все данные наблюдения фик­сируются в протоколах или дневниках по определенной систе­ме;

г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость».

Классифицировать социальные наблюдения можно по-разному: включенное и невключенное (см. выше), контролируемое и некон­тролируемое, полевое и лабораторное и т.д. Подробный анализ основных типов социального наблюдения будет дан нами в связи с проблемой экономического наблюдения в главе 8 этого курса.

Интервью — метод устного опроса, где исследование прохо­дит в форме особой беседы (формализованной или неформали­зованной) исследователя с респондентом.

«Прямой контакт с опрашиваемым и психологические отно­шения, которые устанавливаются между интервьюером и респон­дентом, создают немало преимуществ для получения информа­ции, малодоступной путем анкетного опроса. К сожалению, эти же преимущества оборачиваются новыми трудностями. Главная проблема — сведение к минимуму "возмущающего" влияния личности интервьюера».




В ходе проведения интервью исследователь оценивает не только сами ответы респондента, но и само его отношение к интервью­ированию, что может немало значить для самого процесса соци­ологического исследования.

Метод экспертных оценок (экспертный опрос) — вид опроса (устного или письменного), где исследователь получает инфор­мацию от высококвалифицированных специалистов в данной обла­сти знания. Это особый тип исследования, применяемый в ос­новном в отношении сложных социальных проблем.

«Экспертный опрос нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов. В таких опросах доминируют открытые формулировки, а закрытые вопросы предназначены лишь для оценки уровня уверенности, меры согласия или несогласия с уже высказанными позициями других специалистов».

Одним из вариантов экспертного опроса является так назы­ваемый дельфийский метод (по названию древнегреческого города Дельфы): здесь практикуется неоднократное обращение к экс­пертам с постепенным уточнением их позиций по различным аспектам проблемы с последующей попыткой оценить также Уровень согласованности экспертов по наиболее важным пунктам.

Социометрический опрос — особый тип опроса, где объектом исследования является малая группа. Здесь анализируются меж­личностные отношения внутри малых групп и выявляются так называемые «связи предпочтения» (члены исследуемой группы полностью свободны в своих контактах). Итог исследования — составление особых матриц и графических изображений, пока­зывающих взаимодействие между членами группы.

«Результаты социометрического опроса фиксируются в виде социоматриц (таблиц, обобщающих предпочтения членов групп) и социограмм (графических изображений связей внутри группы)».

Социометрический метод также широко используется в дру­гих науках — психологии, этнографии, антропологии и т.п.

Тестирование — способ проведения исследования при помо­щи специальных методик, называемых тестами. Тестэто спе­циальная процедура, в ходе которой измеряется уровень развития или уровень выражения психических (и иных) свойств индивида или группы. При помощи тестов можно получить реальное представ­ление об уровне интеллекта, способностей, информированности, характере темперамента, мотивации или ценностей исследуемого объекта. Главные требования к тестированию — многократный контроль, надежность, полнота, гибкость.

Социальный эксперимент — в данном случае означает соци­ологическое исследование социального процесса или явления в искусственных, специально созданных условиях. Он, как пра­вило, имеет две основные задачи: практически-преобразователь­ную и научно-познавательную.

«Социальный эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практически-преобразовательной деятель­ности и проверка научной гипотезы. В последнем случае про­цедура экспериментирования целиком сосредоточена на позна­вательном результате. Эксперимент выступает в качестве само­го сильного способа проверки объяснительной гипотезы. В первом же случае эксперимент нацелен на получение практического эф­фекта управления некоторыми процессами. Познавательные ре­зультаты представляют здесь побочный продукт управленческого эффекта.

Экспериментальный поиск эффективных приемов управления опасно смешивать с тем, что мы обычно называем передовым опытом. Нововведения вообще не относятся к сфере научного экспериментирования, а к области практического применения нововведений».

Мониторинг — это особый тип наблюдения (в данном случае социального наблюдения), при котором ведется контроль над тем, чтобы социальные процессы или явления находились в опреде­ленных параметрах, не превышающих заданные пределы (выход за эти пределы может стать социально опасным или даже приве­сти к социальным конфликтам или катастрофам). Мониторинг может осуществляться в отношении различных процессов эко­номического, политического, экологического, демографического и иного характера: например, экономический мониторинг — это может быть контроль над уровнем цен, доходов, безработицы и т.п.

Таким образом, социологические методы исследования явля­ются весьма эффективными в качестве использования их как методов социальных исследований и в результате позволяют получать весьма достоверную информацию о социальном мире. Значительная часть этих методов может быть с успехом приме­нена и в экономической науке, особенно в качестве методов сбора первичной экономической информации. Однако экономика все же большей своей частью ориентируется на теоретический анализ и на теоретические методы исследования социальной реальности (анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия и т.п.). Именно эти методы и должны стать основным объектом методологической рефлексии в современном экономическом знании.

Следующая цитата

Домашняя работа №1 «Реконструкция программы исследования»

неблокирующий

Домашняя работа №2 «Введение к литобзору»

неблокирующий

Контрольная работа №1, тестовые задания по темам лекций №1-2

неблокирующий

Домашняя работа №3 «Проект программы собственного исследования (до таблицы операционализации)»

неблокирующий

Домашняя работа №4 «Сумматорная шкала»

неблокирующий

Контрольная работа №2, тестовые задания по темам лекций №3-4 (аудиторная письменная работа)

неблокирующий

Активность на семинарских занятиях (набор баллов за доклады, выступления, вопросы) за 1-2 модули

неблокирующий

Домашняя работа №5 «Реконструкция концепта из анкеты» (текст и доклад)

неблокирующий

Контрольная работа №3, тестовые задания по темам лекций № 5-8 (аудиторная письменная работа)

неблокирующий

Домашняя работа №6 «Анкета+»

неблокирующий

Контрольная работа №4, тестовые задания по темам лекций № 9-10 (аудиторная письменная работа)

неблокирующий

Домашняя работа №7 «Неопросный метод (наблюдение или контент-анализ)»

неблокирующий

Активность на семинарских занятиях (набор баллов за доклады, выступления, вопросы) за 3 модуль

неблокирующий

Домашняя работа №1 «Реконструкция программы исследования»

неблокирующий

Домашняя работа №2 «Введение к литобзору»

неблокирующий

Контрольная работа №1, тестовые задания по темам лекций №1-2

неблокирующий

Домашняя работа №3 «Проект программы собственного исследования (до таблицы операционализации)»

неблокирующий

Домашняя работа №4 «Сумматорная шкала»

неблокирующий

Контрольная работа №2, тестовые задания по темам лекций №3-4 (аудиторная письменная работа)

неблокирующий

Активность на семинарских занятиях (набор баллов за доклады, выступления, вопросы) за 1-2 модули

неблокирующий

Домашняя работа №5 «Реконструкция концепта из анкеты» (текст и доклад)

неблокирующий

Контрольная работа №3, тестовые задания по темам лекций № 5-8 (аудиторная письменная работа)

неблокирующий

Домашняя работа №6 «Анкета+»

неблокирующий

Контрольная работа №4, тестовые задания по темам лекций № 9-10 (аудиторная письменная работа)

неблокирующий

Домашняя работа №7 «Неопросный метод (наблюдение или контент-анализ)»

неблокирующий

Активность на семинарских занятиях (набор баллов за доклады, выступления, вопросы) за 3 модуль

Следующая цитата

Существует еще один критерий разделения социологии: методологические знания (знания о знании) и неметодологические (знание о предмете). К методологическим знаниям относятся знания о средствах социологического исследования.

Методологическое знание включает в себя мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Среди методов социологии существуют частнонаучные методы (наблюдение, опрос) и общенаучные (например, статистические). Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации деятельности, регулятивные правила, совокупность приемов и способов и план действия.

Методология является общей стратегией исследования, а его тактикой является методика.

Методика социологического исследования - это система операций, процедур, приемов установления социальных факторов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относят способы (методы) сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, способы построения социальных показателей и другие специализированные процедуры вплоть до техники отдельных конкретных ситуаций.

Одним из видов конкретного социологического исследования является пилотажное социологическое исследование, т.е. разведывательное или пробное исследование, целью которого является проверка инструмента для сбора первичной социологической информации, а именно, процедур и методов более массового исследования. Соответственно, оно, как правило, проводится на небольших группах людей и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. В процессе пилотажного исследования вырабатывается макет методики, который затем начинает проверяться, уточняться и совершенствоваться. При этом необходимая дополнительная информация получается в ходе новых разведывательных исследований, во время которых выясняется мера искажений информации из-за разного рода обстоятельств, не учтенных при первичной разработке программы исследования. Для получения необходимых оперативных данных используется такая разновидность разведывательного исследования, как экспресс-опрос - оперативное исследование, цель которого состоит в получении отдельных данных, особо интересующих исследователя в данный момент. Речь также может идти о выяснении мнения людей по поводу каких-либо актуальных событий.

В соответствии с целями и назначением пилотажных исследований в них используются достаточно доступные и оперативные методы сбора данных.

Таким образом, пилотажное исследование является первичным исследованием, проводимым с целью корректировки методики определения общей ситуации для дальнейших социологических исследований, уточнения их задачи и предмета.

Описательное социологическое исследование - более сложный вид социологического исследования, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Применяется это исследование обычно в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками (коллективы крупных предприятий, население города, области и т.д.). В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и составление каких-либо характеристик и выявить связи между ними.




Выбор методов сбора информации в этом исследовании диктуется его задачами и направленностью.

Аналитическое социологическое исследование является наиболее углубленным исследованием, позволяющим не только описать явление, но и дать причинное объяснение его функционирования, выраженное в системе количественно-качественных параметров.

В ходе аналитического исследования выявляются сущностные, причинные связи явления, изучается вся совокупность факторов, из которых затем выделяются основные и неосновные факторы. Как правило, программа и методы аналитического исследования тщательно подготавливаются. В нем комплексно, дополняя друг друга, применяются различные формы опроса, анализа документов, наблюдения, что требует тщательной работы по их состыковке и анализу данных.

Из видов аналитического исследования можно назвать эксперимент, точечное исследование, повторное исследование и панельное исследование.

Эксперимент предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта.

Точечное (или разовое) исследование дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация имеет статический характер и не дает представления о тенденциях развития объекта исследования. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени по единой программе и теми же методами. Эти исследования будут называться повторными. Интервалы времени, через которые устраивается исследование, зависят от его целей и условий.

Особым видом повторного исследования является панельное, которое предусматривает неоднократное исследование одних и тех же объектов через определенные интервалы времени (например, периодические сплошные или выборочные переписи населения или неоднократные опросы выпускников средних школ с целью выяснения тенденций в осуществлении их жизненных планов через определенные промежутки времени).

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:

методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;

методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.

Существует несколько основных методов социологического исследования: анализ документов, опрос, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия.

Одним из примеров плодотворного в научном отношении использования этого метода является социологическое исследование У. Томаса и
Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке".

Особым случаем анализа документов является контент-анализ, который активно применяется к исследованию средств массовой информации (например, газетных материалов) и заключается в количественном подсчете смысловых единиц, содержащихся в объекте изучения.

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению, например, межличностные отношения. Результаты опросов легко поддаются дальнейшей обработке, при этом опрос - самый массовый метод сбора информации. Одной из главных проблем здесь является обеспечение достаточной репрезентативности (представительности) выборки, т.е. состав опрашиваемых должен воспроизводить все показатели и категории того более широкого состава людей, к которому принадлежит выбранная группа опрашиваемых. При интерпретации результатов опроса могут применяться математико-статистические методы обработки информации.

Существуют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным или заочным (опрос через газету и т.д.)

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится "лицом к лицу", и опосредованным, например, по телефону.

Кроме этого, опросы могут быть массовыми (опрос представителей различных социальных групп) и специализированными (опрос экспертов, т.е. лиц, компетентных в предмете опроса).

Следующим методом является наблюдение (внешнее или включенное). Недостаток этого метода заключается в возможном субъективизме исследователя, который поневоле "вживается" в предмет наблюдения и начинает определенным образом бессознательно фильтровать события. Большую известность получило включенное наблюдение, когда исследователь-социолог непосредственно или живет, или работает среди тех, чью культуру, нравы изучает. Таким образом, наблюдение нельзя назвать безусловно научным социологическим методом.

Тестирование (или тест) - метод, техника изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, не поддающихся прямому, непосредственному наблюдению. Тест конструируется как "батарея" относительно простых показателей (индикаторов), отражающих разные элементы, аспекты изучаемого свойства, на основе которых строится итоговая шкала. Тестирование как социологический метод дает весьма достоверные результаты при массовых измерениях. Метод тестирования пришел в социологию из психологии и должен быть всегда адаптирован к социологической реальности. С помощью тестирования изучаются установки, интересы, мотивация личности.

Эксперимент также не является специфическо-социологическим методом и требует учета особенностей социологической реальности. Как научный метод эксперимент был разработан Дж. Ст. Миллем. В ситуации эксперимента в контролируемых и управляемых условиях экспериментаторы получают новые знания, прежде всего о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами. Обычно в социологии он используется при изучении малых групп людей и имеет много общего с социально-психологическими экспериментами. При этом всегда должна соблюдаться моральная норма "не повреди" объекту.

Социометрия (от лат. socius - общий и греч. metron - мера) - метод исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Техника такого исследования (опрос по поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности) позволяет фиксировать, как объективные отношения воспринимаются и оцениваются людьми, занимающими различное положение в данной общности. На основании полученных данных могут быть построены социограммы, в которых отражено "субъективное" измерение отношений в группе, коллективе, организации.

Социологический метод нацелен не на изучение объективных отношений, а на отражение последних в сознании их носителей. Затруднено применение его для больших групп.

Следующая цитата

Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и орга­низационно-технических процедур, связанных единой це­лью — получить достоверные данные об изучаемом явле­нии для их последующего практического применения.

Из определения следует, что социологическое исследо­вание имеет три уровня: методологический, методический и процедурный. Под методологическим уровнем понимает­ся совокупность общих теоретических принципов и поло­жений, на основе которых проводятся исследования, интер­претируются их результаты. Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработ­ки эмпирических данных. Процедурный уровень характери­зует непосредственную организацию проведения самого ис­следования.

В зависимости от решаемых задач различают три основ­ных вида социологического исследования: разведыватель­ное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) — наиболее простой вид социологического исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию. Разновидно­стью разведывательного исследования является экспресс-опрос, задача которого — выявить отношение людей к ак­туальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения).

Описательное исследование— более сложный вид со­циологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.

Аналитическое исследование — самый глубокий вид соци­ологического исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. Разно­видность аналитического исследования — это эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора ин­формации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы.

По частоте проведения выделяют разовое и повторное социологические исследования. Разовое исследование (его также называют точечным) дает информацию о состоянии объекта анализа в момент его изучения. Повторные иссле­дования позволяют получить данные, отражающие изме­нение изучаемого социального объекта, его динамику. Су­ществуют две разновидности повторных исследований — панельные и лонгитюдные. Первые предусматривают нео­днократное изучение одних и тех же социальных объектов через определенные интервалы времени, вторые исследу­ют одну и ту же совокупность лиц в течение многих лет.

Наконец, по масштабности социологические исследова­ния подразделяются на международные, общенациональ­ные, региональные, отраслевые, локальные.

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три этапа: подготовительный, основной и завер­шающий.

На подготовительном этапе происходит разработка программы исследования, которая представляет собой из­ложение основных задач, методологических принципов, гипотез, правил процедуры и логических последователь­ных операций для проверки высказанных предположений.

Методологический раздел программы составляют сле­дующие элементы:

формулировка проблемы, объекта и предмета иссле­дования;

определение цели и задачи исследования; интерпретация основных понятий;

предварительный системный анализ объекта иссле­дования;

В методический раздел программы входят: конкретизация общей схемы исследования; определение обследуемой совокупности социальных объектов;характеристика методов, основных процедур и поряд­ка сбора, обработки и анализа первичных эмпирических
данных.

В программе должно быть четко указано, является ис­следование сплошным или выборочным. Сплошное иссле­дование охватывает генеральную совокупность, под кото­рой понимается совокупность всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению. Выборочное исследова­ние охватывает выборочную совокупность (выборку), т.е. лишь часть объектов генеральной совокупности, отобран­ную по специальным параметрам. Выборка должна быть репрезентативной, т.е. отражать основные характеристики генеральной совокупности. Исследование считается репре­зентативным (достоверным), если отклонение выборки от генеральной совокупности не превышает 5%.




На основном этапе исследования происходит сбор со­циологической информации. К основным методам сбора эмпирических данных относят опрос, наблюдение и доку­ментальный метод.

1. Социологический опрос— это самый распространен­ный метод сбора первичной информации, предусматрива­ющий письменное или устное обращение к группе лиц, на­зываемых респондентами.

Опросы, проводимые в письменной форме, называются анкетированием. Анкетирование может быть индивидуаль­ным или коллективным, очным или заочным (например, че­рез почту, газету или журнал).

Центральная проблема анкетного опроса — правильная постановка вопросов, которые должны формулироваться четко, недвусмысленно, доступно, в соответствии с решением задач исследования. Анкетные данные можно клас­сифицировать по следующим критериям

• содержание: вопросы о фактах по­ведения и о личности респондента;

• функции: основные (направлены па сбор информа­ции по теме опроса), неосновные (вопросы-фильтры для выявления адресата основного вопроса и контрольные во­просы для проверки искренности респондента).

Опросы, проводимые в устной форме, называются ин­тервьюированием. Главное различие между анкетным оп­росом и социологическим интервью состоит в форме кон­такта исследователя и респондента: при анкетировании он осуществляется с помощью анкет, а при интервьюи­ровании — путем непосредственного общения. Интервью имеет определенное преимущество: если респондент затруд­няется с ответом, он может обратиться за помощью к ин­тервьюеру.

Социологическое интервью может быть прямым («ли­цом к лицу») и опосредованным (телефонное интервью), индивидуальным и групповым, однократным и многократ­ным. Наконец, в прикладной социологии различают три вида интервью: стандартизованное (проводимое по заранее разработанному плану), фокусированное (менее формали­зованное интервью, цель которого — сбор информации по конкретному вопросу) и свободное (в форме непринужден­ной беседы).

2. Социологическое наблюдение — это метод сбора пер­вичных данных путем непосредственного восприятия како­го-либо явления, свойства и особенности которого фикси­руются исследователем. Формы и приемы такой фиксации могут быть самыми различными: записи в бланке или днев­нике наблюдения, фото- или кинопленка, аудио- или видео­запись и др.

В социологии различают включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и на­ходится в непосредственном контакте с наблюдаемыми.

Невключенным называется такое наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта.

Как правило, метод наблюдения в конкретных социоло­гических исследованиях применяется в сочетании с други­ми способами сбора фактического материала.

3. Документальный метод — это способ получения со­циологической информации с помощью изучения докумен­тов. Этот метод связан с использованием двух основных приемов анализа документальных материалов: традицион­ного, предполагающего раскрытие содержания документов, и формализованного, связанного с количественным подхо­дом к изучению документальных источников. Последний получил название контент-анализа.

Применение контент-анализа целесообразно в следую­щих случаях:

1. когда требуется высокая степень точности или объек­тивности анализа;

2. при изучении больших массивов документов (прес­сы, записей радио- и телепередач и т.д.);

Разновидностью документального метода является до­кументально-биографический метод, при котором с помо­щью изучения личных документов (писем, автобиографий, мемуаров и т.д.) извлекается информация, позволяющая исследовать общество через жизнь конкретной личности. Этот метод чаще используется в историко-социологических исследованиях.

Завершающий этап социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выво­дов и рекомендаций. Процесс обработки и анализа данных включает следующие последовательные действия:

1) редактирование информации, основное назначение которого — проверка и унификация полученных данных. На этой стадии осуществляется выбраковка некачественно заполненных анкет;

2) кодирование информации — перевод данных на язык формализованной обработки и анализа;

статистический анализ, в ходе которого выявляются статистические закономерности, позволяющие исследовате­лю сделать определение обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи применят програм­мы математико-статистической обработки.

Далее производятся интерпретация и оценка получен­ных данных, отмечаются ведущие тенденции, устанавлива­ется, какие гипотезы подтвердились, а какие НС получили подтверждения.

Результаты социологического исследования оформляют­ся в виде отчета, который включает характеристику иссле­дования, анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации.

Читайте также: