Мечты манилова в мертвых душах цитаты

Обновлено: 24.11.2024

У помещика Манилова нет определенных жизненных целей. Он постоянно витает в фантазиях. Манилов много думает, строит в уме грандиозные планы. Но ничего не делает для того, чтобы его задумки стали реальностью.

Манилов далек от реального мира. Он не занимается своим имением, не ведет счет умершим крестьянам. Он все никак не приобретет мебель для одной из комнат в доме.

Ни один из проектов Манилова (к примеру, строительство подземного тоннеля) так и не стал реальностью. Помещик строит планы, но не решается их воплотить в жизнь.

Следующая цитата

Манилов - один из персонажей поэмы Николая Гоголя “Мертвые души”. Этот герой представляет собой отражение помещиков того времени, которые не приспособлены к окружающей действительности. Он высокопарен, но по сути не является человеком духовным. Манилов создает достаточно благоприятное впечатление, особенно в сравнении с другими продавцами Чичикова. Впервые он появляется в поэме в первой главе, но подробное описание Манилова мы находим только во 2 главе, когда Чичиков приезжает к нему в усадьбу.

Содержание:

  • Внешность Манилова
  • Характер героя
  • Семья
  • Усадьба Манилова
  • Отношения к крестьянам

Внешность Манилова

Сколько Манилову исполнилось лет на момент повествования - не указано, но Гоголь отметил, что он был человеком в расцвете сил. Помещик был светловолос и голубоглаз. Он любит улыбаться, причем так, что глаза его в этот момент становились совсем не видны. Также автор отмечает, что Манилов часто щурится. Одежда и весь вид персонажа были весьма традиционны - этот герой не выделялся из толпы.

Рис. 1. Помещик Манилов. Художник П. Боклевский

Характер героя

Чичиков отмечает, что Манилов - человек приятный, со спокойным уравновешенным характером. Он достаточно доброжелателен и добродушен, что располагает к себе его собеседника. Эти положительные качества, тем не менее, со временем превращают помещика в скучного и неинтересного человека. В Манилове нет задора или четкой позиции . Поэтому поддерживать беседу с ним очень сложно. Он кажется безжизненным, как будто существует где-то в мире своих грез. Помещик часто курит трубку - эта привычка сохранилась еще со времен службы в армии. Он не отличается хозяйственностью - заниматься бытовыми делами ему просто лень. Манилов много строит планов по тому, как он будет восстанавливать дом и благоустраивать свое имение, но эти планы никогда не воплощаются в жизнь. Ему лень делать абсолютно все, касающееся реальной жизни. Манилов сожалеет, что не имеет хорошего образования - он считает, что это не дает ему красиво и складно изъясняться. Хотя Чичиков отмечает, что пишет он очень аккуратно и грамотно. При этом Манилов очень любит изящные слова. Если сначала предложение Чичикова показалось ему диким, то после того, как он выразил свои замыслы в изящной формулировке, он сразу согласился.

Рис. 2. Манилов с супругой. Художник А.А. Агин

Семья

Семья может считаться достоинством Манилова. В этом отношении он, безусловно, преуспел - есть жена и два сына. Для них нанят воспитатель, которого также воспринимают как члена семьи. К своей жене Лизе Манилов относится очень хорошо. Их браку уже 8 лет, но в отношениях сохранилась любовь и нежность. Жена также не отличалась хозяйственностью. Она была красива и воспитана, но совершенно не хотела вести дом. Впрочем, никто не ставил ей это в укор. Старший сын - Фемистоклюс, умен и смекалист. Ему 8 лет. Младшего также назвали необычно - Алкидом. Ему исполнилось 6 лет.

Рис. 3. Усадьба Манилова. Художник А. Лаптев

Усадьба Манилова

У Манилова большое поместье, которое при должном уходе могло бы приносит отличный доход. У него есть деревня в 200 домов, лес и пруд. Но так как помещик ленив, все это остается неухоженным. Делами занимается управляющий, а сам Манилов живет скучной, но спокойной жизнью вдали от любых забот. Он все делает так, как говорит управляющий, хотя выражается настолько неопределенно, что иногда сложно понять, чего он хочет. На территории ярко выделяются несколько клумб и беседка. Клумбами никто не занимается, а в беседке Манилов проводит очень много времени, размышляя и мечтая. В ней он строит планы, которые никогда не реализует. Дом и комнаты также неоднозначны, как все в имении. У Манилова есть хорошие вещи, но есть и старые, пришедшие в негодность. На столе могут стоять новый красивый и совершенно старый светильники. Кабинет был вполне приличным, но везде лежал табак, даже на документах. На столе лежит книга, которую Манилов начал два года назад и так и не дошел дальше 14-й страницы.

Рис. 4. Манилов и Чичиков

Отношения к крестьянам

Со своими крепостными Манилов обращается хорошо. Они не страдают от нападок, но, в то же время, так же, как их хозяин, не стремятся улучшить свою жизнь или что-то изменить в ней. Манилов даже не знает точно, сколько у него крестьян. В какой-то период он начал вести переписку, но что-то пошло не так, и он забросил это дело. Он не в курсе, сколько у него мертвых душ, и просто дарит Чичикову их, беря на себя траты за оформление. Помещик Манилов - достаточно приятный человек, недостатки которого на фоне общей картины можно считать наименьшим из зол. Главный порок - лень, которая не дает ему развиваться. Но Гоголь говорит, что этот герой лишен жизни и не дает ему шанс на возрождение. Он занимает одну из самых низких позиций в иерархии героев. Чтобы еще лучше понять образ Манилова, посмотрите предложенное ниже видео.

Следующая цитата

Образ этого помещика, голубоглазого и белокурого офицера в отставке, очень интересен. Герой днями напролет предается мечтам, ведя комфортную и ленивую жизнь в своей Маниловке. Мечты его нелепые, великие и бесполезные: то ему хочется вырыть подземный ход, то построить высочайшую надстройку над домом. Да такую, чтобы видна была вся Москва.

При этом собственный дом помещика имеет щели и открыт всем ветрам, пруд весь позеленел и зацвел. Крепостные крестьяне отбились от рук и тоже, как хозяин, разленились. Но самого хозяина бытовые вопросы не интересуют совершенно. Бразды правления хозяйством вручены приказчику. Приказчик с сытыми глазами и пухлым лицом тоже предается лени, нежась в мягких перинах до девяти часов. После чего не спеша приступает к длинной процедуре чаепития. Хозяйство, насчитывающее двести душ, ведется как бы само собой.

Барин же в основном предается мечтаниям, постоянно дымя трубкой в полном молчании. Молодая супруга помещика занимается воспитанием двух отпрысков с оригинальными именами — Алкид и Фемистоклюс.

По описанию герой имеет добродушный нрав, видя в людях только хорошее. На недостатки он смотрит сквозь пальцы. Употребляемые слова и эпитеты — ласкательно-уменьшительные. Умеет создавать очень хорошее впечатление на незнакомых людей. Он так приятен, любезен в общении, что это выглядит странным и слащавым. Иногда кажется, что глаза источают сахар, а речи приторны.

Образ оказался настолько собирательно и узнаваемо описан, что после выхода произведения в свет появилось понятие «Маниловщина». Оно означает праздное, мечтательное отношение к жизни. Неспособность на любые практические действия и поступки. Помещик может настолько погружаться в свои фантазии, что кажется словно вокруг все замирает. Автор произведения подчеркивает, что в кабинете героя на столе годами может лежать книга открытая на одной и той же странице.

Образ Обломова

В отличие от предыдущего образа, Обломов не является новым персонажем русской литературы. Героя Гончарова можно сравнить с Онегиным или Печориным. Все они имели богатый внутренний мир, большой потенциал, но ничего полезного создать не смогли.

В отличие от Манилова, Илья Обломов не так однозначен и прост. Образ своего главного героя Гончаров выписал сложным и загадочным. Аристократ постоянно отделяет себя от окружающего мира. Даже его дом кажется нежилым.

С самого отрочества ему подавали пример нелюдимого образа жизни родные, которые постоянно опекали маленького Илюшу, всячески отгораживаясь от окружающего мира. Работать в поместье Обломовых было не принято.

Очень характерен сюжет с доставленным письмом, которое боялись открыть три дня. Это показывает, насколько настороженно относились ко всему в имении Обломовка.

Любимое занятие Ильи Ильича — лежать на диване и ничего не делать. Он постоянно на что-то жалуется и занимается словоблудием. Сам ничего не делает и удивляется, когда кто-то чем-то занят. Очень ленив. Ничего не хочет менять в жизни. Его устраивает, когда не происходит, ровным счетом, ничего. Прием и общение с посетителями для него превращается в пытку.

Ильич просто наслаждается тихой, неспешной жизнью. Ему не требуется суета. Он не собирается ничего никому доказывать.

Иногда к Илье заходят люди, рассказывая о своей жизни. Ему кажется, что они мельтешат и растрачивают свою жизнь по пустякам.

Сложно представить этого героя в активном действии. Его естественная среда обитания — уютный диван.

Он сам дал название своему поведению, и это имя стало нарицательным. «Обломовщина» означает апатию, личностный застой и хроническое безделье.

Между двумя героями существует много общего. Сразу бросается в глаза образ жизни. Каждый из них мог себе позволить ничего не делать, не трудится, а только предаваться размышлениям и мечтам.

Сравнение героев

В двух героях из абсолютно разных известных произведений есть много сходства. Они оба способны только мечтать и не хотят стремиться к чему-то большему. Один и другой являются обеспеченными дворянами, которым нет нужды работать. Одинакового среднего возраста, милы и умны.

Полное отсутствие желания вставать с дивана привели к тому, что оба не следят за своими домами. Их не интересует хозяйство, которое их кормит. Манилова считают образованным, хоть на самом деле он всего лишь хранилище штампов и расхожих цитат. Илья из-за лени образование не закончил.

Каждый из них добрый и доверчивый. Личности нежадные, верящие в романтику и любовь. Но если Обломова лень поглотила уже полностью, то Манилов еще проявляет некоторую активность.

В Илье сохранилась способность анализировать, делать выводы, думать. Манилов же способен только мечтать. Сравнение этих двух людей можно свести в таблицу.

Общие черты:

  1. Оба — мечтатели.
  2. Силы воли нет.
  3. Ведение хозяйства их не интересует.
  4. Жадность им не присуща. Один отказывается брать деньги за «мертвые души», а второй запросто отдает свой фрак товарищу.
  5. Герои произведений образованы.
  6. Доверчивы. Хозяйством каждого занимаются люди, которым не приходится отчитываться перед хозяином.

Оба помещика в плане личностного развития остановились на уровне детей, так и не сумев вырасти и повзрослеть. Инфантильность присуща обоим персонажам.

Различия героев:

  1. Илья Ильич живет в Петербурге, второй герой обитает в деревне.
  2. Внешний вид Ильича обрюзгший. В то время как гоголевский персонаж «человек видный».
  3. Один предпочитает диван всему остальному. Второй любит выезжать к знакомым.
  4. Обломов не умеет раздавать комплименты. Деревенский помещик льстив и красноречив.

Обломов однозначно гораздо умнее и способнее. К тому же у него совершенно отсутствует та самая слащавость и восторженность, которых в герое «Мертвых душ» с избытком. Логичным завершением истории Ильи становится смерть. Она выглядит естественным на фоне ленивого и скучного листания страниц жизни. Известный литературный критик Белинский сказал, что Манилов — это «старший брат» Обломова, когда помещичья лень достигла своих вершин.

Н. В. Гоголь выставляет своего героя отрицательным типом с мертвой душой. Персонаж может наговорить с три короба для получения своей выгоды. Гончаров же, напротив, относится к своему Илье с симпатией. Он его описывает человеком мягким, добрым, сердечным, который вызывает совсем другое отношение. Сравнительная характеристика Обломова и Манилова была бы неполной, если упустить лирическую составляющую. Обломов несчастен в любви. Даже вспыхнувшее было чувство к Ольге, нежность и романтизм не смогли изменить его судьбу. Все прошло тихо само собой.

Что же касается Манилова, то он получал настоящее удовольствие от своей жизни, увлекаясь своим бездельем. Скорее всего, такие люди более приспособлены к существованию в обществе. Это подчеркивается тем, что Манилов все-таки занимался продажей мертвых душ, имея полную семью.

Опасность лени

В заключение сочинения на тему Обломов и Манилов необходимо подчеркнуть, что оба очень напоминают друг друга. Общей характеристикой можно назвать лень и неспособность на свершение поступков. Никто из них не пытается что-то изменить в своей жизни. Они воспринимают окружающий мир и события как нечто отдельное от них. Герои только и делают, что выстраивают в голове теоретические проекты, предаваясь размышлениям. Но при этом неспособны просто убрать в доме. Романтичны и милы.

Илья Обломов совершенно не видит смысла выходить из дому, а вот Манилов любит выезжать в город для общения с людьми. При этом последний не имеет собственного мнения ни о чем. Увлечений тоже нет у обоих.

Образ Обломова вдумчивого и несчастного вызывает расположение и сострадание у читателя. Образ Манилова не вызывает никаких эмоций, поскольку герой показан пустым и никчемным.

Несмотря на то что определения «обломовщина» и «маниловщина» похожи, ставить знак точного тождества между ними не следует. Слово «обломовщина» означает «лень». «Маниловщину» можно охарактеризовать словом «пошлость».

Хотя местами по ходу сюжета персонажи произведений могут вызывать симпатии, обольщаться не следует. На этом надо делать акцент при выборе тем «Обломов» и «Манилов» в сочинениях для 10 класса. Когда в обществе начинают преобладать подобные «ленивые» идеи и настроения, это означает, что замедляется развитие общественно-экономических процессов. Не развивается культура и производство. В атмосфере начинает зреть апатия, безразличие и бездуховность.

Следующая цитата

Манилов – помещик из галереи образов «Мертвых душ». Мечты Манилова оторваны от реальной жизни, они переносят человека в далекую заоблачную даль фантазий. Мечты несбыточные, оттого что не имеют под собой ни реальных целей, ни средств к их осуществлению.

Храм для размышлений

До деревни Маниловка Павел Иванович добирался гораздо дольше обещанного. Хозяин поместья приглашал в деревню за 15 верст, на деле оказалось все 30. Гость с интересом стал рассматривать поместье. Заманить могло только название. Все остальное было полной противоположностью. Чичикова привлек вид беседки. В ней все было дисгармонично:

  • Зеленый купол;
  • Голубые колонны;
  • Жидкие кроны берез;
  • Затянутый зеленью пруд.

На убогом, на вид, строении висела надпись. Это была ни беседка, ни место отдыха. Название уличной беседки – «Храм уединенного размышления». О чем можно было рассуждать в таком месте? Кто был создателем строения? Чье уединение оберегал храм, стоящий на ветру, одиноко и мрачно? В голове Чичикова и читателя возникало множество вопросов. Автор пытается остановить сложные философские пути – это дань моды. Русские помещики пытались когда-то встать вровень с «аглицкими» поместьями. Появлялись пруды и беседки, но на этом все и заканчивалось. Но у Манилова осталось желание сидеть и представлять себя далеко от своего имения.

Контрастность строению для мечтаний создает еще одна деталь – горланящий петух. Он так «долбил» воздух, что сложно было отвлечься от реальности, но хозяин «Заманиловки» ничего вокруг себя не замечал, умел создать вокруг себя тишину и покой.

Нищая душа

Автор пытается разобраться в характере помещика. Он рассуждает сам с собой, признается читателю, что не может понять, о чем думает Манилов. Мысли героя известны только Богу, и то это не достоверный факт. Создавалось впечатление, что барин немногословен, с другой стороны, сказанное часто не имело смысла. Любимые выражения: «Да, недурно».

Причем это слово уже намекало на дальнейшие мысли человека, но оказывалось, что это итоговая фраза.

Мечты помещика

Мечтания персонажа уводили его так далеко, что читателю становится непонятно, откуда появляются такие нелепые мысли. Вид на двор и заросший пруд вызывал странные желания:

  • провести подземный ход;
  • выстроить каменный мост.

Манилов представляет мост не просто как архитектурное творение. В его уме он живой: стоят лавки, торговые ряды. Продаются мелкие предметы, нужные крестьянам, а торгуют купцы. Уже в этом видна «маниловщина», все неестественно, не жизненно, выдумано и нереально.

Манилов в беседе с гостем рассуждает о новом соседстве. Он не против хорошего общения, обмена любезностями, обсуждения научных новшеств. Мечты завершаются полетом руки в воздухе.

После удачного завершения сделки Чичиков покидает поместье. Хозяин стоит на крыльце, пока карета гостя не исчезла из вида. Манилов ушел в комнату и снова предался мечтаниям. Он представил, что живет на берегу реки, возвел мост, построил огромнейший дом. Дом настолько высокий, что видно Москву. Помещик представил удивительное будущее: их с Чичиковым сделали генералами. Дальше мысли унеслись уже не Богу, а к черту. Странная просьба гостя смутила ум, он запутался и курил трубку до ужина.

Читайте также: