Мастер и маргарита патриаршие пруды цитаты

Обновлено: 21.11.2024

«Мастер и Маргарита» – культовое произведение Михаила Булгакова, принесшее писателю мировую славу. Москва была молчаливой свидетельницей событий, происходивших с героями мистического романа. Наша статья поможет вам отыскать самые увлекательные и романтичные булгаковские места старой Москвы.

Патриаршие пруды – знаковое место, которое первым приходит в голову при упоминании «Мастера и Маргариты». Как раз здесь поэт Бездомный и председатель МАССОЛИТа Берлиоз встречают Воланда. Недалеко от Патриарших Берлиоз поскальзывается на масле, ранее разлитом Аннушкой, и попадает под трамвай.

Булгаков неслучайно выбрал Патриаршие пруды для начала своего романа и первого появления нечистой силы в нем. У живописного места любопытная история. Когда-то давно на этой земле было Козье болото. В народе оно имело дурную славу – козы всегда ассоциировались с чертями. В XVII веке территория отошла церкви. Болота засыпали, а вместо них вырыли три рыбных пруда. Правда, до наших дней сохранился лишь Большой Патриарший пруд.

В 2012 году на аллее у Патриарших появился необычный указатель. На привычном круглом щитке нарисованы силуэты Воланда, Коровьева и Бегемота. Ниже размещена надпись: «Запрещено разговаривать с незнакомцами». Знак периодически таинственным образом исчезает, но его возвращают вновь.

«Нехорошая квартира» № 50 в доме 302-Бис по Садовой – еще одно известное булгаковское место. В действительности такого адреса не существовало. Писатель выдумал его, зашифровав адрес собственной квартиры. Реальный прототип расположен на Большой Садовой, 10. Там Булгаков прожил 4 года со своей первой женой Татьяной. Советский коммунальный быт оставил в его воспоминаниях самые неприятные впечатления. Сейчас в этом доме сразу два музея.

Музей «Нехорошая квартира» – в той самой квартире № 50, где проживал Воланд со своей свитой. Это бывшая коммуналка с длинным коридором и комнатами по обе стороны. «Первый московский кабинет», «Синий кабинет», «Редакция», «Кухня» – в этих помещениях, при помощи подлинных вещей писателя, воссозданы уникальные интерьеры. Экспозиция передает, каким был быт Булгакова в годы проживания на Садовой.

Адрес: ул. Большая Садовая, 10, 6 подъезд, 4 этаж, кв. № 50

Часы работы: 12.00-19.00 (вторник, среда, пятница – воскресенье), 14.00-21.00 (четверг)

Музей-театр «Булгаковский Дом» – некоммерческий культурно-просветительский центр. Находится на первом этаже здания. Есть постоянная экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя, и временные выставки. Регулярно проводятся туры по булгаковской Москве. Особенно популярны ночные экскурсии и театрализованные, с участием профессиональных актеров. С 2009 года от метро Пушкинская туристов возит по городу стилизованный трамвай «302-БИС».

Адрес: ул. Большая Садовая, 10, 6 подъезд, 1 этаж

Часы работы: 13.00-23.00 (понедельник – четверг), 13.00-01.00 (пятница), 12.00-01.00 (суббота), 12.00-23.00 (воскресенье)

В подъезде дома «нехорошей квартиры» на стенах оставляют цитаты из романа, пожелания, изображения героев Булгакова. Есть примета, что все желания, написанные здесь, непременно исполнятся. В 2004 году даже был установлен ящик «Почта любви» для тех, кто загадывает на вечную любовь.

Прообразом Дома Грибоедова , где располагалось возглавляемое Берлиозом объединение литераторов МАССОЛИТ, стал Дом Герцена. В 20-х годах XX века в нем находилось сразу две организации: Московская ассоциация пролетарских писателей и Российская ассоциация пролетарских писателей. В цокольном этаже здания в тот период действительно работал ресторан с открытой летней верандой. Только вход в него был свободным. По роману, «здание сгорело дотла» после того, как Бегемот и Коровьев там «сидели мирно, совершенно тихо, закусывали. » Дом Герцена существует и по сей день – в нем функционирует Литературный институт имени Максима Горького.

Адрес: Тверской бульвар, 25

Прототипом эстрадно-циркового Театра Варьете , на сцене которого Воланд организовал сеанс черной магии, стал Московский мюзик-холл того времени. Сейчас в его здании – Московский академический театр сатиры. Большой кабинет финдиректора Римского одним из окон выходил «в летний сад Варьете, где помещались прохладительные буфеты, тир и открытая эстрада». Под описание явно подходит один из первых увеселительных садов Москвы – «Аквариум», расположенный возле здания театра. Правда, многих построек, к примеру, «голубого домика», в котором избивали администратора Варенуху, уже нет.

Адрес: Триумфальная пл., 2

Какое именно здание Булгаков подразумевал под особняком Маргариты , исследователи спорят. В Москве нет домов, детально совпадающих по описанию. Один из наиболее подходящих вариантов – особняк Саввы Морозова на улице Спиридоновка. Здание построено по проекту Федора Шехтеля в неоготическом стиле. К дому прилегает сад. Это место так или иначе фигурирует в повествовании. Например, в эпилоге Иван Николаевич Бездомный «через Спиридоновку с пустыми и незрячими глазами идет в арбатские переулки» и «подкрадывается к решетке, за которой он видит пышный, но еще не одетый сад, а в нем… готический особняк». Сейчас в здании находится Дом приемов Министерства иностранных дел России.

Адрес: ул. Спиридоновка, 17

Считается, что подвал Мастера , вероятнее всего, списан с полуподвального помещения, оборудованного под жилое, в доме братьев Топлениновых. Актер Владимир Топленинов и его младший брат, театральный художник Сергей Топленинов, были друзьями Булгакова. Писатель нередко гостил у них и работал над «Мастером и Маргаритой» в отведенной для него комнате с печкой в полуподвальчике. В то время возле дома росла пышная сирень, как описывает сам герой в книге.

Адрес: пер. Мансуровский, 9

«На закате солнца высоко над городом, на каменной террасе» дома Пашкова , который Булгаков заслуженно назвал одним из самых красивых зданий в городе, Воланд и Азазелло смотрели на Москву и прощались с ней, перед тем как покинуть. «Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев». Высотных зданий тогда еще не существовало в Москве, поэтому с Ваганьковского холма, где расположен дом, должен был открываться действительно великолепный вид. Сейчас здание принадлежит Российской государственной библиотеке.

Адрес: ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1

Где остановиться?

Mercure Арбат Москва располагается в шаговой доступности от основных исторических достопримечательностей, на знаменитой пешеходной улице. Неповторимый французский шик бутик-отеля гармонично сочетается с традициями русской культуры. Элегантный интерьер выполнен в духе усадьбы конца XIX века. В баре отеля La Promenade 24/7 представлены различные кухни мира.

Следующая цитата

Войти

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Булгаковская Москва. Патриаршие пруды

Ничего нового для любителей М.А. Булгакова я не напишу, подобные темы поднимались сотни раз, просто подборка фотографий из многочисленных поездок по Москве с небольшими комментариями и цитатами.

"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина."

А, кстати, почему Воланд впервые появляется именно здесь, а, скажем, не в Орехово-Борисово? История гласит, что в древности это место называлось Козьим болотом, где паслись козы, а козёл, как известно, является символом дьявола. А ещё в более глубокой древности, когда и Москвы-то никакой не было, здесь на болоте располагалось капище одного из древних языческих богов, которому приносились кровавые жертвы, местами человеческие, и жертвам отрезали головы. Правда это или нет, уже никто не скажет, история наука очень неточная.

Намного позже уже в 17 веке патриарх Иоаким место это освятил, болото осушил и приказал расположить тут три пруда, два из которых потом были засыпаны, и остался всего один, который потом был переименован в Пионерский. Но москвичи до сих пор говорят "Патриаршие".

Вот этот ресторанчик, который на моей памяти постоянно меняет название, неразрывно связан с Патриаршими и фигурирует во многих фильмах, например, в фильме "Мур есть Мур три" здесь располагают кафе "Привал странников".

И когда нечистая сила во всех фильмах или на рисунках шастает по прудам, этот ресторанчик так или иначе мелькнёт.

"Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной."

Конечно, скамейки располагаются лицом к пруду, чтобы люди им любовались. Наша парочка сидела на одной из этих скамеек, скорее всего на ближайшей, потому что она ближе всего к ларькам.

Теперь уже над ней повесили предупредительный знак, чтобы люди не были такими доверчивыми.

За их спинами располагалась Малая Бронная.

Но они никак не могли сидеть спиной к Патриаршим, как можно увидеть в сериале Владимира Бортко.

Я полагаю, что художники изображали неправильно стоящие лавочки по одной простой причине - чтобы были видны и лица персонажей, и пруд.

"Берлиоз не стал слушать попрошайку и ломаку регента, подбежал к турникету и взялся за него рукой. Повернув его, он уже собирался шагнуть на рельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый свет: загорелась в стеклянном ящике надпись "Берегись трамвая!". Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал."

Вот это место, перед домом "Патриарх".

Если стать лицом к Крылову, турникет находился справа от него.

Ходил там трамвай или не ходил, но безусловно мог. Скажем вот такой.

А сейчас трамвай "Аннушка" ходит по Чистым прудам.

Прототипом Аннушки была соседка Булгакова из комнаты напротив, бич всей коммунальной квартиры №50 – склочная, сварливая и скандальная Анна Горячева, которую все называли «дура с Садовой».

"Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Дом назывался "домом Грибоедова" на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя - Александра Сергеевича Грибоедова. МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать."

"Дом Герцена" находится по адресу Тверской бульвар, д.25. Здесь в 1812 году родился А. Герцен, который провел в доме первые 5 месяцев своей жизни. Сейчас здесь расположен Литературный институт имени Горького. А ранее здесь была Российская и Московская ассоциации пролетарских писателей. Здесь выступали А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский. Кроме этого, в здании находились литературный музей и ресторан. Во дворе здания был открыт памятник А. Герцену работы скульптора М.И. Мильбергера.

Теперь найдём театр "Варьете", который фигурирует в романе. Сейчас здесь Театр Сатиры. В начале века на этом месте был цирк Никитиных, который позже превратился в Мюзик-холл. Если перейти на другую сторону Садового, мы увидим торчащий из серой бетонной коробки купол прежнего цирка.

Именно из-под этого купола сыпались когда-то волшебные червонцы.

К Театру Сатиры вплотную примыкает небольшой сад «Аквариум». В него выходили окна кабинета финдеректора Римского. В саду нам тоже может померещиться какая-то чертовщина с рогами, но это всего лишь безобидный фонтан "Сатир".

Но для нас наибольший интерес представляет туалет в углу сада. Именно здесь Азазелло и Бегемот сперва лупят, а потом похищают Ивана Савельевича Варенуху.

"Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж."

Лавочку, где Маргарита познакомилась с Азазелло, точно вычислить невозможно, но наверняка в Александровском саду лицом к Манежу.

Но уж никак не возле Новодевичьего монастыря, откуда Манеж не может быть виден.

А вообще, не знаешь точно место, рисуй просто травку и не ошибёшься.

В теме были использованы иллюстрации Елены Мартынюк, Жана Лурьё и "Ретроателье". Возможно, кого-то я не упомянул, но найти авторов уже не представляется возможным.

Comments

( 73 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
Гулял там в июле,знака не обнаружил( Да там он, в августе был. Может, снимали на время. Или он чувства верующих оскорбил? (no subject) - cr2 - Sep. 5th, 2016 09:12 am (UTC) - Expand (no subject) - raven_yellow - Sep. 5th, 2016 09:15 am (UTC) - Expand (no subject) - cr2 - Sep. 5th, 2016 09:18 am (UTC) - Expand (no subject) - raven_yellow - Sep. 5th, 2016 09:59 am (UTC) - Expand (no subject) - cr2 - Sep. 5th, 2016 10:30 am (UTC) - Expand (no subject) - kwakin_misha - Sep. 5th, 2016 10:50 am (UTC) - Expand (no subject) - raven_yellow - Sep. 5th, 2016 11:11 am (UTC) - Expand (no subject) - kwakin_misha - Sep. 5th, 2016 11:21 am (UTC) - Expand

Очень интересную книгу читала о романе. Автора жаль забыла. Но для понимания романа - бесценная книга. У Михаила Афанасьевича всё точно! Цитата -
Однако, прежде чем приступать к определению дат, необходимо уяснить, насколько достоверными являются временные признаки, содержащиеся в литературном произведении такого жанра. О их надежности Булгаков должен был обязательно просигнализировать в тексте, дав дополнительный "ключ", облеченный в броскую, парадоксальную форму.

В качестве такого "ключа" можно рассматривать реакцию Маргариты на замечание Воланда о том, что Пилат "каждое полнолуние испытывает беспокойство": "Двенадцать тысяч лун за одну когда-то, не слишком ли это много?" Броская парадоксальность этой фразы, увязанной Булгаковым с темой милосердия, заключается в том, что за 19 веков, прошедших со времени казни Христа, полнолуний было почти в два раза больше! Но всеведущий Воланд не поправил Маргариту, из чего можно усмотреть намек на какую-то астрономическую особенность. Действительно, полнолуние, строго говоря, является не периодом, а кратким мгновением и может фиксироваться только на той половине земного шара, которая обращена к Луне. Поскольку синодический месяц содержит не целое число суток, каждое последующее полнолуние наблюдается в разных частях земного шара. Поэтому за длительный период времени в каждой конкретной точке Земли наблюдается только половина всех полнолуний.

Исходя из длительности земного года и синодического месяца, путем несложных расчетов нетрудно убедиться, что, несмотря на диктуемое спецификой жанра округление Маргаритой количества полнолуний до целого числа тысяч, фактическая ошибка составляет менее двух процентов. То, что бросается в глаза как явная и грубая ошибка, на самом деле таковой не является. Этот вывод представляется достаточным, чтобы принять описанный парадоксальный эпизод как прямое указание Булгаковым на достоверность включенных в текст временных меток.

Следующая цитата

1. – Это водка? – слабо спросила Маргарита. Кот подпрыгнул на стуле от обиды. – Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!

2. Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.

3. Я о милосердии говорю. Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки.

4. Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.

5. Трудный народ эти женщины!

6. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

7. Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.

8. Все будет правильно, на этом построен мир.

9. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда! Встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и она замечена, а вы пойманы.

10. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

11. Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.

12. Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!

13. Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны. ну, что ж. обыкновенные люди. в общем, напоминают прежних. квартирный вопрос только испортил их.

14. Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!

15. Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!

16. -Трусость - один из самый страшных человеческих пороков. -Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость - САМЫЙ страшный человеческий порок

17. Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.

18. Самый страшный гнев - гнев бессилия.

19. Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?

20. Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?

21. Иногда лучший способ погубить человека — это предоставить ему самому выбрать судьбу.

22. Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.

23. Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.

24. Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

25. – Вы не Достоевский, - сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым. – Ну, почем знать, почем знать, - ответил тот. – Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно. – Протестую, - горячо воскликнул Бегемот. - Достоевский бессмертен!

26. Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.

27. Я тебе сказку расскажу. Была на свете одна тетя. И у неё не было детей и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая.

28. Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится.

29. Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.

30. — Знаю, — ответил мастер, — моим соседом в сумасшедшем доме был этот мальчик, Иван Бездомный. Он рассказал мне о вас. — Как же, как же, — отозвался Воланд, — я имел удовольствие встретиться с этим молодым человеком на Патриарших прудах. Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!

31. Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десяти…

32. Слушай беззвучие, слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной.

33. Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!

34. Зачем же гнаться по следам того, что уже давно окончено?

35. Нет документа, нет и человека.

36. Виноват, для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?

37. - Добрые люди? Ты всех, что ли, так называешь? - Всех, злых людей нет на свете.

38. Факт - самая упрямая в мире вещь.

39. Не шалю, никого не трогаю, починяю примус. И еще считаю долгом предупредить, что кот - древнее и неприкосновенное животное.

Следующая цитата

Эти строки открывают знаменитый роман, после которого Патриаршие пруды стали главным символом булгаковской Москвы. Но почему Патриаршие пруды так называются?

Историк Татьяна Григорьева указывает, что несколько веков назад это место было Козьим болотом - неподалеку от него разводили коз. Местность получила название "Козиха", сегодня память об этом сохранили Большой и Малый Козинские переулки.

В XVII веке здесь поселился патриарх Гермоген, основав Патриаршую слободу с церквями Спиридона Тримифунтского и Ермолая Священномученика. Болото осушили, а на его месте вырыли пруды, наполняемые подземными ручьями. В них стали разводить рыбу к патриаршему столу. Тогда прудов было три - отсюда название Трехпрудного переулка.

Три пруда превратились в один после Отечественной войны 1812 года: к этому времени местность пришла в запустение, так как Петр I упразднил патриаршество, а последний Патриарх Московский и всея Руси Адриан умер еще в 1700 году. Восстанавливая Москву после пожара, решили оставить один пруд, два остальных закрыли.

В конце 1812 года у Патриаршего пруда строит дом Иван Дмитриев, знаменитый поэт и баснописец того времени. Его называли "патриархом московской словесности", у него в гостях бывали Карамзин, Крылов, Жуковский, Пушкин и Гоголь.

После выхода в свет романа Булгакова, Патриаршие пруды обрели особый символизм: тут и "Нехорошая квартира", и Патриаршая аллея, где под решеткой находится отрезанная голова Берлиоза, и скамейка Воланда.

Читайте также: