Мастер и маргарита фрида цитаты
Обновлено: 21.11.2024
1. – Это водка? – слабо спросила Маргарита. Кот подпрыгнул на стуле от обиды. – Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
2. Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
3. Я о милосердии говорю. Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки.
4. Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.
5. Трудный народ эти женщины!
6. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
7. Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
8. Все будет правильно, на этом построен мир.
9. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда! Встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и она замечена, а вы пойманы.
10. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
11. Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
12. Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
13. Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны. ну, что ж. обыкновенные люди. в общем, напоминают прежних. квартирный вопрос только испортил их.
14. Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
15. Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!
16. -Трусость - один из самый страшных человеческих пороков. -Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость - САМЫЙ страшный человеческий порок
17. Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.
18. Самый страшный гнев - гнев бессилия.
19. Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?
20. Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
21. Иногда лучший способ погубить человека — это предоставить ему самому выбрать судьбу.
22. Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
23. Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
24. Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
25. – Вы не Достоевский, - сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым. – Ну, почем знать, почем знать, - ответил тот. – Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно. – Протестую, - горячо воскликнул Бегемот. - Достоевский бессмертен!
26. Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.
27. Я тебе сказку расскажу. Была на свете одна тетя. И у неё не было детей и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая.
28. Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится.
29. Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.
30. — Знаю, — ответил мастер, — моим соседом в сумасшедшем доме был этот мальчик, Иван Бездомный. Он рассказал мне о вас. — Как же, как же, — отозвался Воланд, — я имел удовольствие встретиться с этим молодым человеком на Патриарших прудах. Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!
31. Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десяти…
32. Слушай беззвучие, слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной.
33. Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!
34. Зачем же гнаться по следам того, что уже давно окончено?
35. Нет документа, нет и человека.
36. Виноват, для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?
37. - Добрые люди? Ты всех, что ли, так называешь? - Всех, злых людей нет на свете.
38. Факт - самая упрямая в мире вещь.
39. Не шалю, никого не трогаю, починяю примус. И еще считаю долгом предупредить, что кот - древнее и неприкосновенное животное.
Цитаты из романа "Мастер и Маргарита" Булгакова: афоризмы, крылатые выражения, мудрые фразы
Цитаты Иешуа
Цитаты Понтия Пилата
Цитаты автора
Цитаты Воланда
Цитаты Коровьева
Цитаты кота Бегемота
Цитаты Азезелло
Цитаты Мастера
Цитаты Ивана Бездомного
Цитаты других героев
Это были цитаты из романа "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова: афоризмы, крылатые выражения, мудрые фразы из произведения.
Следующая цитата
В этой статье представлены цитаты из романа "Мастер и Маргарита" Булгакова: афоризмы, крылатые выражения, знаменитые мудрые фразы из произведения.
Смотрите:
- Краткое содержание романа
- Все материалы по роману "Мастер и Маргарита"
Следующая цитата
Образ Фриды в романе не сказать, что центральный, но важный для понимания образа самой Маргариты. Формально он списан с газетной истории о реальной женщине Фриде Келлер, убившей своего ребенка по тем же мотивам, что и Фрида в романе, да еще и на пасхальной неделе. Если кто не знает, то Воланд появился на Патриарших прудах в среду на страстной неделе. При этом Фрида на балу среди всех этих убийц, развратников и прочих гадов явно показана случайным запутавшимся человеком. Зачем же Булгаков вводит данный образ? Давайте разбираться.
Во-первых, в своем закатном романе Булгаков постоянно полемизирует с «Фаустом» Гете, и образ Гретхен, безусловно, оказал влияние не только на Геллу, но также и на Фриду. И простая параллель, Гелла – это, привидившаяся Фаусту, мстящая Медуза-Горгона, а Фрида хоть и находится среди душевно и духовно мертвых упырей, но душа ее жива, она сожалеет и страдает. Фрида – это Гретхен при жизни, осужденная на казнь и всеми презираемая. Исследователь творчества Булгакова Борис Соколов пишет, что слова Маргариты, «а где отец ребенка?» это слова Огюста Фореля поднявшего эту тему в своей книге «Половой вопрос». Форель дал полную картину преступления и страданий этой женщины. И, несмотря на весь ужас ее преступления, поставил перед обществом вопрос о снисхождении, об избыточности для нее смертного приговора. В итоге, смертный приговор был заменен пожизненным заключением. В конце концов, со временем она была освобождена и даже пережила самого Булгакова. Но это все, так сказать, внешняя канва произведения.
У всех этих женщин в мифологии есть общий прототип и он объединяет их всех. Как я уже писал в постах «О последнем приюте Мастера» и «о Гелле», Маргарита определенно награждается Булгаковым атрибутами богини любви и красоты Афродиты: желтые цветы при знакомстве с Мастером (желтый – это цвет Афродиты), плюс указание на то, что она ни одного дня в жизни не работала (в мифологии делается акцент на этом качестве богини), Маргарита не любит мужа-инженера и изменяет ему с Мастером (Афродита также изменяет мужу - кузнецу Гефесту).
Вообще в мифологии сочетание букв ФР в большинстве своем устанавливает связь с богиней любви и красоты, Наряду с аФРодитой, это также ФРея, и ФРигг (в своем аспекте покровительствующем любви), и Прасковья (буква Ф часто меняется с П и даже Т), она же Параскева-Пятница (вспоминаем, что пятница – это день посвященный Венере). Такие сочетания астрологи используют при выборе имен ребенку, чтобы усилить качества определенной планеты. Так именами Марса становятся: АРСений, АРтем, ЯРослав, ЯРило.
Исходя из этого имя ФРида сохранено Булгаковым, а не изменено на какую-нибудь Дусю. И более того Фрида через свое имя относится к Маргарите, как к богине, которой она была при рождении посвящена и молит о заступничестве. «Фрида. Меня зовут, Фрида, королева.» Ведь, если Афродита наградила Фриду красотой и сексуальной притягательностью для мужчин, то кому же, как не ей помочь. Любопытно, что одного из своих детей - Приапа - Афродита после родов бросила умирать в лесу, правда мотив в мифологии другой.
И Маргарита, чувствуя это родство по духу, не просто дает ей неосторожную надежду. Приобретая на балу особую мистическую силу, она становится ответственна, за тех «кто верит в нее и в ее мощь». Поднимаясь по ступеням жертвенности и страданий, превращаясь в любовь небесную, Маргарита уже не может остаться глуха к мольбам других людей. В определенной степени она получает свою силу благодаря им. Теперь в ее власти наказывать или прощать, и Воланд говорит ей об этом прямо («Я этого делать не буду. А Вы сделайте.»). Маргарита еще не осознала до конца, что произошло с ней на балу, и потому сомневается («А разве по-моему выйдет?»). Кроме того этот мотив является противопоставлением поступков Маргариты и деяний Пилата и Коровьева, она не предает тех, кто надеется на нее. И именно потому получает настоящую власть.
Освобождение Фриды для Маргариты – это единственный путь к окончательному преображению. Как уже мной говорилось не раз, жертвоприношение является важнейшим фактором внутренних трансформаций. Похоронив в глубине души свою надежду на встречу с мастером, она переворачивает мир, переходит от состояния нигредо к альбедо и объединяется со своей второй половиной (в терминологии Юнга анимусом).
Фрида необходима Маргарите не меньше, чем Маргарита Фриде. Вот в чем суть ее образа.
Кстати, а вы знаете, как звали гетеру с которой знаменитый скульптор ПРакситель ваял знаменитую статую Афродиты? ФРина. Сенат судил ее под предлогом того, что земная женщина не может представляться Афродитой. Это, по их мнению, было оскорблением богини. Ее адвокат (а по некоторым сведениям она сама) в суде сорвал с нее одежды. Судьи, оценив красоту ее тела, изменили свое решение. Так в свое время Фрина получила заступничество от самой- Афродиты.
Следующая цитата
Продолжаем беседу о любви, верности и милосердии в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита. Часть третья, о Фриде, совете напиться и последствиях.
Лекция Андрея Кураева
И мы продолжим с 15-ой минуты , где речь идет о грешнице Фриде, убившей своего незаконорожденного малыша, и теперь, уже после жизни, её вечно мучают платком, которым она задушила своего ребенка.
Лектор пеняет Маргарите за негодный совет напиться, когда Фрида бросается к ней за помощью, памятуя, что Королева Бала имеет возможность добиться милости. Но лектором снова опущена предыстория просьбы и данного Маргаритою совета. Обратимся к книге, к тому месту, где Коровьев рассказывает историю преступления и наказания : " Дело в том, что, когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка.
– А где же хозяин этого кафе? – спросила Маргарита.
– Королева, – вдруг заскрипел снизу кот, – разрешите мне спросить вас: при чем же здесь хозяин? Ведь он не душил младенца в лесу!
Маргарита, не переставая улыбаться и качать правой рукой, острые ногти левой запустила в Бегемотово ухо и зашептала ему:
– Если ты, сволочь, еще раз позволишь себе впутаться в разговор.. "
То есть пострадавшее Бегемотово ухо свидетель тому, что Маргарита оценила эту историю и приняла решение, чего она будет просить, когда ей будет предложено вознаграждение за роль хозяйки. Она была женщиной грамотной, о сделках с Дьяволом явно читала, была осведомлена о том, что торг "это, это, и это вот еще" здесь неуместен, и понимала все перспективы своего поступка. И именно поэтому она спрашивает Фриду, нравится ли той шампанское и даёт столь осуждаемый уважаемым лектором совет: " – Так вы напейтесь сегодня пьяной, Фрида, и ни о чем не думайте. "
Фрида. Кадр из фильма Мастер и Маргарита Фрида. Кадр из фильма Мастер и МаргаритаОна, по воле судьбы бездетная, решается просить за детоубийцу и отказаться от собственных желаний именно из-за понимания тотальной несправедливости наказания для несчастной женщины, которую сначала изнасиловали и опорочили, а потом вышвырнули с незаконнорожденным, обрекая на всю лютость, на которую способна т. н. "общественная мораль"
Что это, если не благородное самопожертвование и та самая "милость к падшим"? Грешница Маргарита здесь истинная христианка, жертвенная и милосердная, причем в самое неподходящее время и в самом неподходящем для этого месте.
А то, что она говорит Воланду "..мне будет неудобно." и к чему апеллирует лектор, так это издержки того, что говорит она с Сатаной, которому милосердие неведомо. Стала бы умная и отважная женщина апеллировать к милосердию такой персоны? Как отец Андрей себе представляет альтернативный вариант подобной беседы?
Но Воланд то ли удовлетворен "испытанием Фридой" (он в романе скорее страшный, но справедливый представитель Управления Исполнения Наказаний", чем воплощение лжи и зла), то ли имеет свои планы на вознаграждение Мастера за "провИдение прошлого", и возвращает Мастера его возлюбленной. Тут Кураев снова возмущен, что Маргарита назвала любимого человека "любовником" . Но как его еще назвать, когда Мастер был именно любовником? И Маргарита Николаевна знает, что любовь не к мужу, наличие другого мужчины при существующих брачных отношениях это грех. Лицемерить перед Сатаной? Смешно, право. И крайне неуместно.
Кадр из фильма Мастер и Маргарита Кадр из фильма Мастер и МаргаритаИменно поэтому написано так, как написано: " – Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера , – сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой. ". Откуда судорога? Да потому что она только что распрощалась с шансом спасти Мастера и получила вновь возможность обрести его. Тут только присутствие нечисти и выпитый спирт, а также недюжинное самообладание позволили не забиться в рыданиях и конвульсиях. Но об этом молчит почтенный лектор, ибо его задача сделать Маргариту пособницей Воланда, вместо признания её победительницей. Фриду-то отпустила именно она.
Теперь забежим немного вперед, к 33-ей минуте лекции, потому что "Иершалаимские" совпадения, которые отец Андрей трактует как синергию Мастера и Воланда, требуют отдельной статьи и поговорим о состоянии здоровья "загадочного иностранца." Отец Андрей предполагает, что разный цвет глаз у Воланда это признак "дурной болезни", сиречь сифилиса. Странно слышать это от священника, тем более столь искушенного в богословии. Проблема в том, что Сатана, он же Воланд, он же Люцифер, является поверженным херувимом (небесное существо, самое близкое к Богу), прекраснейшим и совершенным, с пожизненной гарантией от Создателя всего сущего в плане здоровья: "Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. — (Иез. 28:13 –15)" Херувим с сифилисом? Это, наверное, шутка такая, ибо херувимы - совершенные создания, предвечные предстоящие.
А колено.. . Воланд отделывается баечкой про ведьму с Лысой горы, хотя всякий, знающий легенду о низвержении Люцифера понимает, что такое крутое пике не могло обойтись без последствий - это, так сказать, "болевая точка", напоминание о бунте и каре. Оно бы и не болело (помним о пожизненной гарантии), но должно.
А в четвертой части я изложу свои соображения о "синергии" Воланда и Мастера, откуда появились "Иершалаимские эпизоды", изложенные разными героями романа, и почему Мастер сподобился не света, но покоя.
Читайте также: